Интерьер мастерской художника: Интерьер мастерской художника (55 фото)

Содержание

почему в студии художницы хочется творить?

Если вы в последний раз рисовали в детстве, а хочется украсить дом собственными картинами, можно обратиться в художественную студию. Мы побывали в гостях у художницы Ирины Говрас @govras_studio. Она проводит занятия и мастер-классы для детей и взрослых, обучая их различным техникам рисования.

Ирина рассказала, как ей удалось превратить свою небольшую студию в уютное пространство, из которого ученикам не хочется уходить, зачем в студии фотозона в парижском стиле, и как красивый диван помогает получить бесплатную рекламу в социальных сетях.

Как возникла идея открыть свою студию живописи? Что вдохновило вас на ее создание?

— Вернувшись из Москвы в родной город на самом юге Сибири по личным причинам, я задалась вопросом, чем могу заняться. Делала что умела: писала картины на заказ и работала графическим дизайнером. Работа из дома быстро наскучила, не хватало живого общения с людьми.

Однажды по просьбе подруг устроила для них мастер-класс по написанию горного пейзажа. В результате мы не только приятно провели 3 часа времени, но и написали картины на хорошем уровне. Восторг подруг и мою радость за них, смешанную с удивлением, не описать словами! Это стало отправной точкой на пути к открытию собственной студии.

— Представляете, если бы не тот вечер, столько людей из моего города могли не узнать, что рисовать — не так уж и сложно, и у многих из них есть способности, о которых они не подозревали, — говорит Ирина. — И мне кажется, как только человек находит свое предназначение, вся вселенная начинает помогать ему.

Подходящее помещение я не искала, оно само меня нашло. Как только я озвучила вслух свою мечту, знакомые предложили снять этот кабинет. Он давно пустовал, видимо, ждал меня (смеется).

Какой, по-вашему мнению, должна быть студия? Имеет ли значение для художника окружающая обстановка?

В первую очередь при создании студии я пыталась встать на место человека, который захотел порисовать вне дома. Причем ориентировалась не только на гостей, но и на себя и свои потребности. Ведь человек может сам купить краски и холст, найти видеоурок и написать пейзаж, но в студию он идет за особенной атмосферой.

Ошибка большинства студий в том, что за холстом и преподавателем больше ничего нет. Интерьер, музыка, запахи, вкусы — все это напрямую влияет на настроение, вдохновение, желание творить.

Есть ли какие-то особенности обустройства художественных студий?

В студии должны быть обустроены две основные зоны: рабочая и зона хранения материалов и картин гостей. А в студии с душой есть еще и место для отдыха и общения.

Что касается рабочей зоны, большое значение имеет освещение, естественное и искусственное. Важно, чтобы хватало места для комфортной работы каждого художника. Не стоит этим злоупотреблять и наполнять маленькое помещение большим количеством учеников.

В моей небольшой по площади студии три зоны: входная с углублением для размещения бытовых предметов и маленькой гардеробной, рабочая, где расположены столы, мольберты и стеллаж для хранения. А любимая и самая красивая — зона отдыха.

Единственное, чего мне здесь не хватает, это раковины. Есть только общий санузел на этаже. В остальном меня все устраивает.

Кто разрабатывал дизайн и занимался обустройством?

Как человек с чувством прекрасного, я не могла лишить себя удовольствия самостоятельно разработать дизайн. К тому же картинку, как все должно выглядеть, я уже держала в своей в голове.

Единственной сложностью, с которой столкнулась в процессе оформления, стал выбор цветовой палитры. Особенно дивана. Ох, сколько же ночей я не спала, мысленно подставляя в интерьер сначала синий диван, потом коралловый. Под новый цвет дивана, как в конструкторе, менялась и вся концепция.

Так как планировалась шпалерная развеска картин, которая является главным акцентом, решено было остальное пространство сделать спокойным. Белый, светло-серый и бежевый на столах подошли идеально. К тому же человек, который долго рисует и смотрит в одну точку, должен отвлекаться от картины и дать глазу отдохнуть. Именно поэтому я не украшала все стены декором, а оставляла свободное пространство.

