Интерьер стиль романский: Романский стиль в интерьере: дизайн интерьеров в романском стиле: фото

Примеры дизайна помещений с фото, особенности

Романский стиль – это сочетание должен сочетание атмосферы рыцарского средневековья с необходимыми для современной жизни функциональностью и комфортом. Для него характерна величественность и строгость, которую важно дополнить тематическим декором, сохраняя при этом необходимый баланс. Оформляя частный дом, можно проникнуть глубже в рыцарскую эпоху, а для квартиры будет вполне достаточно нескольких стилизованных элементов.

Содержание

История происхождения

Романский стиль считается одним из самых древних направлений мирового искусства. Он сформировался в восьмом столетии на основе византийского, а также под влиянием культуры северно-европейских народов. Романский стиль активно развивался в десятом-одиннадцатом веках, переходя от римских архитектурных традиций к западноевропейским.

Прежде всего, романское направление касается архитектуры. Во времена его популярности строились преимущественно соборы, храмы, феодальные замки. Сооружения отличала массивность, строгость, геометричность. Внутреннее оформление соответствовало их назначению, а также особенностям культуры и быта средневековья.

Современные интерпретации романского интерьера особенно популярны в дизайне отелей и ресторанов, однако не менее интересным вариантом станет оформление жилого дома. Стоит учитывать, что малогабаритные помещения не подходят для воссоздания данного стиля, однако ничто не мешает вам использовать отдельные его элементы.

Специфика стиля

Романский стиль в интерьере погружает нас в атмосферу средневековых рыцарских замков, величественных соборов, монументальных крепостей. Воссоздать его полностью очень трудно, поэтому при оформлении интерьеров рациональнее использовать лишь некоторые ключевые приемы.

Для данного стиля характерны следующие особенности:

  • прочность, массивность и простота конструкций;
  • строгость и аскеза во всем, включая отделку, мебель и декоративные элементы;
  • прямые стены, своды потолков, арки
  • вытянутые оконные проемы;
  • открытые балки на потолках, мощные колонны;
  • использование натурального камня, древесины, металла;
  • массивная деревянная мебель лаконичных форм;
  • наличие большого камина;
  • элементы рыцарской тематики.

Воплощение каждого из пунктов в отдельности не составляет особого труда, однако реализовать все принципы романского интерьера вместе намного сложнее. Если вы все же решились на такой грандиозный план, тщательно подготовьтесь и обязательно подключите к работе грамотных специалистов.

Как оформить частный дом

Интерьер в романском стиле больше подходит для частного дома или загородного коттеджа, чем для городских апартаментов. В основном это связано с габаритами помещения, а также с возможностью учесть важные нюансы еще на этапе строительства. К примеру, можно построить дом в стиле замка, запроектировать толстые стены, колонны, вытянутые арочные окна и т.п.

Желательно, чтобы экстерьер также соответствовал стилевой концепции. Дом должен выглядеть просто, строго и монументально, то есть без каких-либо украшательств, но при этом вписываться в окружающий ландшафт и соответствовать вашим вкусам. Самое главное – найти разумный баланс. Внутреннее убранство предполагает величественность и лаконичность, но при этом вполне может быть элегантным, комфортным и функциональным.

Особенности интерьера

Романский интерьер предполагает строгую, но функциональную обстановку: массивную мебель, тяжелые двери, окна со ставнями, плотные шторы, пол и камин из натурального камня. Здесь нет места лишним вещам, витиеватым узорам и безделушкам. Обстановку уравновешивает мозаика на полу, витражные стекла, кованные элементы мебели, скульптура и художественная роспись.

Цветовая палитра

В интерьерах данного стиля можно использовать всю гамму цветов, но основными всегда будут: серый, коричневый, беж, черный, желтый, молочный. Остальные тона реализуются в витражах, текстиле и предметах декора. В современных вариациях романского интерьера яркие витражи можно использовать разными способами: украшать окна, двери, элементы мебели, потолки.

Материалы

Оформляя дом в средневековом направлении, стоит использовать соответствующие материалы: камень, дерево, бронзу, кованный металл. Разумеется, нынешние интерьеры не обходятся без качественных имитаций и гармоничных сочетаний с современными материалами. Самое главное, чтобы они не выбивались из средневековой стилевой концепции.

