Интерьер дома поленова: Дом Василия Поленова в Москве снова станет культурным центром • Интерьер+Дизайн

Содержание

Большой дом — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова

«И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…». Ф. Д. Поленов.

Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя архитектор и хозяин талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам; что главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, который ярче всего проявился в архитектуре и декоративно–прикладных искусствах, непосредственно связанных с искусством интерьера. Эстетические идеи У. Морриса породили веру в то, что прекрасный дом с продуманным интерьером, заполненный подлинно художественными вещами, рано или поздно позволит стать человеку внутренне чище, лучше и свободнее. Поленов верил в особое предназначение красоты, воплощенной в зрительный образ, слово, музыку.

В Большом доме деление на комнаты парадные и жилые Поленов сохраняет, но в значительно смягченном виде по сравнению с традиционной русской усадьбой. Всё пространство первого этажа одновременно и жилое, и трактуется как художественное, музейное. Декор каждого помещения – роспись, мозаика, витражи – был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нем разместить. Композиция и поэтика Большого дома в идеале отражают поленовское представление об устройстве мира, его гармонии, воплощенное в архитектуре и интерьерах. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника.

Во всех комнатах первого этажа – большие итальянские окна с черного цвета рамами, создающие впечатление обрамленного пейзажа за окном. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Взаимосвязь и неделимость двух миров Поленов заставляет чувствовать постоянно. Это изначально входило в замысел архитектора – пейзажиста и обрело глубокий философский и этический смысл.

Дом был оснащен всеми удобствами: проведена вода, на первом и втором этажах были ванны. Отапливался дом, кроме обычных дровяных печей, так называемыми «амосовскими печами»: теплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины. Поленов проявил себя как замечательный мастер интерьера, тонко чувствующий его художественные и утилитарные особенности.

На первом этаже: Столовая, Библиотека, Кабинет, «Игральная» для детей (впоследствии – Портретная). Облик комнат определяется не только пространством интерьера, но и расположением окон. Окно Библиотеки расположено на одной оси с дверью, окна и двери Столовой и Кабинета находятся на одной линии. Все эти осевые линии сходятся в одной точке – у подножия лестницы, ведущей на второй этаж, усиливая впечатление стремления вверх. С помощью этого приема архитектор отмечает связанность, преемственность всех комнат в доме.

Первый этаж всегда, что бы ни происходило вокруг, был музеем. Сравнительно недавно, после 1945 года, на втором этаже дома решением детей две комнаты были отданы работам Василия Дмитриевича. Получили они названия, которые говорят сами за себя: Мастерская и Пейзажная.

Для просмотра Большого дома в виртуальном туре нажмите здесь

Большой дом. 2012 г.

Западный фасад Большого дома. 2012 г.

Дети художника у южного фасада Большого дома. 1902 г.

Западный фасад Большого дома. Зима 2011 г.

Западный фасад Большого дома. 1910‑е гг.

Архитектор, да еще какой! Как в проектах Поленова соединяются черты разных эпох

11 декабря 2019

Пространственное мышление Василия Поленова позволяло ему осуществлять и монументальные живописные задачи, и архитектурные проекты, идеи которых формировались на протяжении долгих лет.

Автор: Дарья Манучарова

Содержание статьи

Абрамцево — Борок и Бёхово — Кологрив — Москва. Василий Поленов и архитектура


Помимо работы над живописными произведениями, преподавания, оформления театральных постановок и сочинения музыки, в жизни Поленова было ещё одно серьёзное увлечение — архитектура. Илья Репин так вспоминал об этой странице творчества Поленова:

Ведь он — архитектор, да ещё какой! Ещё будучи учеником Академии художеств, он некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания.

И. Е. Репин — И. С. Остроухову. Пенаты. 6/19 июня 1924 г. // Сахарова Е. В.  Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников: Письма, дневники, воспоминания. М.: Искусство, 1964. С. 697

С 1880 по 1915 год Поленов спроектировал шесть зданий (не считая хозяйственных построек на территории усадьбы Борок): три церкви, Большой дом и мастерскую Аббатство в Борке, Дом театрального просвещения в Москве. Здания, построенные по проектам Поленова, близки памятникам архитектуры русского модерна. При этом исследователи говорят об особом, «поленовском» архитектурном стиле, специфика которого заключается в самобытном сплаве традиций зодчества Русского Севера и древнего Новгорода с романской архитектурой.

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве

Проект абрамцевской церкви — первое обращение художника к архитектуре.

«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, — писала в своей книге об Абрамцеве жена Поленова Наталья Васильевна, — жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу [Мамонтову] пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло»1. К этой идее вернулись через год: объявили домашний конкурс, в котором победил проект Виктора Васнецова, во многом основанный на проекте Поленова.

1. Поленова Н. В. Абрамцево. Воспоминания. М.: Музей-заповедник «Абрамцево», 2006. С. 19–20

Поленов создал несколько вариантов архитектурного решения храма: один из ранних эскизов воспроизводит образцы деревянного зодчества Русского Севера, ещё один — готическую капеллу. Окончательный облик церковь обрела, когда в качестве главного прототипа Поленов выбрал новгородскую церковь Спаса на Нередице (около 1198). От неё абрамцевский храм унаследовал компактную структуру, лаконичный декор и цветовое решение. Обращение Поленова к зодчеству Руси домонгольского периода (которое он хорошо знал с детства благодаря совместным с отцом поездкам по древнерусским городам) стало новым словом в архитектуре того времени.

