Содержание
Символ достатка и процветания: купеческий дом XIX века — Статьи — В мире
Как жили провинциальные купцы в Российской империи?
Купечество — знаменитое «третье сословие» Российской империи, целый мир со своими традициями и историей, полной интересных событий и драматичных поворотов. Купеческие семьи имели собственные дома, которые и поныне стоят в разных уголках России, напоминая об удивительных взлетах и печальных разорениях своих хозяев. Роскошные резиденции, не уступающие по богатству и красоте домам аристократов, и купеческие дома попроще объединяло одно — они не только служили жилищем, но и выступали символом достатка и статуса своего владельца.
Дом и лавка
Даже у купцов самой низшей (третьей) гильдии дома редко бывали одноэтажными. Чаще всего это имело рациональное объяснение — на первом этаже велась торговля и находилась лавка, а на втором жил хозяин с семьей. Более зажиточные купцы, разумеется, жили не там, где торговали, но размер дома, его высота и внешний вид по-прежнему имели большое значение для подтверждения статуса владельца.
Некоторые купеческие дома представляют собой настоящие шедевры архитектуры. Так, особняк купца Шелехова в Астрахани поражает разнообразием форм, ассиметрией и размахом.
Символ достатка
В сравнении с особняками аристократов, купеческие дома выглядят нарочито роскошными. Несмотря на то, что богатое купечество имело возможность приглашать для оформления интерьеров именитых архитекторов, «купеческий» стиль отличается от «дворянского».
Все интерьеры купеческого дома с его малиновыми шелками, чучелами и шкурами животных, дорогими сервизами призваны всем своим видом демонстрировать гостям, что хозяин — деловой и надежный человек, с которым стоит иметь дело. Купцы любили тяжелую крупную деревянную мебель, яркие ткани, драпировки, позолоту. Основательный подход в купеческом доме распространялся на все: на дело, обед и послеобеденный сон.
Репутация купца была его основной ценностью. Многие сделки совершались в устной форме, а нарушившего обещание ждала гораздо более серьезная ответственность, чем судебное разбирательство — с ним просто больше не вступали в деловые отношения.
Граммофон и сувениры
Многие купцы, торговавшие с другими государствами, сами ездили за границу. Уральские купцы торговали в основном так называемыми колониальными товарами — чаем и кофе, спрос на которые на Урале был достаточно высок, и поэтому много путешествовали, в том числе, в Индию. По возвращении хозяина в доме часто появлялись заморские диковинки.
Несмотря на приверженность традициям и ценностям сословия, некоторые купцы считали себя прогрессивными и с удовольствием приобретали технические новинки, например, граммофон или печатную машинку, раньше других проводили в дома электрическое освещение и телефонную линию.
Не торговлей единой
Культурный уровень купеческого сословия до середины XIX века был в целом достаточно низким, но к рубежу веков по образованию и общей культуре многие купцы не уступали аристократам. Купеческие дочери играли на музыкальных инструментах, владели несколькими языками, читали книги. В купеческих домах нашлось место музыкальным инструментам, произведениям искусства и обширным библиотекам. Купцы становились меценатами и галеристами, внося большой вклад в русскую культуру.
Интерьеры купеческого дома фабриканта Думнова в деревне Заречье
На днях удалось побывать в невероятно «вкусном» (и для гурмана и для фотографа) месте — доме-усадьбе фабриканта Думнова в деревне Заречье Владимирской области.
Дом фабриканта — это одновременно музей ткачества, показательная купеческая усадьба конца XIX века и гостиница. Воссозданные интерьеры богатого купеческого дома со старинными предметами весьма впечатляют…
Поскольку мы приехали в усадьбу больше по музейным делам, нам не очень удалось погрузиться в интереснейшую историю этого места.
Посему приведём его описание со стороннего ресурса (strana.ru), украсив текст нашими фотографиями: «Особняк фабриканта И.С. Думнова в селе Заречье
резко выделяется на общем непарадном фоне: ладный двухэтажный дом с
красивейшими наличниками и крепким забором. За забором — не видные с
улицы чудесный сад, беседки, настоящая русская баня. Ухоженная
деревенская усадьба в самом центре села.