Расскажите об особенностях меблировки. Есть ли какие-то интересные детали в интерьере?

Обустройство студии я начала прямо с порога, причем в прямом смысле. Даже коврик я подобрала необычный, связанный с искусством. На нем изображено лицо Лины Кавальери. Имя этой оперной певицы мало кому известно, а вот лицо очень узнаваемо в современном дизайне.

На стене у входа висит зеркало в красивом багете. Это подарок студии от моей семьи. Темно-коричневое дерево я состарила с помощью белой краски и серого воска, в цвет всего пространства.

Два рабочих стола прекрасно справляются с функцией разделения зон. Можно поставить их буквой «Г» и отделить входную зону от рабочей или рабочую от зоны отдыха. И красиво, и удобно.

И, конечно студия живописи не может обойтись без мольбертов. Места здесь немного, поэтому я выбрала складные модели, но чаще они стоят для красивой демонстрации работ. Маленькие настольные мольберты в неурочное время тоже служат подставками для картин.

Здесь же находится место для хранения. Мой лайфхак — оставить это место открытым. Всем интересна внутренняя кухня. Кто не мечтает подсмотреть, как устроена мастерская художника, какими красками он рисует, сколько кисточек имеет?

У меня все открыто для глаз, нет ни одного шкафа с дверцами, только тумбочка для посуды с выдвижной полочкой. Красиво все расставить помогают контейнеры и корзины. Мои ученики говорят, что любят разглядывать детали на стеллаже, декор и художественные материалы, и каждый раз замечают что-то новое.

Если поход в студию является полным погружением в творчество, даже чайные чашки могут вдохновить человека на дальнейшие свершения. Мои изготовлены в гончарной мастерской с особой любовью и заботой, сочетания фактур дарят приятные тактильные ощущения.

Для художника важно, чтобы в помещении было много света. Как вы решали проблемы с освещением?

Что касается освещения, мне очень повезло с окнами и потолками. Когда мы приступили к обустройству, здесь был стандартный подвесной потолок со встроенными лампами. При демонтаже выяснилось, что под ним скрываются дополнительные окна, а высота помещения гораздо выше, чем мы думали изначально.

Теперь у нас огромные окна, как в оранжереях. Из них льется столько света, что точечные лампы не нужны. Лучи солнца попадают на дискошар, и по всему пространству начинают бегать солнечные зайчики. Такие мелочи и создают атмосферу.

Зачем в студии живописи фотозона, и для чего там диван?

Коралловую кушетку Норфолк от Диван.ру я называю жемчужиной пространства. Здесь листают книги по искусству, пьют чай и обсуждают идеи будущих картин. Это зона отдыха, общения и одновременно зона для фотоснимков.

Чаще всего мои посетители — современные девушки, которые любят творчество и фотографии. Кто-то ведет блог или бизнес в соцсетях. Почему бы не совместить приятное с полезным? Написать картину и получить несколько красивых снимков.

Фотографии разлетаются в социальных сетях и становятся бесплатной рекламой студии (смеется). Позже стали поступать предложения проводить и профессиональные фотосъемки.

Почему вы решили оформить фотозону в парижском стиле?

Париж — мой любимый город, в котором витает дух творчества. Клод Моне, Дега, Ренуар, Гоген, Поль Сезанн — все это французские художники. Парижские квартиры навсегда поселились в моем сердце: большие окна, старый паркет елочкой, простая стена в сочетании с дорогим бархатным диваном и красным стулом Вернера Пантона. Классические картины на одной стене вместе с современными.

Захотелось передать это особенное настроение. Диван и шпалерная развеска картин, Которая, кстати, появилась во Франции в XVII в., прекрасно справились.

Что помогает поддерживать вдохновляющую атмосферу и настраивает на творческий лад?

