Содержание
Бик О. В. Интерьер православного храма: образы и тенденции развития (конец ХХ — начало ХХI вв.). — Москва, 2019
Интерьер православного храма: образы и тенденции развития (конец ХХ — начало ХХI вв.) : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия / О. В. Бик ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор Дмитрий Олегович Швидковский. — На правах рукописи. — Москва, 2019. — 246 с., ил.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Значимость религиозного зодчества в общемировом архитектурном наследии несомненна, т. к. именно в нем в наибольшей полноте отражается духовное и культурное состояние общества. В архитектурных образах храмов на века остаются запечатленными основные особенности ушедших эпох, эстетические идеалы, духовные стремления и традиции — в них, также, можно прочесть не только религиозные основы, присущие той или иной конфессиональной группе, но и национальные, политические и даже экономические вехи истории общества в целом.
Сегодня в России, по завершении 70-летнего перерыва, церковное строительство вновь является одним из важных направлений в архитектуре. Накопленный за четверть столетия (постсоветского периода) опыт и результаты строительных и восстановительных работ наглядно свидетельствуют о начале нового витка в истории русского православного зодчества, что связано с современными социально-культурными условиями и действием закономерностей научно-технического прогресса. При этом обозначился ряд проблем, характерных для современных условий проектирования, строительства и эксплуатации православных храмов. Также, для зодчих актуальной является проблема вектора дальнейшего развития архитектуры храмов, касающаяся, прежде всего, вопроса сохранения русской православной традиции.
Один из ключевых вопросов — каким быть русскому православному храму XXI века неизбежно затрагивает тему его интерьера — архитектурного пространства, неотделимого от внешнего художественного образа и составляющего его суть.
Проблемы современной практики архитектурного проектирования церковных интерьеров усугубляются некоторыми негативными тенденциями последних лет: «стилизаторство», поверхностная декоративность, подчеркнутая «новизна» образов, имитация ценных изделий и материалов, эстетическая дисгармония, эргономические погрешности в организации и оборудовании пространства, поверхностный формализм — недостаток символической осмысленности художественных форм и, как следствие — отсутствие должного психологического воздействия на молящихся.
Решение проблем реновации интерьеров в старинных зданиях усложняется современными условиями эксплуатации: многолюдностью, духотой, теснотой, плохой слышимостью, а также отсутствием ясных рекомендаций по выбору технических средств, материалов и технологий, меблировки и оборудования, что негативно сказывается на проведении богослужений и совершении таинств — исповеди, причащения детей, крещения и т. д.
Для учета положительных и негативных тенденций в современном церковном строительстве необходимо комплексное исследование новейшего периода храмового зодчества в России, начать которое, по мнению автора, следует с изучения исторических и смысловых основ архитектурного формирования интерьера православного храма — внутренней архитектурно-художественной среды, восприятие которой способствует пониманию вероучения и православной культуры. Подобный исследовательский ракурс позволяет охватить широкий спектр актуальных проблем современного церковного строительства, а также, более глубоко изучить закономерные связи русской православной архитектуры с духовной традицией и затронуть главный вопрос — ее сохранения.
Таким образом, потребности в повышении качества архитектурно-художественного решения интерьера русского православного храма в условиях XXI в. как традиционной системы средств сохранения духовных ценностей и отсутствие комплексного изучения исторических и современных исследований в данной сфере определило актуальность темы.
Теоретическая база исследования:
Из числа фундаментальных научных отечественных исследований (40—80-х ХХ столетия, затрагивающих тему архитектурно-художественного формирования церковного интерьера, были труды С. С. Аверинцева, А. В.Алпатова, Г. И. Вздорнова, Г. К.Вагнера, В. Н.Лазарева, А. В.Иконникова.1 Зарубежные исследования Сергиевского института в Париже Л. А.Успенского, А. Н. Грабара.
____________
1 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004.
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 3. М., 1955.
Вздорнов Г. И. О понятиях «школа» и «письма» в живописи Древней Руси // Искусство. — М., 1972. № 6. 91.
Вагнер Г. К. Древнерусский ансамбль как образ мира // Искусство ансамбля. — М.: Стройиздат; 1986.
Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX—XI веков. — М, 1971.
Иконников А. В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. — М.: Стройиздат, 1990.
Новая волна исследований относится ко времени политических и идеологических изменений в российском обществе. На первом этапе церковного строительства в 90-е годы ХХ века среди работ выделяются монографии «Об иконографии и тектонике православного храма» (А. С. Щенкова и Т. Н. Вятчаниной), «Литургические толкования и представления о символике храма в Древней Руси» И. Л. Бусевой-Давыдовой2, а также фундаментальные труды А. Л. Баталова, А. М. Лидова, Л. А. Беляева3.
____________
2 Бурсева-Давыдова И. Л. Литургические толкования и представления о символике храма в Древней Руси. — СПб.: Центр восточнохристинской культуры, 1994.
3 Беляев А. Л. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. М.: Открытое общество, 1998.