В работе над интерьером церкви участвовали многие художники Абрамцевского кружка. В 1882 году, после возвращения из путешествия в Египет и на Святую Землю, Поленов выполнил эскиз резного иконостаса, воспроизводящий иконостас ростовской церкви Иоанна Богослова на Ишне (1687–1689), сделал эскизы паникадил и хоругвей, написал иконы. Летом 1882 года церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве была освящена.

Борок — усадьба Поленовых

Мысль поселиться на живописных берегах Оки возникла у Поленова в 1887 году, когда он впервые увидел эти места. Мечта сбылась два года спустя. Когда жена Поленова Наталья Васильевна оформила сделку о покупке земли. Уже в 1892 году семья художника переселилась в новый Большой дом усадьбы Борок в Тульской губернии, построенный по проекту самого Поленова.

В облике всех построек усадьбы ощущается влияние европейской средневековой архитектуры: в деревянном оштукатуренном Большом доме с ломаной крышей, его флигеле, в Аббатстве — мастерской художника, возведённой из кирпича и дерева, с черепичной крышей (1904), каменном Адмиралтействе (1895), Фахверковом сарае (1895), построенном из местного известняка, который Поленов называл тарусским мрамором… Большой дом и Аббатство спроектированы таким образом, чтобы каждая часть их внутреннего пространства была функционально обусловлена. Ни один фасад этих зданий не повторяет другой.

Василий Поленов. Дом в Бёхове. Начало 1890-х. Бумага, акварель, карандаш. 20,3 × 30 см.

© Музей-заповедник В. Д. Поленова

Василий Поленов. Мастерская Аббатство. Начало 1900-х. Бумага, карандаш. 34 × 23,7 см.

© Музей-заповедник В. Д. Поленова

Василий Поленов. Адмиралтейство. Бумага, карандаш. 21,8 × 32,8 см.

© Музей-заповедник В. Д. Поленова

В Большом доме, где всё, вплоть до мельчайших деталей, было выполнено по проектам Поленова, он создал первый в деревне музей, открытый для широкой публики. В нём все желающие могли познакомиться с картинами самого Поленова, работами его друзей и учеников, с предметами народного и декоративно-прикладного искусства, коллекциями египетских и греческих древностей, привезённых отцом художника из экспедиций. Экскурсии по дому проводил сам Василий Дмитриевич и члены его семьи.

За мастерской художника закрепилось необычное название, которое ей дал сам Поленов: «…я всё лето сооружал себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство»2. Это небольшое двухэтажное здание действительно стало для художника монастырём-крепостью, куда он удалялся для работы над картинами и театральными декорациями, а также для музицирования. И всё же облик мастерской больше напоминает европейские средневековые жилые дома, нежели аббатства. Впрочем, с последними его сближает угловая башенка и общая структура постройки, будто стихийно разраставшаяся со временем.

2. В. Д. Поленов — И. В. Цветаеву. [Борок]. 27октября 1904 // Сахарова, 1964. С. 647

Облик Борка сложился под впечатлением от семейных имений Поленовых — Имоченец под Петрозаводском, Ольшанки в Тамбовской губернии, — а особая творческая атмосфера появилась в том числе благодаря Абрамцеву — усадьбе Мамонтовых.

Василий Поленов. Дом в Бёхове. Холст на картоне, масло. 27 × 45 см.

© Плёсский музей-заповедник

Василий Поленов. Большой дом. 1899. Холст на картоне, масло. 9,3 × 16 см.

© Музей-заповедник В. Д. Поленова

Василий Поленов. Адмиралтейство. Холст на картоне, масло. 9,5 × 16 см.

© Музей-заповедник В. Д. Поленова

Церковь технического училища около города Кологрива Костромской губернии

В 1893 году Поленов скрупулезно разрабатывал проекты церкви технического училища близ города Кологрива Костромской губернии. Идея устройства училища принадлежала промышленнику и общественному деятелю Фёдору Чижову, уроженцу Костромы. В своём духовном завещании он предписал построить реальные училища в городах его родной губернии. Этот замысел воплотили в жизнь душеприказчики Чижова — Савва Мамонтов и Алексей Поленов (брат живописца). Они же пригласили Василия Поленова сделать проект внешнего убранства и интерьера церкви для грандиозного комплекса училища.

Поленов предложил оригинальное решение со свободной планировкой: при необходимости алтарная часть этой бесстолпной церкви могла быть отгорожена — тогда внутреннее пространство существовало бы автономно в качестве трапезной. Церковь в Кологриве, с золотыми главками и узорными поясками, пожалуй, самый «нарядный» архитектурный проект Поленова. По замыслу художника и следившего за исполнением проекта Мамонтова, интерьер храма должны были украсить картины, выполненные Поленовым, его учениками Александром Головиным, Егише Татевосяном и сестрой Еленой Поленовой по библейским эскизам Александра Иванова (с которым Чижов был хорошо знаком). Помимо эскизов Иванова, Поленов включил в программу декорации собственные решения: в эскизах интерьера церкви угадываются композиции его будущих картин «Поселился в Капернауме приморском», «Стерегли» и «Предал дух» из цикла «Из жизни Христа».

К сожалению, кологривская церковь так и не была построена, но её архитектурное решение легло в основу проекта церкви Святой Троицы в Бёхове, исполненного в 1903 году.

Церковь Святой Троицы в Бёхове

Василий Поленов. Троицкая церковь. Холст на картоне, масло. 6 × 9,3 см.

