Содержание
3. Традиционные интерьеры жилой части крестьянского дома | Традиционная культура русских Заонежья| Электронная библиотека
Жилая часть крестьянского дома конца XIX – начала XX вв. состояла из жилых и подсобных помещений. К жилым относились избы, горницы, в домах зажиточных крестьян – залы, светелки. К подсобными – кладовые, чуланы, сени, чердак. Главной особенностью убранства жилой части крестьянского дома была его традиционность: каждому помещению были присущи свои функции, что определяло особенности их обстановки и состав утвари. Вместе с тем, отвечая образу жизни и насущным потребностям обитателей дома, они не оставались абсолютно неизменными.
Жилая часть дома могла разделяться на две половины – летнюю и зимнюю. Количество комнат могло быть различным, это зависело и от хозяйственно–бытового уклада семьи, и от материальных возможностей владельцев строения, и, до некоторой степени, от семейных традиций.
1. Изба.
Организация внутреннего пространства. Назначение помещения. История формирования внутреннего пространства уходит в те далекие времена, когда словом «изба» («истба», «истопа») называли отапливаемое жилое помещение, тем самым как бы противопоставляя его всему остальному, холодному нежилому пространству, окружавшему человека («Толковый словарь» В.Л.Даля сообщает, что «изба есть не что иное, как сокращенное и испорченное слово истопка»). В старину это был небольшой сруб на 7–8 венцов, над которым настилали потолок, а над ним ставили крышу на один или два ската. Внутри, у входа, складывали печь, вдоль стен встраивали лавки. Свет проникал через небольшое окошко. В ходе эволюции крестьянского жилища в его структуре стали появляться дополнительные помещения, как хозяйственные, так и жилые. При этом название «изба», а вместе с ним и архаичная организация жилого пространства, и традиционные функции этого помещения, прочно закрепляется за теми комнатами, где ставилась русская печь. С течением времени внутреннее убранство изб, конечно, постепенно менялось, поскольку менялись реальные жизненные потребности крестьянской семьи, но, вместе с тем, во многом оно продолжало сохранять свои архаичные черты.
В конце XIX – начале XX вв. изба – это довольно просторное помещение, где спали, готовили пищу, ели, выполняли различные хозяйственные работы, рукодельничали, нянчили детей… В избе мог работать ремесленник, если его занятие не требовало громоздкого оборудования или специального помещения. Здесь размещалась часть необходимой в быту утвари, рабочий инструмент, приспособления для производства некоторых видов хозяйственных работ.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Внутреннее убранство крестьянских изб. В различных районах Заонежья (и не только Заонежья) оно отличалось традиционным составом предметов обстановки и утвари, а также их строго определенным, фиксированным положением. В описании крестьянской избы, сделанном П.Н.Рыбниковым в 1860–1861 гг.
[7
,
с.24–25]
, говорится о том, что изба называлась в Заонежье «фатерой», или «квартирой», все пространство подразделялось на четыре части, так называемые «углы», обозначено месторасположение углов и приводятся их названия – «печной», «дверной», «красный» (или «большой»), «задний» (или «малый», «меньшой»). Рыбников упоминает традиционные предметы обстановки: лавки, идущие вдоль стен, полки – «надлавочницы», печной столб, полки – «воронцы», рундук, прилавок и подпольницу. Сведения П.Н.Рыбникова дословно подтверждаются В.Майновым
[2]
, а также экспедиционными материалами, относящимися к 20–30-м годам XX в., что заставляет говорить об устойчивости интерьера крестьянской избы. Как же выглядела она в конце XIX – начале XX вв.?
Традиционно справа или слева от входной двери, в так называемом печном углу, стояла большая русская печь. Складывали ее на мощном деревянном основании – «опечье». Топили один раз в день. В заонежских домах печное устье чаще было обращено к стене, противоположной входу. Со стороны входа, вплотную к печи, находился «рундук» – невысокий деревянный ящик, под ним – лесенка, ведущая в подклет. Ставень, который закрывал люк рундука, назывался «подпольница». Над рундуком – широкая полка – «прилавок», а сбоку – шкафчик для чайной посуды. Выше прилавка в печи имелись углубления – «печурки», где сушили носки, варежки или рукавицы. На прилавок, в угол, ближе к теплу, обычно ставили деревянную квашню для теста, с тем, чтобы оно скорей подходило. Вымытую чистую квашню в перевернутом виде выставляли на лавку. Зимой на прилавке стояли шайки для пойки телят (шайка – вид бондарной посуды с одной вертикальной ручкой). Со стороны прилавка, рядом с печью, на стену вешали безмен, а в зимнее время – хомуты, мокрую одежду. На печи хранили заготовленную в большом количестве колотую лучину, а также «карды» для чесания шерсти и «щети» для чесания льна. Здесь сушили валенки, непряденую шерсть, которую складывали в лучинные корзины с низкими бортами, а иногда чесаный лен. На печи у стены держали «рубель» – приспособление для разглаживания холстов, полотенец, рубах и т.