Содержание
Архитектура — ГМП «Исаакиевский собор»
Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота Исаакиевского собора 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м.
Собор – одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.
Храм св. Исаакия Далматского принадлежит к числу самых больших, сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма – архитектурного стиля, господствовавшего в России во второй половине XVIII – начале XIX веков.
Время проектирования собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций, связь с окружающей застройкой. Архитекторы зачастую обращались к традициям античности, использовали мотивы Древних Греции и Рима, итальянского Возрождения. Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок этого стиля, проявившийся в нарушении его чистоты и отказе от сохранения единства и цельности архитектурно-художественного образа, излишней декорировке, не связанной с конструктивными особенностями зданий. Эти черты обозначили начало эклектического направления в архитектуре, по времени совпавшего со строительством Исаакиевского собора. Поэтому в отдельных деталях его фасадов, и особенно в интерьере появляются черты эклектики.
Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с фасадами, украшенными портиками. Сохранив традиционную схему, О. Монферран по-иному подошел к решению архитектурно-художественного убранства здания.
В плане Исаакиевский собор представляет собой слегка вытянутый по оси восток-запад прямоугольник, в средней части которого находится квадрат, выступающий из общего контура в северную и южную стороны. В результате такой планировки доминирующее значение приобрела средняя часть здания.
Само здание решено цельным, компактным объёмом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золочёным куполом с легким восьмигранным световым фонариком.
По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие колокольни, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолочённые главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Из-за пирамидальности построения собора создается ощущение динамичности и устремленности ввысь массивного барабана с главным куполом, а также связи всего здания с окружающим пространством.
Фасады украшены портиками с гранитными колоннами высотой 17 м и массой 114 т каждая. Установлены колонны на гранитных стилобатах, в которых расположены ведущие к храму ступени. Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А. Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание тёмно-красных колонн портиков, колоннады главного купола и цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочёными куполами придает всему сооружению парадный вид.
Поражают своим величием и благородством форм портики собора. Один шестнадцатиколонный портик обращен на север, к Неве и Медному всаднику, другой – к Исаакиевской площади. Таким образом, оба входа в храм оказались боковыми по отношению к алтарю, что обусловлено градостроительными особенностями. Алтарь храма снаружи отмечен восьмиколонным портиком, который симметрично повторяется с западной стороны.
Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Стремясь усилить впечатление грандиозности сооружения, О. Монферран непомерно увеличил размеры окон и дверей, что исказило представление об истинной величине храма. За исключением восточного фасада, три наружные двери гармонично увязаны с портиками, площадь каждой из них – 42 кв. м; высота створки – 6,8 м; масса створки – 9,7 т.
Треть всей плоскости стены занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером. Его размеры были продиктованы восточным фасадом третьего Исаакиевского собора, освященная часть которого не подлежала разборке. О. Монферран несколько смягчил массивный аттик вертикальными членениями четырех звонниц и горизонтальным карнизом с модульонами в верхней части стен. Подчеркивают вертикальный характер главных членений здания пилястры, расположенные на углах.
Исаакиевский собор – высокий образец единства как монументального, так и декоративного искусства; его архитектура находится в непосредственной художественной взаимосвязи с живописью и скульптурой. Характер декоративного решения фасадов определяет, прежде всего, скульптура – один из самых распространенных видов изобразительного искусства первой трети XIX века, связанных с архитектурой.
Расположение декоративной скульптуры соответствует основным членениям здания, объединяя отдельные архитектурные массы, зрительно смягчая переходы от одной части к другой, тем самым усиливая роль и значение отдельных элементов сооружения. Скульптурное убранство храма создавали известные ваятели того времени – И. Витали, И. Герман. П. Клодт, Л. Логановский, Ф. Лемер, Н. Пименов. Скульптурный декор не только обогащает облик здания, но и несет основную идейную и тематическую нагрузку, конкретизируя функциональное назначение храма. Такое обилие скульптуры в наружном убранстве было вызвано тем, что к середине XIX века изменилось представление о монументальности сооружения; иными становятся и способы выделения среди городских построек.
На смену строгости и благородной простоте зданий начала XIX века приходит стремление к помпезности, эффекту, что обуславливает усиление пластики стен, заполнение гладкого поля фронтона сложными по композиции барельефами, использование дорогих отделочных материалов. Все это в полной мере нашло отражение в наружном убранстве Исаакиевского собора и особенно ярко выразилось в интерьере храма.