© Музей-заповедник В. Д. Поленова

Недаром мужики-бёховцы называли его: Василий Дмитриевич — строитель.

Он и им выстроил церковь и, как всегда, дёшево и великолепно3.

3. И. Е. Репин — И. С. Остроухову. Пенаты. 6/19 июня 1924 г. // Сахарова, 1964. С. 697

Неподалёку от усадьбы Борок, в селе Бёхово, Поленов построил церковь для местных крестьян. Художник задумывал её как храм искусства: «Большинство великих созданий возникло на религиозной почве, было вызвано религией, и храм, посвящённый Божеству, становясь домом молитвы, становился хранителем искусства или искусств. Наша церковь, которая признаёт и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это её огромная сила и значение как в прошедшем, так и в настоящем и будущем… Вот под влиянием каких дум я начинал созидать для наших соседей крестьян храм молитвы и искусства»4.

4. В. Д. Поленов — Л. В. Кандаурову. Борок. Август 1911 // На пути к Храму: Церковь Святой Троицы в Бёхове. Сост.: Е. Е. Каштанова, П. Л. Булыгин. [Б. м.], [Б. г.]. [С. 1]

В облике камерной церкви в Бёхове гармонично соединились архитектурные традиции разных эпох: по своей компактной ступенчатой структуре она напоминает деревянные храмы Русского Севера, по цветовому решению, пропорциям и размещению окон — романскую архитектуру скандинавских стран, а шлемовидный купол «позаимствован» у собора Святой Софии в Новгороде (1045–1050).

Башня-звонница похожа на средневековые европейские колокольни, хотя в проекте художник изобразил более традиционную для русской архитектуры шатровую колокольню. В существующем виде она напоминает колокольню Воскресенского храма в соседней с Бёховым Тарусе (1628–1654, перестраивалась в XVIII–XXвеках). Так на разных берегах Оки рождается «рифма» двух храмов с похожими колокольнями.

Образцом для интерьера бёховского храма стала церковь Святой Елены в Иерусалиме с колоннами на высоких базах и с лотосовидными капителями. Согласно архивному документу, «несколько листов аканта на правой передней капители высечены собственноручно Поленовым». Росписей внутри церкви нет, она была украшена картинами на евангельские сюжеты, написанными Поленовым, его учениками и друзьями-художниками: Александром Головиным, Еленой Поленовой, Ильёй Репиным, Егише Татевосяном и Марией Якунчиковой.

Росписей внутри церкви нет, она была украшена картинами на евангельские сюжеты, написанными Поленовым, его учениками и друзьями-художниками: Александром Головиным, Еленой Поленовой, Ильёй Репиным, Егише Татевосяном и Марией Якунчиковой.

Дом театрального просвещения имени академика В.

Д. Поленова

Василий Поленов. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве на Медынке Осуществленный проект здания. 1915

© Музей-заповедник В. Д. Поленова

Последнее спроектированное Поленовым здание предназначалось для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров — организации, в деятельности которой Поленов принимал живое участие, поскольку считал необходимым поддерживать деревенские и детские театры. По замыслу Поленова, дом на углу улицы Медынки и переулка Кабанихина (ныне Зоологическая, 13)должен был стать «театральной лабораторией на всю Россию»5. Лабораторией, которая бы снабжала любительские театры типовыми заготовками оформления сцены и помогала им отбирать и адаптировать литературные произведения для постановок.

5. Сахарова, 1964. С. 43

Участок земли под строительство этого дома Поленов выкупил в начале1915-го, а уже в декабре того же года состоялось его торжественное открытие. Строил по проекту Поленова известный архитектор эпохи модерна Осип Шишковский. Он бережно отнёсся к эскизам-вариантам художника, предлагавшего решение в традициях готики. Сам Поленов относил этот трёхэтажный дом к «бретонскому стилю XVвека», о чём свидетельствует надпись на проекте. Здание с угловой башней с конусообразной крышей и тройным стрельчатым окном действительно напоминает французский средневековый замок, только в миниатюре.

Внутри него сделали сцену и зал на 300 мест, библиотеку для народных театров, склад реквизита для любительских кружков, костюмерные и декорационные мастерские, в которых Поленов создал несколько десятков типовых декораций.

До и после революции здесь давали спектакли, в том числе в постановках самого Поленова — например, шла пьеса для детей «Анна Бретонская». В 1928 году здание пострадало от пожара, что серьёзно отразилось на его облике. В сильно перестроенном виде дом дошёл до нашего времени.

Послесловие

В архитектурном творчестве Поленова отразились поиски художника в самых разных областях искусства: в живописи, графике и театрально-декорационном искусстве. Он творчески переосмысливал традиции европейского и древнерусского зодчества, основываясь на своих наблюдениях и многочисленных эскизах, сделанных во время путешествий.

Все здания, построенные по проектам Василия Дмитриевича, камерные, и это отвечает характеру его живописного творчества — пейзажам и картинам евангельской серии, в которых большое внимание уделено образам природы. Архитектуру Поленова отличает простое цветовое решение, в ней практически нет живописного и скульптурного декора, но благодаря асимметрии фасадов, группировке и форме окон постройки приобретают эффектный вид. Наконец, архитектура Поленова всегда бережно вписана в окружающий ландшафт, в чём созвучна его живописи, в которой неизменно много света и воздуха, а архитектурные и природные мотивы сосуществуют в неразрывном единстве.

Текст

11.12.2019

Читать

Текст

11.12.2019

Читать

Выразить одобрение автору публикации!

