Интерьер католического храма: Католический храм (здание). Часть 1.

Католический храм (здание). Часть 1.

Пока люди праздновали: остатки Нового года, день рождения Толкина, Рождество по юлианскому календарю — я писала-писала статью. Про устройство католического храма. Как-то раз, копаясь в турсайтах, встретила описание милой Сеговии, автор обзора сказанул, что кафедральный собор тамошний достаточно осмотреть снаружи — внутри там и нет ничего. Босюсь, я минут пять предавалась фантазиям о том, что в голове у данного автора и почему так получилось. Чтомы видеть, нужно смотреть, чтобы видеть, нужно понимать и быть готовым открыть для себя что-то новое. Людям, готовым это сделать, неважно, верующие они или нет и какой конфесии, и адресуется эта статья.

Собственно, перед вами черновик статьи — без картинок и не полностью отредактированный. Но мне захотелось похвастаться и получить от вас, френды, обратной реакции, каких-то замечаний и вопросов. В полностью готовом виде статья появится на моем (совместным с организацией Una Voce) свеженьком сайте для паломников и путешественников. Кстати, на сайте будут помещаться материалы не только авторства меня и друзей и родственников кролика, а кого угодно, лишь бы по теме. Так что — вэлком к сотрудничеству!

Католический храм

Каждое сооружение, созданное руками человека, имеет свое предназначение, свои функции. Странен и никому не нужен жилой дом, в котором невозможно жить, концертный зал, в котором нельзя проводить концерты. Возможно, с течением времени здание перестанет использоваться по своему назначению, но сама его конструкция подскажет нам, для чего же все-таки оно было построено. Вся архитектура здания указывает на его назначение, его детали призваны направлять внимание и мысль заходящего на определенные вещи. Ни одна деталь в здании не является случайной, все подчинено единому замыслу и цели.

Все вышесказанное относится и к католическим храмам. Часто можно услышать или самим задаться вопросами об отличительных элементах традиционной католической архитектуры и церковного убранства. Зачем нужна алтарная преграда? Зачем — статуи? Зачем — скамеечки для коленопреклонения? Зачем — колокола и колокольни? И что все это значит? Ответив на эти вопросы, мы получим более полное представление не только об устройстве храма, но и о символах и обрядах католичества, а главное – о внутренней сути католической веры.

Несмотря на различие архитектурных стилей, храмы в своей основе имеют нечто общее, ведь назначение этих зданий за две тысячи лет не изменилось. Итак, для чего же строились и строятся храмы? Прежде всего – для совершения богослужений, литургических служб. Ни один католический храм не строится так, чтобы в нем нельзя было проводить службы. Все остальные функции храма важны, но вторичны по отношению ко главной и подчинены ей. Следовательно, самое важное место храма – алтарь, на котором совершаются мессы. Вся архитектура храма всегда, за крайне редкими исключениями, устроена так, чтобы выделить, подчеркнуть важность алтаря, и, соответственно, совершаемого на нем действа. Подробнее об алтаре мы расскажем чуть позже.

Другая важная функция храмов – быть «проповедью в камне» о деяниях Христа и Его Церкви, быть зримым воплощением христианской веры. Именно этому служит убранство храма, его статуи, росписи и витражи. Устремленность к Богу всей Церкви, местной общины и каждого конкретного человека выражается, прежде всего, в вертикальном характере храмового строения. Это означает, что вертикальные элементы преобладают над горизонтальными. Здание в целом или его элементы по крайней мере зрительно кажутся выше, чем длиннее. Если храм невозможно сделать слишком высоким, добавляются архитектурные элементы, делающие его высоким зрительно.

Так как часто над храмом и его частями трудились лучшие мастера, то он представляет и немалую художественную ценность. Как мы уже говорили, храм учит и евангелизирует. Это достигается не только благодаря его форме и предназначению, но и посредством произведений изобразительного искусства. Церковное искусство рассказывает библейские истории, говорит о Христе, о святых и о самой Церкви. Оно — неотъемлемый компонент католического культа, поскольку христианская вера основана на Воплощении Слова: Слово (Бог) стало плотью — Он принял телесную человеческую природу.

Дом Божий непосредственно связан с Небесным Иерусалимом, с общением святых и ангелов. Здесь красота создает условия, поднимающие душу человека от мирского и преходящего, чтобы ввести ее в согласие с небесным и вечным. Архитектор Адамс Крэм — наверно, величайший из церковных зодчих конца XIX столетия — писал, что «искусство было, и всегда пребудет, величайшим средством духовного впечатления, которым может обладать Церковь». По этой причине, добавляет он, искусство — величайшее выражение религиозных истин.
Религиозное изобразительное искусство затрагивает — или должно затрагивать — все части церковного здания, как снаружи, так и внутри. Священное искусство принимает множество форм. В западной церковной архитектуре это, прежде всего, статуи, рельефы, картины, фрески, мозаики, иконы и витражи. Не вдаваясь в долгие рассуждения, можно сказать, что Церковь обладает огромной сокровищницей священного искусства и чудесной традицией, которой может следовать.