Отделка стен

Оформление стен должно создавать ощущение средневековой крепости или замка. Добиться этого позволяет каменная кладка или облицовочный искусственный камень. Также используют штукатурку в светлых бежевых или сероватых тонах, деревянные панели и балки. В кухне и ванной стены облицовывают плиткой, имитирующей каменную кладку.

Разнообразить оформление стен можно фресками, витражами, орнаментами – растительными, анималистическими, геометрическими. Кроме того, стены украшают гобеленами, картинами рыцарской тематики, светильниками в форме факелов или канделябров.

Оформление пола

Как и стены, полы в романском интерьере выложены камнем. В гостиной и холле это может быть красивая мозаика. В современных вариантах вместо камня часто используют напольную плитку серого цвета, паркет или доски из темного дерева и даже ламинат, имитирующий состаренную древесину.

Камень и плитка – холодные материалы, поэтому стоит озаботиться установкой обогревательной системы («теплый пол»). В гостиной, спальне и детской можно положить ковры: однотонные в цвет пола, с характерным для времени орнаментом или с восточными узорами. Лучше выбирать ковры в бледных тонах, как будто истершиеся от времени.

Отделка потолка

Для средневековых романских интерьеров характерны низкие сводчатые потолки из камня. Если есть возможность выполнить такую конструкцию, ее можно облицевать искусственным камнем либо оштукатурить. Важно, чтобы отделка плавно переходила со стен на потолок.

Оформить плоские потолки поможет штукатурка и балки из темной древесины. Иногда пространство между потолочными балками облицовывают деревянной вагонкой.

Мебель

Меблируя комнаты романского стиля, нужно разумно соединять аутентичную мебель и стилизованные предметы интерьера. Средневековая меблировка была весьма аскетичной, грубой и тяжеловесной. И если большой кованный сундук, массивный стол или комод вполне пригодны для современного применения, то на жестких скамьях и стульях сидеть будет не очень удобно.

Приобретая или заказывая предметы мебели, выбирайте простые формы, темное состаренное дерево, умеренный декор, кованные элементы. Характерные кресла-троны с высокой спинкой можно дополнить мягкой обивкой из кожи или текстиля. В стилистику хорошо впишутся невысокие диваны лаконичного дизайна с плавными конфигурациями, мягкие скамейки, журнальные столики, стилизованные под сундуки. Чтобы придать интерьеру элегантности, используйте ценные породы дерева, инкрустации камнем, красивую выразительную резьбу.

Текстиль и декоративные элементы

Чтобы сгладить суровость интерьера, нужно использовать текстильное оформление и декор, однако при этом важно соблюдать умеренность и не выбиваться из средневековой концепции. Изначально в средние века ткани использовали лишь для постелей, однако со временем в интерьерах появились трофейные восточные ковры, а также пологи и портьеры.

Сохраняя стилистику, используют грубый натуральный текстиль: лен, сукно, шерсть, мешковину, кожу, мех. Но, помня об исторических крестовых походах, можно дополнить обстановку более изысканными вещами, которые рыцари привозили из дальних стран, к примеру, шелковыми пологами или роскошными узорными коврами. На окна и стены в те времена часто вешали плотные гобелены, украшая комнату и защищаясь от сквозняков. Как правило, гобелены изображали библейские сюжеты, однако сегодня, чтобы подчеркнуть атмосферу средневековья, можно посвятить их рыцарской тематике.

В качестве настенного декора выступали охотничьи трофеи, доспехи, шлемы, оружие (копья, секиры, мечи), гербы. Кроме того, интерьер можно дополнить картинами и тусклыми зеркалами в тяжелых рамах, скульптурами, восточными вазами. Создать нужное настроение помогут тематические бронзовые статуэтки – рыцари, лошади, монахи, трубадуры и т.п.

Организация освещения

Осветительные приборы в стилизованном романском интерьере не только выполняют прямые функции, но и служат эффектным декором. Прежде всего, это громадная средневековая люстра на цепях с кованными элементами и лампочками в виде свечей. Не менее важны настенные светильники в форме факелов и канделябров, а также настоящие свечи в массивных подсвечниках.

