Интерьер советских квартир: Советский интерьер: стиль 50-70-х годов СССР

Содержание

Советский шик: квартира 66 м² в Москве

Квартиры

В оформлении гостиной использовано сложное сочетание разных металлов: хром в отделке винтажного кофейного столика с керамической столешницей, латунь, бронза и даже золотая поталь на раме зеркала. Кашпо для растений, Zara Home. Насыщенный оранжевый оттенок дивана, Enjoy Home, поддерживают антикварные бра с оригинальными абажурами.

Фото
Сергей Красюк

Автор проекта — дизайнер Алена Сковородникова

ПАРАМЕТРЫ ОБЪЕКТА

Тип недвижимости: квартира в сталинском доме

Метраж: 66 м²

Место: Москва, Кутузовский проспект

Стиль: винтажная эклектика

Основная идея проекта: сохранить очарование старой советской квартиры и создать ощущение пожившего интерьера

Цветовая гамма: натуральные оттенки дерева, голубой, охристый, оливковый и глубокий бордовый

Автор проекта: Алена Сковородникова, т. +7 (916) 321 9336, www.skovorodnikova.ru

Блеск отреставрированного фортепиано, на котором играет хозяин, поддерживают лакированные оконные ставни. Они выполнены на заказ, защищают антиквариат от солнца, дают затемнение от подсветки соседнего здания и ощутимо снижают гул от третьего транспортного кольца.

Фото
Сергей Красюк

«У квартиры сложный характер, очень она сопротивлялась нашему вмешательству, — рассказывает дизайнер Алена Сковородникова. — Нет ни одного предмета или элемента отделки, который бы приехал, смонтировался и прижился с первого раза. Сначала это было забавно, потом настораживало, но под конец все смирились. Недаром у дома такая сомнительная репутация: здание построено на еврейском кладбище, на форуме дома порой поговаривают про ведьм. Но все хорошо, что хорошо кончается, заказчик очень доволен реализацией и чувствует себя в этой квартире прекрасно».

«Мы отказались от пристенного плинтуса. Ради этого плашки паркета по периметру комнат заменили на новые и загнали их под слои штукатурки стен, а само примыкание надежно зафиксировали и состарили».

Фото
Сергей Красюк

Антикварные витрины привезли из Европы. Утраченные детали сделали на заказ в Москве. Остекление межкомнатной двери заменили на витражи, созданные по мотивам витрин. Краска для стен, Little Greene.

Фото
Сергей Красюк

«Типичную сталинскую планировку — длинный коридор, вдоль которого идет замурованный слуховой коридор из соседнего подъезда, две комнаты, небольшая кухня, раздельный санузел — не стали менять ради сохранения исторического паркета и лепнины. Но за счет снятия слоев гипсокартона, оставшегося от ремонта 90-х годов, площадь помещений незначительно увеличилась».

Столовый гарнитур составлен из винтажных стульев и оставшегося от прежних жильцов стола, который отреставрировали и дополнили латунными элементами под стать стульям. Краска для стен, Dulux.

Фото
Сергей Красюк

«Паркет, лепнину, двери и чугунные радиаторы по просьбе заказчика сохранили и отреставрировали. Заменили только окна и сантехнику. За чугунными радиаторами изначально была уложена керамическая советская плитка, ее демонтировали, но саму идею сохранили, выбрав более „пожившую“ рельефную керамическую плитку. В двойной двери гостиной заменили старое стекло на витраж, выполненный по мотивам витража в антикварных витринах. В мокрых зонах расстелили эффектные метлахские „ковры“, а на кухне позволили себе вольность в виде разноцветной керамической чешуи».

Заказчики мало готовят и редко бывают в Москве, поэтому кухонный гарнитур очень компактный. Фасады шкафчиков повторяют дизайн сохранившихся антресольных дверок. Вся техника из ретро-линейки Smeg. Столешница и полки со скрытой подсветкой выполнены из меди. Ее не стали покрывать лаком, чтобы медь естественно старела. Фартук выложен разноцветной керамикой ручной работы.

