Содержание
Описание интерьера в литературе, как описать жилище литературного героя
Основные события книги «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского разворачиваются в Петербурге. В романе дано довольно подробное описание интерьера комнаты: в произведении ему отводится большая роль. Крошечная клетушка, в которой обитал Родион, была шагов в шесть длиной. Эта комната имела очень жалкий, убогий вид. Помещение было до того низким, что высокому человеку казалось, что он вот-вот стукнется головой о потолок.
Отставшие от стен жёлтые обои символизировали «расслоение» в душе главного героя книги. Большая неуклюжая софа занимала чуть не половину этой каморки. Эта мебель когда-то была обита ситцем. Но теперь софу, служившую Родиону постелью, сплошь покрывали лохмотья.
Трудно спорить с тем, что в таких клетушках, которые оказывают угнетающее влияние на психику людей, вынашиваются «самые ужасные и дьявольские планы». Именно в этой каморке главный герой романа и обдумывал свою теорию о «право имеющих».
Во внутреннем убранстве помещения отчётливо виден характер Родиона Раскольникова. Главный герой демонстрирует полное равнодушие к внешнему миру. Раскольникова отличает сосредоточенность исключительно на своих внутренних переживаниях. Главному герою романа свойственна замкнутость, желание забиться в своём тесном уголке (словно паук). После убийства старухи-процентщицы эта черта характера Раскольникова проявляется ещё более явственно.
Интерьер комнаты Сонечки Мармеладовой показан совершенно иначе. Это было довольно большое помещение, имевшее вид неправильного четырёхугольника. Несмотря на большие размеры, комната Сони не давала простора душе. Жилище девушки, напротив, словно бы душило, угнетало её. Из-за сходства с неправильным треугольником комната Сонечки казалась неуютной, уродливой.
Примечательная вещь в жилище главной героини – Новый завет, который девушка читает Раскольникову. Именно благодаря вере в Бога душа Мармеладовой не «заледенела» после выпавших на её долю физических страданий, унижений.
При описании интерьера помещения Федор Михайлович Достоевский уделяет большое внимание цветовой гамме. Автор знаменитого романа отдаёт явное предпочтение жёлтому цвету. Он становится отличным дополнением к драматическим переживаниям литературных персонажей. В интерьере присутствуют также зелёный, белый, коричневый цвета. В частности, на грязных жёлтых обоях виднелся неуклюжий белый цветок с коричневыми чёрточками.
Герой книги «Обломов» И. А. Гончарова постоянно находился в одной комнате. Она служила мужчине и кабинетом, и спальней, и приёмной. Комната, в которой Обломов проводил практически всё своё время, на первый взгляд выглядела прекрасно убранной. Но в действительности красота и чистота помещения мало заботили литературного героя. Обломов руководствовался «только желанием кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них». И. А. Гончарову отлично удалось описать комнату в художественном стиле. В результате у читателя складывается впечатление, что литературному герою чуждо стремление к труду, какой-либо деятельности. При дальнейшем прочтении романа становится более понятно, что именно привело Обломова к такому печальному образу жизни.
В произведении «Книжка с картинками» Д. Н. Мамина-Сибиряка автор рассказывает о том, как книги прочно вошли в его жизнь. В центре самой лучшей комнаты в доме находился довольно объёмный шкаф. В нём были размещены томики Некрасова, Пушкина, Кольцова, Гоголя. Такое описание обстановки дома свидетельствует о большой любви к чтению.
Как это работает. Что такое интерьер в литературе
Текст: Ольга Лапенкова
Интерьер в литературном произведении — это описание какого-либо пространства, расположенного внутри здания: квартиры или комнаты, бального зала, ресторана, магазина… В общем, любых декораций, где оказываются герои. Описание интерьера нужно не только для того, чтобы мы представили помещение во всех цветах и красках, хотя и это важно: чем больше подробностей мы знаем об интерьере, тем более реальным нам кажется герой, который по нему разгуливает, и тем больше степень нашей эмоциональной вовлечённости. Однако в первую очередь цель интерьера как литературного приёма — помочь нам понять психологию персонажа. Ведь ничто в жизни не случайно, и уж тем более — пространство, где мы проводим значительную часть времени (будь то роскошный особняк, как у семьи Ростовых в романе «Война и мир», либо крошечная петербургская комната Родиона Раскольникова, напоминающая гроб). Но насколько тесна взаимосвязь между обстановкой жилища и характером его хозяина?