Удачные произведения церковного искусства подчеркивают архитектуру и литургию и привлекают наш разум к Богу своей красотой и смыслом. Священное искусство не заключается в самом себе, цель его – не внутри него самого, но вовне. Оно служит чему-то иному, и своей красотой славит Небеса, а не себя самое. Религиозное искусство следует воспринимать, имея в виду его главную задачу, а не просто как совокупность художественных приемов.

Все остальные функции храма – вторичны по отношению к этим двум главнейшим. И, хотя в разные времена на храмы налагались дополнительные функции – например, как на место паломничества, или ввиду постройки органа, что вносило в архитектуру храма определенные изменения, — основной план здания остается неизменным. Чтобы понять храм, нужно все время иметь в виду его основное назначение.

Давайте подойдем к храму и осмотрим его. Для полного впечатления к храму лучше подходить пешком, пройти хотя бы полквартала, чтобы храм открылся в городском пейзаже. Обычно перед входом в храм находится площадь – она предназначена не только для выделения храма как архитектурного сооружения, но и для собрания народа. На площади перед собором святого Петра в Риме многочисленные верующие собираются послушать Папу Римского и получить его благословение. Многие площади спроектированы знаменитыми архитекторами и достойны осмотра. На площадях часто помещаются дворцы епископов, ратуши, общественные и административные здания. Площадь – связующее звено между городом и храмом, и осмотр храма нужно начинать именно с нее.

Еще мы бы советовали прежде, чем заходить в храм или начинать фотосъёмку, остановиться на минуту, сосредоточиться, убрать все лишнее из мыслей, чтобы должным образом воспринимать увиденное. Верующим людям хорошо бы прочесть молитву, а неверующим – минутку помолчать и настроиться.

Приближаясь к храму (пешком или на машине), еще до того, как нашему взору предстанет все здание или хотя бы его фронтон, мы, скорее всего, видим колокольню. Это один из главных вертикальных элементов, привлекающих наш внимание к церкви как визуально (ее видно издалека), так и звоном колоколов, служащих как тому, чтобы отмечать время, так и для призыва к молитве или богослужению.

Появление церковных колоколов датируется по меньшей мере VIII в., когда они были упомянуты в писаниях Папы Стефана III. Их звон не только призывал мирян в церковь на Мессу (эта функция до сих пор сохраняется — или, по меньшей мере, должна сохраняться), но и, в монастырях, поднимал монахов на чтение ночной молитвы — заутрени. К Средним векам каждая церковь была оборудована по меньшей мере одним колоколом, а колокольня стала важной чертой церковной архитектуры.

В южной Европе, особенно в Италии, колокольни часто возводились отдельно от самой церкви (ярким примером служит знаменитая наклонная башня в Пизе, построенная в XII в.). На севере же, как и — впоследствии — в Северной Америке они чаще становились составной частью церковного здания. Во многих храмах можно войти на колокольню, но только не во время звучания колоколов, конечно.

Колокольня – это одна из разновидностей церковных башен, придающих зданию храма неповторимый вид. Церковные башни (в современном смысле слова) впервые появились в начале Средневековья, возводясь в аббатствах и кафедральных соборах, выстроенных в романском стиле. С годами они обрели многочисленные варианты и типы, вздымаясь высоко в небеса и став заметными с больших расстояний. Согласно религиозной теории, самое высокое место церковного здания символизирует Бога на Небесах, и слово «башня» иногда используется как символическое обозначение самого Господа Бога. Церковные башни являются настолько характерным элементом храма, что можно смело относить все постройки с башнями к религиозным зданиям, даже если они уже успели сменить свое назначение, как, например, Национальный дворец в Марфе (Португалия).

Поскольку башни не являются обязательным элементом богослужения, а стоят дорого, то их строительство часто откладывалось. В результате многие башни так и не были завершены, а другие, хоть и увенчаны шпилями, выглядят совсем иначе, чем были задуманы, и это заметно. Постройка башни обходилась общине или сеньору в копеечку, потому наличие башни говорит о том важном месте, какое занимала церковь в глазах общества. По виду башен можно определить иерархию церквей, более важные церкви имеют более высокие и сложные башни. Нет четкого правила о расположении башен, потому они могут быть где угодно – спереди ли сзади храма, сбоку или же посередине, над средокрестием.

Еще один выдающийся элемент церкви — это купол или шпиль, увенчанный крестом. Купол — круглый или, реже, овальный — стал популярен на Западе во времена Возрождения. Он оказывает большое влияние как на внешний, так и на внутренний вид храма. В интерьере он способствует ощущению вертикальности и запредельности (символизируя небесное царство) как своей высотой, так и тем, как именно сквозь окна в нем лучи света проникают в помещение. Снаружи же купол и шпиль визуально позволяют определить здание как церковь, выделив его из городского или сельского пейзажа. В старых европейских городах, если есть время и желание, можно неплохо ознакомиться с местными храмами, находя их только по крестам на шпилях и колокольнях.