К концу XX — началу XXI вв. появляются первые работы, относящиеся к классу практических пособий по церковной архитектуре и строительству. В 2000 г. был введен в действие свод правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»4, разработанный архитектурно-художественным центром «Арххрам» (автор М. Ю. Кеслер), в котором в виде нормативного документа были приведены основные рекомендации и расчётные данные. В 2003 г. данная работа была дополнена и издана в виде пособия «Православные храмы», с представленными историческими примерами архитектурно-строительных решений, научными статьями и богословскими размышлениями о символике храма и его интерьера.
____________
4 СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов. — М.: ГУП ЦПП, 2000.
Новый виток строительства в первом десятилетии XXI века становится побудительным мотивом к научным изысканиям в данной сфере. В этот период обретает актуальность изучение текстов графа А. С. Уварова, о. Павла Флоренского, В. О. Шервуда*, касающихся вопросов христианской символики, в т.ч. в богословском понимании.
____________
* В частности, см.:
Опыт исследования законов искусства : Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика / В. О. Шервуд. — Отдельный оттиск из Русского Обозрения 1894—95 г. — Москва : Университетская типография, 1895.
Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999.
Прим. TEHNE
В первом десятилетии 2000-х гг. были изданы работы: Е. И. Кириченко «Ветхий и Новый Завет в типах христианского зодчества». И. Е. Путятина «Образ русского храма и эпоха Просвещения»; «Образ храма русского ампира». Исследованию преемственных связей и истоков русской храмовой архитектуры посвящен ряд работ Д. О. Швидковского. Большое значение имеют труды о. Александра (Федорова).
Среди диссертационных исследований, обращенных к тематике церковного интерьера, можно выделить работу И. Л. Ильмуратовой (2000 г.), основанную «на подтверждении теории существования вневременных константных характеристик, лежащих в основе архитектурной композиции церковного интерьера».5 Научные труды, основанные на практическом опыте работы в сфере современного церковного зодчества, были написаны И. П. Канаевым — «Архитектура современных православных малых храмов и часовен: На примере Москвы и Подмосковья»6; М. В. Бердинским — «Приспособление существующих сооружений под православный храм»7; С. В. Борисовым «Объемно-планировочные принципы проектирования православных храмов Подмосковного региона»8.
____________
5 Ильмуратова И. Л. Принципы формообразования интерьера православного храма: автореферат дис. … кандидата архитектуры: 18.00.01 / Уральская гос. архитектурно-художественная акад. — Новосибирск, 2000. — 24 с.
6 Канаев И. П. Архитектура современных православных малых храмов и часовен: на примере Москвы и Подмосковья: автореферат дис. … кандидата архитектуры / ЦНИИЭП жилища. — М., 2002. — 157 С.
7 Бердинский М. В. Приспособление существующих сооружений под православный храм: автореферат дис. … кандидата архитектуры / Московский архитектурный институт — М., 2009. — 169 С.
8 Борисов С. В. Объемно-планировочные принципы проектирования православных храмов Подмосковного региона: автореферат дис. … кандидата архитектуры / Московский архитектурный институт. — М., 2012. — 112 С.
Градостроительным проблемам размещения современных храмов и тенденциям их стилевого развития посвящены работы: Ю. Э. Саратовской — «Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях: На примере Москвы и городов Московской области»9; Н. В. Лайтарь — «Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов».
____________
9 Саратовская Ю. Э. Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях: на примере Москвы и городов Московской: автореферат дис. … кандидата архитектуры / Моск. архитектур. ин-т. — Москва, 2000. — 24 с.
Вопросами изучения внутреннего пространства храма на исторических примерах занимались: Н. Г. Кузнецов — «Влияние внутренних пространств древнерусского храма на композиционно-ритмическую и колористическую организацию росписей: на примере псковских и новгородских храмов XII века».
Среди исследований, косвенно затрагивающих тему храмового интерьера, были написаны диссертации: М. В. Винницкого — «Керамические иконостасы Товарищества М. С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX — начала XX веков»10; Т. Л. Никитиной — «Принципы формирования системы храмовых росписей в русском искусстве 1670—1680-х годов».
____________
10 Винницкий М. В. Керамические иконостасы Товарищества М. С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX — начала XX веков: диссертация … кандидата архитектуры: 18.00.01. — Екатеринбург, 2002. — 147 с.
Из числа зарубежных работ, посвященных теме современной архитектурной практике в православном зодчестве, выделяется монография руководителя Научно-проектного архитектурного бюро «ЛИЦЕНЗИАРХ» О. С. Слепцова — «Архитектура православного храма. От замысла к воплощению», изданная Украинской академией архитектуры, КНУСА 2012 г..
Одним из новейших отечественных исследований является коллективная монография «Архитектура русского православного храма», изданная под руководством А. С. Щенкова11. В данном труде большое значение уделяется проблемам взаимодействия внешнего облика храма с окружающей городской застройкой, а также затронуты вопросы архитектурной организации внутреннего пространства в исторической практике.
____________
11 Щенков А. С. Архитектура русского православного храма. М. Памятники исторической мысли, 2013.
Проведенный автором историографический анализ показал, что практические проблемы архитектурно-художественного формирования современного интерьера православного храма, а также вопросы оценки качества и полноты проектных решений как отдельное направление проектной деятельности церковного зодчего комплексно не рассматривались, что оставляет возможность для более детальных исследований в данной сфере.
Цель исследования:
Выявление основ православной традиции на каждом этапе эволюционного пути для воплощения их в архитектурно-художественных формах церковного интерьера в современной практике.
В процессе работы решаются следующие задачи исследования:
- анализ исторического развития архитектурной организации церковного интерьера;
- выявление закономерностей развития интерьера христианского храма и его художественной образности с общими процессами исторического формирования духовной христианской культуры;
- исследование конфессиональных и этнокультурных различий архитектурно-художественной организации церковного интерьера в христианском мире;
- определение понятий «образ» и «духовная преемственность» применительно к храмовым интерьерам;
- выявление факторов, усиливающих психоэмоциональное воздействие церковного интерьера на восприятие литургии и определение оптимальных архитектурно-художественных средств формирования внутреннего убранства храма;
- анализ существующей нормативной базы и рекомендаций по архитектурно-художественному формированию интерьеров православных храмов XXI в. ;
- выявление и систематизация критериев, разработка методических рекомендаций по оценке качества современного интерьера православного храма;
- определение основных направлений развития храмового интерьера в XXI в.
Объектом исследования являются интерьеры православных храмов конца ХХ — начала XXI в. с учетом опыта предыдущих эпох.
Предмет исследования: архитектурная организация интерьера православного храма (как системы канонических образов, соответствующих сложившейся литургической традиции русского православия) с использованием современных архитектурно-художественных средств в целях улучшения его комфортности и усиления психоэмоционального воздействия на человека.
Границы исследования: Интерьеры в проектируемых/новопостроенных храмах (в т. ч. переоборудованных и приспособленных под храм зданиях), воссозданных старинных (сохранившихся и реконструированных), а также древних (исторических), нуждающихся в технической и эстетической реновации.
Хронологическими границами исследования является постсоветское время в Российской Федерации — от начального этапа архитектурно-строительных и восстановительных (реставрационных) работ в храмах РПЦ (1988 г.) до наших дней. Географические границы исследования — интерьеры храмов в РФ, а также храмов православных поместных Церквей зарубежных стран и других христианских конфессий.
<…>
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ … 5
ГЛАВА I. Анализ мировой практики формирования интерьеров христианских (православных) храмов и значение их образов
1.1. Формирование церковного интерьера в ранние периоды общехристианской истории (до разделения Церквей 1054 г.). Ветхозаветные прообразы … 15
1.2. Анализ зарубежного опыта архитектурной организации интерьеров христианских храмов периода «После разделения церквей» (с XI в. по XX в.) … 40
1.3. Анализ отечественного опыта создания системы образов в интерьере храма. (от Крещения Руси — 988 до 1917 г.) … 47
1.4. Новаторские тенденции в архитектурно-художественном решении христианских (в т. ч. православных) интерьеров храмов XX в. Конфессиональные и этнокультурные различия … 62
1.5. Храмовые интерьеры в России постсоветского периода и их типологические особенности … 71
1.6. Анализ типовых проектов и нормативной базы интерьеров современных православных храмов … 78
Выводы по главе 1 … 80
ГЛАВА II. Духовные, смысловые, психоэмоциональные и социальные факторы архитектурно-художественного формирования интерьера православного храма
2.1 . Значение интерьера православного храма как литургического пространства и требования к его архитектурной организации … 82
2.2. Понятие «Образа» и его роль в зрительном восприятии интерьера православного храма … 86
2.3. Канонические основы в архитектурной организации православного интерьера … 94
2.4. Связь храмовой архитектуры и искусства с богослужением, как его обрамления и неотъемлемой части. Сакральные зоны в интерьере и их архитектурно художественная организация … 96
2.5. Роль архитектурно художественных средств в повышении психоэмоционального воздействия церковного интерьера на молящихся … 102
2.6. Архитектурно-стилистическое своеобразие интерьера в гармонии с архитектурным объемом и его предметным наполнением … 108
Выводы по главе 2 … 110
ГЛАВА III. Основные направления в развитии интерьеров православных храмов конца XX — начала XXI вв.
3.1. Влияние окружающей городской среды (градостроительных факторов) на формирование интерьера православного храма … 111
3.2. Функциональные, конструктивные и технологические особенности церковных интерьеров постсоветского периода … 118
3.3. Использование современных строительных и отделочных технологий, их влияние на повышение качества интерьера и выразительности его образов … 122
3.4. Методика формирования внутреннего пространства современного православного храма . .. 128
3.5. Методические рекомендации по оценке качества архитектурно-художественного решения храмового интерьера … 132
3.6. Современные тенденции и перспективы развития интерьеров православных храмов XXI в. 135
Выводы по главе 3 … 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 141
Основные результаты и выводы исследования … 141
БИБЛИОГРАФИЯ … 144
ПРИЛОЖЕНИЕ … 177
Список иллюстративного материала … 177
Иллюстративные материалы … 183
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 15,4 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
Устройство православного храма
Несмотря на то, что все православные храмы различаются по своим размерам, отличительным особенностям архитектуры, а также видам материалов, которые были использованы для их постройки, — все они имеют одинаковое внутреннее устройство.
Поэтому, где бы ни был расположен православный храм, он состоит из одних и тех же функциональных частей. Каждая из частей внутреннего устройства храма имеет свое особое , четко продуманное практическое назначение. Также все части имеют собственные названия, берущие свои истоки из глубины веков.
К тому же, наряду с функциональным предназначением, каждая часть во внутреннем устройстве храма несет важное символическое значение, которое должно быть понятно каждому верующему, который приходит в храм для совершения молитвы. В этой статье мы рассмотрим основные части внутренней конструкции православного храма, а также узнаем значение некоторых слов из церковной терминологии.
При входе в православный храм нас встречает паперть — это крыльцо или небольшая открытая терраса, накрытые сверху крышей. Над входными дверями обязательно находится икона с изображением святого, определенного события или праздника, в честь которого и был возведен данный храм.
Интересен тот факт, что в храм ведут три двери. И этот обычай берет свое начало с древних времен раннего христианства, когда мужчины и женщины еще не могли входить в храм через одну и ту же дверь. Эта давняя традиция в архитектурном экстерьере храмов сохранилась и на сегодняшний день.
Части внутреннего устройства храма.
Внутренняя конструкция каждого православного храма делится на три основные части, каждая из которых несет свою собственную определенную функциональную и смысловую нагрузку. Среди них можно назвать следующие:
- притвор;
- средняя часть — это, собственно, и есть само помещение храма, значение которого подчеркивает соответствующее оформление интерьера;
- алтарь.
Рассмотрим более подробно, какими признаками характеризуется каждая из этих конструкционных частей и какое функциональное назначение она выполняет. В христианской религиозной традиции мало что изменилось с древнейших времен, и поэтому можно смело говорить о том, что такое же устройство имели православные храмы, построенные еще несколько веков назад.
Роль притвора в храме.
В древние времена в притворе могли находиться те посетители, кто еще на успел принять христианское вероисповедание. Они просто могли приходить и смотреть на богослужение, но в середину храма им не было доступа. Это была мера предосторожности для того, чтобы в храм не проникали темные, неведомые силы и он не осквернялся. Но в то же время нужно было привлекать людей и наставлять их на путь христианского вероисповедания.
Именно в притворе ранее размещалась купель — специальный сосуд, предназначенный для проведения обряда крещения. И только после совершения над ним обряда крещения новоиспеченный христианин мог войти в храм, чтобы присутствовать на богослужении в качестве полноправного прихожанина. После этого ему был открыт доступ в среднюю часть храма, где он мог подойти и поклониться иконам, а также выслушать проповедь батюшки — православного священника.
Для крещения младенцев использовались купели небольшого размера, а вот для крещения взрослых прихожан впоследствии стали делать довольно вместительные купели, которые были искусно украшены изображениями из мозаики на религиозную тематику. И на сегодняшний день купели в некоторых храмах стали настоящими произведениями искусства.
В наши дни притвор во многом утратил свое изначальное назначение, и представляет собой обыкновенное преддверие, через которое каждый желающий может попасть в среднюю часть храма. В праздничные дни, когда посетителей в храме очень много, в притворе толпятся те люди, которые пришли позже других, и поэтому не успели зайти внутрь храма.
Раньше православный храм был условно разделен на три части небольшими деревянными решетками — перегородками, потому что считалось, что во время богослужения и молитвы мужчины и женщины не могут находиться вместе.
В наши дни храм представляет собой единое, просторное помещение, центральное место в котором занимает иконостас. Он представляет собой практически сплошную стену, украшенную множеством икон православных святых, которые размещены в четко установленном порядке.
Устройство солеи.
Перед иконостасом находится солея, которая представляет собой приподнятую на одну ступеньку часть храма, которая предназначена для того, чтобы верующие имели возможность лучше видеть и слышать богослужение.
Средняя часть солеи выступает вперед и называется амвоном — с него православный священник произносит проповедь, а дьякон читает Евангелие. Эта выступающая часть выполняет роль своеобразной сцены, с которой прихожанам лучше видны все действия священника и слышны его слова.
Также на солее находятся отгороженные места, которые называются » клиросы» — именно там во время богослужения размещается хор. Клиросы расположены с правой и с левой стороны. Это сделано затем, что некоторые церковные песнопения должны исполняться двумя хорами одновременно.
Назначение церковных светильников.
Также на солее находится большое количество самых разнообразные светильников, каждый из которых имеет свое собственное название и функциональное назначение. Обычные подсвечники ставятся на пол, а паникадила подвешиваются к потолку.
На первый взгляд паникадило по своей конструкции напоминает очень красивую люстру, имеющую несколько ярусов, на каждом из которых горят зажженные свечи. Впрочем, в наши дни их зачастую заменяют электрическими лампочками.
Перед иконами подвешиваются лампады — светильники небольшого размера, наполненные маслом. Когда в них горят свечи, то их пламя, колеблющееся от малейшего движения воздуха, создает в храме атмосферу нереальности и таинственности всего происходящего. Это ощущение многократно усиливается посредством игры света и тени на многочисленных блестящих деталях иконостаса.
С точки зрения христианской религии, огонь выражает пламенную любовь верующих к Богу и конкретно к тому святому, перед ликом которого и поставлена свеча. Именно поэтому свечи принято ставить перед изображением того святого, к которому верующие обращается с просьбой о помощи или содействии в решении жизненных вопросов.
Во время проведения богослужения священник использует еще один светильник, который он носит в руках и осеняет им верующих. Он состоит из двух перекрещенных свечей и называется дикирием. Когда службу проводит священник более высокого сана — архиерей или патриарх, то используется светильник в тремя свечами — он называется трикирий.
Важной частью богослужения является обряд использования кадила. В кадиле с древнейших времен сжигались особые ароматические вещества. Этот обычай сохранился и до наших дней в православной церковной традиции.
В кадило, которое представляет собой небольшой сосуд с щелями, предназначенными для прохождения воздуха, вкладываются тлеющие угли и кусочки ароматической смолы — ладана, который издавна используется в православных богослужениях. Во время службы священник раскачивает кадило и окуривает благовонным дымом ладана верующих, иконы и святые дары. Поднимающиеся вверх облачка ароматного дыма являются символом святого духа.
Устройство иконостаса.
Иконостас представляет собой стену, которая отделяет основное помещение храма от алтаря. Это одна из самых красивых частей во внутреннем убранстве православного храма, потому что вся стена иконостаса украшена иконами многочисленных христианских святых. Каждая икона изображает определенного святого или великомученика, и все они размещаются в строгом порядке.
В иконостасе расположены три двери. Две из них небольшие, и они находятся с правой и с левой стороны. А в центре расположена главная дверь — так называемые Царские врата.
Название этой двери означает, что сам Бог ( в христианской религиозной традиции его еще величают Царем) незримо входит в эту дверь во время проведения богослужения. Поэтому обычно Царские врата закрыты. Проходить сквозь них имеют право только священники.
Составные части алтаря.
Однако важнейшей частью каждого православного храма является алтарь. Это закрытая, последняя часть внутреннего устройства храма, в которую запрещен доступ верующих. Поэтому право входить туда имеют только священнослужители, которые совершают там определенные ритуальные действия для проведения церковной службы по всем канонам христианской религии.
Центральное место в алтаре занимает престол, который по сути является обыкновенным столом. Он накрыт антиминсом — шелковым платком, на котором вручную вышито изображение сцены положения Иисуса Христа в гроб. На антиминсе также делается надпись о дате освящения данного храма. Освященный патриархом антиминс присылается в храм, и только с этого времени с ним можно совершать обряд богослужения.
Антиминс накрыт одеждами — сначала тонкой, которая называется срачицей, а сверху еще одной — индитией. Индития по своему внешнему виду напоминает скатерть из дорогой парчи, которая спускается до самого пола.
На престоле находится крест, Евангелие в богато украшенном переплете, а также дарохранительница — это специальный сосуд, который предназначен для хранения освященной просфоры.
С левой стороны от престола устанавливается еще один стол, который называется жертвенником. На нем хранятся священные сосуды — потир и дискос. На жертвеннике также совершается приготовление святых даров для проведения богослужения.
План православного храма
План православного храма
иерея Александра Бородина
Введение
Основные формы и черты православных церковных сооружений сложились из глубокой древности. Чтобы понять нынешнюю планировку Православных Церквей, необходимо понять, из чего они развились и почему. История устройства христианской церкви прочно укоренилась в дохристианской истории иудейской религии.
Исход и начало организованного еврейского поклонения
Все мы слышали или читали, как Моисей вывел еврейский народ из плена в Египте. Мы слышали, как первая Пасха положила начало пасхальной жертве. Мы знаем, как Моисей получил Десять Заповедей, начертанные на двух каменных скрижалях, на горе Синай. Получив Закон Божий, израильтяне построили Ковчег Завета для хранения скрижалей, а также жезла Аарона и манны. Ковчег был построен из дерева и покрыт чистым золотом. На его крышке были два херувима, и у него было два шеста, которые служили ручками для переноски.
Пока евреи шли к земле обетованной, они совершали жертвоприношения в передвижном храме, называемом Скиния, который представлял собой съемный комплекс, содержащий шатер, внутри которого находились Святая Святых, завеса, жертвенник Ладан, семисвечник, столы с хлебами предложения. Снаружи на территории находились Жертвенник всесожжения и умывальник с водой.
Специально рукоположенная группа священников совершала богослужения. В рамках богослужений разным священникам отводились разные роли. Некоторым было поручено сжигать подношения, другие ухаживали за алтарем благовоний. Когда евреи в конце концов достигли своей Обетованной Земли Израиля и основали свою столицу в Иерусалиме, их кочевой образ жизни прекратился. Однако основные формы поклонения сохранялись.
Храм в Иерусалиме и синагоги
До воплощения Христа на Земле, да и во время Его пребывания в мире, еврейский народ имел два вида общей молитвы (или литургической молитвы). Один тип общей молитвы был сосредоточен в местной синагоге, или молитвенном доме, и включал декламацию писаний того, что мы сегодня называем Ветхим Заветом, пение и религиозное обучение. Этот тип поклонения был раввинистическим по своей природе, то есть его возглавлял раввин или учитель.
Другой тип молитвы был основан вокруг Храма Соломона, который был единственным в мире и находился в Иерусалиме. Этот второй тип молитвы был основан на жертвоприношении, высшим примером которого было ритуальное умерщвление скота и его ритуальное сжигание на жертвеннике. Этот второй тип общей молитвы носил жреческий характер, поскольку его возглавляла каста жрецов, унаследовавших свое божественное призвание по семейной линии.
Храмовое поклонение считалось высшей формой поклонения, поскольку оно основывалось на жертвоприношении. Жертвоприношение всегда было частью еврейской религии, но оно стало особенно важным во времена Моисея и Пасхи (Песаха или Пасхи), когда евреи чудесным образом покинули Египет после ритуального принесения в жертву агнцев.
Соломон основал первый постоянный Храм в Иерусалиме, строительство которого было завершено в 960 г. до н.э. Он был разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э. (Второй) Храм был перестроен на том же месте после 516 г. до н.э.
См. базовую схему Храма в Иерусалиме. Это важно, поскольку мы начинаем видеть некоторые параллели с христианскими церквями.
Ключевые особенности, на которые следует обратить внимание:
Святилище, или Святое Святых, содержащее Ковчег Завета, имеющее завесу и чередующиеся двери. Никому не разрешалось входить в это помещение, кроме Первосвященника раз в год для выполнения обязанностей по уборке, и даже тогда у него была привязана веревка вокруг его талии на случай, если он умрет и его должны будут вытащить другие священники — таково было святость этого места.
- Жертвенник всесожжений – место, где сжигались принесенные в жертву животные
- Алтарь Благовоний
- Херувимы в Святилище
- Медное море – используется для ритуального омовения
- Столы с хлебами предложения
Мы знаем, что Христос часто посещал и молился в Храме, согласно еврейскому обычаю. Хотя Он опрокинул столы менял у входа на Храмовую гору, Он никогда не переставал считать сам Храм важным. Из евангельских повествований, прочитанных на Страстной неделе, мы знаем, что, когда Он умер на Кресте, завеса во Святом Святых разорвалась сверху донизу. Отцы ранней церкви видели в том, что раздирание завесы означает, что Христос открыл Небеса людям. То, что когда-то было закрыто из-за человеческого греха, теперь стало доступным через покаяние. В то время как сам Храм Соломона был разрушен, Христос не уничтожил Храмовое богослужение, а Он исполнил его, и поэтому форма богослужения, священство и здания, в которых оно происходило, были исполнены и соответственно преображены.
В 70 году нашей эры, всего через 37 лет после крестной смерти Христа и Его Воскресения, Второй Храм был разрушен римлянами. Жреческая каста внутри еврейского общества практически перестала функционировать. Синагоги стали единственным местом еврейской общей молитвы. Христиане понимают это в том смысле, что кровавые жертвы, совершаемые евреями, были заменены бескровной жертвой Евхаристии, которая есть Тело и Кровь Христа. Христиане видят, что исполнились слова Христа: «Здесь не останется камня на камне; все будут брошены». (Марка 13:2) и «Если бы вы, и вы, только знали в этот день, что принесет вам мир, но теперь это сокрыто от ваших глаз. 43 Придут на тебя дни, когда враги твои построят против тебя насыпь, окружат тебя и теснят тебя со всех сторон. 44Они повергнут тебя на землю, тебя и детей в твоих стенах. Они не оставят камня на камне, потому что вы не узнали времени пришествия к вам Бога». (Луки 19:42-43).
В следующем разделе мы увидим, как схема древнего иудейского храма была преобразована в церкви, с которыми мы знакомы сегодня.
Самые ранние церкви
Самыми ранними местами христианского богослужения были синагоги, последовавшие за Христом, в то время как первыми исключительно христианскими местами богослужения были дома или дома, принадлежавшие членам общин, которые шли на большой риск, принимая своих христианских братьев и сестры в поклонении, поскольку гонения и смертная казнь часто применялись языческими римскими правителями того времени. Часто люди, снабжавшие молитвенный дом, были богаты и предоставляли доступ к главному залу своего особняка (называемому базиликой), который мог вместить много людей. Эти прямоугольные залы послужили основой для самого раннего типа собора, получившего свое название от зала. По мере того как христианство распространялось как подпольное движение по всей Римской империи, росла и потребность в местах отправления культа.
Священники, последовавшие за Христом, признали Евхаристию высшей жертвой и стали служить по отработанным обрядам иудаизма. Первый христианский литургический чин был составлен апостолом Иаковом (и до сих пор иногда используется в праздник святого Иакова). Алтарный стол, находившийся прежде вне Святилища, переместился в Святилище – ибо он уже не был кострищем для сжигания мертвых животных, но сам был освящен Кровью Спасителя. Концепция Святилища больше не исключала людей, при условии, что они были посвящены и находились там с целью служения. Алтарь Благовоний также переместился в Святилище. Херувимы остались, как и семисвечник. Медное море превратилось в баптистерий и стало уже не единственным заповедником священников, а всех желающих следовать за Богом. Стена, разделяющая Святилище с чередующимися дверями и завесой, осталась, однако, как напоминание о преграде, существующей между жизнью в Мире и жизнью на Небесах. Храм стал распространяться среди христиан по всему миру – он больше не был привилегией Иерусалима.
В некоторых частях мира христиане обнаружили, что основная форма Храма стала использоваться для некоторых неожиданных целей. Например, в Египте, где рано утвердилось христианство, преследуемые христиане строили церкви, задуманные как крепости, с потайными ходами и тайниками. Иконостас, отделяющий Святилище от людей, удалось полностью заблокировать, предоставив священнику как раз достаточно времени, чтобы скрыться в тайном проходе, чтобы успеть употребить Святые Дары, тем самым спасая их от язычников, прежде чем попасть в плен. и убит. В этих церквях люди причащались, подходя к небольшим «окнам», которые присутствовали вместо Дьяконских дверей и охранялись изнутри Святилища диаконами и могли быть закрыты в короткие сроки по причинам. описано выше.
Когда прекратились гонения при императоре Константине Великом, начался великий расцвет церковного строительства под покровительством Империи. Церковная архитектура становилась все более сложной и грандиозной, кульминацией которой стало строительство величайшей из всех церквей – церкви Святой Премудрости в Константинополе. В то время как дизайн стал грандиознее, основные формы не изменились. В Западной империи предпочтительной компоновкой стала базилика, а экран иконостаса был уменьшен по форме (до экрана креста), а затем почти полностью изъят из употребления. На Востоке предпочитали крестообразные, квадратные, звездчатые или круглые церкви, хотя были распространены и базиликанские формы.
На христианском Востоке особое внимание уделялось иконописи. Письменное слово на протяжении большей части истории было прерогативой ничтожного меньшинства общества, поэтому было понятно, что передача событий и личных качеств тех, кто пережил эти события, обязательно потребует использования изображений. Иконы стали украшать каждую стену восточных церквей в виде фресок – росписей или мозаики. За исключением короткого периода правления еретиков-иконоборцев, иконография была важным и мощным средством передачи духовных понятий верующим.
Современные Православные Церкви
Современные Православные Церкви включают в себя все элементы древних Церквей. Кроме того, благодаря историческому органическому приращению они добавили к этим основным элементам в зависимости от национальных традиций, в которых они развились. Например, в греческих православных церквях хоры обычно располагаются в северной и южной апсидах, тогда как в русских православных церквях хоры обычно располагаются либо на амвоне, либо в специальном месте над нартексом. Греческие православные церкви также будут иметь икону Праздника в нартексе, в то время как русские православные церкви обычно помещают ее в середине нефа. В греческих православных церквях обычно есть стасидии вокруг стен снаружи, в то время как в русских церквях обычно есть только простые скамейки. Однако в основном различия между современными и древними восточно-христианскими Церквами незначительны, и все же можно проследить наследие церковного строительства до Иерусалимского Храма.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Православная архитектура и иконопись – Греческая православная церковь св. Николая
За долгую историю Православной Церкви сложился определенный стиль церковной архитектуры. Для этого стиля характерна попытка раскрыть основной опыт православия: с нами Бог. Тот факт, что пришел Христос Эммануил (что в переводе означает: Бог с нами), определяет форму православного храмового строительства. Православная церковная архитектура показывает, что Бог с людьми, обитает в них и живет в них через Христа и Святого Духа. Он делает это, используя купол или сводчатый потолок, чтобы увенчать церковное здание, дом Церкви, который является народом Божьим. В куполе написана икона «Христос Вседержитель». Расписной купол, или просторный, всеохватывающий потолок, производит впечатление, что и в Царстве Божием, и в Церкви Христос «все соединяет в Себе, небесное и земное» (Ефесянам 1:10). и что в Нем мы все «исполнены всею полнотою Божиею». (Ефесянам 3:19).
В иконографии Купола представлена икона Христа Вседержителя Пантократора, которую держат шесть ангелов. На нижнем уровне купола изображены несколько пророков Ветхого Завета: Моисей, Аарон, Давид, Соломон, Самуил, Исайя, Илия, Иезекииль, Иеремия, Даниил, Малахия и Захария.
Говорят, что церкви западного христианства с их готическим дизайном пытаются достичь небес, в то время как византийские структуры восточного христианства пытаются спустить частичку Неба на землю. На этой концепции основан дизайн, а также традиционное убранство интерьера нашего храма.
Внутреннее пространство разделено на три основные части: Нартекс, Неф или церковь и Алтарь. Нартекс служит местом, где верующие готовятся войти в главную церковь. Здесь верующие зажигают свои религиозные свечи как отражение того, что, поскольку Христос является светом мира, они должны отражать этот свет в своей жизни. Здесь они также поклоняются иконам, готовясь войти в неф, где собирается народ Божий для поклонения.
