Интерьер штольца и обломова: Детали обстановки в романе «Обломов» И.А. Гончарова (стр. 1 из 2)

Содержание

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Рейтинг персонажей:

 «Обломов» — одно из лучших произведений Ивана Гончарова. Оно охватывает многочисленные проблемы 19 века, описывая все сферы жизнедеятельности человека.

О да! Это мое любимое занятие )))

21.75%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

43.79%

Фу, не люблю

26.54%

Книги — а что это вообще такое?

7.92%

Проголосовало: 30784

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Автор указывает, по большей части, на дегенерацию дворянско-помещичьего общества. Первая часть романа кажется читателям скучной и затянутой, ведь сюжет почти не развивается. Таким образом И.А. Гончаров хочет показать однообразие жизни главных героев, и самое важное, ее бесцельность.

С самых первых строчек читатель погружается во все однообразие «обломовской» жизни, во многом благодаря обширному описанию окружающего интерьера, портретных характеристик. Описанные автором элементы лишь дополняют друг друга, рисуют перед нами картину истинной дворянской повседневности.

Таблица

ОбломовШтольц
Получил статус дворянина по наследствуПолучил статус дворянина в процессе службы
Полного телосложенияХудой и мускулистый
Кожа «неопределенного» цветаСмуглая кожа
Коллежский секретарьНадворный советник
ПомещикНе помещик
Слабое здоровьеСильный духом
Не самостоятельныйОчень самостоятельный
Нежное воспитаниеСуровое воспитание
Избалован родителями, капризныйЗнает меру, не капризен
ЛенивыйТрудолюбивый
Живет лишь в своих мечтахДумает в меру и много делает
ВялыйАктивный, бодрый
Не знает трудностейУмеет преодолевать трудности
Мягкий характеромТвердый духом
РобкийСамоуверенный
Все время сидит домаПостоянно в движении, редко бывает дома
Не любит читатьМного читает
Нет целей в жизниПостоянно ставит новые цели и достигает их
Вечно утомленныйНеутомимый
Не любит жизньДорожит каждой минутой
Не любит заводить новые знакомстваОбожает новых приятелей
ТрусливыйХрабрый
Слабая личностьСильный характером
Не способен ни чем управлятьУправляет своей жизнью и судьбой
МечтательРеалист
Не любит приключенийЛюбит путешествовать
Не любит суетуНе придает суете значения
Учился без цели получения знанийЛюбит познавать новое
Любовь для него лишь душевные страданияЛюбовь — труд ума и сердца
Живет воображениемЖивет практическим делом
Сходства
Учились в одном пансионате
На обоих оказало большое влияние воспитание
Дополняют друг друга
Влюблены в одну женщину
Оба служили чиновниками
Оба чутки и честны
Любят музыку и пение
Привязаны к матерям
У обоих светлое воспоминание о детстве

Идея произведения

Главной идеей произведения выступает осуждение писателя дворянского общества за их пассивность, отдаленность, равнодушие, незаинтересованность к собственной жизни. Главный герой воплощает в себе образ обычного помещика 19 века, который не желает бороться за свое будущее.

Гончаров в своем произведении указывает, насколько важна гармонизация между постоянной мечтательностью и целеустремленностью, используя прием антитезы. В образе Обломова мы можем заметить чрезмерную ленивость, заторможенность.

Андрей Штольц, лучший друг Обломова, как его полная противоположность, проявляет излишнюю активность и безрассудство. Оба героя нуждаются в единстве, развитии обеих начал, что выступает главной идеей романа.

Образ Обломова

Илья Ильич Обломов – главный персонаж творения Гончарова. Его происхождение относят к обычной дворянской семье. Илья Ильич имеет неинтересную судьбу, лишенную каких-либо ярких событий и эмоций. Он воплощает в себе ностальгию по прошлому от лица всего народа. Сюжет отбрасывает нас в детство Обломова, показывая беззаботность и большие детские надежды.

Но куда же они пропали? К средним годам Илья растерял все свое упорство, силы на изменение своей судьбы. Апатия населения и страх новой жизни сводятся к царствованию крепостной России и процессам, происходящим в ней, которые и породили современную писателю «обломовщину».

Внешность персонажа

Герой предстает перед нами как мужчина 32 лет пухлого телосложения со светлыми волосами и глазами. Отмечается, что внешне он достаточно привлекателен, но не ухожен. Внешность барина указывает на мягкость его характера. Он невысокого роста, его лицо очень изнеженно и румяно.

Его взгляд всегда спокоен, безмятежен, словно дворянин постоянно находится в умиротворении. Кожа у него очень дряблая и обвисшая, но маленькие, пухленькие белые руки. Персонаж очень небрежен в одежде, носит свой старый восточный халат, никогда не надевает галстук и жилет.

Характер героя

В свои года Обломов почти нечего не достиг, но его это не особо волнует. Он словно «плывет по течению» времени, надеясь, что все проблемы обязательно решатся без его участия. Характер у господина очень мягкий и капризный. Он все такой же избалованный ребенок, который не нуждается в каких-либо ценностях, ведь ему все всегда доставалось очень легко.

Барин имеет очень узкий круг общения, поэтому почти не развивается. Его взаимоотношения с другими людьми ограничиваются, по большей части, лишь его слугой и лучшим другом. Отношение к любви у персонажа также довольно равнодушное.

Такое проявление можно увидеть в их истории с Ольгой. Его чувства быстро угасли, ведь он понял, что не сможет оправдать ее надежд. Обломов не способен что-то поменять свою жизнь, даже ради себя.

