Интерьер древнего рима: Интерьер в Древнем Риме — Лабодина Валентина

Римский жилой интерьер • Студия интерьерного дизайна Dom Interior

В Риме существовали самые разные типы жилых построек.

Дворцы:

  • виллы — городская вилла, загородная вилла;
  • одно-двухэтажные особняки, небогатые коттеджи;
  • таберны — хижины бедняков;
  • инсулы — многоэтажные доходные дома.

Римляне установили иерархическую систему типов жилой архитектуры, сохранившуюся и до наших дней. В городе основной архитектурной ячейкой был дворец или просто дом, в котором протекала деловая жизнь и который служил местом отдыха от работы.

В деревне эталоном богатой домашней жизни была вилла со всеми прелестями сельского уединения: виноградниками, рекой неподалеку от дома — для купания и рыбной ловли. Хотя у богатых римлян в городе были роскошные дворцы, летом они предпочитали отдыхать на виллах.

Вкусы римских богачей менялись очень быстро, и убранство вилл очень скоро выходило из моды. К примеру, Плиний пишет, что в 78 г. до н. э. дом Аепида в Риме считался лучшим ддя своего времени, а уже 30 лет спустя он даже не входил в первую сотню модных владений. Один стиль очень быстро сменялся другим. Особенно явственно проявлялась смена стилей в настенных росписях.

В инсулах размещались бедные обитатели Рима. Чаще всего эти здания были плохо построены и отличались полным отсутствием удобств, санитарных условий и обособленности. Но кроме них также существовали роскошные обустроенные квартиры.

О жилых домах этрусков можно судить по терракотовым урнам этрусского периода, которые воспроизводят форму хижины. Самые древние — круглые в плане с высокой кровлей, покрытой соломой, — освещались через двери. Позже появился прямоугольный в плане жилой дом, в центре которого главное помещение — атриум — освещалось через отверстие в крыше — комплювий.

Во время дождя через комплювий вода стекала в специальный бассейн в полу под комплювием — имплювий.

Известно пять видов атриумов (по Витрувию).

Тосканский — кровля держится на двух парах горизонтальных балок, в месте пересечения балок находится прямоугольное отверстие комплювия.

Четырехколонный — по углам комплювия поставлены четыре колонны, которые поддерживают балки перекрытия.

Коринфский — в нем колонн больше, они находятся не только по углам, а еще по сторонам комплювия. Коринфский атриум представляет собой промежуточный вид между атрием и перистилем.

Дождеотводящий — устраивается по принципу тосканского, но скаты кровли направлены не внутрь, а наружу.

Крытый — атрий без комплювия (если над ним еще один этаж).

Атриумный дом — этрусский, италийский тип жилища, в котором могло быть несколько разных атриев или же только один. Очаг в таком доме располагали в атриуме недалеко от имплювия, чтобы дым вытягивался через отверстие в кровле. Важное место отводили ткацкому станку хозяйки, помещавшемуся также в атрии. Вокруг атрия группировались остальные комнаты, не имеющие входов с улицы. Входная комната на одной оси с атриумом- вестибул (вестибюль). Напротив вестибула, с другой стороны от атрия, находилась хозяйская спальня, справа и слева от нее — столовая, кладовая и т. п.

Наиболее ценные памятники, дошедшие от этрусков, — гробницы в Черветери, Тарквинии и Кьюзи. Благодаря находкам в этих гробницах можно понять, как выглядела система декора у этрусков.

В «Гробнице Львиц» в Тарквинии на стенных росписях изображены живые сцены — пиры, танцы, борьба. Все эти изображения тянутся одним продолжающимся фризом и выполнены оттенками синего и коричневого цветов. В росписях использованы растительные и цветочные мотивы и изображения зверей и птиц.

В гробницах города Черветери (недалеко от Рима) можно проследить изменения этрусской архитектуры жилых зданий с VII по V в. до н. э., т. е. периода процветания этрусской цивилизации. Этруски испытали сильное влияние и восточной культуры, и греческой. В «Гробнице Капителей и Рельефов» в Черветери сохранились каннелированные пилястры, капители с восточными мотивами, лепные фризы с изображением воинского оружия, шлемов, ваз и чаш, а также животных.