Фото
Сергей Красюк

«Владелец хотел, чтобы стены были заветренными, выцветшими и живописными — как в итальянской провинции»

Заказчик хотел интерьер без ощущения новодела. В длинном коридоре, характерном для сталинских домов, сохранили старый паркет и лепнину, а после долгих поисков подобрали роскошные обои Silk Collection от Aura, которые выглядят как советские и пожившие. С помощью специального сканера под цвет обоев подобрали краску от Benjamin Moore.

Фото
Сергей Красюк

«Владелец хотел, чтобы стены были фоном для винтажной мебели, но при этом самодостаточными и как бы заветренными, выцветшими — как в итальянской провинции. Первый этап — нанесение сколов, неровностей и потертостей и покраска в заранее утвержденные оттенки, выполнили строители. Затем профессиональные декораторы максимально состарили поверхность и привели ее в желаемый вид, с пятнами, разводами и даже подтеками».

Интерьер спальни решили подчеркнуть восточными нотками. Так возникло красное дерево, резные прикроватные тумбы и антикварная ширма шинуазри. Кровать, «Аскона», с механизмом Ergomotion. Декоративная штукатурка создана на основе красок Dulux.

Фото
Сергей Красюк

Главный акцент интерьера спальни — изголовье, образованное ярким красным ковром в лучших традициях советских квартир

За чугунными радиаторами изначально была уложена керамическая советская плитка, ее заменили на более «пожившую» рельефную керамическую плитку.

Фото
Сергей Красюк

«Винтажные предметы подбирались по разным европейским поставщикам. Особенно интересны старинная китайская ширма с инкрустацией в спальне и европейские витрины с витражами в гостиной. Платяной шкаф в спальне, фортепиано и письменный стол были у заказчика еще до ремонта, но их бережно отреставрировали. Интерьер спальни разбавили восточными нотками. Так возникло красное дерево, резные прикроватные тумбы и ширма шинуазри. Но главный акцент  — яркий красный ковер на стене в лучших традициях советских квартир!»

Главный акцент спальни — ковер на стене в изголовье кровати в лучших традициях советских квартир.

Фото
Сергей Красюк

Интерьер спальни определил старинный платяной шкаф с резьбой из коллекции владельца. Столик для завтраков, Ralph Lauren Home, винтаж.

Фото
Сергей Красюк

«На финальной стадии оформления интерьера в квартиру, как это обычно бывает, зачастили разные поставщики и подрядчики. И все удивлялись, как же так, почему вы не доделали ремонт, зачем оставили такие стены и неужели вы вообще что-то здесь делали? Для нас это было главным комплиментом и доказательством того, что атмосфера старой и пожившей квартиры получилась по-настоящему убедительно!» www.skovorodnikova.ru

Финальным штрихом советского интерьера стали аутентичные зеленые ковровые дорожки. Их повезло купить с рук в интернете в очень приличном состоянии.

Фото
Сергей Красюк

Теги

  • яркий
  • Москва
  • традиционный
  • 60-120 квм

Советский стиль интерьера: как менялся дизайн, мелочи

Грубые, жесткие обои на стенах, скрипящий паркет и незамысловатые мебельные гарнитуры – это те детали интерьера, которые большинство старается безвозвратно выбросить из дома. Но есть люди, которым интересно обустройство дома в этот исторический период. Они даже черпают вдохновение для создания современной обстановки, просматривая фотографии тогдашних квартир.

Для некоторых людей такой дизайн нравится

Советский интерьер не очень популярен

Большинство людей только и мечтают избавится от вещей которым уже много лет

Содержание

  • 1 Русский стиль. Интерьер и быт в первые десятилетия существования СССР
  • 2 Послевоенный советский интерьер 40-х
  • 3 Советский интерьер 50-60-х
  • 4 Советский интерьер 70-х
  • 5 Эпатаж в советском интерьере
  • 6 Ковры на полу
  • 7 Дизайн современной квартиры в советском стиле
  • 8 Заключение
  • 9 Видео: Советский дизайн
  • 10 50 фото примеров дизайна квартир в советском стиле:
    • 10.1 Смотрите также