Личные качества

Главный герой почти ничего не решает самостоятельно. В каждом своем решении он сомневается и обычно сбрасывает свои обязанности на кого-либо, кто под руку попадется. Захар всегда готовит своему барину еду, приносит вещи. Его лучший друг решает его проблемы в Обломовке, что напрямую является долгом Ильи Ильича. Тарантьев, даже путем обмана, также вынужден помогать Обломову.

Илья живет в мире своих фантазий и мечтаний об обустройстве деревни, счастливой семье. Но им совсем не суждено стать реальностью, ведь его не заботит реальная жизнь, людские проблемы.

Герой очень ленив, порой даже физически не способен встать с дивана. Он никогда не заканчивает начатое дело, отправляя все «в дальний ящик». Дворянин очень слабохарактерный человек, не способный брать на себя какую-либо ответственность. Он труслив и капризен, так как до сих пор имеет детские замашки.

Его уже давно считают «мертвым» в душе, ведь он совсем не участвует в реальности, постоянно ограничиваясь своими мечтаниями. Его жизненный образ словно болото, в котором погрязла все дворянское общество 19 века. Живя на всем готовом, барин не контролирует свои доходы и расходы, полагаясь на имущество родителей.

Несмотря на его образ жизни, Обломов очень многосторонний и добрый человек. Он хороший друг, который умеет выслушать, понять проблемы товарища. Господин душевный и спокойный человек. Он не способен причинить вред окружающим людям, может быть по-своему заботливым. Персонаж очень умен, хоть и редко показывает свои истинные способности. Он не способен на ложь, хитрость, очень щедр, доверчив, что порой выставляется против него окружением.

Простота и искренность проявляются в его чувствах к Ольге. Его любовь была по-настоящему нежна. Персонаж первый понял, что просто не сможет находиться с девушкой такого темперамента. Такие его раздумья выдают в нем очень тонкого психолога. Илья Ильич осознанно отказался от своей любви, чтобы Ольга была счастлива, ведь он не способен бороться за свою судьбу, безграничное счастье. Его душа как чистое озеро, которое бездонно.

Воспитание персонажа

Тема воспитания является одной из лидирующих в романе. Илья был единственным ребенком в семье, поэтому родители старались уделять ему все свое внимание. Они всячески баловали маленького дворянина, приставили к нему лучших слуг.

Воспитывался мальчик в теплом семейном кругу в Обломовке. Все его родственники были очень спокойными, неторопливыми, поэтому с самого детства пресекали у ребенка излишнюю активность.

Отец и мать не учили сына трудолюбию и упорству, что отразилось на его карьере. Они надеялись, что их дитя станет высоким чиновником или губернатором, приложив минимум усилий. Но такое воспитание привело лишь к плачевному результату.

 Его восприятие мира с каждым годом становилось все более тусклым. Уже будучи юношей, Обломов полностью проникся миром фантазий, не участвуя в реальности. Он не был самостоятелен и самодостаточен на протяжении всей своей жизни. В юные годы всю работу за ним выполняли родители, а в более старшем возрасте их ношу переняли слуги, особенно, Захар.

Образование Ильи

Семья юноши считала образование пустой тратой времени, что просто не могло не отразиться на жизни мальчика. Он стремился получить образование лишь ради аттестата, не заостряя внимания на знаниях.

Начальное образование юноша получил в пансионе. Обучение там сопровождалось скандалами, капризами, ведь парня совсем не устраивало проживание в данном заведении. Так как он не имел целей получить знания, его друг, Штольц, всячески помогал ему с домашней работой. Пансионатское образование было поверхностным, ведь его родители вечно находили отговорки, чтобы оставить ребенка дома.

После базового обучения дворянин поступил в Московский университет. Отношение к учебе, к сожалению, у него не изменилось: он просто недолюбливал курс наук, воспринимал их как наказание. Он не проявлял интереса, кое-как овладел основными понятиями. Юного парня очень завлекла поэзия, но его пыл быстро остыл, ведь он не любил много читать. Известно, что Илья изучал юриспруденцию, но не мог применить даже простые навыки на практике.

Образование Обломова не дало ему ничего, кроме потраченного времени и аттестата. Так и сбылась маленькая мечта его родителей. От природы умный, способный мальчик вышел из университета с пустой головой.

В 20 лет парень приезжает в Петербург и поступает на службу мелким чиновником. У юноши были радужные надежды на сплоченный коллектив, но его мечты разбились в первый же день. Он делает для себя ужасное открытие: на работу надо ходить каждый день, независимо от желания. В его обязанности входила работа с различными бумагами. Служба быстро разочаровывает Илью, и он уходит в отставку, совершив незначительную ошибку. Свою карьеру Обломов завершил в чине коллежского секретаря.

Образ жизни Ильи Обломова

Можно сказать, что барин ведет «лежачий образ жизни», ведь лежание на диване, вечные фантазии – основная его деятельность.  Жизнь дворянина очень монотонна и скучна. Он почти не выходит на улицу, не следит за новостями. Ему лень ухаживать за собой и даже одеваться. В этом ему помогает Захар. Он много спит и совсем ничем не занимается, лишь иногда принимая у себя гостей. Сон Обломова, как образ пассивности, указывает читателю на неподвижность жизни героя и подсказывает, что Илья давно «мертв» в своей душе.

Образ Штольца

Андрей Штольц – один из главных героев произведения Гончарова. Единственный друг Ильи Ильича, с которым они знакомы с детства. Положение персонажа также не отстает от жизни барина. Вырос в семье немецкого предпринимателя и обедневшей дворянки, но не получил статус дворянина.