  • #Грани творчества
  • #Поленов
  • #XIX век
  • #архитектура

Рассказываем обо всем через призму русского искусства

«Поэтическая правда» Москвы

Элеонора Пастон

Артикул: 

ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА

Выпуск журнала: 

№3 2013 (40)

В ИЮНЕ 1877 ГОДА ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ ПРИЕЗЖАЕТ В МОСКВУ, НАМЕРЕВАЯСЯ РАБОТАТЬ НАД ТЕМАМИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ — «ЦАРСКАЯ НЕДОСТОЙНАЯ ДОЧЬ ПРИНИМАЕТ ПОКРОВ» — И НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ПОСЕЛИТЬСЯ В СТОЛИЦЕ.

Мнения друзей и знакомых художника о целесообразности переезда разделились: Савва Мамонтов, будущий основатель группы «Абрамцево», настаивал на возвращении Репина и Поленова в Москву после заграничных поездок. Познакомившись с парой в Риме в начале 1870-х годов, он и его жена Елизавета стали активными членами «Русского клуба» в итальянской столице. «Совершенно серьезно, вам и всему «клубу» не мешало бы переехать на время в Москву для работы, — писал он Поленову в 1873 г. — …В Москве ведь много оригинального, свежего материала. предложить художнику». 1 Однако критик Владимир Стасов был противоположного мнения. После просмотра картин Поленова на выставке студенческих работ, устроенной Российской академией художеств осенью 1876 г., он набросился на Поленова, обвинив его в подражательстве и излишней «французскости»: «Вы планируете переехать в Москву, — писал Стасов. художнику, «…и тем не менее вам не нужна Москва — не нужна, собственно, и сама Россия. В душе вы ни капли не русская — ни в вопросах исторических, ни даже этнографических. Как я вижу то лучше бы вам поселиться в Париже, а может быть, в Германии, то есть, конечно, если не произойдет какого-нибудь неожиданного поворота, если в вас откроются потаенные ларцы и начнут литься неведомые сокровища и вести… Разумеется, я не пророк. !» 2 Расстроенный и возмущенный мнением критика, Поленов высказал свое недовольство Илье Репину. «Нет, старый друг, — писал в ответ Репин, — подожди — и увидишь, как наша русская действительность развернется и засияет на твоих глазах. начни изучать его и изображать с любовью, результат тебя поразит! Ты первый вкусишь плодов своих трудов, а другие последуют твоему примеру, помяни мои слова!» 3 Вскоре после этого Репин действительно оказался прав.

Помимо работы над «Царской недостойной дочкой постригается», Поленов планировал совершить путешествие по востоку России и по Волге. Однако сначала ему нужно было найти жилье. Через три недели поисков его новый дом был найден: 23 июня Поленов писал Федору Чизхову, другу отца, у которого гостил: «Мое новое жилище недалеко, в Дурновском переулке [бок. ул.], между

Новинский бульвар и Собачьей площадью… Пока намерен остаться в Москве и работать, поездку на восток России и на Волгу отложил… Мой адрес — Москва, Дурновский переулок, близ Церковь Спаса на Песках, резиденция Баумгартен». 4

Что заставило художника изменить свои планы на лето? Скорее всего, за три недели поиска нового дома Поленов увидел, что Савва Мамонтов был прав: живописцу в Москве было что предложить. В первый год своего пребывания в городе Поленов создал ряд шедевров, свидетельствующих о том, насколько его впечатлили местные виды. Это его известные этюды Московского Кремля (1877, ГТГ), а также знаменитые «Московский дворик» и «Бабушкин сад» (оба датированы 1878 годом и ныне находятся в ГТГ).

Написанный как вид из окна его новой квартиры, самый первый вариант «Московского дворика» (1877, ГТГ) показывает, насколько художник был увлечен этим очаровательным местом. Мы видим травянистое пространство с несколькими невысокими зданиями; на заднем плане — белокаменная церковь с шатровой колокольней, залитая ранним летним солнцем. Позднее художник вспоминал: «Искал квартиру, как увидел объявление на двери. Зашел посмотреть, и сразу увидел этот вид из окна. Сел и тут же написал». 5 В списке произведений Поленова, составленном самим художником, эта картина (№ 123) озаглавлена ​​»Место у Арбата» 6 . Чтобы понять, откуда именно Поленов написал свой «Московский двор» и как он выбрал вид, изображенный в «Бабушкином саду», где изображен тот же дом, можно обратиться к «Атласу Москвы» с алфавитным указателем, составленному А. Хотиевым в 1852 г. -1853. На карте улицы Арбат, расположенной на углу Дурновского переулка и Трубниковского переулка, находим жилой дом №1. 148. Принадлежит подполковнику А.Н.Юрьеву 7 , это имение состоит из главного дома с садом и двух хозяйственных построек. Так же, как и на картине Поленова, бок главного корпуса выдается в небольшой дворик, а водокачка, колодец, соседний дом и задний сарай, за которым виднелась Спасо-Преображенская церковь «на пески», все отмечены в местах, указанных художником. В справочнике, изданном ближе ко времени написания картины Поленова, в 1882 г., резиденция №. 148 уже числится принадлежащим Cornet N.L.Baumgarten. 8 В своих воспоминаниях князь Георгий Львов, живший по этому адресу примерно в то же время, что и Поленов, пишет: «Наш дом, принадлежавший сначала Юрьеву, а впоследствии Баумгартену, был увековечен Поленовым, также жившим там же, в его картина «Бабушкин сад». Старуха на картине — Юрьева, а дама, ведущая ее по саду, — ее дочь, госпожа Баумгартен…» 9 Таким образом, мы установили точное место, откуда жил Поленов. как делал в одном из флигелей, обозревал двор и церковь Спаса на Песках.