Живопись

Для романского изобразительного искусства характерны библейские мотивы, в частности, тематика божьего могущества. Это проявлялось в специфической композиции: образ Христа всегда превосходил размерами остальные фигуры и элементы, присутствующие на картине.

Также романской живописи присуща преувеличенная экспрессия в изображении жестов людей, что достигалось за счет изменения пропорций. Кроме того, художники часто изображали животных, деревья, растительные и геометрические узоры.

Как воссоздать интерьер в современной квартире

Полностью реализовать все особенности романского стиля в городской квартире не выйдет, да это и ни к чему. Чтобы создать средневековую атмосферу, достаточно применить лишь некоторые приемы и дополнить обстановку характерными стилизованными деталями. Это позволит обустроить интерьер в желаемом стиле, но при этом сделать его удобным и функциональным.

Спальня

Для спальни подойдет массивная кровать из темного дерева с резным декором и балдахином. Интерьер в романском стиле удачно дополнит банкетка в виде сундука, деревянный комод и зеркало в тяжелой раме.

Стены можно оформить кремовой штукатуркой, декорировать настенными бра в виде канделябров. Окна занавесьте плотными портьерами на пару тонов темнее стен, на пол положите деревянный паркет и красивый восточный ковер.

Кухня и столовая

Стены и пол в кухне отделывают плиткой, имитируя каменную кладку, потолки декорируют деревянными балками. Подбирают массивный гарнитур из темного дерева простой формы с минимальным резным декором. Вся техника скрывается за фасадами. Большой обеденный стол оформляют тяжелой столешницей из камня или состаренного дерева, дополняют характерными высокими стульями или табуретами.

В романской кухне удачно смотрится вытяжка, похожая на каминный портал, а также открытые полки с медной, глиняной и деревянной посудой. Жбаны и сковородки можно повесить на деревянные балки.

Гостиная

Оборудуйте в гостиной большой камин, декорированный камнем. На каминной полке расположите свечи и канделябры, серебряные кубки, бронзовые статуэтки. В средние века мягкой мебели не было в обиходе, но в современной гостиной она необходима. Чтобы вписаться в стилистику, подберите диваны и кресла простых форм с кожаной или простой шерстяной обивкой.

Окна гостиной можно задрапировать гобеленами или оформить специальной пленкой, имитирующей витражи. На потолок повесьте кованную люстру, на стены светильники в виде факелов, картины в старинных рамах, рыцарские доспехи или оружие.

Романский стиль в интерьере

Зарождение романского стиля приходится примерно на 800 год нашей эры, когда в период правления Карла Великого было принято решение о строительстве нового храма в Ахене в виде базилики.

История романского стиля

Романский стиль, это первый по настоящему интернациональный стиль, который охватил всю Европу и длился около 400 лет. Это был период, когда цивилизация Римской империи уже погибла, Европа была заселена кочевниками, общество жило по феодальным законам, а рыцари ходили в крестовые походы.

В создание общей атмосферы постоянных междоусобных войн вносила свою лепту и христианская церковь, которая создала иерархию соответствующую мирской власти и приступила к обращению мира в свою веру.

Главной задачей архитектурных построек того времени была способность к обороне от врага. Храмы-крепости и замки-крепости должны были выдерживать натиск и длительную осаду. Поэтому для романской архитектуры характерны тяжелые формы, ясный силуэт, статичность, массивные стены с узкими проёмами, лаконичность или полное отсутствие наружной и внутренней декоративной отделки.

Главным центром архитектурной композиции становится башня, с которой можно наблюдать приближение врага. Замки строились в местах удобных для защиты: на высоких холмах, откосах рек, они обносились стеной и рвом.

В эпоху, когда в Европе развивался романский стиль, центрами культуры и искусства были церкви и монастыри. Поэтому первостепенной задачей искусства было служение религиозному культу. Картины и фрески на стенах рассказывали о библейских сюжетах.

Художники того времени не были свободны, они могли быть только безымянными работниками, которые создавали свои произведения по строгим традициям.

Романский стиль развивался на основе раннехристианского искусства, античности, искусства варварских народов, византийского искусства и искусства Ближнего Востока. Но гармоничность и изящество в романском стиле были утеряны.

