Содержание
Интерьер казачьего куреня — Автор Дона
Изучение форм мебели на Дону заставляет обратиться к литературным и документальным источникам, произведениям живописи, рисункам, фотографиям. Основная информация по оформлению донских интерьеров – рассказы старожилов сельской местности. Обустройство жилого пространства позволяет нам лучше понять психологию и философию людей того времени, их мироощущение и восприятие.
На основе изучения обобщенных данных, в Старочеркасском музее были воссозданы интерьеры эпохи Х1Х – ХХ век. Прежде всего, нужно отметить, что мебель, представленная на выставках и хранящаяся в фондах Старочеркасского музея, почти полностью фанерована.
Фанерование – это техника наложения тонких пластин древесины или шпона более ценных пород, чаще всего «эбонового дерева», на основу из менее ценной древесины. Фанерованная мебель была очень востребована как городскими, так и сельскими обывателями среднего класса Дона. Она выполнена очень качественно и до наших дней отлично сохранилась в домах станичных донских хуторов.
Кухня
Кухня — всегда была самой важной комнатой в интерьере жилища донского жителя. В кухне ели, спали, готовили еду, обсуждали семейные проблемы, иногда принимали гостей.
Главное место здесь занимал обеденный стол с массивной столешницей и такими же ножками. Форма стола могла быть круглой, квадратной или овальной. Размер стола зависел от количества членов семьи. Иногда стол покупали большой, с расчетом на приглашаемых гостей. Вокруг стола устанавливались стулья. В Старочеркасском музее есть стулья, которые на Дону всегда называли венскими, хотя автором такой техники производства был немец Михаел Тонет. Впервые он выполнил такую мебель для венского кафе. И, как часто случается в жизни, кафе, где видели такие необычно красивые стулья, запомнили, а автора позабыли. Технология изготовления таких стульев была сложной, и их выполняли обычно в крупных городских мастерских.
В небольших провинциальных городках выполняли мебель упрощенных форм, которая не требовала использования тонких, дорогостоящих инструментов. Чаще всего это были вручную выполненные резные скамьи, которые собирались из отдельных досок. Стояли такие скамьи обычно у стены. На них было удобно не только сидеть, но и спать. Скамья была значительно шире лавки и покрывалась самоткаными «полавочниками». В будние дни «полавочники» были «попроще», а в праздники нарядные шелковые или шерстяные.
В казачьих семьях было много детей, и поэтому в кухне или спальне висела деревянная детская колыбель. Она была широкой и длинной, рассчитанной на то, что ребенок будет расти. Существовало поверье, что колыбель нельзя удлинять или за ненадобностью сжечь. Это могло сократить жизнь младенцу.
Колыбелька выстилалась небольшим матрасиком или «кожушинками» из овчины. Овечья шкурка использовались и как пеленки (некоторые специалисты предполагают, что овечья шерсть обладает антисептическими свойствами).
Колыбелька имела шатровое покрытие из ткани, которая укрывала ребенка от чужого глаза и, конечно, защищала от назойливых мух и комаров. Внутри вшивались иконы.
Подвесная колыбель была удобна тем, что ее можно было взять с собой в поле и разместить на любое дерево или крючок.
В домашнем хозяйстве использовали подвесные полки, на которых размещали кастрюли и обеденную посуду. Вымытую чистую посуду ставили вверх дном, чтобы быстрее высыхала.
Размещалась на кухне мебель, которую хозяин выполнял сам. Вручную, часто при помощи топора, пилы или ножа, местные казаки изготавливали маленькие, низенькие табуреточки, стульчики для детей, невысокие лавки для размещения ведер с водой или корыт для теста. Строительным материалом служили дуб, клен и даже плодовые деревья вишня, яблоня, груша.
Особое место занимал сундук. Всегда прочный и массивный он служил местом для хранения ценных семейных бумаг, теплой зимней одежды, для сидения и даже размещения на ночлег. Если мебель было можно изготавливать из пород любого дерева, то сундук, как правило, делали из дуба.
