Интерьер романского храма: Интерьер в «Романском» стиле

Содержание

Интерьер в «Романском» стиле

Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира, но в то же время, уже будучи христианином, отдавал себе отчет в том, что зримая красота совершенно иное качество, нежели красота божественная. Августин обратил внимание на соотношение прекрасного и безобразного. Красота для него всегда отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство. Понятие о единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его увлечению манихейством, стало основой его эстетики. Помимо единства Августин связывал с понятием красоты соразмерность и порядок. Августин обратил внимание на такую собственно эстетическую проблему, как различение визуального и аудиовизуального искусств (сочинение «О музыке»). Ему принадлежит интереснейшее учение о ритме — одной из важных эстетических категорий.

Интересовала Августина и такая проблема, как эстетическое восприятие, в частности восприятие человеком прекрасного. Здесь он обращал внимание на чувственное и интеллектуальное восприятие. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142). В целом мысль раннего средневековья имела неоплатоническую ориентацию, в этом плане осмысливались и основные эстетические категории. Искусство раннего средневековья в целом отвечало теологическому духу эпохи и эстетическим взглядам, высказанным отцами церкви. Искусство Х-ХИ вв. (VI-XII вв.) называют романским. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве Империи (Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.

В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».

убчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Романские соборы также были весьма массивны. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).

Романские храмы поражают мощью. В них нет ничего неясного. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Он изображает завоевание Англии норманнами. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией.

Центральный неф отличался большими размерами. Храм был очень светлым (источник света — окна). Боковые нефы также хорошо освещались. Интерьер подчеркивал значимость центрального нефа. Части собора заполнялись согласно иерархии: за трансептом -духовенство, далее — привилегированная часть общества, остальные — в боковых нефах.

К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) — в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины; в Германии — собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106). Скульптура была связана с архитектурой. Самостоятельности она не имела. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) также прежде всего внушают страх и трепет. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130-1140) в Отене. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу — черти, влекущие грешников. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков.

Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой. В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись. К сожалению, она почти не сохранилась. Она носила главным образом назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации интерьера собора. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские.

Романская архитектура во Франции: история, особенности, шедевры

Романская архитектура во Франции появилась в конце 10-го века, с развитием феодального общества и ростом и распространением монашеских орденов, особенно доминиканцев, которые построили много важных аббатств и монастырей в этои стиле. Он продолжал доминировать в религиозной архитектуре до появления французской готической архитектуры в Иль-де-Франс в период между 1140-1150 гг.

  • «Романская» дорога Эльзаса

 

Особенности романского стиля во Франции:

Романская архитектура во Франции характеризется определенными общими чертами:

  • толстые стены с небольшими окнами, округлыми арками;
  • длинный неф, покрытый бочкообразными арками;
  • а также использование в ингвинальной области арки, на пересечении двух арок, ствола, все они поддерживаются массивными колоннами;
  • уровень трибун над галереями на первом этаже и небольшие окна над трибунами;
  • ряды внешних опор, поддерживающих стены.

Церкви обычно имели купол над трансептом, поддерживаемый четырьмя смежными арками; одна или несколько больших квадратных башен и полукруглая апсида маленнькими радиальными часовнями. Художественное оформление обычно включало очень украшенные скульптурные капители на колоннах и сложный полукруглый тимпанум со скульптурами, обычно иллюстрирующими Страшный суд, расположенный над главным порталом.

Внутренняя отделка часто включала фрески, покрывающие стены, цветную плитку и ранние витражи. В конце 12 века стало появляться арочные ребра, особенно в церквях в Нормандии и Париже, что представляет собой переход к готическому стилю.

Аббатство Saint-Martin du Canigou

Романский стиль во Франции:

В начале 11 века, под влиянием появления этого стиля в северной Италии, романская архитектура распространилась на запад через южную Францию, вплоть до Каталонии и Испании, а затем на север вверх по долине реки Роны. В начале романского периода церкви следовали традиционной форме римской базилики, особенно плану византийской базилики Сан-Витале в Равенне. У них был единственный длинный неф, обычно без трансепта, который заканчивался полусферической апсидой. У церквей в романском стиле обычно была по крайней мере одна колокольня, иногда отделенная от нефа.

В более поздний романский период, в последней трети 11-го века, появились новые строительные технологии, которые позволили строить здание более высоким и широким. Два новых плана стали популярными. Первым был бенедиктинский план, использованный в аббатстве Клюни и других новых бенедиктинских монастырях. В нем было три нефа, с трансептом на пересечении и рядами небольших часовен по обеим сторонам апсиды на восточном конце.