Внешность персонажа

Андрею немного за 30 лет, он стройный и мускулистый. Мужчина имеет светлые выразительные глаза и смугловатую кожу. Контролирует каждое свое движение, очень аккуратен с эмоциями. Выглядит гораздо моложе своего возраста, очень крепок физически. Ведет активный образ жизни, всегда занят делом. Автор почти не уделяет внимание внешности Штольца, делая акцент лишь на его характере.

Характер

Андрей всю свою жизнь был самостоятелен, всего добивался своим трудом. Он – настоящая сильная личность. Он готов бороться за свое будущее и менять его с помощью своего упорства. Свой дворянский титул мужчина получил именно благодаря трудолюбию, а не через наследство. Его взаимоотношение с Обломовым дает четко понять читателю, как же сильно они отличаются. Но несмотря на это, Штольц всегда готов прийти на помощь другу в любых вопросах.

Личные качества

Андрей очень умный и образованный человек. Он хорошо понимает психологию людей, с ним приятно общаться. Он – «социальный» человек, который нуждается в хороших компаниях. Он привык доверять разуму, а не сердцу, в этом выражается его практичность.

Он плохо умеет выражать свои истинные чувства, не умеет им поддаваться. Такое проявление мы можем заметить в их браке с Ольгой. Их совместная жизнь строится лишь на дружбе, уважении, но никак не на пылких страстях. Штольц в Обломове прежде всего видит нечто недостижимое им самим. Особую нежность и эмоциональность, доброту и искренность.

Мужчина имеет четкую цель жизни и умеет ей следовать. Его отношение к труду просто обескураживает читателей, которое можно заметить, прочитав цитаты. Лишь своими силами он достиг высокого карьерного роста, дворянского титула, получил отличное образование и практичные знания.

Воспитание

С самого детства Андрей был бойким, подвижным ребенком. Его отец с детства приучил его самому отвечать за свои доходы и расходы, когда мальчик работал вместе с ним,   получая деньги. Юноша получил трудовое, практическое воспитание, что дало свои отголоски в будущем. От родителей он перенял многое: трудолюбие и практицизм. С ранних лет мальчик брал на себя ответственность, преодолевал трудности. Родители мало помогали юноше, что воспитало в нем самостоятельность. Полный антипод Обломова – это Штольц. Детство Андрея было противоположным юных лет Ильи, что помогло ему в дальнейшем.

Образование

В образовании мужчины большую роль сыграла его мать. Ее внимание помогло ему достичь больших успехов в карьере, жизни в целом. Она научила его играть на фортепиано, приобщая к искусству. Несмотря на подвижность и шалости, мальчик хорошо учился в пансионате, радовал семью. С раннего возраста он много читал, интересовался различными науками.  За годы университетского обучения парень выучил французский, немецкий, освоил практические навыки. Он был очень умен и грамотен для своих лет.

Образ жизни Штольца

У Андрея очень активная, интересная жизнь. Он много работает, но и не забывает о балах, веселых вечерах. Он пытается приобщить своего друга к энергичному распорядку дня, но тот лишь отнекивается. Штольц неутомимый молодой человек, который дорожит каждой секундой своего существования. Он любит заводить новые знакомства и всегда находится в движении.

Чем похожи эти персонажи?

Проведя небольшой анализ, можно обнаружить схожесть персонажей. Они оба одного возраста, имели возможность обучаться в равной степени. Обломов и Штольц служили чиновниками и являются образованными людьми. Сходство можно обнаружить в чертах характера Обломова и Штольца. Им присуща доброта, честность, чуткость. Они оба умеют анализировать людей и хорошо знакомы с психологией. Связывать мужчин как друзей помогает музыка, которую они оба любят. Имея разное воспитание, Обломов и Штольц все же остаются лучшими друзьями на протяжении всей жизни.

Различия

Два главных героя – яркие противоположности, которые нуждаются в единстве. Их различие заключается в целях в жизни, многих качествах личности, образе жизни и внешности. Они могли иметь равные достижения, но все истоки уходят к их воспитанию. Растя в семьях с разным восприятием жизни, Андрей и Илья с каждым годом становятся все различнее. В зрелом возрасте между ними можно провести прямое сопоставление двух крайностей.

Образование и карьера героев

Андрей и Илья учились в одном пансионате, но вышли из него уже совершенно разными по образованию личностями. Штольц более серьезно относился ко всему времени обучения, в отличие от ленивого Обломова. Его обучение для «галочки» не принесло никаких плодов, в то время как знания энергичного мужчины открыли перед ним многие двери.

Начиная с простых чиновников, Андрей быстро поднялся по карьерной лестнице, дослужился до чина надворного советника, благодаря чему получил статус дворянина. В это же время, Обломов ушел в отставку, разочаровавшись в своей деятельности.

Находясь в отставке, активный молодой человек занялся торговлей и приумножил свои доходы, а мягкий, мечтательный барин лишь вел свой «лежачий» образ жизни.

В данной статье представлена сравнительная таблица, которая представит характеристику по Обломову и Штольцу.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Сочинение: Обломов и Штольц — герои-антиподы (сравнительная таблица)

Многомудрый Литрекон подготовил для Вас не только краткое сочинение-сравнение Обломова и Штольца, но и таблицу «Сходства и различия героев». Она находится в финале эссе.


(427 слов) Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц являются главными персонажами романа А.И. Гончарова «Обломов», поэтому для понимания текста важно знать, чем различаются эти два лучших друга, и что их объединяет.