д. Со стороны устья, наверху, хранились ухваты, лопата – «пекло» и сковородник. Под потолком устраивались так называемые «грядки» – одна, две или три слеги, которые одним концом врубались в полку–воронец, а вторым – в стену. Назначение гряд могло быть самым разным: на них сушили одежду, подвешивали в связках лук на зиму, вешали скатерть, которую стелили на стол перед обедом, хранили лучинные корзины, иногда сушили овечьи шкуры. За грядку зацепляли кочергу с длинной ручкой. В маленькой нише над устьем хранились спички, могла стоять солонка и масленок для растапливания масла. Выступающая перед устьем часть печи называлась «шесток». На шестке или в печи всегда стоял чугунок или котел с теплой водой для мытья посуды. Посуду мыли, обычно, в деревянной лохани или в медном тазу, которые днем держали на прилавке, а ночью – на шестке. Чайную посуду могли мыть в чашках–полоскательницах. Под шестком, в углублении, хранилась сковорода. На стене, рядом с устьем печи, висели щипцы для углей и камней, совок для выгребания углей из печи и самоварная труба. Рядом с печью, на больших деревянных гвоздях, могли висеть сечка и медные котлы. На одной из фотографий 1926 г. видно, что на полу у печи стоит деревянное корыто, полное камней, предназначенных для нагревания воды при стирке и выпаривании деревянной посуды. Здесь же ставили тушилку для углей и самовар на скамеечке. Вплотную к печи, а именно, к углу, выходящему к центру избы, ставился «припечной» («печной») столб. В него вбивали «светец» – кованый железный зажим, в который вставлялась лучина. К нему же подвешивали и рукомойник. Под рукомойником стояла лохань для грязной воды. Рядом с рукомойником, на конике, висела «рукотерка» – кусок грубого домотканого холста для вытирания рук, а полотенце для лица – «утиральник» находилось на вешалке – «гвоздильне», рядом с обеденным столом.
От припечного столба под прямым углом расходились полки – «воронцы», которые назывались «пирожный» и «полатный» (интересно отметить, что, несмотря на существовавшее название воронца, только в двух заонежских домах исследователями было отмечено наличие полатей – дощатых настилов под самым потолком, на которых спали, в подавляющем большинстве случаев они отсутствовали). Воронцы условно делили свободное пространство избы на три неравные части. У входа, перед палатным воронцом (его местное название – «мужской», «хозяйский»), так называемый дверной угол. Здесь могли ставить кровать или стол–курятник (кровать могла стоять и в так называемом «малом» углу – см. далее. В зависимости от месторасположения кровати, курятник ставился или у двери, или в малом углу, перед печью). Рядом с курятником, а иногда у прилавка, стоял чан для воды. Чан могли передвигать с места на место, так как под ним скапливалась сырость, отчего мог испортиться пол. Чан находился в избе зимой, летом его выносили в сени. На полатный воронец клали шапки и рукавицы. Здесь же стояли берестяные корзины – «кужонки» с мукой и сущиком, берестяные коробки с солью, пустые медные котлы, перевернутые вверх дном. Второй воронец, пирожный, отделяет так называемый «задний» («малый», «меньшой») угол. Существовал обычай размещать на пирожном воронце молочные горшки, куда наливалось молоко для быстрейшего скисания, также на него ставили хлеб и пироги, после того, как они были вынуты из печи. В малом углу, напротив устья печи, мог стоять хозяйственный столик, над ним традиционно навешивали посудник. В посуднике держали горшки – «роговатики», глиняные тарелки и миски. Здесь же лежала поварешка – «уполовник», стояла кофемолка. Ложки могли храниться в ящичках посудника, обеденного стола, в шкафу у рундука, в кужонке на прилавке. Вилки хранились в специальном приспособлении рядом с печью, на стене. Это была деревянная планочка, слегка отстоящая от стены на деревянных штырях, за которую и затыкались вилки. На стене мог висеть шкафчик для чайной посуды. Также здесь ставили сундуки, в которых хранили повседневную одежду. Третья часть избы, ограниченная двумя воронцами, была наиболее светлой и просторной. Угол, образованный двумя внешними стенами, в которых прорублены окна, называли «красный» или «большой». Здесь помещался киот с иконами. Помимо образов Xриста и Богородицы в нем могли быть и образы наиболее чтимых святых, чаще всего св. Георгия
Победоносца и св. Параскевы Пятницы. За иконы с магическими целями закладывали пучки ржи -чтобы в будущем году «Бог послал такой же урожай». «Традиционно «большой угол» избы устраивался с востока, а печной угол – строго по диагонали к нему, то есть, с запада»
[1
,
с. 99]
. От красного угла вдоль стен, под потолком, в обе стороны расходились полки – «надлавочницы». На них мог лежать различный инструмент: приспособления для вязания сетей, витья веревок (клещицы, полицы, коготки), заготовки для плетения из бересты. Кроме того, на надлавочницах могли стоять лучинные корзины с клубками пряденой шерсти, кужонки, в которых хранились ножницы, цевки от ткацкого стана, веретена, а также кужонки с мукой, солонка, керосиновая лампа. Параллельно надлавочницам, ниже линии окон, вдоль стен врубали широкие лавки. У среднего – «красного» – окна, которое находилось напротив входа, в Заонежье ставили стол, возле него – две скамейки. Стол ставился торцом к окну, поэтому его также могли называтьи «столовым».
