Содержание
Урок литературы в 10-м классе по теме «Образ Обломова» по 1-й части романа И.А.Гончарова «Обломов»
Цель: Проведение анализа концепции художественного произведения; рассмотрение центрального образа романа: Обломова.
Задачи:
Образовательная:
- Сформировать у обучающихся первичное представление о главном герое при анализе 1-4 главы 1 ч.
- Раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
Развивающая:
- Развивать умения анализа эпизода, работать и общаться в группах.
Воспитательная:
- Воспитывать культуру монологической речи, письменного и устного ответа.
- Мотивировать к ответственному отношению выполняемой работы.
Формируемые общие компетенции:
- Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- Работать в коллективе и команде.
В результате обучающиеся должны показать и улучшить навыки ориентирования в тексте, анализировать эпизоды произведения, работать в группах, знать содержание романа, схему анализа произведения.
На доске: Отчего же …я такой?
- Главный герой романа.
- Роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
- Парад гостей.
- Обломовка
- Что выше: созерцание или действие?
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я уверена, что сегодняшний наш урок будет проходить в теплой, дружеской атмосфере.
А собрались мы по поводу… Какой повод?
Каков же предмет сегодняшнего разговора? Да, это роман Ив.Ал.Гончарова «Обломов (беру в руки) Обломов — это роман о… (о самом романе)
Обломов — это герой…, следовательно, тема сегодняшнего урока: «Образ главного героя в романе И.А.Гончарова «Обломов» (запись на доске и в тетрадях)
2. Проведем пятиминутку честности
— Кто прочитал 1 часть романа?
— Какое время года открывает роман Гончарова «Обломов»?
— К какому литературному направлению относится роман?
— Где происходит действие?
— Назовите три романа на «Об…», написанных Гончаровым.
— Кто прочитал весь роман?
Кому он был интересен?
Это произведение можно считать романом наглой дерзости, т. к. первые 200 стр. герой не вставал с дивана. Автор держит внимание читателя на неподвижности героя. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Илья Ильич Обломов- средоточие идеи романа, в нем душа книги. Понять душу- значит разгадать лучшее создание.
На доске написаны слова. Кому они принадлежат? Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку. Чтобы дать ответ на вопрос, давайте обратимся к плану работы.
3. Актуализация знаний
Любители журнала «Отечественные записки» прочитали роман в первых четырех номерах за 1859 год. И тогда же появились первые отзывы. Давайте послушаем их.
Слово для выступления предоставляется группе литературных критиков.
1 задание Отзывы в напечатанном виде
Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз… «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. ( Л.Толстой)
Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить «Обломова». (И. С.Тургенев)
Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей. (А.Ф.Кони)
Учитель: Это было вчера. Это взгляды из прошлого. Взгляды тех, кто жил рядом с Гончаровым. Что вам кажется сегодня актуальным в этих оценках, с чем вы согласитесь, с чем — нет? Ответим на эти вопросы немного позже.
Роман намного пережил своего создателя И.А.Гончарова, около 160 лет не давая спать многим поколениям читателей. Как думаете почему? Ведь есть книги, живущие год, два, десять лет, а тут 1 … В чем дело?
И цель нашего урока — раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.
Прочитав внимательно 1 часть, на какие бы вопросы вы хотели получить ответы?
А какие бы цели урока определили вы?
Идейную направленность романа определил сам писатель. « Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель».
Давайте внимательно присмотримся к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа. Слово предоставляется группе читателей-аналитиков. У всех на столах есть план анализа образа гл. героя. Пожалуйста, присоединяйтесь к работе!
Найти в тексте романа (зачитать по тексту)
- Обломов
- Возраст
- Портрет
- Костюм
- Интерьер
- Происхождение
- Воспитание
- Характеристика
- Испытание любовью
- Привлекательные черты
- Слабости
- Сила
- Символы
Слово предоставляется группе исследователей.
Нужно было ответить на вопрос Какие ассоциации вызывает фамилия Обломов?
Предполагаемый ответ: Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство // С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
В современном жаргоне — неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001.)
Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
Как вы думаете, что обозначает имя Илья?
Предполагаемый ответ: Илья. Древнееврейское «божья помощь».