Элементы декора, взятые из искусств разных народов, были искажены, они стали более грубыми и массивными, краски были кричащие. Колонны, капители и карнизы приобрели простые кубические пропорции.

Романский стиль в интерьере

Вначале зарождения романского стиля жилые помещения в замках были практически без удобств – пол земляной, стены и потолки каменные, камины не прогревали помещения полностью. В городах тоже были довольно скромные жилища – узкие мрачные комнаты, грубая мебель.

Позднее на стенах появляется деревянная обшивка, на полу керамическая плитка и ковры, на потолке окрашенные в разные цвета деревянные балки.

Основной мотив интерьера того времени – полуциркульные арки. Основные формы – прямоугольные и цилиндрические. Основной ритм – равномерный и медлительный, рождающий ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства.

Основной орнамент – расписной геометрический, или составленный из стилизованных листьев, гроздьев, вьющихся растений, фигур людей, животных и мистических чудовищ. Со временем плоский рисунок в романском стиле сменяется всё более выпуклым, становится рельефным.

Окна в постройках романского стиля были довольно разнообразны – круглые, четырехугольные, арочные, иногда принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Главное в окнах было – небольшой размер и широкие, из-за массивных стен, подоконники.

Двери тяжелые, дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом. Преобладающие цвета в интерьерах романского стиля коричневый, красный, зеленый, белый.

Мебель в романском стиле имеет примитивную конструкцию и массивные формы. Обивка не применялась, мебель красили толстым слоем краски, иногда расписывали. В позднем романском стиле мебель стали украшать резьбой по дереву или декоративными коваными накладками с рядами гвоздей из кованого железа.

В период романского стиля сидели в основном на низких скамьях, стоящих вдоль стен. Только главам знатных семейств полагался отдельный стул. Высота спинки стула отражала степень знатности владельца. Столы того времени имели простую брусочно-дощатую конструкцию и покрывались белыми скатертями.

Сундук продолжал оставаться универсальной мебелью и мог служить как кроватью, так и мебелью для сиденья. Наряду с простыми сундуками-скамьями стали появляться более высокие с короткими ножками и дверками – прообразы современных шкафов.

В романском стиле большое значение имеют кровати. Характерная конструкция кроватей – рама на ножках, окруженная низкой решеткой. Чтобы защититься от сквозняков, кровати часто встраивались в стену. В позднем романском стиле, под влиянием Востока, появляются кровати с балдахинами. Драпировка крепилась к потолочной балке или на специальный каркас.

Резюме

Интерьер в романском стиле внушает чувство надежности, защищенности и безопасности. Для создания этого ощущения используются массивные формы, лаконичные орнаменты, простые и яркие краски.

Вся мебель должна стоять вдоль стен, чтобы сзади сидящего человека не было открытых пространств. Потолок в романском стиле либо сводчатый, либо балочный. Полы выложены керамической плиткой, стены каменные или обшитые деревом, допускается штукатурка. Текстиль в романском стиле простой, используются холщовые грубые ткани.

Грубость и простота материалов в романском стиле передают ощущение близости к природе, неприхотливость и незамысловатую ясность жизненного уклада.

Введение в романское искусство | История искусства I

Рис. 1. Собор Саутвелла

Название говорит само за себя — романская архитектура основана на римских архитектурных элементах. Именно округлая римская арка является буквальной основой для сооружений, построенных в этом стиле.

Во всех регионах, которые были частью древней Римской империи, есть руины римских акведуков и зданий, большинство из которых имеют арки как часть архитектуры. (Вы можете сделать этимологический скачок в том, что эти два слова связаны, но Оксфордский словарь английского языка показывает, что арка происходит от латинского arcus , что определяет форму, в то время как arch — как архитектор, архиепископ и заклятый враг — происходит от греческого архос, означает вождь. Tekton означает строитель.)

Когда Карл Великий был коронован императором Священной Римской империи в 800 г. н.э., Европа начала делать первые шаги из «темных веков» после падения Рима в пятом веке. Остатки римской цивилизации были видны по всему континенту, и легенды о великой империи передавались из поколения в поколение. Поэтому, когда Карл Великий захотел объединить свою империю и утвердить свое правление, он начал строить церкви в римском стиле, особенно в стиле христианского Рима во времена Константина, первого римского императора-христианина.