Рисование под французскую музыку, теплые разговоры в перерыве за чашечкой свежезаваренного чая, запах аромасвечей, книги о творчестве великих художников, солнечный зайчики, фотосессия в приятной обстановке — все это создает уникальную атмосферу и превращает поход в студию в настоящее событие!

Каждый предмет, на который падает взгляд, по-своему красив или, по меньшей мере, интересен. Даже салфетки для работы я стараюсь подбирать так, чтобы сочетались с картиной в кадре. В такой обстановке человек отвлекается от повседневных забот и наполняется положительными эмоциями.

Опишите свою идеальную студию — студию мечты

На данный момент о лучшей студии и лучших учениках я не могу и мечтать. Я счастлива, что решилась на создание студии, и она именно такая, как я хотела.

Что бы вы посоветовали тем, кто задумался о создании художественной студии?

Создавать пространство как для себя. Стараться не увеличивать количество посетителей, а ориентироваться на качество, на комфорт гостей. Пока таких студий не так уж и много.

Люди чувствуют, когда создатели любят свое дело, а когда для них это только бизнес. Возможно, заслуга маленького города, но за год существования студии я ни разу не давала рекламу, а учеников становится все больше.

За что вы любите свою студию? Получилось ли создать интерьер, в котором вам и ученикам хорошо и комфортно?

Студию люблю за ее компактность, которая дает возможность раскрыться людям на индивидуальных занятиях, за большие окна, в которые всегда светит солнце. Конечно, за мою любимую кушетку, на которой я отдыхаю после мастер-классов и обрабатываю фотографии учеников.

В начале пути я не ожидала, что быть наставником и проводником в мир искусства — это лучшее, чем я могу заниматься. Я испытываю гораздо большую радость от успехов учеников, чем от собственных маленьких побед. Так приятно, когда человек приходит со словами «я совсем не умею рисовать», а уходит счастливый: «Оказывается, я художник!»

За один год работы я обрела не только постоянных учеников, но и подруг, потому что люди приходят заниматься творчеством с открытым сердцем и позитивным настроем. Особенно сильный энергообмен происходит на индивидуальных занятиях. Быть вдохновителем для людей — это, без преувеличения, оказалось счастьем. Как же я благодарна тому случайному мастер-классу у меня дома, с которого все началось!

Фото из личного архива Ирины Говрас @govras_studio

ХУДОЖНИК ДИМА САМЫГИН • Объединение

ОБЪЕДИНЕНИЕCreated with Sketch. ОБЪЕДИНЕНИЕ

  • ЖУРНАЛ

  • Магазин

  • RE‑BUY

  • TELEGRAM
  • Когда у художника есть свое пространство, чтобы создавать новые крутые произведения – это большая радость и место притяжения для таких не-художников, как мы.
    В этот раз – мастерская художника Димы Самыгина. Дима проектирует стильную красивую мебель и рисует абстрактные минималистичные композиции 💎

    ДЕТСТВО
    Папа был моим гуру. Благодаря ему я узнал как обращаться с деревом. Он научил меня придумывать мебель в исторических стилях, чем я довольно долго занимался.

    В начале мы с отцом вели общие проекты (частные дома и квартиры), я включился в рабочий процесс еще на последнем курсе Строгановки, а у отца в то время было свое производство. Потом он от этого сознательно отказался, чтобы больше заниматься творчеством, а я наоборот стал вести свои проекты и создавать первые отдельные предметы мебели. Переломным моментом стало создание в 2012 году стула Italy – я придумал его, вдохновленный поездкой в Рим и особенно’Квадратным Коллизеем’. Затем он занял призовое место в конкурсе и с ним было много публикаций.

    МЕБЕЛЬ
    Когда я учился в школе, я хотел стать ученым. Меня очень увлекала физика, но после года учебы в Бауманке я понял, что хочу заниматься искусством и дизайном. И решил поступить в Строгановку. Мне был небезразличен предметный мир, я обращал на вещи вокруг себя, на формы и материалы.