В каждой избе могла висеть люлька, ее подвешивали на длинной деревянной жерди – «очепе». Очеп просовывали через железное кольцо, вбитое в потолок, или вставляли между потолком и потолочной балкой – «матицей» с тем, чтобы иметь возможность свободно перемещать люльку по избе. Обычно люльку подвешивали ближе к дверному или в меньшом углу. Домотканый постельничек для младенца набивался сеном или мякиной, подушечка была перовая. Занавеску – «огибку» к люльке мастерили из старого сарафана, юбки или передника.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Во время Великого поста (обычно это конец февраля – первая половина апреля) женщины занимались ткачеством, поэтому у среднего окна по боковому фасаду устанавливался ткацкий стан. В остальное время его в разобранном виде хранили на сарае. Из других предметов обстановки, которые находились в избе, можно отметить ходунки для ребенка и табуретки, вошедшие в крестьянский обиход в 20-е–30-е гг. XX в.
Окна в избах были небольшими. В XIX в. рамы чаще делались двойными. Если рамы были одинарные, то на зиму окна снаружи, как в старину, закрывали соломенными или дощатыми щитами. Из всех окон в избе в середине XIX в. открывалось лишь одно, «красное». Стены и полы были некрашеными. Для поддержания чистоты каждую субботу полы тщательно мыли, или, как говорили в Заонежье, «стирали», что, наверное, более точно. Для этого из золы заваривали щелок, смешивали его с песком и полученной смесью при помощи голика (веника без листьев) терли половицы. Вымытый пол до полного высыхания застилали свежей соломой или «припоном» – грубым полотнищем, сшитым из трех кусков ткани, сотканной из льняных очесов. Чтобы полы меньше пачкались, рабочую обувь крестьяне снимали в сенях или у дверей, при входе, в избе надевали валенки, если таковые имелись. Два раза в год, на Рождество и на Пасху, тщательно мыли не только полы, но и потолки, и стены. Чистыми, аккуратно прибранными были и курные избы: только потолок, балки и верхняя часть стен оставались черными, блестящими от копоти.
Теперь рассмотрим, какие же предметы, характерные для крестьянского быта, мы видим в этом помещении.
Посуда. Большую группу предметов в избе (а также в других помещениях жилой части дома) составляет посуда: обеденная, чайная, для приготовления пищи, для различных хозяйственных целей и т.д.
Обеденная посуда хранилась в посуднике в избе. Это были: большая общая глиняная или деревянная миска, в которой подавали еду, деревянные ложки, фарфоровая или фаянсовая, так называемая, «питная» чашка для молока, кваса, которым запивали пищу, и других напитков, а также медная (а иногда выточенная из дерева) солонка на высокой ножке.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Чайная посуда подразделялась на праздничную и повседневную. Праздничную хранили в буфете в горнице, если таковой не было – в навесном расписном шкафчике в избе, а повседневную – в посуднике или в шкафчике у рундука. Это могли быть фарфоровые и фаянсовые чашки с блюдцами, стеклянные стаканы с блюдцами или глиняные кружки, из которых чай пили мужчины, а также сахарницы из прессованного стекла на высоких ножках и стеклянные чайницы с притертыми крышками.
Существовала специальная посуда для приготовления пищи на «жаратке» – в конструкции печи это небольшие пазухи или ниши, находящиеся на шестке, справа и слева от устья. В них засыпали угли, которые долго оставались в тлеющем состоянии. Это было нужно для того, чтобы варить пищу, когда не топится печь. На жаратке еду готовили в кастрюле с одной длинной ручкой, ставя ее на таганок. Могли использовать и медные котлы с дужками: их подвешивали на специально укрепленном над жаратком крюке. Были также сковороды на ножках.
Для приготовления пищи в печи предназначалась следующая посуда: медные луженые котлы – в них варили кашу, уху, эмалированные чугунки для щей или мяса, реже – для каши, большие глиняные горшки, в которых заваривали «загусту», горшки меньшего размера, в которых парили репу, томили молоко. Имелись также большие чугунные сковороды – на них в печи жарили рыбу, овсяные блины.
Для кипячения воды использовались самовары. Если самоваров в хозяйстве не было, пользовались медными чайниками, их кипятили на таганке. Чайник использовали и тогда, когда необходимо было быстро согреть небольшое количество воды.
Для просеивания муки служило сито, им же пользовались для процеживания крахмала в процессе его приготовления из картофеля. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
В крестьянском быту широко использовалась бондарная посуда, изготовленная из узких дощечек – «клепок», стянутых обручами. В ушатах с крышкой готовили квас, в больших бочках солили мясо, в чанах держали воду. В такой посуде можно было также хранить грибы и толченые ягоды. Вся посуда, предназначенная для ухода за скотом, тоже была, в основном, бондарной: лохани для запаривания пойла, подойники, небольшие шайки для пойки телят, кадушки для хранения молока. Эту посуду держали в кладовках или в чуланах, в избу ее заносили тогда, когда в этом была необходимость.