Это благолепие не такое
уж давнее — в конце XX века столетний дом мало чем отличался от других
брошенных на произвол судьбы домов, оставшихся без хозяев. У Думновых
усадьбу отобрали на волне раскулачивания, почти всю семью посадили и
выслали, а в доме разместили сельскую школу, закрывшуюся в девяностые.
Уже в новую эпоху в Заречье вернулась внучка последнего из Думновых,
Галина Масленникова. Ей удалось выкупить родовой дом и участок земли под
ним. Цель была сформулирована сразу: не просто обустроить место для
жизни, но открыть в Заречье музей.
С помощью спонсоров и при содействии
Владимиро-Суздальского музея семье Масленниковых удалось привести
усадьбу в порядок, воссоздать старинные интерьеры, разбить сад и собрать
коллекцию экспонатов, посвященных уникальному ремеслу, которым
славилось село Заречье.
Дело в том, что до исторической победы
пролетариата фабрика Думновых выпускала шелк, шелковый бархат и плюш, а в
селе почти в каждом доме стояли прялки и станки. Ткали все — мужчины,
женщины, старики и дети.
После революции оказалось, что роскошные тонкие
материи народу чужды, и производство переквалифицировали на
искусственный плюш и подкладочные ткани. Промысел почти умер, если бы не
энтузиазм наследницы Думновых, который поддержали зареченские жители.
Они
охотно отдавали старинные вещи для музейного собрания — почти в каждом
доме на чердаке завалялся какой-нибудь исторический объект вроде
бабушкиной прялки, деталей ткацких станков, разной старинной утвари.
Кое-что отыскали в других деревнях, закупили у антикваров. Сегодня музей
законно гордится, например, наличием ручного ткацкого станка, крайне
редкого в мировых музеях схожего профиля. Весь процесс создания ткани,
все необходимые для этого приспособления заботливо собраны и
восстановлены.
Экспозиция размещается в двух домиках по соседству с
главным домом Думновых. Типичная крестьянская изба превратилась в
маленький музей «Дом сельского ткача», а рядом построили копию старинной
частной фабрики, которая называлась светелкой: это двухэтажная изба,
только со множеством окон, чтобы было светлее.
Интересно, что каждое
окно состоит не из привычных двух или четырех стекол, а из большого
количества маленьких ячеек. Объясняется это разумной экономией: веретено
нередко срывалось, отлетало в окно, и чтобы не менять каждый раз
дорогие стекла целиком, их предусмотрительно разделили на фрагменты.
Отдельная
выставка представляет авторские куклы Галины Масленниковой. Они
поддерживают общий стиль усадьбы — румяные крестьяне и крестьянки в
ярких костюмах разных областей России.
В результате у
Масленниковой получился цельный музейный комплекс, познавательный и
живой. К тому же, усадьба открыта для гостей, поскольку старинный дом,
заполненный антикварными вещами — это еще и гостиница. Здесь можно
остановиться и испытать на опыте, в какой обстановке жили «экономически
успешные» российские селяне сто лет назад. С поправкой на необходимые
для полного комфорта современные удобства.
Все тридцать три
деревенских удовольствия: угощения, приготовленные в русской печи,
душистый чай из самовара, баня, даже импровизированные хороводы и
народные песни. Летом — купание в ближней реке Шерне, урожай ягод и
фруктов в саду, пасторальные пейзажи, открывающиеся прямо с веранды.
Усадьба стоит на высоком речном берегу, и созерцание окрестностей само
по себе снимает городской стресс. Зимой — катание на санках с гор и
застолья в уютной кухне с большой русской печью. Музей, но не музейный, а
«жилой» и живой.
Забронировать номер в музее-усадьбе Думнова в Заречье можно по телефону: +7 (916)134-31-72. По
тому же телефону можно и просто записаться на экскурсию. Это никак не
зависит от проживания в гостинице: даже если она заполнена под завязку
(номеров совсем немного), экскурсию для вас проведут».