План аббатства Клюни

Измененный план появился в новых аббатствах и церквях, предназначенных для приема паломников, идущих по пути Сантьяго де Компостела к святыням в Испании. Эти новые церкви были предназначены для размещения большого количества посетителей и включали в себя амбулаторий или дорожку, ведущую к нескольким маленьким часовням, расположенным в виде полукруга от апсиды. Амбулаторий позволил посетителям легко получить доступ к любой из часовен, не нарушая обслуживания в нефе. У них часто было несколько башен над входом и крыльями трансепта, а иногда и купол над точкой пересечения трансепта и нефа. Пример тому — Сен-Фрон де Периго, построенный по образцу базилики Святого Марка в Венеции.

Паломническая церковь. План креста с пятью куполами Сен-Фрон де Периго по образцу базилики Святого Марка в Венеции

 

История романского стиля во Франции:

Архитектура в романском стиле развивалась одновременно в некоторых частях Франции в 10-м веке и до более позднего влияния аббатства Клюни. Стиль, иногда называемый «Первый романский» или «Ломбардский романский», характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных декоративных арок, известных как Ломбардская группа.

аббатство Сен-Мишель де Кукса

 

Ранний романский и мериодальный стиль

Романская архитектура во Франции впервые появилась на юге Франции, особенно в провинциях, граничащих с Каталонией. Среди лучших сохранившихся примеров — церковь и монастырь аббатства Сен-Мишель де Кукса, построенные между 956 и 974 годами. Церкви в этом регионе следовали плану базилики с небольшим трансцептом или без него. Они были построены из массивных камней, с небольшим количеством украшений или даже без них на внутренних стенах. Колокола обычно располагались в отдельной башне, украшенной ломбардскими лентами. Монастырь Сен-Мишель-де-Кукса, построенный в 12 веке, украшен колоннами из розового мрамора и резными капителями в растительных и животных формах на колоннах. 

церковь и монастырь аббатства Сен-Мишель де Кукса

Примерно в 1000 году архитекторы аббатств в Бургундии начали экспериментировать с различными формами сводчатых потолков, сначала в значительной степени, чтобы избежать опасности пожаров на деревянных крышах. Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Филибер де Турнус была ранним примером. Неф был закрыт поперечными цилиндрическими сводами, перпендикулярными оси нефа, поддерживаемыми рядами колонн. Вес крыши давил на колонны, а не на стены. Это означало, что стены могли быть тоньше и иметь большие окна, наполняя церковь большим количеством света.

  • Аббатство Saint-Martin du Canigou
  • Аббатство  Saint-Michel-de-Cuxa
  • Церковь Сен-Мартен, Chapaize, Ssone-et-Loire (около 1030)

 

Поздний романский стиль — Бенедиктинские монастыри

Религиозные ордена играли особенно важную роль в развитии романского стиля. Реорганизация католической церкви при Людовике Благочестивом (813–840) и основание первого монастыря по правилам святого Бенедикта (817) привели к важным изменениям в религиозной практике и архитектуре. Бенедиктинское аббатство Клюни, основанное в 909 году Вильгельмом I, герцогом Аквитанским, было центром возрождения религиозной деятельности. Во Франции к концу 11-го века под властью аббата Клюни насчитывалось 815 монастырских домов и более десяти тысяч монахов. Расцвет монастырей достиг вершины вершины при папе Григории VII (1073-1085).  

Аббатство Клюни

Аббатство Клюни было крупнейшим и наиболее влиятельным из монастырей во Франции, как в доктрине, так и в архитектуре. Аббат Хьюго де Клюни (1049-1109) решил реконструировать и расширить оригинальное Аббатство, включая Abbatiale, или церковь Аббатства. Новый вариант Abbatiale был закончен в 1130 году. Длина новой церкви составляла 187 метров, и она была рассчитана на двести пятьдесят монахов. В здании был сделан двойной трансепт, передний неф  на западе, а на востоке — шевет с проходом, в котором проходил дизамбулатур, что дало доступ к пяти радиальным часовням. Сам неф был огромен, покрыт сводчатым потолком шириной 10,85 метра и высотой 25 метров. Высота нефа имела три уровня; окна на верхних уровнях принесли свет в интерьер. Она была увенчана пятью башнями, самая большая из которых пересекала великий трансепт, две по обеим сторонам от входа в авант-неф, и две на гербе трансепта. Это было самое большое здание в христианском мире до реконструкции базилики Святого Петра в Риме в 16 веке и самым большим из когда-либо построенных романских храмов.  

Аббатство Клюни было почти полностью разрушено во время и после Французской революции; камни были повторно использованы в зданиях по всему региону. Единственными оставшимися сооружениями являются две башни переднего нефа и колокольня на южном крыле большого трансепта. Только восемь процентов первоначальной структуры сохранилось до сегодняшнего дня.

