Содержание
Большой дом — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова
«И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…». Ф. Д. Поленов.
Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя архитектор и хозяин талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам; что главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, который ярче всего проявился в архитектуре и декоративно–прикладных искусствах, непосредственно связанных с искусством интерьера. Эстетические идеи У. Морриса породили веру в то, что прекрасный дом с продуманным интерьером, заполненный подлинно художественными вещами, рано или поздно позволит стать человеку внутренне чище, лучше и свободнее. Поленов верил в особое предназначение красоты, воплощенной в зрительный образ, слово, музыку.
В Большом доме деление на комнаты парадные и жилые Поленов сохраняет, но в значительно смягченном виде по сравнению с традиционной русской усадьбой. Всё пространство первого этажа одновременно и жилое, и трактуется как художественное, музейное. Декор каждого помещения – роспись, мозаика, витражи – был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нем разместить. Композиция и поэтика Большого дома в идеале отражают поленовское представление об устройстве мира, его гармонии, воплощенное в архитектуре и интерьерах. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника.
Во всех комнатах первого этажа – большие итальянские окна с черного цвета рамами, создающие впечатление обрамленного пейзажа за окном. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Взаимосвязь и неделимость двух миров Поленов заставляет чувствовать постоянно. Это изначально входило в замысел архитектора – пейзажиста и обрело глубокий философский и этический смысл.
Дом был оснащен всеми удобствами: проведена вода, на первом и втором этажах были ванны. Отапливался дом, кроме обычных дровяных печей, так называемыми «амосовскими печами»: теплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины. Поленов проявил себя как замечательный мастер интерьера, тонко чувствующий его художественные и утилитарные особенности.
На первом этаже: Столовая, Библиотека, Кабинет, «Игральная» для детей (впоследствии – Портретная). Облик комнат определяется не только пространством интерьера, но и расположением окон. Окно Библиотеки расположено на одной оси с дверью, окна и двери Столовой и Кабинета находятся на одной линии. Все эти осевые линии сходятся в одной точке – у подножия лестницы, ведущей на второй этаж, усиливая впечатление стремления вверх. С помощью этого приема архитектор отмечает связанность, преемственность всех комнат в доме.
Первый этаж всегда, что бы ни происходило вокруг, был музеем. Сравнительно недавно, после 1945 года, на втором этаже дома решением детей две комнаты были отданы работам Василия Дмитриевича. Получили они названия, которые говорят сами за себя: Мастерская и Пейзажная.
Для просмотра Большого дома в виртуальном туре нажмите здесь
Большой дом. 2012 г.
Западный фасад Большого дома. 2012 г.
Дети художника у южного фасада Большого дома. 1902 г.
Западный фасад Большого дома. Зима 2011 г.
Западный фасад Большого дома. 1910‑е гг.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова
Устраивая музей, Василий Дмитриевич – очень скромный по характеру человек – отдавал предпочтение работам друзей и произведениям талантливых учеников. Из своих работ он включил в экспозицию только портреты родных и копии с картин великих мастеров.
Но исключением был Кабинет.
Интерьер Кабинета отличается простотой, но той изысканной простотой, которая позволяет говорить о безупречном художественном вкусе. Именно эту комнату Поленов отдал своим живописным работам, постоянно меняя экспозицию. Поэтому Кабинет наиболее полно отражает круг его интересов, этапы его творчества, передает атмосферу, в которой он жил. Турецкий диван и письменный стол с основания дома стояли на тех же местах. Ковер на диване – подарок брата А. Д. Поленова, создавшего в своем имении в Орловской губернии ткацкую ковровую мастерскую.