Начнём с того, что Обломов был потомственным дворянином, воспитывался «нежными родителями», никогда не знал трудностей и был слишком избалованным. Его сильно опекали, что привело к невозможности и одновременно к нежеланию проявить себя. Штольц, напротив, не был помещиком, но был наполовину немцем. Его отец был строгим, в отличие от матери, которая не поощряла такого воспитания. Штольц получил практическое, но суровое воспитание, что помогло ему стать трудолюбивым, избежать избалованности и приобрести все навыки для проживания в тяжелые времена.

Внешне Обломов – это тоже полная противоположность Штольцу. Он полный, обладает слабым здоровьем, в то время как Штольц худощав и пышет здоровьем. У Штольца глаза «немного зеленоватые, но выразительные», а у Обломова – темно-серые.

Повзрослев, Обломов не изменил своим привычкам, что помешало ему достичь многого. Штольц стал надворным советником, а Обломов был лишь коллежским секретарем, что было на чин ниже, однако и этого он лишился из-за глупо допущенной ошибки. К тому же, Обломов не обладал знаниями в сфере финансов, что привело к убыткам в имении, которое досталось ему в наследство от родителей.

Штольц становится по-настоящему целеустремленным, не может усидеть на одном месте и постоянно путешествует. Он достигает всех благ и заслуживает уважения общества своим трудом. Обломов, наоборот, не видит цели в своей жизни и всё время сидит дома. Он ленив, апатичен, труслив, но мечтателен. Штольц же «бодр телом», он ничего не боится, разве что мечтать. Он доверяет только своему уму и силе, управляет своей судьбой и судьбами других людей. Штольц — это явно сильная личность, что трудно сказать об Обломове.

Любовь к женщине у Штольца и Обломова тоже не одинакова. Обломов не может побороть свою лень даже в отношении чувств. Любовь к Ольге Ильинской оказывается неудачной. Обломов боится перемен и в то же время обыденности брака. В итоге он женится на Пшеницыной, которая абсолютно ничего от него не требовала. Штольц в отношениях с Ольгой Ильинской проявляет свои лучшие качества. Он заботится о ней, относится к ней с уважением. В итоге он добивается того, чего хочет, – женится на той, которую любит.

Тем не менее, даже такие разные характеры всегда что-то объединяет, и Штольц с Обломовым не являются исключением. Они оба одного возраста, вместе учились в детстве и оба стали образованными людьми. Штольц и Обломов умны, честны и добры. Они заслужили чины, не потеряв искренности и чуткости. К тому же, они оба любят музыку.

Однако самое главное, что их объединяет, – это дружба. Несмотря на свои разные характеры, они помогают друг другу, даже будучи в зрелом возрасте.

сходства обломова и штольца1) любовь к музыке

2) симпатия к ольге ильинской

3) уровень образования

4) отношение к дружбе

5) дворянский статус

6) доброта и отзывчивость

7) развитый ум

8) честность

различия обломова и штольца1) образ жизни: лень обломова и трудолюбие штольца

2) идеалы: спокойствие и комфорт для ильи и вечное движение вперед для андрея

3) темперамент: обломов — меланхолик, штольц — сангвиник

4) отношение к обществу: илья — интраверт, андрей — экстраверт

5) доминирующее начало: у обломова — эмоции, у штольца — разум

6) воспитание: илья избалован, андрей воспитан «в ежовых руковицах»

7) отношение к себе: обломов берет то, что само идет в руки, довольствуясь малым, а штольц добивается того, чего хочет.

8) отношение к жизни: илья живет в мечтах, а действительность только разочаровывает его, а вот андрей живет настоящим и доволен им.

Автор: Ольга Макарова

Изоляция и нелинейность времени в «Детстве» Толстого и «Обломове» Гончарова

из Самиздат 2018-2019

by RUSS x McGill

Неловкие танцы и отказ от реализма Изоляция и нелинейность времени в «Детство» Толстого и «Обломов» Гончарова