Дуб с древности являлся символом бессмертия, крепости, долголетия и супружеской верности. Сундук для прочности по углам и сторонам покрывали полосами железа. Часто на полосы металла наносили рисунок. Использовали, в основном, кованое железо. В сундук родители складывали приданое дочерей: полотенца, одеяла, подушки. В нем же перевозили это приданное в дом жениха за два дня до намеченной свадьбы.
Необходимой мебелью на кухне был стол с двумя закрывающимися дверцами и сразу под столешницей выдвижным ящиком, в котором находились ложки, вилки, ножи. У нас на Дону такой стол называют – «конторка». За дверцами в нижней части стола размещались миски, тарелки, кастрюли, сковороды. За таким столом хозяйка стоя готовила обед: резала, крошила, расталкивала. Конторка располагалась близко к печи. Это было очень удобно, так как под рукой всегда были необходимые для приготовления обеда предметы.
Казаки были глубоко верующими людьми, и в каждой комнате был святой угол с обилием икон. В красном углу донской кухни тоже находились иконы. На небольшой угловой, плотно крепленной к стене деревянной полочке стояли одна или несколько икон. Полочка украшалась пеленою. На полочке под образами лежало крылышко птицы для смахивания пыли с образов.
Парадная комната – зал, зала, горница.
Так как Дон разливался почти каждый год, казаки строят свои дома в два этажа.
Первый этаж — не жилой, его называют «низы». Хозяин с семьей живет на втором этаже, такой этаж называют «верхи». Среди жилых комнат второго этажа парадная комната — зал, зала, горница.
Важным предметом мебели в этой комнате была горка. Она состояла из двух частей. Нижняя часть напоминала стол – конторку с двумя створками небольших дверей и выдвижным ящиком. Верхняя часть была застеклена с трех сторон. В верху хранили красивую яркую посуду, которую покупали отдельными предметами на рынках Дона.
Купленную посуду ставили в шкафчик и ею почти никогда не пользовались — любовались. Гость, взглянув на посуду в горке, судил о достатке хозяина. Поэтому каждый стремился купить посуду «подороже и побогаче». Горку украшала деревянная накладная резьба. По центру дверей горки был встроен внутренний замок, который замыкался на ключ. Открыть горку без разрешения хозяйки было нельзя.
Стол в горнице предназначался для приема гостей. Его называли «простеночный». Он раздвигался, а за ним рассаживалось большое количество людей. Ножки стола были небольшие, квадратной формы или круглой. В таком раздвижном столе одна пара ножек имела «проножную» перекладину для более прочной устойчивости в работе. Столешница на столе прямоугольной формы, но на Дону в начале ХХ века столы в казачьих интерьерах основном были круглые. Круглая форма стола символизировала знак согласия, примирения, сглаживания конфликтных ситуаций, равноправия всех членов семьи.
Необходимой мебелью в зале был комод. Появившись на рынке, он очень органично вписался в донской интерьер. Его ставили вплотную к стенке, и за весь период своего существования его не переставляли в другое место. На Дону были распространены комоды с тремя или четырьмя горизонтально расположенными выдвижными ящиками. Каждый из этих ящиков имел фурнитуру (ручки, замки). Комод опирался на невысокие, массивные ножки-балясины. По ширине комоды всегда больше, чем по высоте. Женщины в ящиках комода хранили бижутерию, постельное белье и вещи, которые должны быть всегда под рукой. Сверху на комод ставили семейные фотографии, раскладывали вышитые или вывязанные вручную салфетки.
Стулья в донском жилище были не только для обеденных столов, ими украшали и парадные комнаты. Они являлись наиболее подвижной частью мебели. До изобретения стула гости и хозяева сидели на лавках или табуретах. И благодаря стульям, появилась возможность сидеть отдельно каждому человеку. Стул появился из табурета, когда к основе приделали спинку. Стул легко переставляли по комнате. На Дону бытовало большое разнообразие форм стульев. В их числе формы с обивкой сидения и спинки кожей или дерматином. Такие стулья украшали мебельными медными гвоздями, а плоскость спинки дополняли резьбой.
Дополняли интерьер мебели угловые тумбочки или столики. Они обычно ставились под иконами в красном углу. На такую угловую мебель по большим церковным праздникам ставили цветы, пасхальные куличи и яйца. В обычные будничные дни хранили церковные книги и молитвенники.