Интерьер Кабинета в основном сохранен в том виде, как это было при жизни художника. Здесь стоят фисгармония и пианино, возле которого устраивались домашние концерты, и за которым Поленов работал над своими музыкальными сочинениями. Музыка занимала огромное место в жизни и творчестве Поленова. Не имея специального образования, он был талантливым композитором-дилетантом. Им написана опера «Призраки Эллады», церковные произведения – «Литургия» и «Всенощная», романсы на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий», «По небу полуночи Ангел летел», «Ночевала тучка золотая». Сохранился его драматический этюд «Замок Трифельс». В конце жизни художник признавался, что «музыку любил более живописи». И именно здесь – одно из наиболее оригинальных произведений поленовского мебельного творчества – Готический шкаф для нот (1885). Поленов создает своеобразный «архитектурный проект». Шкаф состоит из трех ярусов, скомпонованных так, что уступами возвышаются один над другим. В нижней части верхнего яруса – четыре выдвижных ящика с филенками из разных пород дерева, украшенных выжиганием: номера ящиков и ветка того дерева, древесина которого использована при создании шкафа: дуб, ясень, вяз, орех, береза, клён. Нижний ярус – более широкий, и в нижней части образует выступ – скамью. Эта необычная деталь вызывает ассоциации со средневековым интерьером, в котором лавки были частью стены. Именно этот шкаф – самое яркое воплощение свойственного только Поленову чувства гармонии в разностилевых деталях и пропорциях.
Старинное оружие было не только украшением Кабинета. «Коллекция старинного оружия служила для работы над натурой. Доспехи французского воина XVI века – кираса, средневековая албебарда, меч и три шпаги – легко узнаются в вооружении стражников – католиков на висящем в кабинете варианте картины «Арест гугенотки». Картина посвящена истории религиозных войн средневековой Франции. Она была этапной в творчестве художника – за неё молодой Поленов был удостоен звания академика живописи». Ф.Д. Поленов.
В настоящее время Кабинет рассказывает о раннем периоде в творчестве Поленова. Поэтому на стенах: «Бабочки» (1870–е годы), написанные в Ольшанке; «Собака Робка» (1860) и «Переправа через реку Оять», написанные в Имоченцах; графический эскиз к выпускной академической картине «Воскрешение дочери Иаира» (1871). И знаменитая «Белая лошадка», «Старые ворота в Вёле», и «Мельница у истоков речки Вёль», созданные во Франции во время академической командировки.
Местоположение Кабинета в поленовском доме четко определяет ту степень индивидуальной свободы, которая была необходима хозяину. В кабинете поражает обилие дверей: на Западную террасу, в столярную мастерскую, в Библиотеку.
«Дверь из Кабинета в Библиотеку оказывается тоже шкафом, и приходит чувство тайны (таинственности), как в средневековом замке с потайными ходáми и дверцами», – это детское впечатление Натальи Васильевны Поленовой – младшей дочери художника.
Для просмотра Кабинета в виртуальном туре нажмите здесь
Фрагмент интерьера. 2012 г.
Нотный шкаф, сделанный по эскизу В. Д. Поленова.
Вид из окна кабинета на эспланаду. 2012 г.
Фонарь, сделанный по эскизу В. Д. Поленова.
«Поэтическая правда» Москвы
Элеонора Пастон
Артикул:
ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА
Выпуск журнала:
№3 2013 (40)
В ИЮНЕ 1877 ГОДА ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ ПРИЕЗЖАЕТ В МОСКВУ, НАМЕРЕВАЯСЯ РАБОТАТЬ НАД ТЕМАМИ ИЗ РУССКОЙ ИСТОРИИ — «ЦАРСКАЯ НЕДОСТОЙНАЯ ДОЧЬ ПРИНИМАЕТ ПРЕСС» — И ПОСЕЛИТЬСЯ В СТОЛИЦЕ НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ.
Мнения друзей и знакомых художника о целесообразности переезда разделились: Савва Мамонтов, будущий основатель группы «Абрам-цево», настаивал на возвращении Репина и Поленова в Москву после заграничных поездок. Познакомившись с парой в Риме в начале 1870-х годов, он и его жена Елизавета стали активными членами «Русского клуба» в итальянской столице. «Совершенно серьезно, вам и всему «клубу» не мешало бы переехать на время в Москву для работы, — писал он Поленову в 1873 г. — …В Москве ведь много оригинального, свежего материала. предложить художнику». 1 Однако критик Владимир Стасов был противоположного мнения. После просмотра картин Поленова на выставке студенческих работ, устроенной Российской академией художеств осенью 1876 г., он набросился на Поленова, обвинив его в подражательстве и излишней «французскости»: «Вы планируете переехать в Москву, — писал Стасов. художнику, «…и тем не менее вам не нужна Москва — не нужна, собственно, и сама Россия. В душе вы ни капли не русская — ни в вопросах исторических, ни даже этнографических. Как я вижу то лучше бы вам поселиться в Париже, а может быть, в Германии, то есть, конечно, если не произойдет какого-нибудь неожиданного поворота, если в вас откроются потаенные ларцы и начнут литься неведомые сокровища и вести… Разумеется, я не пророк. !» 2 Расстроенный и возмущенный мнением критика, Поленов высказал свое недовольство Илье Репину.