  • Аббатство Клюни
  • Город Клюни

 

Цистерцианские романские монастыри

Цистерцианский монашеский орден был создан Сен-Бернаром Клервским в 1098 году; его первым монастырем было аббатство Сито. Его основные доктрины были определены святым Бенедиктом как отделение от общества, работа ради жизненных потребностей и отказ от чего-либо ненужного для первых двух. Архитектура новых монастырей была разработана с учетом этих правил.

Монастыри строились как можно дальше от городов. Монахи жили в неукрашенных зданиях, построенных вокруг монастыря, изолированного от внешнего мира и от других частей монастыря. У монахов были отдельные кельи, каждая с тремя небольшими комнатами; «Аве Мария» для молитвы; вторая комната с письменным столом и альковом для кровати; и третья комната для мастерской. У каждого позже был свой сад. Второе здание содержало общие зоны для монахов; церковь, монастырь, клуатр или комната для собраний; кухня и столовая. Третье здание было добавлено для новообращенных, которые не были монахами, но хотели разделить монашескую жизнь.

Аббатство Сенанк

Орден расширился до пяти монастырей во Франции: аббатство Сито, аббатство Клерво, аббатство Моримонд, аббатство Понтиньи и аббатство Ла-Ферте. Эти пять стали «Материнскими домами» для новых цистерцианских монастырей на европейском континенте и в Англии. После смерти Сен-Бернара в 1153 году стандартная церковная архитектура была изменена; полусферическое или квадратное святилище церкви было заменено шеветом с амбулаторным переходом из часовни в часовню.

  • Аббатство Фонтене (основано 1118)
  • Аббатство Сенанк (основано 1148) в Провансе
  • Церковь аббатства Понтиньи (основана в 1114 году)
  • Библиотека аббатства Сито (основана в 1098 году)
  • Руины аббатства Моримонд (основан в 1115 году)
  • Аббатство Ле Тороне в Провансе (1176-1200)
  • Аббатство Клерво в Шампани

 

Паломнические церкви в романском стиле

Во второй период романской эпохи, начиная с последней трети 11-го века, многие романские церкви во Франции были построены вдоль маршрутов паломничества, которые проходили в Сантьяго-де-Компостела в Испании, где были выставлены известные реликвии Святого Иакова Великого. С падением Иерусалима под исламским правлением маршрут в Сантьяго-де-Компостела стал одним из двух самых важных маршрутов паломничества в Европе, помимо паломничества к могиле Святого Петра в Риме. Церкви вдоль маршрута, включая Сен-Фуа-де-Конк, были спроектированы, чтобы обеспечить место для большого количества молящихся. В больших паломнических церквях проходил деамбулатуар или проход в колоннах вокруг хора, обеспечивающий доступ к ряду маленьких часовен. Другой более заметной церковью на этом маршруте было аббатство Сен-Нектер в Пюи-де-Дом, начатое в 1080 году.

Базилика Сен-Сернин, Тулуза

Еще одной особенностью поздних романских церквей была большая высота. У этих церквей была трибуна или галерея на уровне выше первого этажа, где верующие могли смотреть вниз в неф. Трибуна обеспечила большую устойчивость и поддержку для высокой крыши. В Оверни церкви добавили еще один уровень; над галереей был еще один уровень сводчатых трибун. Эти церкви имели большую высоту, но мало света проникало в неф. В других регионах, таких как Пуату, трибуны и аркады были заменены высокими окнами, освещающими свет прямо в нефе.

  • Аббатство Vezelay в Бургундии (1104-1132)
  • Базилика Сен-Сернин, Тулуза
  • Собор Сен-Фрон в Периге
  • Église Notre-Dame la Grande, Пуатье
  • Бывшая Abbatiale Святого Нектара в Пюи-де-Дом, Овернь (начало 1080)

Собор Нотр-Дам в Пуатье


 

Архитектура в романском стиле

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Романские своды

Основными постройками в романский период становятся церкви и замки в виде крепости. Центральным элементом архитектурного ансамбля становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки простых геометрических форм — в виде кубов, призм, цилиндров. В основе плана романских церквей лежит форма раннехристианской базилики: с продольной организацией пространства. В крупнейших соборах кессонные (кассетные) потолки заменяются каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны. Главным мотивом интерьера становятся полукруглые арки.

Типичные своды в романских церквях:

Если у греков, даже по развалинам архитектурных памятников, можно точно определить расчеты проекта, то в романскую эпоху исполнение стало довольно грубым. В Древней Греции камень подгонялся насухо, а в средние века его стали класть на раствор — толщину которого нельзя было измерить. Ровно как и использование камня без обтески.

Окна в романской архитектуре не имели застекления, поэтому делались маленькими (чтоб не сильно выпускать тепло) и высоко (чтоб поменьше сквозило). Дополняли окна решетки, иногда и из камня, а также ставни с прорезями.

Двери делались всегда полукруглой формы, даже в постройках школы Клюни, где любили стрельчатые арки. Колонны в романскую эпохуне имеют утончения к вершине, нет также и выпуклого профиля, как у античных колонн. Колонны имеют строго цилиндрическую форму. Поддержание стиля одредов и классических пропорций становится более свободным, единственный ордер, которому подражали — это коринфский.

Колонны и пилястры в романской архитектуре:

 

Декор в романской архитектуре

Развитие скульптуры в романской Франции было тесно связано с архитектурой. Самые ранние скульптурные украшения на алтарах и внутренних поверхностях церквей, на перемычках, над дверными проемами и особенно на капителях колонн, которые обычно украшались изображениями библейских фигур и реальных или мифических животных. Большая часть работы была почти плоской с небольшой попыткой реализма.

Скульптурные группы в романской архитектуре

Некоторые из самых ранних романских скульптур во Франции найдены в аббатстве Сен-Жени-де-Фонтен (1019-1020) в восточных Пиренеях. Перемычка над дверным проемом изображает Христа на троне, в раме, поддерживаемой двумя ангелами, и в окружении апостолов. Формы апостолов определяются формами арок, в которые они втиснуты.

В более поздний романский период скульптура часто использовалась в самых важных точках, таких как фасады, чтобы подчеркнуть линии структуры. Здесь часто используются геометрические узоры (круги, квадраты, треугольники). Пространства были переполнены фигурами, которые часто искажались, и казалось, что они танцуют. Скульптура была наиболее богатой на капителях колонн и на порталах, где она служила для представления очень сложных и расширенных библейских историй. Скульпторы также изображали большое количество животных, как реальных, так и воображаемых, в том числе химер, сирен, львов и разнообразных монстров. Воображение обычно преобладало над реализмом. 

Декор собора в Отёне, Бургундия

Некоторые из наиболее замечательных скульптур найдены на тимпане и столицах колонн монастыря Муассакского аббатства в Moissac, Тарне и Гаронне, а также на колоннах церкви аббатства Сен-Мари в Суйяке; и в аббатстве Сен-Филибер в Бургундии.

Еще одна замечательная группа романской скульптуры найдена в убранстве базилики Сен-Сернин, в Тулузе, датируемой концом 11 и началом 12 века. Фигуры гораздо более реалистичны и умело используют тени и свет, чтобы выделить детали. Одним из самых замечательных произведений является алтарный стол, подписанный его скульптором Бернардом Гельдвинусом. Он также сделал семь скульптурных рельефов, найденных в амбулатории собора.

базилика Сен-Сернин в Тулузе

Приближение к реализму

В середине и конце 12 века скульптурное убранство стало намного более реалистичным, детализированным и точно вылепленным. Примечательными примерами являются фасад западного портала церкви Св. Трофима в Арле, конца 12 века, украшенный статными фигурами апостолов, и капители двойных колонн в монастыре, каждая из которых отличается друг от друга, иллюстрируя персонажей из Библии.

Церковь св. Трофима в Арле

Скульптура в Арле демонстрирует, в какой степени романский стиль стал международным. На левой стороне западного портала церкви Св. Трофима в Арле (конец 12-го века) изображен Апокалипсис по Иоанну. Использование скульптурных львиных голов для поддержки пилястр заимствовано из Италии, а ряд рисунков на капителях в монастыре, иллюстрирующих Трех Королей и бегство из Египта, были сделаны Бенедетто Антелами, одним из мастеров романского стиля, скульптора из Италии.

 

Аббаство Везле

Аббатство Vézelay также известно своим богатым и сложным тимпаном, защищенным в большом подъезде церкви. Его тема — Пятидесятница, библейские истории и то, как весть о Христе распространялась среди разных народов мира, а также изображения мифических существ, которые, как полагали, жили на краях мира. Это было сделано в 12 веке, когда Везелай считался важным интеллектуальным центром. под одним из его Настоятелей, Пётр Преподобный.  Еще одним известным тимпаном является церковь аббатства Сент-Фой в Конк, где в ярких сценах из Страшного Суда изображено около ста персонажей.

аббатство Сен-Жени-де-Фонтен (1019-1020)

 

Значение романской скульптуры

Романские скульптуры часто довольно выразительны, хотя и далеки от реальности. Основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, поэтому скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Аббатство Saint-Martin du Canigou

 

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

 

Тимпанум собора Отена

 

Фрески в романской архитектуре Франции

Интерьеры французских романских церквей были наполнены цветом, включая картины на стенах и потолке, мозаику на полу и, в конце периода, ранние витражи. Исключением были аббатства цистерцианцев, которые не содержали никаких украшений. Большая часть росписей была разрушена в 18 и 19 веках, когда считалось, что голая каменная стена больше подходит для церковного интерьера. Обычно использовались две разные техники:

  • либо фреска, окрашенная, пока штукатурка была еще влажной, с краской, разбавленной водой;
  • или detrempe, окрашенные пигменты, смешанные со связующим веществом, таким как масло или яичный белок, и нарисованные на сухой штукатурке.

Часто использовались обе техники, с большими рисунками, нарисованными как фреска, и детали, выполненными в технике détremps. Работа требовала быстрого выполнения. Предметы выбирались церковной иерархией, а не художниками, а имена художников в большинстве случаев оставались неизвестными. 

Тематика фресок

Стены романских церквей редко оставались голыми. Многие романские интерьеры церкви были расписаны циклами иллюстраций библейских магазинов. Иногда темы были местного интереса; Картины в Сен-Мартен-де-Вик иллюстрируют, как монахи Тура украли реликвии из монастыря Пуатье.

Фреска Бога, говорящего с Ноем в церкви аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату

Росписи других предметов

Картины не ограничивались интерьерами, а часто также покрывали капители тимпанов и другие внешние украшения. Скульптура в интерьере также часто расписывалась. Деревянные церковные потолки, широко распространенные до широкого использования ребристых арок, также обычно расписывали. Ранним примером расписной церкви является Берзе-ла-Виль (Berzé-la-Ville), где картины на потолке Часовни Монахов изображают момент, когда Христос дал апостолам Петру и Павлу послания для распространения в мире. 

Одним из наиболее важных существующих примеров окрашенной французской романской церкви является церковь аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату. Монастырь был основан в 9 веке над могилами христианских мучеников Сабинуса из Сполето и Святого Киприана, а в средние века стал главной церковью паломничества. Начиная примерно с 1100 года, церковь была расширена и полностью расписана изнутри, от склепа до потолка. Искусственный мрамор колонн в нефе также был расписан. 


 

Полезные ссылки:

  • Французская архитектура
  • Готическая архитектура во Франции
  • Архитектурный маршрут по Парижу
  • «Романская» дорога Эльзаса
  • 10 самых архитектурно интересных городов Франции
  • Маршрут по Лиллю: современная архитектура
  • Замки долины Луары
  • Замки Луары для детей
  • Аббатство Клюни

Руководство для начинающих по романской архитектуре – Smarthistory

Название говорит само за себя — романская архитектура основана на римских архитектурных элементах. Именно округлая римская арка является буквальной основой для сооружений, построенных в этом стиле.

Древние римские руины (с арками)

Во всех регионах, входивших в состав Древней Римской империи, есть руины римских акведуков и зданий, в большинстве из которых арки являются частью архитектуры (вы можете сделать этимологический прыжок что эти два слова — арка и архитектура — родственны, но Оксфордский словарь английского языка указывает, что арка происходит от латинского arcus , что определяет форму, в то время как arch — как в словах архитектор, архиепископ и заклятый враг — происходит от греческого arkhos , что означает начальник, и ekton , что означает строитель).

Интерьер Палатинской капеллы Карла Великого, Аахен, Германия, 792–805 гг. (фото: Velvet, CC BY-SA 3.0)

Когда Карл Великий был коронован императором Священной Римской империи в 800 г. н. континент, и легенды о великой империи передавались из поколения в поколение после падения Рима в пятом веке. Поэтому, когда Карл Великий захотел объединить свою империю и утвердить свое правление, он начал строить церкви в римском стиле, особенно в стиле христианского Рима во времена Константина, первого римского императора-христианина.

После почти двухсотлетнего перерыва, когда не было крупных строительных проектов, архитекторы времен Карла Великого обратились к арочной или аркадной системе христианско-римских зданий в качестве модели. Это логическая система напряжений и контрфорсов, которая довольно легко проектировалась для больших конструкций, и ее начали использовать в сторожках, часовнях и церквях в Европе.

Глостерский собор, начат в 1089 г. (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2. 0)

Эти ранние образцы можно отнести к дороманским, потому что после краткого всплеска роста архитектурное развитие снова остановилось. По мере того, как совокупность знаний в конечном итоге была переработана, здания становились больше и внушительнее. Примеры романских соборов раннего средневековья (примерно 1000–1200 гг.) представляют собой прочные, массивные, впечатляющие церкви, которые часто до сих пор являются самыми большими сооружениями во многих городах.

В Британии романский стиль стал известен как «нормандский», потому что основная схема строительства в 11-м и 12-м веках была инициирована Вильгельмом Завоевателем, который вторгся в Британию в 1066 году из Нормандии на севере Франции. (Норманны были потомками норвежцев, или северян («викингов»), которые вторглись в эту местность более века назад.) Даремский и Глостерский соборы, а также Саутуэллский собор являются прекрасными примерами церквей в нормандском или романском стиле.

Глостерский собор, неф, начало 1089(потолок позже) (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2. 0)

Арки, определяющие нефы этих церквей, хорошо смоделированы и геометрически логичны — одним взглядом можно увидеть повторяющиеся формы и пропорции, образующие чувство огромной и тяжелой конструкции. На уровне земли есть большая аркада, состоящая из громоздких опор или колонн. Пирсы могли быть заполнены щебнем, а не сплошным резным камнем. Над этой аркадой находится второй уровень меньших арок, часто попарно с колонной между ними. Следующий более высокий уровень снова был пропорционально меньше, создавая рациональное уменьшение конструктивных элементов по мере уменьшения массы здания.

Глостерский собор, декоративная резьба на аркаде нефа и трифории (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

Украшение часто довольно простое, с использованием геометрических фигур, а не цветочных или криволинейных узоров. Общие используемые формы включают подгузники — квадраты или ромбы — и шевроны, которые представляли собой зигзагообразные узоры и формы. Также использовались простые круги, которые перекликались с формой полукруга вездесущих арок.

Потолки и крыши в раннем романском стиле часто делались деревянными, как будто архитекторы не совсем понимали, как перекрыть две стороны здания камнем, что создавало распор и напряжения на боковых стенах. Это развитие, конечно, не заставило себя долго ждать и привело от бочкообразных сводов (простых сводов с полукруглой крышей) к крестовым сводам, которые в готике становились все более авантюрными и витиеватыми.

 


Дополнительные ресурсы

Романская архитектура объекта Всемирного наследия Дарема.

Корпус романской скульптуры в Великобритании и Ирландии.


 

Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:

Больше изображений Smarthistory…

Ссылайтесь на эту страницу как: Валери Спэнсвик, «Руководство по романской архитектуре для начинающих», в Smarthistory , 8 августа, 2015 г., по состоянию на 23 мая. , 2023 г., https://smarthistory.org/a-beginners-guide-to-romanesque-architecture/.

Романская архитектура — краткий справочник · арка пространства

Романская архитектура, архитектурный стиль средневековой Европы, стал доминирующим архитектурным стилем в период с 6 по 11 века. Дизайн и стиль в основном были заимствованы из римского искусства и архитектуры. Римская архитектура процветала между падением Римской империи (5 век) и началом готической эпохи (13 век).

В средние века существовало большое количество монахов и монастырей, что придавало большое значение монашеству. Многие из романских церквей раньше были монастырскими церквями, окруженными красивой сельской местностью. Монастыри посвятили себя сельской местности. Церкви строились не только для проведения служб; они ушли далеко за пределы цели, их было –

  • Архитектурное воплощение императорской власти.
  • Архитектурное воплощение идеи Римской империи.
  • Важен на политическом уровне, так как они продемонстрировали ранг своих строителей.
  • Великолепные строения как демонстрация могущества императора.
  • Представление символических и социологических аспектов.

Содержание

Основные архитектурные особенности романской архитектуры

Романские соборы и базилики представляли собой массивные строительные конструкции с большими башнями, меньшими окнами, прочными колоннами, сводами, круглыми арками и декоративными аркадами. Четкие формы и симметричные планы с простым внешним видом определяют этот стиль, сочетающий в себе римский и византийский стили строительства.

  • Гармоничные пропорции
  • Круглые арки, поддерживающие крышу.
  • Декоративные арки для фасада
  • Каменные своды — цилиндрические, паховые и ребристые своды
  • Толстые и тяжелые стены
  • Маленькие окна
  • Рельефная скульптура

Строительные работы

Здания романской архитектуры были построены из камня и имели деревянные крыши.

Фундаменты – В более ранних конструкциях фундаменты закладывались на влажном или неустойчивом грунте. Позже были обсуждены и максимально решены проблемы, связанные с бедными грунтами основания.

Стройматериалы – Привозили из разных частей города. В качестве примера; мрамор и известняк для строительства Лионского собора везли с Форума Траяна. Классические здания в целом были популярными источниками камней.

Человеческая сила – Каменщики, каменщики, скульпторы, мешалки, штукатуры, побелщики, плотники, разнорабочие и разнорабочие.

Строительные работы – В начале ХХ века использовались деревянные леса.

До этого использовались консольные леса. На каждом этапе работ создавалась ровная рабочая зона у обшивки стены. Леса были сняты и прикреплены к стене выше, как только стена была построена. Материалы поднимались с помощью пандусов и транспортировались с помощью корзин, носилок и полос.

Романская архитектура

Существовало три основных типа архитектурных типологий – церкви, монастыри и замки.

  • Церкви
    • Важные типы зданий
    • Символизирует Царство Бога
    • Большинство из них в поперечном плане.
  • Монастыри
    • Создан как город Бога.
    • Имел несколько зависимостей — церковь, монастырь, комната капитула, комната монахов, больница
  • Замки
    • Использовались для оборонительных сооружений.
    • Укреплен стенами для укрытия.
    • Замков построено на ступенчатых участках.

Строительные компоненты церквей

Источник изображения – slidetodoc.com

Архитектура и внутренние помещения

А. Центральный неф

Стены Нефа в основном построены многоэтажной системой. Один или два уровня уровней Трифориума и фонарь были построены над Аркадами. Каждый отсек Аркады состоит из одной или двух арок. Каждая бухта имеет свой свод, а тяга осуществляется колоннами. Они тоже были разных типов –

  • Одноярусная конструкция
    • Стены Нефа были простыми, с аркадами и колоннами, без фонарей и трифорий.
  • Двухъярусная конструкция
    • Строительство стен в два этапа – Аркады и Фонари
    • Колонны объединяют пространство зала.
  • Трехъярусная конструкция
    • Этот тип конструкции был замечен в больших соборах. Аркады, Трифориумы и Фонари украшают стены Нефа.
  • Четырехъярусная конструкция
    • Располагается снизу вверх следующим образом – аркады, галереи, глухой трифорий, фонарь.

Источник изображения – slideplayer.com

B. Хор и склеп

Первоначально в церквях хор был простым и считался местом пения состоявшимся. Позже его расширили алтарной площадью и апсидой. В тринадцатом веке был добавлен экран для хора, который служил границей между монахами и мирской церковью. Он также служит платформой для певцов. Размер хора диктовался шириной и высотой нефа.

Хор; Источник изображения — site.pitt.edu

Склеп изначально был местом, где был похоронен мученик. Позже склеп служил последним пристанищем для высокопоставленных лиц. Доступ к нему осуществлялся через туннельный склеп с отдельными камерами. Над склепом был построен восточный хор, а позже и церковь.

C. Стены

Стены представляли собой массивные толстые стены с небольшим количеством отверстий. Наружные стены двойной оболочки были засыпаны щебнем. В качестве строительных материалов использовались местный камень, кирпич, известняк и гранит в зависимости от наличия и строительных традиций.

Типичная английская романская бухта (из собора Питерборо). (слева) Внешний вид. (в центре) Внутренний фасад. (справа) Разрез по отсеку Источник изображения – europeanarchitecture.tumblr.com

Д. Пирс и Кэпиталз

В романской архитектуре опоры использовались для поддержки арок. Они были квадратными или прямоугольными в сечении и строились из каменной кладки. Причалы имеют вертикальный вал с основанием внизу и капителью, антаблемент наверху вертикального вала. Опоры также имели весьма сложную форму – крестообразные столбы, сгруппированные группы более мелких валов.

Столбцы

Колонны использовались как конструктивно, так и как часть фасада или внутренней отделки. Капители были похожи на римские – коринфские и составные. Мрамор широко использовался в романских колоннах.

  • Спасенные колонны
    • Римские колонны были спасены и позже использовались в интерьерах церквей.
  • Колонны барабанные
    • Массивные колонны были построены для поддержки толстых стен и сводов. Они были построены из каменных цилиндров, называемых барабанами.
  • Полые колонны
    • Они были построены из тесаной кладки, а пустотелая часть заполнена щебнем.

E. Двери и окна

Двери

Романские культовые сооружения имеют три типа входов.

  • Простой вход с круглой аркой
  • Обеспечение заглубленного или ступенчатого входа
    • Ступенчатые к центральной оси сегменты арки образуют форму воронки.
  • Встраиваемый портал с колоннами

Встраиваемый или ступенчатый входВстраиваемый портал с колоннамиВстраиваемый портал с колоннами

Западный портал Сен-Трофима в Арле — один из самых богато украшенных фигуративной скульптурой. Центральной темой является ожидание спасения, связанное со Страшным судом.

Источник изображения – общее. Викимедиа

Windows

Было четыре разных типа окон

  • Простое полукруглое окно
  • Сдвоенные полукруглые прожектора с центральной колоннадой
  • Ступенчатые полукруглые фонари с разделительными колоннадами
  • Треугольное окно.