Очень много было и берестяной посуды, ее изготавливали из целого куска бересты (как, например, туеса, лубянки) или плели из берестяной ленты, которая называлась «сарга». Такие сосуды брали с собой на покос: в больших туесах – «лубянках» носили молоко и простоквашу, в маленьких – масло, для соли существовали берестяные солонки с деревянными крышками. Обычно эту посуду хранили в чулане или на чердаке. Для сбора ягод существовали берестяные корзины – «набирушки». В берестяных кужонках также хранили муку и крупу, широкие кужонки с низкими бортами использовались при просеивании муки. Следует учесть, что не всегда предметы обихода использовались только для одних, строго определенных целей, многое зависело и от хозяйственных потребностей: так, например, в тех же кужонках могли хранить чесаный лен, веретена и т.д.
Постельные принадлежности. В экспедиционных записях 1931 г. отмечено, что крестьяне часто спали на матрацах, набитых сеном, или на перинах. Перины были не лучшего качества – хорошие берегли для гостей. Также для гостей держали хорошие простыни, одеяла, подушки. Сами укрывались лоскутными или домоткаными рибушными одеялами, тулупами, были также меховые «одеяльницы» – сшитые углом шкуры, которыми укутывали ноги. Простыни использовали редко, да и то из самого грубого холста. Днем постельные принадлежности держали в сенях, их складывали на стоящую там кровать, а иногда – в специальный шкаф, устроенный под лестницей, ведущей на чердак. Сведения относительно размещения на ночлег членов больших крестьянских семей позволяют сказать, что спали на полу в избе, на прилавке, на лежанке, на печи, на кроватях, на лавках, приставляя к ним скамейку или деревянные щиты, второй конец которых укладывался на скамейку или на табуретки.
Люди разного возраста распределялись на ночлег примерно следующим образом: на кровати в избе могли спать родители, на лежанке и печи – старики, в горнице – те, кто помоложе. Есть сведения, что в горнице на кровати спали дети. Вместе с тем, такой порядок мог меняться в зависимости от традиций, сложившихся в каждой конкретной семье.
2. Горница.
Назначение помещения. Особенности обстановки. В конце XIX – начале XX вв. горницей называли парадную комнату, предназначенную для приема гостей, для отдыха старших членов семьи. По рассказам местных жителей, в воскресные и праздничные дни вся семья собиралась здесь за чайным столом, вернувшись после молебна из храма. По будням в горнице могли выполнять чистую работу, требовавшую хорошего освещения, прежде всего речь идет о женских рукоделиях – вышивке, шитье, изготовлении кружева и т. д. Вместе с тем, есть сведения, что горница в некоторых домах оставалась комнатой, предназначенной только для приема и размещения гостей.
Горница появляется в структуре северного дома–комплекса относительно поздно. Так, в описании традиционного крестьянского жилища, сделанном П.Н.Рыбниковым, о ней не сказано ничего. Вместе с тем, в доме Ошевнева, построенном в 1876 г., горница существовала изначально, и это был далеко не единичный пример.
По размерам эти комнаты были несколько меньше изб и сильно отличались от них как характером использования помещения, так и обстановкой. Традиционное убранство крестьянских горниц конца XIX – начала XX вв. формировалось под влиянием городской, по преимуществу, мещанской культуры того времени: уход крестьян в города на заработки в этот период принял массовый характер, что повлекло за собой и более тесное знакомство с городскими бытом, и стремление привнести его черты в деревенскую жизнь. Часть заонежан, отправившихся в молодые годы на выучку или на заработки в С. –Петербург, со временем возвращались на родину, владея той или иной профессией и достаточными средствами, они открывали собственные мастерские, в частности, столярные. Развитие в крае кустарного производства давало зажиточной части деревенского населения возможность обзаводиться мебелью, изготовленной по городским образцам. Чаще всего ее ставили в парадных комнатах, наряду с предметами интерьера фабричного производства, приобретенными на ярмарках или привезенными из городов: зеркалами, подвесными и настольными керосиновыми лампами, настенными часами и т.д.
По своему убранству горница мало походила на избу, вместе с тем здесь тоже чувствовалось стремление к зонированию жилого пространства, определенному порядку расстановки вещей. У входа, вдоль стены, складывали печь–лежанку. На лежанке стояли парадные самовары (также их могли ставить на комод или на специальный столик). В красном углу помещали большое количество образов и лампадку, которую зажигали по праздничным дням. В каждой горнице, торцом к окну, обязательно стоял стол, как правило, раздвижной. Возле стола – стулья, они могли быть самой простой формы, а иногда – гнутыми, «венскими». Диван чаще располагался под окнами, вдоль стены. Поперек горницы, деля ее на две половины, стояли буфет для чайной посуды и «платеной» шкаф (если таковые были в доме), за ними – одна или две кровати, при этом одну ставили вдоль стены, а вторую – торцом к ней, вдоль задней стенки буфета. Часто в горницах держали сундуки, причем число их могло соответствовать количеству девиц на выданье. На стенах под стеклом, в обрамлении покупных рамок, висели портреты родственников и членов императорской фамилии. Рядом – зеркала украшенные вышитыми полотенцами – «образниками», часы. В углу, у окна, могла стоять швейная машина. Освещались горницы керосиновыми лампами, очень красивыми, зачастую, также как и часы, они были европейского производства. Конечно, чтобы обставить горницу таким образом, хозяин должен был располагать немалыми средствами – и мебель, изготовленная на заказ, и прочие предметы стоили дорого и были доступны далеко не всем.