«Нет, старый друг, — писал в ответ Репин, — подожди — и увидишь, как наша русская действительность развернется и засияет на твоих глазах. начни изучать его и изображать с любовью, результат тебя поразит! Ты первый вкусишь плодов своих трудов, а другие последуют твоему примеру, помяни мои слова!» 3 Вскоре после этого Репин действительно оказался прав.
Помимо работы над «Царской недостойной дочкой постригается», Поленов планировал совершить путешествие по востоку России и по Волге. Однако сначала ему нужно было найти жилье. Через три недели поисков его новый дом был найден: 23 июня Поленов писал Федору Чизхову, другу отца, у которого гостил: «Мое новое жилище недалеко, в Дурновском переулке [бок. ул.], между
Новинский бульвар и Собачьей площадью… Пока намерен остаться в Москве и работать, поездку на восток России и на Волгу отложил… Мой адрес — Москва, Дурновский переулок, близ Церковь Спаса на Песках, резиденция Баумгартен». 4
Что заставило художника изменить свои планы на лето? Скорее всего, за три недели поиска нового дома Поленов увидел, что Савва Мамонтов был прав: живописцу в Москве было что предложить. В первый год своего пребывания в городе Поленов создал ряд шедевров, свидетельствующих о том, насколько его впечатлили местные виды. Это его известные этюды Московского Кремля (1877, ГТГ), а также знаменитые «Московский дворик» и «Бабушкин сад» (оба датированы 1878 годом и ныне находятся в ГТГ).
Написанный как вид из окна его новой квартиры, самый первый вариант «Московского дворика» (1877, ГТГ) показывает, насколько художник был увлечен этим очаровательным местом. Мы видим травянистое пространство с несколькими невысокими зданиями; на заднем плане — белокаменная церковь с шатровой колокольней, залитая ранним летним солнцем. Позже художник вспоминал: «Искал квартиру, как увидел объявление на двери. Зашел посмотреть, и сразу увидел этот вид из окна. Сел и тут же написал». 5 В списке произведений Поленова, составленном самим художником, эта картина (№ 123) озаглавлена »Место у Арбата» 6 . Чтобы понять, откуда именно Поленов написал свой «Московский двор» и как он выбрал вид, изображенный в «Бабушкином саду», где изображен тот же дом, можно обратиться к «Атласу Москвы» с алфавитным указателем, составленному А. Хотиевым в 1852 г. -1853. На карте улицы Арбат, расположенной на углу Дурновского переулка и Трубниковского переулка, находим жилой дом №1. 148. Принадлежит подполковнику А.Н.Юрьеву 7 , это имение состоит из главного дома с садом и двух хозяйственных построек. Так же, как и на картине Поленова, бок главного корпуса выдается в небольшой дворик, а водокачка, колодец, соседний дом и задний сарай, за которым виднелась Спасо-Преображенская церковь «на пески», все отмечены в местах, указанных художником. В справочнике, изданном ближе ко времени написания картины Поленова, в 1882 г., резиденция №. 148 уже числится принадлежащим Cornet N.L.Baumgarten. 8 В своих воспоминаниях князь Георгий Львов, живший по этому адресу примерно в то же время, что и Поленов, пишет: «Наш дом, принадлежавший сначала Юрьеву, а впоследствии Баумгартену, был увековечен Поленовым, также жившим там же, в его картина «Бабушкин сад». Старуха на картине — Юрьева, а дама, ведущая ее по саду, — ее дочь, госпожа Баумгартен.