Кэтрин Моррилл

Реклама

Николенька Толстого и Обломов Гончарова — фигуры, демонстрирующие значительную степень изоляции от общества, в котором они функционируют. Николенька, о чем свидетельствуют его неоднократные унижения у бабушки, на протяжении всего детства демонстрирует свою неспособность полностью вписаться в общество. Обломов, архетип избыточности, значительную часть гончаровского романа проводит, томясь на диване, тем самым не только откладывая ожидающие его задачи, но и пропуская важные события в обществе. Я утверждаю, что существенным для изоляции обоих персонажей является то, как Николенька и Обломов понимают время: действительно, в обоих романах соответствующие представления персонажей о времени не позволяют им нормально действовать в обществе. Николенька постоянно застревает в данном моменте, не в силах думать дальше, чем насущный вопрос; Обломов работает в застойных, цикличных временных рамках, что заставляет его неоднократно откладывать выполнение одних и тех же простых задач. Соответственно, оба не могут принять линейное видение времени, поддерживаемое обществом, и остаются дистанцированными от последнего. В «Одиночестве и социальном классе в трилогии Толстого «Детство, отрочество, юность» Анна Хрушка утверждает, что поведение Николеньки по отношению к себе и другим свидетельствует о «дискомфорте и амбивалентности» по отношению к социальному классу и его положению как по отношению к своим аристократическим родственникам, так и к низшим Окружающие его сословные личности: воспитатель Карл Иваныч, дворовые, молодая Иленка Грап (68 лет). Иногда Николенька пытается привести свое поведение в соответствие с поведением брата и Сережи. Это приводит к тому, что он принимает участие в мучениях Иленьки, несмотря на то, что он остается неубежденным, «что все это было так весело и забавно» (Толстой 75). С другой стороны, сцена в бальном зале, в которой Николенька пытается, но не может станцевать мазурку с юной принцессой, иллюстрирует его изоляцию от социальных структур аристократии, демонстрируя его неспособность уловить ожидаемое поведение, и подчеркивает его стыд за не в состоянии сделать это. Хрушка утверждает, что эта «социальная неприспособленность», демонстрируемая Николенькой на протяжении всего романа, «связывает его… с [Иленькой] в частности»: как Иленку, принадлежащую к более низкому классу, чем семьи Иртеневых и Ильиных, избегают его сверстники, так и не получает ли Николенька одобрения своих «друзей» и семьи (69). После его мелкой оплошности на вечере, например, он замечает, что «[все] смотрели на [него], кто с удивлением… кто с насмешкой…» (Толстой 87). Это колебание между участием в принижении представителей низшего социального класса и подобным же принижением демонстрирует, что Николенька не способен ассимилироваться ни с одной из групп. В параметрах Детства эта неоднозначность и неспособность полностью вписаться куда-либо частично контекстуализируется в рамках подросткового возраста; действительно, брат Николеньки Володя, который старше и поэтому якобы лучше понимает, как действовать в определенных ситуациях, легко интегрируется в общество и более успешно, чем его брат, взаимодействует как с другими детьми, так и со взрослыми: «[Сережа] просто никакой настоящей симпатии ко мне, ему явно больше нравилось играть и разговаривать с Володей»; «другие все танцуют, не делая pas de Basques, и наш Володя тоже принял новую манеру» (71; 86). Хрушка, однако, прослеживает развитие статуса Николеньки как «аутсайдера» в трилогии Толстого: например, комментируя поведение Николеньки во время сцены бала в «Юности», она отмечает, что «так же, как и в «Детстве», Николенька, после жестокого обращения с [Иленкой], сразу попадает в социальную ситуацию, подобную той, которую [Иленька] занимала» (72). Соответственно, я предлагаю вместо того, чтобы рассматривать «социальную неприспособленность» Николеньки как функцию только его возраста, было бы также полезно изучить его концепцию времени, чтобы объяснить его изоляцию (69).). Хотя «Детство» в целом представляет собой хронику приспособления Николеньки к быстро меняющимся жизненным обстоятельствам, его неспособность решительно вписаться в ту или иную группу остается неизменной на протяжении всего романа, демонстрируя тем самым его близорукое представление о времени. В частности, каждый момент, когда Николенька делает какую-то ошибку или не делает что-то, что, по его мнению, от него ожидают, характеризуется чрезмерной реакцией на ситуацию. После вышеупомянутого инцидента с танцем он размышляет и делает вывод, что «[все] презирают [его] и всегда будут», далее отмечая, что «для [него] закрыта дорога ко всему: дружбе, любви, почестям» ; это не только роднит его с аутсайдером Иленкой, но и демонстрирует, что он не способен мыслить дальше данного момента и учитывать долгосрочные последствия незначительных действий (Толстой 88). Соответственно, можно считать, что Николенька обладает фрагментарным представлением о времени, которое противоречит линейному повествованию, которого придерживаются его окружающие; таким образом, незначительные огорчения (например, отсутствие танцевальных перчаток, ошибка во время танца или сожаление о стихотворении, которое он пишет на именины своей бабушки) означают катастрофу и утверждают его как аутсайдера. Напротив, Володя и бабушка мальчиков реагируют «полным безразличием» и остаются «совершенно равнодушными» в тех же социальных ситуациях, которые напрасно беспокоят Николеньку (82; 87). Такую же степень отстраненности от общества демонстрирует гончаровский Обломов. Созерцая обрушившиеся на него «несчастия» (неприятное письмо пристава на Обломовке и скорое выселение из квартиры), он сетует на то, что он, кажется, не в состоянии реагировать на эти события так, как другие: «Он увлекся в сравнении себя с теми «другими»… Он должен был признать, что другой успел бы написать все письма… что другой перебрался бы на новую квартиру, выполнил план, уехал на дачу» (Гончаров 100 ). Реализация Обломова характеризуется как «один из самых дальновидных и смелых моментов» его жизни; действительно, в этом эпизоде ​​его изоляция — черта, понятная читателю с самого начала романа, где лежание в одиночестве в своем доме описывается как «его нормальное состояние», — становится для него очевидной (14). Рассказчик описывает внутренний диалог Обломова как «ужасный» и «мучительный»; Обломов сетует на «задержку развития своих духовных сил» и на «чувство тяжести», сопровождающее его повседневную жизнь (101). Язык, использованный в этом пассаже, аналогичен тому, в котором выражается отчаяние Николеньки из-за того, что он не может выступать в обществе; последний спрашивает Бога, почему он был «[наказан] так ужасно» после того, как забыл пропустить па-де-баски во время танца (Толстой 87). Соответственно, разоблачение Обломова подчёркивает остроту пропасти между ним и остальным обществом; в то время как «[он] тоже мог бы сделать» то, что, по его мнению, сделал бы другой на его месте, он обнаруживает, что не может этого сделать из-за «огромного камня», который «[кажется] брошенным на узком и жалком пути». своего существования» (Гончаров 100; 101). Этот «огромный камень» символизирует нематериальные преграды, мешающие Обломову вести «нормальную» жизнь; хотя его трудолюбивый, честолюбивый друг Штольц замечает, что «[десять] лет тому назад [Обломов] тоже искал чего-то другого» (понимаемого в контексте разговора как «что-то иное, чем покой и покой»), он не больше разделяет мотивацию и стремления, типичные для мужчин его возраста и социального класса (101; 180). Прежде чем Обломов осознает свою изоляцию, он вступает в дискуссию о форме и функциях литературы со своим посетителем Пенкиным. В то время как последний, утверждая, что «жгучая злоба, ожесточенная борьба с пороком, презрительный смех над падшими людьми» являются ключевыми составляющими литературы того времени, демонстрирует, что он осведомлен о ранних реалистических тенденциях в литературе, Обломов противодействует этому и обвиняет новую литературу (которую он даже не читал) в недостатке человечности и сострадания, ставя под сомнение ценность «