Снаружи храма также могут быть видны и другие архитектурные элементы. Пилястры – вертикальные выступы стен, напоминающие колонны. Они служат для утолщения стен, чтобы те смогли выдержать вес свода. Обычно они «подпирают» потолочные балки, подчеркивая логическую взаимосвязь разных частей здания. Пинакли наверху добавляют прочности, создавая дополнительную силу, направленную вниз.

Когда мы подходим ближе, то видим фасад, то есть переднюю стену здания. Как лицо создает образ человека, так же и фасад создает образ здания. Часто именно он запоминается больше всего. Нередко фасад включает в себя колокольню или другие башни, статуи или более простые скульптуры, окна и, наконец, главную входную дверь. В условиях городской застройки, когда над церковью могут нависать другие здания, фасад принимает на себя дополнительную задачу — храм определяется уже по нему. В больших соборах имеется несколько фасадов, имеющих собственные имена. Например, три фасада храма Святого Семейства в Барселоне (Испания) называются фасад Рождества, Страстей и фасад Славы, символизирующие, соответственно, три важнейших события в жизни Христа и всего христианского мира и оформленные надлежащим образом.

Фасад и ведущие ко входу ступени – второй, после площади, пункт перехода от профанного (внешнего мира) к священному (интерьеру церкви). Часто именно фасад имеет больше всего возможностей для евангелизации, научения и катехизации, поскольку включает в себя произведения искусства, названного «слугой религии». Церковный фасад подобен тексту на обложке книги: его вид вкратце рассказывает о том, что мы найдем внутри. Основной фасад, часто расположенный ассоциируется с триумфальным входом в Небесный град. Архитекторы сосредотачивали у входа богатые фигурные украшения и надписи.

Обычно католические храмы обращены главным входом на запад, а алтарной частью – на восток. Однако бывают и исключения, обусловленные причинами не богослужебного характера. Такой причиной может быть необходимость вписать церковь в городскую застройку. Например, знаменитый собор святого Петра в Риме обращен алтарем на запад, потому что стоит на холме к западу от города, и правильная ориентировка здания была бы неудобна для входящих.

Одна из частей церковного фасада, лучше всего известная широкой публике, это розетка — большое круглое окно, располагающееся обычно над центральным входом. Полоски витражного стекла, лучами расходящиеся от центра, уподобляются лепесткам распустившейся розы. Есть и другие типы круглых окон, украшающих фасады западных церквей, но все они своим происхождением обязаны круглому отверстию, имеющемуся в классических зданиях Древнего Рима, таких, как Пантеон — оно называлось oculus («око»).

Фасад, конечно же, не имел бы смысла, не будь в нем дверей, ведущих внутрь церкви. Двери эти — или, как их иногда называют, порталы — имеют большую важность, поскольку в буквальном смысле являются Вратами Неба (Porta Coeli), вратами Дома Божьего (Domus Dei). Главный вход в церковь, символизирующий Христа, Который сказал «Я есмь дверь», означает не только вход в здание, а и вступление в христианскую общину и все с этим связанное.

Уже в XI столетии украшение порталов (ниш, в которых располагаются дверные створки) статуями и рельефами стало важной чертой церковной архитектуры. Сцены из Ветхого Завета и из жизни Христа обычно изображаются над входом в церковь в треугольниках, называющихся тимпанами. Порталы должны одновременно вдохновлять и звать. Они привлекают сердца к Богу, а тела — в церковь. Лучше всего известны средневековые порталы, украшенные изображениями неба и земли, однако любая церковная дверь – потенциальный символ стремления человека к Небесам.

Сами двери храма также могут быть украшены различными сценами и символическими фигурами.

Третий и последний переходный пункт на пути из внешнего мира в интерьер церкви это нартекс, или притвор. Он служит двум основным задачам. Во-первых, нартекс используется в качестве вестибюля — здесь можно отряхнуть снег с ботинок, снять шапку или сложить зонтик. Во-вторых, в нартексе собираются процессии. Поэтому его называют еще «галилеей», так как процессия из нартекса к алтарю символизирует путь Христа из Галилеи в Иерусалим, где Его ждало распятие.

Внутреннее помещение храма традиционно делится на три смысловые части. Вышеупомянутый нартекс символизирует переход от светского мира к миру Божественного, неф означает Новый сад возрожденной земли, и алтарь и пространство вокруг него – преддверие Небес.

Существует знаменитая и весьма ценная схема, в которой изображение Христа наложено на план типичной церкви-базилики. Голова Христа это пресвитерий, раскинутые в стороны руки превращаются в трансепты, а туловище и ноги заполняют неф. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о церкви, представляющей Тело Христово. Не случайно очертания этого плана напоминают распятие. Подобная планировка называется крестообразной, напоминающей распятие Иисуса на кресте.