Спальня (конец 19 – начало 20 века).
В родительскую спальню вход детям был строго запрещен. Кровать обычно была из дерева со спинками различной высоты. У изголовья спинка была выше или вровень со спинкой у ног. Нижний каркас кровати имел широкие дощатые перекладины (4-5 шт.). На каркас укладывали 3 матраса. Первый — соломенный, второй — шерстяной, третий — тонкая перина. Укрывались тоже тремя одеялами.
Уголь и дрова даже в начале 20 века стоили дорого. Отапливали жилые помещения бурьяном, заготовленным еще с лета, подсолнухом, початками кукурузы. На кровати выставляли подушки горкой и обязательно покрывали их прозрачными накидками.
По праздникам кровать застилали нарядными покрывалами ручной работы.
В спальне также стояли сундуки, иногда могла стоять швейная машина.
На стенах висели зеркала в резных деревянных рамках. Зеркала в интерьерах богатых казачьих домов появляются в 19 веке. В начале 20 века они повсеместно распространены и среди рядовых казаков. Обычно их вешали между простенками, под которыми помещались небольшие столики.
На полу лежали домотканые половички или вязанные круговые коврики — изделия из разрезанных на полоски частей ткани.
Мебель середины 18 века.
В экспозиции Старочеркасского музея представлен интерьер середины 18 века.
Мебель (реконструкция) выполнена по зарисовкам и описаниям в исторических документах этого периода. Дополнением послужили воспоминания и рассказы очевидцев – информаторов станицы Старочеркасской.
Основная мебель в интерьере — столы с длинной прямоугольной столешницей. Выполнена столешница из широких, плотно пригнанных, дубовых досок. Ножки стола массивные: квадратной или прямоугольной формы. Рядом со столом расположены лавки.
Как известно в 17 веке на лавках сидела вся Россия, включая и царя. Но уже в 18 веке мастерами по мебели были разработаны многие конструктивные элементы, которые используются до нашего времени.
Для донских мебельных форм характерно применение встроенной мебели. Такая мебель обычно стояла у стены и плотно, неподвижно крепилась в стену, используя ее как наиболее прочную опору. К такой встроенной мебели относились: лавки, шкафы, столы. И, значительно позже, такая мебель «отрывается» от стены и становится самостоятельной единицей. Но встроенные лавки еще долго использовались на кухне или в коридоре жилого дома, облегчая хозяйке размещение и использование бытовой утвари в подсобном помещении.
На лавках размещают посуду, кастрюли, керамические емкости для соления овощей.
Богатые казаки на стенах развешивали ковры, иногда такие ковры лежали и на полу. В музее представлен персидский ковер 19 века. Таких ковров во дворце Д. Ефремова было 600 штук. Почти весь 20 век ковры были показателем зажиточности казака.
Кроме ворсовых ковров были плюшевые и баракановые с сюжетами на восточные темы. На коврах развешивали оружие, за которым всегда ухаживал лично хозяин дома.
В казачьем курене всегда поддерживалась чистота и уют.
Материал предоставил старший научный сотрудник
культурно-образовательного отдела
Староческасского музея-заповедника
Мазур Любовь Ивановна
Курень: дом, где жили казачьи семьи
В куренях казаки и члены их семьи ели, спали, занимались домашними делами, а в холодное время держали только что родившихся домашних животных. С виду курень ничем не отличается от обычного сельского дома, но всё же имеет свои особенности. Как он устроен внутри, сколько в нём комнат, где хозяева отдыхали и где принимали гостей? Рассказываем.
Особенности строительства куреня и народные приметы
Такие строения могли быть одно- и двухэтажными, сделанными из глины, дерева или камня – всё зависело от местности и благосостояния хозяев. Место для казачьего куреня выбирали основательно, прислушиваясь к советам авторитетных знающих казаков и свято следуя приметам.
Согласно одной из примет дом следовало строить там, где когда-то находился муравейник. Люди верили, что в этом случае хозяин и вся его семья будут такими же трудолюбивыми как и муравьи, а значит, в доме всегда будет достаток. Дурной приметой было сооружать дом на пепелище или на месте, где раньше проходила дорога – это грозило хозяину преждевременной смертью.