От себя добавим, что атмосфера купеческого дома, бережно воссозданного по семейным воспоминаниям, не может оставить равнодушным. Дом, предназначенный для жизни, всё-таки разительно отличается от несколько «стерильного» музейного пространства, а в тишине купеческих покоев, хорошенько прислушавшись, и сейчас можно разобрать тихий шёпот милой сердцу старины.
Гордостью музея по-праву считается заправленный, рабочий шёлковый ткацкий стан и полный набор рабочих приспособлений и инструментов небольшой надомной «фабрички».
Здесь же на экране демонстрируется ролик с работой мастера за этим станом.
Воссозданная фабричная «светёлка», наполненная настоящими старинными ткацкими приспособлениями представляет исключительный интерес для любителей истории отечественного текстиля.
Ткацкие инструменты весьма разнообразны и любопытны…
…а видеть их в деле, — особенная удача.
Здесь история не «застыла на месте». Прерванные нити судьбы связаны едва заметным узелком.
А. Послыхалин, 2015. При использовании материала (текст, фотографии) обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
Купеческий дом-музей | NYPAP
Также известный как Old Merchant’s House и Seabury Tredwell House
Угрозы архитектурно и культурно значимому Old Merchant’s House в 1960-х годах стали основным фактором успешного принятия Закона о достопримечательностях Нью-Йорка.
Адрес: 29 East 4th Street, New York, NY 10003 | Карты Google
Люди: Фредерик С. Берман, Джордж Чепмен, Маргарет Хэлси Гардинер, Джозеф Роберто, Сибери Тредуэлл, Роберт Ф. Вагнер-младший
Организации: Ассоциация деревенских домовладельцев, Клуб декораторов, Ассоциация Гринвич-Виллидж, Общество исторических памятников, Муниципальное художественное общество, Департамент парков и отдыха Нью-Йорка, Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка, Ассоциация Вашингтон-сквер
Места: Особняк Брокоу
Вверху: Обзор исторических зданий Америки, деталь входа, Дом Сибери Тредвелл, 29 Ист-Форт-Стрит, Нью-Йорк, округ Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 25 мая 1936 года; Предоставлено студией Вольфарта / Библиотека Конгресса США, Отдел эстампов и фотографий
Соглашение о таблице
Описание
Статус обозначения и/или текущее состояние
Ключевые даты. построенный в 1832 году, представляет собой четырехэтажный рядный дом из красного кирпича в стиле греческого возрождения, отмеченный характерными слуховыми окнами и дверью из белого мрамора.
Дом принадлежал семье Сибери Тредуэлл с 1835 года до смерти дочери Тредуэлла в 19 году.33. В 1936 году дом был открыт для публики как дом-музей. На протяжении большей части своего существования в качестве музея Купеческий дом находился под управлением Общества исторических памятников (HLS), группы, основанной в 1957 году его родственником Джорджем Чепменом для покупки дома и его содержимого, а также для защиты дом от разрушения. Вскоре после образования HLS Джордж Чепмен, руководивший HLS, попытался продать дом, чтобы оплатить свои медицинские расходы. Сначала правление отказалось, но в конце концов согласилось купить мебель для семьи (которая, по утверждению Чепмена, не подпадала под действие первоначального соглашения HLS). Поскольку правление HLS использовало почти все свои пожертвования для защиты содержимого дома, их функция изменилась на функцию холдинговой компании. 1 После смерти Чепмена дом постепенно пришел в упадок. Из-за финансовых проблем Музей «Купеческий дом» изо всех сил пытался оставаться открытым и работать. Все это время Муниципальное художественное общество оставалось верным делу спасения Старого купеческого дома от упадка.
Несмотря на то, что у нее не было регулирующих полномочий, временная Комиссия по достопримечательностям помогла составить «Предлагаемый список очевидных зданий и памятников для обозначения» в 1962 году. памятники архитектуры. Старый купеческий дом известен своим архитектурным и историческим значением.
Статус обозначения и/или текущий статус
Дом старого купца был признан отдельным внешним памятником 14 октября 1965 г. и внутренним памятником 22 декабря 1981 г. В 1965 г. он был внесен в Реестр исторических мест штата Нью-Йорк. , Национальный реестр исторических мест и признан национальным историческим памятником. Дом старого купца стоит рядом с историческими районами Нохо и Нохо Восток. В настоящее время Дом-музей купца принадлежит Департаменту парков и отдыха Нью-Йорка, управляется Old Merchants House, Inc. и является членом фонда Historic House Trust. Дом старого купца работает как дом-музей и открыт для публики.
Ключевые даты деятельности по сохранению
15 апреля 1935 г. : Документ о Доме старого купца передан Обществу исторических памятников
11 мая 1936 г. : Дом старого купца открыт для публики дом-музей впервые
1962 : Старый купеческий дом включен во временную Комиссию по достопримечательностям «Предлагаемый список очевидных зданий и памятников для обозначения»
6, 19 ноября63 : Клуб декораторов официально начинает управлять музеем и восстанавливать Торговый дом по убеждению Корнелии Ван Сиклен. для коммерческого использования, и публично дал понять, что Дом Старого Купца находится в его поле зрения для сноса. Учащиеся местной общественной школы в центре города протестуют против сноса.
1965 : Дом старого купца внесен в Реестр исторических мест штата Нью-Йорк, Национальный реестр исторических мест и признан национальным историческим памятником.
14 октября 1965 г. Индивидуальный ориентир Нью-Йорка
1969 : Штатный архитектор Нью-Йоркского университета Джозеф Роберто приступает к структурной реставрации Старого купеческого дома.
19 декабря73 : Название Общества исторической достопримечательности изменено на The Old Merchant’s House of New York
29 ноября 1979 : Восстановленный Old Merchant’s House вновь открыт для публики
22 декабря 1981 : Интерьеры Старого купеческого дома признаны достопримечательностью Нью-Йорка. Желая увековечить ранний купеческий класс Нью-Йорка, Чепмен восстановил дом в его «первоначальном» состоянии в 1830-х годах и открыл его как исторический дом-музей для широкой публики 11, 19 мая.36. 1 Чепмен также основал Общество исторической достопримечательности, чтобы заботиться о доме. Тем не менее, в 1950-х годах дом начал ветшать из-за отсутствия должного ухода. Хотя Чепмен организовал многочисленные мероприятия по сбору средств, чтобы поддерживать Старый купеческий дом в качестве музея, он не собрал достаточно пожертвований до своей смерти в 1959 году.
После смерти Чепмена членам правления Общества исторических памятников удалось сохранить дом с помощью нескольких смотрителей, включая Эммелин Пейдж, Джанет Хатчинсон и Рэнди Джека. 2 Зная, что члены правления Общества исторических памятников пытаются найти профессиональную организацию для помощи в управлении музеем, Рэнди Джек пригласил свою подругу Корнелию Ван Сиклен (члена Клуба декораторов, старейшей профессиональной организации по дизайну интерьеров в США) посетить дом и спросил ее, не думает ли она, что клуб будет заинтересован в том, чтобы принять участие. В 1963 году Клуб декораторов согласился взять на себя управление музеем и проектом реставрации интерьера. 3
В 1965 году Сельчанин отметил:
«Великому достоинству и красоте, потрепанному и изношенному, угрожает раскачивающийся шар сносчика, чтобы освободить место для другого гаража, тяжелое положение Дома Старого Купца в 20 E. Fourth St., может быть причиной célèbre, необходимой для принятия законопроекта о достопримечательностях городским советом». изменить