Термин базилика означает буквально «царский дом» — вполне подходящее название для дома Божия, поскольку мы понимаем Иисуса как Христа-Вседержителя, Царя царей. На планировке базилики основывалась бóльшая часть церковной архитектуры последних 1700 лет. Церковь, построенная по этому образцу, вписывается в прямоугольник с соотношением сторон два к одному. Вдоль всей ее длины обычно тянутся два ряда колонн, отделяющих боковые приделы от центрального нефа. Бывают храмы, даже и древние, иной планировки – например, круглой, или сложной формы, как Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

В строгом смысле слова базиликой называют храм с нечетным количеством нефов (проходов к алтарю), это базилика архитектурная. В католической церкви базиликой также называется особый статус храма, присвоенный ему Папой Римским.

Если планировка церкви веерообразная, или представляет вписанные друг в друга геометрические фигуры – значит, эта церковь построена почти наверняка в XX веке.

Пройдя сквозь нартекс, мы оказываемся в основном помещении церкви, которое именуется нефом — от латинского navis, «корабль» (отсюда же — «навигация»). Обычно неф является самой большой частью церкви, местом, где, между входом и алтарем, расположены скамьи для участвующих в богослужении прихожан. Длинные кровельные балки нефа часто сравнивают с корпусом судна. И саму церковь издавна сравнивают с ковчегом, позволяющим странником безопасно достичь цели своего путешествия – Царствия Небесного. Неф служит защитой от мирского греха и одновременно дорогой, ведущей на Небеса.

Неф почти всегда разделен на два или четыре сектора скамей расположенным по его центру проходом, ведущим к пресвитерию и алтарю. В больших церквях с боков его ограничивают дополнительные проходы. Нефы могут иметь разную высоту и отделяются друг от друга рядами колонн. Галереи сверху могут иметь разное назначение – быть хорами для певцов или же, как в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (Рим) служить местом для женщин, которые во времена постройки церкви молились отдельно от мужчин. Галерея в Эксетерском соборе (Англия) предназначалась для музыкантов и певцов украшена изображениями играющих на музыкальных инструментов ангелов.

В высоких церквях неф, тоже высокий, может состоять из нескольких элементов, как бы из нескольких этажей. Например, снизу идут пролеты из групп колонн, выше располагается галерея, а еще выше – витражные окна. Высокие здания дают дополнительную возможность «проповеди в камне» и подчеркивают стремление верующего вознестись ввысь, к Господу.

Поперечные нефы, пересекающие под прямым углом основной неф крестообразного храма, называются трансептами. Трансепты часто украшены каменной резьбой и витражами. В готических соборах трансепты широкие, не уступающие по ширине основному нефу. Часто главный вход в храм (или тот, в который пускают туристов и паломников), в старых готических храмах располагается не в центральном нефе, а в трансепте.

В нефе, а также на фасаде часто можно увидеть вертикальные элементы – колонны и столбы. Подпирая кровлю, столбы в то же время символизируют подпирающих Церковь – святых или добродетели. Капители – верхние части колонн – украшены завитками, листьями и цветами. Иногда и нижняя часть колонны – база — изображена в виде какого-либо животного. Столбы, в отличие от колонн, не имеют капителетей и базы, хотя бывают и исключения. Пучки столбов, характерный элемент готической архитектуры, очень напоминают колонну необычной формы. Столбы и колонны служат не только подпорками для кровли, они еще разграничивают визуально пространство храма. С их помощью внутреннему помещению придается необходимая церкви визуальная вертикальность.

В нефах церквей располагается множество элементов интерьера. Некоторые из них – обязательные, другие могут присутствовать в одних храмах и отсутствовать в других. Однако все эти элементы нужны и важны, часто они представляют собой единую художественно-смысловую композицию.

При входе в неф (место священное), обычно видны чаши со святой водой. Здесь верующие благословляются ею, напоминая себе о своем крещении и о грехах. Осенять себя перед входом в церковь крестным знамением, смочив предварительно пальцы святой водой — древний способ очиститься, вступая в дом Божий.

Св. Карл Борромео, сыгравший большую роль в формировании архитектуры католической Контрреформации, указывает следующие правила, касающиеся формы и размера чаши для святой воды, а также материала, из которой она должна делаться. Он пишет, что она «должна быть изготовлена из мрамора или цельного камня, без пор или трещин. Она должна покоиться на красиво сложенной опоре и располагаться не снаружи церкви, а внутри ее, и, по возможности, справа от входящего». В некоторых церквах как чаши используют раковины моллюска – тридактны гигантской. В современных храмах в древние чаши со святой водой часто ставят небольшие емкости, в которых и находится святая вода. Смысл этого сугубо утилитарный, никакого глубокого символизма в этом действии нет. Чаши со святой водой обязательно есть в каждом храме.

Еще один элемент церковного здания, имеющий прямое отношение к нефу, это баптистерий — место, специально предназначенное для крещения. Ранние баптистерии возводились в качестве отдельных зданий, но позднее их стали делать в виде помещений, пристроенных непосредственно к нефу. В старых церквах чаша баптистерия большая, рассчитанная на погружение взрослого человека, позже купель стала гораздо меньше, теперь она предназначена для младенцев. Обычно они имеют восьмиугольную форму, указывающую на воскресение Христа на «восьмой день» (воскресенье следует за субботой — седьмым днем библейской недели). Таким образом, число восемь представляет новый рассвет для христианской души. В некоторые века было принято помещать крещальную купель непосредственно в нефе. Тогда она сама приобретала очертания восьмиугольника.