Из этих квартир в июле и начале августа 1877 г. художник совершил ряд поездок в Кремль, где занимался этюдами соборов и интерьеров. Путешествуя пешком, Поленов шел по Спасопесковскому переулку. Здесь слева от него пройдет резиденция княгини Веры Лобановой-Ростовской с ее обширными садами. 1 0 Следующий дом принадлежал архитектору Николаю Александровичу Львову (1834-1887), внуку известного архитектора, музыканта, историка, переводчика, ботаника и геолога Н. А. Львова (1751-1803), прадеду Поленова — дед матери художника Марии Поленова, урожденной Воейковой. В 1871 году Николай Львов, восторженный поклонник Пушкина, основал на Старопесковской площади «Пушкинский сквер». Сам финансируя создание этих садов, Львов отдавал дань уважения поэту, который часто бывал в домах соседнего района. Так, по пути в Кремль Поленов миновал созданные его родственником сады.

Сады обрамляла ограда Спасо-Преображенского храма на Песках. Построенная около 1711 года с перилами 1849 года, эта пятиглавая церковь была типичным образцом архитектуры середины 18 века – начала 18 века. Построенный без использования внутренних колонн, он включал в себя трапезную, придел Николая Чудотворца и высокую шатровую колокольню, был украшен орнаментальными ракушками, наличниками оконных рам и кокошниковыми сводами.

Следуя своим путем в Кремль, Поленов шел затем по Арбату, заглядывая в церковь Николая Чудотворца в Никольском переулке, ныне Плотниковом переулке. После тихой деревенской тишины соседних переулков на Арбате кипела жизнь. Миновав Арбатскую площадь, художник спускался по Знаменке к Боровицким воротам Кремля.

Работа в Кремле явно доставляла Поленову удовольствие. За короткий промежуток времени он произвел большое количество этюдов теремов и соборов, показавших, что он не только высококвалифицированный художник-пленэр (его путевая стипендия, несомненно, сыграла здесь важную роль), но и искусный живописец архитектурные памятники. Интерес Поленова к архитектуре проявился уже в написанных в Париже картинах «Привилегия мастера» (1874, ГТГ) и «Арест гугенотки» (1875, ГРМ). Для «Недостойной царской дочери постригается» художник создал серию впечатляющих этюдов, хотя сама картина так и не была реализована. В 1885 году Павел Третьяков приобрел для своей галереи 18 этюдов.

В этюдах «Успенский собор. Южные ворота», «Внешний вид Теремного дворца», «Верхнее золотое крыльцо», «Выход из палат на Золотое крыльцо» и «Окно в Золотой царицыной палате» дается удивительно точное изображение древнерусского зодчества. Однако точность Поленова и тщательное внимание к деталям не затмевают его восторга и благоговения перед такой красотой. В окружении яркого голубого неба старинные теремы и соборы оживают, дышат светом и цветом. Сияющие солнечные лучи подчеркивают ликующие тона палитры Поленова. Сверкая разноцветными драгоценными камнями на фоне лазурного неба, здания кажутся воздушными и полными света.

«Московский дворик» (1878 г.) предлагает схожую интерпретацию древнерусской архитектуры. По мере того как «Площадка у Арбата» эволюционировала в «Московский дворик», значение архитектурных деталей в картине росло. Сама картина стала длиннее, в том числе добавилась дополнительная церковь с колокольней справа — Николая Чудотворца. Вдали виднеется еще одна церковь на Пречистенке. Ближайшая же к зрителю церковь — Спас на песках — смещается к центру картины, тогда как дом, закрывавший прежде церковь, теперь находится с отчетливым портиком. Здания в соседнем дворе становятся более четкими, а между домами и церквями вырисовывается определенный узор. Это усиливается тонкой игрой цветов и отсутствием резкого контраста в тонах, а единственными яркими пятнами являются золотые купола Спасской церкви, смело блестящие среди прозрачного неба и слабо вторящие куполу Никольского на заднем плане. Все остальные предметы купаются в мягком туманном свете солнечного июльского утра, окутанные нежными полосами розоватого или голубоватого воздуха. Этот очевидный ритм как бы уверяет нас, что соседние дворы и сельская местность вокруг одинаково спокойны, тихи и мирны, что где-то еще дети играют на траве и цыплята расхаживают туда-сюда, пока сушится белье, женщины заняты домашними делами. хлопоты и маленькая лошадка стоит в упряжке, готовая к новому путешествию.