Казачий курень. Фото Владимир Сашко.
А что внутри?
В дальнем левом углу каждого куреня стояла русская печь с лежанкой. Угол справа от входной двери назывался «красным» (передним): он содержал полочку и киот, и был украшен изображениями святых. Дабы не задеть низкую притолоку, всякий, кто входил в дом, должен был невольно поклониться, снять головной убор и перекреститься перед иконами. К месту под образами относились с особым благоговением. В дни свадебного торжества сюда сажали молодых, здесь принимали самых дорогих гостей, а в дни скорби здесь прощались с покойником.
Также справа от входа стоял обеденный стол и лавки, прочно прикреплённые к полу, а рядом – шкаф для посуды. Для хранения кухонной утвари вокруг печи сооружали лавки и полочки: этот угол называли «бабьим», а чтобы не было видно, как хлопочет хозяйка, его завешивали занавеской. Кстати, женщине приходилось внимательно следить за чистотой печи и занавески, ведь именно они были показателем её аккуратности и чистоплотности.
Места для работы и отдыха
В казачьих семьях строго придерживались обычаев. Например, женщинам не позволялось даже ненадолго присесть на мужскую лавку, а мужчины старались не заходить за занавеску, отделявшую «бабий» угол.
У каждой супружеской пары было своё место для отдыха, причём его выбор зависел от возраста человека. Хозяева спали на кровати, а если в семье были маленькие дети – родители ставили рядом с кроватью лавки, и на них сооружали для малышей постель. Старые люди устраивались на печи. На полатях, куда было неудобно забираться, спали дети, молодые незамужние девушки и женщины, чьи мужья ушли на службу. А на полу стелили неженатой молодёжи.
Парадные помещения
Если в курене было четыре комнаты, одну из них отводили под парадную спальню: здесь размещали приезжих родственников и других гостей. Эту же комнату первое время своей семейной жизни занимали молодожёны. Кровать в парадной спальне была оформлена нарядно, даже празднично. Сверху на неё стелили красивое домотканое шерстяное или конопляное покрывало, а сверху украшали пирамидой из перьевых подушек.
Почётных гостей принимали в небольших парадных помещениях – «заликах», здесь же совершались молебны и панихиды. Помимо изображений «святых и мирских» на стены вешали портреты государя и членов императорской семьи.
На стенах «заликов» часто можно было увидеть портреты военачальников и картины с изображением парадов, сражений и других свидетельств воинской доблести. И среди всего прочего – пожелтевшие от времени, в некрашеных рамах фотографии прежних жителей казачьего куреня.
Внутри идеологического обновления Украины — Новая Восточная Европа
Казачий дом — динамичный общественный центр, основанный в апреле 2016 года молодыми националистическими активистами. Он широко известен как гражданский бастион радикального движения «Азов», призванного продвигать правые взгляды и возрождать украинский национализм.
4 октября 2017 г. —
Нина Бойченко
— Hot TopicsВыпуск №5/2017ЖурналИстории и идеи
Источник: Батальон Азов»/Батальон «Азов» (КК) / youtube.com
В Украине набирают влияние праворадикальные группировки. Их националистическое мировоззрение делит людей на тех, кто «с нами», и тех, кто «против нас». Внутри этих групп независимая мысль часто приравнивается к предательству или сепаратизму, и ее часто быстро называют «кремлевской пропагандой». Здесь мало места для серых зон, нет золотой середины и нет нюансов. В своей борьбе за сердца и умы радикальные националистические организации в Украине обращаются к различным социальным группам (особенно к молодежи) с целью создания сообщества патриотически настроенных «новых украинцев». Казачий дом, управляемый движением «Азов», печально известным использованием неонацистской и эсэсовской символики, является одним из примеров этого явления. Их цели ясны, как гласит одна из листовок, рекламирующих центр: «Завтра мир будет принадлежать либо нам, либо никому. Сегодня ты либо присоединяешься к нам, ты сильный и решительный, либо навсегда останешься частью серой массы».