Русский стиль. Интерьер и быт в первые десятилетия существования СССР

В одном ряду с такими популярными стилями интерьера, как барокко, модерн, кантри можно поставить русский стиль, который соответствует эпохе существования СССР. Дизайнеры часто называют советский интерьерный стиль вычурным словом «китч», что дословно обозначает «штампованный под копирку объект низкопробного производства». Начало формирования подобной обстановки помещений началось в 20-х годах ХХ века и не закончилось до сих пор по одной простой причине: люди, родившиеся и прожившие большую часть жизни в союзе, не могут принять изменения и обставляют свой дом (воздерживаются от переделок), подражая культуре времен Брежнева, Хрущева.

В первые годы после перемены власти с императорской на советскую людям было не до переклеивания обоев и перестановки мебели. Массово начала происходить урбанизация, стал остро ощущаться дефицит жилья. Но власти, не имея средств на строительство новых домов, решили по-другому – превращать бывшие богатые дома буржуазии в общежития, которые до наших дней именуются как «коммунальные квартиры». Их главной особенностью было наличие общего санузла, кухни и коридора. В каждой из жилых комнат располагались иногда по 5-7 человек.

Такой дизайн можно без проблем осовременить

Некоторые люди прожившие во времена СССР так и не решились как то поменять свое жилье

Смотрите такжеПреимущества 3d визуализации интерьера: фото, советы

Послевоенный советский интерьер 40-х

Военные действия на территории бывшего СССР оставили след не только в памяти людей, но и их быту. Безденежье, голод заставляли людей отказываться от излишеств, интерьер квартир послевоенного периода более чем скромный.

В таких квартирах в основном использовали дешевую мебель

У некоторых просто не хватало денег для обстановки квартиры

Дизайн постепенно менялся

Смотрите такжеТемные двери в интерьере: преимущества и недостатки

Советский интерьер 50-60-х

Стиль 50-60-х годов в дизайне интерьера советских квартир разительно отличается от обстановки предыдущих десятилетий: население пришло в себя после военных разрушений и их последствий. Современные дизайнеры классифицируют этот период как «многогранное ретро», которое разительно отличается от советского минимализма. Типичными для обстановки жилья этого периода являются следующие элементы и решения.

  • Большое количество света – на смену массивным, громоздким и устрашающе темным портьерам пришли легкие, полупрозрачные шторы. Искусственное освещение вышло за рамки «только лампа под потолком», классические каскадные люстры стали дополняться настенными бра, торшерами, настольными лампами.
  • Яркость цветов – насыщенно-зеленые мягкие уголки, лимонно-желтые занавески и другой оригинальный декор необычных оттенков превращали советское жилье в мини-студию дизайна.
  • Мультифункциональная мебель (диван-кушетка, кресло-кровать, раскладной стол) дополняла интерьеры того времени по причине дефицита жилой площади.

Единственное, что не выражало советский интерьер 50-60-х годов на фоне современного, – банальные обои в полоску или цветочек. Обивка мебели, кроме яркого цвета, ничем не выражалась на общем фоне. Разнообразить и украсить интерьер помогал текстиль. Модными в то время было однотонные полотна и ткани с орнаментом. Даже сегодня в квартирах людей, чья молодость прошла в 60-ые годы прошлого века можно встретить покрывала с такими орнаментами: растительные мотивы, геометрические узоры, простые украшения полотна в виде шахматной доски, елочек, квадратов.

В те времена дизайн был скучным и однотонным

У некоторых людей квартиры до сих пор так и не обновлялись

Смотрите такжеЦвет «кофе с молоком» в интерьере: идеи, фото

Советский интерьер 70-х

Молодому поколению может показаться, что в СССР, независимо от десятилетия (40-е, 50-е, 70-е годы) все в домах было одинаково. Но, люди, жившие в советское время, хорошо помнят мельчайшие детали интерьера. В 70-х годах прошлого века произошел прорыв в архитектуре – в городах стали строить дома «брежневки», имевшие не менее 9 этажей, оснащенные комфортными новинками – мусоропроводом и лифтом. Сами авторы задумки именовали квартиры в таких постройках улучшенным вариантом «хрущевок».