Великолепная техника Поленова, а также красота архитектуры выявляют в этом простом виде «поэзию быта», наполняя его некой приподнятостью. Изображенный с непосредственным, невинным подходом ребенка, «Московский дворик» наполнен удивлением перед миром со всеми его радостями и горестями, поэзией и тайнами. Выросший в окружении красоты Царского Села, родового имения Имоченцы в Олонецком районе и имения своей бабушки Веры Воейковой Ольшанка в Тамбовской губернии, Поленов всегда был очень чуток к природе и ее могучему очарованию. Даже в такой ясной, открытой и простой картине, как «Московский дворик», ясно видно его чувство природы. Детали травы, кусты, сучья, нависающие над забором, уводящие взгляд в тенистую глубь соседнего сада, запертый колодец — все видится глазами ребенка. В своих воспоминаниях многие 19Писатели, поэты, художники и общественные деятели XX веков, жившие в этом уникальном уголке Москвы, снова и снова возвращались в его волшебные дворики с их особыми звуками и запахами, так захватившими детское воображение. В «Московском дворике» удачно подобранный Василием Поленова сюжет, великолепная композиция и удачное использование цвета и света позволили ему создать цельный и мощный образ исторической Москвы. В то же время картина передает свежесть первого впечатления — непосредственность восторга художника от встречи с таким прекрасным видом. «Московский дворик» показывает ту «истину видения», которую так высоко ценили и к которой стремились многие ученики художника, в том числе Левитан, Святославский и Виноградов. Пейзаж Поленова стал незыблемым фаворитом многих поколений любителей искусства — символом Москвы во всей ее добродушной простоте.
«Бабушкин сад» был, по-видимому, написан Поленовым примерно в одно и то же время, в июле-августе 1877 года. Хотя обе картины датированы «1878 годом», есть основания полагать, что на самом деле они были созданы годом ранее. В апреле 1878 г., готовясь отправить «Московский дворик» в Петербург для выставки художников-передвижников, Поленов писал Крамскому из Москвы: картина была давно готова [курсив мой — Е.П.], а рама только что подогнана). К сожалению, ничего более значительного я не успел подготовить — хотелось внести… что-то впечатляющее в «Передвижники» Выставка. Надеюсь в будущем наверстать упущенное. На моей картине изображен московский дворик в начале лета». 11 Картина прибыла слишком поздно для показа в Санкт-Петербурге, но была выставлена ​​в Москве, но не попала в каталог. В следующем году Поленов представил на выставку передвижников свой «Бабушкин сад». 1 февраля 1879 года он писал Ивану Крамскому: «»Сад» написан прямо с натуры [курсив мой. — Е.П.], поэтому темноват. Он проигрывает рядом с двумя другими картинами [«Лето» и «Рыбачки». «-Е.П.], значит, его надо повесить отдельно от них». 12 Итак, «Московский дворик» был «давно готов» в апреле 1878 года, а «Бабушкин сад» якобы писался с натуры в то время, когда натуры уже давно не было: в конце июня 1878 года Поленов переселился на другую квартиру. Отсюда следует, что обе работы должны быть созданы в июле — начале августа 1877 г. Поленов, как известно, часто датировал ранее законченные работы, подкрашивая их перед выставкой или продажей. Остановимся несколько подробнее на жизни художника с конца июня 1877 г. по июль 1878 г., когда Поленов был вынужден покинуть резиденцию Баумгартенов. 5 июля 1877 года родители пригласили художника к себе на дачу в селе Петрушки под Киевом. Скорее всего, Поленов провел с ними август 1877 г. , написав несколько этюдов, которые он впоследствии использовал для картин «Заросший пруд» (1879 г.)., Третьяковская галерея) и «Лето» (показан на VII выставке художников-передвижников). Один из таких недавно найденных этюдов «Пруд», находящийся сейчас в частной коллекции, недавно был отправлен на пробы в Третьяковскую галерею. Сходство этого этюда с «Заросшим прудом» Поленова проявляется не только в манере исполнения, но и в подходе художника к сюжету и в самом изображении заросшего пруда в старинной усадьбе, в том тонком элегическом настроении, которым пронизаны эти произведения. очаровательные пейзажи.

31 августа 1877 г., вернувшись в Москву, Поленов встретил Марию Климентову. В письме певцу от 4 сентября он утверждал, что на следующий день был вынужден уехать на Ольшанку. 1 октября он вернулся по просьбе кронпринца присоединиться к нему в его военном штабе: художник должен был запечатлеть события русско-турецкой войны. В середине февраля 1878 года Поленов был в Петербурге, а в марте снова был в Москве. В апреле, как мы уже знаем, он отправил свой «давно готовый» «Московский дворик» на выставку передвижников, а в мае принял приехавшего в Москву художника Павла Чистякова у себя на квартире в Дурновском переулке. В середине июня Поленов написал родителям, что не договорился с Баумгартенами о квартплате и поэтому переезжает в новую квартиру в Девичьем Поле, которая уже ремонтировалась. Все это лишний раз подтверждает, что основная работа над «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» должна была быть проведена в июле и начале августа 1877 г.

Вид, изображенный в «Бабушкином саду», навевает воспоминания о впечатлениях Александра Пушкина от Москвы начала 1830-х годов: «Москва стала тише. Огромные боярские дома стоят заброшенно между просторными, заросшими дворами и дикими, запущенными садами. …» 13 Картина Поленова, однако, излучает некую поэтичность — тонкое элегическое настроение. Собственно, кроме «падения» дворянской Москвы, в конце 1820-х — начале 1830-х годов сам Пушкин отмечал и бурное развитие в городе промышленности и купеческой деятельности. Вывод поэта более оптимистичен: «.Зато просвещение благосклонно смотрит на город, где Шувалов основал по замыслу Ломоносова университет… Талант, ученость и любовь к искусству, несомненно, на стороне Москвы». 14 Поселившись на Арбате и в его окрестностях, Пушкин как будто предвидел новый этап в истории этой замечательной улицы: с середины XIX века сюда стали селиться первые представители русской интеллигенции. Происходившие в основном из знатных семей, эти поэты и издатели, писатели и ученые, художники и народные просветители перебрались на Арбат, где возникли многочисленные книжные лавки, издательства и благотворительные учреждения. Все это породило поговорку: «Иди в Замоскворечье за ​​деньгами, в Петербург за чином, а на Арбат за знаниями и воспоминаниями».