забавно подобрать какого-нибудь человека и представить его как настоящего» (35). Здесь Обломов, проматывающий свое время, томясь в халате в грязной комнате, не хочет, а может быть, и не может принять линейного развития литературы от одной литературной школы к другой; приход реализма представляет угрозу для Обломова и смущает его именно потому, что служит свидетельством того, что с тех пор, как он ушел из него, в обществе произошли значительные изменения, фактически оставив позади себя и его повторяющееся отрицание реальности. Наряду с осознанием Обломовым собственной изоляции этот эпизод указывает на то, что его представление о времени производит эффекты, подобные тем, которые вызывает неспособность Николеньки мыслить вне фиксированных моментов времени. Действительно, на протяжении всего романа любая деятельность, предполагающая необходимость расширенных обязательств — например, чтение романа или занятие своими делами в деревне — забрасывается, поскольку Обломов неизменно оказывается подавленным масштабом задачи и больше не может думать о ней. оно: «[он] пытался достать книгу… начал ее… осилил бы, но вместо этого лежал, апатично глядя в потолок, а рядом с ним лежала книга незаконченная и не понятая должным образом»; «[опять же] Обломов отложил поездку, потому что не был еще готов привести свои дела в порядок» (67; 71). Это показывает, что Обломов не может даже мыслить дальше своих непосредственных обстоятельств; он, по сути, заперт на кушетке «огромным камнем», который является его непреодолимо фрагментарным и сиюминутным представлением о времени (101). Соответственно, ему суждено повторить циклический паттерн лени и промедления, чередующийся с интенсивными, но нереализованными приступами желания самоактуализации. В обоих романах общество действует в соответствии с линейным повествованием; «нормативные» персонажи — брат Николеньки Володя и знакомый Обломова Пенкин и другие — иллюстрируют это своим пониманием гибкости тенденций и поведения в обществе. Однако ни один из главных героев не мыслит линейно; Николенька зацикливается на конкретных моментах времени, выводя из этой искаженной перспективы свое несколько фаталистическое отношение к собственному поведению, в то время как Обломов активно и неоднократно уклоняется от любой деятельности, выходящей за рамки кратковременной временной вовлеченности. Соответственно, показано, что оба они отделены от общества, дистанцированы от поведения, ожидаемого от людей, принадлежащих к их возрастным и классовым категориям. Таким образом, застойная и циклическая концепции времени функционируют соответственно для Николеньки и Обломова как невидимые барьеры для интеграции в более широкие рамки; контраст между линейным «общественным временем» и их собственными обособленными и фрагментарными представлениями о времени оказывается в обоих случаях существенным препятствием, усложняющим идентичность и социализацию персонажей.

Процитированные работы

Гончаров Иван. Обломов. Перевод Дэвида Магаршака, Penguin Books, 2005. Хрушка, Энн. «Одиночество и социальный класс в детстве, отрочестве, юности Толстого». Славянский и восточноевропейский журнал, Vol. 44, № 1, 2000, стр. 64-78. Толстой, Лев. Детство, отрочество, юность. Перевод Джадсона Розенгранта, Penguin Books, 2012 г.0032

ВООРУЖЕНИЕ АБСУР…

МОЛОДОСТЬ И НЕЗРЕЛОСТЬ В ЖЕНЩИНЕ…

БРАТ: ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ…

ОДИССЕЯ НАВАЛЬНОГО: ВЕТЕР ИЗ…

САМИЗДАТ

КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО.

..

900 31 КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО П…

УЧАСТНИКИ

АДРИЕН БАЛЬНИ Д’АВРИКУРТ

ОРУЖИЕ АБСУР…

ПАТОЛОГИЯ И ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ…

БРАТ : ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ…

ОДИССЕЯ НАВАЛЬНОГО: ВЕТЕР ИЗ…

САМИЗДАТ

КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ А П…

Обломов, Иван Гончаров | Радость простых слов

В романе Ивана Гончарова 1859 года центральным персонажем является Илья Ильич Обломов, помещик, живущий в Петербурге на доходы от своего губернского имения. Обломов фантастически ленив, и первые несколько десятков страниц показывают, что он едва встает с постели, когда к нему поток посетителей, которые умоляют его пойти с ними в разные места, всех которых он откладывает, потому что он предпочитает быть вялым в помещении, чем активным. снаружи. Из этого вступительного раздела мы также получаем ощущение, что у него есть так называемые друзья, которые готовы использовать его безделье.

Узнаем, что Обломов счастлив получать доход от своего наследственного имения, которого не видел с 18 лет, менее заинтересован в его управлении; в письме, которое он получил, его деревенский сосед умоляет его взять на себя непосредственную роль, но он не может заставить себя разобраться с этим вопросом, не говоря уже о том, чтобы совершить тысячемильное путешествие, чтобы увидеть ситуацию своими глазами. Его не мотивируют даже быстро убывающий доход и непонимание того, сколько должно приносить поместье. Он предпочел бы лежать на своем диване, строя планы, которые никогда не будут завершены. Его подход состоит в том, чтобы откладывать сегодня то, что он может оставить на завтра, а это, по сути, все, каждый день. Инерция стала образом жизни, так что он не может закончить книгу или прочитать газету и не имеет никакого представления о том, что происходит в мире, кроме того, что он слышит в искаженной форме от других. Попытка сделать карьеру на государственной службе предсказуемо не увенчалась успехом, и с тех пор он больше ничего не пробовал. Близких контактов с женщинами избегает, чтобы они не нарушали неизменный уклад его жизни. За ним ухаживают в ad hoc моды его слуга Захар, сам ленивый, неорганизованный и не гнушающийся украсть лишнюю копейку у своего господина.

После этого открытия длинный раздел под названием «Сон Обломова» описывает его детские мечтания и показывает корни его праздности в закостенелой культуре, желавшей, чтобы каждый день был похож на предыдущий (эта часть была опубликована отдельно в 1849 г., но для выхода остальной части книги потребовалось еще десять лет). Здесь, в родовом поместье Обломовка, Обломов вел изнеженное существование, его не пускали в школу под самым надуманным предлогом, а слуги выполняли все потребности семьи, в том числе одевали его. Эти привычки пассивности он перенес во взрослую жизнь, и этот образ жизни стал идеалом, такой неподвижной точкой, от которой он не в силах оторваться, воссоздавая ее уже во взрослом возрасте, хотя и далеко от Обломовки. Легче с любовью оглянуться на золотой век детства, фантазируя о том, что было, чем столкнуться с реальностью настоящего. Вместо того, чтобы заняться своими финансами, Обломов будет жить в нищете, как он вынужден будет жить позже, когда у него выманивают денежные переводы из имения: жизнь может вторгаться со своими неприятностями, но он будет мужественно игнорировать ее. . В то время как читатель приходит в ужас от такой монументальной апатии, возникает вопрос, в какой мере Обломов ответственен за то, как он получился. Его лень была поглощена воспитанием в семье, которая скорее справится и поправится, чем доведет дело до конца.

Герой романа, несмотря на название, не Обломов, а его друг Андрей Штольц (не то чтобы Обломова можно было назвать героем). Они знали друг друга с детства, но пошли совершенно разными путями. Там, где баловался Обломов, отец Штольца обучал его бизнесу, и, наделенный природной энергией, Штольц стремился пробиться в мир. Показательно, что у него был отец-немец, чья проницательность была противоположностью русской матери Штольца, от которой Андрей впитывал культуру, а не практические навыки. Штольц — человек всесторонний, в отличие от Обломова, что делает его довольно очевидным контрапунктом; это недостаток романа, потому что Штольц показан в дидактическом свете, тогда как Обломов тонко нарисован. Штольц энергичен, он использует возможности как средство достижения удовлетворительной жизни, а не ради приобретения. Он легко мог потерять терпение к своему другу, но не ставил Обломова на дурную работу, уговаривая его поинтересоваться жизнью и имением, а когда Обломов оказывается в затруднении, помогает ему, взяв в арендаторы Обломовку и привести его в порядок, предотвратив дальнейший обман владельца.

Штольц невольно создает переворот в жизни Обломова, знакомя его с Ольгой, молодой женщиной, живущей со своей тетей. Удивительно, но пара влюбляется друг в друга, и средняя часть романа в основном посвящена построению их все более непростых отношений. Это показывает, что Обломов не совсем инертен – ведь выдержать почти 500 страниц этого человека исключительно в постели или на диване было бы трудно. На самом деле в средней части романа он проявляет необычайную активность, продолжая свой роман с Ольгой. Она умна, но неопытна и относится к той категории женщин, которые думают, что могут изменить своих мужчин, и которые переоценивают свои силы. Она видит в Обломове человека, который, приложив немного усилий, может превратиться в активного персонажа. Со своей стороны, он амбивалентен, то горячится, то холодает, размышляя о том, что повлечет за собой брак. К счастью, он понимает, что ей было бы лучше без него (и наоборот ), так как он не способен измениться, и она разрывает их тайную помолвку, когда приходит к такому же выводу.

Неудивительно, что Ольга и Штольц в конце концов привязались друг к другу и после философских дебатов поженились. Несмотря на постоянную способность Обломова разочаровывать, к нему остаются привязанными. Но что они в нем видят? Они ценят его искренность, доброту и честность, так говорят. Читатель может найти в этом неубедительную причину, по которой Штольц так выкладывался за Обломова. Это легкие добродетели, если они не подкреплены действиями, чтобы продемонстрировать их, и в любом случае, правда ли это? Когда он трусит во время помолвки с Ольгой, он притворяется больным, чтобы не видеться с ней. Она беспокоится и идет к нему, после чего понимает, что он солгал. Обломов неизменно ведет себя трусливо, чтобы не столкнуться с неприятностями, точно так же, как он предпочел бы строить планы в голове, чем ехать в Обломовку и действовать как собственный управляющий имением. У него есть друзья, которых он не заслуживает, и он плохо обращается с ними. Штольц знает, что для Обломова с глаз долой, из сердца вон, когда уходит посетитель, в том числе и он сам.