Религиозное изобразительное искусство, связанное с купелью и баптистерием, опирается чаще всего на сюжет о крещении Христа св. Иоанном Крестителем. Другой популярный образ — голубь, представляющий Святого Духа, поскольку крещение это ниспослание Святого Духа на душу крещаемого.

Пожалуй, чаще всего неф не обходится без скамей для сидения, оборудованных скамеечками поменьше — для коленопреклонения. Скамьи обычно делаются из дерева и снабжаются спинкой, а скамеечки нередко обиваются мягкими подушечками. Сбоку на скамьях или на их спинках могут помещаться изображения.

Традиционно скамьи располагаются в одном общем направлении, то есть одна за другой, лицом к пресвитерию. В некоторых крупных церквах, куда приходит много паломников, скамьи делаются съемными или вообще отсутствуют. Например, в базилике св. Петра вместо них ставятся стулья, или же прихожане вообще стоят. Однако это отнюдь не норма католического обычая, а, скорее, исключение, причина которого — необходимость дать достаточно места для огромного стечения народа, нередко бывающего на Мессах и других церемониях.

Скамьи способствуют тому, чтобы неф выглядел по-церковному; они — часть католического наследия и известны на Западе по меньшей мере с XIII в., правда, тогда у них не было спинок. К концу XVI столетия большинство строившихся католических храмов имели деревянные скамьи с высокими спинками и скамеечками для коленопреклонения. Но еще до того, как скамьи вошли в употребление, значительную часть Мессы верные проводили на коленях и стоя, а скамьи ставили только для важных особ – королей или сеньоров данной местности. В музеях с коллекциями средневекового искусства можно увидеть эти роскошные скамьи с деревянными резными балдахинами. Красивый мозаичный пол многих старых церквей объясняется именно тем, что скамьи ставили редко и не для всех.

Собственно говоря, коленопреклонение всегда было отличительной позой участника католического богослужения — во-первых, в знак почитания Христа, а во-вторых — в качестве позы, выражающей смирение. Нельзя забывать, что католический культ включает как преклонение перед Христом, так и смирение перед Богом. Скамья предназначена для того, чтобы сделать и то, и другое максимально удобным. В этом качестве она стала неотъемлемой частью интерьера католических церквей.

Еще одна важная часть нефа это хоры. Они предназначены для тех прихожан, кто особо обучен вести литургическое пение. По причинам акустического характера хоры обычно располагаются на одной из осей здания.

Во многих старинных церквях хоры располагаются в передней части нефа, возле алтаря, но это было введено в обыкновение лишь в те времена, когда все певчие были клириками. Насколько известно, первый городской храм, в котором хоры были организованы таким образом, это церковь св. Климента в Риме, закрытый хор которой (называющийся schola cantorum) был помещен в нефе в XII в. Но в монастырских церквах этот обычай существовал еще почти за шестьсот лет до того, поскольку пение давно стало важной частью монашеской молитвы. Многие общины веками пели литургию и сохраняют этот обычай до сих пор.

В наши дни, со времен Контрреформации (то есть с XVI века), хоры чаще располагаются в задней части нефа, на галерее. Прихожанам гораздо лучше поется, когда сзади и сверху их направляют умелые певцы и орган. Расположение хоров и органа на возвышении продиктовано акустическими причинами и предназначено для улучшения музыки.

Поскольку пение воспринимается в первую очередь на слух, нет обязательной нужды в том, чтобы члены хора были видны остальным прихожанам. Ведь они участвуют в Мессе как молящиеся, а не как артисты. Поэтому нам на них смотреть не обязательно, а вот им — поскольку они ведь тоже верующие — весьма полезно смотреть во время богослужения в ту же сторону, что и все остальные — в направлении алтаря Жертвоприношения.

Для удобства певцов на хорах располагаются кресла для них, часто – они идут рядами друг напротив друга. Эти кресла также могут быть произведениями искусства, как в соборе в Толедо (Испания). Их красота свидетельствует о том значении, какое придается музыке и пению в богослужениях. Большинство таких сидений – откидные.

Аналой – подставка для больших богослужебных книг, также устанавливается в хорах. Стоящий за аналоем священнослужитель, возглавляющий службу часов, нараспев читает начало торжественного псалма, который подхватывают певчие.

Вокруг хоров иногда можно видеть высокую ограду, узорчатую или сплошную, отделяющую хоры, а также – алтарную часть от основного нефа. На ограде собора Нотр-Дам-де-Пари изображены все основные сцены из жизни Иисуса, от рождения до Вознесения на Небеса.

16 марта — 16 апреля 2001 г. Католический храм как явление искусства

Начало
/

Выставки, концерты

/

Архив выставок РГБИ

/

Выставки до 2007 года

/

16 марта — 16 апреля 2001 г. Католический храм как явление искусства

Дорогие друзья !