После почти двухсотлетнего перерыва, когда не было крупных строительных проектов, архитекторы времен Карла Великого обратились к арочной или аркадной системе христианско-римских зданий в качестве модели. Это логическая система напряжений и контрфорсов, которая довольно легко проектировалась для больших конструкций, и ее начали использовать в сторожках, часовнях и церквях в Европе. Эти ранние образцы можно назвать дороманскими, потому что после краткого всплеска роста архитектура снова остановилась. По мере того, как совокупность знаний в конечном итоге была переработана, здания становились больше и внушительнее. Примеры романских соборов раннего средневековья (примерно 1000–1200 гг.) представляют собой прочные, массивные, впечатляющие церкви, которые часто до сих пор являются самыми большими сооружениями во многих городах.

В Британии романский стиль стал известен как «нормандский», потому что основная схема строительства в одиннадцатом и двенадцатом веках была инициирована Вильгельмом Завоевателем, который вторгся в Британию в 1066 году из Нормандии на севере Франции. (Норманны были потомками викингов — норвежцев, или северян, — которые вторглись в эту местность более века назад.) Даремский и Глостерский соборы, а также Саутуэллский собор — прекрасные примеры церквей в нормандском или романском стиле.

Рис. 2. Типовой схематический план собора; мы будем использовать термины, определенные здесь

Арки, которые определяют нефы этих церквей, хорошо смоделированы и геометрически логичны – одним взглядом можно увидеть повторяющиеся формы и пропорции, которые имеют смысл для огромного и тяжелого сооружения. На уровне земли есть большая аркада, состоящая из громоздких опор или колонн. Пирсы могли быть заполнены щебнем, а не сплошным резным камнем. Над этой аркадой находится второй уровень меньших арок, часто попарно с колонной между ними. Следующий более высокий уровень снова был пропорционально меньше, создавая рациональное уменьшение конструктивных элементов по мере уменьшения массы здания.

Украшение часто довольно простое, с использованием геометрических фигур, а не цветочных или криволинейных узоров. Общие используемые формы включают подгузники — квадраты или ромбы — и шевроны, которые представляли собой зигзагообразные узоры и формы. Также использовались простые круги, которые перекликались с формой полукруга вездесущих арок.

Рис. 3. (слева) Внешний вид Глостерского собора; (справа) Проход Глостерского собора

Рис. 4. Потолок нефа Southwell Minster.

Потолки и крыши в раннем романском стиле часто делались деревянными, как будто архитекторы не совсем понимали, как перекрыть две стороны здания камнем, что создавало распор и напряжения на боковых стенах. Это развитие, конечно, не заставило себя долго ждать и привело от бочкообразных сводов (простых сводов с полукруглой крышей) к крестовым сводам, которые в готике становились все более авантюрными и витиеватыми.

Фотографии из видеозаписи Ричарда Спэнсвика

10 вещей, которые вам нужно знать

 

Примерно с 1000 по 1200 год нашей эры романский стиль был архитектурным стилем, наиболее тесно связанным со строительством церквей по всей Западной Европе. Опираясь на классические римские прецеденты, включая округлую арку и каменный свод, романский стиль был предшественником более известного готического стиля. Он сопровождал период роста церковного строительства, религиозного рвения, процветания и роста населения на рубеже первого тысячелетия.

 

1. Романское начало из-за страха перед Апокалипсисом

Портал Страшного суда Сен-Лазар, Отен, Франция, фото Allie_Caulfield, 12 век, через Flickr

 

По мере приближения календаря к 1000 году средневековые христиане верили, что приближается конец света. Согласно христианскому учению, апокалипсису будет сопутствовать Страшный суд, а поскольку плохая оценка означает вечность в аду, ранние христиане серьезно относились к подготовке. Соответственно, в годы, предшествовавшие этой важной вехе, наблюдался всплеск религиозного рвения, который вызвал сопоставимый рост церковного строительства по всей Европе. Когда тысячелетие миновало без происшествий, страхи переместились на 1033 год, тысячную годовщину смерти Иисуса. Он тоже прошел без апокалипсиса, но христианская активность не уменьшилась. Церкви продолжали возникать по всему христианскому миру, чтобы приспособиться к увеличению населения, вызванному относительной стабильностью и процветанием. В Западной Европе эти церкви, как правило, были романскими.