3. Зала.
Помимо горницы, на втором этаже зажиточных крестьянских домов могла быть оборудована комната, носившая название «зала». Это еще одно парадное помещение, предназначенное для приема гостей. В зале могла стоять мягкая мебель: стулья, диваны, банкетки, а также круглый стол, мраморный шахматный столик, граммофон. На стенах – часы с боем, зеркала, фотографии в рамках. На окнах -занавески из тюля или коленкора, комнатные цветы. Стол застилался вязаной крючком кружевной скатертью или салфеткой. В красном углу традиционно помещались иконы. В зале никогда не было кроватей. Стены, также как и в горнице, могли быть оклеены обоями, нижнюю часть стен украшали филенчатые панели, окрашенные разноцветной масляной краской, потолки тоже красили, но в белый цвет. Для отопления этого помещения ставили лежанки или печи – «голландки», иногда они были облицованы изразцами. Как было сказано выше, зала предназначалась для гостей. Интересно, что, по сообщениям отдельных заонежан, в их домах залой называли красиво отделанную комнату, в которой, как и в светелке, вообще не было мебели, так как она служила исключительно спальным помещением в дни приезда родственников и гостей.
4. Светелка.
Светелками называли комнаты, расположенные на чердаке. Туда, из летних сеней или из чулана, вела лесенка. На сегодняшний день накоплено немного сведений относительно их убранства и характера использования. Известно, что светелки, как правило, не отапливались и могли использоваться только в теплое время года как запасное жилое или спальное помещение. Есть сведения, что светелки, подобно горницам и залам, имели стены, отделанные панелями, окрашенные потолки. Вместе с тем, трудно сказать, как именно они обставлялись. По некоторым данным, в светелках вообще не было мебели, там могли устраиваться на ночлег гости или молодежь, расстилая постельное принадлежности прямо на полу. В богатых домах в светелку могли селить наемных работников. Иногда там хранилась верхняя одежда, уложенная в большие плетеные корзины – «коробейки». Вообще следует помнить, что залы и светелки появляются в структуре дома достаточно поздно, во многом их обстановка и характер использования зависели от традиций, сложившихся в той или иной конкретной семье. Часто это действительно были помещения, в которых не жили – потребность в них возникала лишь тогда, когда численность людей в доме была выше обычной. Скорее всего, эти комнаты возникают в связи с изменением хозяйственно–бытового уклада семьи в пореформенный период – имеется ввиду массовый отход крестьян на заработки в города в зимний период и их возвращение домой к началу весенних полевых работ.
Кроме перечисленных выше комнат, в жилой части дома находились и различные подсобные помещения: сени, чуланы, кладовые, а также чердак.
5. Сени.
Это довольно просторное помещение отделяло жилую часть дома от хозяйственной, оно служило своеобразным тамбуром, предохранявшим жилые комнаты от проникновения холодного воздуха с улицы и неприятных запахов из хлевов. В сенях могли ставить большой ларь для хранения муки, летом – чан для воды. Там устраивали полки, на которых лежали смазанные и обмотанные тряпками серпы. На стене, как правило, находилась топорница. В сени выносили свежеиспеченный хлеб – остужать, тут же мог стоять блинный столик, который вносили в избу, когда стряпали, а также корыто для стирки белья и стол с каменными жерновами для размола муки. Здесь устраивали шкаф, а иногда – встроенную кровать для хранения постельных принадлежностей. В сенях стоял и шкаф для молочных продуктов, в нем же могли держать и стряпню – хлеб, выпечку, их складывали в лучинные корзины, чтобы мыши не погрызли. Если молочного шкафа в доме не было, продукты и стряпню могли хранить в молочной кладовой (если таковая была) или в чулане.
6. Чулан.
Чуланы могли использоваться для хранения различного хозяйственного инвентаря, посуды, запасов продуктов и т.д. В тех чуланах, где хранили молочные продукты, держали и различную предназначенную для них посуду: глиняные горшки, деревянные кадушечки, горшки–роговатики, подойники. В чуланах могли стоять чаны с солеными грибами и толчеными ягодами, по преимуществу, это была брусника. Клюкву сохраняли по–другому: ее насыпали в корзины, которые подвешивались к потолку. На деревянных гвоздях развешивали вяленую рыбу и мясо. В чулане мог стоять и ларь для муки, здесь лежали различные сопутствующие предметы, которые использовались для хранения, насыпания и просеивания муки и круп: совки, решето, сито, кужонки с низкими и высокими бортами и др. В этом помещении держали и различную утварь, которая не была в постоянном использовании, например, как было сказано выше, посуду, которую брали на покос. Если в доме было два чулана, то один из них – светлый, иногда обустраивали как чистую жилую комнату–боковушку, в которой не было ни полок, ни воронцов, а вместо лавок могли стоять самодельные стулья. П.Н.Рыбников отмечал, что здесь «… главную принадлежность составляет самовар и небольшой шкафчик с чайными чашками – это вообще столовая, гостинная и приемная комната»
[7
,
с.25]
. У некоторых крестьян в таких чуланах стояли сундуки, обитые железом, в которых хранились праздничное платье и белье, ценности и деньги.