Значимые подробности
С одной стороны, немногим выпало простое человеческое счастье — выбирать, в какой стране, в каком городе или даже в какой комнате жить-поживать. Страшно признаться, но в большинстве своём мы, современные люди, недовольны жилищными условиями. Подростки, живущие с братьями или сёстрами, мечтают об отдельных комнатах; ребята, которым досталась такая роскошь, тоже недовольны — особенно когда родители запрещают развешивать по стенам постеры или призывают навести порядок. А что до взрослых, мало кто отказался бы переехать поближе к морскому берегу, природному заповеднику. .. или хотя бы к центру города, чтобы быстрее добираться до работы. Однако что может быть страшнее, чем цены на недвижимость?
Зловещий Воланд из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» был прав, говоря, что нынешних людей «испортил квартирный вопрос». Но и финансы — не единственная проблема. Даже если у человека всё в порядке с деньгами, разве легко покинуть насиженное гнёздышко? Так что порой место жительства ничего не говорит о человеке, ведь ему пришлось соглашаться на то, что «подвернулось» под руку.
С другой стороны, каждый привносит в жилище — каким бы оно ни было — что-то своё, почти неуловимое. Кладёт на прикроватную тумбочку недочитанную книгу, ставит на комод семейное фото в рамке… Мы окружаем себя не столько предметами, сколько воспоминаниями или мечтами, с которыми эти предметы связаны. А если, перебравшись на новое место, мы этого не делаем, это тоже многое о нас говорит. Возможно, мы просто боимся привязываться?
Наконец, не стоит недооценивать влияние интерьера на психику. Мы можем из кожи вон вылезти, чтобы превратить чердак с протекающей крышей в филиал рая на земле. Но мы бессильны «переключить» вид из окна — или, например, вразумить вечно орущих соседей… Человек, который видит вокруг разруху, скорее совершит дурной поступок или даже преступление, чем тот, который каждый день любуется вишнёвым садом или заливным лугом. Отечественные классики немало об этом говорили — а в 1980-х гг. их предположения подтвердили американские социологи.
Теория разбитых окон
В 1982 году Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг опубликовали статью, в которой высказали следующую гипотезу: даже малейшее нарушение порядка, выставленное на всеобщее обозрение, влечёт за собой следующее. Например, если в заброшенном здании видно хоть одно разбитое окно, хулиганы не смогут просто так пройти мимо — и в конце концов переколотят все стёкла. Но если бы власти города вовремя вмешались и застеклили пустующую раму, вероятность того, что кто-нибудь решит швырнуть туда камень, значительно уменьшится.
С целью доказать эту теорию был проведён ряд экспериментов. В одном из них исследователи заходили в подъезд жилого дома — и подкладывали в один из почтовых ящиков купюру, так чтобы она была видна издалека и её можно было легко достать (то есть своровать). Вот только в одном подъезде почтовый ящик был новенький и чистенький, а во втором — изрисован граффити. Оказалось, что из первого ящика купюру воровали намного реже, чем из второго.
Теория разбитых окон нередко подвергалась критике. Скептически настроенные исследователи считали: хотя гипотеза и «сработала» в Нью-Йорке, не стоит утверждать, что она справедлива для всего мира. Однако произведения отечественных классиков, написанные задолго до труда Уилсона и Келлинга, эту теорию только подтверждают. Посмотрим, как это работает?
В поэме Николая Васильевича Гоголя о находчивом аферисте Чичикове огромное внимание уделяется обстановке, в которой живёт каждый встреченный главным героем помещик. Вот, например, интерьер дома Собакевича — в высшей степени неприятного типа, который всем грубит и всех унижает:
. ..всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома: в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья — всё было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!
Интересно, что было раньше: курица или яйцо? Собакевич стал невежей, потому что вырос в подобной обстановке, — или он окружил себя вещами «самого тяжёлого и беспокойного свойства» уже в осознанном возрасте, потому что рядом с ними он ощущал что-то… напоминающее уют?
Так или иначе, вырваться из порочного круга и стать лучшей версией себя он не может. Или, скорее, не хочет. То же самое происходит с Коробочкой, хотя главная страсть у неё другая. Единственный смысл жизни для неё — накопление вещей и денег, а самый большой страх — потерять хоть копеечку. Только полюбуйтесь на её спальню для гостей!
Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с тёмными рамками в виде свернувшихся листьев, и за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате. .. <…>
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, <…> одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, <…> а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…
Таким же накопительством будет страдать другая вредная бабуля из русской классики — Алёна Ивановна, старуха-процентщица, которой не повезло встретиться с нищим студентом Раскольниковым. Но о Родионе Романовиче мы поговорим позже. А пока вспомним ещё одного «собирателя» из «Мёртвых душ» — знаменитого Плюшкина. Вот как выглядит комната, в которой он встречается с Чичиковым:
С середины потолка висела люстра в холстяном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.
Впервые увидев жилище Плюшкина, читатель наверняка подумает, что его хозяин повредился рассудком. Однако этот помещик вовсе не сумасшедший. Всё дело в том, что он не смог пережить личную драму — или, точнее, череду драм. Самое горькое, что причиной большинства из них стало его, Плюшкина, чересчур категоричное поведение.
Мы не знаем, что произошло в жизни Собакевича и Коробочки, какие, говоря современным языком, психологические травмы они пережили. Однако историю Плюшкина автор рассказывает очень подробно — и, проливая слёзы над его судьбой, не забывает напомнить, что этот человек вредит не одному себе. Из-за попустительства Плюшкина его крестьяне в буквальном смысле умирают от голода и холода. Каким бы ужасным ни было крепостное право, у крестьян имелись не только бесконечные обязанности, но и кое-какие права: например, если наставал голод, помещик должен был кормить крепостных из собственных запасов. Однако Плюшкин, как нетрудно догадаться, и слышать об этом не хотел. «Похоронив» самого себя в склепе, он обрёк на смерть десятки ни в чём не повинных людей.
Если в «Мёртвых душах» интерьер — скорее следствие, нежели причина дурного характера того или иного героя, то в романе «Преступление и наказание» всё наоборот. Если бы не ужасная съёмная комната, и не расплавляющая мозги жара, и не пьяные вопли под окнами — центральный персонаж, может быть, и не решил проверить на практике свою ужасную теорию.
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке <…>. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. <…>
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, <…> довершили отвратительный и грустный колорит картины.
Причинно-следственные связи между жилищем Раскольникова и его подавленным состоянием проводит и мама главного героя:
— Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна <…>, — я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.
— Квартира?.. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала. .. я об этом тоже думал…
К сожалению, она оказывается в Петербурге слишком поздно: в этой сцене Раскольников — уже не тот человек, которым был всего несколько дней назад.
Чтобы закончить статью на оптимистичной ноте, вспомним вовсе не мрачное место — квартиру, где обитало дружное семейство Турбиных в революционные годы. В ситуации, когда жизнь родных и близких может оборваться в любой момент, именно тепло отчего дома помогло главным героям не «сломаться». Не в последнюю очередь потому, что это гнёздышко было заботливо обустроено покойными родителями Турбиных, а с отцом и матерью у всех троих — Алексея, Елены и Николая — сложились самые нежные отношения:
Много лет до смерти [матери главных героев. — Прим. О. Л.], в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот <. ..>. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой чёрные стенные башенным боем. <…> К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнёшь. <…>
Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, <…> лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золочёные чашки, серебро, портреты, портьеры, — <…> всё это мать <…> оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:
— Дружно… живите.
Итак, интерьер — зеркало души, и это касается вымышленных персонажей не в меньшей степени, чем нас, читателей.
Интерьерный монолог | литературный аппарат
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
Введение
Краткие факты
Связанный контент
Внутренний монолог Определение и примеры
Есть несколько способов, которыми автор может использовать внутренний монолог. Это будет зависеть от их более широкого стиля письма, а также от того, чего они хотят достичь. Например, некоторые писатели могут решить выразить каждую мимолетную мысль, которая приходит в голову персонажа в течение короткого периода времени, что также известно как письмо в стиле потока сознания. Или вместо этого они могут сосредоточиться на более связных мыслях, которые они структурировали, чтобы продвинуть сюжет вперед или рассказать читателю что-то о персонаже.
Термин состоит из двух слов: «интерьер» и «монолог». Последний предполагает непрерывную серию строк, содержащих слова персонажа. В то время как «внутреннее» позволяет читателю понять, что это не драматический монолог, разыгрываемый для всех, это внутренний монолог, который происходит внутри чьего-то разума.