 

2. Он был основан на классических моделях, но не полностью

Резные капители в Сен-Сернен в Тулузе, Франция, фото Фредерика Нейпона, 11 век, через Flickr

 

Романская архитектура получила свое название от использования классических римских структурных компонентов, в частности, каменного бочкообразного свода и закругленной арки (термин романский не существовал в средние века). Более ранние средневековые здания также использовали некоторые римские черты, но не так сплоченно и не в таком масштабе.

 

Ученые считают, что романская архитектура ближе к римской архитектуре, чем ее средневековые предшественники. Однако романский стиль также имел несколько других влияний, включая раннехристианское, каролингское, оттоновское, византийское, исламское и островное (имеется в виду Британские острова) искусство и архитектуру. Например, геометрические декоративные мотивы в английских романских церквях могут относиться к островным художественным традициям, в то время как использование взаимосвязанных глухих арок в качестве украшения кажется заимствованным из исламской архитектуры.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Византийское влияние, особенно мозаика с золотым покрытием, обычно проявлялось в итальянских романских церквях. Мало кто спутает большинство романских зданий с классическими римскими, несмотря на их общие архитектурные формы.

 

3. Это был первый интернациональный стиль Средневековья

Внешний вид Пизанского собора в Италии, фото Рэя в Маниле, 11 век, через Flickr

 

В течение сотен лет после падения Рима средневековый художественный и архитектурный стиль был преимущественно местным делом. Однако романский язык получил международное распространение. Примеры появляются во Франции, Англии, Италии, Испании, Германии, Скандинавии и государствах крестоносцев (районы Святой Земли, контролируемые латинскими христианами), естественно, с некоторыми региональными вариациями.

 

Как романский стиль распространился до сих пор? Проще говоря, к этому периоду западный мир стал более интернациональным, поскольку относительный мир и процветание облегчили путешествия и торговлю. Люди и товары перемещались по суше и по морю, неся с собой такие идеи, как романский стиль. Норманнские завоевания, самое известное из которых произошло в Англии в 1066 году, но также включало Сицилию и южную Италию, часто приписывают привнесение романского стиля в эти области. По этой причине романские церкви в Англии иногда называют нормандскими романскими или англо-нормандскими. В других местах романский стиль распространился на части Испании, которые недавно присоединились к христианству после столетий исламского правления. Наконец, паломничество, крестовые походы и монашество помогли распространить романский стиль по Европе.

 

4. Тесно связано с религиозным паломничеством

Косяки статуй апостолов с Портала Славы собора Сантьяго-да-Компостела, Испания, фото pedronchi, 11-13 вв., через Flickr

 

Паломничество — это практика путешествий к священным местам. Для христиан Иерусалим был конечным местом паломничества, но Ближний Восток, управляемый исламом, был недоступен для них на протяжении большей части Средневековья. Вместо этого они нашли смысл в пунктах назначения ближе к дому. Храм Святого Иакова Старшего в Сантьяго-да-Компостела на севере Испании был, безусловно, самым популярным вариантом, хотя и не единственным. Общим для всех мест паломничества было наличие реликвии — мощей святого или чего-то другого, имеющего святое значение, — вещей, которые, как верили христиане, способны творить чудеса. Средневековый христианин мог отправиться в паломничество в поисках чуда, искупления греха или укрепления своей веры, а также просто ради возможности путешествовать.

 

Паломничество было средневековым эквивалентом туризма. Маршруты паломничества развивались вдоль основных дорог, ведущих в Сантьяго, и эти маршруты включали в себя многочисленные церкви с реликвиями, которые можно было посетить по пути. Реликвии приносили пожертвования, поэтому они были крупным бизнесом для соборов и монастырей, которым они принадлежали. Поэтому эти храмы должны были быть достаточно большими, чтобы вместить паствы верующих и обеспечить им доступ к мощам, не нарушая церковных служб. Поскольку популярность паломничества возросла примерно в 1000 году, многие паломнические церкви были построены или расширены в романском стиле. Они, как правило, размещали реликвии в нескольких часовнях за апсидой, с проходами и проходом, называемым амбулаторным, обеспечивающим доступ.