Илья — пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате» — достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
Илья Муромец — богатырь.
Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).
Илья — Илиада. Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
Как вы думаете, давая своему персонажу имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями? Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.
Т.о. противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени — большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.
Продолжим знакомство с главным героем
Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. Почему автор выбрал к качестве символа халат?
Восходит эта тема к стихотворению Вяземского П. А.«Ода халату»
Слово предоставляется группе литераторов.
Поэт Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Халат для Вяземского олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, является противопоставлением придворной ливрее — символу лицемерия и бездуховности придворной жизни, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают его покинуть это одеяние.
Жизнь наша в старости — изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;В них отпрыски пера, которому во дни
Мы светлой радости иль облачной печали
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
Сердечной памятью еще живет в утрате,
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее ущербами и грустным поворотом,
И, как боец свой плащ, простреленный в бою,
Я холю свой халат с любовью и почетом
Значит, халат — это — Символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности.
Господин де Лень — так называли друзья Гончарова за его медлительность и малоподвижность.
В этом сходстве давайте составим ассоциативный ряд слов к понятию лень апатия, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость, сонливость, тунеядство, бездействие. Какое слово является самым страшным? К чему это может привести? Запишем в таблицу.
Роль предметных деталей в создании образа велика. Слово предоставляется литераторам. Сценка
Комментарий после сценки аналитиков
Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за денег. «Пошлость пошлого человека» Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова «Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает Вы, наверное, заметили, что слуга очень похож на своего хозяина. Чем? Ленив, не расторопен, привык ничего не делать.
4. Аналитическая работа
— Каким мы видим героя в отношении к другим героям( Добрый) К нему приходит много гостей. Это не случайно.
Гости заменяют собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. Каждый из их напоминание о 3-х этапах жизни Обломова. Светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости олицетворяют столичное общество.
Слово предоставляется исследователям.
- Волков — франт, светское тщеславие- смысл его жизни.
- Пенкин- сочинитель в модном духе.
- Алексеев — человек без поступков, без характера и имени.
- Тарантьев — грубиян, хам, шельма. Все они ведут бездуховную жизнь.
Сам Обломов о гостях говорит, что они лжеактивны, ведут образ существования лишь на первый взгляд несхожий с бытом неподвижно- дремотной Обломовки. Эта бездуховная жизнь- та же обломовщина.
Проблемный диалог.
— Сегодня ли он стал таким? Кто или что виновато в этом?
(Во-первых, Обломов бездействует, т.к. он барин.
Во-вторых, он не берется за дело, если видит в нем бессмысленность.
У Штольца он спашивает «Зачем тебе столько денег?»,
В-третьих на становление Обломова сыграло воспитание и влияние общества.
Обломов- чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. И Ольга Ильинская увидела это « Вы нежный и добрый». Обломов умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только из-за чувства апатии и лени.)
Давайте перечислим положительные качества характера героя и запишем их в таблицу
Заполнение таблицы в тетрадях
Положительные качества Обломова | Отрицательные качества Обломова |
Доброта, мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие. | Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться. |
А сейчас скажите мне, пожалуйста, как называется место, где проходило детство Обломова (просмотр отрывка из фильма Н.Михалкова «Один день из жизни Обломова»)
Что вам известно о режиссере-постановщике?
Никита Михалков — Народный артист России (1984 г.), лауреат Государственных премий России.
Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры.
Несколько дней из жизни И.И. Обломова
Художественный фильм (Мосфильм, 1979). 2 серии
В ролях: Олег Табаков, Андрей Разумовский, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Олег Козлов, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко, Николай Пастухов
Приз «Золотой щит Оксфорда» режиссеру, оператору (П.Лебешеву), актеру (О.Табакову), актрисе (Е.Соловей) на МКФ в Оксфорде (1980 г.)
Первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Бенальмадене (1982 г. )
Признан Национальным советом кинокритиков США лучшим иностранным фильмом 1981 года.
В дальнейшей работе мы сопоставим образ главного героя романа с героем из фильма. Посмотрим, на чьей стороне автор и режиссер.
Итак, Обломовка. Что это за чудесный край? Райский уголок, утопия, обломок.