..» 9 Таким образом, мы установили точное место, откуда жил Поленов. как делал в одном из флигелей, обозревал двор и церковь Спаса на Песках.
Из этих квартир в июле и начале августа 1877 г. художник совершил ряд поездок в Кремль, где занимался этюдами соборов и интерьеров. Путешествуя пешком, Поленов шел по Спасопесковскому переулку. Здесь слева от него пройдет резиденция княгини Веры Лобановой-Ростовской с ее обширными садами. 1 0 Следующий дом принадлежал архитектору Николаю Александровичу Львову (1834-1887), внуку известного архитектора, музыканта, историка, переводчика, ботаника и геолога Н.А. Львова (1751-1803), прадеду Поленова — дед матери художника Марии Поленова, урожденной Воейковой. В 1871 году Николай Львов, восторженный поклонник Пушкина, основал на Старопесковской площади «Пушкинский сквер». Сам финансируя создание этих садов, Львов отдавал дань уважения поэту, который часто бывал в домах соседнего района. Так, по пути в Кремль Поленов миновал созданные его родственником сады.
Сады обрамляла ограда Спасо-Преображенского храма на Песках. Эта пятиглавая церковь, построенная около 1711 года с перилами 1849 года, была типичным образцом архитектуры середины – начала XVIII века. Построенный без использования внутренних колонн, он включал в себя трапезную, придел Николая Чудотворца и высокую шатровую колокольню, был украшен орнаментальными ракушками, наличниками оконных рам и кокошниковыми сводами.
Следуя своим путем в Кремль, Поленов шел затем по Арбату, заглядывая в церковь Николая Чудотворца в Никольском переулке, ныне Плотниковом переулке. После тихой деревенской тишины соседних переулков на Арбате кипела жизнь. Миновав Арбатскую площадь, художник спускался по Знаменке к Боровицким воротам Кремля.
Работа в Кремле явно доставляла Поленову удовольствие. За короткий промежуток времени он произвел большое количество этюдов теремов и соборов, показавших, что он не только высококвалифицированный художник-пленэр (его путевая стипендия, несомненно, сыграла здесь важную роль), но и искусный живописец памятники архитектуры. Интерес Поленова к архитектуре проявился уже в написанных в Париже картинах «Привилегия мастера» (1874, ГТГ) и «Арест гугенотки» (1875, ГРМ). Для «Недостойной царской дочери постригся» художник создал серию впечатляющих этюдов, хотя сама картина так и не была реализована. В 1885 году Павел Третьяков приобрел для своей галереи 18 этюдов.
В этюдах «Успенский собор. Южные ворота», «Фасад Теремного дворца», «Верхнее золотое крыльцо», «Выход из палат на Золотое крыльцо» и «Окно в Золотой царицыной палате» дается удивительно точное изображение древнерусского зодчества. Однако точность Поленова и тщательное внимание к деталям не затмевают его восторга и благоговения перед такой красотой. В окружении яркого голубого неба старинные теремы и соборы оживают, дышат светом и цветом. Сияющие солнечные лучи подчеркивают ликующие тона палитры Поленова. Сверкая разноцветными драгоценными камнями на фоне лазурного неба, здания кажутся воздушными и полными света.
«Московский дворик» (1878 г. ) предлагает схожую интерпретацию древнерусской архитектуры. По мере того как «Площадка у Арбата» эволюционировала в «Московский дворик», значение архитектурных деталей в картине росло. Сама картина стала длиннее, в том числе добавилась дополнительная церковь с колокольней справа — Николая Чудотворца. Вдали виднеется еще одна церковь на Пречистенке. Однако ближайшая к зрителю церковь — Спас на песках — смещается к центру картины, тогда как дом, ранее закрывавший церковь, теперь расположен так, что его портик отчетливо виден. Здания в соседнем дворе становятся более четкими, а между домами и церквями вырисовывается определенный узор. Это усиливается тонкой игрой цветов и отсутствием резкого контраста в тонах, а единственными яркими пятнами являются золотые купола Спасского храма, смело блестящие среди прозрачного неба и слабо вторящие куполу Никольского на заднем плане. Все остальные объекты купаются в мягком туманном свете солнечного июльского утра, окутанные нежными полосами розового или голубоватого воздуха.
