Содержание
Стиль рококо • Студия интерьерного дизайна Dom Interior
Создавался исключительно для парижской знати и нуворишей, и только в 1730-е годы к нему стал проявлять интерес версальский двор. В 1735 году талантливый молодой архитектор Жак-Анж Габриэль (1698—1782) и резчик фламандского происхождения Жак Верберкт (1704— 1771) создали новое оформление спальни королевы (Габриэль, впоследствии ставший одним из первых архитекторов неоклассицизма во Франции, начинал под покровительством короля как блестящий мастер рококо).
Как и во многих подобных случаях, им предстояло вписаться со своей декорацией в уже существующую схему интерьера. Их гений в полной мере смог проявить себя в восхитительной группе комнат — так называемых Малых апартаментах короля — и другой, на втором этаже, включающей в себя спальню Людовика XV и Кабинет Часов.
В этой комнате и Кабинете Совета декорация выглядит более утяжеленной, чем работы мастеров того времени в Париже. То же самое можно сказать и об их работе в Фонтенбло. Однако Кабинет Совета (1751 — 1754) с великолепными росписями Ван Лоо, Пэротта и Пьера можно отнести к величайшим произведениям своей эпохи.
Надо упомянуть также о выдающихся работах в Рамбуйе (возможно — Верберкт, 1730— 1735). Здесь самого полного развития достиг резной орнамент, паутинной сеткой легко покрывающий поверхность любой формы. Легко понять, почему этот изысканный тип декорации стал раздражать тех художников и интеллектуалов, которые уже начинали мыслить рационально и классически: для них с порога неприемлемой была его откровенная бесцельность, не связанность ни с какой функцией.
Реакция на рококо заявила о себе гораздо раньше, чем это принято считать, еще в 1740-е годы.
Крупнейшие интерьеры эпохи рококо были созданы в Италии и Испании, но лучше всего этот стиль был усвоен Германией, где он пошел по особому, независимому пути развития. Он распространился на центральную Европу.
Так называемые Богатые комнаты (Reiche zimmer) Карла Альбрехта являются шедеврами немецкого рококо. Когда они впервые открылись 4 ноября 1737 г., они были залиты светом 2000 свечей также в Австрии, Венгрии, Польше, Чехии и России. Рококо после усвоения барокко уже легко распространилось в странах Центральной Европы — правда, многие черты барочной архитектуры продолжали здесь проявлять себя на протяжении всего XVIII века.
Кроме того, в Центральной Европе (в отличие от Франции) рококо было с величайшей охотой воспринято церковью: шедевры в этом стиле продолжали сооружаться здесь еще долго после того, как неоклассицизм повсюду расчистил для себя место. Стиль рококо мог быть великолепен в жилой архитектуре этих стран, но своей наивысшей точки он достиг в церквах, которые стали последними в европейском искусстве подлинным выражением религиозного чувства.
По иронии судьбы лучший мастер исполненного любви к причудам стиля рококо в Германии сам был карлик. Франсуа де Кювилье (1695—1768) с 1711 года состоял пажом при Максе Эммануэле и сопровождал его в изгнание во Францию. Гений этого художника состоит в том, как ему удалось усвоить и претворить французские источники в нечто совершенно своеобразное, доведя до законченного развития все внутренние интенции стиля.
За сорок три года на службе у курфюрста им было создано несколько величайших шедевров. В 1720—1724 годах он учился в Париже у Ж.-Ф. Блонделя-младшего, а по возвращении в Германию выработал свою собственную манеру, которая впервые явила себя с триумфом в охотничьем павильоне Фалькенлуст в замке Брюль рядом с Кёльном.
Здесь уже предвосхищены те особенности, которые позднее разовьются в Ама- лиенбурге. Блестящая планировка и разнообразная декорация — от бело-голубой кафельной лестницы до крошечного Зеркального кабинета — создают художественное единство, равного которому не встречалось в тогдашней Франции.
В Мюнхене он прославился оформлением парадных Богатых Комнат (Reiche Zimmer) Резиденции, изобилующих лепниной знаменитого Иоганна Баптиста Циммермана (брата архитектора Доминикуса), резьбой Иоахима Дитриха, Пихлера и Мировски. Знаменитое радостное изобилие» баварского рококо обретает кульминацию в архитектуре и интерьерах Амалиенбурга.