Квартиры, построенные в 70-х годах, имеют от 1 до 5 комнат, низкие потолки и тесную кухню (7-9 кв.м.). С интерьером «брежневок» можно частично ознакомиться при просмотре фильма «Москва слезам не верит»: беленые потолки, на стенах – обои с геометрическим рисунком или в полоску светло-коричневого цвета, на полу – березовый паркет. Остановка гостиной незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван и два кресла, рядом – журнальный столик или полированный стол, который по праздникам раскладывался. В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф.

В 70-х годах начали строить дома

Гостиная незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван

В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф

На стенах в интерьерах 70-х годов обязательно должны висеть ковры, в серванте – стоять рыбки (те самые синие, которые до сих пор хранятся у некоторых людей), а под потолком сверкает трехъярусная люстра с висюльками «под хрусталь» (из банального пластика). Стены в квартирах эпохи 70-х, да и в 80-х украшают календари, плакаты с изображением советских артистов.

В те времена все было однотонным и скучным

На стенах обычно вешали календари и плакаты

Смотрите такжеЭтнический стиль в интерьере современной квартиры

Эпатаж в советском интерьере

Множество предметов, произведенных в советский период, получится отыскать только на заброшенных чердаках или в раритетных коллекциях. Но не только предметы быта вызывают удивление или смех на лицах молодых людей, живущих в 21 веке. Множество того, что когда-то казалось людям модным и красивым, сегодня именуют популярным словом «эпатаж». Можно выделить 5 предметов, которые вызывают наибольшее удивление на лицах молодого поколения.

Первое, что бросается в глаза при просмотре фотографий периода СССР – ковры на стенах, которые по праву лидируют в рейтинге «Советский эпатаж». Полотно с изображением оленей, натюрмортов использовалось с декоративной целью и… для экономии обоев. Также причиной оригинальной декорации становились холодные стены (роль теплоизолятора) и шумные соседи (роль шумоизолятора).

Советский дизайн у молодежи вызывает смех или удивление

Советский дизайн можно осовременить

В таком дизайне есть много непонятных вещей

Второе почетное место в рейтинге эпатажных предметов советского времени являлась швейная машинка с ножным приводов, служащая «помощницей» в рукоделии и местом хранения обуви. Поверх нее обычно застилали скатерть, после чего прибор превращался в рабочий стол. Третьим предметом, которым можно удивить сегодняшних школьников, является телевизор или радиола на ножках (как у табуретки).

Четвертая позиция рейтинга заслуженно достается ажурным салфеткам, которыми укрывали не только стол, стулья, но и ранее упоминаемые телевизор, радиолу. С 30-х годов прошлого века ажурное, зачастую самодельное украшение, использовалось как декор для подушек, верха шкафов и сервантов. Замыкает пятерку сервант или как его еще именуют – «буфет». Этот предмет мебели служил местом хранения сервизов производства Ленинградского фарфорового завода (или другой праздничной посуды), семейных фотографий, иногда – денег. Подобные вещи складывали в верхнюю часть серванта со стеклянными вставками в дверцах – чтобы все видели «богатство» семьи, в нижней же части буфета, за деревянными дверцами скрывались полотенца, одежда и другие ценности (например, запрещенная Библия или банки с огурцами).

Стены обычно украшали картинами, календарями или плакатами

Обои обычно были полосатые либо в цветочек

Смотрите такжеАнглийский стиль в интерьере: советы, фото

Ковры на полу

При упоминании фразы «ковер в СССР» сразу вспоминается именно настенное одеяние, но не менее популярны в советский период были напольные ковры. Почему их популярность был на пике в 50-80-х годах прошлого века? Да просто потому, что они дорого стоили, и если семья могла себе позволить покупку ковра, значит, она благополучная и живет в достатке.

Зачастую покупали такие ковры.