7. Чердак.
Чердачное помещение тоже служило для хранения различной домашней утвари: кадушек, бочек, корыт, пустых корзин, кошелей, старой мебели и т.д. На чердаке могли стоять жернова и крупорушки, там сушили кожи, зимой развешивали белье. В некоторых домах под крышей были оборудованы светелки. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Из сказанного выше видно, что жилая часть дома была хорошо приспособлена для проживания в ней большой крестьянской семьи. Отвечая на протяжении долгого времени старым традициям, связанным с устройством различных помещений, особенностями их обстановки и характером использования, она, вместе с тем, постепенно развивалась, приспосабливаясь и к изменениями в хозяйственно–бытовом укладе заонежан, и к веяниям времени, которые влекли за собой и появление новых предметов быта, и новых традиций.
Использованная литература и источники:
- Логинов К.К. Интерьер крестьянской избы в обрядности и верованиях заонежан // Заонежье, 1992. – С.99–117.
- Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877.
- Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962. – С.124.
- Материалы экспедиций Воробьевой С.В. по Заонежью в 1982 и в 1987 гг. НА музея «Кижи». №№ 101, 181, 182.
- Материалы экспедиций Трифоновой Л. В. по Заонежью в 1987 г. НА музея «Кижи». №№ 183, 184.
- Романов К.К. Жилой дом в Заонежье // Крестьянское искусство в СССР. Л., 1927. – С.21–50.
- Рыбников П.Н. Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книжка Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1866. 4.2. – С.1–38.
- Трифонова Л.В. Традиционный интерьер заонежского жилища и связанный с ним бытовой уклад // Заонежье. Петрозаводск. 1992. – С.85–97.
Основная рекомендуемая литература:
- Габе Р.М. Интерьер крестьянского жилища // Архитектурное наследие. М., 1955. №5.
- Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб, 1877.
- Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962.
- Романов К.К. Жилой дом в Заонежье // Крестьянское искусство в СССР. Л., 1927. – С.21–50.
- Рыбников П.Н. Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книжка Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1866. 4.2. – С.1–38.
//
Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi. karelia.ru.
2022.
178 с.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании,
что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Интерьер крестьянских изб — презентация онлайн
1. Интерьер крестьянских изб
Выполнила:
Плхина А.А. 101
СКД
Проверила:
профессор
Лулудова Е.М.
2. Введение
• Русское жилище как и жилище любого народа имеет много разных
типов. Но есть общие черты, который характерны для жилья разных
слоев общества и разных времен. Прежде всего русское жилище — это
не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось
несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Жилые носили
наименования: избы, горницы, повалуши, сенники. Изба было общее
название жилого строения. Горница, как показывает само слово, было
строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и
обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей.
Название повалуши характерно для восточных губерний, и значило
кладовую, обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и
служили для хранения вещей, но были также и жилыми покоями.
Сенником называлась комната холодная, часто надстроенная над
конюшней или амбаром, служившая летним жилым помещением.
Внутренняя планировка крестьянских жилищ была
подчинена достаточно строгим, хотя и неписаным законам.
Большая часть “мебели” составляла часть конструкции избы
и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью,
тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных
деревьев. Такие лавки можно было видеть в старинных
избах еще не так давно, и предназначены они были не
столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была
судная, или посудная лавка, где полновластной хозяйкой
была старшая женщина в доме.
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением
включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая
печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа
или слева от дверей.
С печью связано много представлений,
поверий, обрядов, магических приемов. В
традиционном сознании печь была
неотъемлемой частью жилища; если в доме
не было печи, он считался нежилым. По
народным поверьям, под печью или за нею
живет домовой, покровитель домашнего
очага, добрый и услужливый в одних
ситуациях, своенравный и даже опасный в других.
В системе поведения, где существенно
такое противопоставление, как «свой» «чужой», отношение хозяев к гостю или
незнакомому человеку изменялось, если
ему довелось посидеть на их печи; как
человек, отобедавший с семьей хозяина за
одним столом, так и тот, кто сиживал на
печи, воспринимался уже как «свой».
Обращение к печи происходило во время
всех обрядов, основной идеей которых был
переход в новое состояние, качество, статус.
Что же до печки… подумаем серьезно, могла ли «добрая» и «честная»
Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного
слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы — Домовой,могла ли она олицетворять «тьму»? Да никоим образом. С гораздо большей
вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в
качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся
ворваться в жилье.
Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было
организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством
располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось
благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве.
Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы,
включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и
дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна
также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или
на печи, на голбце, дети и холостая молодежь — под полатями или на полатях.
Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное на лавке под полатями или на помосте около печи.
Печь была вторым по значению «центром
святости» в доме — после красного,
Божьего угла, — а может быть, даже и
первым.