 

5. Он вернул тяжелое каменное хранилище

Неф Марии Мадлен в Везле, Франция, фото Navin75, XII век, через Flickr

 

Что действительно отличает романский стиль от его непосредственных предшественников, так это каменные своды. В то время как базилики раннехристианского, каролингского и оттоновского периодов в основном имели деревянные крыши, романские церкви часто имеют своды из каменных бочек. Хотя каменные своды имеют то преимущество, что они огнестойкие, они очень тяжелые и их сложно построить. Чтобы поддерживать их, в романских церквях есть массивные опоры или колонны и толстые стены, которые могут быть прерваны только маленькими окнами. Добавление широких галерей (например, балконов) над крышами проходов служило как для поддержки сводов, так и для предоставления дополнительного места для посетителей. Внешние контрфорсы также помогли, хотя сложные аркбутаны не использовались до готического периода. Поперечные арки, часто выполненные в контрастных цветах кладки, укрепляли своды, как обручи на бочке, но при этом еще больше утяжеляли конструкцию.

 

Романские постройки производят впечатление своей монументальностью и простым, ориентированным по горизонтали расположением архитектурных форм, а не детализацией или сложностью. В результате получились прочные церковные здания, похожие на замки, с довольно темными интерьерами и внушительными внешними фасадами, окруженными башнями.

 

6. Романские двери украшены яркими изображениями

Портал Страшного суда в Мари-Мадлен в Везле, Франция, фото PMRMaeyaert, 12 век, через Wikimedia Commons

 

В

романских церквях была установлена ​​первая в Европе крупномасштабная архитектурная рельефная скульптура со времен классического мира. Наиболее значительные фигуративные изваяния встречаются на порталах — входных дверях и их арочном обрамлении. Большинство романских церквей имеют как минимум пять порталов, в том числе три на западном фасаде и по одному на каждом конце трансепта. На портале достаточно места для скульптуры, особенно в большой арочной области над дверью, называемой барабанной перепонкой.

 

Романские порталы представляют собой смесь изображений, но главный входной портал обычно показывает Страшный суд, событие, которое христиане ожидали в 1000 году. Романская скульптура смелая, статическая и не особенно натуралистичная, но она, безусловно, производит впечатление. Христос как Судья появляется в центре барабанной перепонки в ореоле всего тела, называемом мандорла. Вокруг него мертвые души поднимаются из могил, взвешиваются и отправляются в рай или в ад. Неудивительно, что на стороне ада все становится наглядным: демоны уносят проклятых, адские пасти пожирают людей, гротескные звери мучают грешников и многое другое. Подобные образы появляются в иллюминированных рукописях того же периода. Очевидно, что Судный день не был для этих людей шуткой. На самом деле, ученые считают, что эти образы были настолько наглядными и расположены так на видном месте, потому что они должны были напугать зрителей, чтобы они стали лучшими христианами.

 

Не вся романская портальная скульптура такая кошмарная. Другие изображения включают жизни Христа и Девы Марии, истории святых, ветхозаветных персонажей, ангелов и многое другое. Косяки и трюмо (колонны рядом с дверями и между ними) обычно содержат статуи святых, пророков и апостолов в полный рост, а архивольты (сегменты арки над тимпаном) часто включают символические или даже светские предметы, такие как знаки зодиака.

 

7. Его заглавные буквы не всегда вежливы и набожны

Столица Сен-Лазар, Отен, Франция, фото Allie_Caulfield, 12 век, через Flickr

 

После порталов капители являются следующими наиболее частыми местами романской скульптуры. Капители — это декоративные навершия колонн или опор. В классическом мире они должны были содержать свитки или величественные листья аканта. В романском мире столицы стали местами для сложных скульптур, часто изображающих людей и животных.

 

Исторические заглавные буквы — с повествовательными образами — обычно рассказывают библейские истории, такие как Благовещение или Даниил во рву со львом. Обитаемые столицы, содержащие фигуры без повествования, также могут быть библейскими, но они часто изображают множество странных, причудливых или удивительно богохульных образов. Возможности включают гротескных монстров, людей и животных, ведущих себя плохо, и даже некоторые сексуальные темы. Опять же, средневековые иллюминированные рукописи имеют похожие изображения на полях. Эти мотивы сегодня кажутся наивными или юмористическими, но трудно понять, почему они появляются в религиозных книгах или структурах. Все, что мы знаем наверняка, это то, что они всегда вызывали споры. Некоторые средневековые священнослужители утверждали, что они помогают неграмотным прихожанам понять религиозные концепции, в то время как другие считали их неподобающим отвлечением для благочестивых монахов.

 

8. Этот стиль широко использовался для монастырей

Романские монастыри монастыря Сант-Кугат в Барселоне, Испания, через Сант-Кугат

 

Монастыри — это общины монахов или монахинь, посвятивших свою жизнь Христу. Они живут отдельно от мира в аббатствах или монастырях — студенческих городках, включающих церковь, общежития, столовую, возможно, библиотеку и другие здания, необходимые для совместной жизни. Присоединение к монашескому ордену, такому как бенедиктинцы или цистерцианцы, было популярным жизненным выбором в средние века. Технически отдельные монахи и монахини должны были отказаться от всего мирского имущества, но монастыри могли стать феноменально богатыми и могущественными. Многие владели реликвиями, которые сделали их ключевыми остановками на пути паломничества. Соответственно, монастыри были большими покровителями романской архитектуры.

 

Характерной чертой монастыря была клуатр, открытый двор, окруженный со всех сторон крытыми коридорами. Соединявшие церковь и другие ключевые постройки, монашеские клуатры были местами для тихих занятий и созерцания. Ряды арок соединяют внутренний двор монастыря с его проходами, сливаясь внутри и снаружи. С таким количеством колонн, необходимых для поддержки всех этих арок, монастыри изобиловали причудливыми романскими капителями.

 

Романский стиль был предпочтительным архитектурным стилем для величайших монастырей той эпохи, таких как могущественное бенедиктинское аббатство Клюни во Франции, а также для строгих орденов, таких как цистерцианцы, которые разработали элегантный минималистский подход к романскому стилю. С ростом известности монастырские фонды основали зависимые «дочерние дома» по всей Европе, распространяя свой предпочтительный романский архитектурный стиль по мере продвижения.

 

9. Романский стиль медленно перерос в готический

Даремский собор, романский неф, через Академию Хана

 

Вводные тексты по истории искусства заставят вас поверить, что романский стиль полностью отделен от более известного готического стиля, который развился из него. Хотя это правда, что здания высокой готики, такие как Шартрский собор, сильно отличаются от большинства романских построек, переход не обязательно был четким. Две наиболее характерные черты готики — стрельчатые арки и ребристые своды — впервые появились в нескольких романских церквях. Например, в Даремском соборе XI века есть и то, и другое.

 

Что отличает Дарем от ранних готических зданий, таких как Сен-Дени, так это не используемые структурные элементы, а то, как они использовались вместе для создания определенных эффектов. Готические строители воспользовались большей прочностью, обеспечиваемой остроконечными арками, ребристыми сводами и контрфорсами, чтобы построить более высокие своды на более тонких опорах и вставить между ними большие окна. Получившиеся в результате высокие, наполненные светом, изящные готические церкви резко контрастируют с внушительной романской монументальностью. Романские каменщики проводили самые ранние эксперименты с ключевыми формами готики, но они еще не реализовали весь их потенциал.

 

10. Многие романские постройки сохранились до наших дней

Интерьер Сантьяго-де-Компостела, 11 век, виа Камино-де-Сантьяго

 

Несмотря на то, что им уже тысяча лет, удивительное количество романских церквей и монастырей сохранилось до наших дней. Естественно, многие из них со временем видоизменялись, приобретая элементы и украшения готики, ренессанса, барокко или XIX века. Например, собор Сантьяго-да-Компостела приобрел платереский (позднесредневековый) монастырь, два фасада в стиле барокко и алтарь в стиле барокко.