К весне 1965 года возникла особенно опасная угроза выживанию дома: застройщик выкупил участки по обе стороны здания для коммерческого использования и публично заявил, что Купеческий дом находится в его поле зрения. Без Закона о достопримечательностях у дома не было реальной защиты, и местные защитники опасались, что его снесут. Это вызвало внимание средств массовой информации и общественный резонанс, который привлек внимание сенатора штата Фредерика С. Бермана, чей район представительства включал в себя как Дом купца, так и особняк Брокоу, который в то время находился на завершающей стадии сноса. В то же время общественная школа в центре города приняла дом и дело, распространив петиции о сохранении дома и устроив парад в этом районе, получивший название «Детский крестовый поход в школу в центре города», где учащиеся несли плакаты и пели «Мы не будем двигаться». », хотя и с обновленными текстами, специфичными для Merchant’s House, и «Куда исчезли все достопримечательности. Почти все превратились в руины». 5 Отмечено, что этот парад «привлек внимание всего города к проблеме», и Берман, признавая безотлагательность установления охраны исторически значимых сооружений, внес в столицу штата резолюцию, призывающую городской совет Нью-Йорка принять законопроект о достопримечательностях города. 6
В то время Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка (LPC) действовала «неофициально, без соответствующего законодательства» и не имела официальных полномочий приостанавливать или запрещать нежелательные действия, предпринятые в отношении исторически и эстетически примечательных зданий. . 7 Компания LPC получила несколько писем в поддержку от таких организаций, как Ассоциация деревенских домовладельцев, Ассоциация Гринвич-Виллидж и Ассоциация Вашингтон-сквер. Тем не менее, без действий Городского кодификационного комитета МКП был бессилен выполнить свою миссию.
К 300--й -й годовщине города Нью-Йорка в специальной программе WCBS (телевидение) был показан Дом купца и рассмотрены «проблемы сохранения и восстановления исторических построек для нынешнего и будущих поколений». 8 Было ясно, что пришло время для юридического механизма защиты достопримечательностей Нью-Йорка. Закон о достопримечательностях был принят 6 апреля 1965 года и 13 дней спустя был подписан мэром Робертом Ф. Вагнером-младшим. от страстного общественного протеста по спасению Дома Старого Купца от сноса и бдительных сообщений в СМИ, которые помогли довести эту общественную поддержку до безумия.
В 1967 году Дом купца пострадал от сильного просачивания воды, и Клуб декораторов попросил Джозефа Роберто, штатного архитектора Нью-Йоркского университета, поработать над восстановлением дома. Роберто определил структурные проблемы с домом и начал собирать средства для проведения четырехэтапной реставрации. При финансовой поддержке Исторического фонда штата Нью-Йорк, Национального фонда сохранения исторического наследия, Министерства внутренних дел, Ассоциации домовладельцев Гринвич-Виллидж, Клуба декораторов, друзей дома старого купца, Фонда Винсента Астора и других пожертвований был выполнен тщательный внешний вид. , внутренняя и структурная реставрация стала возможной. В конце 19 века дом был вновь открыт для публики.79. Клуб декораторов продолжал поддерживать управление Домом купца-музея в 1980-е годы, и именно благодаря приверженности Клуба декораторов на протяжении многих лет Дом обладал своей уникальной подлинной привлекательностью. 9
Здание гаража между Домом Старого Купца и другим известным местом, Домом Скидмора, было продано организации Goldman/Minskoff в июле 1987 года.87 и начало 1988 года нанесли сокрушительный удар по существованию Старого купеческого дома. Было обнаружено, что без серьезного вмешательства полный коллапс неизбежен. К счастью, благодаря нескольким предложениям и грантам, в том числе от штата Нью-Йорк и расчетным деньгам от Minskoff, Маргарет Хэлси Гардинер, исполнительный директор музея в то время, смогла нанять фирму Ассоциации Яна Хирда Покорного для восстановления дома. . 10
Архивы, личные дела и эфемеры
- Архив в Музее торговцев
29 Восток 4 Т. Т. УЛИЦА
, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10003-7003
Тел: (212) 777-1089. Улица: Спасение дома старого купца (Нью-Йорк: Girandole Books, 2015), стр. 19.