Здесь у Кювилье соблюдается не менее точное соответствие интерьера архитектурному стилю, чем у архитекторов неоклассицизма. Он сделал около четырех-пяти сотен гравюр, которые вышли в Мюнхене отдельными томами: «Книга картушей» (1738), «Книга плафонов», «Обрывки причуд»; созданные им декоративные мотивы ни с чем не сравнимы по богатству воображения.
Здесь все — от потолков, стенных панно, картинных рам до замков, печей, тростей — представлено в формах рококо; гравюры эти стали одним из главных источников вдохновения для мастеров рококо в Германии. В 1763 году Кювилье стал главным придворным архитектором; в конце жизни он делал в основном проекты зданий, и последней его замечательной интерьерной работой был театр Мюнхенской резиденции. А его баварские современники (такие, как Доминикус Циммерман и Иоганн Михаэль Фишер) строили почти исключительно для церкви и свои лучшие интерьеры создали в монастырях, таких как, например, Санкт-Галлен.
Рококо стало очень популярно в Германских землях; часто огромные дворцы, начатые строительством на рубеже XVII—XVIII веков в стиле барокко, имели внутри оформление рококо (как в дрезденском Цвингере, дворце Августа Сильного, польского короля и саксонского курфюрста, как в Поммерсфельдене, дворце майнцского курфюрста или Вюрцбурге. Оформление дворца Брюль с его захватывающей дух позднебарочной лестницей, изобилующей виртуозной лепниной и скульптурой рококо, воплощает достигнутое соответствие между драматически насыщенной архитектурой и декорацией — то, чем отличается самое роскошное немецкое рококо.
После победы Австрии над турками в 1683 году император и знать стремились воздвигнуть в Вене дворцы достойные столицы Габсбургских владений и всей Священной Римской империи. Здесь, как и в Праге, примером Версаля был внушен образ еще более грандиозного варианта немецкого рококо. Для выполнения этих намерений привлекались итальянские декораторы.
Надо упомянуть также о фантастических постройках Фридриха Великого в стиле рококо, таких, как Шарлоттенбург в Западном Берлине, Сан-Суси и Городской дворец в Потсдаме, где целая армия лепщиков воплощала удивительные фантазии (в том числе и великолепные шинуазри), превосходящие в выдумке (хотя и не всегда но качеству) даже работы Кювилье. Это также было время расцвета знаменитых немецких фарфоровых мануфактур. В Мейсене и Нимфенбурге изготовлялся фарфор выдающийся по тонкости и качеству, который чрезвычайно вошел в моду.
Стиль рококо в интерьере | 1000 ремонтов
Содержание:
Иногда ритм современной жизни утомляет настолько, что при возвращении домой многим горожанам хочется попасть в атмосферу уюта и некоторой интимности. В таких случаях ремонт квартир в новостройке предпочитают делать не в современной интерпретации, а обращаясь к историческим предшественникам стилей. Одним из вариантов может стать выбор интерьера в стиле рококо.
История рококо
В начале 18 века период регентства во Франции открыл для соотечественников и современников Людовика ХVстиль рококо, который затем охватил и другие страны Европы, просуществовав в ней до 1780 х годов. Рококо стал несколько видоизмененным стилем барокко, не принесшим особенных конструктивных новшеств в архитектуру, но использовал различные рычаги воздействия на декоративность. В архитектуре этот стиль получил наибольшее распространение в Баварии.
Влияние на рококо оказали изменения во вкусах и характере придворной жизни. Он отразил желаемое бегство от действительности в мир театральности и игры, с его иллюзорностью и идиллией. Французская аристократия породила рококо как искусство светское, привилегию двора, но, несмотря на эту ограниченность распространения, стиль оставил свой стиль в искусстве.
Строительство в стиле рококо было модным среди французской знати, в этом направлении красовались загородные дворцы местной аристократии. Вместо ранее популярных анфилад комнат, теперь помещения выстраивались в асимметричные композиции. Центральное место занимал салон – основной парадный зал для приемов гостей. Изысканные приемы – одна из основных форм проведения досуга и участия в светской жизни верхушки двора.
