Содержание
Тюнинг салона ВАЗ 2109 (девятки) своими руками в домашних условиях с фото
Штатный салон ВАЗ 2109 довольно скучен и малопривлекателен. Однако прибегая к тюнингу можно не только преобразить его, но и повысить уровень комфорта, выполнив шумоизоляцию, перетяжку, а также применив современные элементы освещения. При желании каждый может модернизировать интерьер по своему вкусу, воплощая практически любые идеи.
Содержание
Тюнинг салона ВАЗ 2109
Улучшение подсветки приборного щитка
Видео: установка светодиодной ленты в щиток приборов ВАЗ 2109
Доработка шкал комбинации приборов
Модернизация приборной панели
Перетяжка салона
Дверные панели
Шумоизоляция
Моторная перегородка
Пол и арки
Видео: обесшумка салона «девятки»
Крыша
Двери
Пластиковые элементы
Видео: шумоизоляция торпеды на примере ВАЗ 21099
Модернизация руля
Перетяжка и замена сидений
Фотогалерея: тюнинг салона «девятки»
Тюнинг салона ВАЗ 2109
ВАЗовская «девятка», несмотря на свой преклонный возраст, пользуется популярностью и по сей день. Есть немало автовладельцев, которые негативно отзываются об этом автомобиле, но есть и те, которым модель приходится по нраву. В особенности автомобиль популярен среди молодёжи и начинающих автомобилистов. Доступная стоимость позволяет не только приобрести этот автомобиль, но и проводить различные доработки. Тюнинг может касаться как внешности, так и салона ВАЗ 2109. На доработках интерьера стоит остановиться более детально, ведь именно в салоне владелец и пассажиры проводят бо́льшую часть времени.
Улучшение подсветки приборного щитка
Штатная подсветка щитка приборов ВАЗовской «девятки» устраивает далеко не каждого, поскольку жёлтое свечение не только тусклое, но и не придаёт приборке никакой выразительности. Чтобы исправить ситуацию, приходится прибегать к замене штатных осветительных элементов на современные светодиодные. Для модернизации комбинации приборов нужно подготовить:
- диодную ленту желаемого цвета свечения;
- паяльник;
- провода;
- цоколь под лампочку;
- пистолет с горячим клеем.
Непосредственно доработка состоит из следующих шагов:
- Демонтируют щиток из торпеды.
- Отсоединяют цоколи с лампочками и снимают плату, после чего удаляют стекло с козырьком. Для этого нажимают на соответствующие защёлки.
С приборки вынимают цоколи и снимают стекло
- Посредством пайки соединяют диодную ленту и цоколь.
Светодиодную ленту соединяют прводками с цоколем
- При помощи пистолета наносят клей и фиксируют ленту и провода к крышке.
После пайки светодиодную ленту фиксируют в щитке клеевым пистолетом
- Собирают щиток в обратном порядке.
После доработок приборку ставят на место
Свободные отверстия под цоколь нужно заклеить, чтобы исключить попадание пыли.
Видео: установка светодиодной ленты в щиток приборов ВАЗ 2109
Доработка шкал комбинации приборов
Помимо освещения в щитке приборов можно заменить шкалы, которые сделают приборку более современной и читаемой. Для тюнинга этого узла сегодня предлагается широкий выбор накладок, в которых предусмотрены все установочные отверстия. После приобретения накладок можно приступать к модернизации:
- Снимают щиток, а затем и само стекло.
- Аккуратно демонтируют стрелки приборов.
Для снятия шкалы необходимо аккуратно демонтировать стрелки
- Со щитка снимают штатную накладку.
Накладку аккуратно снимают со щитка
- Фиксируют новую накладку клеевым пистолетом.
С помощью клеевого пистолета фиксируют новую накладку
- Устанавливают стрелки и собирают всё в обратной последовательности.
Если новая шкала рассчитана на просвет, то на каждый прибор можно установить по светодиодному элементу, что значительно преобразит щиток.
Для улучшения подсветки шкал можно установить дополнительные светодиоды
Модернизация приборной панели
Часто тюнинг салона затрагивает торпеду, поскольку штатное изделие имеет не очень привлекательный вид. Для отделки панели в основном используют кожу. Качественно выполнить работу своими руками довольно сложно. Поэтому лучше доверить перетяжку профессионалам. Суть модернизации сводится к следующим действиям:
- Панель дорабатывают, если это требуется, например, под установку каких-либо кнопок или дополнительных приборов.
- По каркасу делают выкройки, после чего сшивают элементы.
Из материала делают выкройки для последующей перетяжки торпеды
- Часть торпеды, которая не будет обтянута кожей, подкрашивают или перекрашивают в другой цвет.
- Выполняют перетяжку панели.
Если есть навыки, панель можно качественно перетянуть и самому
Иногда владельцы «девяток» внедряют панели от других авто, например, от BMW E30 или Opel Astra.
На ВАЗ 2109 можно установить торпеду от Opel Astra
Процедура эта не из лёгких, поскольку подобрать по размерам, а после подогнать торпеду по месту, непросто. К тому же придётся полностью переделывать крепление. При внедрении иной панели замене подлежит также щиток приборов.