В то же время изображение Гончарова не совсем пессимистично, потому что Обломов нашел устраивающий его баланс. На первый взгляд это может показаться неполным в отношении брака Штольца и Ольги, но у них есть свои заботы, например, подробно описанный кризис Ольги, который сводится в типично русском стиле к чувству несчастья, потому что она слишком счастлива. Штольц чувствует, что он должен постоянно придерживаться чрезвычайно высоких стандартов, чтобы не разочаровывать ее. Лучшие из нас будут бороться; для Обломова это было бы катастрофой. В конце концов он достигает желаемого стазиса с Агафьей Матвеевной, своей квартирной хозяйкой, которая рожает ему сына, которого он называет в честь Андрея Штольца (мысль об Обломове, поднимающемся на высоту страсти, необходимой для продолжения рода, может привести читателя в замешательство). В Агафье он видит сочувствующую душу, родственную его собственной (не говоря уже об обнаженных локтях, поскольку она работает довольно гипнотически). В отличие от Ольги, она не предъявляет требований к Обломову, но обеспечивает его телесные удобства, в основном в виде еды. В своем выборе он лучше разбирается в характерах, чем Андрей, который смотрит на Агафью свысока и подозревает ее мотивы, хотя она искренне предана Обломову, готовая заложить свои ценности, когда его средства полностью иссякнут. С ее заботой, когда Андрей разобрался с коррупцией и в Обломовке, и ближе к дому, и денежные переводы снова текут свободно, Обломов наконец-то достиг какой-то нирваны.

К сожалению, у этой нирваны есть и обратная сторона. Его недостаток подвижности создает цикл набора веса и плохого здоровья. Он отказывается прислушиваться к советам своего врача и пьет больше, чем следует. Наконец у него случился инсульт, за которым последовал еще один, и он умер (естественно, на своем диване) от сердечного приступа. Трудно не заметить, что Гончаров проводит параллель между Обломовым и склеротическим состоянием российского политического тела. Смерть Обломова на самом деле не сильно отличается от его жизни, несмотря на то влияние, которое его существование оказало на мир. Символично, что Гончаров спрашивает, верно ли то же самое в отношении России. Через исследование Обломовити (обломовщины), монеты Штольца, описывающие недомогание Обломова, и критический анализ самоуспокоенности загнивающей аристократии, проходит сатира на коррупцию и бюрократию в правительстве (Гончаров был государственным служащим, так что сначала это увидел бы рука). Когда в разговоре поднимаются текущие дела, это неизменно делают другие нации. Россия, как и сам Обломов, кажется, погрязла в сонливости. Брат Агафьи — коррумпированный государственный служащий, который теряет работу, когда Штольц разоблачает его взяточничество, но к концу романа ему удается вернуть свою прежнюю работу и вымогать у своих жертв больше копеек, чем раньше.

Обломов, возможно, был провалом, но концовка романа намекает на позитивное будущее. Когда он умрет, мало кто будет горевать. Однако он оставил в наследство своего сына, и Штольц берет ребенка под свое крыло. Известно, что под опекой Андрея мальчик будет больше похож на него, чем на Обломова. На их последней встрече Андрей не удосужился сказать Обломову, что Обломовка меняется: идет железная дорога, которая даст району новую энергию, новые методы работы, образование изменит отношения, а сонная жизнь, которая устраивала не одно поколение семьи будет сметено.

Удивительно, сколько любви у читателя вызывает к Обломову, когда, собственно говоря, он является паразитом как на окружающих, так и на обществе в целом. Читатель всегда осознает или должен осознавать, что его образ жизни может быть достигнут только за счет труда других, в основном крепостных в Обломовке, которых он владеет (буквально) 300. Один стилистический выбор в этом элегантном переводе Дэвида Магаршака состоит в том, чтобы последовательно относиться к крестьянам, а не к крепостным, что приглушает этот аспект. Он использует слово «крепостной» в своем кратком вступлении, в котором описывает роман как «мощное осуждение крепостного права», но случайный читатель может этого не заметить. Интересно, как изменилась бы жизнь Обломова после эмансипации в 1861 году. Есть подозрение, что он не смог бы справиться с этим меняющимся миром, тогда как его сын Андрей будет процветать с новыми вызовами, когда Россия вползает в современный мир.

Я думаю, все мы встречали странного Обломова, который не увлекается жизнью и струится с наименьшими усилиями. Обломовит не обязательно должен быть общей характеристикой личности; мы все можем быть частичными Обломовыми, откладывать или полностью игнорировать работу, которую мы предпочли бы не брать, жить в далеко не идеальной ситуации вместо того, чтобы что-то с ней делать. Если бы Обломов был жив сейчас, он растрачивал бы свое время на просмотр легких развлечений по телевизору, чтобы облегчить себе жизнь.0117 скука , занятие, не требующее усилий. Вдохновением Гончарова отчасти, безусловно, была русская знать, но Магаршак говорит, что Обломова нельзя считать русским в одиночку, поскольку таких, как он, «тысячи» по всему миру. Что это грубая недооценка, и во многих, кто чувствует, что им предлагается заплатить слишком высокую цену за, по словам Штольца, «огонь Прометея», может быть элемент его. « Обломов » можно рассматривать как экзистенциалистский роман, в котором Обломов демонстрирует свою лживость, не делая выбора, а Гончаров создал поистине универсального персонажа. Автор вставляет себя в самом конце романа в компанию со Штольцем, и он предстает в слегка обомовском свете, с его «апатичным лицом» и «сонными глазами». Однако он пишет историю Обломова, сразу показывая, что он вовсе не Обломов.

Небольшое примечание к этому роману. Когда я недавно был в Москве, я зашел в ресторан под названием «Обломов», это было красиво оформленное заведение с гораздо более эффективным обслуживанием, чем можно было бы предположить из его названия.