В «Бабушкином саду» через художественную выразительность разрешается негативное эмоциональное напряжение, связанное с концом эпохи, с упадком и упадком. В настроении двух женщин на картине прослеживается единство: пожилой женщины, которая, кажется, представляет Время, и ее молодой спутницы, которая глубоко задумалась и держит книгу. Наедине друг с другом и с природой фигуры гармонично вписываются в окружающий пейзаж.

Зрители, изучающие работы Поленова на выставках передвижников конца 1870-х годов, часто связывали их с творчеством Ивана Тургенева. Вспоминая свои впечатления от этих выставок, художник и коллекционер Илья Остроухов писал: «Больше всего меня поразили «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «У мельницы» и «Серый день». , и другие сокровенные темы «от Тургенева» вдруг встали передо мной, свежие, новые, полные правды, тонкой музыкальной лирики и тонкой техники». 15

Мотивы «из Тургенева» — особая тема в творчестве Поленова. Творчество обоих мастеров проникнуто неким романтизмом; связь человека и природы, «поэзия повседневности» и элегические настроения играют важную роль в манере, стиле и образности того и другого. Старый парк в «Бабушкином саду» окутан красотой давно минувших дней, в воздухе витает «мелодия былых печалей» — как и во многих тургеневских произведениях, прошлое здесь обретает высокую поэтичность. У Поленова, как и у Тургенева, настоящее наполнено историческими фактами и событиями. Связь веков утверждается в «Бабушкином саду» с поэтической силой. 18 век живет в 19 веке.через пожилых матрон, уютные старомодные поместья и лиственные сады. Образ, созданный художником, подкрепляют вековые деревья и молодые побеги в заросшем парке.

Василий Поленов очень любил произведения Тургенева, особенно «Записки охотника», которые он любил называть «жемчужинами русской литературы». В 1880 году, в один из своих приездов в Россию, писатель подарил ему экземпляр этой книги с надписью, сделанной в ответ на подарок Поленова: художник перед этим подарил ему более поздний вариант своего «Пятна рядом» 1877 года. Арбат» под названием «Московский дворик». Эта картина долгие годы будет занимать почетное место в кабинете Тургенева в Буживале. Во время пребывания Поленова в Париже на стипендию Тургенев уже выделял его как талантливого живописца, посещая его мастерскую и хваля его пейзажи. Наконец, не следует забывать, что тургеневские персонажи часто базировались вокруг Арбата: в «Дыме» семья князя Осина живет у Собачьей площади («Собачья площадь»), у Покорского, в «Рудине» — домики в Большом Афанасьевском переулке, у Елены Елены мать Анна Васильевна («Накануне») обитает на Пречистенке, а отец Варвары Павловны («Дворянское гнездо») обитает на Старой Конюшенной. Таким образом, ассоциации с Тургеневым вполне обоснованы. Ученики Поленова, как свидетельствуют их воспоминания, видели в творчестве художника не только «тургеневские мотивы», но даже некоторое визуальное сходство двух мастеров. Для этих молодых людей их учителем был поистине уникальный человек — художник, олицетворявший собой интеллигенцию с его благородной, утонченной и чуткой душой. «Он был единственным европейским джентльменом и аристократом — в самом полном и лучшем смысле»9.0017 16 написал Леонид Пастернак. Говоря об «аристократизме» Поленова, Пастернак, вероятно, имел в виду и его сходство с Тургеневым.

Еще одна картина с отчетливыми «тургеневскими» нотками — «Заросший пруд» (1879, ГТГ), написанная в Москве по этюдам, сделанным в деревне Петрушки в 1877 году. С 20 июля 1878 года до осени 1881 года Поленов поселился в имении Олсуфьевых. в Девичьем Поле Хамовниковского района Москвы. У усадьбы был большой сад: «старый, заросший усадебный сад с оранжереями, часовнями, гротами, прудами и горками — словом, волшебный сон о саду», — писал художник. Спускаясь к Москве-реке, это сказочное место было отличным местом для рисования. «Заросший пруд» создан, скорее всего, в июле-августе 1878 года. Передая приподнятое, мечтательное настроение художника, картина изображает старинный парк, торжественный и величественный. Одинокая, задумчивая фигура — женщина в белом платье — обрамлена темными, шепчущимися ветвями: вековые, крепкие деревья окружают хрупкую гостью, давая безопасную и уютную гавань, живую палатку. Лиризм картины усиливается безмолвным диалогом и взаимопониманием между миром природы и женской душой, их общим настроением.

Таким образом, в первые годы своего пребывания в Москве Поленов создал ряд значительных произведений, три из которых — «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» — можно сказать, составляют лирико-философскую трилогию. . Всеми тремя можно полюбоваться в зале Поленова в Третьяковской галерее. Помимо прекрасной живописной техники, сразу заметной во всех трех работах, в этом трио проявляется самобытная манера Поленова-пейзажиста: художник с удивительно точным видением, он преуспевал в пленэре, сохраняя при этом свои врожденные тонко-романтические качества «до насколько любой русский художник может быть способен на романтизм в своих картинах и образах русской жизни», — писал один критик. Природа на полотнах Поленова полна души и говорит с нами. Все три произведения должны были стать вехами в развитии русской пейзажной живописи. Через десять лет после их создания Поленов писал Виктору Васнецову: «Я чувствую, что искусство должно приносить радость и счастье — иначе оно ничего не стоит». 17 Это эстетическое кредо, четко выраженное в его письме, проявилось уже в его первых московских работах.