Каким предстает перед нами мальчик Илюша в 7 возрасте (зачитать отрывок)
Илюша в 13-14 лет (зачитать отрывок)
Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.
— Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?
По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера — нерешительность, пассивность и нежелание работать!
Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.
В основе обломовского порядка жизни лежит упование на может быть, авось, как-нибудь .Символом обломовской жизни стал сон. Первейшие жизненные потребности обломовцев — еда, к труду относятся как к наказанию.
Учитель: Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека. Он так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.
Со страниц романа звучит вопрос:
«Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос будоражит не одно поколение читателей.
Дискуссия.
— Частичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опоздании на уроки, на мероприятия, на условленные встречи.
— Часто люди ограничиваются планом какой-нибудь работы, не доведя ее до осуществления.
— Человек, живущий в мечтах и видящий недостатки в нашей жизни и свои недостатки, разочаровывается и в людях, и в себе. Он берётся то за одно, то за другое дело и ничего не доводит до конца и наконец, перестает бороться за жизнь, погружается в лень, апатию. Таков именно Обломов. Такие люди есть и среди нас..
Подводя итог нашему уроку, предоставим слово критикам.
Раздаточный материал
Как Н.А.Добролюбов объясняет причины бездействия Обломова?
<…>В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.
<…>Ясно, что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории…
Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859
Как Б.Бурсов
Заниматься в ущерб своему человеческому достоинству <…> Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью <. ..> В обрисовке Гончарова Обломов предстает как человек, хотя и безнадежно отставший от требований времени, все же не идущий на компромиссы.
Б.Бурсов. Национальное своеобразие русской литературы. 1964
Каким видит Обломова-человека критик А.В. Дружинин?
Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне независимая от той схоластико-моральной истасканности, что пятнает собою огромное большинство людей, его презирающих. Он дорог нам по истине, какой проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвой. И, наконец, он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека к не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному.
(Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова, — М., 1989.)
Как А.В.Дружинин говорит о причинах бездействия Обломова?
(…) Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней, какими страдает не один из практических людей, кидающих в него камнями. Он не имеет ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего времени, самонадеянно берущихся за дела, к которым не имеют призвания.
Обломов бездействует, потому что…
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть— иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя только, Однако правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим»
Учитель: Чье мнение по поводу бездействия главного героя вам ближе? Чем? Может быть, у вас сложился свой взгляд на Обломова, на его бездействие?
А что же выше: созерцание или действие.
Кому же отдает нравственное предпочтение режиссер Михалков? Кто выше: Обломов или Штольц? Что выше: созерцание или действие?
На этот вопрос мы ответим на следующем уроке.
Обобщение.
Так в чем же актуальность романа и проблемы, поднятой в нем?
Роль детали в произведении И.А.Гончарова «Обломов»
Похожие презентации:
И.А. Гончаров. «Обломов»
И.А. Гончаров «Обломов»
Обломов – Обломовка – обломовщина в романе И.А. Гончарова «Обломов»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». История создания. Тема, идея, проблематика, особенности композиции
Роман И. А.Гончарова «Обломов»
И.А. Гончаров. Место произведения в творчестве писателя
И. А. Гончаров «Обломов»
И.А.Гончаров. Роман «Обломов»
Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов» (10 класс)
Первая часть романа «Обломов» И.А. Гончарова. Секреты художественной манеры писателя
1. Роль детали в произведении И.А.Гончарова «Обломов».
Презентация
Мурзиной Екатерины
10 «А» класса.
900igr.net
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Определение художественной детали
Роль деталей у Гончарова
Детали портрета
Детали интерьера
Детали сюжета
Связь детали с идеей произведения
3. Определение художественной детали.
Художественная деталь – это выразительная
подробность, характерная черта какого-нибудь
предмета, части быта, пейзажа или интерьера,
несущая повышенную эмоциональную и
содержательную нагрузку, не только
характеризующую весь предмет, частью которого
она является, но и определяющая отношение
читателя к происходящему. В роли детали могут
выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т.д.
4. Роль деталей у И.А.Гончарова
В романе Гончарова «Обломов»
деталь играет большую роль в
сюжете, описании портрета,
интерьера и в создании
хронотопа. С помощью неё
создаётся целостная картина
мира.