Ф. Аркады

Аркада представляет собой ряд арок, поддерживаемых колоннами. Аркады появляются в разных местах, таких как

.

  • Атриумные помещения
  • Интерьер церквей, разделяющий неф и проходы
  • Большой зал замков
  • Фасады
  • Истории

Аркада также рассматривается как элемент декора.

Аркада; Источник изображения — Викисклад

G. Своды и купола

Строительство сводов заменило плоские крыши раннехристианских базилик. Развитие в этот период проявляется в различных формах сводов — бочкообразный свод, паховый свод, ребристый свод и, кроме того, развитый с остроконечным ребристым сводом, который является основной характеристикой готического стиля.

Хранилище бочек

Бочкообразный свод — это простой тип сводчатой ​​крыши, требующий поддержки сплошными стенами. Пилястры, прикрепленные к передней части колонн прохода, продолжаются в своде поперечными арками. В основном используется для покрытия центрального нефа.

Паховый свод

Пахи возникают в результате пересечения трансепта и нефа. Также пересечение двух бочкообразных сводов под прямым углом над квадратом приводит к образованию арочных диагоналей или пахов. Свод сам по себе является структурным элементом. Это обычное явление в проходах и амбулаториях.

Бочкообразный свод и паховый свод; Источник изображения — guerrerohistory.wordpress.com

Ребристый свод

Ребра (маленькие арочные рамы) охватывают область свода в поперечном направлении, и каждый сводчатый пролёт имеет диагональные ребра, подобные паховому своду. Здесь ребра являются конструктивными элементами, в отличие от свода, который является конструктивным элементом пахового свода.

Бочкообразный свод; Неф Лиссабонского собора; Источник изображения — WikipediaGroin Vault; Проход церкви аббатства; Источник изображения — WikipediaRibbed Vault; Сент-Этьен; Источник изображения — Википедия

Купола

В романской архитектуре купола присутствуют на пересечении нефа и трансепта. Восьмиугольные в плане купола, опирающиеся на косы и паруса, являются одной из особенностей романской архитектуры.

Фасады романской архитектуры

Фасады романских церквей обращены в основном на запад и симметричны. Они имеют значительный центральный портал, украшенный скульптурной лепниной, или крыльцо и арочные окна над ним. Романские церкви в основном отличаются укрепленным видом массивных сооружений с круглыми арками, массивными портиками с башнями и меньшими оконными проемами. Укрепленные крыльца предназначались для защиты церкви от злых сил.

Западный фасад без вышек

Меньшие церкви обычно не имеют башен или имеют одну маленькую башню, расположенную в центре. Его расчленяют конструктивные элементы – пилястры, лесенки, колонны, орнаментальные скульптуры.

Страна: Франция Местонахождение: Монастырь Св. Трофима Подпись: Портал и фасад после консервации Дата изображения: 1995 г. Фотограф: WMF Происхождение: посещение места Оригинал: из коллекции слайдов. Пизанский собор; Источник изображения – gpsmycitySan Zeno, Верона; Источник изображения — Википедия

Западный фасад с двумя фланговыми башнями

Западный фасад/фасады с двумя фланговыми башнями наиболее распространены в романской архитектуре. Обычно встречается в северной и западной Европе. Считается символическим указанием на врата небесного Иерусалима.

Церковь Сент-Этьен :

Фасад, окруженный двумя высокими башнями с контрфорсами и тремя порталами, является архитектурным образцом для фасадов более поздних лет.

Кафедральный собор Саутуэлл и Лимбургский собор являются прекрасными примерами.

церковь Сент-Этьен; Источник изображения – Источник изображения – artsy. netSouthwell собор; Источник изображения – buttress.net Лимбургский собор; Источник изображения — Wikipedia.com

Западный фасад с тремя башнями

Фасад состоит из центральной части с атриумом и многоэтажной верхней церковью и соединен боковыми флигелями, галереями и фланговыми башнями.

Аббатская церковь Марии Лаах; Источник изображения — vialucispress.wordpress.com

J. Интерьеры романской архитектуры

Стены оштукатурены и окрашены, часто облицованы мрамором. Были украшены деревянные потолки. Камень был материалом, обычно используемым для строительства зданий и украшений с декоративными капителями и лепниной. Мозаики, росписи и резные фигуры были элементами внутреннего убранства.

Аркады были наиболее распространены во внутренних церквях. В Италии мраморные колонны с Капителью, Базой и Абаком были широко распространены по всей стране.

Внутренние крыши были разных типов и материалов. Деревянные крыши и деревянные потолки были наиболее распространены в небольших церквях, тогда как в более крупных церквях были крыши от простых цилиндрических и паховых сводов до ребристых сводов.