Этот очевидный ритм как бы убеждает нас в том, что соседние дворы и сельская местность вокруг одинаково спокойны, тихи и мирны, что где-то еще дети играют на траве и цыплята ходят туда-сюда, пока сушится белье, женщины заняты домашними делами. хлопоты и маленькая лошадка стоит в упряжке, готовая к новому путешествию.
Великолепная техника Поленова, а также красота архитектуры выявляют в этом простом виде «поэзию быта», наполняя его некой приподнятостью. Изображенный с непосредственным, невинным подходом ребенка, «Московский дворик» наполнен удивлением перед миром со всеми его радостями и горестями, поэзией и тайнами. Выросший в окружении красоты Царского Села, родового имения Имоченцы в Олонецком районе и имения своей бабушки Веры Воейковой Ольшанка в Тамбовской губернии, Поленов всегда был очень чуток к природе и ее могучему очарованию. Даже в такой ясной, открытой и простой картине, как «Московский дворик», ясно видно его чувство природы. Детали травы, кусты, сучья, нависающие над забором, уводящие взгляд в тенистую глубь соседнего сада, запертый колодец — все видится глазами ребенка. В своих воспоминаниях многие 19Писатели, поэты, художники и общественные деятели XX веков, жившие в этом уникальном уголке Москвы, снова и снова возвращались в его волшебные дворики с их особыми звуками и запахами, так захватившими детское воображение. В «Московском дворике» удачно подобранный Василием Поленова сюжет, великолепная композиция и удачное использование цвета и света позволили ему создать цельный и мощный образ исторической Москвы. В то же время картина передает свежесть первого впечатления — непосредственность восторга художника от встречи с таким прекрасным видом. «Московский дворик» показывает ту «истину видения», которую так высоко ценили и к которой стремились многие ученики художника, в том числе Левитан, Святославский и Виноградов. Пейзаж Поленова стал незыблемым фаворитом многих поколений любителей искусства — символом Москвы во всей ее добродушной простоте.
«Бабушкин сад» был, по-видимому, написан Поленовым примерно в одно и то же время, в июле-августе 1877 года. Хотя обе картины датированы «1878 годом», есть основания полагать, что на самом деле они были созданы годом ранее. В апреле 1878 г., готовясь отправить «Московский дворик» в Петербург для выставки художников-передвижников, Поленов писал Крамскому из Москвы: картина была давно готова [курсив мой — Е.П.], а рама только что подогнана). К сожалению, ничего более значительного я не успел подготовить — хотелось внести… что-то впечатляющее в «Передвижники» Выставка. Надеюсь в будущем наверстать упущенное. На моей картине изображен московский дворик в начале лета». 11 Картина прибыла слишком поздно для показа в Санкт-Петербурге, но была выставлена в Москве, но не попала в каталог. В следующем году Поленов представил на выставку передвижников свой «Бабушкин сад». 1 февраля 1879 года он писал Ивану Крамскому: ««Сад» написан прямо с натуры [курсив мой. «-Е.П.], значит, его надо повесить отдельно от них». 12 Итак, «Московский дворик» был «давно готов» в апреле 1878 года, а «Бабушкин сад» якобы писался с натуры в то время, когда натуры уже давно не было: в конце июня 1878 года Поленов переселился на другую квартиру.
Отсюда следует, что обе работы должны быть созданы в июле — начале августа 1877 г. Поленов, как известно, часто датировал ранее законченные работы, подкрашивая их перед выставкой или продажей. Остановимся несколько подробнее на жизни художника с конца июня 1877 г. по июль 1878 г., когда Поленов был вынужден покинуть резиденцию Баумгартенов. 5 июля 1877 года родители пригласили художника к себе на дачу в селе Петрушки под Киевом. Скорее всего, Поленов провел с ними август 1877 г., написав несколько этюдов, которые он впоследствии использовал для картин «Заросший пруд» (1879 г.)., Третьяковская галерея) и «Лето» (показан на VII выставке художников-передвижников). Один из таких недавно найденных этюдов «Пруд», находящийся сейчас в частной коллекции, недавно был отправлен на пробы в Третьяковскую галерею. Сходство этого этюда с «Заросшим прудом» Поленова проявляется не только в манере исполнения, но и в подходе художника к сюжету и в самом изображении заросшего пруда в старинной усадьбе, в том тонком элегическом настроении, которым пронизаны эти произведения.