Уродливое дитя Евромайдана
Казачий дом — это активный общественный центр, основанный в апреле 2016 года и посвященный популяризации правых взглядов. Он основан на переулке Тараса Шевченко в историческом центре Киева, внутри здания, в котором когда-то располагалась гостиница «Казак». Здание захватили «черненькие человечки», молодые украинские патриоты времен Революции Достоинства. Хотя юридически он до сих пор принадлежит своему первоначальному владельцу, со времен Евромайдана он стал площадкой для самозахвата различных патриотически настроенных организаций и молодежного волонтерского движения. Он также использовался в качестве основной учебной базы для того, что позже стало полком «Азов». Сегодня, по данным «АзовПресс» (официальный представитель полка «Азов»), Казачий дом является гражданским бастионом более широкого движения «Азов».
Многоцелевой молодежный комплекс «Казачий дом» стремится удовлетворить потребности и интересы общества практически на всех уровнях: в нем есть литературный клуб, тату-салон, магазин «военная зона», клуб английского языка, несколько спортивные залы и даже художественная мастерская. Здесь также размещаются бойцы полка «Азов», а также иностранные боевики, участвующие в войне на стороне Украины. Спонсируемый движением «Азов», центр организует занятия по истории правых идей, которые в основном проводят кандидаты наук, связанные с партией «Национальный корпус» (политическое крыло «Азова»), а иногда и сторонние эксперты. Координирует всю работу Андрей Билецкий, военный и политик, лидер Национального корпуса.
На идеологическом уровне Казачий дом был создан по образцу CasaPound Italia, неофашистского итальянского движения, основанного Джанлукой Янноне, которое в 2003 году захватило шестиэтажный многоквартирный дом в Риме и открыло крайне правый сквот. Это место стало домом для семей членов движения, а также для различных социальных и культурных инициатив, библиотеки, тренажерного зала и даже студии звукозаписи. Но Казачий Дом черпает вдохновение в других европейских движениях, в том числе и во французском .Mouvement d’action sociale , шведское Nordisk Ungdom , польское Młodzież Wszechpolska и литовское Lietuvių Tautinio Jaunimo Sąjunga . Как и его зарубежные коллеги, Казачий Дом стремится стать источником идеологического обновления украинского национализма.
Неон и листовки
Проходя по улице Шевченко в сторону Майдана, вы можете увидеть казачий дом с правой стороны, перед Макдональдсом. На фасаде по обе стороны от входа висят транспаранты с эмблемами Черного корпуса (один из символов Азовского полка). Дверь украшает стилизованное изображение вольфсангеля — популярного символа в нацистской Германии — с перекрывающимися буквами «I» и «N», означающими «идея нации» (9).0019 Ідея Нації ). Дверь закрыта. Нажимаю кнопку у входа и жду. Когда гудение показывает, что дверь открыта, я вхожу.
Поднимаюсь наверх и оказываюсь в темном коридоре, где стены выкрашены черной краской. Единственным источником света являются две впечатляющие светодиодные эмблемы. Слева – символ Вольфсангеля, а справа – изображение с профилем лица казака. Рядом с входной дверью я нахожу привлекательный журнальный столик с листовками. Я беру несколько и просматриваю их один за другим. Некоторые из листовок представляют собой простые агитационные брошюры, предлагающие бесхитростные популистские сообщения, которые обычно не меняются, кем бы ни был посланник. Но есть и другие. Я останавливаюсь и читаю. Есть листовка, рекламирующая патриотический молодежный лагерь «Азовец», где молодых украинцев приглашают провести две недели с бойцами полка «Азов», чтобы на практике ознакомиться с военной техникой и прослушать лекции по истории Украины. В нем упоминается тур на выживание даже для самых юных украинцев.
Листовка, подготовленная молодежным союзом «Студент авангард », который стремится изменить общество и навести порядок на улицах Украины, призывает молодежь принять участие в занятиях по выживанию и тактической медицине, а также в политических дискуссиях и военная подготовка. Есть также несколько буклетов Национального корпуса. Как объясняют, современная Украина унаследовала представление о том, что граждане не имеют права на индивидуальную защиту и вынуждены полагаться на защиту государства от советской пропаганды. Решение, по их словам, заключается в легализации личного огнестрельного оружия в Украине, поскольку «оружие в руках граждан превращает людей в нацию и поднимает национальный дух».