Благодаря вертикальной направленности своей композиции Исаакиевский собор стал одной из доминант центральной части города, имеющей важное градостроительное значение. Здание храма органично вошло в ансамбль двух площадей – Исаакиевской и Сенатской (Декабристов), композиционно объединяя и определяя их облик.
Сенатская площадь создавалась еще в середине XVIII века, а завершилось ее формирование в первой половине следующего столетия. Широко раскрытая на Неву, эта площадь – часть художественного убранства неповторимых по красоте набережных.
Если для Сенатской площади Исаакиевский собор – последний аккорд, недостающее звено ансамбля, то для Исаакиевской он стал началом ее превращения в единый архитектурный организм. В центре площади – последняя работа О. Монферрана, памятник императору Николаю I, выполненный скульптором П. Клодтом.
Внутренняя планировка Исаакиевского собора характерна для православных культовых сооружений XVIII века. Интерьер площадью более 4 000 кв. м двумя рядами пилонов разделен на три нефа. В главном куполе, опирающемся на четыре массивных пилона, высота достигает 69 м, высота боковых нефов – 28 м. Входом в храм служат три большие двери с южной, северной и западной сторон здания.
В восточной части – главный алтарь и иконостас, возвышающийся в уровень со сводами, подобно алтарным преградам древнерусских храмов. Стройный коринфский портик иконостаса из десяти малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры. Перед иконостасом – солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.
Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и Царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского. В алтарном окне – один из самых больших витражей в Европе площадью 28,5 кв. м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером Айнмиллером. Запрестольный образ Иисуса Христа отличается яркостью красок и глубиной цвета. Несмотря на то, что витраж – нехарактерная деталь убранства православного храма, в Исаакиевском соборе он органично вписывается в интерьер и придает алтарю неповторимый, торжественный вид.
Прорезая главный иконостас, боковые арки открывают для обозрения боковые приделы с малыми иконостасами. Левый неф ведет в придел св. Александра Невского, правый – в придел св. Екатерины.
В пышном декоре храма важное значение имеет оформление барабана главного купола. Выступающие из плоскости стен двенадцать статуй ангелов вместе с мраморными пилястрами образуют единую вертикаль и способствуют четкому членению барабана. Между скульптурами, выполненными способом гальванопластики, – живописные изображения двенадцати апостолов. Хорошо освещенные окнами барабана, позолоченные фигуры ангелов ярким пятном выделяются на фоне стен и вместе с живописью создают богатый декоративный эффект.
Внутренний декор собора венчает роспись плафона «Богоматерь во славе» площадью 816 кв. м, созданная выдающимся художником XIX века К. Брюлловым. Круговая композиция этого полотна продиктована архитектурой храма. Мягко и естественно перейти от архитектурных форм к живописным позволяет балюстрада, написанная по самому краю плафона. Она иллюзорно увеличивает антаблемент барабана, а свободный от изображений центр плафона вызывает ощущение глубины воздушного пространства и бесконечности небесного свода. Завершает композицию плафона главного купола созданная И.Дылевым скульптура голубя, парящего под сводом на высоте 86,5 м – символ Святого Духа. Она выполнена из меди, весит 84 кг, размах крыльев голубя 2,06 м. Сияние скульптуре придаёт слой серебра, нанесённый способом гальванопластики.
Оформление барабана главного купола с точки зрения синтеза различных видов искусства – наиболее удачное в Исаакиевском соборе.
Важная особенность внутренней отделки собора – вызолоченные детали, литые бронзовые, с рельефным орнаментом, базы и капители колонн, медальоны, кессоны, гирлянды, а также ажурные золоченые люстры-паникадила массой около 3 т каждая. Всего на позолоту собора было израсходовано 300 кг золота, еще 100 кг – на золочение куполов.
Исаакиевский собор – яркий образец синтеза архитектуры с различными видами декоративно-прикладного искусства. Его многочисленные живописные картины, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатую, насыщенную цветовую гамму.