очаровательные пейзажи.
31 августа 1877 г., вернувшись в Москву, Поленов встретил Марию Климентову. В письме певцу от 4 сентября он утверждал, что на следующий день был вынужден уехать на Ольшанку. 1 октября он вернулся по просьбе кронпринца присоединиться к нему в его военном штабе: художник должен был запечатлеть события русско-турецкой войны. В середине февраля 1878 г. Поленов был в Петербурге, а в марте снова был в Москве. В апреле, как мы уже знаем, он отправил свой «давно готовый» «Московский дворик» на выставку передвижников, а в мае принял приехавшего в Москву художника Павла Чистякова у себя на квартире в Дурновском переулке. В середине июня Поленов написал родителям, что не договорился с Баумгартенами о квартплате и поэтому переезжает в новую квартиру в Девичьем Поле, которая уже ремонтировалась. Все это лишний раз подтверждает, что основная работа над «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» должна была быть проведена в июле и начале августа 1877 г.
Вид, изображенный в «Бабушкином саду», навевает воспоминания о впечатлениях Александра Пушкина от Москвы начала 1830-х годов: «Москва стала тише. Огромные боярские дома стоят заброшенно между просторными, заросшими дворами и дикими, запущенными садами. …» 13 Картина Поленова, однако, излучает некую поэтичность — тонкое элегическое настроение. Собственно, кроме «падения» дворянской Москвы, в конце 1820-х — начале 1830-х годов сам Пушкин отмечал и бурное развитие в городе промышленности и купеческой деятельности. Вывод поэта более оптимистичен: «.Зато просвещение благосклонно смотрит на город, где Шувалов основал по замыслу Ломоносова университет… Талант, ученость и любовь к искусству, несомненно, на стороне Москвы». 14 Поселившись на Арбате и в его окрестностях, Пушкин как бы предвидел новый этап в истории этой замечательной улицы: с середины XIX века сюда стали селиться первые представители русской интеллигенции. Происходившие в основном из знатных семей, эти поэты и издатели, писатели и ученые, художники и народные просветители перебрались на Арбат, где возникли многочисленные книжные лавки, издательства и благотворительные учреждения.
Все это породило поговорку: «Иди в Замоскворечье за деньгами, в Петербург за чином, а на Арбат за знаниями и воспоминаниями».
В «Бабушкином саду» через художественную выразительность разрешается негативное эмоциональное напряжение, связанное с концом эпохи, с упадком и упадком. В настроении двух женщин на картине прослеживается единство: пожилой женщины, которая, кажется, представляет Время, и ее молодой спутницы, которая глубоко задумалась и держит книгу. Наедине друг с другом и с природой фигуры гармонично вписываются в окружающий пейзаж.
Зрители, изучающие работы Поленова на выставках передвижников конца 1870-х годов, часто связывали их с творчеством Ивана Тургенева. Вспоминая свои впечатления от этих выставок, художник и коллекционер Илья Остроухов писал: «Больше всего меня поразили «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «У мельницы» и «Серый день». , и другие сокровенные темы «от Тургенева» вдруг встали передо мной, свежие, новые, полные правды, тонкой музыкальной лирики и тонкой техники». 15
Мотивы «из Тургенева» — особая тема в творчестве Поленова. Творчество обоих мастеров проникнуто неким романтизмом; связь человека и природы, «поэзия повседневности» и элегические настроения играют важную роль в манере, стиле и образности того и другого. Старый парк в «Бабушкином саду» окутан красотой давно минувших дней, в воздухе витает «мелодия былых печалей» — как и во многих тургеневских произведениях, прошлое здесь обретает высокую поэтичность. У Поленова, как и у Тургенева, настоящее наполнено историческими фактами и событиями. Связь веков утверждается в «Бабушкином саду» с поэтической силой. 18 век живет в 19 веке.через пожилых матрон, уютные старомодные поместья и лиственные сады. Образ, созданный художником, подкрепляют вековые деревья и молодые побеги в заросшем парке.