При установке панели от другого авто потребуется также замена щитка приборов
Перетяжка салона
Тюнинг салона не обходится без перетяжки элементов интерьера. Заводской пластик и ткань в отделке не вызывают никаких эмоций, смотрятся серо и обыденно. Те автовладельцы, которые хотят внести некую изюминку, улучшить внутреннее убранство, прибегают к замене штатных и применению современных отделочных материалов. Среди наиболее популярных можно выделить:
- кожа;
- алькантара;
- экокожа;
- велюр;
- карпет;
- винил.
Дверные панели
Один из элементов, который никак нельзя оставить без внимания — карты дверей. Обычно панели «девятки» отделаны тканью либо полностью выполнены из пластика.
Штатные дверные карты выглядят довольно скучно и непривлекательно
Для усовершенствования элементов необходимо подобрать желаемый отделочный материал и подготовить инструменты:
- ножницы;
- нож;
- маркер;
- клей «Момент»;
- отвёртка.
После подготовительных мероприятий выполняют следующие шаги:
- Панель снимают с дверей и удаляют тканевую вставку.
Дверные карты снимают с дверей и вынимают тканевую вставку
- Отмеряют необходимый кусок ткани и делают разметку.
На куске подобранного материала делают необходимую разметку
- Обезжиривают и наносят клей в два слоя с некоторой выдержкой после первого.
На дверную карту наносят клей и выжидают необходимое время
- Прикладывают к материалу дверную карту по разметке.
Согласно разметке приклеивают материал к дверной карте
- Дают клею высохнуть согласно инструкции.
- Загибают и натягивают материал на углах. Чтобы отделка была податливее, можно использовать фен.
Материал тщательно натягивают по углам, используя строительный фен
- Аналогичным образом отделывают вставку, применяя для контраста материал иного цвета.
Для придания более привлекательной внешности в отделке дверных обшивок используют материалы разных цветов
Шумоизоляция
Повышение уровня комфорта, так или иначе, связано с уменьшением уровня вибраций и шумов, которые поступают в салон снаружи от колёс, двигателя, ветра и т. п. Для проведения качественной вибро- и шумоизоляции обработке подвергают весь кузов изнутри, т. е. крышу, двери, пол, багажник, моторный щит. Сегодня выбор материалов для рассматриваемых целей довольно широк, но из всего разнообразия можно выделить следующие наименования:
- Вибропласт;
- Визомат;
- Битопласт;
- Сплен;
- пенка.
Из инструментов понадобится следующий перечень:
- строительный фен;
- резак;
- валик.
Для начала работ необходимо полностью разобрать салон автомобиля, т. е. снять сиденья, переднюю панель и все отделочные материалы. Старая шумоизоляция удаляется, кузов в местах коррозии зачищается и грунтуется.
Моторная перегородка
Шумоизоляцию рекомендуется начинать именно с моторного щита:
- Поверхность обезжиривают ветошью, смоченной в растворителе.
- Укладывают слой Вибропласта. Материал лучше всего наносить в два слоя, прогревая его феном для лучшей укладки.
Первым слоем на моторный щит наносят слой виброизоляции
- Наносят слой Сплена.
Поверх виброизоляции наносят слой шумоизолирующего материала
Пол и арки
В продолжение вибро- и шумоизоляции обрабатывают днище салона:
- Наносят слой виброизоляционного материала на дно и два слоя на арки. В местах с неровной поверхностью необходимо применять шпатель.
Пол покрывают слоем виброизоляции, а арки двумя слоями
- Поверх виброизоляции укладывают пенополиуретан.
По аналогии с моторной перегородкой выполняют обесшумку пола
- Днище оклеивают пенкой толщиной 8 мм.
Видео: обесшумка салона «девятки»
Крыша
При обработке крыши Вибропласт наносят между поперечинами, для чего материал разрезают на куски нужного размера. Поверх виброизоляции наносят Сплен, фиксируя его двухсторонним скотчем.
Между поперечинами потолка наносят слой виброизолятора
Двери
Шумоизоляция дверей ВАЗ 2109 с завода хоть и присутствует, но в минимальном количестве и особого толку от неё нет. Обработку дверей проводят следующим образом:
- Наружную часть двери оклеивают Визоматом.
Внутри дверь покрывают виброизолирующими материалами
- Поверхность, обращённую в салон, обрабатывают Спленом сплошным куском.
Со стороны салона дверь обрабатывают сплошным куском Сплена
- Если в двери планируется установка акустики, то их нужно вибро- и шумоизолировать полностью без пропусков, в том числе и технологические отверстия.
Пластиковые элементы
Элементы салона, выполненные из пластика, также следует обработать шумоизоляцией:
- Демонтируют все детали и накладки.
- Часть торпеды, которая касается кузова, обрабатывают пенкой толщиной 4 мм.
- Нижнюю часть торпеды, а также полку вещевого отсека, места под динамики и боковины панели оклеивают Визоматом и Битопластом.
- Козырёк щитка приборов обрабатывают Визоматом.
- Чтобы исключить металлический дребезг защёлок, их покрывают герметиком.
- Центральную панель обрабатывают теми же материалами, что и торпеду.
- Крышку вещевого ящика изнутри оклеивают Визоматом, а снизу на двухсторонний скотч фиксируют ковролин.
- После всех процедур салон собирают в обратном порядке.
Видео: шумоизоляция торпеды на примере ВАЗ 21099
Модернизация руля
Рулевое колесо — один из первых элементов, на который обращают внимание при посадке в автомобиль. Тюнинг руля подразумевает применение оплётки из современных материалов либо полностью замену детали на спортивный вариант. При выборе отделки на «девяточную» баранку следует ориентироваться на размер 37–38 см. Среди наиболее популярных материалов является кожа, экокожа. Самый простой вариант оплётки имеет вид чехла. Для его установки достаточно натянуть изделие на руль. Есть варианты, когда оплётку требуется сшивать нитью или шнуром. В этом случае каждый автовладелец решаем сам, что ему по душе.
Одним из простых вариантов тюнинга руля является установка чехла
Если же рассмотреть спортивный вариант рулевого колеса, то следует учитывать некоторые моменты:
- для его установки понадобится специальный переходник;
- тюнингованный руль, как правило, имеет меньший диаметр по сравнению со стандартом, и управлять им далеко не всегда удобно.
Спортивное рулевое колесо смотрится привлекательно, но далеко не всегда удобно в управлении
Перетяжка и замена сидений
Заводские сиденья ВАЗовской «девятки» можно улучшить двумя способами:
- перетяжкой;
- заменой на новые кресла.
Обновить сиденья можно обычной перетяжкой либо полной переделкой каркаса с монтажом боковой поддержки. Для этого придётся полностью разобрать изделие. Проведение подобных работ требует определённых навыков, поскольку неправильные действия могут привести к неудобной посадке и в целом к непредсказуемым последствиям в экстренных ситуациях.
Для перетяжки сидений чаще всего выбирают:
- кожа;
- замша;
- алькантара;
- флок;
- велюр.
После выбора материала работу проводят в следующей последовательности:
- Демонтируют сиденья из салона и разбирают их, снимая старый материал.
Сиденья демонтируют из салона и полностью разбирают
- Если старый каркас имеет повреждения, прибегают к сварочным работам.
- Накладывают пенолитьё на каркас.
На каркас накладывают пенолитье, если нужно, заменяют его на новое
- По старому чехлу вырезают заготовки из выбранного отделочного материла.
- Сшивают элементы на швейной машинке.
- Натягивают обивку на спинку, зацепляя материал за специальные зубчики.
Материал натягивают, зацепляя его за специальные зубцы
- Натяжку чехла на сиденье выполняют при помощи проволоки.
Натяжение чехла на сиденье выполняется с помощью проволоки
- Перетяжка всех кресел проводится аналогичным образом.
- После окончания процедуры сиденья монтируют на место.
После доработки сиденья устанавливают на место
Если же преследуется цель полностью заменить сиденья ВАЗ 2109 на более комфортабельные, то подбор следует проводить таким образом, чтобы доработки были минимальными. С небольшими переделками на рассматриваемое авто подходят кресла от Opel Vectra.
Фотогалерея: тюнинг салона «девятки»
- Доработка сидений позволяет изменить не только их внешний вид, но и улучшить посадку
- Установка торпеды от другого авто позволяет сделать салон современнее
- Улучшенная подсветка салона обеспечивают дополнительный комфорт не только для водителя, но и для пассажиров
- Спортивные сиденья позволяют максимально комфортно чувствовать себя водителю при заточке автомобиля под спорт
- Модернизация торпеды своими руками позволяет встроить в неё акустику либо мультимедию
- Внедрение дополнительных приборов делает эксплуатацию автомобиля более комфортной, давая водителю дополнительную информацию о состоянии важных узлов и систем
- Подсветка ног пассажира и водителя вносит некую изюминку в обыденный интерьер «девятки»
- Внедрение светодиодного освещения в бардачок является одним из вариантов тюнинга салона
- Современные коврики пола также являются вариантом модернизации салона ВАЗ 2109
- Тюнингованная панель в совокупности со спортивным рулём делает машину отличной от других
Тюнинг салона ВАЗовской «девятки» является увлекательным процессом. В зависимости от пожеланий и финансовых возможностей владельца, интерьер можно изменить до неузнаваемости. Заменив отделочные материалы салона на современные, в машине будет приятно находиться как водителю, так и пассажирам. К тому же модернизацию можно выполнить своими руками без применения специальных инструментов.
- Автор: Владимир Долженков
- Распечатать
Оцените статью:
(13 голосов, среднее: 4.8 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Пошаговый тюнинг салона ВАЗ 2109
Наверное, мало кого из владельцев ВАЗ-2109 устраивает салон его автомобиля. На фоне более современных одноклассников внутреннее убранство «девятки» выглядит устаревшим. Причем здесь нет разницы, высокая панель у вашего авто или низкая. Поэтому каждый владелец «девятки» хотя бы раз задумывался о том, как бы осовременить интерьер своей машины.
Ничего особо сложного в этом нет, и все вполне можно сделать своими руками. При наличии соответствующего желания, некоторой суммы денег и представления о конечном результате удастся добиться потрясающих результатов. По сути, здесь все зависит только лишь от вашей фантазии и, конечно же, от финансовых возможностей.
Для того чтобы улучшить интерьер «девятки», желательно изменить:
- щиток приборов;
- торпеду;
- обшивку потолка;
- дверные карты.
Это самые главные моменты. Кроме того, нередко автовладельцы меняют также и передние сиденья на более удобные или просто надевают на них красивые чехлы. Конечно, для того чтобы «девятка» выглядела изнутри, как современные автомобили, придется потрудиться. Но конечный результат затраченных усилий – это радующее глаз внутреннее убранство. Согласитесь, ради этого стоит потратить и время, и деньги.
Читайте также: Какой расход топлива ВАЗ-2109 (инжектор, карбюратор)
Итак, первое что рекомендуется заменить – это щиток приборов. Здесь есть 2 варианта. Первый – это установка подходящего по размеру щитка от другого, более современного автомобиля. Их можно найти на вторичном рынке, причем за вполне приемлемую сумму. Второй вариант – более трудоемкий, но вместе с тем менее затратный. Речь идет об установке новых шкал приборов и диодной подсветке. В итоге получится современный и радующий глаз щиток с приятной подсветкой.
Кстати, одновременно с этим также рекомендуется заменить руль на другой, с более толстым сечением. Впрочем, элементарная накладка, да еще и под цвет салона – также очень хороший вариант. При этом от «спортивного» варианта с маленьким диаметром лучше отказаться. Да, он смотрится очень красиво. Однако не стоит забывать, что в «девятке» отсутствует усилитель руля, поэтому для маневрирования на месте или при парковке придется прикладывать больше усилий.Осовременить интерьер можно установкой двухдиновой магнитолы – особенно эффектно она будет смотреться в темное время суток.
Нередко владельцы ВАЗ-2109 меняют всю торпеду. Стоковая достаточно практичная, но внешний вид ее оставляет желать лучшего. Конечно, закругленная, с плавными формами торпеда очень хорошо освежит интерьер. Однако в большинстве случаев вы сильно потеряете в практичности. Дело в том, что если не будет соответствующей выемки, то на торпеду уже нереально положить, например, мобильный телефон. Соответственно, придется выбирать между красотой и практичностью. Торпеду можно и не менять и ограничиться только лишь специальной накладкой. Она также поможет сделать интерьер вашего авто более современным.
Очень хорошо меняют внутреннее убранство авто новые дверные карты и потолок. Здесь многое зависит от первоначальной задумки. Не стоит превращать салон в нечто аляповатое. Лучше всего здесь подойдет однотонный вариант или же сочетание двух цветов. Естественно, все это должно гармонировать с сиденьями. Если говорить в целом, то цветовая гамма зависит от вкусовых предпочтений владельца. Здесь можно дать лишь один совет. Нужно помнить, что светлые тона выглядят очень красиво, однако они не слишком практичные. От такого варианта следует отказаться, например, если автомобиль используется в такси. Часто садящиеся и выходящие пассажиры очень быстро испортят привлекательный вид дверных карт. В таком случае рекомендуется выбрать более темные тона. В частности, неплохо смотрится сочетание черного с красным. Если вы планируете ставить подиумы под дверные динамики, лучше выбрать слегка выступающий вариант. В такой ситуации они будут смотреться весьма гармонично. В данном случае излишество вредит, поскольку слишком выступающий подиум смотрится не очень красиво.
Еще одним нужным дополнением будет «вежливая» подсветка салона. Понятно, что эффект от нее будет зависеть в темное время суток. Нелишним дополнением станет и подлокотник. Во-первых, при правильной подборке цветовой гаммы он органично впишется в интерьер. Во-вторых, подлокотник несколько повышает комфорт, особенно в дальних путешествиях. Ну и не забудьте о мелочовке. Если вы решили оформить салон своей «девятки» в спортивном стиле, то очень хорошим дополнением в таком случае станут специальные накладки на педали и рычаг КПП. В настоящее время их выбор достаточно широкий, поэтому проблем здесь быть не должно. Каждый может подобрать что-то по своему вкусу и кошельку.
Как вам статья?
ВАЗ 2109 — характеристики, фото, видео, полное описание
ВАЗ 2109 (в народе известная как «девятка») — советский малолитражный переднеприводный автомобиль II класса в кузове хэтчбек. Модель разрабатывалась и серийно производилась на Волжском автомобильном заводе с 1987-2004 гг. С 2004 года автомобиль (ВАЗ-21093) собирался из машинокомплектов на украинском предприятии «ЗАЗ» до конца 2011 года. Этот автомобиль также является пятидверной версией ВАЗ-2108 в модельном дивизионе Lada «Спутник». На рынке подержанных автомобилей купить этот автомобиль можно и сегодня. Весь модельный ряд Лада.
Содержание: [Показать]
- История автомобиля
- Экстерьер
- Интерьер
- Технические характеристики
- Двигатель
- Трансмиссия
- Ходовая часть 90 008
- Безопасность
- Краш тест
- Цена и комплектация
- Отзывы владельцев
- Плюсы и минусы
- Подведение итогов
- ВАЗ-2109 фото
- Тест-драйв
- Видео обзор
История автомобиля
В конце 19 векаВ 80-е годы АВТОВАЗ принял решение заполнить пустующую нишу комфортабельных и универсальных семейных моделей автомобилем ВАЗ-2109. Тот факт, что на Волжском автомобильном заводе состоялся дебют отечественного переднеприводного серийного автомобиля, стал знаковым событием не только для Поволжья, но и для всего советского автомобилестроения.
Немного символично, но начало производства «восьмерки» пришлось на знаменательное событие, которое отмечалось осенью 1984 года – 60-летие автомобилестроения Союза Советских Социалистических Республик. Через два года с конвейера Тольяттинского автозавода была выпущена опытная партия из 159 автомобилей.модели «девятки».
Новая версия зубила унаследовала все технические новшества от старшей модели и смогла моментально завоевать уважение автолюбителей. Среди всех моментов самым важным было «рациональное» количество дверей. Однако, несмотря на это, в серийное производство был запущен трехдверный вариант. Возникает закономерный вопрос, а почему?
Поскольку в стране, где личный транспорт считался роскошью, а счастливые обладатели автомобилей чувствовали транспортные трудности своих родных и близких, стандартная 3-объемная версия седана в большей степени удовлетворяла потребности водителей. Долгое время в таком кузове выпускались все советские серийные автомобили.
Более производительные универсальные агрегаты, которые выпускались небольшими партиями, начали продавать только в конце 1960-х годов, и они считались дефицитными. О других вариантах кузова речи не шло: директора автомобильных компаний даже не рискнули проводить эксперименты, считая, что эти программы не будут приветствоваться «наверху».
А вот в случае с «восьмеркой» все получилось в обратном порядке. В конце 1970-х вся Европа буквально захлестнула мода на хэтчбеки. Руководители Тольяттинского автозавода, желая соответствовать современным тенденциям, решили при проектировании нового модельного ряда сделать, кроме стандартного седана, и принципиально свежие для советского промышленного оборота 3- и 5-дверные хэтчбеки.
Появление нового автомобиля, разработанного в соответствии с международными стандартами, должно было усилить экспортные возможности ВАЗа. Минавтопром немного охладил пыл инженерного состава из Тольятти, посчитав невозможностью профинансировать установку всех 3-х версий конвейерной сборки.
Реально удалось выпустить только одну линию заводского конвейера для сборки 2-х унифицированных модификаций. В роли таких «счастливчиков», как оказалось, оказались хэтчбеки, у которых было много общих элементов кузова. На роль базовой версии решили выбрать более дешевую трехдверку, а через пару лет «на помощь пришла» пятидверка.
Версия в кузове седан (ВАЗ-21099) была внедрена в серийное производство только в конце 1990 года. Хотя эта задержка в некотором смысле пошла на пользу предприятию, так как при появлении седана возникла острая конкуренция с версией хэтчбек, что в никак не входило в планы руководства Волжского автозавода.
Внешний вид
Внешне ВАЗ-2109 — это эволюция советской машины. Здесь можно заметить переход к прямоугольным линиям кузова, который четко выделяют носовые фары, получившие форму трапеции, а также решетка радиатора плоской формы и слегка наклоненный капот. Сигнальные огни были размещены на длинных передних крыльях.
Через некоторое время на все «девятки» стали устанавливать гидравлический корректор фар, а на некоторых автомобилях появился щеточный очиститель фар. В 1989 году был проведен дебютный рестайлинг экстерьера «девятки» в виде перехода от небольших передних крыльев к более длинным. Самой сомнительной деталью экстерьера «восьмерки» и ВАЗ-2109 была так называемая носовая маска.
Это была достаточно сложная для своего типа кузовная часть, которая примыкала к капоту и крыльям, установленным спереди. Комбинированная область маски имела носик, выступавший вперед из кожуха радиатора. По бокам такой необычной конструкции были установлены блок-фонари. Такое нагромождение элементов уменьшилось, поэтому малое изящество советской машины и четкие линии соединения обшивки с крыльями выглядели неприятно.
Решили использовать только одинарное крыло, без всяких «хитростей», что улучшило внешний вид ВАЗ 2109. После этого была установлена новая решетка радиатора, где в большом каркасе было две продольные полосы. Через некоторое время стали использовать новый вариант, состоящий из 3-х массивных полос, лишенных какого-либо каркаса.
Боковая часть имеет такие же прямые линии дверей и крыши, колесные арки и среднюю высоту дорожного просвета. «Девятка» очень похожа на свою предшественницу ВАЗ-2108, которую называют «зубило». У советского хэтчбека такая же форма носа. Необычно большие двери и толстая центральная стойка добавляют модели «спортивных черт».
На «девятке» ширину передних дверей уменьшили с 1 264 до 1 025 миллиметров. Благодаря этому команда дизайнеров смогла вынести задние двери шириной 885 миллиметров в боковую часть кузова. Прямоугольные задние фонари ограничены линией крышки багажного отделения, также имеющей резкий угол перехода на крышу.
Пятая дверь получила позицию заднего стекла с дворником, а бамперы вместе с порогами решили сделать из черного пластика (такой же бампер спереди). Конструкция ВАЗ 2109обладает определенной стремительностью линий, но до спорткара ему очень далеко.
Здесь разработчики сделали большой упор на более практичные стороны автомобиля. Когда наступил 1987 год, для новой модели был освоен выпуск бензобаков из пластика, которые намного легче и проще в сборке, чем остальные. ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 уже имели стальные и пластиковые бензобаки.
Стоит признать, что через некоторое время от производства пластиковых баков отказались, так как возникли проблемы с проницаемостью паров бензина.
Интерьер
Интерьер ВАЗа напоминает минимализм 80-х. Приборная панель и торпеда создают почти прямой угол. Существует всего 3 вида панелей: «низкая», «высокая» и «европанель». Если говорить о качестве пластика в роли отделки, то оно далеко от идеала.
Конечно, установив в салон «девятки» пластик, можно было уменьшить вес автомобиля, но с другой стороны, лишил вазовские автомобили той роскоши, которой запомнился жигулевский классический агрегат. Если посмотреть на это по-другому, уровень эргономики неплох, так что отвлекаться от вождения на дороге не приходится.
Частично это было достигнуто за счет компактного расположения элементов управления. Внутри руля находится один изогнутый поперечный элемент с кнопкой звуковой сигнализации. На заводе подушки безопасности не предусмотрены. В целом салон ВАЗ-2109 очень практичный с претензиями к уровню комфорта.
Несмотря на лаконичный «низкий» приборный «борт», он вполне удобен. Хотя многим нравилась высокая панель ВАЗ 2109. Передние сиденья были снабжены подголовниками. Кроме того, передние сиденья имеют регулируемые по высоте верхние точки крепления ремня безопасности.
Эластичные сиденья имеют хорошую фиксацию тела. А вот более высокому водителю будет не хватать выбора регулировки сиденья в продольной плоскости. Задний диван хоть и рассчитан на трех пассажиров, но с комфортом могут разместиться только два человека.
Не забывайте, что их рост не должен быть больше 175 см. Объем багажника у советского хэтчбека составляет довольно скромные 270 литров полезного пространства (более практичный соплатформник получил уже 400 литров).
Технические характеристики
Двигатель
В роли двигателей отечественные инженеры использовали различные силовые агрегаты разного объема и мощности. Самые первые модели советского производства оснащались двигателем объемом 1,1 л.
Базовая версия «девятки» оснащалась 4-тактным, восьмиклапанным, четырехцилиндровым силовым агрегатом «восьмерки», рабочий объем которого составлял 1295 кубических сантиметров. Такой «движок» развивал 64 лошадиные силы при 5 600 об/мин. Пиковые силы вращения (94 Нм) набрал после 3400 об/мин.
Ограничение скорости было 148 километров в час. Первая сотня была достигнута за 16 секунд. Такой скромный мотор потреблял около 8,7 литров на каждую сотню километров и 5,7 литров в городском режиме.
Вариант 21093 уже имеет карбюраторный двигатель 21083. Он получил объем 1499 кубических сантиметров. Максимальная мощность в 69 «лошадей» достигается после набора 5 600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент составляет 106,4 Нм при 3500 об/мин. Советский хэтчбек может разогнаться до 155 километров в час, а первую сотню набирает за 15 секунд.
Логично сделать вывод, что с ростом мощности увеличивается расход бензина. Так, в городе этот показатель держится на уровне 8,6 литров на сотню, а на трассе опускается до значения 5,9 литров на каждые 100 километров. Карбюраторный ВАЗ 2109 назывался Солекс и представлял собой новую, более экономичную модель.
Самым компактным является 1,1-литровый двигатель, развивающий всего 54 «лошадки», которые были доступны при 5600 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент 79Нм доступен при 3600 об/мин. Максимальная скорость не превышает 155 километров в час, а расход топлива в комбинированном режиме составляет около 6,7 литров на каждые 100 километров пути.
Кроме того, позже стали выпускать двигатель ВАЗ 2109 инжектор. Он получил индекс 211180 и устанавливался на ВАЗ-21093i и объемом 1,5 литра. Такой силовой агрегат способен выдавать 72 лошадиные силы, доступные при 5600 оборотах в минуту.
Пиковый крутящий момент 118 Нм достигается при 2800 об/мин. На каждые 100 км пробега расход топлива ВАЗ 2109составляет 8,0 литров в черте города и 5,8 литров по трассе.
В инжекторном варианте двигателя часто выходят из строя форсунки, но их можно отремонтировать своими руками или отдать на ремонт специалистам. В этом видео показано, как самостоятельно почистить и промыть форсунки.
Коробка передач
КП для хэтчбека изначально была четырехступенчатой, но с 1989 года инженерный состав решил внедрить пятиступенчатую коробку на «механике». Эта трансмиссия имеет однодисковое простое сцепление, цилиндрическую главную передачу, конический дифференциал и приводные валы со ШРУСами.
Также имеется встроенная центральная пружина и тросовый привод. Коробка ВАЗ 2109 не отличается особой сложностью, поэтому некоторые берутся за ремонт даже самостоятельно.
Устройство советского переднеприводного хэтчбека имеет интересную особенность. Для включения задней скорости необходимо направить рычаг управления влево и вперед. Практически по такому же принципу включается первая скорость.
Ходовая часть
Решили установить полностью независимую систему подвески типа McPherson, которую еще называют «плавающей свечой». Сзади установили полузависимую подвеску с поперечной балкой, которая работает на кручение.
По своему строению такая балка схожа с многочисленными переднеприводными машинами прошлых лет. Применены гидравлические амортизаторы, цилиндрические пружины, а также нижние поперечные рычаги с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости.
В качестве тормозного устройства переднеприводной машины используются дисковые тормоза с подвижными передними суппортами и барабанными механизмами сзади. Расстояние между диском и колодкой устанавливается автоматически. Тормозной привод машины гидравлический.
Безопасность
Приборная панель сильно пострадала. Органы управления вместе с подголовниками и другими элементами были изготовлены из мягкого пластика. На заводе установлены солнцезащитные козырьки, чтобы водитель не ослеплялся обшивкой. Дополнительную защиту от солнца обеспечивает простая регулировка положения внутреннего зеркала.
Завод имеет систему взаимоперемещающихся, поглощающих элементов в сочетании с односторонней выдвижной кареткой, которая снижает энергию удара о рулевое колесо с помощью регулируемой задержки. Асферическое вогнутое наружное зеркало увеличивает угол обзора.
Оценка расстояния до следующей задней части идущей машины носит чисто символический характер, т. к. имеется небольшое искажение. Конструкторы ВАЗ 2109 предусмотрели ремни безопасности не только на передних сиденьях, но и для задних пассажиров. Такой элемент может спасти не одну жизнь!
Автомобиль получил трехточечные ремни безопасности, где он оснащен устройством автоматического скручивания и замком, что обеспечивает полную независимость деятельности в спокойном скоростном режиме, одновременно туго и с натяжением обхватывая туловище.
При большом ускорении или наклоне машины во всех направлениях ремень быстро блокируется. Этот вариант не проверяется специальными движениями туловища.
Краш-тест
Цена и комплектация
Особым уровнем комфорта «девятка» не отличалась, так что подробнее описывать нечего. Уже тогда она во многом превосходила иномарки. А вот отечественный хэтчбек отличался ремонтопригодностью и наличием необходимых деталей.
Руль был без гидроусилителя, так что физически надо было хорошо поработать. Была стандартная печка, простой руль и стандартные сиденья с установленными ремнями безопасности.
Наружные зеркала можно было регулировать из салона с помощью механического рычага. На сегодняшний день ВАЗ 2109 можно приобрести только на вторичном рынке. Обычно ценник на эту машину невысокий, поэтому купить машину на ходу можно от 939 долларов.
Отзывы владельцев
Несмотря на довольно устаревшую модель, внешний вид и небольшую динамику, а также невысокий уровень комфорта, многие автомобилисты достаточно хорошо отзываются о «зубиле». Нас радует простота и недорогой сервис. Детали можно приобрести за лучшие средства, кроме барахолки. Вы можете отремонтировать его самостоятельно. Автомобиль идеально подходит для тюнинга.
Неприхотливость автомобиля известна многим. К положительным отзывам можно отнести вполне приемлемый расход топлива, на уровне 8-10 литров в смешанном цикле. Особенно дачников может порадовать хорошая высота дорожного просвета, позволяющая уверенно проходить неровности и не бояться ухабистой дороги.
Плохо, что нет гидроусилителя руля, поэтому приходится прикладывать физические усилия для управления машиной, особенно стоя на месте. Только передний ряд сидений позволяет с комфортом разместить людей внутри. Для второго ряда остается не так много места в ногах и над головой. Втроем сидеть неудобно, а трансмиссионный тоннель в центре машины явно вызывает дискомфорт.
По отзывам владельцев ВАЗ 2109 печка у хэтчбека работает странно, сначала салон наполняется холодным воздухом, и только потом начинает поступать теплый. Качество салона очень посредственное, пластик дешевый, повсюду слышны сверчки, между панелями большие щели. Силовому агрегату часто не хватает мощности, поэтому приходится раскручивать мотор до 4000 оборотов в минуту.
При желании можно было бы установить кондиционер, но двигатель очень слабый, поэтому вопрос отпадает. Безопасность тоже далека от идеала, так что если случится серьезная авария, то в лучшем случае можно избавиться от травм. Лишь недавно отечественные автомобили стали оснащаться многими системами, обеспечивающими безопасность, но на ВАЗ 2109 это, конечно же, никак не повлияло.
Плюсы и минусы
Плюсы авто
- Недорогой автомобиль производства СССР;
- Передний привод, безусловно, можно считать преимуществом;
- Допустимая высота дорожного просвета;
- Неплохая динамичность, высокая скорость, приятная управляемость и достаточная устойчивость на разных покрытиях;
- Отопление и вентиляция хорошо справляются со своими задачами и подают воздух сразу в несколько точек, что улучшает равномерное распределение теплового воздуха в салоне;
- Допустимый расход топлива;
- Идеально подходит для тюнинга;
- Доступность запчастей и хорошая ремонтопригодность.
Минусы автомобиля
- Коррозия металлов;
- Внешность явно на любителя;
- Небольшой ресурс некоторых деталей;
- Промежуточная шумоизоляция салона;
- Низкое оборудование;
- Очень мало свободного места, особенно для задних пассажиров;
- Маленькое багажное отделение;
- Плохая проходимость;
- Некачественный салон;
- Низкий уровень безопасности;
- Блоку питания явно не хватает мощности.
Подведение итогов
После знакомства с советским хэтчбеком ВАЗ 2109 остались противоречивые ощущения. С одной стороны, это автомобиль, смело шагнувший в будущее, ведь раньше были только заднеприводные модели, но с другой стороны, качество советского автопрома хромает по многим параметрам и существенно уступает иномарки.
Однако, кроме всего прочего, автомобиль идеален для новичков, которые только учатся водить, так как автомобиль можно приобрести по «заземленному» прайс-листу. К тому же запчасти на хэтчбек можно найти везде, и стоят они не так дорого, что является очевидным плюсом. Вы можете сделать ремонт самостоятельно в своем гараже, что тоже многое упрощает.
Автомобиль выглядит довольно противоречиво, поэтому у него есть как сторонники, так и противники внешности. Понятно, что свободного места внутри не так много, особенно для задних пассажиров, да и объем багажника явно желает лучшего.
Также очень хромает качество используемых для отделки материалов и пластика, везде слышны «сверчки» и видны щели между панелями. Сами сиденья не самые удобные, поэтому при дальних поездках может появиться усталость. Судя по краш-тестам, хэтчбек — опасный автомобиль.
Мощности автомобилю явно не хватает, поэтому приходится почти всегда выкручивать двигатель ВАЗ 2109. Но не стоит забывать, что машине уже много лет и в свои годы она была очень популярна в Советском Союзе , так как за ним были очереди.
Да, модель не получила кондиционер, гидроусилитель руля и так далее, но любители тюнинга могут модернизировать и создать автомобиль по своим предпочтениям, сделав из машины уникальное транспортное средство. «Зубило навсегда останется в памяти и в сердце тех, кто им владел, несмотря на частые поломки и низкий уровень комфорта.
Советуем прочитать статью: История АвтоВАЗа – автомобили LADA
ВАЗ-2109 фото
Тест-драйв
Видеообзор
АвтоВАЗ/Lada 21 09 | МАР Онлайн
1:24, АвтоВАЗ, Hachette, Лада
Маз Вулли
Автор Eugen Pedersen
Авторские права на текст и фотографии принадлежат Автору(ам), если не указано иное.
Пять лучше, чем три
Автомобиль
В 1985 на дороги СССР вышла новая модель ВАЗ . Причем это была не просто очередная вариация на тему русифицированного Fiat 124 , а принципиально новый автомобиль, который отличался от Жигулей любой модели абсолютно всем – внешним видом, дизайном, компоновкой, типом привода. Пожалуй, единственным, что объединяло заднеприводные и переднеприводные автомобили, был завод, на котором они производились.
Фотография из Интернета – авторские права неизвестны
Первоначально потребительское восприятие 2108 было неоднозначным – не в последнюю очередь потому, что у него было всего две двери. В СССР двухдверные автомобили считались бюджетными. Запорожец всегда был двухдверным, как и Таври а и Ока; все предлагают базовые автомобили предназначены для нижнего сегмента рынка. Практичность четырех дверей была в почете. В конце концов, семейные автомобили часто использовались, чтобы возить большую семью в поездки или возить овощи с загородного участка. Автомобиль по-прежнему считался роскошью, и если его можно было купить, то только для того, чтобы сохранить его «на всю жизнь».
Фото автора сделано в Кишиневе
Трехдверный ВАЗ-2108 уже был в статье, которую можно найти здесь. На его дизайн сильно повлияло то, что будет продаваться на ключевых западных экспортных рынках. Это было крайне важно для Советского Союза, который остро нуждался в иностранной валюте. Ваз 2108 Спутник был хорошо принят на зарубежных рынках, где он обычно продавался как Лада Самара .
Ваз 2109 Спутник был представлен в начале выпуска 2108 . По сути, это была та же машина, но с пятью дверями. Фактически единственными изменениями между автомобилями были боковые панели кузова, двери и несколько внутренних пластиковых компонентов. Теперь более практичному и пользующемуся преимуществами переднего привода для зимнего автопрома его популярность в СССР была обеспечена.
Первые автомобили Ваз -2109 появились в автосалонах и на улицах в 1987. Хотя внешний вид был немного изменен, они имели те же варианты отделки салона и двигателя, что и ВАЗ 2108, но теперь на задние сиденья стало легче садиться. Владельцам пришлось заплатить около 600 рублей сверх цены 2108 , чтобы получить дополнительные двери 2109 . Начиная с 1988 года продажи 2109 превысили продажи 2108 .
Спутник/Самара 2108/2109 были модернизированы во время производства и оснащены как увеличенным двигателем (с 1300 куб.см до 1500 куб.см), так и пятиступенчатой коробкой передач.
В Европе и на западе Самара должен был быть оснащен дополнительными функциями, такими как легкосплавные диски, аудиосистемы и отделка кузова, такие как спойлеры и украшения, чтобы придать им привлекательность выставочного зала. На таких рынках, как Великобритания, они конкурировали с новым переднеприводным автомобилем Skoda Favorit , который воспринимался как автомобиль высшего класса, а также с новыми супермини от Citroen и Peugeot . Продажи в Великобритании и Европе закончились примерно к 1997 г.