    ПРО ПРОЕКТЫ
    Любимый проект всегда самый последний – потому что он больше все отражает меня сегодняшнего. А любимый заказчик тот, кто тебе доверяет и не ‘вскрывает мозг’.

    У меня не так много общественных проектов – в основном мои вещи у частных заказчиков в домах и квартирах. Но тем не менее, некоторые объекты можно увидеть в Цветном на 5 этаже в Брикет маркете. В Секции в ГУМе, в магазине Louis Vuitton во Временах Года. Еще в моей студии, конечно, и в бюро моего отца – там довольно много моих вещей.

    Работа над проектом Брикет маркета в Цветном – очень классный опыт работы в команде единомышленников и друзей из Block Studio – этот процесс был очень легким и приятным. Все это случилось благодаря Жене Рафальсон, которая выступала в роли креативного директора на этом объекте и собрала нас всех вместе. Все удалось осуществить именно так, как я задумал (за что большое спасибо Сереже Моряку – он, собственно, почти все и изготовил).

    ПРО ИСКУССТВО
    Сейчас основное – это дизайн, моя работа, заказы, сроки. Искусство – только по настроению и вдохновению. Когда чувствуешь неудержимую тягу порисовать. В основном это происходит по вечерам.

    Сложно сказать откуда появляются идеи: бывает просто случайно что-то увидишь, и мысль пошла развиваться. Но, в основном, надо пожить какое-то время с мыслью.
    Вдохновить вообще может многое что – например, просто хорошая погода или случайная встреча с другом в парке. Разумеется, дизайн и арт выставки очень вдохновляют. Ведь ты наблюдаешь за человеческой мыслью и начинаешь смотреть на вещи в каком-то смысле глазами художника – это очень обогащает.

    Вообще не сталкиваюсь с непониманием минимализма и абстракции. В каждом рисунке я прорабатываю какую-то новую идею. Если она мне кажется классной, я хочу сделать еще несколько работ с этим приемом. Это своего рода 2D дизайн.

    Работа с мебелью и искусством – это разные вещи. Рисунок – это быстрое удовольствие, а дизайн – растянутое во времени.

    Из художников мне нравятся Дима Пантюшин, Миша Никатин, Вика Кошелева, Алексей Дубинский, Варвара Чельцова, Леонид Сорокин. Чуть постарше: Александр Джикия, Виктор Дынников, Франциско Инфанте. Можно довольно долго перечислять имена этих талантливых людей, каждый уникален по-своему.

    МАСТЕРСКАЯ
    Около года назад мои друзья, архитекторы, основатели Block Studio, искали себе пространство для нового офиса и предложили мне к ним присоединиться. Я как раз задумывался о том, чтобы сделать себе студию. Все круто сложилось!

    Почти вся мебель в мастерской – моя. Кроме белого стола и табуретки – Ikea, дивана – Ercol, винтажный стул и черные пластиковые стулья – Hay.

    Развеска работ вышла стихийно, мне хотелось видеть свою графику в интерьере. А сейчас идет процесс естественного обновления: когда что-то покупают, я просто вешаю на пустое место новую работу.

    ГДЕ ИСКАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ
    Смотреть и читать про дизайн можно во-первых в книгах, и онлайн, разумеется. Куча порталов, типа Dezeen, Leibal и тд. И Interior+Design, конечно.

    Меня всегда привлекала деревянная мебель, не вычурная, а которая сделана очень тонко, на нюансах, и созданная для жизни. Понятие классический скандинавский дизайн и японский дизайн сюда попадают. Если говорить о персоналиях, то это Шарлотта Периан, Алвар Аалто, Жан Пруве, Финн Юль, Арне Якобсен и др.