Стилистику рококо определяли фаворитки короля, самой известной среди которых являлась маркиза де Помпадур, претворяющих в жизнь праздник и утонченное наслаждение радостями бытия. Именно тогда становятся популярны тайные павильоны, небольшие китайские домики и укромные гроты. Помещения становятся более камерными и уютными. Примерно с 1760 года стиль рококо постепенно сменился распространившимся классицизмом. Россия не осталась в стороне от использования рококо в дворцовых интерьерах, применения лепного декора в отделке зданий и развития декоративно-прикладного искусства.
Рококо: элементы стиля
Для тех, кто при отделке квартир, домов или ремонте таунхаусов в Москве предпочтет стиль рококо, следует знать об основных составляющих этого стиля. Исторически в нем сосуществуют камерность и эротизм, изысканность форм и идеальный стиль. Основные применяемые материалы – дерево, текстиль, бронза, зеркала и хрусталь. Украшением интерьера становятся лепнина, резные панели и позолота. Интерьеры декоративно нагружены деталями, а цветовая палитра довольно богата – от пастельных тонов до лиловых и розовых оттенков.
Самой главной деталью стиля рококо становится безделушка. Именно мелкими деталями интерьеры доводятся до совершенства, сплетая его составляющие в единый ансамбль. Даже не самый сложный ремонт квартир в новостройке достаточно просто подчинить идеям рококо и превратить в уютное гнездышко неги и комфорта. Да и ремонт таунхаусов в Москве и всей стране все чаще делают с учетом тех или иных деталей стиля рококо, который современному пространству придает дух прошедших давно времен в легкой, игривой форме без тяжести и ощущения устаревания.
Коврики в стиле рококо | Гобелены в стиле рококо Искусство и интерьер от Назмиял
От ковров и гобеленов в стиле рококо к искусству и интерьеру в стиле рококо
Ничто так не говорит об элегантности и декадансе, как захватывающие дух ковры в стиле рококо и произведения искусства эпохи рококо, охватившей период с конца 17 века до начала 18 века. Этот стиль искусства был распространен в 18 веке в континентальной Европе. Некоторым историкам искусства трудно провести границу между окончанием периода позднего барокко и началом периода рококо. Произведения этого периода известны своими роскошными асимметричными узорами, замысловатыми мотивами, романтическими сюжетами и высокоразвитыми завитками.
Французский дизайн интерьера в стиле рококо
Ранний стиль рококо зародился в Париже, а затем распространился по всей Франции и за ее пределами. Он стал особенно популярен в Германии и Австрии. Грандиозные геометрические и пышные узоры персидских ковров хорошо вписались в этот стиль и стали важными элементами дизайна интерьера.
Персидские ковры в стиле рококо для интерьера
В эпоху Возрождения процветала торговля между Персией и Европой в результате продвижения искусства правителями Сефевидов. Персидские ковры стали играть важную роль в мире восточного и западного дизайна интерьера, особенно среди богатого класса. Они были символом богатства и процветания. Исторические документы и завещания частных поместий указывают на то, что иранский текстиль и ковры были важными товарами на международном рынке.
Продажа персидских ковров в Европе привела к развитию двусторонних коммерческих отношений и расширению торговых сетей. Эти отношения включали регулярные дипломатические обмены, и часто персидские ковры дарились в рамках этих обменов. Целью обеих сторон было сохранение своих коммерческих интересов.
Дизайн интерьера в стиле рококо с персидским ковром
Тонкий шелк, произведенный персидскими ковроткачами, стал роскошным ковром, продаваемым высшим дворам и более состоятельным классам на европейском рынке. Однако в 18 веке международная торговля была нарушена политической нестабильностью. Импорт из Европы угрожал разрушить давнюю торговлю персидскими коврами, которая началась еще при правителях Сефевидов.
В то время цветочные и садовые узоры были популярны как способ привнести теплоту и красоту сада в гостиные, спальни, гостиные и столовые. Их часто дарили в качестве свадебных подарков, которые представляли собой непреходящее сокровище, которое передавалось из поколения в поколение. Персидские ковры периода рококо 18 века продолжали использовать многие узоры, разработанные сефевидскими художниками. За это время Керман стал важным центром ковроткачества и торговли. Необработанная шерсть керманского скота также стала важным экспортным товаром. Торговые дома были также созданы в Тегеране, Тебризе, Исфахане и Мешхеде.
Французские ковры в стиле рококо конкурируют с персидскими коврами
В 1722 году афганцы вторглись в Персию и заняли Исфахан. Это разрушило династию Сефевидов и остановило ее. Торговля была остановлена, как и экспорт персидских ковров на европейские рынки. К этому времени французские ковровые фабрики в Савоннери работали уже около 100 лет и были готовы вмешаться и предоставить ковры, чтобы заполнить пробел, образовавшийся после вторжения в Исфахан. Они производили ковры с роскошным дизайном, которые дополняли стиль рококо, который продолжал развиваться и набирать популярность.
Старинный французский ковер в стиле рококо Savonnerie #49848
Ковры, произведенные в Обюссон, Франция, известны своими завитками в стиле рококо. Ткачи Обюссона создали характерные узоры, которые процветали во французском искусстве и дизайне интерьера. Многие ковры все еще были вдохновлены персидскими коврами со структурированной каймой и рисунком полей. Иногда они включали в себя дизайн медальона, который стал популярным в Сефевидской Персии, но их мотивы приобретали характерные завитки рококо и узоры листьев. Эти ковры стали новой тенденцией в европейском дизайне интерьера.
За это время персидские ковры никогда полностью не выходили из моды и все еще в какой-то степени экспортировались. Тем не менее, теперь у них была конкуренция со стороны французских ковроделов и англичан. Персидская ковровая промышленность не переживала возрождения до середины 1800-х годов. Какое-то время на рынке доминировали элегантные стили позднего барокко и рококо, пришедшие из Франции.
Старинный английский ковер в стиле рококо Axminster #3437
Мадам Помпадур и французский двор
Большая часть перехода от стиля позднего барокко к классическому стилю рококо произошла под влиянием мадам Помпадур и правления Людовика XV. В то время женщины носили широкие корзины, задрапированные тканью на многие ярды. Это был мир крайностей в моде и дизайне интерьеров. Предпочтение отдавалось тонкому шелку, и идея украшений поднялась на новый уровень экстравагантности.
Цветы с глубокой резьбой, розы, завитки листьев, ракушки и завитки преобладали в произведениях искусства, текстиле и производстве мебели. Эти элементы также проявлялись в коврах того времени. Стиль рококо стал культовым символом богатства и упадка французских дворов. Ковры в стиле рококо перенесли стиль от пола до потолка. Ковры часто имитировали богато украшенные потолочные фрески и лепные украшения в архитектуре того времени.
Изысканные потолочные фрески в стиле рококо
Керман в Персии оставался важным центром экспорта ковров. Ковры, производимые в этом районе, имеют замысловатый, детально проработанный дизайн, который хорошо вписывается в идеологию дизайна рококо. Ковры Кермана часто делались из шелка и сохраняли металлический блеск. На них были изображены декоративные цветочные и лиственные узоры, которые дополняли дизайны, производимые во Франции и других европейских центрах ковров. Многие из ковров, произведенных в Обюссоне, имитировали ковры Кермана, но добавляли свои собственные уникальные детали и украшения, благодаря которым их легко отличить от настоящих персидских ковров.
Портрет мадам Помпаду
Ковровщицы в Савоннери иногда производили ковры с михрабом и замысловатой каймой. Они, возможно, не знали, что михраб был изображением мечети, и они просто копировали знакомый дизайн, который они видели. Также можно найти множество ковров с медальонами, производимых французскими производителями ковров. Одно различие между французскими коврами и коврами, произведенными в Персии, заключается в том, что французские ковры часто имеют открытый фон в медальоне и поле, а не заполнены виноградными лозами и обильно плавными цветочными узорами. Французские ковры также, как правило, имеют более приглушенные цвета и чаще используют пастельные тона.
Возрождение рококо в XIX веке
Эпоха рококо была реакцией двора Людовика XV на более угловатые геометрические узоры Людовика XIV. Стиль начался примерно в 1730 году и просуществовал до 1760-х годов. Однако в начале 19 века он пережил возрождение. Возрождение стиля рококо распространилось из Франции в Англию, а затем в Европу и США. На самом деле можно увидеть несколько волн возрождения рококо. Этот стиль, казалось, периодически повторялся в течение нескольких периодов времени. Эти периоды возрождения были распространены с 1830-х по 19-е гг.40-х годов и появлялись в разных местах по всему миру в разное время.
Дизайнеры ковров и мебели продолжали черпать вдохновение в дизайне в стиле рококо. Нередко можно найти ковры или коврики в стиле рококо, в которых есть знакомые элементы рококо на протяжении 19 и 20 веков. В период ар-деко 1920-х годов начала появляться упрощенная версия дизайна рококо. Работа со свитками была похожа, но часто существовала только в виде контура или простого силуэта.
Коврики в стиле рококо легко узнать по их сложному дизайну и завиткам. Хотя многие персидские ковры все еще производились и экспортировались, падение династии Сефевидов предоставило французским производителям ковров возможность заполнить образовавшуюся пустоту, и они это сделали.
Фламандский гобелен в стиле рококо XVII века #45666
Нельзя отрицать элегантность и красоту старинных ковров периода рококо, и некоторым из них все еще удается попасть в частные коллекции и на открытый рынок. Ковры в стиле рококо 18 века прекрасно сочетаются с богато украшенной мебелью, украшенной искусной резьбой и ножками-кабриолями. Они продолжают добавлять нотку элегантности в любое пространство и идеально подходят для формальной обстановки.
Обязательно ознакомьтесь с нашей постоянно меняющейся коллекцией ковров в стиле рококо для вашего интерьера.
Старинные ковры, напоминающие картины в стиле рококо В библиотеке Моргана
Ниже представлены три изысканных старинных ковра из коллекции Назмиял, вдохновленных тремя яркими моментами последней выставки произведений рококо в Библиотеке Моргана, прошедшей до 14 мая 2017 года. Тонкое сочетание палитры и контекст гармонично объединяет эти три пары.
1. Большой старинный французский ковер Savonnerie, ок. : 1900 (продано) и «Леда и лебедь» Франсуа Буше, 1741 г.
Крупногабаритный старинный французский ковер Savonnerie в стиле рококо
Картина Франсуа Буше – «Леда и лебедь»
Посмотрите, как оттенки красного на картине соответствуют оттенкам этого французского ковра . Обратите внимание, как сильный солнечный свет придает Леде и ее спутнику такой же золотистый оттенок, как и золотая деталь ковра. Сочное великолепие этих двух творений также похоже на их цветочные детали.
2. Наш винтажный французский ковер в стиле ар-деко, около 19 лет.20 и картина Франсуа Лемуана «Прощание Венеры и Адониса», 1729 год.
Винтажный французский ковер в стиле ар-деко, коллекция Назмиял
Стиль ар-деко прекрасно сочетается с рококо в цветовом сходстве ярких, насыщенных синих и теплых тонов, присутствующих в обоих произведениях.
Эти две великолепные работы из двух разных стран объединяются благодаря мягкому синему цвету, который говорит о колыбельной, и очаровательным золотым деталям, которые вытекают наружу из центра старинного персидского ковра Керман и картины в стиле рококо.
Этот блог об искусстве и коврах, в котором рассказывается о коврах, гобеленах, истории, искусстве и интерьерах в стиле рококо, был опубликован галереей антикварных ковров Nazmiyal в Нью-Йорке, расположенной в самом сердце Манхэттена, Нью-Йорк.
Мебель в стиле рококо
– LookInTheAttic
Мебель и оборудование в стиле рококо, бывшие в употреблении
Мебель в стиле рококо возникла в результате художественного движения начала 18 века, зародившегося в Париже. Стиль рококо оказал влияние на архитектуру, дизайн интерьера, живопись, скульптуру, литературу и другие виды искусства.
Некоторые критики используют термины «позднее барокко» и «рококо» для описания этого художественного стиля. Движение барокко, зародившееся в Италии, оказало большое влияние на развитие рококо, хотя французы восстали против многих традиций барокко.