Мэри Л. Кнапп, Чудо на Четвертой улице: спасение дома старого купца (Нью-Йорк: Girandole Books, 2015), стр. 40. Мэри Л. Кнапп, 9 лет0156 Чудо на Четвертой улице: спасение дома старого купца (Нью-Йорк: Girandole Books, 2015), стр. 43. Ада Луиза Хакстейбл, «1832 г. «Видимая деревня» стоит перед сносом», The New York Times , 18 февраля 1965 г. Энтони Вуд, Сохранение Нью-Йорка: получение права на защиту достопримечательностей города (Нью-Йорк: Routledge, 2007), стр. 328. «Веха может иметь отсрочку», Житель деревни , 25 февраля 1965 года. Бернард Вайнрауб, «Дети пикетируют достопримечательность, 100 протестующих угрожают снести купеческий дом», The New York Times , 7 марта 1965 г. «Большая доброжелательность к достопримечательностям», Житель деревни , 11 марта 1965 г. Ада Луиза Хакстейбл, «Помощь США, штата и города попросили спасти достопримечательность на Ист-Сайде», The New York Times , 19 февраля 1965 г. «Веха может иметь отсрочку», Житель деревни , 25 февраля 1965 года. Мэри Л. Кнапп, Чудо на Четвертой улице: спасение дома старого купца (Нью-Йорк: Girandole Books, 2015), страницы 131–132.
Мэри Л. Кнапп, Чудо на Четвертой улице: спасение дома старого купца (Нью-Йорк: Girandole Books, 2015), страницы 145–146.
Merchant House High Desert by Denise Portmans
В отдаленной калифорнийской долине Моронго, расположенной примерно в 30 минутах езды от Палм-Спрингс и национального парка Джошуа-Три, Merchant House High Desert представляет собой полную экспозицию дизайнера интерьеров Дениз Портманс. Калифорнийская эстетика. Родом из Лондона, Портманс провела последние три десятилетия, живя в Лос-Анджелесе, где она управляет своим дизайнерским магазином Merchant Modern в Санта-Монике.
Торговый дом High Desert в Моронго-Вэлли, Калифорния, похож на выставочный зал для дизайнера интерьеров Дениз Портманс, которая управляет своим дизайнерским магазином Merchant Modern в Санта-Монике.
По словам Портманс, ее роман с пустыней начался с трейлера Airstream, который она вернула к жизни. После многочисленных поисков дома для покупки она наконец нашла этот дом 1958 года в долине Моронго с крепким костяком в начале 2019 года. с гостиной открытой планировки и затененными местами для встреч на свежем воздухе.
Вместе со своей дочерью, художницей Сарой Марлоу Холл, Портманс превратила дом в пустыне в то, что она описывает как «живую галерею». Портманс покрыла стены свежим слоем белой краски и украсила комнаты предметами из своего магазина в Лос-Анджелесе. Есть произведения середины века Гарри Бертойи, Чарльза и Рэя Имсов и Артура Уманоффа, а также старинные марокканские ковры, скульптуры, керамика и картины современных художников, в том числе работы Сары.
В гостиной современная мебель середины века, такая как скамья Nelson Platform от Германа Миллера и стул Bertoia Bird, соседствуют с разнообразной винтажной керамикой от Portmans. Картина дочери Портманса, Сары Марлоу Холл, висит на стене возле камина.
Портманс украсил обеденную зону винтажным столом и набором стульев от Артура Уманоффа. Стеллаж, также от Umanoff, стоит рядом с Tulip Stool 1957 года работы Ээро Сааринена для Knoll.
В отеле Merchant House High Desert имеется полностью оборудованная кухня, а также крытая и открытая обеденные зоны.
Кресло из гнутой фанеры от Thaden-Jordan стоит в главной гостиной, которая выходит на крытое патио.
«Идея в том, что когда вы [в прокате], вы открываете для себя новые вещи», — говорит Портманс. «Это не на вашем лице, но это там». Дизайнер интерьера ссылается на деревенский дом для отдыха, который вы найдете на Балеарских островах в Испании, как на источник вдохновения для общей атмосферы дома, добавляя: «Я хотел, чтобы люди чувствовали, что они могут уйти за два часа и испытать что-то другое».
Торговый дом High Desert имеет в общей сложности три спальни и две ванные комнаты.