Интерьер готического собора: Готический стиль в архитектуре и интерьере

Содержание

Готический стиль в архитектуре и интерьере

  • СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ И АРХИТЕКТУРЕ

  • ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

февраля 2, 2018 01:31

Часовня Пьерфон, Франция

  • Собор святого Стефана в Вене, Австрия.

  • Собор святого Стефана в Вене, Австрия.

Мрачное средневековье подарило нам исключительные шедевры готической архитектуры, сохранившиеся и дошедшие до наших времен в сравнительно небольшом количестве. Остроконечные шпили соборов пронзают нашу душу в самое сердце и оставляют в нем след влюбленности в готику навсегда. Поражает грандиозность  строений, филигранность резьбы по камню, красота и величие пропорций. Все сферы искусства: скульптура, архитектура, живопись слились в едином ансамбле. Если в городе, в который вы приехали есть готическое здание, вы как примагниченный пойдете именно к нему, видя его возвышающимся над всеми остальными зданиями. Удивительно, но не сохранилось чертежей этих великих творений людей, неизвестны авторы этих зданий. Соборы, строившиеся порой не один век, как Нотр-Дам-де-Пари, уникальны и неповторимы. 

  • Собор Дуомо в Милане, Италия.

  • Собор Нотр-дам-де-Пари, Франция.

  • Нотр-Дам-де-Пари, фрагмент фасада.

  • Нотр-Дам-де-Пари, фрагмент фасада.

  • Нотр-Дам-де-Пари, Франция.

  • Аббатство Сен-Дени в Париже, Франция.

  • Аббатство Сен-Дени в Париже, Франция.

  • Собор в Сиене, Италия.

  • Собор в Леоне, Испания.

  • Тимпан собора в Барселоне, Испания.

  • Собор в Уэльсе, Англия.

  • Ратуша в г. Брюгге, Бельгия.

  • Замок Шенонсо, Франция.

  • Здание парламента в Будапеште, Венгрия.

  • Капелла в парке Александрия, Петергоф.

  • Вокзал в Петергофе.

  • Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, Россия.

АРХИТЕКТУРА

    Слово готика (от итальянского gotico — непривычный, варварский) — сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил итальянский архитектор Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готический период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы приходился с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытеснив его. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Европы, а после крестовых походов проник в Сирию, на острова Кипр и Родос. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Оно было призвано возвысить человека, показав ему его истинное предназначение. Отсюда как символы все архитектурные элементы здания устремлены вверх к Богу, оттого сильно вытянуты и заострены.

 

  Готическое искусство было тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц . Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая — его независимости. 

 

  Готические соборы отражали стройность божественного порядка и олицетворяли божественную Вселенную. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готический храм необозрим, часто ассиметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота здания порой достигала 40 м. В основе готического храма лежит тип римской базилики, когда центральный неф возвышался над боковыми. Все готические соборы в плане символично имеют форму латинского креста. 

 

  Техническим прорывом архитекторов готики явилось открытие ими нового способа распределения нагрузки. Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передавалось нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимался аркбутанами и контрфорсами. Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный,  толщина стены больше не влияла на несущую способность здания.  Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору.  Чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Таким образом, массивный свод заменился ребристым сводом,  рёбра — нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр : веерный свод, крестовый, шестигранный, звёздчатый, сетчатый.

 

  Аркбута́н (фр. arc-boutant — «подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания.  Применение аркбутанов позволяло значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.

 

 

 

  Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления  стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. 

  Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а тимпан арочного контура  над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

 

  В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла.

 

  Главный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари имеет три стрельчатых портала со входами внутрь. Над ними висят скульптурные панно, иллюстрирующие различные эпизоды из Евангелия. Главное украшение Нотр-Дам-де-Пари – прекрасные цветные витражи. Строгость и цветовая сдержанность готического убранства, отсутствие настенной живописи только подчёркивают великолепие и яркость витражей. Проникая сквозь них, солнечный свет заливает серые стены радугой оттенков. 

 

  Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Это самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, — таким образом, создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

 

  Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) — самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен. 

 

  Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.

 

  В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.

 

    В 18 веке интерес к готической архитектуре вспыхнул с новой силой. Так появился стиль неоготика . Не смотря на то, что принципы строительства в 18-19 веках были уже иными, и отдельные элементы зданий, выполненных в неоготическом стиле, на самом деле были чужеродными для средневековой готики, современники воспринимали отход от точного следования стилю как необходимость, а не как досадную ошибку архитекторов. В неоготике смешивались разные стили и направления, относящиеся к разным эпохам и странам, а также перемешивались приемы строительства соборов и замков. К примеру, в годы становления стиля при строительстве жилого дома его двери могли быть выполнены как порталы соборов, а спальни своей настенной росписью могли напоминать гробницы. Со временем эклектичность была творчески переработана, и архитекторы выработали универсальные требования к новому стилю. Основная особенность неоготической архитектуры – использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Были также адаптированы и другие элементы средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы.