Потолки украшены резьбой, которая имитирует балочные перекрытия и декоративный узор между балками. В гробнице V в. до н. э. в Кьюзи сохранились массивные каменные двери, вытесанные из цельного блока. Как и греки, этруски любили возлежать на ложах во время трапез. Их домашние интерьеры были ярко расцвечены отчасти в восточном, отчасти в греческом вкусе.

Базилики — важный тип общественных зданий в Древнем Риме. Они представляли собой крытые залы ддя торговых сделок, судебных заседаний, политических собраний и пр. Подобные постройки встречались уже в Древней Греции. Римские базилики, как и греческие, были сначала светскими зданиями. Позже ранние христиане приспособили их под храмы.

Общая черта базиликальных построек — вытянутый план, членение на три или пять нефов. В интерьере базилики был второй этаж, на котором располагались галереи для прогулок. При строительстве базилик применялся прием, получивший название базиликальный разрез, — приподнятость центрального нефа над боковыми для устройства светопро- емов. Перекрытия в ранних базиликах — балки, своды. Входы в светские римские базилики находились как с длинной, так и с короткой стороны здания.

Базилика Максенция — одно из последних по времени сооружений Древнего Рима. В ней использованы крестовые своды — предвосхищение средневековых конструкций. Входы в базилику Максенция располагаются и на длинной, и на короткой стороне, напротив каждого входа расположена абсида.

28.Интерьер Древнего Рима

Характерными памятниками римско-италийской
архитектуры этого времени являются
перистильные дома Помпей. Римский дом
богатых делился на две части. Первая
часть – официальная, в ней принимали
купцов, торговцев ит.д. Вторая часть —
домашняя там принимали гостей, учителей,
пировали и т.д.1-атриум-римская
часть.2 —перистиль– греческая. Дом
мог быть только атриумной или перистильной
частью, это зависело от размера участка
и состоятельности владельцев. Слово
атриум произошло от слова ater — черный
(очаг не имел трубы и дым выходил через
отверстие в крыше). Первыми в отдельно
помещение перешли кухни, ушел очаг на
его месте появился бассейн, вода в
который попадала через отверстие в
крыше. Отверстие в крыше называетсяимплювий(падать дождём), а бассейн,
в который стекает вода, называетсякомплювий(стекать, низвергаться).
Позднее их площадь увеличивается и
имплювий начинают поддерживать 4 колонны,
затем 4-6-12, затем отличить атриумную
часть от перистильной (или дом от
атриумного от перистильного) позволял
только бассейн. Вода из бассейна бралась
для хозяйственных нужд. В центре бассейна
мог быть фонтан. Атриум имеет квадратную
форму, а перистиль прямоугольную. В
перистиле располагался сад —веридарий.Когда было не жарко, время проводили в
перистиле, а когда жарко в атриуме. В
менее состоятельных домах могли быть
просто три-четыре комнаты. Далее
появляется помещениетаблинум
это личный кабинет, первоначально он
был проходным, от атриума и перистиля
отделялся занавесями. Затем появляются
коридоры —фау/цы— по бокам кабинета.
Кабинет роскошно отделывался. Со временем
в таблинуме появилось окно и зайти в
него можно было только через атриум.
Возникает спальня— кубикула. Кубикулы
находились как правило рядом с атриумом
и были роскошно украшены. До этого
времени спали не в атриуме, а в перестиле.
Появляется помещения для трапезы — её
название зависит от количества
находившихся в ней клине —биклииний(2
ложе),триклиний(3 ложе). Вообще ложе
в римском доме чаще всего каменные –лекстус, но также встречаются ложе
с рамной конструкцией и ножками —гробатус, выполнялись из дерева,
декорировались бронзой, слоновой костью.
В столовой также могла быть ниша –
эдикула, которая поддерживалась колоннами
и была оформлена портиками, в ней чаще
всего стояла статуя. В доме было место
для поклонения домашним богам – ларарий.
Лестницы внутренние винтовые, каменные
или деревянные. Пол – мозаичный–
мраморный наборныйтессер(элемент
мозаики, кусочек мрамора). В обычных
помещениях мозаика пола черно-белая,
выложенная цветочным, геометрическим
или фигуративным орнаментом. также
любили различные иллюзорные эффекты.
Крупными комплексами атриумно-перистильного
типа являются дом Пансы и дом Фавна.
Дом Фавна выделяется своими размерами
и богатством архитектуры, в нём
сохранились элементы внутренней отделки
(около II века до н. э.). Здесь сохранились
фигурные мозаики. В первую очередь, это
— знаменитая мозаика экседры, на которой
в коричневых тонах мельчайшими кусочками
мрамора (2—3 мм) изображена битва
Александра Македонского с Дарием. Затем,
мозаика с голубями, пьющими воду из
чаши, и мозаика с утками и кошкой и др.
Мозаичный рисунок пола, исполненный
белыми камешками по кирпичному бетону,
так же полы украшали в два-три цвета
мозаичными рисунками, подражающими
меандру, поставленным на ребро рядами
кубам, иллюзии объемности. Прекрасный
образец такого пола имеется и в таблинуме
дома Фавна. Свод в Древнем Риме отделывали
штукатуркой, для декора могли использовать
гипсовый рельеф –стукко, который
изготавливался с помощью отливки,
некоторые детали золотились и ярко и
насыщенно раскрашивались. Также на
стенах применялись мраморные панели.Настенная
мозаика подражала живописи, а напольная
выполнялась в ковровом стиле.Стены могли украшать картинами
пинака
, написанными на деревянных
панелях восковыми красками, техника
живописи (энкаустика). В римском интерьере
на плоскости стены мозаика и фрески
вместе не используются. Цвета гармоничны.
Стены в античности любили красить в
красный, бордовый, но не только.