В последней брошюре с отчетливым названием «Крепкая семья – сильное государство» поясняется: «демографическая ситуация в стране катастрофическая. Население стареет. Лучшие умирают». Авторы брошюры рекомендуют государству оказывать материальную поддержку молодым семьям на основе шкалы индивидуальных заслуг. Те лица, которые ведут «асоциальный» образ жизни, т. е. алкоголики, наркоманы, нищие, бездомные и наркоторговцы, должны быть лишены социальных льгот. Последняя строчка пугающе гласит: «Высшей социальной ценностью государства следует признать традиционную семью, а не отдельного человека… потому что традиционные семейные ценности, брак и материнство являются основой здорового национального организма».
Лекция
Я добрался до третьего этажа. Лестница покрыта профессиональными фотографиями из зоны боевых действий. Одна из них носит название «Пулеметчик за работой». Случайно зайдя в комнату, я оказываюсь в ванной, где унитаз изнутри выкрашен в красный цвет, что наводит на мысли об антисоветской и антироссийской символике.
В соседней комнате молодой лысый мужчина в черной футболке, плотно облегающей грудь, и с прикрепленным к поясу ножом рассаживает новичков в классе.
«Привет, я пришел на лекцию», — слышу я свой голос. «Идите в лекционный зал и садитесь», — отвечает молодой человек. Зал, в котором происходит идейное обновление молодой нации, находится по соседству. Как и на первом этаже, стены выкрашены, а оконные рамы окрашены в красный цвет. В комнате темно, вне досягаемости дневного света. На стенах висят фотографии зоны боевых действий. В углах есть несколько полупустых книжных полок. Различные стулья, не соответствующие друг другу, стоят перед лекционным столом. Именно здесь проходят лекции о различных деятелях, таких как Юлиус Эвола, Эрнст Юнгер, Эмиль Чоран и других ведущих мыслителях-националистах.
Сегодня собрание посвящено жизни и деятельности французского националиста Доминика Веннера и проходит в ознаменование четвертой годовщины его самоубийства, совершенного в надежде пробудить память французского народа об истоках нации и в знак протеста против легализации однополых браков и массовой иммиграции. Как сообщает описание события, «его последний поступок — самоубийство в соборе Парижской Богоматери — это не только физический акт самоуничтожения, но и более широкий акт неповиновения современному миру и последний вызов, молчаливое обвинение полумертвые институты, которые не смогли сохранить дух Европы». Как поясняют организаторы мероприятия, в предсмертной записке Веннер написал, что пришло время действовать и «мы не можем позволить угаснуть пламени Духа Европы».
Аудитория разнообразна и включает в себя много молодых людей в военной форме и студентов, а также несколько пожилых людей с проницательными лицами. Судя по бурным обсуждениям, большинство из них – постоянные посетители Казачьего дома. Андрей Волошин, философ, связанный с движением «Азов», рассказывает об увлечениях Веннера в молодости (таких как охота и оружие) и его участии в алжирской войне, которая очаровала его, потому что она была «похожа на охоту». Он упоминает о раннем опыте Веннера в политической и уличной активности, и на его лице появляется жуткая улыбка. Когда он рассказывает, как Веннер вместе с другом избил «четырех негров», тусовавшихся с белой девушкой, его улыбка превращается в смех.
Он упоминает восхищение Веннера Клаусом Шенк фон Штауффенберг и другими консерваторами, которые противостояли Гитлеру. Веннер, объясняет Волошин, сосредоточился на вопросе о том, что произошло бы, если бы они не добились успеха. Ведь если бы это было так, судьба Европы могла сложиться совсем иначе. Отвечая на собственный вопрос, Веннер сначала сказал, что фон Штауффенберг не удовлетворен отношением фюрера к русским и украинцам. В конце концов, эти люди приветствовали немецкие войска как спасителей от ужасов большевизма. Однако, к сожалению, Гитлер этого не понял и отдал приказ зверски убить их.