 

  Торжеством неоготики стало строительство в Лондоне Вестминстерского дворца. После долгих лет строительства вдоль Темзы вытянулся массивный, величественный дворец. Его фасад украшают и уравновешивают две башни, расположенные в его северной и южной частях. Дворец, несмотря на свою величину, не подавляет своими размерами, но производит впечатление классической строгости. Все дело – в верно найденных пропорциях.

 

  Наиболее яркий пример неоготической архитектуры в Германии — Кёльнский собор, одно из самых высоких и массивных зданий 19 века. Также немецкие архитекторы спроектировали такие шедевры мировой архитектуры, как замок в Швангау и невероятный по своей красоте замок Нойшванштайн, построенный на месте разрушенной рыцарской сторожевой башни.

 

  Один из шедевров неоготической архитектуры – здание парламента в Венгрии (Будапешт). Это одно из самых красивых правительственных зданий мира. Изящные башенки парламента, расположенного на берегу Дуная, эффектно отражаются в воде, а острые шпили — непременный атрибут неоготического стиля – делают силуэт легким, устремлённым в небо.  

 

  Начиная во второй половины 18 века неоготика становится популярной и в России. Изначально на западе страны началось строительство католических церквей в неоготическом стиле, затем мода на «рыцарскую» архитектуру расширилась: архитекторы стали возводить частные и доходные городские особняки, а также господские дома в богатых имениях с использованием готических форм. Доходные дома в Москве и особенно Петербурге отличались роскошными парадными подъездами, стрельчатыми окнами, богато декорированными фронтонами, шпилями и башенками.  

Интересный пример российской неоготики середины 19 века — комплекс зданий, возведенных в Петергофе. В их числе — капелла в парке «Александрия», украшенная множеством декоративных элементов из чугуна, Фермерский дворец, дворец «Коттедж», а также вокзал, почта и императорские конюшни.

 

  К оригинальным архитектурным памятникам неоготики относится и особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в Москве, который  выглядит внушительно и строго; величия и пышности преисполнен западный фасад с химерами над порталом; обращённый к саду с фонтаном южный фасад создаёт настроение уюта и спокойствия, прекрасны и  каменная резьба и горельефы, украсившие террасу с восточной стороны дома.

 

 

  • Аббатство Сан-Гальяно, Италия.

  • Интерьер собора в Шартре, Франция.

  • Интерьер собора в Эксетере, Англия.

  • Интерьер собора в Уэльсе, Англия.

  • Интерьер собора в Реймсе, Франция.

ИНТЕРЬЕР

   Внутреннее пространство готического храма  членилось на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю –  трифорий  (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна.

 

  Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Ощущение легкости подчеркивалось  декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр: везде где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками. 

 

  Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создало неповторимое “лицо” стиля готики. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

 

  Каждый портал Шартрского собора  украшен скульптурой. Количество дверей — три — связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности. На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Над входом с западного фасада расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

 

  Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным. 

 

  В английской готике иногда использовался веерный свод, получивший свое название из-за сходства с опахалом из пальмовых листьев. Центральный неф кафедрального собора в Эксетере (XIV в.) перекрыт веерными сводами. Собор построен в стиле, который в Англии называется «украшенная готика». Своды центрального нефа со множеством нервюр возвышаются над пространством храма. Массивная перегородка, отделяющая центральный неф от хора, некогда присутствовавшая в большинстве соборов, сохранилась и служит опорой для огромного органа, появившегося здесь позднее.

 

  Интерьеры жилых замков в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. 

 

  Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

 

  Что же касается жилых особняков в неоготическом стиле, то неоготика в каком-то смысле была подобна маскараду, увлекательной игре в давно минувшую эпоху. Интерьеры дома Зинаиды Морозовой в Москве – по крайней мере, парадной его части – архитектор Шехтель  стилизовал под готику, чем многократно усилил впечатление, которое дом производил на каждого, кому доводилось в него попасть. За мощным порталом с тремя стрельчатыми арками перед гостем открывалась дубовая дверь, приглашая в холл, облицованный резными деревянными панелями. Над головой сияла цветными стёклами люстра ручной работы, а за широким проёмом лестницы виднелся аванзал. Золотые эмблемы на голубом фоне стен чем-то напоминали геральдические лилии кованой ограды, но чтобы разглядеть их поближе, требовалось подняться по лестнице, перила которой оплетали змеи и охраняли чудовища.