    Перед Вами выставка «Католический храм как явление искусства». Через книги, альбомы, гравюры и литографии из фондов нашей библиотеки мы стремились показать, как в течение веков складывался и изменялся художественный облик католического храма. Нам хотелось представить не только замечательную архитектуру знаменитых соборов и внешний облик более скромных церквей, но и показать их внутреннее убранство, составляющее единое целое с архитектурным решением здания.  На протяжении почти двух тысячелетий католические храмы создавались с одной идеей – прославление величия Бога. Этой идее подчинялся и внешний и внутренний облик храма. Внушительные размеры , великолепная отделка наружной части, купола, шпили, колокольни – все это воздействовало на религиозное чувство человека. Интерьеры церкви также способствовали созданию молитвенного состояния, наполняли душу верующего благоговением. Высокие стройные колонны направляли его взор ввысь, через цветные витражи лились потоки неземного радужного света, звучала прекрасная органная музыка, голоса священнослужителей и пение хора. Молящегося окружали фрески, мозаика, живопись и скульптура, отражающие события Ветхого и Нового завета, лепнина и позолота украшали стены, он видел замечательные резные алтари, красочные облачения священников и искусно выполненные литургические предметы. Все эти произведения искусства, наполняющие католический храм, представляют огромную художественную ценность и являются культурным достоянием человечества. О каждом из элементов храмового интерьера можно было бы рассказать подробно. Но ограниченное пространство экспликации не позволяет это сделать. Мы можем лишь кратко охарактеризовать основные архитектурные стили католических храмов, существовавшие с момента возникновения христианства.

  В I-III вв. христианскими храмами служили катакомбы, сохранившиеся ныне в окрестностях Рима, в Неаполе, в Сиракузах, на острове Мальта и в др. местах. Это были подземные пещеры и коридоры, в которых первоначально хоронили членов христианской общины и куда приходили молиться родственники умерших. К этим могилам стекалось большое количество молящихся, поэтому возникла необходимость расширять подземные пространства, соединяя несколько небольших помещений в одно более удобное для богослужения. Катакомбы освещались маленькими лампадами, прикрепленными к стене, а иногда светом из отверстий, проделанных в потолке. Стены и своды коридоров почти не имели украшений. Живописные изображения имели только стены и плафоны крипт, служивших усыпальницами епископов и мучеников.   В начале IV в. гонения на христиан в Римской империи прекратились: в 313 г. император Константин издал эдикт о веротерпимости. После объявления христианства господствующей религией Римской империи многолюдные молитвенные собрания из тесных подземных катакомб перенесли в просторные базилики. В 319 г. начинается строительство базилики Св. Петра на Ватиканском холме.   По своему статусу христианские храмы разделялись на приходские храмы и соборы (церкви, где находилась кафедра епископа). При упразднении кафедры и переезде епископа в другое место собор превращался в приходскую церковь.   Соборы не только служили местом совершения месс, но и центром общественных собраний; они были призваны внушать страх и уважение пастве, давать приют и защиту в периоды гражданских потрясений и междоусобных войн. Красота и величие соборов составляли всеобщее достояние и способствовали укреплению национального самосознания. Грандиозные храмы олицетворяли величие Бога, символизировали его власть на земле и демонстрировали благодатную красоту небесной жизни.   Традиционно сложились два архитектурных типа строительства христианских соборов – базилика и крестово-купольный храм. Базилика представляет собой простое прямоугольное здание, разделенное на несколько нефов и завершающееся частью округлой формы (апсидой), в которой располагался алтарь. Портал находился напротив алтаря, а в центре базилики возвышался купол простой формы.   Позднее базилики уступили место крестово-купольному храму, имеющему в плане форму греческого или латинского креста ( с продольным, удлиненным в направлении с востока на запад пространством ) и большим куполом или шпилем в центре. С VII по XII вв. в Западной Европе возник и развивался так называемый романский архитектурный стиль. Его каноны сформировались под влиянием классической архитектуры Древнего Рима. Общее впечатление суровой торжественности и грозной мощи, которые создаются как размерами и пропорциями интерьера храма, так и конструктивно-художественным оформлением его каменной оболочки, характерно для романского стиля. Огромная длина храма усиливает значение алтаря, расположенного в дальнем конце церкви. Незначительная по сравнению с длиной и высотой ширина храма     заставляет человека особенно остро ощущать высоту колонн и стен по сравнению с его собственным ростом. Великолепным образцом романского стиля может служить фасад собора в Трире (Германия).   Устремленность к небу шпилей и башен здания – постоянно повторяющиеся мотивы во всей христианской средневековой архитектуре.   На смену романскому стилю в 1100-х гг. приходит готика. В одной только Франции в течение XII-XIII вв. было построено около 80 соборов в готическом стиле, который возник в этой стране и просуществовал в Европе вплоть до XVI в. В готической архитектуре до высшей степени выразительности и художественной завершенности доведены все три основные элемента композиции церковного интерьера: его пространство, каменная конструкция и окна. Эти элементы соединялись в изумительной гармонии друг с другом. Необычайная художественная сила, единство и последовательность готической архитектурной композиции стали возможны благодаря изобретению нового вида свода, который опирался на стрельчатые арки, начинавшиеся от вершины колонн. 

 Готический стиль отличала система контрфорсов, поддерживающих снаружи центральный неф, обилие ажурных каменных деталей и скульптур. А самое главное – появилось единое пространство храма с пучками колонн, окном-розой и венцом капелл. Особую роль в интерьере собора играл свет, проникающий через витражные окна.  Начиная с XII в., размеры соборов значительно увеличились, их интерьер стал светлее, а декоративное убранство роскошнее. Наивысший взлет готического стиля получил название «высокая готика». Ее примерами служат великолепные соборы в Париже (Нотр-Дам), Шартре, Реймсе и Амьене. Кульминацией этого стиля стал незавершенный собор в Бове.    С XV в. готика стала постепенно уступать место архитектуре Ренессанса, возрождающей классические каноны. Замечательным образцом этого стиля является собор Св. Петра в Риме – самый большой храм католического мира.  На месте захоронения апостола Петра и обветшавшей базилики ( IV в. ) в XVI в. началось возведение нового собора. Строительство последовательно вели Браманте, Рафаэль, Микельанджело и другие архитекторы. Завершилось оно лишь спустя многие десятилетия после смерти Микельанджело. Интерьер собора  воспринимается как высшее достижение человеческого гения. Немногие храмы могли бы соперничать с собором по количеству находящихся в нем шедевров. Огромные мозаики украшают каждую капеллу и каждый алтарь собора. Широко использована позолоченная лепнина. Нежно-кремовые, зеленые, розовые цвета мозаичного пола дополняют сверкающие узорчатые своды и стены. Великолепные рельефы в мраморе, бронзе и дереве встречаются повсюду. В соборе находятся искусно выполненные надгробия римских пап. 

 Архитектура эпохи Возрождения в XVII-XVIII вв. сменяется искусством барокко, а позднее – рококо. Яркий пример архитектуры барокко – пышно декорированный Зальцбургский собор (Австрия). Он построен из янтарно-желтого камня и увенчан зелеными медными куполами. Собор отразил всю роскошь, элегантность и изысканность барокко. Особенно красив западный фасад. Собор прекрасно освещен внутри. Замечательные фрески и лепнина, расцвечивающие стены и потолок всеми цветами радуги, придают интерьеру фантастическую яркость. Один из красивейших фасадов в стиле барокко, где скульптура заполняет почти всю поверхность стены, имеет собор в Сантьяго-де- Компостела (Испания).   В XVII-XIX вв. развивается архитектура  классицизма , ориентирующегося на античное зодчество. Ему присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание плоскости стены с ордером и сдержанным декором. Очень часто создатели храмов в своих творениях соединяют различные стили. Например, базилика Суперга близ Турина (XVII в.) сочетает элементы барокко и классицизма. А церковь Святого Карла Борромея в Вене (XVII-XVIII вв.) – барокко и рококо.   В XX в. церковное строительство претерпело существенные изменения. Некоторые зодчие возрождают традиционные формы предшествующих веков; другие – смешивают стили, создают множество новых оригинальных и разнообразных форм, используя современные технологии и материалы. Так, церковь Святого Семейства, построенная знаменитым испанским архитектором А.Гауди в Барселоне, — первый в ряду совершенно новых храмов. Это главное творение в жизни Гауди выглядит почти готическим и одновременно принадлежащим нашему времени. Храм воспринимается как творение неизвестного скульптора, вылепившего вручную из глины или воска Дом Бога.   Другой пример – ультрасовременный собор в Бразилиа (Бразилия), построенный во второй половине XX в. архитектором О.Нимейером. Собор возведен из стекла и железобетона, имеет в плане форму круга, сама композиция храма символизирует терновый венец Христа. В интерьере большие скульптуры ангелов словно парят в воздухе, подхваченные устремленными ввысь опорами.

 


    Что внутри римско-католической церкви?

    ЛАУРА ЛЕДДИ ТЕРНЕР
    29 СЕНТЯБРЯ 2017
    КЛАСС

    … Brand X Pictures/Brand X Pictures/Getty Images

    Интерьер римско-католической церкви разработан таким образом, чтобы прихожане чувствовали себя участниками Масса, а не просто наблюдатели. Каждая часть церкви имеет символическое значение для католиков, и большая часть мебели в католической церкви служит определенной цели. Хотя римско-католические церкви могут иметь разные архитектурные стили, такие как готический, викторианский, традиционный и современный, определенные элементы присутствуют во всех католических церквях.