Волошин поясняет, как в одной из своих книг Веннер цитирует маршала Эриха фон Манштейна, одного из лучших генералов вермахта того времени, который из-за разногласий с Гитлером по поводу стратегии на Восточном фронте ушел в отставку и был отстранен от команда. Веннер, видимо, процитировал его слова: «Мы проиграли войну, когда, захватив Киев, отказались вывешивать украинский флаг на здании Верховной Рады. Если бы мы тогда дали украинцам независимость, все могло бы сложиться иначе».
Ближе к концу философ говорит об отношениях с Россией, указывая на то, что Веннер, как и многие другие представители новых правых, довольно позитивно относился к России по сравнению с США. Но поскольку Веннер покончил с собой до начала русско-украинской войны, мы не можем сказать, каково было бы его отношение к конфликту. Однако, по словам Волошина, Веннер был настроен проукраински и ему просто не хватало информации о России. Встреча завершилась бурными аплодисментами.
Аудитория
После лекции молодой студент, завербованный на первом курсе организацией «Месть», жуя зубочистку, объясняет мне, как он и его друзья решают социально значимые вопросы. Они заняли здание одного из киевских вузов, так как его незаконно сдавали в аренду стороннему лицу, а этому пространству можно было придать более полезную, социальную функцию. Он поясняет, что если раньше в своей работе они применяли преимущественно силовые методы, то теперь предпочитают дипломатические решения. Подробностей он не сообщает, но намерен создать собственную политическую партию.
Супружеская пара лет сорока пяти не скрывает своей поддержки, когда ее спрашивают о Казачьем Доме: «Надо различать бойцов «Азова» и общественную деятельность «Азова». Они не связаны друг с другом». Заявление поражает, учитывая вездесущность символов Азова. «Про полк «Азов» говорят разное, хотя против них ничего не доказано», — продолжает пара. «Вы знаете, как в наши дни клевещут на людей. Сами понимаете, кому это выгодно. И мы не видим ничего плохого ни в их общественной деятельности, ни в Казачьем Доме. Это отличное место с познавательными лекциями и различными мероприятиями как для детей, так и для взрослых», — поясняют они.
«Наши дети могут приходить сюда и проводить время с пользой, вместо того, чтобы болтаться на улице. Они могут заниматься боевыми искусствами, читать книги, ездить в спортивные лагеря». Под спортивными лагерями, вероятно, подразумевают неоднозначный военно-патриотический поход «Азовец», печально известный тем, что знакомил детей с зоной боевых действий. «У них потрясающие инициативы, они сильны и могут построить новую страну. А что касается агрессии и неофашистских настроений, то это все слухи. Ничего подобного мы не заметили. Скажите, агрессии вы не видели?» — спрашивают они риторически.
«Знаете, когда я наткнулась на страницу Казачьего Дома в Facebook, — говорит присоединившаяся к разговору русскоязычная женщина средних лет, — я проверила их работу, и все их инициативы по отдельности казались безобидными и полезными, но в целом… понимаете, эта сосредоточенность на общественной жизни с изрядной долей идеологии напоминает мне гитлерюгенд и комсомол», — признается она.
«В любом случае, я хотел узнать больше об этом движении. И я знаю два способа узнать: прочитать и спросить. Я уже прочитал все статьи; вот почему я пришел спросить. Приехав, я увидела в библиотеке молодого человека и сказала ему, что ходят слухи, что они неонацисты и что я не хочу в это верить, но я пришла спросить», — говорит она. «Нет, — ответил молодой человек, — мы националисты, мы ничего не имеем против других национальностей и национальных меньшинств, проверьте бухгалтерию — нет Mein Kampf здесь». Действительно, не было.
Дама продолжила: «Следующий мой вопрос был о Бандере. Я сказал, что не вижу в нем национального героя и что мне трудно оставить без внимания вопрос о его сотрудничестве с фашистами, хотя я могу понять его мотивы. Я сказал, что меня удивляет героизация таких людей из-за того, что они сделали с евреями и поляками. Отчасти я имел в виду Волынскую резню, но конкретнее ее эхо было еще слышно в обществе. На это он ответил, что убивают не только поляков, но и украинцев. Но это был не мой вопрос».
Я вышел из здания с некоторым беспокойством и несколькими вопросами, которые роились в моей голове. После очередной революции у меня сложилось впечатление, что украинское общество все еще ждет своего мессию, основательного обновления общественной жизни. Пути, которые лежат впереди, разнообразны. Будем надеяться, что то, что предлагают Казачий Дом и Азов, не является конечным пунктом.
Нина Бойченко — аспирант кафедры культурологии Ягеллонского университета. Ее магистерская работа посвящена новой украинской национальной идентичности.
Азов, Казачий дом, национализм, Украина
Изба Ленина в Разливе | Amusing Planet
В июле 1917 года, после того как вооруженная демонстрация большевиков в Санкт-Петербурге против российского губернского правительства переросла в насилие, Временное правительство издало приказ об аресте более сорока видных лидеров большевистской партии, в том числе Владимира Ленина. . Чтобы избежать ареста и судебного преследования, Ленин и его коллега-большевик Григорий Зиновьев, переодевшись, бежали из Санкт-Петербурга, но далеко не ушли. Ленин решил укрыться сразу за городом, в небольшом поселке Разлив, чтобы иметь постоянную связь с партийными работниками и быть в курсе ситуации в столице. Он укрылся в доме другого рабочего-большевика, Николая Емельянова, который работал на соседнем Сестрорецком оружейном заводе.
Копия барака, в котором прятался Ленин во время пребывания в Разливе. Фото предоставлено: Анна Проненко/Panoramio
Несколько дней Ленин провел на сеновале амбара Емельянова, но когда до Санкт-Петербурга дошли слухи, что Ленин работает слесарем на оружейном заводе, стало очевидно, что не может оставаться там надолго, потому что в любой момент в доме Емельянова может быть произведен обыск. Так Емельянов перенес Ленина и Зиновьева под видом финских косарей на пустынный юго-восточный берег озера. Там, на берегу озера, на небольшой полянке, окруженной густым кустарником, Емельянов помог Ленину и Зиновьеву построить из веток и накрытых сеном избушку. Стог сена поставили рядом с хижиной, потому что Ленин и его друг будут жить как финский крестьянин, заготавливающий сено.
Ленин пытался сделать все возможное. Два пня служили столом и стулом. В большой нише для стопки хранились бумаги и рукописи, принесенные ему разными членами семьи Емельянова, которые также кормили беглецов. Рядом с хижиной на кольях висел котел, в котором заваривали чай. Для отдыха Ленин и Зиновьев помогали Емельянову косить сено. Они даже купались. Но ночью комары портили жизнь.
«Как бы ты ни прятался от них, они всегда доберутся куда хотят и часто будут тебя есть. Но с этим ничего нельзя было поделать; надо было просто подчиниться», — вспоминал Емельянов.
Только дождь приносил им облегчение, но он также сделал все мокрым, так как соломенная крыша протекла, как решето. Именно в этих ужасных условиях Ленин начал работу над книгой «Государство и революция», изложением того, как, по его мнению, будет развиваться социалистическое государство после пролетарской революции и как с этого момента государство будет постепенно отмирать, оставляя чистое Коммунистическое общество.
Сарай Емельянова, теперь полностью огорожен. Кредит фотографий: www.razlivmuseum.spb.ru
Многие ведущие большевики также приезжали к Ленину в его хату под покровом темноты. Сын Емельянова стоял на страже и при виде незнакомцев начинал свистеть, подражая птичьему крику.
Однажды в дождливый день Ленин сидел в избе, когда ввалился казак, чтобы укрыться. Когда Ленин спросил его, что он делает, казак сказал, что охотится за кем-то по имени Ленин. На вопрос о преступлении, совершенном Лениным, он не смог ответить. Все, что он знал, сказал он, это то, что беглец «запутался» и очень опасен, и что он где-то поблизости.
После этого случая, а также мучений от дождя и комаров, Ленин и Зиновьев наконец покидают свою хижину. Они оставались у озера до 8 августа 1917 года, а затем переехали в Финляндию.
После смерти Ленина амбар Емельянова был объявлен историческим памятником, и в 1925 году был открыт музей. Позже, в 1970 году, к 100-летию со дня рождения Ленина, он был полностью остеклен.