Искусствоведы обычно классифицируют период рококо как период от правления Людовика XV до начала правления Людовика XVI. Слово «рококо» может происходить от сочетания французского rocaille «камень» и coquilles «раковина» из-за использования этих художественных мотивов. Тем не менее, некоторые считают, что слово происходит от барокко, типа жемчуга, от которого может происходить слово «барокко», и рокайль, типа сада и внутреннего убранства, в котором использовались ракушки и мелкие камни.
Людовик XIV
Во время правления французского короля Людовика XIV, также известного как «Король-Солнце», стиль рококо приобрел более ортодоксальную форму. Стиль барокко стал менее популярным и был вытеснен более естественными узорами с арабесками.
Стиль рококо достиг своего пика в начале 1700-х годов во Франции, и стало популярным сочетать его с восточным орнаментом и китайским фарфором, известным как шинуазри.
Мебель в стиле рококо стала популярной среди богатых французов в домах, украшенных картинами и другими предметами в том же стиле дизайна. Одна интересная особенность, возникшая в связи с этим развитием, — понимание асимметрии или контраста во французском языке.
Мебель в стиле рококо Стиль
Мебель, созданная дизайнерами в стиле рококо, была менее серьезной, чем ранний стиль барокко, с большим упором на комфорт и полезность. Мебель стала более портативной и имела более совершенную амортизацию, чем была доступна ранее. Красное дерево, импортированное из тропических лесов, стало популярным строительным материалом в этот период из-за его большей прочности.
Из Парижа стиль рококо распространился в другие части Франции, а затем через пролив в Англию, где в середине 18 века возникло британское рококо. Среди драйверов этого движения в Великобритании были Томас Чиппендейл и Томас Джонсон. Британский стиль был менее ярким по сравнению с тем, который использовали французские дизайнеры, такие как Антуан Годро и Жан-Пьер Латц.
Многие французские дизайнеры рококо на самом деле были немцами по происхождению, и этот художественный стиль проник в такие города, как Санкт-Петербург и Мюнхен.
Фурнитура в стиле рококо
Фурнитура, используемая для мебели в стиле рококо, представляет собой металлические ручки, ручки и защелки. Это оборудование часто делалось из латуни или бронзы, и в этот период была популярна позолота.
Фурнитура в стиле рококо, как правило, имеет криволинейные и арабески узоры с часто встречающимися мотивами цветов, ракушек, завитков и винограда. Ручки и другое оборудование могут быть нелакированными, и в этом случае желаемая патина появится с возрастом.
Использование метода Ормолу
Ормолу относится к форме золочения с использованием тонкого высококаратного золота, смешанного с амальгамой ртути, для образования покрытия на бронзовых изделиях. В Англии такие предметы называли «позолоченной бронзой», а французы называли процесс бронзовым Доре.
После 1830 года эта методика вышла из употребления во Франции, поскольку закон запрещал использование ртути. Позже был разработан процесс, известный как помпон, с использованием комбинации меди и цинка, иногда с оловом, для создания имитации золота.
Однако ни одна технология не может сравниться с оригинальной ормолю на основе ртути с точки зрения создаваемого блестящего покрытия. Позолоченная бронза также была популярна в китайском искусстве с давних времен.
Возрождение рококо
В середине-конце 1800-х годов в американском мебельном производстве началось возрождение стиля рококо. Мебель отличалась средними и большими пропорциями с широким использованием криволинейного дизайна и природных мотивов, таких как цветы и листья.
Используемые породы дерева включают красное дерево, палисандр и орех. Особенно популярными предметами во время Возрождения рококо были стулья с мягкой спинкой, полностью обитые диваны, центральные и боковые столы, а также богато украшенные кровати. Американцы использовали термин «стиль Людовика XVI» для обозначения мебели в стиле рококо, хотя дизайн был ближе к тем, которые были созданы во времена правления Людовика XV.
Мебель эпохи Возрождения рококо имела тенденцию напоминать французский, а не британский стиль с пышным декором и часто с мраморными столешницами. Предметы мебели были особенно популярны в домах итальянского стиля.
Джон Генри Белтер, немецкий иммигрант в Нью-Йорке, создал популярную мебель из ламинированного розового дерева во времена Возрождения рококо. Другие дизайнеры по всей стране подражали его стилю ламинирования, а Белтер проводил семинары в Нью-Йорке для тех, кто интересовался его методами.