1 Е.В.Пастон, «Абрамцево. Искусство и жизнь». М., 2003, с.38 — 39.
2 Е.В.Сахарова, «Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников» (Василий Поленов. Елена Поленова. Семейная хроника художников). Москва, 1964.
. С. 230-231.
3 Там же, с. 237.
4 Там же, с. 248. Поленов провел год в резиденции Н. Л. Баумгантен на углу Дурновского переулка (ныне Композиторская ул., 17) и Трубниковского переулка. Художник покинул этот дом в июле 1878 года.
5 Там же, с. 733.
6 Государственная Третьяковская галерея приобрела эту картину в 1929 году из Остроуховского музея. Скорее всего, благодаря коллекционеру она стала называться «Московский двор», как и картина Поленова 1878 года.
7 Алфавитный указатель к карте столичного града Москвы, составленной А. Хотиевым. Москва, 1852-1853, с. 62. Всего в Москве в 1852-1853 гг. было 11 283 «имения, принадлежавшие частным владельцам и различным ведомствам».
8 Справочник улиц и домов столичного града Москвы, составленный генерал-майором Козловым. Москва, 1882, с. 196.
9 Кн. Г.Е.Львов, «Воспоминания». Составители Н.В.Вырубов и Е.Ю.Львова, предисловие Н.В.Вырубов. Москва, 2002, с. 132. Ко времени нашего рассказа князь Георгий Евгеньевич Львов (1861-1925), видный общественный и политический деятель, а впоследствии первый председатель Временного правительства (1917), был еще воспитанником Поливановской Гим-назии ( Средняя школа).
10 В 1913 году княгиня Вера Лобанова-Ростовская продала часть усадьбы, выходящую на Спасопесковский переулок, миллионеру Н.А.Второву. В 1913-1914 здесь был построен особняк Нового Ампира по проекту архитекторов Владимира Адамовича и Владимира Маят. Сегодня он известен как Спасо-Хаус и является резиденцией американского посла.
11 Сахарова, 1964, стр. 264-265.
12 Там же, с. 270.
13 Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург. Собрание сочинений в 10 т., т. 6. Москва, 1964, с. 273.
14 Там же, с. 275, 276.
15 Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания. Москва, 1950, с. 448.
16 «В.Д.Поленов». К 150-летию со дня рождения. Каталог выставки»
(Василий Поленов: Каталог выставки к 150-летию). Москва, 1994, с. 20.
17 Сахарова, 1964, с. 393.

Назад

Теги:

Интерьер крестьянина Дача Василия Поленова Искусство Репродукция

Василий Поленов

(отзывов пока нет)

Написать обзор

Василий Поленов
Интерьер крестьянской хаты Василий Поленов

Рейтинг
Обязательно

Выберите рейтинг1 звезда (худший)2 звезды3 звезды (средний)4 звезды5 звезд (лучший)

Имя

Тема отзыва
Обязательно

Комментарии
Обязательно

Артикул:
73008-с
Состояние:
Новый

Сейчас:

28,75 долларов США

Текущий запас:

Бесплатная доставка:

Часто покупают вместе:

  • Описание

Описание

  • Качественные репродукции нашего музея жикле используют архивные пигментные чернила, устойчивые к выцветанию, и позволяют изображениям сохранять тональности и оттенки оригинальной картины.
  • На распечатке нет водяного знака или фирменной символики.
  • Для матовой бумаги без рамы мы предоставляем точные размеры произведения искусства. Для арт-объекта без рамы на холсте мы оставляем 2-дюймовую границу, чтобы можно было обрамить или растянуть произведение искусства. 
  • Бесплатная доставка по США и Великобритании с быстрой доставкой и без таможенных сборов для клиентов из Великобритании!
  • 30 Гарантия возврата денег.
  • Мы стремимся к совершенству благодаря 15-летнему опыту в подборе и обеспечении высокого качества наших репродукций. Мы думаем, вам понравятся ваши гравюры и картины, заказанные у нас.

 

В настоящее время мы собираем отзывы об этом товаре. А пока вот отзывы от наших бывших клиентов, которые делятся своим опытом покупок.

Очень нравится! Пришло быстро..

Прекрасная картина и детали четкие.

Отличная работа над нашим Ренуаром.

Печать исключительного качества.

»

Посмотреть всеЗакрыть

  • сопутствующие товары

Сопутствующие товары

Выберите параметры

Интерьер Успенского собора Василия Поленова

Василий Поленов

Сейчас:

28,75 долларов США

Качественные репродукции нашего музея жикле используют архивные пигментные чернила, устойчивые к выцветанию, и позволяют изображениям сохранять тональности и оттенки оригинальной картины. Нет водяного знака или…

Выберите параметры

Интерьер собора Василия Поленова

Василий Поленов

Сейчас:

28,75 долларов США

Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA. Гарантия возврата денег: Мы предлагаем 15-дневную гарантию возврата денег. Музейное качество: все произведения искусства напечатаны на холсте из хлопка/полиэтилена плотностью 330 г/м² с использованием архивных…

Выберите параметры

Дом Поленова Василия Поленова

Василий Поленов

Сейчас:

28,75 долларов США

Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA. Гарантия возврата денег: Мы предлагаем 15-дневную гарантию возврата денег. Музейное качество: все произведения искусства напечатаны на холсте из хлопка/полиэтилена плотностью 330 г/м² с использованием архивных…

Выберите параметры

Дом Василия Поленова Василия Поленова

Василий Поленов

Сейчас:

28,75 долларов США

Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA.