Содержание
Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь, и в чём секрет его долголетия
В конце прошлого века на российский «микроавтобусно-грузовой небосклон» взошла звезда Газели – сначала грузовика ГАЗ-3302, а затем и фургона ГАЗ-2705. Относительно недорогие, юркие и вместительные автомобили с «животным» названием быстро прижились на наших улицах и стали неотъемлемым элементом пейзажа российских городов. А спустя пару лет после запуска семейства «газелеобразных» горьковские «генетики» вывели еще одну зверушку – на этот раз под названием Соболь. Однако из-за внешнего сходства со старшей сестрой микроавтобусы, фургоны и грузовики этого семейства надолго остались в тени Газели. Сегодня мы попробуем восполнить этот пробел, вспомнив историю создания и развития «соболиного семейства».
Непростое время
В начале девяностых годов Горьковский автозавод переживал не самые лёгкие времена. Несмотря на активный спрос на продукцию, далеко не всё у заводчан получалось так, как было задумано. Во-первых, не удался запуск в серию новой Волги ГАЗ-3105. Во-вторых, модернизированная смесь «двадцать четвёрки» и «тридцать первой» с индексом ГАЗ-31029 приносила заводу меньшую прибыль, чем грузовые автомобили. Именно поэтому в Горьком и взяли курс на выпуск коммерческой техники – лёгких грузовиков, микроавтобусов и фургонов, которые имели общую платформу и агрегатную базу.
Успех грузовой Газели лишь укрепил соображения руководства в том, что стране нужны малотоннажные автомобили для перевозки пассажиров и грузов, которые могли бы стать альтернативой не только большим грузовикам, но и легковушкам, а также пикапам. При этом на ГАЗе решили не останавливаться на «полуторке», а пошли еще дальше, а точнее – «ниже», занявшись разработкой автомобилей с меньшей колёсной базой, длиной и грузоподъемностью.
Такая же, но на размер меньше
Располагая готовой и уже практически отработанной агрегатной базой Газели, в Горьком решили создать на её основе новый автомобиль. При всём внешнем сходстве с ГАЗ-2705 и значительной доле унификации Соболь (а именно такое название получило новое семейство) решал хоть и схожие, но немного другие задачи. Ведь этот автомобиль был рассчитан не столько на «работу на линии», как это предстояло многострадальным «газелькам», а на более щадящую эксплуатацию в качестве служебного и даже личного автомобиля. Изначально Соболи были задуманы как более комфортабельные, экономичные и динамичные автомобили, которые по набору потребительских качеств должны были быть ближе к легковым машинам, а не к коммерческой технике.
Разработкой новой модели занялись в 1996 году — то есть, спустя пару лет после начала выпуска бортовых «газелек» и в разгар запуска производства цельнометаллических однообъемников этого же семейства. При этом — редкий случай – разработка Соболей не затянулась на долгие годы, поскольку конструкция автомобиля в целом уже была разработана и даже испытана. Требовалось лишь «урезать» кузов до требуемых размеров, сделав его немного компактнее. Процесс занял относительно немного времени – примерно два года, за которые в Горьком сумели создать, испытать и довести до уровня товарных образцов автомобили нового семейства, состоявшего, подобно Газели, как из микроавтобусов с фургонами, так и из бортовых грузовиков.
Благодаря тому, что колёсную базу укоротили на 140 мм по сравнению с Газелью, а задний свес заметно уменьшили, габаритная длина кузова Соболя сократилась на 660 мм, что обеспечило новой модели отличную маневренность. Полная масса при этом также снизилась на 700 кг — до 2 800 кг с «газелевских» трёх с половиной тонн. Вследствие таких массогабаритных характеристик при тех же силовых агрегатах Соболь получился значительно динамичнее любой Газели, а его плавность хода и устойчивость оказались вполне сравнимы с обычной Волгой.
Как и полагается при разработке новой модели, на ГАЗе создали полтора десятка опытных образцов, отдельные экземпляры которых в процессе испытаний «намотали» 50 000 километров, а всего суммарный пробег прототипов составил около 400 000 километров. Не избежал будущий Соболь и различных стендовых испытаний, причем больше всего конструкторов интересовала прочность оригинальной рамы и укороченного кузова, которые в ускоренном режиме проверяли с помощью специальных гидроцилиндров, имитирующих тряску на реальной дороге.
Путь на конвейер занял около двух лет: первые ходовые макеты были готовы в августе 1996 года, а в июне 1997-го началась подготовка мощностей и наладка производства. Для изготовления 800 оригинальных деталей Соболя потребовалось изготовить 5 500 единиц новой технологической оснастки на сумму 76 миллионов долларов. Даже печально известный дефолт, грянувший в августе 1998-го, не повлиял на запуск Соболя в серию, и уже в ноябре на конвейере были собраны первые серийные автомобили.
Журнал «За Рулём» уделял новой модели немало внимания и печатной площади на страницах издания в конце девяностых годов
Руководство изначально позиционировало новое семейство как «автомобили, которые предназначены для активных людей». Подразумевалось, что новинку будут использовать как в качестве комфортабельных передвижных офисов, так и эксплуатировать в качестве семейного и даже «дачного» автомобиля, а также компактного микроавтобуса для поездок выходного дня и дальних путешествий. Виделось реальным будущее этого автомобиля и в малом бизнесе, где горьковская продукция могла составить конкуренцию «бэушным» микроавтобусам.
Однако августовский дефолт всё же сказался на судьбе машины. Доходы физических лиц упали в разы, а предприятиям и организациям резко стало не до закупки новой техники – остаться бы на плаву! Вдобавок качество отечественных автомобилей в этот момент еще больше упало из-за того, что автозаводы приобретали самые дешевые (и, соответственно, далеко не всегда качественные) комплектующие и материалы, чтобы сохранить стоимость на привлекательном для покупателей уровне.
Ключевое отличие Соболя от Газели заключалось не только в размерах, но и в хронологии вывода на рынок модификаций: первым с конвейера сошел не грузовик (как ГАЗ-3302), а микроавтобусы и фургоны.
За первый год производства в Горьком выпустили около 1 000 «Соболей», причем соотношение фургонов ГАЗ-2752 и микроавтобусов ГАЗ-22174 в гамме составляло примерно 60:40. Автомобили с высокой крышей запустили в серию первыми не просто так: максимальная унификация кузова с Газелью позволила снизить первоочередные производственные затраты и не сильно поднимать отпускную цену.
А уже весной 1999-го на ГАЗе начался выпуск микроавтобуса «Соболь Баргузин», который отличался от более ранних экземпляров низкой крышей. Затем в Горьком запустили мелкосерийное производство бортовых грузовиков ГАЗ-2310 и «голых» шасси для автомобилей специального назначения.
Бортовой грузовик поначалу выпускали в небольших количествах, и только в 2006-м ситуация изменилась, поскольку эту версию стали собирать на том же конвейере, что и грузовую Газель
В первые годы ежегодно выпускали примерно впятеро меньше Соболей, чем Газелей. К примеру, в 1999 году с конвейера ГАЗа сошли свыше 90 000 «газелек», а фургонов и микроавтобусов «соболиного» семейства за тот же период изготовили всего около 14 000 штук.
Многих потенциальных покупателей Соболи поначалу отпугивали ценой, ведь за машину с меньшей грузоподъемностью горьковчане просили почему-то больше, чем за Газель! Именно поэтому первое время Соболь оставался этакой «вещью в себе». Однако после того как в Москве ограничили въезд автомобилям грузоподъемностью свыше 1 тонны внутрь третьего транспортного кольца, интерес грузоперевозчиков к горьковским малотоннажникам оживился — ведь даже для Газели требовался спецпропуск, в то время как Соболь мог проехать везде. Ввиду возросшего спроса с 2006 года грузовая модификация ГАЗ-2310 «переехала» на одну линию конвейерной сборки с бортовой «газелькой» ГАЗ-3302.
В дальнейшем Соболь не только (и не столько) составил конкуренцию «сёстренкам» из газелевского семейства, но и начал теснить «головастики» и «буханки» УАЗ — тем более, что со временем в семействе Соболь появились и серийные полноприводные модификации с раздаткой, жестким передним мостом и карданными шарнирами в трансмиссии.
Именно на эти машины с большой охотой пересаживались те, кто ранее за неимением альтернативы по долгу и географии службы был вынужден довольствоваться аскетичной ульяновской продукцией.
Мягче, тише, быстрее
Соболь с самого начала предлагался с довольно обширной моторной гаммой. «База» — обычный восьмиклапанный двигатель ЗМЗ-4026.10 с карбюраторной системой питания, который при рабочем объеме в 2 445 «кубиков» выдавал 100 лошадиных сил. Этим простым и проверенным двигателем оснащалось значительное количество Соболей первых выпусков, но в связи с введением осенью 2005 года экологических норм Евро-2 его производство прекратили.
«Четыреста шестой» был достаточно распространённым двигателем под капотом Соболя, причем как с карбюраторной системой питания, так и с распределённым впрыском топлива
Конструкторы «Соболя» изначально делали ставку на более современные 2,3-литровые 16-клапанные моторы с двумя распределительными валами и микропроцессорной системой зажигания, которые предлагались в двух версиях: 110-сильный карбюраторный ЗМЗ-4063 и его «продвинутая» версия с распределённым впрыском топлива ЗМЗ-4062 мощностью 145 л.с. Благодаря гидротолкателям клапанов и гидравлическому натяжителю цепи по сравнению со старыми заволжскими агрегатами эти двигатели оказались менее трудоёмкими в обслуживании, поскольку не нуждались в регулировке тепловых зазоров клапанов.
Но не бензином единым: некоторые «Соболи» на заводе комплектовались дизельным «сердцем» — 2,1-литровым 85-сильным мотором ГАЗ-560, который производился по лицензии австрийской компании Steyr. Однако покупатели не слишком жаловали экономичный дизель, поскольку агрегат с иностранными корнями требовал существенной доплаты, из-за чего такой Соболь был намного дороже машин с двигателями ЗМЗ. Зато те счастливчики, которые всё же не поскупились на импортный мотор, нередко с удивлением обнаруживали, что даже после полного износа кузова и остальных агрегатов «штайровский» дизель пребывал в прекрасной форме!
Многие автомобили ржавели практически после первой зимы, но 4-5 лет до сквозных дыр кузова всё же выдерживали
Сохранив «газелевскую» коробку передач без изменений, конструкторы всё же пересмотрели для более легкого и компактного Соболя передаточное число главной передачи, сделав её более «скоростной» — 4,55 вместо 5,125.
Несмотря на значительную унификацию по агрегатам и комплектующим с Газелью, отдельные узлы проектировали специально для Соболя с учетом его назначения и меньшего веса. Так, более компактная модель получила вместо кованой балки и полуэллиптических рессор оригинальную по конструкции независимую двухрычажную переднюю подвеску с газонаполненными амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Кроме того, Соболь оснастили новым рулевым управлением, а спереди установили дисковые тормоза увеличенного диаметра с однопоршневыми суппортами типа «плавающая скоба». Такие решения позволили обеспечить Соболю ходовые качества, почти сравнимые с легковыми автомобилями даже на высоких скоростях.
Меньшая грузоподъемность Соболя по сравнению с Газелью позволила конструкторам отказаться от ведущего моста под двускатные колёса в пользу односкатного, что заметно повысило комфорт обитателей задней части кузова микроавтобусов. Вдобавок односкатные колёса позволили уменьшить размер колёсных арок, что в зависимости от типа кузова положительно сказалось на вместимости пассажирского салона или грузового отсека.
«Грузовые» модификации Соболя оснащались покрышками размерностью 185/75 R16, в то время как пассажирские микроавтобусы получили низкопрофильные шины размерностью 225/60 R16, что также положительно отразилось на управляемости автомобиля на высоких скоростях. Ведь не стоит забывать о том, что междугородние поездки по шоссе для многих Соболей — не редкость, а обычное дело.
Хроника малого бизнеса
Газели суждено было проживать свой век в качестве «маршрутки» либо бортового грузовика, в то время как Соболь позиционировался производителем в качестве универсального транспортного средства для государственных предприятий, частных фирм и просто больших семей, нуждавшихся в просторном и вместительном однообъемнике. ГАЗ-2217 «Баргузин» в семиместном исполнении не только отлично подходил для перевозки небольшой группы (6-7 человек) с багажом благодаря компоновке салона и более удобным креслам, но и обеспечивал более комфортабельные условия труда водителю, который вместо кондового руля Газели вращал более симпатичную и приятную на ощупь «баранку».
Как Газель, только лучше – внутри Соболь по убранству был сравним с обычной советской легковушкой, ничем не напоминая прежних «железных» собратьев из Горького
Расположенные друг напротив друга сиденья в салоне с откидным столиком располагали к деловым переговорам и использованию автомобиля в качестве как мобильного офиса, так и транспортного средства для семейных путешествий — например, к морю. Существовала и более вместительная 11-местная версия Баргузина.
«Офис на колёсах»? В любом случае, интерьер Баргузина был достаточно удобным и даже уютным
Несмотря на укороченную базу и меньший задний свес, Соболь первого выпуска предлагался и в качестве полноценного микроавтобуса ГАЗ-22171 категорий М1 и М2, который отличался от Баргузина увеличенной высотой крыши (как у обычной Газели), причем в одном из вариантов комплектации семиместный салон повышенной комфортности на микроавтобусе был аналогом «баргузиновского», а во втором автомобиль вмещал до десяти пассажиров и был отличным вариантом для небольших гостиниц или туристических фирм, организовывавших небольшие экскурсии. Интересно, что в рамках унификации с кузовом Газели задние двери на микроавтобусах с высокой крышей были распашными, а то время как на Баргузине для доступа в багажное отделение большая дверь поднималась вверх, как на обычных минивэнах.
Соболь предоставлял покупателям достаточный выбор вариантов кузова, которые отличались высотой крыши, количеством пассажирских мест и объемом грузового отсека
Важное преимущество «соболеобразных» автомобилей — небольшая погрузочная высота, которая составляла всего 700 мм, благодаря чему погрузка и выгрузка багажа не требовала чрезмерных физических усилий.
Кроме пассажирских модификаций, на основе кузова с высокой крышей выпускали цельнометаллический фургон ГАЗ-2752, грузовой отсек которого вмещал почти семь кубометров груза.
Пользовалась популярностью и «комбинированная» грузопассажирская версия, которая могла взять на борт не только водителя с шестью пассажирами, но и 300 килограммов груза, для которого был предусмотрен отсек объемом 3,7 м³, отделённый от пассажирской части кузова глухой металлической перегородкой. Общая грузоподъемность таких автомобилей немного не дотягивала до 800 кг, чего было достаточно для небольших предприятий, занимающихся обслуживанием населения и доставкой компактных и нетяжелых грузов.
Наконец, в гамме модификаций разработчики предусмотрели и бортовой грузовик ГАЗ-2310, который мог взять на борт 900 кг груза — то есть, ровно столько, чтобы вписываться в «однотонное» ограничение, действовавшее в центре столицы.
С конца 2002 года все модификации можно было приобрести не только в заднеприводном варианте, но и в версии 4х4 с постоянным полным приводом, причем от моноприводных аналогов такие Соболи отличались добавочной цифрой «7» в индексе.
В начале 2003 года Соболь внешне претерпел те же изменения, что и обновлённая Газель. «Рестайлинг» принёс автомобилю новый дизайн оперения — иное оформление капота, бампера, передних крыльев и облицовки радиатора.
Кроме внешних отличий, Соболь получил другую конструкцию передних лонжеронов кузова, а также более просторный моторный отсек, в котором без проблем размещались и крупные силовые агрегаты.
Современные каплевидные фары не только красиво смотрелись на передке утилитарного автомобиля, но и хорошо светили. Изменение формы переднего бампера позволило конструкторам увеличить площадь воздухозаборников, благодаря чему удалось побороть одно из слабых мест Газели — извечную склонность двигателя к перегреву в летний зной.
Заметно облагородили и салон, ведь обновлённая панель приборов выглядела заметно элегантнее и была более эргономичной, а новая комбинация приборов отличалась более точными показаниями.
Впоследствии панель приборов стала еще более симпатичной и совершенной
Новый отопитель с воздушной заслонкой был не только компактнее, но и мощнее старой «печки», благодаря чему после рестайлинга в салоне Соболя было тепло и уютно даже в непростых условиях русской зимы.
На этом модернизация не остановилась: с 2003-го на Соболи начали ставить соответствующий нормам Евро-2 двигатель ЗМЗ-40522.10, который при рабочем объеме в 2,5 литра развивал в зависимости от модификации 140-152 л.с., а также лицензионный турбодизель ГАЗ-5601 мощностью 95 л.с. В 2008 году моторы Соболя стали отвечать cтандарту Евро-3 – кроме отечественного ЗМЗ-40524.10 предлагался 2,4-литровый 137-сильный бензиновый двигатель Chrysler и турбодизель ГАЗ-5602.
В 2009 году из-за конфликта интересов ГАЗа с основным поставщиком двигателей — Заволжским моторным заводом — на Соболи начали устанавливать моторы УМЗ-4216.10 рабочим объемом 2,89 л производства Ульяновского моторного завода.
В начале 2010 года началось производство модели «Соболь Бизнес», которая по «пакету обновлений» повторяла семейство «Газель Бизнес», причем в конце этого же года под капотом «соболей-бизнесменов» появился 2,8-литровый турбодизель Cummins китайского производства.
Но выпуск прежних версий Соболя в небольших объемах намеренно сохранили для специальных модификаций — в основном для закупок силовыми ведомствами.
Автомобили первого поколения не только выпускали в Российской Федерации, но и собирали на Украине. Кроме серийных модификаций, на базе Соболя изготавливали бронированные автомобили для инкассаторских служб, а также фургоны-рефрижераторы.
ГАЗ-2217 «Соболь-Собкор» – шестиместный автомобиль для работы журналистов в дорожных условиях. Экспериментальную спецверсию для СМИ представили на московском «Моторшоу-2003».
Впрочем, уже в 2000 году ГАЗ для расширения рынка сбыта попытался создать еще одну необычную модификацию Соболя с кузовом пикап, которая отличалась от традиционного бортового грузовика более низкой погрузочной высотой. Тогда же был создан прототип еще одного пикапа — на этот раз полноприводного и с двухрядной кабиной. ГАЗ-231079 получил собственное название «Соболь Динго», причем полная масса такого грузопассажирского внедорожника превысила три тонны.
Еще один «концепт» на базе Соболя — 10-местная модификация ГАЗ-22173, рассчитанная для использования в качестве таксомотора в рамках проекта «Русское такси». Но еще до запуска Соболя в серию на ГАЗе был подготовлен опытный образец «идеального автомобиля для путешественников» — ГАЗ-2752 Соболь Дилижанс. Снаружи горьковский «дилижанс» отличался необычной раскраской кузова, дополнительным багажником на крыше с лесенкой на задней двери, а также другими необычными элементами отделки вроде кронштейнов для «запаски» и канистр с водой или топливом.
Как можно видеть, стартовав в непростом 1998 году, Соболь и сегодня остаётся одним из наиболее популярных и востребованных коммерческих автомобилей РФ для перевозки пассажиров и груза, по-прежнему предоставляя покупателю за относительно небольшие деньги достаточно много автомобиля c заявленным ресурсом в 500 000 километров. Хотя при этом, конечно, и приходится делать скидку на двадцатилетний возраст платформы и не всегда безупречное качество изготовления и сборки.
Опрос
Какой Соболь первого поколения может считаться лучшим?
answer_id»>Ваш голос
Всего голосов:
Поджидая очередного «Соболя». Первое знакомство с новым «Соболем NN»
В течение нынешней осени Горьковский автозавод планирует запустить в серию долгожданную новинку — модель «Соболь NN». Машину впервые официально показали год назад, на выставке «Комтранс», хотя в интернете и раньше светились шпионские фотографии, сделанные на улицах Нижнего Новгорода. Однако всегда есть большая разница между автомобилями-прототипами, отснятыми «папарацци», и серийными версиями для конвейера. Здесь уже все максимально выверено, нет никаких обходных технологий и временных решений. Именно такие машины надо смотреть и оценивать. А нового в «Соболе NN» действительно много…
Автомобиль с именем
Главное, что «Соболь» для ГАЗа — автомобиль знаковый, а не просто «короткая „ГАЗель“». «Соболь» — максимально демократичный для России фургон или микроавтобус. Для нас это то, чем стал известный по всему миру Volkswagen Transporter, но в отечественной версии.
В истории советского автопрома никогда не было такого автомобиля. Ближе всего к нему «рафик», но во времена СССР рядовому «частнику» купить его было просто невозможно (так, чтобы новым, с невыветрившимся запахом завода). «Соболь» же продается свободно — хоть за «нал», хоть в кредит.
Конструктив у «Соболя» тоже особый, несравнимый ни с VW Transporter, ни с РАФом. Прежде всего, здесь не несущий кузов, а рама, которая прощает водителю многие вещи, связанные с реальной эксплуатацией.
Независимая бесшкворневая передняя подвеска, придающая особый комфорт в движении, специально разработана для «Соболя». В основе ее конструкции — опыт автозавода, наработанный за десятилетия выпуска правительственных «Чаек». То есть это не клон подвески «Волги», как было на РАФ‑977 и РАФ‑2203.
В меру пушистый
Даже первое поколение «Соболя», выпускаемого с 1998 года, заинтересовало тогда многие предприятия, успешно эксплуатировавшие 6- или 10-местные модели ГАЗ‑2217 в качестве дополнения к легковым автомобилям. Грузопассажирские версии активно использовали в сфере доставки легких грузов или перевозки ремонтных бригад.
Еще большую популярность «Соболю» принес полный привод. Машины «Соболь 4 х 4» оказались редким сочетанием комфорта и проходимости, причем за адекватные деньги. Доступные цены сделали эту модель весьма успешной и в классе семейных автомобилей. Для кого-то «Соболь» был второй или даже третьей машиной в семье, но для многих он оказался хорош и как единственный семейный транспорт.
Следующий виток роста популярности обеспечила тяга россиян к путешествиям, перемене мест, истории страны, ее природе. Для многих российских автотуристов «ГАЗель» оказалась излишне крупной машиной, а иномарки — дорогими. «Соболь» пришелся точно впору, как та туфелька Золушке… Кроме того, свернув ШРУС, буксуя в песке или спалив сцепление на иномарке где-нибудь под Архангельском или на Иссык-Куле, на отпуске можно поставить крест. Когда еще привезут нужную деталь и где ремонтировать машину?.. В случае с «Соболем» таких проблем нет: запчасти в достатке везде, сервисная сеть — самая широкая.
На острие прогресса
Новый «Соболь NN» — более современный и удобный, чем прежние просто «Соболь» и «Соболь Бизнес». Здесь дисковые тормоза «по кругу» — более цепкие, чем прежде. Передняя подвеска — родня «ГАЗели Next» (а точнее — «ГАЗели NN»). Она тоже независимая, на двойных поперечных рычагах, и бесшкворневая. Только лучше. По опыту эксплуатации «ГАЗелей Next», шаровые опоры ходят до 150–200 тыс. км! Сайлент-блоки — тоже долговечные, их хватает более чем на 100 тыс. км. Кроме того, передняя подвеска дополнена надежной и информативной рейкой вместо «червяка». Да, этот фургон или микроавтобус должен рулиться как хороший легковой автомобиль!
Новые шестишпилечные колесные диски позволяют использовать более долговечные необслуживаемые ступичные подшипники. Новая 6-ступенчатая коробка передач не только имеет две повышающие передачи (пятая — 0,807 и шестая — 0,643), но и обеспечивает автомобилю тяговитость на первой (передаточное число — 5,065). Причем коробка рассчитана с запасом: на крутящий момент 450 Нм. Это в два раза больше, чем у старой КП с ее 220 Нм, и больше, чем у трехопорной с 330 Нм.
Один из возможных двигателей — новый ульяновский бензиновый Evotech увеличенного рабочего объема: до 3,0 литра. Главное отличие УМЗ Evotech 3.0 от УМЗ Evotech 2.7 — длинноходный коленвал и новый (чугунный, негильзованный) «жесткий» блок цилиндров. Крепление головки — болтами, а не шпильками, то есть проще и надежнее. Мощность — 120 л. с. при 4000 об/мин, крутящий момент – весьма приличный для 8 клапанов: 250 Нм при 2300 об/мин. Под капотом машины на фото, к слову, стоял турбодизель Cummins ISF 2.8.
В приоритете — электроника
Дизайн кузова — весьма достойный. Новые капот, крылья и фары оставляют больше места радиатору. Про бампер и облицовку уже говорят, что они лучше «продуваются», — это уменьшает вероятность перегрева двигателя. У фар два красивых линзовых элемента в хромированных корпусах на темной поверхности маски, вместо ламп — светодиоды. Бампер практично разделен по горизонтали на две части: сам бампер и его нижнюю часть. Обычно низ часто повреждается на неровной дороге — теперь ремонт бампера обойдется дешевле.
Передняя панель в новом «Соболе» – от «ГАЗели NN». От нее же – панель приборов и мультимедиа-система с цифровыми сервисами GAZ Connect
Внутри — комфорт и царство разного рода бортовой электроники. Состояние, близкое к восторгу, вызывает дизайн передней панели с обилием решеток, вставок под алюминий, подстаканников и емкостей для прочих продуктов питания. Весь кокпит радует качеством материалов и продуманным удобством.
Панель «ГАЗели NN» и всю электронику разрабатывали, ориентируясь не на один-два года выпуска, не на сиюминутные тенденции, а с учетом перспективы. Здесь совершенно новая цифровая комбинация приборов, 9-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной системы и климат-контроль с индикацией. Любителям электронных гаджетов и девайсов понравится наличие в кабине четырех USB‑разъемов. Есть две 12-вольтовые розетки, а также каналы Bluetooth и Wi-Fi. Ну и подогреваемый «мультируль» с подушкой безопасности.
Сиденье водителя – в меру жесткое и удобное с точки зрения профиля спинки: нигде не жмет и не давит
Автомобиль получил также совершенно новое водительское сиденье с подогревом подушки и спинки, регулировками по всем степеням свободы (11 регулировок!) и механизмом подрессоривания. Причем сама подушка — довольно жесткая и тонкая, а нужный уровень комфорта обеспечивает настраиваемая пружинная подвеска. Пол кабины свободен от массивного рычага «ручника», а не только от рычага переключения передач (здесь стоит джойстик на передней панели). Стояночный тормоз теперь — с электромеханическим приводом, управляется он клавишей на панели приборов.
Несомненное достоинство семейства «ГАЗели Next» и «ГАЗели NN» — высокая стойкость кузова к коррозии: даже на 6–8-летних машинах нет ржавчины. Так что по качеству окраски современная «ГАЗель» вполне сопоставима с иномарками. И все благодаря двухсторонней оцинковке большинства кузовных панелей, широкому применению пластмасс и высококачественной окраске. На Горьковском автозаводе уже почти десять лет работает линия катафорезного грунтования с полным погружением в ванну и новая линия окраски производства германской компании Eisenmann.
Возможны варианты
В отличие от прежних поколений нижегородской «пушнины» у «Соболя NN» будет не два варианта высоты крыши кузова, а три. И не один-единственный вариант колесной базы, а два. То есть новый кузов предоставляет большой потенциал использования «Соболя NN». И нам еще только предстоит увидеть все многообразие надстроек и исполнений этих машин.
На прошедшей в начале июня «Неделе российского ритейла» автозавод показал цельнометаллический фургон «Соболь NN». Это трехместный фургон с объемом кузова 7,8 куб. м и внутренними размерами грузового отсека 2600 x 1860 x 1614 мм. В дальнейшем линейку дополнят фургоны с однорядной и двухрядной кабинами и увеличенной внутренней высотой кузова.
Грузовой отсек «Соболя NN» внушителен по объему и неплохо отделан – можно даже говорить о нетипичном для отечественного автопрома внимании к мелочам
В 2023 году ожидается дебют пассажирской версии нового «Соболя» — скорее всего, такую модель представят грядущей весной. По информации «Движка», в гамму модификаций пассажирского «Соболя NN» войдут исполнения с задним и полным приводом, а также с меньшей высотой кузова (как на прежнем «Баргузине» ГАЗ-2217).
Неслучайно, что одним из первых вариантов применения «Соболя NN», кроме понятной развозной функции, будет также фуд-трак. Обычно такие «передвижные кофейни» строят на основе различных олдтаймеров. В России попадались «кафешки» в польской «Нысе», гэдээровском «Баркасе», а также Volkswagen Transporter Т1 и Т3. Здесь, конечно, хочется не только получить чашку ароматного кофе и хрустящий круассан, но и рассмотреть сам шоу-стоппер.
Более простой вариант фуд-трака выполняют на основе каких-либо современных импортных «каблуков». В любом случае «кофеварка на колесах» на базе «Соболя NN» будет доступнее по цене, а кроме того — больше по запасу внутреннего пространства. Здесь найдется место еще и для пары комплектов мебели. И даже для официанта. И вовсе не факт, что интерес покупателей к передвижной точке питания будет вызван только густым маслянистым ароматом арабики. Новый «Соболь NN» тоже его заслуживает!..
Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ»:
В условиях санкций „Группа ГАЗ“ не только обеспечивает выпуск текущей продукции, но и инвестирует в производство новых моделей, которые нужны потребителям. Автомобиль „Соболь NN“ заместит в сегменте доставки и онлайн-торговли европейские аналоги, покинувшие рынок, и даст потребителям аналогичный уровень функциональности и комфорта. Сегодня для Горьковского автозавода это один из приоритетных проектов, в цехах предприятия уже полным ходом идет подготовка мощностей и модернизация производства, чтобы в этом году при поддержке Фонда развития промышленности дать старт серийному выпуску новой модели.
Текст: Николай Мордовцев
Фото: журнал «Движок», пресс-служба «Группы ГАЗ»
Газоанализаторы и генераторы потока Promethion Core
Перейти к содержимому
Газоанализаторы и генераторы потока PromethionCoreДжефф Ричардсон2022-08-02T10:45:26-07:00
Газоанализаторы и генераторы потока Promethion Core
Запросить предложение по продукту
promethion-core-gas-analyzer-and-flow-control-web2
Соединения Promethion Core Gas Analyzer и Flow Control3 900 основные газоанализаторы и насос управления расходом
Газоанализаторы Promethion Core и насос управления потоком
Особенности
- Серия CGF включает анализ нескольких газов (O 2 , CO 2 , H 2
7 O)
- Технология SableHD™ обеспечивает лучшее в отрасли разрешение на всех анализаторах
- Компенсация водяного пара исключает сушку анализируемого газа и повышает точность данных
Описание
Promethion Core™ CGF (комбинированные газоанализаторы и регулирование расхода) представляет собой новейшую технологию газоанализаторов и генераторов расхода. КГП включает водяной пар, CO 2 и O 2 анализ. Каждый тракт анализатора находится на уникальном блейд-сервере Sable, разработанном для простой настройки и минимизирующего эффекты запаздывания, которые усложняют анализ данных. В основе этих анализаторов лежит технология высокого разрешения SableHD™, обеспечивающая лучшее в отрасли разрешение для всех анализаторов.
Газоанализаторы отбирают воздух из потока, выбранного генератором потока. Воздушный поток направляется через коллектор, из которого регулятор расхода отбирает аликвоту основного потока, которая затем направляется через анализатор водяного пара, CO 9анализатор 0026 2 и анализатор O 2 .
Внутри корпуса поддерживается постоянная температура 37°C, что обеспечивает стабильную среду для анализаторов и предотвращает образование конденсата. CGF также содержит точный анализатор барометрического давления с высоким разрешением. CGF выполняет автоматическую калибровку газовых и скрубберных колонок. Калибровочные газы подключены к системе и могут быть включены для калибровки O 2 и CO 2 по мере необходимости. Точно так же внутренняя колонна химического скруббера включается в воздушный поток. Эта скрубберная колонна удаляет водяной пар из потока воздуха, проходящего через нее, и используется для калибровки анализатора водяного пара с использованием метода O 2 разбавление. При желании он также может удалить CO 2 и обнулить анализатор CO 2 . Это единственный раз, когда поток пробы воздуха осушается. Во всех остальных случаях разбавление водяным паром O 2 и CO 2 компенсируется математически с использованием данных анализаторов водяного пара и барометрического давления. Газоанализаторы Promethion — единственные системы с такой возможностью.
Генератор потока Promethion CGF обеспечивает постоянный поток воздуха из 16 клеток для мышей одновременно, плюс базовый поток. Обычная многоканальная система с вытягивающим потоком требует отдельного насоса для каждого вытяжного воздушного потока. Это увеличивает энергопотребление и увеличивает тепловыделение, износ и техническое обслуживание, даже несмотря на то, что только один поток воздуха за раз фактически направляется в газоанализатор в мультиплексной системе. Генератор потока CGF решает эту проблему, заменяя все эти несколько насосов, кроме одного, одним вакуумным насосом, в который втягиваются все невыбранные потоки газа с точно контролируемой скоростью потока. Только выбранный воздушный поток проходит через насос для одной пробы, а скорость его потока контролируется точным массовым расходомером первичного потока, прослеживаемым по стандарту NIST.
Свяжитесь с нами
Для индивидуальной конфигурации свяжитесь с нами , и наши специалисты помогут вам настроить систему, соответствующую вашим конкретным исследовательским потребностям.
Характеристики
Показать характеристики
O 2 | |||
| 0-100% О2 | ||
| 0,1 % от показаний, типичный в диапазоне 2–100 % | ||
| 0,0001% О2 | ||
| <0,01%/ч (при постоянной температуре с постоянным потоком N2 при 50 мл/мин) | ||
| Топливный элемент | ||
| До 3 лет при нормоксии, типично; заменяемый пользователем | ||
СО 2 | |||
| 0-5% CO2 | ||
| 1% от показаний, типичный в диапазоне 0-5% | ||
| 0,0001% СО2 | ||
| <0,001%/ч (при постоянной температуре с постоянным потоком N2 при 50 мл/мин) | ||
| Двойная длина волны, недисперсионное инфракрасное излучение | ||
Водяной пар | |||
| 0 – 6 кПа Давление водяного пара | ||
| 1 % от показаний, типичный в диапазоне 0–5 кПа | ||
| 0,0001 кПа | ||
| <0,01 кПа/ч (при постоянной температуре с постоянным потоком азота 50 мл/мин) | ||
| Тонкопленочный емкостный | ||
Барометрическое давление | |||
| 0,1% от показания | ||
| 0,0001 кПа | ||
Дополнительный пробоотборник | |||
| 0-1000 мл/мин | ||
| 2% от показаний тип.![]() | ||
Регулятор температуры | |||
| 0,2°C тип. (0-60°C) | ||
| 0,02°С среднеквадратичное значение | ||
| 0,001 град С | ||
Клеточный поток | |||
| 0-5 SLPM на канал (16 каналов), режим pull | ||
| 2% от показаний, типичный в диапазоне 0-5 SLPM | ||
| 0,001 мл/мин | ||
| Дифференциальное давление | ||
Измерение вакуумного давления | |||
| <1% от показаний | ||
| 0,001 кПа | ||
Цифровой интерфейс | |||
| Протокол CAN, прямая передача цифровых данных | ||
Требования к питанию для CGF: | 12 В постоянного тока, 16 А: поставляется универсальный адаптер | ||
Базовая линейка Promethion
Доверяйте своим данным – Эксклюзивная цифровая технология высокого разрешения SableHD™ обеспечивает лучшую в отрасли точность, высочайшую частоту дискретизации и непревзойденное разрешение быстро меняющихся метаболических данных. И вы получаете все преимущества технологии Promethion, включая сохранение необработанных данных, компенсацию водяного пара, непрямую калориметрию в режиме вытягивания и преимущество домашней клетки Sable.
Уверенность в своих экспериментах – Стабильность и точность системы Promethion Core год за годом обеспечивают сопоставимые данные. Это позволяет проводить продольные исследования на протяжении всей жизни ваших мышей или крыс.
Actionable Intelligence – Программное обеспечение Promethion Live предоставляет вам в режиме реального времени информацию о животных и системе, необходимую для принятия ключевых решений в любое время с вашего авторизованного рабочего стола или мобильного устройства. Если здоровье и благополучие животного изменится, вы узнаете об этом в тот момент, когда это произойдет. Отслеживая активность, пищевое поведение и изменение веса, вы знаете, когда нужно внести коррективы. Непрерывный мониторинг всех компонентов системы дает вам полный экспериментальный контроль.
Больше с меньшими затратами – Централизованные анализаторы с высоким разрешением и инновационный дизайн дают Promethion Core™ возможность запускать больше метаболических клеток при меньших затратах. Компактный дизайн экономит ценное лабораторное пространство.
Простота обслуживания – Быстрое проведение экспериментов с использованием сохраненных предыдущих конфигураций в качестве шаблонов для новых исследований. Инновационный дизайн обеспечивает эффективное управление животными, техническое обслуживание клеток и очистку системы.
Что нового
In searching for biological origins of obesity, Louisiana lab goes back to the beginning of life
Calculating the rate for oxidation for 13C breath tracers
Высокоточное измерение метана
Sable объявляет о выпуске новой метаболической беговой дорожки для мышей
ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ
ПРЕДСТОЯЩИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Ссылка для загрузки страницы
Перейти к началу
Морской энергетический проект Sable | Совет по морской нефти Канады и Новой Шотландии (CNSOPB)
Оффшорный энергетический проект Сейбл включает добычу природного газа и конденсата на пяти морских месторождениях, расположенных примерно в 225 километрах от восточного побережья Новой Шотландии, недалеко от национального парка острова Сейбл.
Статус: Выведен из эксплуатации и заброшен
Оффшорный энергетический проект «Сейбл» окончательно выведен из эксплуатации и заброшен.
История
Проект Sable Offshore Energy Project управляется ExxonMobil Canada Ltd., с ее партнерами Shell Canada Limited, Imperial Oil Resources Limited, Pengrowth Energy Corporation (приобретена Cona Resources в 2020 году) и Mosbacher Operating Ltd. The Sable Offshore Energy Проект добывается из пяти морских газовых месторождений, начиная с 19 декабря.99. Поля: Thebaud, Venture, South Venture, North Triumph, Alma и South Venture.
Согласно заявке на план разработки для морского энергетического проекта Сейбл, извлекаемые запасы газа составляют 85 миллиардов кубометров (3 триллиона кубических футов) и 11,9 миллиона кубометров (75 миллионов баррелей) конденсата, которые будут добыты в течение жизненного цикла проекта. проект, рассчитанный примерно на 25 лет. Производственные мощности были рассчитаны на производство 14,4 млн кубометров сырого газа в сутки (505 млн стандартных кубических футов в сутки) и 13 млн кубометров в сутки (460 млн стандартных кубических футов в сутки) товарного газа.
Месторождения
Месторождения морского энергетического проекта «Сейбл» разрабатывались в два этапа. Поля уровня I — Thebaud, Venture и North Triumph. Thebaud начал добычу 31 декабря 1999 г., а в феврале 2000 г. последовали Venture и North Triumph. Месторождениями уровня II являются Alma и South Venture. Alma начала добычу в ноябре 2003 г., а South Venture – в декабре 2004 г. Всего на пяти месторождениях была пробурена 21 эксплуатационная скважина.
Операции
В Тебо были установлены центральные объекты для производства, сжатия, коммунальных услуг и жилых помещений. Спутниковые платформы располагались в Venture, North Triumph, Alma и South Venture. Это были беспилотные устьевые платформы. На центральном объекте Thebaud были системы удаленного мониторинга и управления другими платформами. Каждая из необитаемых платформ была оборудована вертолетной площадкой и аварийными помещениями. Углеводороды, добываемые на спутниковых платформах, транспортировались по системе подводных выкидных трубопроводов на платформу Thebaud для переработки и экспорта на берег.
Неочищенный газ с пяти месторождений был отделен и обезвожен на платформе Тебо. Затем разделенные газ, жидкие углеводороды и конденсаты рекомбинировались и транспортировались по подводному трубопроводу к месту выхода на берег в районе Кантри-Харбор округа Гайсборо, Новая Шотландия, а затем на газоперерабатывающий завод в близлежащем Голдборо, Новая Шотландия. Там газ кондиционировался путем удаления газоконденсатов, конденсатов и остаточной воды. Затем товарный газ поступал на рынки восточной Канады и северо-востока США по наземному трубопроводу. Сжиженный природный газ и конденсат транспортировались по другому наземному трубопроводу на завод по фракционированию в Пойнт-Таппер, Новая Шотландия, для дальнейшей обработки перед продажей.
Суммарная добыча газа на каждом из пяти месторождений Sable Offshore Energy Project представлена в таблице ниже.
Имя поля | Общий объем производства — E9M3 | Общая добыча — Bcf |
---|---|---|
Тебо | 14.2 | 501 |
Предприятие | 14,0 | 494 |
Северный Триумф | 8. | 292 |
Южное предприятие | 8.9 | 315 |
Алма | 14,6 | 516 |
Общее производство | 60,0 | 2 118 |
Вывод из эксплуатации и ликвидация
В конце 2017 года компания ExxonMobil начала закупорку и ликвидацию 21 добывающей скважины проекта Sable Offshore Energy Project, начиная со скважин, расположенных на месторождении Тебо. Этот процесс включал использование самоподъемной буровой установки Noble Regina Allen для установки ряда механических и/или цементных пробок в стволе скважины для постоянной герметизации каждой скважины в соответствии с правилами. Это необходимо для предотвращения миграции углеводородов внутрь скважины или из нее.
ExxonMobil прекратила всю добычу на оставшихся добывающих месторождениях Sable Offshore Energy Project (South Venture и Alma) в декабре 2018 года. В декабре 2019 года была завершена закупорка и ликвидация всех скважин. Работы по выводу из эксплуатации и удалению морских платформ расположенные на каждом из пяти морских месторождений, полностью начались в 2019 году. Тяжеловесное судно Heerema Marine Contractors Thialf начало работы по демонтажу сооружений на месторождении в мае 2020 года, и все сооружения были демонтированы, а к ноябрю проект был полностью заброшен и выведен из эксплуатации. 2020.
В конце лета/осенью 2021 года была проведена программа мониторинга после ликвидации, чтобы подтвердить целостность программы закупоривания и ликвидации скважин, а также подтвердить, что на морском дне нет ничего, что могло бы представлять потенциальную опасность для других коммерческие пользователи океана.