    Изучить эту статью

    • Вестибюль
    • Неф
    • Святилище
    • Алтарь и скиния
    • Витражи и статуи 9 0018

    1 Вестибюль

    Прямо у входа в католическую церковь это вестибюль. Большая стоячая купель или бассейн, используемые для совершения таинства Крещения, обычно располагаются сбоку. Пасхальная свеча стоит рядом с купальней. Его зажигают на Пасху и погружают в бассейн в знак оживления Христа. Здесь же хранится святое масло, используемое в католических таинствах. Меньшие настенные купели со святой водой находятся возле внутренних церковных дверей. Католики благословляют себя святой водой при входе и выходе из церкви, чтобы возобновить свои обетования крещения.

    2 Неф

    Внутренние двери церкви открываются в неф или главное помещение католической церкви. Прихожане сидят в этой зоне, как правило, рядами скамеек. В каждом ряду скамеек есть коленопреклонение, поэтому прихожане могут вставать на колени в определенное время во время мессы. В большинстве церквей на стенах нефа есть 14 изображений или табличек, известных как Крестные стоянки, иллюстрирующих историю распятия Христа.

    3 Святилище

    Святилище находится перед римско-католической церковью. Он отделен от нефа перилами алтаря, у которых прихожане могут причащаться. Распятие занимает видное место в святилище, чтобы его могли видеть все. С левой стороны святилища находится кафедра, с которой читается Евангелие или учение Иисуса Христа. С правой стороны аналой, с которого читается Апостол, или Слово Апостолов. В алтаре также предусмотрены стулья для духовенства, совершающего мессу, помощников мирян и служителей алтаря.

    4 Алтарь и скиния

    Главный алтарь церкви находится в центре алтаря. Как правило, изготавливается из природного камня. Во время мессы его покрывают алтарной скатертью и традиционно зажигают свечами. Хлеб и вино, символизирующие Тайную вечерю, освящаются на алтаре во время мессы с использованием чаши и патена, или хлебной тарелки. Скиния, в которой хранится Святое Причастие, может быть найдена на алтаре или за ним. Лампа святилища, символизирующая присутствие Иисуса, подвешена над скинией. Он освещается все время, кроме Страстной пятницы и Страстной субботы, двух дней, предшествующих Пасхе.

    5 Витражи и статуи

    Католические церкви часто отличаются своими витражами и статуями в честь религиозных деятелей. Эти элементы католической церкви отражают время, когда месса проводилась на латыни, и не все последователи могли понять чтение. Витражи и статуи помогали иллюстрировать слова Библии и привлекали верующих к участию в мессе. Перед большими статуями часто ставят свечи по обету. Прихожане с особой просьбой или прошением могут зажечь одну из свечей и вознести молитвы о заступничестве святого.

    ссылки

    • 1 AmericanCatholic.org: Update Your Faith: Youth Update: Внутри католической церкви: что там и почему
    Об авторе

    Лора Ледди Тернер начала свою писательскую карьеру в 1976 году. Она работала в газетной индустрии в качестве иллюстратора, обозревателя, штатного писателя и редактора, в том числе в Gannett и Asbury Park Press. Тернер имеет степень бакалавра искусств. по литературе и английскому языку в Колледже Рамапо в Нью-Джерси, с курсовой работой в аспирантуре по коммерческому праву.

    Статьи по теме

    Ремонт интерьера католической церкви Святого Духа

    Перейти к содержимому

    РАСПОЛОЖЕНИЕ:
    Су-Фолс, Южная Дакота

    ПОДРОБНОСТИ:
    27 000 квадратных футов ремонт

    УСЛУГИ:
    Архитектура
    Оценка стоимости, схема
    Электротехника
    FF & E
    Дизайн интерьера
    Машиностроение

    Работа TSP с католической церковью Святого Духа началась с обновления отделки и освещения нефа. Наша команда знала, что в процессе мы модернизируем один из наших собственных ранних проектов: TSP предоставила инженерные услуги для первоначального проекта Holy Spirit. Но когда наши архитекторы и дизайнеры интерьеров встретились с руководителями приходов, стало ясно, что у них есть более широкое видение.

    Окончательный проект затронул почти все функциональные помещения церкви, включая кабинеты и комнаты отдыха, ризницу и нижний приходской зал с кухней. В процессе команда TSP добавила, что создала более простую литургическую планировку святилища. Центральный проход теперь проходит по диагонали через пространство, улучшая поток как для празднующих, так и для прихожан. Реорганизация увеличила количество сидячих мест на 20%, даже после того, как мы убрали скамьи из-за платформы алтаря.

    Оригинальные напольные мозаики, разработанные всемирно известным художником Скоттом Парсонсом, стали неотъемлемой частью преобразования культового пространства. Парсонс, частый сотрудник TSP, разработал пять произведений на темы, которые находят отклик у собрания Святого Духа: чаша и крест, агнец, хлеб и рыба, а также пеликан — символ искупления в ранней католической вере. Финальная тема — божественное милосердие — воплощена в мозаике внутри придела.

    Целью команды TSP было найти баланс между более традиционными элементами и более современной архитектурой здания. Фактически, ориентация самих мозаик служит почти компасом, предполагая расположение готического креста в квадратном святилище.