Часть избы от устья до противоположной
стены, пространство, в котором
выполнялась вся женская работа,
связанная с приготовлением пищи,
называлась печным углом. Здесь, около
окна, против устья печи, в каждом доме
стояли ручные жернова, поэтому угол
называют еще жерновым. В печном углу
находилась судная лавка или прилавок с
полками внутри, использовавшаяся в
качестве кухонного стола. На стенах
располагались наблюдники — полки для
столовой посуды, шкафчики. Выше, на
уровне полавочников, размещался
печной брус, на который ставилась
кухонная посуда и укладывались
разнообразные хозяйственные
принадлежности.
В праздничный день изба
преображалась: стол выдвигался на
середину, накрывался скатертью, на
полки выставлялась праздничная
утварь, хранившаяся до этого в клетях
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального
чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда
стремились отделить его от остального помещения занавесом из
пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной
переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол
образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан»
или «прилуб».
Он являлся исключительно женским пространством в избе:
здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во
время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи
ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от
мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже
своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую
половину. Появление же там постороннего мужчины считалось
вообще недопустимым.
Традиционная неподвижная
обстановка жилища дольше
всего удерживалась около
печи в женском углу.
Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была
расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки,
над ними — врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до
боковой стены под потолком устраивался деревянный настил — полати. В
южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный
настил для спанья — пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы
строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Печь играла
главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на
протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение, где
стояла русская печь называли «избой, истопкой». Русская печь относится
к типудуховых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на
открытой сверху площадке. Дым выходит через устье — отверстие, в
которое закладывается топливо, или через специально разработанный
дымоход. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба: обычная
ее длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи
плоская, удобная для лежания. Топка печи сравнительно больших
размеров: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и
плоским дном — подом.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за
столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья,
происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде
сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу;
из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в
дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и
последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних
колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой,
сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу
совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное
дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному
этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому
приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно
украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший»,
«светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками,
открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую
домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.
Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть
деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более
крупную монету.
Красный угол, как и печь, являлся важным
ориентиром внутреннего пространства избы.
На большей территории Европейской России, на
Урале, в Сибири красный угол представлял собой
пространство между боковой и фасадной стеной в
глубине избы, ограниченное углом, что
расположен по диагонали от печи.
красный угол хорошо освещен,
поскольку обе составляющие его
стены имели окна. Основным
украшением красного угла является
божница с иконами и лампадкой,
поэтому его называют еще «святым».
Как правило, повсеместно в России в
красном углу кроме божницы
находится стол, лишь в ряде мест
Псковской и Великолукской губ. его
ставят в простенке между окнами против угла печи. В красном углу
подле стола стыкаются две лавки, а
сверху, над божницей, — две полки
полавочника; отсюда западноюжнорусское название угла «сутки»
(место, где стыкаются, соединяются
элементы убранства жилища).
Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во
время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын
располагался по правую руку от отца, второй
сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не
достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от
переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных
скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в
доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их
нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба
выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего:
стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и
на полках была расставлена будничная утварь.
На полутёмном фоне интерьера
крестьянской избы у стола на
скамье сидит крестьянка с
плачущим ребёнком на руках и
замахивается ложкой на
мальчика
Короткая лавка — лавка, идущая
вдоль передней стены дома,
выходящей на улицу. Во время
семейной трапезы на ней сидели
мужчины.
Лавка, находившаяся около печки,
называлась кутной. На нее ставили ведра с
водой, горшки, чугунки, укладывали
только что выпеченный хлеб.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где
расположена дверь. Она использовалась
женщинами вместо кухонного стола и
отличалась от других лавок в доме
отсутствием опушки по краю.
Лавка судная — лавка, идущая от печи
вдоль стены или дверной перегородки к
передней
стене дома. Уровень поверхности этой
лавки выше, чем других лавок в доме.
Лавка спереди имеет створчатые или
раздвижные дверцы или закрывается
занавеской. Внутри нее расположены
полки для посуды, ведер, чугунков,
горшков.
Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей
части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или
ящика с задвижными дверцами. Свое название коник получил, вероятно,
благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую
сторону. Коник располагался в жилой части крестьянского дома, около дверей. Он
считался «мужской» лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Здесь они
занимались мелким ремеслом: плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь,
вязали рыболовные сети и т.п. Под коником находились и инструменты,
необходимые для этих работ.
Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об
отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали — на лавку или на
скамью.
Заключение
Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья,
родня. В жизни человека дом имеет большое значение,
потому что с домом связаны все основные семейные
обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась
жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и
заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным
жилищем.
Таким образом, Культура русского народа. Обычаи,
обряды, занятия, фольклор, прелесть русской
крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук
человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве
дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир
человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается
нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим,
утилитарным подходом, но мы все равно стараемся
соблюдать обряды русского народа, которым
насчитывается уже много веков.
Спасибо за внимание! Список использованной
литературы:
1. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в
жизни человека» Москва «Просвещение» 2006
2. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и
художественный труд. Программа» Москва
«Просвещение» 2005
3. http://www.skachatreferat.ru/
4. http://referatplus.ru/
Как выглядел средневековый дом в средневековой жизни?
Загружается…
Единственным типом средневековых домов, сохранившихся до наших дней, являются дома богатых. Они выжили, потому что были сделаны из камня.