  • Ворсовые шерстяные, произведенные в Туркмении. Основа орнамента туркменских ковров – «гель» (ромбы, квадраты, многоугольники).
  • Ворсовые или безворсовые изделия армянского производства. Основной мотив таких ковров – цветок лотоса с развернутыми лепестками.
  • Ковры с шелковистым ворсом, изготовленные в Азербайджане. Отличаются уникальными геометрическими орнаментами, самые популярные виды «Казах», «Ширван», «Куба».

Помимо изделий среднеазиатского производства в СССР были популярны ковры, изготовленные на фабрике ВО «Внешпосылторг» (жаккардовые изделия с полушерстяным ворсом), Обуховском ковровом комбинате (двухполотные ворсовые ковры), Алматинской ковровой фабрики (прутковые 4-цветные коврики, гладкие прутковые дорожки).

В настенных шкафчиках обычно хранились фотографии

В сервантах и шкафах обычно ставили главные достопримечательности семьи

Обычно советский дизайн был скучным и однотонным

Смотрите такжеПравила применения фисташкового цвета в интерьере

Дизайн современной квартиры в советском стиле

Кантри, прованс, модерн – эти стили поднадоели людям, любящим необычные эксперименты. Советский интерьер в современной интерпретации – это вычурно и оригинально. В одной из комнат или во всем доме можно создать обстановку периода СССР различных годов. Таблица сочетания цветов поможет в этом.

Основной цвет

Дополнительные цвета

Контраст

Зеленый

Коричневый, белый

Розовый, красный

Синий

Белый, красный

Оранжевый, желтый

Светло-коричневый

Оливковый, красный, зеленый, бордовый

Синий

Белый

Пурпурный, золотистый

Фиолетовый

Серый

Голубой, синий, белый, бежевый

Красный, зеленый

Советский дизайн можно без проблем осовременить

На стенах обычно вешали ковры

Смотрите такжеЭргономика в дизайне интерьера: 10 правил удобного пространства

Заключение

История, какая бы она ни была, является основой настоящего. В СССР люди оформляли свои жилища по мере финансовых возможностей, тогдашней моды. Сегодня советские интерьеры считаются пережитком прошлого, но вполне вероятно, что мода на обои в цветочек, яркие диваны и колоритные ковры на стенах возвратится.

Смотрите такжеСтиль гранж в оформлении интерьера

Видео: Советский дизайн

Смотрите такжеСтекло в интерьере – безупречный и прозрачный дизайн

50 фото примеров дизайна квартир в советском стиле:

Каково сегодня жить в советских домах?

Написано Оскаром Холландом, CNN

Интервью и фотографии Дэвида Наварро, Мартинны Собекки, Михаила Каларашана, Александра Верёвкина и Георгия Затиашвили привод корпуса. Построенные массово во второй половине 20-го века, их утилитарные проекты обычно были направлены на то, чтобы обеспечить жильем как можно быстрее и дешевле.

Но хотя некоторые из этих построек с тех пор были разрушены или пришли в упадок, многие из них пережили коммунистическое правительство, которое их построило.

В 2012 году Дэвид Наварро и Мартина Собека, основатели издательства и дизайн-студии Zupagrafika, начали документировать стареющие бетонные блоки Восточной Европы и встречаться с людьми, которые до сих пор называют их своим домом. Первоначально пара намеревалась сфотографировать бумажные архитектурные модели на фоне зданий, которые они представляли, хотя вместо этого они попросили жителей позировать портретам с иллюстрациями в руках.

Десять лет спустя с помощью фотографов со всего региона они опубликовали изображения и истории из 40 жилищных проектов в 37 разных городах.

От того, что когда-то было Восточным Берлином, до отдаленного российского города Норильска, Наварро и Собека обнаружили, что обитатели этих часто поносимых зданий жалуются на проблемы, включая плохую изоляцию и отсутствие обслуживания. Но они также обнаружили много жителей, которые хвалили и ностальгировали по своим домам времен холодной войны.

Как пишет пара во введении к своей новой книге «Жильцы: конкретные портреты бывшего Восточного блока», их подданные хранят воспоминания как о «золотых годах зданий, так и о темных временах».

Барбара, Жилой комплекс Plac Grunwaldzki во Вроцлаве, Польша (на фото вверху)

«Я был одним из первых арендаторов здесь. Мне очень нравится моя квартира на четвертом этаже. У меня три просторные комнаты с небольшой кухней.

«Единственный недостаток — это голуби, боже мой, это просто ужасно! Снаружи ремонт выглядит красиво и чисто, но на балконные полы не положили керамику, как обещали. Кроме того, жильцы до сих пор платят за этот ремонт около 200 злотых (43 доллара США) в месяц каждый».0003

Josef, Jižní Město Жилой комплекс в Праге, Чехия

David Navarro/Martyna Sobecka/Zupagrafika

«Эти панельные (сборные железобетонные) дома были построены очень быстро, чтобы людям было где жить. Потом пришла Бархатная революция и их хотели снести, если бы они их снесли, у нас сегодня не было бы жилья. миллионов крон (166 000 долларов), что довольно дорого для людей, у которых мало денег» 9.0003

Зинаида, ЖК Новосмоленская в Санкт-Петербурге, Россия

Александр Веревкин/Жупаграфика

«Молодежи здесь почти не живет, но в доме много плюсов: Относительно тихо, близко к метро и вокруг много зелени. Главный минус — стены, полы и потолки неровные. Наверное, что-то пошло не так во время строительства.»

Гиви, Жилой комплекс Sky-Bridge в Тбилиси, Грузия

Георгий Затиашвили/Зупаграфика

«Я живу на этаже моста уже 40 лет. До того, как мосты были построены, весь этаж был закрыт, и я остался там один.

«Эти круглые окна раньше быть балконами, которые тогда нельзя было трансформировать. Теперь некоторые из жильцов накрыли их, чтобы внутри было больше обогреваемой комнаты, только их выхлопные газы поднимаются на мой балкон».

Дивна, Восточные городские ворота Белграда в Белграде, Сербия

Milos Stankovic/Zupagrafika

«Здания старые и хорошо построенные. Это статуи Белграда. Их фундамент глубоко заземлен, защищая от землетрясений даже верхние этажи.»

Christin, Berliner Querplatte в Берлине, Германия

David Navarro/Martyna Sobecka/Zupagrafika

«Я родился в (восточном районе) Prenzlauer Berg и переехал сюда в 1970-х годах. У меня двухкомнатная квартира, места более чем достаточно для меня и моей собаки.

«Арендная плата составляет 500 евро (511 долларов США) в месяц, и для моей скромной пенсии это довольно много, но это немного для такого прекрасного места, не так ли? Из моего окна видна Телебашня!»

Zupagrafika

» Жильцы: конкретные портреты бывшего Восточного блока «, опубликованный Zupagrafika, уже доступен.

Бетонные дома: Наследие советского жилья

Бетонные дома: Наследие советского жилья

Жилой комплекс «Большая Тульская». Изображение © Думитру Русу

  • Автор: Мэтью Маганга

Когда города растут, подпитываемые растущим населением, жилье становится важным компонентом городского характера мегаполиса. Во всем мире правительства и штаты пропагандировали жилищные эксперименты с неоднозначными результатами и, несомненно, неоднозначными мнениями. Особый интерес в этом отношении представляют жилые массивы советской эпохи в Центральной и Восточной Европе. Эти проекты массового жилищного строительства были отклонены как бельмо на глазу и рассматривались как лишенные воображения монолитные конструкции. Однако наследие этих разработок намного сложнее.

+ 10

В своей последней публикации Жильцы Zupagrafika иллюстрирует наследие массового жилья в послевоенных социалистических странах. Это иммерсивный проект, наполненный полностраничными фотографиями жильцов, держащих бумажные модели перед квартирами, в которых они выросли, провели семестр или до сих пор живут. С фотографиями, сопровождаемыми цитатами жителей, это публикация, предлагает проницательную критику бетонных жилых блоков, которые станут архитектурным почерком Восточного блока.

Обложка книги арендаторов. Image © Zupagrafika

В середине 1950-х годов советское правительство приступило к реализации программы строительства жилья для своих граждан, и его стратегия была очень актуальна сегодня – сборные дома. Бетонные панели промышленного производства будут соединяться друг с другом с помощью высокоавтоматизированного процесса, при котором практически исключается работа на месте за счет использования козловых кранов и производственных линий. Результатом этого процесса стали многоквартирные дома, известные в народе как Хрущевки, 9.0076 недорогих трех-пятиэтажек, которые позже уступили место брежневкам , технологическому совершенствованию первых.


Связанная статья

Городской пейзаж советских моногородов


Хотя процесс строительства мог быть сборным, более поздние советские жилые дома 1970-х и 80-х годов чрезвычайно разнообразны по архитектурной артикуляции. В Москве жилой комплекс «Большая Тульская» представляет собой здание длиной 400 метров и высотой 50 метров с повторяющимся линейным фасадом, что объясняет его прозвище «Титаник». С другой стороны, жилой комплекс «Аул» в крупнейшем городе Казахстана имеет более выразительный дизайн с цилиндрическими выступами полукруглой ориентации, создающими динамичный жилой комплекс.

Арендатор стоит перед «Титаником». Image © Zupagrafika

Однако архитектурная форма и конфигурация фасадов — это лишь часть истории советского жилья. Как могут подтвердить жители, проинтервьюированные в Жильцы , эти жилые комплексы также были сгущенными экспериментами в области урбанизма.

После того, как Вторая мировая война оставила Польшу опустошенной, страна приступила к обширному проекту восстановления. Это восстановление включало в себя строительство нового города – Новой Гуты. Он был построен недалеко от центра Кракова, города, созданного в основном для размещения металлургов, необходимых для наращивания сталелитейных заводов в Польше.

Нова Гута модернистский район Кракова. Image © Zupagrafika

Его планировка напоминает классический ренессансный город с радиально расходящимися от центральной площади улицами. В то время как популярный образ жилых комплексов советской эпохи по-прежнему представляет собой большие серые башни угнетающего масштаба, Новая Гута представляет собой примечательный пример более ориентированного на человека подхода к урбанизму. Улицы были разделены на кварталы с автономными районами, в которых проживало от 5000 до 6000 жителей каждый, с игровыми площадками, школами и магазинами, с обилием выделенных зеленых насаждений. Сегодня в поселке проживает около 200 000 жителей, и он является ключевым элементом архитектурной самобытности города.

Социалистический городок Новая Хута. Изображение © Петр Томашевски-Гийон / dronographyapplied.com под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International.

Аналогичный городской подход был применен в жилищном проекте Блок V в Подгорице, Черногория. В результате сотрудничества градостроителя Вукоты Тупа Вукотич и архитектора Милеты Бойович он состоял из 13 жилых домов с 1800 квартирами. Эти жилые дома были двух видов — восьмиэтажные и 16-этажные небоскребы.

Несмотря на высоту этих сооружений, они фактически отошли на второй план по сравнению с остальной планировкой комплекса. Широкие проспекты и улицы, зоны, обозначенные для пешеходов, и легкодоступные общественные здания, такие как спортивные площадки и поликлиники, отдавали предпочтение пешеходам перед автомобилем. Сегодня, спустя сорок лет после постройки, он остается самым зеленым городским кварталом Подгорицы.

Естественно, по прошествии длительного времени некоторые из жилых комплексов советской эпохи не так хорошо себя зарекомендовали. Жилой комплекс «Большая Тульская» страдает от инфраструктурных проблем: водоснабжение приходится распределять между несколькими квартирами. Некоторые помещения в комплексе не используются, из них нет доступа к общественным зонам. Большое количество сборных Хрущевки , построенные в 1950-х годах, в последние годы были снесены – в основном из-за плохого управления объектами.

© Zupagrafika

Некоторые арендаторы, опрошенные публикацией Zupagrafika, критикуют тесную планировку этажей и плохую систему отопления, а некоторые хвалят прочность жилых домов. Некоторые квартиры, которые в прошлом были очень доступны по цене, теперь чрезвычайно дороги для среднего человека. Такова сложная природа решения проблемы наследия советских жилищных проектов.