 


Готический стиль в архитектуре

Опубликовано От admin

Поворот от романского стиля к готике начался с архитектуры, а потом распространился на скульптуру и живопись. Однако именно архитектуре все же оставалась основой средневекового синтеза искусств. Типичная скульптура готического стиля характеризуется сдержанной легкостью.

Экстерьер готического собора часто имеет несимметричный характер. Каждый из его фасадов со своими порталами характеризуется индивидуальным обликом. Готический собор очень высокий и стройный, и при этом часто растянут в длину.

 

 

Шартрский собор в длину достигает 130 метров, а в трансепте = 4 метра. Постройка представляет собой каркас из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. На месте стен — сквозные галереи, аркады и огромные окна, то узкие и высокие, то круглые, украшенные витражами, которые называли » готическими розами».

 

 

Аркбутан — это наружная каменная подпорная арка или полуарка, которая передает горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объема зданий.

Подобные арки являлись одной из самых характерных деталей готической архитектуры, и поэтому их можно встретить во многих средневековых постройках.

 

Контрфорс представляет собой вертикальную конструкцию в виде выступающей стены, вертикального ребра или отдельно стоящей опоры, которая связана со стеной аркбутаном.

Готический собор вобрал в себя черты средневекового города и стал центром общественной  жизни. Возле собора размещались торговые ряды, а на паперти разыгрывались мистерии. Внутреннее пространство собора свободное и просторное, между священнослужителями и посетителями нет четко очерченной границы.

Во внутреннем оформлении интерьера можно видеть огромное количество скульптур. Так, в Шартрском соборе насчитывается всего около девяти тысяч скульптур. Окна использовались для монументальной живописи — из цветного стекла создавались удивительно красивые витражи. Живописцы Средневековья любили чистые, звучные цвета.

 

 

Первым и одним из самых замечательных сооружений готического стиля стал прекрасный и величественный Собор Парижской Богоматери, который был построен в Париже в 1163 — 1182 годах. Практически все соборы и ратуши возводились по заказу городских общин.

 

 

Изобразительное оформление готических соборов выступало в качестве своеобразной энциклопедии средневековых знаний, подчиняемых богословию. Подобным примером может служить широкопанорамная символическая картина мира небесного и земного, воспроизведенная в Шартрском соборе.

 

 

Однако в оформлении храмов также зачастую можно было встретить и сатиру на монахов и священнослужителей. Ярким примером служит рельефное изображение на капители Собора Нотр — Дам в Париже.

 

 

В глубинах готического искусства можно проследить образ страдающего, глубоко несчастного человека. Да и сами соборы своими величественными формами и строгим, несколько мрачноватым оформлением интерьера должны были всячески подчеркивать ничтожество человека перед этой неземной красотой, олицетворяющей божественную власть на земле.

Одним из лучших творений высокой готики являются статуи Реймского собора, построенного во Франции. Все скульптуры характеризуются покоем и гармонией — это молодая Мария с Елизаветой, а также многочисленные картины Страшного суда. На примере реймской скульптуры становятся понятными ценности, которые готика внесла в художественное осмысление образа человека.

 

 

В городах — республиках Италии готический стиль характеризуется более нарядными, богатыми и разнообразными формами. Это и Миланский собор, построенный в 1386 года, и Дворец дожей в Венеции ( 1309 — 1343 годы). Расцвет готической стилистики архитектуры приходится на XII — XIII столетия.

 

 

Опубликовано в рубрике Стили архитектуры

8 лучших готических соборов

Архитектура

В Европе, несомненно, есть одни из величайших инженерных подвигов средневековой эпохи съездить в Европу, ты неизбежно столкнетесь с одним из сотен готических соборов, которые усеивают пейзаж. Эти средневековые шедевры, построенные в период с 12 по 16 века, были рождены романским движением, в котором церкви были спроектированы с толстыми стенами, круглыми арками и большими башнями. Готическая архитектура, с другой стороны, сосредоточена на высоте и свете — несмотря на то, что готические соборы построены из тяжелого камня, кажется, что они бросают вызов законам гравитации. Общие черты включают стрельчатые арки, ребристые своды и контрфорсы, которые позволили построить конструкции выше и прочнее. Здесь мы собрали девять лучших образцов готических соборов со всей Европы.

  • Фото: Наталья Брацлавская

    Амьенский собор, Франция

    Амьенский собор — самый высокий завершенный собор во Франции, его внутренняя высота достигает 138,8 футов. Он также имеет самый большой внутренний объем — 260 000 кубических ярдов.

  • Фото: Julian Elliott — Ethereal Light

    Нотр-Дам-де-Реймс, Франция

    Короли Франции короновались в этом соборе, построенном в 13 веке на месте старой церкви, датируемой 400 годом.

  • Фото: Брюс Юанью Би

    Базилика Сен-Дени, Франция

    Известный как первый готический собор (он был завершен в 1144 году), в этой церкви находятся могилы всех французских монархов, кроме трех.

  • Фото: Agence Images

    Шартрский собор, Франция

    Этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО очень хорошо сохранился — почти все оригинальные витражи остались нетронутыми. Мало что изменилось в здании с начала 13 века.

  • Фото: Лучано Мортула

    Санта-Мария-дель-Фьоре, Италия

    Собор Флоренции, более известный как Дуомо, славится своим невероятным куполом, построенным Филиппо Брунеллески. Хотя строительство началось в 1296 году в готическом стиле, строение не было завершено до 1436 года. Многоцветный фасад, который вы видите сегодня, был завершен в 1887 году в неоготическом стиле.

  • Фото: Getty Images

    Вестминстерское аббатство, Лондон

    Генрих III приказал построить это аббатство в 1245 году, так как выбрал место для своего захоронения. Сейчас это место британских коронаций и многих королевских свадеб — совсем недавно состоялась свадьба принца Уильяма и Кейт Миддлтон, ныне герцога и герцогини Кембриджских.

  • Фото: Getty Images

    Кентербери, Великобритания

    Возможно, вы знакомы с этим собором из « Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера. Архиепископ Томас Бекет был убит в церкви.

Самые популярные

  • Фото: Симоне Симоне

    Милан Собор

    Самая большая церковь в Италии строилась почти 600 лет. В отличие от большинства готических соборов, у которых впереди две башни, Миланский собор имеет совсем другой силуэт, он покрыт множеством маленьких башен.

ExploreArchitecturedesign historytravel

Подробнее

Travel

Загляните внутрь 5 самых дорогих гостиничных номеров Парижа

От люкса в стиле Dior с видом на Эйфелеву башню до потрясающего номера, спроектированного Карлом Лагерфельдом, эти помещения действительно достойны внимания

Готические соборы — Знакомство с лучшими построенными готическими церквями

Первые готические соборы были построены во второй половине 12 века. Для строительства готических церквей требовались архитекторы, каменщики, опытные плотники и стекольщики, и на строительство могли уйти сотни лет, в которых использовался труд и вклад целых городов. Готическая архитектура отражала идеалы, вкусы и духовность того времени. Сегодня мы изучим самые примечательные образцы готической церковной архитектуры в мире, изучая причины, по которым они были построены, как они были построены, а также обсудим элементы интерьера и экстерьера готического собора.

Содержание

  • 1 Знаменитые готические соборы
    • 1.1 Собор Парижской Богоматери (1163) – Париж, Франция
    • 1.2 Севильский собор (1172) – Севилья, Испания
    • 1.3 Шартрский собор (1194 г.) – Шартр, Франция
    • 1.4 Сиенский собор (1215) – Сиена, Италия
    • 1.5 Загребский собор (1217) – Загреб, Хорватия
    • 1.6 Солсберийский собор (1220) – Солсбери, Англия
    • 1.7 Буржский собор (1230) – Бурж, Франция
    • 1.8 Йоркский собор (1230) – Йорк, Англия
    • 1.9 Уэллсский собор (1239) – Уэллс, Англия
    • 1.10 Базилика Святого Франциска Ассизского (1253) – Ассизи, Италия
    • 1.11 Реймский собор (127 5) – Реймс , Франция
    • 1. 12 Собор Орвието (1290) – Орвието, Италия
    • 1.13 Собор Святого Вита (1344) – Прага, Чехия
    • 1.14 Миланский собор (1386) – Милан, Италия
    • 1.15 Кёльнский собор (156 0) – Кёльн , Германия
  • 2 Часто задаваемые вопросы
    • 2.1 Как вы определяете готическую архитектуру?
    • 2.2 Каковы характеристики готических соборов?

 

 

Примечательные готические соборы

Иногда люди предполагают, что готические церкви связаны с германским народом, известным как готы, которые процветали в начале 400-х годов нашей эры. Готическая архитектура возникла только в 12 веке, известная тогда как «французский стиль», и только в 16 веке она стала называться готической архитектурой, что было уничижительным термином, поскольку настоящие готы считались как варварское и примитивное.

Свет и вертикальность являются неотъемлемыми чертами готической церковной архитектуры. Стеклянные витражи позволяют солнечному свету проникать во внутренние помещения готического собора.

Хотя образцы готической архитектуры можно увидеть во многих дворцах, ратушах и замках того периода, этот стиль лучше всего иллюстрируется красивыми готическими соборами, найденными по всей Европе. Вот наш список примечательных готических церквей, которые вы можете изучить.

 

Нотр-Дам де Пари (1163) – Париж, Франция

Дата завершения 1163
Архитектор Пьер де Монтрей (1200–1266)
Функция Собор
Расположение Париж, Франция

Нотр-Дам де Пари, вероятно, самая узнаваемая и известная из всех средневековых готических церквей. Он был построен на руинах двух предыдущих церквей, возведенных на месте галло-романского святилища, посвященного культу Юпитера. Его фасад, окруженный двумя готическими башнями и освященный в 1189 г., является одной из самых знаковых достопримечательностей Франции.

До возведения Эйфелевой башни в 19 веке шпили знаменитого собора возвышались над горизонтом Парижа.

Нотр-Дам де Пари (1163) в Париже, Франция; Ali Sabbagh, CC0, via Wikimedia Commons

Он имеет замечательные размеры: это собор латинского креста с пятью нефами и двойными проходами. Нотр-Дам также был одним из первых сооружений, в котором были использованы контрфорсы, что сделало его впечатляющим достижением амбициозного готического стиля Rayonnant. Трудно игнорировать очарование статуй в этой готической церкви.

Собор был задуман как «книга для бедняков» со скульптурами, рассказывающими религиозные истории через визуальные эффекты массам неграмотных прихожан.

 

Севильский собор (1172) – Севилья, Испания 0192

Архитектор Алонсо Мартинес (ок. 14 века) Функция Собор Местоположение Севилья, Испания

Севильский собор, грандиозно задуманный севильскими канониками еще в 1401 году, остается крупнейшей церковью Европы. Он не разочаровывает, и не только из-за своей огромности — главный неф возвышается на захватывающую дух 42 метра. Внутри есть множество произведений искусства, не в последнюю очередь великолепный Главный алтарь, и, хотя архитектура преимущественно готическая, есть несколько исламских архитектурных аспектов .

Хотя главная мечеть Альмохадов была разрушена, чтобы освободить место для нее, некоторые черты сохранились.

Севильский собор (1172) в Севилье, Испания;  Инго Мелинг, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Некоторые из них заметны, например, башня Хиральда, но другие менее заметны. Когда-то двор был частью мечети. Он был значительно перестроен в 13 веке для использования в качестве монастыря и кладбища. Традиционно в готическом соборе можно ожидать апсиду с атриумом в восточной части.

Королевская часовня является местом захоронения поколений испанской королевской семьи.

 

Шартрский собор (1194) – Шартр, Франция

Дата завершения 1194
Архитектор Магистр хартий (ок. 12 века)
Назначение Собор
Местоположение Шартр, Франция

Шартрский собор , посвященный Деве Марии, является памятником готической архитектуры. Его порталы, витражи, украшения и резные статуи находятся в превосходном состоянии. Они делают церковь одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов для изучения периода. Западный фасад заключен между двумя башнями, что типично для французской готики. Один отличается сложной и тонкой конструкцией с перемычками.

Отличное воплощение экстравагантной готики.

Шартрский собор (1194) в Шартре, Франция;  Робин Пуату, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Королевский портал имеет три входа с множеством рельефов, скульптур и скульптурных колонн. Их иконография, изображающая циклы времен года, созвездия и даже странный бестиарий, в некоторых случаях все еще связана с романскими влияниями. Тем не менее именно знаменитый Шартрский лабиринт привлекает символистов. Он расположен на полу главного нефа и изображает дорогу освящения, по которой путешественники должны пройти, чтобы отличить добро от зла.

Предостережение: есть только один выход.

 

Сиенский собор (1215) – Сиена, Италия

9 0192

Дата завершения 1215
Архитектор Джованни Пизано (1248 – 1315)
Функция Собор
Местоположение Сиена, Италия

Несмотря на многочисленные повторяющиеся аспекты, готические церкви в Европе различаются по местным особенностям и национальным различиям. В Италии, например, готическая церковная архитектура распространилась по всей стране, хотя и была менее интенсивной по сравнению с другой стороной Альп. По этой причине итальянскую готику часто называют умеренной готикой.

В Италии нет готических церквей, которые достигают головокружительной высоты или используют огромные скульптуры, которые можно найти в их французских аналогах.

Сиенский собор (1215) в Сиене, Италия; © Raimond Spekking

Итальянская готическая церковная архитектура оставалась простой и традиционной. Фасад Сиены был спроектирован на двух уровнях и включает в себя аспекты французского готического наследия, а также классической архитектуры . Использование полихромного мрамора и геометрического орнамента придает зданию тосканский оттенок. Верхний уровень больше напоминает французские готические церкви с вершинами и готическим орнаментом.

В интерьере готического собора есть изысканное окно-розетка работы Дуччо ди Бонинсенья и резная мраморная кафедра работы Никола Пизано.

 

Загребский собор (1217) – Загреб, Хорватия

Дата завершения 1217
Архитектор Герман Болле (1845 – 1926)
Функция Собор
Местонахождение Загреб, Хорватия

История Загребского собора началась в конце 11 века, вскоре после основания Загребского епископства. В 1217 году была освящена ранняя церковь в неороманском стиле. Он был сильно разрушен во время монгольского нашествия в 1242 году, но вскоре после этого начался ремонт. Восточная часть собора была построена в готическом стиле между 1264 и 1284 годами с нижними сводами.

Западные стены, а также нижние части двух колоколен построены между 1366 и 1433 годами.

Загребский собор (1217) в Загребе, Хорватия; Ex13, CC BY-SA 4. 0, через Wikimedia Commons

Своды одинаковой высоты были построены во всех проходах и приподнятом хоре между 1500 и 1510 годами. Неф был изменен и приподнят. К этому моменту экспансия Османской империи поставила Загреб под угрозу. Готический собор получил дополнительное барочное украшение в 18 веке, в том числе барочную кафедру и красиво украшенные алтари.

Когда турецкое вторжение прекратилось, крепостные стены с восточной и южной сторон были отремонтированы и превращены в резиденцию архиепископа.

 

Солсберийский собор (1220) – Солсбери, Англия

Дата завершения 1220
Архитектор Ричард Пур (ум. 1228)
Функция Собор
Расположение Солсбери, Англия

Англиканский собор является одним из величайших британских образцов ранней английской готической архитектуры, и важно отметить, что это одна из трех церквей в Англии без кольца. колоколов, два других — Норвич и Эли. В Солсбери находится самый высокий церковный шпиль в Соединенном Королевстве.

Здесь находятся старейшие в мире действующие механические часы, датируемые примерно 1386 годом, а также замечательная коллекция готических витражей, в частности «Окно-роза».

Солсберийский собор (1220) в Солсбери, Англия; Энтони МакКаллум: кто является загрузчиком, фотографом, полным владельцем авторских прав и владельцем WyrdLight.com, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons администрация епископа Ричарда Пура, предоставившего место для собора. Это, без сомнения, одно из самых узнаваемых средневековых сооружений в стране. Наличие, возможно, самого значительного артефакта в английской истории — Великая хартия вольностей – бесспорно главная достопримечательность.

С 1215 года сохранилось всего четыре экземпляра, из которых лучше всех сохранился Солсбери.

 

Буржский собор (1230) – Бурж, Франция

Дата завершения 1230
Архитектор Гийом де Данжон (1140 – 1209)
Функция Собор
Местоположение Бурж, Франция

С 12 по 15 века готический стиль процветал в Западной Европе, пока не был вытеснен ренессансным стилем. С возведением аббатства Сен-Дени, первого собора, Франция стала местом, откуда возник и распространился этот стиль.

Буржский собор, посвященный святому Этьену, первому христианскому мученику, является одним из самых представительных, если не самым известным, французских шедевров.

Буржский собор (1230) в Бурже, Франция;  JPRoche, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Это величественное сооружение было построено на месте древнего монастыря в конце 1100-х годов. Он был тесно связан с господством Капетингов в регионе, которому он стал памятником. Две асимметричные башни, одна с роскошными готическими крокетами и вершинами, а также внушительная система двойных контрфорсов отличают Буржский собор.

Особого внимания заслуживают резные порталы, особенно тот, что изображает Страшный суд.

 

York Minster (1230) – Йорк, Англия

90 192

Дата завершения 1230
Архитектор Уолтер де Грей (1180 – 1255)
Функция Собор
Местоположение Йорк, Англия

Первоначально деревянная церковь была построена из камня, и король Освальд наблюдал за ее завершением. Он был значительно отремонтирован в 664 году нашей эры и еще раз после пожара в 741 году нашей эры. Это сооружение просуществовало немного дольше, но было разрушено в 1069 году во время норманнского штурма города. Йоркский собор — образец готической архитектуры. Ранее это был норманнский собор.

Архиепископ Роже из Пон-Левек построил норманнский хор примерно в конце следующего века.

York Minster (1230) в Йорке, Англия;  MatzeTrier, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Похоже, его вдохновил дизайн Даремского собора. Строительство нынешнего здания началось в 1220 году под руководством архиепископа Вальтера де Грея и продолжалось более 200 лет. Он представляет почти все этапы готической архитектуры с 1230 по 1475 год. Этот дизайн отличается остроконечными арками и декоративными украшениями.

901:12 Первоначальная нормандская постройка была снесена по мере продолжения работ.

 

Уэллсский собор (1239) – Уэллс, Англия

9 0192

Дата завершения 1239
Архитектор Уильям Джой (1329 – 1348)
Функция Собор
Местоположение Уэллс, Англия

Самый первый представитель ранней готической английской архитектуры, Уэллсский собор на юго-западе Англии, порвал с прежним романским стилем. Его дизайн иллюстрирует, как готический архитектурный стиль приобрел несколько национальных вариантов. Наиболее примечательной особенностью сооружения, возможно, является впечатляющий Западный фасад, который был закончен в середине 1200-х годов и включает более 300 скульптур в виде человеческих фигур.

Скульптуры французского дизайна обычно располагались в воротах, но в Уэллсе они полностью закрывают ниши фасада.

Собор Уэллса (1239) в Уэллсе, Англия; Diliff, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Поскольку в средние века резные фигуры были окрашены в синий, красный и белый цвета, воздействие должно было быть гораздо более впечатляющим. Еще одним интригующим аспектом Уэллсского собора является его музыкальная история. Четырехлистники над входом имеют отверстия.

Благодаря этому голоса певчих были слышны прямо с фасада, что является отличительной чертой этой сложной готической церкви.

 

Базилика Святого Франциска Ассизского (1253) – Ассизи, Италия

Дата завершения 1253
Архитектор Илия Кортонский (1180 – 1253)
Назначение Собор
Местоположение Ассизи, Италия

Базилика Святого Франциска Ассизского — популярное место паломничества католиков всего мира. Его архитектура, вероятно, поразит посетителей, поскольку представляет собой настоящее сочетание готических и романских черт. Он символизирует начало нового творческого периода.

По правде говоря, базилика кажется настоящей двойной церковью с отдельными зданиями и функциями.

Базилика Святого Франциска Ассизского (1253 г.) в Ассизи, Италия; Бертольд Вернер, общественное достояние, через Wikimedia Commons размышление и более личная преданность. Дизайн церкви достигает тонкого и сбалансированного объединения; есть характеристики, связанные с романскими традициями Умбрии, такие как остроконечный фасад и крепкие четырехугольные башни, а также части, вдохновленные более современным готическим стилем.

Стрельчатые арки в нефе, контрфорсы и стрельчатые крестовые своды являются примерами этого влияния.

 

Реймский собор (1275) – Реймс, Франция

Дата завершения 1275
Архитектор Жан д’Орбе (1175 – 1231)
Назначение Собор
Местоположение Реймс, Франция

Реймский собор считается одним из самых важных образцов готической архитектуры в мире. Что придает этой структуре индивидуальность? В течение 800 лет он играл ключевую роль в истории Франции. Французско-германское примирение также было официально подтверждено в Реймсе в 1962 году.

Контрфорсы Реймского собора также являются прекрасными декоративными украшениями, отражающими величие собора.

Реймский собор (1275) в Реймсе, Франция; bodoklecksel, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Из-за арок, которые поддерживают каркас здания, были созданы большие проемы, позволяющие свету проникать через впечатляющие витражи. Освещенный собор стал эффектным световым шоу, как и планировалось его проектировщиками в начале 13 века.

Есть также 2300 скульптур, которые добавляют очарования собору: арки, колонны статуй, декоративные фигуры внутри и снаружи, дарохранители и знаменитый улыбающийся ангел.

 

Собор Орвието (1290) – Орвието, Италия

Дата завершения 1290
Архитектор Лоренцо Майтани (1275 – 1330)
Функция Кафедральный собор
Местоположение Орвието, Италия в его красоте, так как это скрытая жемчужина . Он был построен в конце 1200 года по приказу Папы Николая IV в память о евхаристическом чуде Больсены, городка недалеко от Орвието.

Согласно традиции, во время служения мессы в маленькой общине священник обнаружил, что святое тело капрала истекает кровью.

Собор Орвието (1290) в Орвието, Италия; Livioandronico2013, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Драгоценная реликвия в настоящее время хранится в часовне собора. Церковь Орвието включает в себя готические черты, основанные на итальянской интерпретации. Его окно-розетка, которое восстановил Орканья, очень примечательно и имеет уникальную форму с 22-сторонним многоугольным узором. Фасад собора изыскан и считается великим произведением церковной архитектуры.

Три большие бронзовые двери, потрясающие позолоченные мозаики и великолепное окно-розетка.

 

Собор Святого Вита (1344) – Прага, Чехия

Дата завершения 1344
Архитектор Питер Парлер (1333 – 1399)
Назначение Собор
Местоположение Прага, Чешская Республика

Собор Святого Вита — готическая церковь римско-католического вероисповедания, расположенная на территории Пражского Града, возвышающаяся над пражской Малой Страной. Это, без сомнения, один из самых заметных и узнаваемых памятников в Праге и во всей Чехии. Готический собор — это гораздо больше, чем прекрасное место для христианского поклонения и религиозного уединения.

Его можно определить только как исключительное произведение искусства и впечатляющее зрелище. Увидеть это своими глазами – возможность, которая выпадает раз в жизни.

Собор Святого Вита (1344) в Праге, Чехия;  Alvesgaspar, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Собор Святого Вита считается одним из самых выдающихся памятников страны и духовной иконой Чешской Республики. В соборе Святого Вита с 10 века находится епископ Пражской епархии. Помимо невообразимого количества служб и других католических мероприятий, здесь короновались несколько чешских монархов и королев.

Это последнее пристанище многих монархов, святых, лордов и архиепископов.

 

Миланский собор (1386) – Милан, Италия 92

Архитектор Донато Браманте (1444 – 1514)
Функция Собор
Местоположение Милан, Италия

Милан — оживленный и шумный город, но его исторический собор считается сердцем города. Он посвящен Святой Марии, а позолоченная фигура Богородицы, расположенная на самом верхнем шпиле, является культовой эмблемой города. Миланский собор не пугает большое скопление людей: это самый большой храм Италии (не считая Ватикана) и может вместить до 40 000 человек. Он также богато украшен готическими скульптурами, фигурами и горгульями.

Среди них «Новый закон» (1810 г.), почти точная копия Статуи Свободы.

Миланский собор (1386) в Милане, Италия; Цзюгуан Ван, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Строительство Миланского собора заняло более 600 лет, и оно до сих пор не завершено! Его фасад был открыт в 1418 году, но веками оставался незавершенным, пока не вмешался Наполеон. Он по-прежнему находится в центре внимания текущих ремонтов и чисток, чтобы сохранить белый и розовый мрамор.

Проект сохранения был инициирован королем Джаном Галеаццо Висконти в ознаменование региональной экспансии его семьи.

 

Кельнский собор (1560 г.) – Кельн, Германия

Архитектор Мастер Герхард (1210 – 1271) Функция Собор Местоположение Кельн, Германия

Германия известна не только своими средневековыми замками и укреплениями; Готические церкви также производили впечатление на протяжении всего Средневековья. Кельнский собор , например, является самой большой готической церковью в Северной Европе. Его две башни с массивными шпилями достигают высоты более 150 метров, что делает его самым высоким сооружением в мире до 1884 года.

Кельнский собор (1560 г.) в Кельне, Германия; Томас Вольф, www.foto-tw.de, CC BY-SA 3.0 DE, через Wikimedia Commons

В Кельнском соборе со времен Средневековья хранились мощи трех королей, которые были вывезены из другого собора в Милане Фридрихом. Барбаросса, император Священной Римской империи. Эта святая реликвия была невероятно важна для христианского благочестия и теперь хранится в золотой шкатулке, созданной известным ювелиром Николя де Верденом.

Готический собор также пережил многие из худших драматических периодов 20-го века.

Во время Второй мировой войны его бомбили 14 раз, и один из его красивых витражей был разрушен. Герхард Рихтер, современный визуальный художник, воссоздал его в 2007 году, создав современный витраж, изобилующий пикселями — новый вид готического стекла.

 

Готическая архитектура стала одним из самых уникальных стилей строительства в мире, одновременно экстравагантным с эстетической точки зрения и трансцендентным с философской точки зрения. Хотя он зародился в средние века, уникальный жанр продолжает очаровывать и сегодня, что видно на примере некоторых захватывающих дух готических соборов Европы. В то время как готическая архитектура кажется уникальным строительным стилем, на ее характерный дизайн повлияло множество вдохновений на протяжении веков.

 

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Как вы определяете готическую архитектуру?

Готическая архитектура – ​​это европейская архитектурная форма, в которой подчеркивается высота и которая имеет богато украшенный и изысканный внешний вид. Несмотря на свое первоначальное французское происхождение, стиль готической архитектуры можно найти в соборах, замках и других сопоставимых сооружениях по всей Европе и за ее пределами. В то время как готический стиль варьируется в зависимости от возраста, местоположения и типа конструкции, распространены основные архитектурные характеристики, такие как стрельчатые арки, массивные витражи, контрфорсы, ребристые своды и богатый орнамент.