Святилище, или алтарь, от нефа отделяет иконостас, или иконостас. За иконостасом находится Престол. На алтарном столе находятся Скиния, в которой хранится Заповедное Таинство Святого Причастия, Книга Евангелий, благословляющий крест и подсвечники. Непосредственно за алтарем находится крест с иконой Христа Распятого. Слева от Алтаря находится Престол, на котором готовятся Святые Дары Хлеба и Вина для совершения Божественной Литургии.
Существует традиционный порядок расположения икон на иконостасе. Справа от Красивых ворот находятся иконы Иисуса Христа, святого Иоанна Предтечи, архангела Гавриила и святого Димитрия. С левой стороны; Дева Мария с Христом в младенчестве, святой Николай, покровитель нашей Церкви, архангел Михаил и святые Константин и Елена. Иконы Архангела написаны на дверях, ведущих в Святилище, ибо именно они охраняют вход в Царство Небесное.
Место непосредственно перед экраном с иконами называется Солеа, где совершается большинство таинств и служб. Там обычно находятся небольшие столики для таинств. На Солеа мы также найдем кафедру, епископский трон и трибуну певца.
В православных церковных зданиях часто на стенах нарисованы иконы. На апсиде, за Престолом в Святилище, находится икона Девы Марии. Ее руки раскинуты, а внутри нее восседает Младенец Христос. Эта конкретная икона называется «Платитера», что означает титул Девы Марии — «Платитера тун Уранвн» — «Шире небес». Это она родила Сына и Слово Бога, Который бесконечен и вечен, но через Его человеческое рождение вошел во время и историю как человек. На иконе изображены также архангелы Михаил и Гавриил, которые с благоговением подходят к таинству воплощения.
Под иконой Платитерской и над Царскими вратами находится икона Причащения Апостолов. Святая Евхаристия является главным таинством Православной Церкви. Это наш союз со Христом, когда мы причащаемся Его Тела и Крови. Это конкретное иконографическое изображение является иконой не Тайной или Тайной Вечери, а Христа, вечного Первосвященника, предлагающего свое Тело и Кровь всему миру в лице Своих учеников.
С правой стороны, принимающие из Чаши, находятся ученики Иоанн, Иаков, Матфей, Фаддей, Симон и Филипп. С левой стороны, принимающие Тело, находятся ученики Петр, Иаков Алфей, Андрей, Варфоломей, Иуда Искариот и Фома.
Ученики готовы приблизиться к Священным Тайнам со смирением и благоговением. Один среди учеников Иуда Искариот принимает надменную позу и один отворачивается от Господа, отвергая жизнь в союзе со Христом.
Под иконой Причащения Апостолов изображены шесть из многих архиереев и пастырей Православной Церкви, которые были верными подражателями Великому Первосвященнику и Первопастырю Церкви, Иисусу Христу. Они держат в руках свитки, на которых написаны первые строки священнических молитв Божественной литургии или евангельские отрывки.
Справа налево:
- Святой Фотий Великий: «Господь сказал: да светит свет ваш пред людьми…»
- Святитель Григорий Богослов: «Святый Боже, среди святых Твоих обитаешь. Тебя восхваляют Трижды Святою Песнью…».
- Святитель Иоанн Златоуст: «Боже, Боже наш, хлебы небесные ниспославший…»
- Святитель Василий Великий: «Никто, связанный мирскими желаниями и удовольствиями, не достоин…»
- Святитель Афанасий Великий: «Опять преклоняемся пред Тобою и молимся Тебе…»
- Святитель Спиридон: «Еще раз приносим Тебе это духовное поклонение без пролития крови…».
В правом трансепте многих церквей находятся фигуры святых мужского пола, таких как Поликарп Смирнский, Николай, Дионисий, Нектарий, Хараламб и Герасим Кефалонский.
На левом транспете изображены святые женщины, такие как Екатерина, Ирина, Феодора, Елизавета, Фотиния, Варвара, София и ее дети Вера, Надежда, Любовь.
Православная церковь Традиция требует тщательного использования символики и иконографии во внутреннем убранстве церковного здания. В глазах западных христиан византийская иконография может показаться строгой и бесстрастной. Иконы – это не просто портреты людей, а графические изображения духовных истин. Они остаются неподвижными, формальными и с лишь намеком на эмоции, появляющиеся на лицах фигур. Иконки не предназначены для того, чтобы вызывать эмоциональный отклик, поскольку они призывают к пониманию и мудрости.
В Православной Традиции иконы являются символами, хотя и могущественными символами, а не идолами. Их почитают и им не поклоняются. Когда православный христианин почитает икону, честь обращена ко Христу или святым, изображенным на иконе, а не к самому материалу.
В Православной Церкви иконы свидетельствуют о реальности присутствия Бога с нами в таинстве веры. Иконы — это не просто человеческие изображения или наглядные пособия к созерцанию и молитве. Они свидетели присутствия Царства Божия для нас и нашего собственного присутствия в Царстве Божием в Церкви.
Во время Победы православных над иконоборцами в 878 г. н.э. иконы были действительным выражением веры, потому что «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:15) и что Христос истинно человек и как человек, истинно «икона невидимого Бога».