Исследование внутреннего монолога
- 1 Определение внутреннего монолога
- 2 Примеры внутреннего монолога
- 3 Внутренний монолог или поток сознания
- 4 Часто задаваемые вопросы
- 5 Связанные литературные термины
- 6 Другие ресурсы
Определение внутреннего монолога
в котором писатель излагает на бумаге то, что, по его мнению, персонаж будет думать в определенный момент.
Есть два разных типа внутренних монологов. Их можно изучить ниже:
- Прямой : мысли персонажа свободно вытекают из его разума. Автор не комментирует, о чем думают персонажи или во что они верят. В этих примерах читатели могут оказаться более сбитыми с толку, но и более вдохновленными тем, что они узнают.
- Косвенный : в этой форме автор избирательно излагает мысли. Они могут более четко направлять читателя через мысли и даже комментировать их.
Чаще всего внутренний монолог используется в художественных произведениях. В то же время не все писатели захотят их использовать, а многие. Они часто помогают читателю понять образ мышления персонажа и даже решения, которые он примет в будущем. Без некоторого знания о мыслях или убеждениях персонажа читателю может быть трудно понять его историю.
Примеры внутренних монологов
Миссис Дэллоуэй Вирджинии Вулф
Миссис Дэллоуэй Вирджинии Вульф — яркий пример романа, в котором используются новаторские примеры внутренних монологов. Во всех своих работах Вулф была пионером стиля потока сознания в передаче мыслей, мнений и проблем персонажей. Например:
Она чувствовала себя очень молодой; в то же время несказанно постаревший. Она разрезала все, как нож; в то же время был снаружи, глядя на… далеко в море и один; у нее всегда было ощущение, что жить даже один день очень и очень опасно.
Это красивая цитата, которая вызывает у читателя массу эмоций. Это также помогает представить, что именно происходит в уме этого персонажа.
Улисс Джеймса Джойса
Улисс Джеймса Джойса — очень интересный пример авторского экспериментального использования внутренних монологов. На протяжении всей этой книги Джойс экспериментирует с множеством новых литературных приемов. Роман является одним из самых важных примеров романного письма 20-го века. Обратите внимание на следующие строки:
Я был горным цветком да, когда я вплетал розу в волосы, как это делали андалузские девушки, или мне надеть красное да и как он поцеловал меня под мавританской стеной, и я подумал, что он так же хорош, как и другой и затем я попросила его глазами спросить еще раз да, а затем он спросил меня, могу ли я сказать да, мой горный цветок, и сначала я обняла его, да, и притянула его к себе, чтобы он мог чувствовать мою грудь, вся в аромате да и его сердце было как сумасшедшее, и да, я сказал, что да, я буду да.
Этот монолог потока сознания позволяет читателям услышать каждое слово и образ, которые приходят в голову персонажу. Хотя не все примеры внутренних монологов похожи на этот, писатели часто обращаются за вдохновением к искусному композиционному стилю Джойса.
Прочитайте стихи Джеймса Джойса.
Внутренний монолог или поток сознания
При написании внутреннего монолога писатели могут использовать стиль потока сознания. Это означает, что мысли и чувства персонажа свободно вытекают из его разума. Они не могут провести различие между хорошими и плохими мыслями, теми, которые передают самые подробные моменты повествования, и теми, которые нет. Есть и другие способы написания внутренних монологов, но стиль «поток сознания» — один из самых эффективных.
Часто задаваемые вопросы
Какие бывают четыре типа монологов?
Есть много типов монологов. Некоторые из них: монологи, драматические монологи, комические монологи и внутренние монологи. Есть и другие подкатегории, но в драме и художественной литературе читатели, скорее всего, столкнутся с одной из них.
Чем внутренний монолог отличается от драматического монолога?
Драматический монолог – это разговор говорящего с самим собой. Оно также может быть адресовано слушателю или читателю, который не отвечает. Другая сторона разговора оставлена на усмотрение воображения или вообще не существует. Разница между этим и внутренним монологом заключается в том, что внутренний монолог происходит в уме персонажа. Никто, кроме читателя, этого не слышит.
Как использовать внутренние монологи в письме?
Писатели могут использовать внутренние монологи между описаниями сцен, людей и событий. Это особенно эффективно, если рассказ написан от первого лица. Внутренние монологи позволяют читателям узнать персонажей на самом глубоком уровне.
- Драматический монолог: разговор говорящего с самим собой или направленный на слушателя или читателя, который не отвечает.