    Гении современного предметного дизайна: Naoto Fukasava, Bouroullec brothers, Jasper Morrison. David Chipperfield, хоть он и архитектор, но не перестаю радоваться его лучшей в мире кофеварке, которую он сделал для Alessi. Из более молодого поколения: Sylvain Willenz, GamFratesi, Nendo. Итальянские StudioPepe, Dimore Studio – яркие и смелые, они экспериментаторы и мастера неожиданных сочетаний материалов, цветов и предметов в интерьерах.

    Почему нам так хочется заглянуть внутрь мастерских художников?

    Студии также исследуются как социальные барометры. Хотя модели всегда присутствовали в студиях, обнаженные, как научил нас Sun , страница 3, могут создавать проблемы. Холл указывает на картину Иоганна Зоффани 1771 года  «Академики Королевской академии «, на которой единственные две женщины-участницы представлены незавершенными портретами без рамы. Из-за своего пола они не могли находиться в одной студии с обнаженной моделью, что влияло на искусство, которое им разрешалось делать. Блестяще леди Гамильтон преодолела традиционные ограничения. Холл называет не по годам развитую любовницу адмирала Нельсона прототипом супермодели, артистки перформанса  авангард . Ее печально известные «позы» — позы, скопированные с древних скульптур и ваз, — исполнялись в гостиных в качестве послеобеденного развлечения (правда, в ее одежде). В своем роде она была Мариной Абрамович, которая сказала: «Хорошее искусство никогда не делается в студии». Хорошее искусство, которое я делаю в жизни »- о ее дне.

    Правда, Холл отмечает, что работы Абрамович на самом деле «сделаны» в музеях, а гостиную Гамильтона едва ли можно назвать мастерской. Но это доказательство того, что , где создано искусство способствует нашему пониманию этого. Студии Уорхола работали аналогичным образом. Холл называет «Фабрику», обтянутую серебряной фольгой, «битниковским Версалем»: Энди был королем-солнцем, вокруг которого вращались его суперзвезды-придворные. В 1967 году он переехал в центр города в студию, напоминающую офис открытой планировки, заявив: «Новое искусство — это бизнес». Сегодняшние художники из крупного бизнеса — Кунс, Херст и другие — все обитают в таких студийных/офисных помещениях. Тем не менее, Холл готов напомнить нам, насколько ненадежными могут быть эти нагруженные статусом представления. Энциклопедия  запись для «искусства», Дидро порицает элитарность, которая осуждает ремесленников и ручное мастерство. Сопровождающие иллюстрации их рабочих мест помогли заложить интеллектуальную основу для Французской революции.

    « Искусство живописи» Иоганна Вермеера , 1666–1668, можно найти в Художественно-историческом музее, Вена

    Если все это кажется переполненным конгломератом историй и сцен, то это потому, что так оно и есть. Обладая талантом к содержательной фразе, Холл лучше всего проявляет себя в динамическом сопоставлении поистине огромного количества примеров. Как он сам признается, это гидроголовая тема, которая постоянно противоречит сама себе: «Когда Леонардо отрекся от грязи и беспорядка, Микеланджело выскочил, чтобы возвеличить беспорядок и пот». мастерской старого мастера, но занимает всевозможные пространства от верстака ювелира до мастерской сапожника. Холл делает этот диапазон и разнообразие своей силой, и из этого возникает свежий и неожиданный взгляд на историю западного искусства.

    Захватывающая повествовательная и визуальная история мастерской художника, исследующая миф и реальность творческого пространства с давних времен до наших дней.

    22 фунта стерлингов на Amazon

    «Мастерская художника: история культуры» (Джеймс Холл; Thames & Hudson)

    Век мастерской художника: обзор 1920-2020 гг. – застывающие палитры, угасающий свет и магия | Искусство и дизайн

    Это комната разума, собственная комната, оранжерея или тюрьма. Это чердак или пустой магазин, пригородная камера хранения или бетонная будка на заброшенном заводе по производству кислоты, который до сих пор принимает монеты за счетчик и находится в миллионе миль от завода по производству белых кубов, спроектированного архитекторами, где помощники создают первоклассные произведения искусства для богатый. Тем не менее, все они известны благодаря тому, кто туда ходит и что они делают, что может быть чем-то или вообще парализованным ничем, как мастерские художников.

    Выставка на эту тему откроется в галерее Уайтчепел на следующей неделе. И это оказывается захватывающим опытом, достигнутым с большой мудростью и драматизмом Ивоной Блазвик и ее командой. Столетие мастерской художника входит и выходит из этого волшебного места такими изобретательными способами. Есть эффектные реконструкции реальных мастерских – спальня Матисса на юге Франции, увешанная великолепными вышивками; Дада-студия Курта Швиттерса, сплошь дикие деревянные сталактиты — но шоу также движется через глобальное пространство, пересекая пять континентов от секретных мастерских Ирана до крошечного киоска в Маниле, где отец филиппинского искусства Роберто Чабет создавал концептуальные скульптуры.

    «Платонический идеал»: Интерьер студии (Красный табурет, Студия), 1945, Вильгельмина Барнс-Грэм. © Wilhelmina Barns-Graham Trust

    Век течет по спектаклю, как подземная река. Эгон Шиле устанавливает свой ящик для рисования в кабинете лагеря для военнопленных в 1916 году. Десять лет спустя Бранкузи трудится темной ночью на своем парижском чердаке. Фрида Кало, торс в гипсе, работает с постели во время Второй мировой войны, а Пикассо в 60-х годах открывает студию в величественном французском замке. Синди Шерман гримируется, персонаж за персонажем, в своем манхэттенском лофте в конце 19-го.70-х, провод лампы-вспышки заметно стелется по полу. В Йоханнесбурге Уильям Кентридж удваивается, чтобы сыграть на экране две версии самого себя, рассуждая о ценности политического искусства в цифровом 21 веке.

    В фильмах, фотографиях и картинах студия на каждом шагу. Это место окурков и застывших палитр, малярная лента заканчивается, когда дневной свет исчезает слишком быстро, а ножка чертежного стола снова нуждается в подпирании. Это место, где часы тикают с укоризненной жестокостью, поскольку в прямом эфире Даррена Алмонда из его студии не делается никакой работы. Там, где холсты все еще тревожно голые, в изысканной темперной живописи Эндрю Грасси (совершенный парадокс). Или все картины исчезли вместе со студентами на картинах Пола Уинстенли о заброшенных художественных школах, преследуемых предательскими намеками на цвета, которые декораторы пытались скрыть белилами.

    Студия — место героизма. Куча малярных тряпок в мастерской Люсьена Фрейда в Холланд-парке, так любовно изображенная на огромном портрете его ассистента, становится священной реликвией в фотографическом почтении Даррена Алмонда. Тряпки в студии Роберта Раушенберга кажутся почти эротичными в своей разбросанности, фотографии его друга Сая Твомбли. И есть намеки на собственные картины Твомбли о разгаре лета в светящихся мазках, расцветающих на стенах студии Фрэнсиса Бэкона, где он стер излишки лилового, синего, розового и черного с его кисти. Есть очарование в том, чтобы видеть, как его цвета изолированы таким образом, и даже больше в представлении фотографий, найденных в этой студии. Иногда говорят, что Бэкон не умел рисовать и почти полностью полагался на фотографии. Это похоже на глазное доказательство.

    С марта по апрель… 2020 (кадры), 2020 Рамин Эризаде, Рокни Эризаде, Хесам Рахманян. Фотография предоставлена ​​художниками и галереей Isabelle van den Eynde, Дубай,

    . Выставка изобилует откровениями. Поразительный снимок 1925 года, на котором Александр Родченко занимается фотомонтажом в своей московской студии, выглядит фантастически продвинутым, за исключением того, что на нем надеты гетры. Картина Джакометти, изображающая его мастерскую, столь призрачная и схематичная, настолько похожа на сфотографированную реальность — прозрачные тени, стены, исписанные набросками, — что смешивает искусство и жизнь. А бревенчатый домик в натуральную величину — факсимиле ее дома в Новой Шотландии — показывает, что канадская художница Мод Льюис нарисовала все, что ей нравилось, на всем, что у нее было: птицы, цветы и деревья тянутся прямо по стенам и окнам.