Средневековый дом в период раннего средневековья – Дворяне и женщины
Средневековый дом, безусловно, был символом класса и статуса. Этот средневековый коттедж тринадцатого века был реконструирован музеем Уилда и Даунленда в Сассексе, Англия. В нем жили лорд поместья, его семья и слуги. Он состоит из двух комнат, в одной из которых находится очаг, который должен был быть основной жилой зоной. В другой комнате находится каменная печь.
Дом был бы очень темным и задымленным внутри, так как в нем нет дымохода и есть только маленькое окно. Животные должны были быть размещены в отдельном здании, вероятно, в деревянном сарае, а другое здание использовалось для хранения урожая, выращенного на земле вокруг дома.
Средневековый дом в период позднего средневековья – Дворяне и женщины
В период позднего средневековья дома богатых строились из кирпича. Однако кирпич был очень дорогим, поэтому многие предпочитали строить фахверковые дома, которые сейчас обычно называют домами эпохи Тюдоров.
На крышах использовалась черепица, а у некоторых были дымоходы и стекла в окнах. В этих домах было два или более этажей, и слуги спали наверху.
«Действительно ли средневековые женщины носили пояс целомудрия?»
Чтобы посмотреть полный подкаст «History Unplugged», нажмите здесь!
Средневековый дом раннего средневековья – Крестьяне
Крестьянские дома этого периода не сохранились, потому что они были сделаны из бревен, соломы и глины. Это были однокомнатные домики, которые семья делила с животными. Они строили свои дома сами, потому что не могли позволить себе платить кому-то за их постройку. Самые простые дома были сделаны из палок и соломы. Это был общий план средневекового дома.
Позднее Средневековье – Крестьяне
Черная смерть 1348 года унесла жизни большого числа крестьян. Это означало, что крестьян не хватало для работы в поле. Землевладельцы, отчаянно нуждавшиеся в работниках для сбора урожая, начали предлагать заработную плату всем, кто будет работать на их земле. Крестьяне впервые получили возможность предлагать свои услуги землевладельцу, который платил бы самую высокую заработную плату.
Идет загрузка…
Как и сегодня, богатство играло роль в средневековом доме. Имея больше денег, крестьяне могли позволить себе лучшее жилье, и многие теперь жили в глинобитных домах.
Дома из плетня и глины были выше и шире, чем простые дома из бревен и соломы. Они также предлагали лучшую защиту от непогоды. Они были сделаны, сначала соорудив каркас из дерева, а затем заполнив пробелы плетнем (плетеными ветками). Наконец, ветки были обмазаны грязью, которая, высыхая, образовывала твердую стену.
Эта статья является частью нашей большой подборки постов о средневековье. Чтобы узнать больше, нажмите здесь, чтобы просмотреть наш исчерпывающий путеводитель по Средневековью.
Эта статья также является частью нашей большой подборки постов о средневековой жизни. Чтобы узнать больше, нажмите здесь, чтобы просмотреть наш исчерпывающий путеводитель по средневековой жизни.
Процитировать эту статью
«Как выглядел средневековый дом в средневековой жизни?» История в сети
© 2000-2023, Salem Media.
2 марта 2023 г.
Дополнительная информация о цитировании.
Интерьер крестьянского дома Василия Максимова Репродукция картины Продам
Интерьер крестьянского дома. Василий Максимов. Репродукция картины на продажу.
Возможно, в вашем браузере отключен JavaScript. Для максимально удобной работы с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Меню
Аккаунт
Подпишитесь на нас
Василий Максимов — 50 работ
ИнтерьерДом
Перейти в конец галереи изображений
Перейти в начало галереи изображений
Иметь репродукцию музейного качества ручной работы «Интерьер крестьянского дома» Василия Максимова (1844 — 1911). Ваша копия картины Интерьер крестьянского дома будет на 100% написана вручную маслом на холсте на уровне художника одним из наших талантливых художников. Вы можете оформить его в рамку и повесить.
Художественная отделка
Предварительный просмотр
Доставка
Подлинный : 100% ручная работа, масло на холсте
Качество : Только музейное качество
студийных артистов : от артистов с 15+ годами опыта
Доставка : Всемирная бесплатная доставка с отслеживанием
Предварительный просмотр : См. Фотографии перед отгрузкой
Возвращение : 30-й день в день.
Подробнее
Подробнее
Отзывы
Интерьер крестьянского дома — работа русского художника Василия Максимова (1844 — 1911). Это один интерьер и дом и дача картина маслом на холсте создана в 1869 году. Картина принадлежит Государственному Русскому музею — Санкт-Петербург и доступна для широкой публики. Василий Максимов написал больше всего картин о фигуре, картине и портрете.
Для точного воспроизведения наши художники изучат творчество и технику Василия Максимова. Вы можете настроить размер картины и раму для декора или подарка, от 14 на 13 дюймов до размера стены. Наши художники по умолчанию используют масло на холсте. Вы также можете запросить немасляные носители. Захотелось антикварной рамы из музея? Посмотрите рамы для резьбы по дереву или запросите репродукцию рамы, которая подойдет к вашим Интерьер крестьянского дома Реплика.
Интерьер крестьянского дома находится в общественном достоянии США, поэтому не стесняйтесь копировать или использовать его.