И.А.Гончаров
5. Детали портрета
«Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду,
среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми
глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи,
всякой сосредоточенности в чертах лица.»
«Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам
лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из
персидской материи, настоящий восточный халат, без
малейшего намёка на Европу…»
«Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных
достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на
себе; он, как послушный раб, покоряется
самомалейшему движению тела.»
Портрет И.И.Обломова
Внешность
приятная,
выражение
беспечности на
лице
Халат – символ
неподвижности
и лени
Мысль редко
посещала
Обломова
Усталость,
мягкость черт,
изнеженность,
лень, апатия
7.
Детали интерьера
«Комната, где лежал Илья Ильич, с
первого взгляда казалась прекрасно
убранною. Там стояло бюро красного
дерева, два дивана, обитые шёлковою
материею, красивые ширмы…»
«Но опытный глаз человека с чистым
вкусом одним беглым взглядом на всё,
что тут было, прочёл бы только
желание кое-как соблюсти decorum
неизбежных приличий…»
«Задок у одного дивана оселся вниз,
наклеенное дерево местами отстало.»
Интерьер
Диван – символ
бездеятельности,
лени и апатии
Накуплено много
всего, но ради
приличия
«Сонный»
интерьер.
Запущенность и
небрежность.
Обломовский
интерьер похож на
интерьер
Манилова
9. Детали сюжета
«Она молчала, сорвала ветку сирени и нюхала её…»
«Она рванула мимоходом ветку с дерева, оторвала
губами один листок и потом тотчас же бросила и
ветку и листок на дорожку.»
Цитаты из письма Обломова Ольге:
«Вы меня не любите и не можете любить. »
«Любовь появилась в виде лёгкого, улыбающегося
видения, звучала в Casta diva, носилась в запахе
сиреневой ветки…»
«Любовь – это душевный антонов огонь.»
«Мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он
знаком мне, а с бурями я не управлюсь.»
Как только мечта
столкнулась с
реальностью,
чувства стали
сразу разрушаться
Любовь
Из-за лени
Обломов не может
сделать Ольге
предложение
Испытание
любовью Обломов
не прошёл
Благоухающая ветка
сирени воплощает
расцвет чувства и его
поэтический аромат
Обломов породил ёмкое понятие
«обломовщина». О её
исключительной типичности
написал Н.А.Добролюбов в своей
статье «Что такое обломовщина?»
Он писал, что «новое слово
общественного развития – это
обломовщина» Главные черты
обломовского характера
заключаются «в совершенной
инертности, происходящей от
апатии ко всему. Причина апатии
заключается в образе умственного и
нравственного развития. »
И.А.Гончаров
English
Русский
Правила
Роман об отпуске Эммы Клайн | The New Yorker
На первых страницах романа Эммы Клайн «Гость» Алекс, главный гость, уходит с званого обеда в роскошном доме на Лонг-Айленде. Она попадает в пустую безликую комнату, в которой есть кресло, цветок в вазе, фальшивое полено в неиспользуемом камине и несколько уродливых, но, вероятно, дорогих безделушек. Она кладет в ладонь единственный предмет, который бросается ей в глаза, маленький камень с приятной резьбой — может быть, животное, а может, просто абстрактная форма. Кажется, это единственный предмет интереса в этом пространстве, которое в противном случае является «не-комнатой, мертвой и неиспользуемой».
Комната чем-то похожа на саму Алекс: нарочито неконкретная, с неопределенным качеством, которое интригует зрителя ровно настолько, чтобы рассмотреть некоторые контуры. Алекс не мертва, но иногда она воображает себя призраком, «бродящим по стране живых», или «инертным предметом социальной обстановки — требовалось только ее присутствие, общий размер и форма молодой женщины. ” Если это не-комната, мы можем думать об Алексе как о не-героине. Она не является ни теплым, сильным персонажем, который привлекает сердца, ни колючим, харизматичным персонажем, который провоцирует умы; она просто женщина, пытающаяся безопасно скользить по миру книги. «В этом и заключалась цель Алекса, — пишет Клайн, — не создавать никаких трений».
Мы узнаем очень мало фактов из жизни Алекса, прямо или косвенно. Она работает проституткой в «городе» (Нью-Йорк, имя не разглашается) с тех пор, как приехала из какой-то неизвестной, возможно, сельской местности — сейчас ей двадцать два, и она уже беспокоится о том, что выглядит слишком старой. У нее каштановые волосы до плеч и грязные ногти, она худая, высокая и красивая, хотя «недостаточно красивая, чтобы быть моделью». Это никогда не утверждалось, но Алекс белый, или, по крайней мере, белый. Учитывая то, что разворачивается, она не могла быть никем другим.
Когда книга начинается, Алекс проводит лето в роскошном восточном конце Лонг-Айленда — намеки на «Великого Гэтсби», опять же неназванного, — с богатым Саймоном, «в основном добрым человеком», хотя это читателю сразу становится ясно, что в его глазах эти отношения носят коммерческий характер, независимо от того, знает он или нет, что она эскортница. Побег — это как раз то, что нужно Алексу. Ей нечего делать в городе, где соседи по комнате выгнали ее за воровство и неуплату квартплаты, и она пассивно убегает от Дома, смутно угрожающего человека, у которого она украла крупную сумму наркотиков и денег. Когда мы встречаемся с ней, она чувствует себя в безопасности, смягченная болеутоляющими средствами и легким богатством образа жизни Саймона — он едет на своей дорогой машине на пляж, носит новые дорогие платья, которые он ей купил.
Но после пары ошибок Саймон говорит ей уйти. Алекс стоит перед выбором: она может вернуться в город с опасным преступником на пути или переждать гнев Саймона. Она выбирает последнее, убеждая себя, что через неделю он снова встретит ее на своей ежегодной вечеринке в честь Дня труда. Все, что ей нужно сделать, это прожить шесть дней в одиночку, вооружившись только своей дизайнерской одеждой, своим успокоительным умом и практически выключенным телефоном.
В другом романе Алекс вполне могла вписаться в категорию героинь или антигероинь. Ее положение безнадежно, ее самообман глубок, а ее моральный компас непредсказуем: хорошая установка для сочувствия, очарования или того и другого. Клайн, однако, совершенно не заинтересован в превращении Алекса в то или иное. Эта изменчивость — отчасти работа Алекса; она гордится своей способностью удовлетворять потребности клиентов и плавно подстраиваться под них. В течение недели, когда она дрейфует, эта черта становится навыком выживания, позволяя ей проникать в социальные ситуации, где она может найти постель или еду. Поскольку она молода, красива, хорошо одета и белая, привилегированные люди, которых она встречает, верят, что она та, кем они ее считают: молодая горожанка, переживающая разврат в колледже в убогом доме; чей-то доверенный «друг семьи»; веселый выпускник из северной части штата. Эти люди беспрекословно пускают ее на свои домашние вечеринки, в свой загородный клуб, в свои машины и в свои дома, никогда не видя сквозь окружающий ее туман уместности. Единственные персонажи, которые проникают в эту наркотическую дымку, вызванную богатством, — это другие на служебных должностях, для которых ее гамбит смущающе ясен.
«Гостья», как и ее негероиня, является чем-то вроде оборотня. Книга беспокойно порхает между знакомыми формами; во время пребывания Алекса кажется столь же правдоподобным, что ничего не произойдет и произойдет что-то очень жестокое. Станет ли роман интерпретацией триллера о белой женщине в опасности? Крутой, провокационный набросок непривлекательного главного героя? Склоняясь к месту действия на Лонг-Айленде, возможно, это романтическая драма в стиле Гэтсби?
Все вышеперечисленное шепчет, но «Гость» на самом деле более тесно связан с двумя другими типами повествования. Во-первых, это современная классовая сатира: поворот после «Паразитов», особенно в кино и на телевидении, к наказанию одного процента. Роман Клайна относится к жанру, который более точно можно было бы назвать «бездельником отпуска», в котором смехотворно богатых людей упрекают за их образ жизни во время смехотворно декадентских каникул. Примеры варьируются по тонкости от восхитительного, дотошного дискомфорта «Белого лотоса» Майка Уайта до деспотичной комической бойни «Меню» Марка Майлода; в середине спектра мы могли бы добавить «Треугольник печали» Рубена Эстлунда и «Стеклянный лук» Райана Джонсона. Как писал Сэм Адлер-Белл об этом неравномерном урожае развлечений, связанных с классовой борьбой, «враждебность к сверхбогатым стала признаком модной культурной грамотности».
«Гость» поначалу кажется образцом формы, учитывая его убийственные описания состоятельных людей. Алекс, как и Клайн, является непревзойденным коллекционером деталей, глубоко привязанным к своему финансовому окружению. Она усваивает послушный стеб: «Все говорили, что здесь красиво. Сколько раз можно повторить это чувство? Это был вежливый консенсус, к которому можно было вернуться, форзац для каждого разговора» — и как пройти среди вежливо взаимозаменяемых богачей, женщин в «белых укороченных брюках, дорогих сандалиях, жемчужных серьгах». Ей очевидна и нелепость, и невероятная серость этого мира. Некоторые люди, которых она встречает, просто отвратительны, например хозяйка званого обеда, которая, услышав о женщине, которая убила своих детей и держала их в морозильной камере, просто говорит: «Морозильник, должно быть, был очень большим». (Она тоже спрашивает его клеймо.) Другие, как дети, жалки, но не слишком жалко: «Сотни лет назад их родители могли бросить своих детей в лесу. Вместо этого пренебрежение растянулось на многие годы, медленное увядание. Дети по-прежнему были брошены, по-прежнему заброшены в лесу, но лес был прекрасен».
Тем не менее, роман Клайна также осознает, что фантазия в историях о «съешь богатых» — это всего лишь фантазия. В таком спектакле, как «Белый лотос», этот момент выражен резким экстравагантным фарсом, а здесь он возникает как синяк: медленный, тупой и неизбежный. Амбиции Алекс ограничиваются выживанием, и у нее нет ни хитрости, ни пропускной способности, чтобы взорвать систему или даже получить балл по своим оценкам. Она не хочет уничтожать богатых; на самом деле, она постоянно старается не взъерошить их равномерно холеные перышки. Она просто проводит время, день за днем, таблетка за притупляющей разум таблеткой.
Эти качества ставят ее в прямую противоположность одному из жанровых тропов: женщине-аутсайдеру, которая, подобно «последней девушке» в фильмах ужасов, с триумфом выходит из руин своего окружения. Вспомните Люсию (Симона Табаско) в «Белом лотосе» или Марго (Аня Тейлор-Джой) в «Меню» — проницательных, уличных молодых женщин, стремящихся к успеху, чья классовая разница позволяет им видеть гниющее ядро позолоченного мира. . Как и Алекс, Лючия и Марго — проститутки, вовлеченные в жизнь своих клиентов. Эта фигура часто кажется ключом к форме, острым краем, из-за которого елейная гладкость богачей выглядит неестественной, неустойчивой. Алекс больше похожа на ухабистый выступ, чем на острую кромку, и ее пассивность, отсутствие драйва или коварства стирают грань самого жанра. «Гость» — это не едкое издевательство над богачами, а до тошноты несмешное напоминание об их неуязвимости.
В исследовании 1984 года «Чтение для сюжета» Питер Брукс утверждал, что желание было двигателем повествования. Нарративы были о желании, но они также полагались на него как на динамику — это то, что заставляло нас переворачивать страницу, погружаясь в текст. Для Брукса образцом послужила испанская новелла 1554 года «Ласарильо де Тормес». Книга является одним из самых ранних примеров другого жанра, который исследует Клайн: плутовского романа. «Ласарильо» повествует о приключениях пикаро, или мошенника, персонажа, который намеренно отвергает социальные условности и управляет чередой драматических эпизодов с нечетким сюжетом, совершая дерзкие побеги, используя свой ум и удачу. Форма поддается сатире: главный герой, редко меняющийся на протяжении книги, перескакивает из одной среды в другую, разоблачая испорченность и лицемерие встречных людей. Именно в этом состоит функция Алекса в «Гостье».