    У многих художников на этой выставке никогда не было отдельной мастерской. Мне вспоминается великая кубинская художница Кармен Эррера, которая умерла на прошлой неделе в возрасте 106 лет, все еще рисуя ослепительные абстракции в комнате своей квартиры. Студия может быть полом, залом или кухней, как у нескольких художников в Иране, где миски с едой выглядят так же, как миски с краской.

    Внутри и снаружи холста IV, 1984–1985, Мария Лассниг. © Фонд Марии Лассниг и DACS, Лондон, 2021 г.

    Studios может принести уединение и покой. Прекрасная картина Вильгельмины Барнс-Грэм показывает совершенный мольберт в идеальной мастерской, прямолинейный, формальный, все на своих местах – платоновский идеал. Но студии также могут быть сценой для выступлений, вечеринок или борьбы с искусством. Потрясающая картина Марии Лассниг показывает, как австрийская художница буквально изо всех сил пытается попасть на только что загрунтованное полотно или выйти из него.

    Студия становится местом паломничества. Здесь есть классические фотографии Пикассо, рисующего для камер в Антибах, его мужественность едва скрыта тогой; и Джексон Поллок усердно трудится возле своего амбара на Лонг-Айленде, чтобы Ханс Намут увековечил память на пленке. Этот акт рисования — этот сольный подвиг, эта борьба со своими демонами — радостно высмеивается Полом Маккарти в его жестоком видео 9.0003 Painter , в котором Маккарти играет клоунского ребенка, таскающего гигантские тюбики с краской по своей студии-детской. Живопись не столько героическая, сколько чудовищное отображение инфантильных мужских истерик.

    «Повелевает своим искусством»: Хелен Франкенталер в 1957 году, сфотографировано Гордоном Парксом. © The Gordon Parks Foundation

    Здесь женщины чередуются с мужчинами, создавая яркий контраст. Американская художница Хелен Франкенталер, сфотографированная Гордоном Парксом, сидит с уравновешенным умом на одном из своих полотен, командуя своим искусством. Молодая афроамериканская художница Мекита Ахуджа рисует себя зажатой между мольбертом, зеркалом, холстами и историей искусства, но вырывающейся из прошлого. И все шоу открывается одной из монументальных картин Луизы Буржуа в клетке 9.0003 Клетки , все рабочие руки, умноженные в зеркалах: динамичная студия разума.

    Студия, всегда являющаяся предметом сама по себе, со временем становится все более центральной. Йозефу Судеку пришлось снимать только свою голую пражскую студию, сначала во время нацистской оккупации, а затем во времена советской диктатуры. Немецкий семейный дом Грегора Шнайдера был и студией, и источником его ужасающих фильмов и инсталляций в течение трех десятилетий (говорят, однажды он заметил, что мог бы стать убийцей, если бы не был художником). А польский художник Мирослав Балка создавал произведения искусства по частям в доме, где он работает за пределами Варшавы, унаследованном им от отца. Одна из последних работ здесь — деревянный ангел, красиво вылепленный из их забора и садовой калитки. Предки Балки соорудили надгробные памятники, чтобы завершить элегическую метафору.

    Это последнее шоу Ивоны Блазвик в качестве директора Уайтчепела — она уходит в апреле — и оно превосходно. Она изменила всю природу галереи, превратив ее в музей, состоящий из нескольких частей, с особым гостеприимством для местного сообщества и художников всех возрастов. Блазвик руководил многими великими выставками, но я сомневаюсь, что залы когда-либо использовались более плотно и откровенно, чем здесь. Иди, если сможешь. Это не что иное, как история искусства другими средствами; великолепный способ войти в сознание художников через места, где они работали, и то, что они там сделали.