Подготовлено Е. Л. Репиной
Исаакиевский собор интерьер — 68 фото
Исакиевский собор экскурсия
Исаакиевский собор убранство
Монферран Исаакиевский собор интерьер
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Исаакий внутри
Исаакиевский собор стиль Барокко
Внутреннее убранство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Исакиевский собор изнутри
Исакиевский собор внутри
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге внутри
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге внутри
Иконостас Питер Исаакиевский собор
Неф Исаакиевский собор
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
4 Евангелиста Исаакиевский собор
Монферран Исаакиевский собор интерьер
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге внутри
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге внутри
Исаакиевский собор убранство в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор придел
Исаакиевский собор интерьер
Алтарь Александра Невского в Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор отреставрировали
Исаакиевский собор малахитовые колонны
Роспись купола Исаакиевского собора
Исаакиевский собор Огюст+
Исаакиевский собор царские врата
Иконостас Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Исакиевский собор иконостас
Инфографика Исаакиевский собор
Храм Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге внутри
Исаакиевский собор Барокко
Исаакиевский собор окна
Крыши Петербурга Исаакиевский собор
Исакиевский собор иконостас
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге внутри
Неф Исаакиевский собор
Исаакиевский собор внутри
Исаакиевский собор — главный православный храм России.
Монферран Исаакиевский собор интерьер
Исакиевский собов дизайн
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге внутри колоннада
Исаакиевский собор и Юсуповский дворец
Купол Исаакиевского собора изнутри
Исаакиевский собор Питер
Исаакиевский собор Эстетика
Исаакиевский собор орнаменты
Исаакиевский собор Барокко
Исакий собор в Санкт-Петербурге потолок
О. Монферран. Исакиевский собор. Подкупольное пространство
Внутреннее убранство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор интерьер
Музей Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Исакиевский собор в Питере что ты и есть Бог
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге полы
Исаакиевский собор купол внутри
Исаакиевский собор внутри колоннада
Исаакиевский собор вид изнутри сверху
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге витраж
Иконостас Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Иконостас Исаакиевского собора Южный
Исаакиевский собор интерьер
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Россия
- Дом
- Достопримечательности
- Религиозные достопримечательности
- Православные соборы
- Исаакиевский собор
Исаакиевский собор изначально был главным храмом города и самым большим собором России. Он был построен между 1818 и 1858 годами архитектором французского происхождения Огюстом Монферраном и стал одной из самых впечатляющих достопримечательностей российской имперской столицы. Спустя сто восемьдесят лет позолоченный купол Исаакиевского собора по-прежнему возвышается над горизонтом Санкт-Петербурга. Хотя собор значительно меньше, чем недавно отстроенный храм Христа Спасителя в Москве, он может похвастаться гораздо более впечатляющими фасадами и интерьерами.
Санкт-Петербург Исаакиевский собор
Исаакиевский собор в белые ночи
Фасадное убранство Исаакиевского собора
Северный фронтон собора со скульптурной композицией «Воскресение Христово».
Западный фронтон собора со скульптурной группой «Встреча преподобного Исаака Долматского с императором Феодосием».
Фасады собора украшают скульптуры и массивные гранитные колонны (сделанные из цельных кусков красного гранита), а интерьер украшают невероятно детализированные мозаичные иконы, картины и колонны из малахита и лазурита. Большой, ярко раскрашенный витраж «Воскресший Христос» занимает почетное место внутри главного алтаря. Церковь, рассчитанная на 14 000 постоянных прихожан, была закрыта в начале 1930-х годов и вновь открыта как музей. Сегодня богослужения здесь проходят только по большим церковным праздникам.
Фасадное убранство Исаакиевского собора
Барельеф на западных дверях Исаакиевского собора
Великолепный интерьер Исаакиевского собора
Страшный суд на потолке Исаакиевского собора
Иностранные посетители должны покупать входные билеты прямо у правой двери на южном фасаде (не в кассе на уровне улицы). Мы также рекомендуем вам подняться по 300 ступеням к колоннаде собора и насладиться великолепным видом на город.
Адрес: | Исаакиевская площадь, 4 |
---|---|
Метро: | Адмиралтейская |
Режим работы: | Ежедневно с 10:30 до 18:00. Последний вход в 17:30. Вечерние открытия собора только летом (1 мая — 30 сентября): с 18:00 до 22:30. Вечерние открытия Колоннады только летом (1 мая — 31 октября): с 18:00 до 22:30. Ночные открытия Колоннады только в белые ночи (1 июня — 20 августа): с 22:30 до 4:30. |
Закрыто: | Среда |
Телефон: | +7 (812) 315-9732 |
Веб-сайт: 90 063 | http://eng.cathedral.ru/isakievskiy_sobor/ |
Прием : | Собор: Взрослый: 250,00 руб. Дети: 50,00 руб. Аудиогид (на русском, английском, немецком, французском, итальянском или испанском языках): 100,00 руб. Колоннада: 150,00 руб. Вечерние открытия собора только летом: 400,00 руб. Вечерние открытия Колоннады только летом: 300,00 руб. Только ночные открытия Колоннады в Белые ночи: 400,00 руб. |
Фото и видео: | бесплатно/включено |
Примечание о доступности: | Собор доступен для инвалидных колясок: на входе и выходе есть подъемники для инвалидных колясок. Обратитесь за помощью к администратору. |
фото храма, история
История строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор был основан во времена правления Екатерины Великой. Во времена Павла I в России здание было построено и отделано кирпичом. Тогда Александр I нашел здание недостаточно хорошим. Он считал, что самый величественный собор столицы должен быть намного лучше. Он придерживался первоначального плана и решил заново отстроить храм из мрамора.