Существует 4 стиля, в которых расписывали
стены. 1 стиль — декоративный или
инкрустационный
: имитации в живописи
архитектурной отделки, деталей.
Имитировали мраморную облицовку;
карнизы, пилястры и др. арх. Элементы
выполнены в штукатурном рельефе. Цвета
росписи темно-красный, желтый, черный
и белый — отличаются глубиной и чистотой
тона. Хорошим примером первого стиля
служит вестибюльдома Фавна
и ролсписидома Альбуция Цельса,
так называемый Дом Серебряной свадьбы.2 стиль
— архитектурный или перспективный:
происходит иллюзорное
разрушение стены эффектно исполненными
колоннами и портиками, декорации словно
раздвигают стены дома и увеличивают
пространство интерьера. Между колоннами
появляются стенные картины — фигурные
и пейзажные. Фигурные — мифологические
сюжеты с многофигурными композициями.
Пейзажные – перспективы улиц, домов,
ландшафты гор и равнин. Все архитектурные
элементы изображаются не лепкой, а
росписью. Примером этого стиля служат
Дом Грифов (переходный от 1 ко 2 стилю),
вилла Мистерий около Помпей, в доме
Лабиринта, некоторые росписи виллы в
Боскореале.3 стиль — орнаментальный
или стиль канделябров
. Вырос из
второго, но утратил иллюзорную перспективу.
Архитектурные детали становятся более
условными. Стиль отличается плоскостностью
и орнаментальностью архитектурных
мотивов, преобладают сооружения типа
трельяжей, обвитые гирляндами и лентами,
«лёгкие» колонны. Картины становятся
миниатюрными. Орнамент композиций
симметричен. Цвета ярки, чистые с мягкими
тональными переходами( чёрный, красный,
желтый). Примеры: Вилла Ливии в Прима
Порта, Дом Марка Лукреции, дом наказанного
Амура.4 стиль — декоративный или
иллюзорный, также его называют
фантастическим или перспективно-орнаментальным.
Это усложнение 2 стиля. Здесь присутствует
изобилие богатств, нет новых элементов.
В основе лежит 1стиль — имитация мраморной
облицовки стен и её членение., используются
фиктивные архитектурные элементы,
характерные для 2 стиля. Для этого стиля
характерны: украшение канделябрами,
вьющиеся растения, обилие фигур,
изображения фантастических животных.
Отличается также резкой динамичностью
архитектурного пространства композиций
и театральностью. Примеры: Дом Диоскуров,
Дом Веттиев в Помпеях, дом Менадра.

11 Идеи домашнего декора, пришедшие из Древнего Рима

Многие люди считают Рим одним из самых красивых городов мира, потому что он может похвастаться потрясающей архитектурой, античными и ренессансными скульптурами, картинами и многим другим. Когда вы думаете о Риме, вы можете представить себе сочетание элегантных контрфорсов, смелых цветов и выветренной красоты, которые трудно найти где-либо еще.

Если вы хотите привнести этот уровень красоты в свою резиденцию, вам потребуются солидные идеи домашнего декора.

1. Внутренние, центральные дворы

Важнейшей архитектурной особенностью лучших домов Древнего Рима был центральный двор или открытый внутренний дворик или сад, в который можно было попасть в резиденцию через множество дверей и окон. Во дворе были растения и обычно был водный объект.

Вы можете попробовать разместить больше растений в своем доме и добавить естественного света в интерьер. Вы также можете создать сад в римском стиле со скульптурами и успокаивающим и прекрасным водным сооружением.

2. Колонны

Вдохновленные древними греками, римляне включили колонны в свою архитектуру. Многие из самых известных достопримечательностей Рима, такие как базилика Святого Петра или Пантеон, известны своими колоннами. Будь то ионические, дорические или коринфские колонны, они создадут великолепие крыльца за входной дверью, внутри гостиной или обрамят кухонные шкафы.

3. Стены

Стены в римских домах часто строились из бетона и поэтому были довольно простыми. Чтобы добавить визуального интереса, некоторые стены были расписаны замысловатыми фресками. Более доступный вариант состоял из драпированных тканей, которые напоминали палатки в римских военных походах по древнему миру от будущей Германии и Франции до Ближнего Востока.

Для более смелого образа выберите фотообои для акцентной стены. Если вы предпочитаете более консервативный стиль, попробуйте драпированную ткань с длинными занавесками, которые сливаются на полу, или кровать с балдахином, задрапированную легкой прозрачной тканью.

4. Мозаичные фартуки

Посетив Рим, вы увидите мозаику по всему городу: в зданиях, домах и на городских площадях. В мозаике используются небольшие художественные материалы, такие как мрамор, плитка, стекло, керамика, камень и даже ракушки, для создания изображений на полу или стене.

Хотя в Риме мозаика может занимать всю стену, в современных домах ее часто используют в качестве акцента в ванне или кухонном фартуке.

5. Римские шторы

Как следует из названия, римские шторы возникли в Древнем Риме и восходят к Колизею. Римляне использовали выдвижные тканевые шторы, чтобы улучшить впечатление зрителя во время посещения спортивного мероприятия. Они состоят из оконной шторы, которую можно поднимать или опускать с помощью шнура, поэтому она представляет собой чистую современную альтернативу оконным покрытиям.

6. Яркие цветовые акценты

Когда-то считалось, что римские цветовые схемы состояли только из естественных земляных тонов. Хотя естественные цвета были явно популярны, раскопки Помпеи показали, что стены древнеримских городов часто окрашивались в яркие цвета.

Популярными цветами были кобальтово-синий, киноварь и ярко-желтый. Цвета вашего дома в римском стиле могут быть преимущественно яркими и смелыми. Или вы могли бы остаться более консервативным с естественными земляными тонами в сочетании с яркими цветами в мебели, тканях или акцентных стенах.

7. Богато украшенная мебель

Древнеримские дома были скудно обставлены; они подчеркивали открытое пространство. Как правило, в них были низкие стулья или диваны без спинки, несколько столов и иногда скамеечка для ног.

Большая часть мебели, особенно в более богатых домах, также имела резные ножки. Сегодня ни один дом в римском стиле не был бы полным без подобной мебели.

8. Мраморная отделка

Хотя изначально мрамор не был популярен в Городе семи холмов, он стал популярным во времена правления Августа (с 31 г. до н. э. по 14 г. н. э.). Император заявил, что «нашел Рим городом из кирпича, а оставил городом из мрамора».

Мрамор имеет множество потенциальных применений в домашнем декоре, будь то напольное покрытие, фартук или столешница.

9. Акцентные подушки с набивкой

Материалы, которые использовались для изготовления римской мебели, а также домов, часто были твердыми и неумолимыми, поэтому римляне использовали роскошную ткань, чтобы смягчить их как визуально, так и с точки зрения текстуры. Многие стулья и диваны в римских домах были покрыты большими акцентными подушками, которые делали поверхности более удобными.

Хотя вам не нужно беспокоиться о комфорте с современной мебелью в римском стиле, тщательно подобранные акцентные подушки завершат образ.

10. Геометрические узоры

Геометрические узоры были обычным явлением в Риме. Например, один из самых известных геометрических узоров известен как греческий ключ или меандр.

Этот дизайнерский мотив встречается повсюду в Вечном городе, особенно на внешних границах зданий и полах. Геометрические узоры могут быть включены в ваш дом с помощью плитки, красивого ковра и даже мебели.

11. Бюсты и статуи

Микеланджело и некоторые из его самых известных скульптур, такие как Пьета и Давид, известны во всем мире. Бюсты или скульптуры, состоящие только из головы и верхней части туловища, также часто выставлялись в зданиях и домах Древнего Рима.

Миниатюра или бюст на книжном шкафу в вашем офисе или скульптура в вашем саду могут стать прекрасным украшением вашего дома.

Непревзойденный исторический город Рим дарит незабываемые впечатления, обогащает культуру и открывает прекрасные виды. Если вы жаждете нового взгляда на свой дом, классический декор Древнего Рима может стать тем освежающим изменением, которое вам нужно.

 

Теги: древний, домашний декор, интерьер, римский декор, Рим

Руководство по стилю римского домашнего декора

Римский декор интерьера представляет собой интересную смесь драмы и гладкой безмятежности. Римляне украшали свои дома богатыми цветами, тканями и произведениями искусства, которые противопоставлялись простым материалам, таким как мрамор, камень, лепнина и стеклянные поверхности.

Римский стиль декора, зародившийся буквально много веков назад, оказал влияние на многие современные стили на протяжении веков. Часто при обсуждении римского декора всплывает георгианский период, основные элементы которого основаны на римских и греческих чертах. Этот в основном римский стиль включает в себя стойкие черты неоклассического домашнего декора, в котором основное внимание уделяется элегантности, легкости и изысканности. Элементы, вдохновленные римлянами, можно резюмировать следующим образом:

  • Классические колонны – коринфские, ионические и дорические.
  • Фигуры, показанные в профиль и используемые на гипсовых изделиях, вазах и урнах. Включает в себя реальные и воображаемые фигуры: сфинксы, дельфины, сатиры и грифоны.
  • Металлоконструкции.
  • Мрамор с изображением щита и урны.
  • Мотивы: гирлянды, ленты, гирлянды, шелуха, узор греческий ключ.
  • Ниши и ниши.
  • Пастельные и смелые цветовые схемы.
  • Статуи, изображающие римских богов и богинь.
  • Каменная кладка.

Чтобы воссоздать этот вид в своем доме, следуйте приведенным ниже схемам, чтобы ознакомиться с полными рекомендациями по стилю римского интерьера.

Цвет: смелый и насыщенный

Подавляющий выбор цветов, используемых в декоре Римской империи, был в палитре ярких тонов. Используемые цвета зависели от провинции и периода, но мы можем выделить основные темы:

  • Белый и черный
  • Черно-красный (особенно популярный)
  • Синий и фиолетовый
  • Жженая охра, киноварь и желтый
  • Пастельные тона: горохово-зеленый, лиловый и розовый

Благоговение перед природой также проявилось в нейтральных тонах коричневой и зеленой цветовой гаммы, а затем контрастные цветовые комбинации выше были стратегически размещены с мебелью, коврами и дополнительными художественными акцентами.

Стены

Древнеримские интерьеры имели несколько различных способов отделки стен. Основные особенности:

  • Реалистичная визуализация
  • Большие блоки цвета
  • Штукатурка стен

«Сделай сам»: 

  • Реалистичная сцена — , если вы чувствуете склонность к творчеству, нарисуйте на участке стены сцену в римском стиле, а затем аккуратно потрите наждачной бумагой, чтобы получить древнюю выветренную фреску. Смотреть.
  • Цветные блоки — , чтобы немного обновить этот вид, вместо того, чтобы красить большие области цвета, используйте меньший цвет на акцентных стенах или под деревянными панелями вокруг комнаты. Нанесение отделки из искусственного бетона с использованием техники губки также является применимым вариантом.

Декор для стен с лепниной

Во времена Римской империи, когда лепнина наносилась как на внутренние, так и на внешние поверхности домов, художники также создавали трехмерные фигуры прямо на стенах. Затем эти черты были украшены золотом и другими оттенками драгоценных камней. Вы можете применить эту технику в своем домашнем пространстве, добавив римский мотив в отделку комнаты или в лепнину на стенах, если это уместно.

Мозаика

Это один из элементов, который легко определить при строительстве дома в римском стиле – мозаика. Тессера (множественное число: тессера) — это отдельная плитка, обычно имеющая форму куба, из камня, плитки, стекла или другого материала, используемого при создании мозаики. Этими декоративными узорами римляне любили украшать свои жилые помещения. Его можно найти на полу, стенах или потолке. Были испробованы всевозможные материалы, а также разнообразие цветов. Для создания эффекта драгоценности использовалось стекло всех оттенков.

Мрамор

Использование мрамора в качестве элемента декора в римском стиле — это заявление, которое невозможно отрицать. Это был довольно популярный материал в домах и храмах раннего Рима. Мастера того времени комбинировали разные цвета и сорта мраморных плит, чтобы создать блестящие узоры для полов, карнизов и многого другого. Инъекция мрамора в римском стиле нашла применение во многих частях дома:

  • Столешницы
  • Полы
  • Таблицы
  • Плитка
  • Различные аксессуары

Мебель

Римский дом был скудно обставлен, в нем были только диваны, стулья, столы и отдельные сундуки тут и там. Низкие кушетки, сгруппированные по три, являются одним из отличительных признаков римской мебели. Обычно их ставят у стен с низким центральным столом посередине, чтобы собраться вместе, а затем заваливают множеством больших набитых подушек.

Сиденья обычно представляли собой складные табуретки, мягкие стулья и плетеные конструкции. Материалы, используемые для изготовления мебели во времена Древнего Рима, включали:

  • Бронза
  • Мрамор
  • Плетеный
  • Дерево

АКЦЕНТЫ

Гобелены

Хотя искусство гобеленов зародилось в Египте, этот прекрасный вид настенных ковров нашел свое применение в римских домах столетия назад и со временем распространился по всему миру во многих других культурах. . Эти креативные настенные ковры изготовлены из богатых тканых материалов для создания декоративных изображений и рисунков.

Изделия из бронзы

Бронза была широко распространена в римских домах и определенно являлась элементом декора, характерным для этого стиля дизайна интерьера. Этот металл можно найти в самых разных предметах, включая следующие:

  • Чаши
  • Мебель
  • Кухонная утварь
  • Зеркала
  • Тарелки
  • Плитка
  • Подставки для горшков
  • Статуэтки и фигурки

Пьедесталы

Необычный пьедестал колонны всегда присутствовал в римском дизайне. Скорее всего, из-за греческого влияния; вы можете увидеть пьедесталы в разных областях домашнего декора. От раковин для ванных комнат до тумбочек и подставок для скульптур по всему дому.

Терракота

Терракота, которую легко добывали из земли вокруг римских городов, была обильным строительным материалом, который использовался для внутренней и внешней отделки. Можно найти вне дома в горшках и на крышах, а также внутри дома в различных аксессуарах.

  • Контейнеры
  • Сосуды
  • Керамика с рельефной росписью для украшения
  • Рельефы на терракотовых панелях с религиозными символами

Скульптура

Дом в римском стиле был бы неполным без художественной скульптуры.