Но для персонажа, постоянно оценивающего желания других, Алекс может показаться на удивление лишенной желаний, по крайней мере, за пределами воли к выживанию. Как отмечает Брукс, более поздние версии пикаро часто имеют более безжалостную, конкретную мотивацию: топливо амбиций. У Алекса нет плана или мечты, нет более глубокой цели. Вместо того чтобы предаться ненасытной жажде большего — больше денег, больше секса, больше приключений — она постоянно обращается внутрь себя, барахтаясь в скорлупе своего беспокойства. Скорее неуверенный человек, чем определенный тип, иногда кажется, что она попала не в ту книгу. Она плохая пикара, Дон Кихот без рыцарских фантазий, Бекки Шарп без социальных устремлений. Как и в случае с обломом отпуска, «Гость» не просто отвергает ожидания жанра; он поднимает их, играет с ними, а затем снова опускает.
Но может ли книга работать на энергии того, чего не происходит, а не того, что происходит? Если и Алекс, и структура ее истории лишены желания, что заставляет нас следовать за ней сквозь солнце, песок и скуку позднего лета? На протяжении всей книги становится ясно, что, когда партия Саймона, наконец, прибудет, не будет легкого решения, и отказ Алекс видеть то, что вопиюще очевидно, делает ее одновременно более и менее сочувствующей, раннее напряжение романа исчезает в истощенной покорности. В конце концов, Клайн опирается на собственное извращенное желание читателя увидеть, сможет ли роман, который так много обещает, удержаться в негативном пространстве персонажа и события, отказавшись от прямого удовлетворения. Алекс верит в поверхности, в идею о том, что богатство, как и условность повествования, может связать все концы с концами, сгладить любые острые углы. Однако за видимым скрывается то, что люди, которые завязывают и разглаживают, всегда трудятся, живут жизнью, которая никогда не будет такой самодовольно убедительной, как нам хотелось бы. ♦
Я самостоятельно опубликовал 5-звездочную книгу за 1к. 500 долларов дизайнеру интерьеров, который сделал оригинальные карты для каждой главы (это путевые заметки). 500 долларов за профессионального редактора… что было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО приятной ценой… — Трэвис В. Кинг
Я сам опубликовал 5-звездочную книгу за 1к. 500 долларов дизайнеру интерьеров, который сделал оригинальные карты для каждой главы (это путевые заметки). 500 долларов за профессионального редактора… что было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО приятной ценой… — Трэвис В. Кинг — Medium
Итак, сколько на самом деле стоит самостоятельно опубликовать роман?
Каролина Уайлд
15 ноября 2022 г.
Я сам опубликовал 5-звездочную книгу за 1k.
500 долларов дизайнеру интерьера, который сделал оригинальные карты для каждой главы (это путевые заметки).
500 долларов за профессионального редактора… что было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО дружелюбной ценой, потому что они были хорошим другом, который предложил примерно половину ее обычной ставки.
Я сделал свой собственный дизайн обложки, и у меня была «группа читателей», которые читали ранний черновик и делали мне заметки.
Я думаю, что есть творческие способы снизить стоимость. Моя книга была продана тиражом почти 1000 экземпляров, так что на данный момент я заработал около 5 тысяч на этом предприятии, и теперь с каждой продажей эта цифра только растет.
Вот книга, если вам интересно…
Автор Travis W. King
977 подписчиков
Путешествие, писательство и работа за границей в течение 10 лет. Бывший реж. удаленного года. сообщества. Ознакомьтесь с моими путевыми мемуарами — «Никого не спрашивали» — на сайте www.traviswking.com
Еще от Трэвиса В. Кинга
Трэвиса В. Кинга
9 вещей, которые я узнал, начиная и проводя «Лучший открытый микрофон» Ночь в мире»
Какие ингредиенты входят в наш волшебный, мюзикл, ведьмы каждый вечер четверга в Пунта -Ориген
· 16 мин. Seconds For
Не смотрите сейчас, но ваша ширинка спущена…
·Чтение через 4 минуты·Jun 29
Travis W. King
Уверенно Дарить миллениалам и…
Теперь, прежде чем я начну жарить этих бумеров, я хочу сказать: я не думаю, что бэби-бумеры плохие люди. Мои родители бэби-бумеры и…
·13 минут чтения·15 мая
Трэвис В. Кинг
Я прочитал ровно 40 книг за последние два года, и это мои 10 лучших книг
90 073 В 10 лучших книг, прочитанных мной за последние два года
·Чтение 8 минут·23 января
Просмотреть все от Трэвиса В.