Архитектором будущей достопримечательности в Санкт-Петербурге император выбрал французского художника Огюста де Монферрана. Работы начались в 1819 году. Однако из-за нехватки ресурсов процесс строительства продвигался крайне медленно. На возведение собора ушло почти 40 лет. Он строился на протяжении всего царствования Николая I и был закончен к году смерти императора.
Несмотря на то, что Исаакиевский собор был построен в царствование Николая I, внутри он не был полностью украшен. Поэтому ее освятили только в 1858 году. Даже после этого работы внутри церкви еще продолжались.
Николай I увлекался величественными произведениями архитектурного и инженерного искусства. Каждое здание, построенное во время его правления, отличается основательностью, широтой замысла и дорогим убранством. На создание царской красоты и вечных архитектурных памятников казна никогда не жалела денег.
Исаакиевский собор © Mistervlad / Shutterstock
Оформление и интерьер
Собор представляет собой четырехугольное здание с гранитными террасами по бокам и огромными портиками. Портики представляют собой колонны из цельного куска гранита высотой 45 метров каждая. Потребовались огромные усилия, чтобы их обработать и отшлифовать. В соборе 112 наружных колонн. Стены как внутри, так и снаружи здания облицованы олонецким и итальянским мрамором. Только на внутреннюю отделку ушло более 8 тонн.
Верх здания увенчан куполом с четырьмя платформами и четырьмя колокольнями в каждом углу. Высота собора под куполом более 88 метров. Купол содержит 12 позолоченных фигурок ангелов, 40 фигурок других ангелов, патриархов и пророков. На внутреннюю позолоту ушло более 208 кг золота! Над росписями собора работали такие великие художники 40-50-х годов, как Карл Брюллов, Карл Нефф, Петр Басин, Шарль Штойбен, Петр Шамшин. Главный иконостас выполнен из белого мрамора и опирается на колонны из голубого камня и малахита. Это единственные существующие колонны такого рода во всем мире.
Если вы влюбились в картины внутри собора, не забудьте посетить знаменитый Государственный Эрмитаж. Он состоит из 6 зданий, построенных лучшими архитекторами прошлого.
Фотографии Исаакиевский собор
Исаакиевский собор на карте
Исаакиевский собор — достопримечательности рядом
Государственный Эрмитаж
Васильевский остров
Петропавловская крепость
Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор)
Петропавловский собор
Невский проспект
Пушкин (Царское Село)
Санкт-Петербург Дворцовая площадь (Дворцовая площадь)
ул. Петербургский круизный порт
Река Нева
Мариинский театр
Аничков дворец
Павловский дворец
Государственный Русский музей
Никольский морской собор
Михайловский замок
Юсуповский дворец
Сенатская площадь (Площадь Декабристов)
Музей русской водки
Константиновский дворец
Музей Достоевского
Музей Пушкина
Музей Фаберже
Смольный собор
Входные билеты и экскурсии
от
154€
Бесплатная отмена
Забронируйте сейчас и заплатите позже
Подробнее
от
191€
Бесплатная отмена
Забронируйте сейчас и заплатите позже
Посмотреть еще
от
106€
Бесплатная отмена
Забронируйте сейчас и заплатите позже
Подробнее
от
258€
Бесплатная отмена
Забронируйте сейчас и заплатите позже
Подробнее
Популярные туры
2 дня
3 часа
3 часа
2 дня
3 часа
4 дня
3 часов
7 часов
5 часов
2 дня
2 дня
1 час
3 часа
8 часов
от 120 до 150 минут
от 180 до 210 минут
900 14
Отели рядом с Исаакиевский собор
Популярные достопримечательности России
Собор Василия БлаженногоГосударственная Третьяковская галереяБольшой театрМузей-заповедник «Царицыно»Музей А.