Василий Поленов очень любил произведения Тургенева, особенно «Записки охотника», которые он любил называть «жемчужинами русской литературы». В 1880 году, в один из своих приездов в Россию, писатель подарил ему экземпляр этой книги с надписью, сделанной в ответ на подарок Поленова: художник перед этим подарил ему более поздний вариант своего «Пятна рядом» 1877 года. Арбат» под названием «Московский дворик». Эта картина долгие годы будет занимать почетное место в кабинете Тургенева в Буживале. Во время пребывания Поленова в Париже на стипендию Тургенев уже выделял его как талантливого живописца, посещая его мастерскую и хваля его пейзажи. Наконец, не следует забывать, что тургеневские персонажи часто базировались вокруг Арбата: в «Дыме» семья князя Осина живет у Собачьей площади («Собачья площадь»), у Покорского, в «Рудине» — домики в Большом Афанасьевском переулке, у Елены Елены мать Анна Васильевна («Накануне») обитает на Пречистенке, а отец Варвары Павловны («Дворянское гнездо») обитает на Старой Конюшенной. Таким образом, ассоциации с Тургеневым вполне обоснованы. Ученики Поленова, как свидетельствуют их воспоминания, видели в творчестве художника не только «тургеневские мотивы», но даже некоторое визуальное сходство двух мастеров. Для этих молодых людей их учителем был поистине уникальный человек — художник, олицетворявший собой интеллигенцию с его благородной, утонченной и чуткой душой.
«Он был единственным европейским джентльменом и аристократом — в самом полном и лучшем смысле»9.0017 16 написал Леонид Пастернак. Говоря об «аристократизме» Поленова, Пастернак, вероятно, имел в виду и его сходство с Тургеневым.
Еще одна картина с отчетливыми «тургеневскими» нотками — «Заросший пруд» (1879, ГТГ), написанная в Москве по этюдам, сделанным в деревне Петрушки в 1877 году. С 20 июля 1878 года до осени 1881 года Поленов поселился в имении Олсуфьевых. в Девичьем Поле Хамовниковского района Москвы. У усадьбы был большой сад: «старый, заросший усадебный сад с оранжереями, часовнями, гротами, прудами и горками — словом, волшебный сон о саду», — писал художник. Спускаясь к Москве-реке, это сказочное место было отличным местом для рисования. «Заросший пруд» создан, скорее всего, в июле-августе 1878 года. Передая приподнятое, мечтательное настроение художника, картина изображает старинный парк, торжественный и величественный. Одинокая, задумчивая фигура — женщина в белом платье — обрамлена темными, шепчущимися ветвями: вековые, крепкие деревья окружают хрупкую гостью, давая безопасную и уютную гавань, живую палатку. Лиризм картины усиливается безмолвным диалогом и взаимопониманием между миром природы и женской душой, их общим настроением.
Таким образом, в первые годы своего пребывания в Москве Поленов создал ряд значительных произведений, три из которых — «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» — можно сказать, составляют лирико-философскую трилогию. . Всеми тремя можно полюбоваться в зале Поленова в Третьяковской галерее. Помимо прекрасной живописной техники, сразу заметной во всех трех работах, в этом трио проявляется самобытная манера Поленова-пейзажиста: художник с удивительно точным видением, он преуспевал в пленэре, сохраняя при этом свои врожденные тонко-романтические качества «до насколько любой русский художник может быть способен на романтизм в своих картинах и изображениях русской жизни», — писал один критик. Природа на полотнах Поленова полна души и говорит с нами. Все три произведения должны были стать вехами в развитии русской пейзажной живописи. Через десять лет после их создания Поленов писал Виктору Васнецову: «Я чувствую, что искусство должно приносить радость и счастье — иначе оно ничего не стоит». 17 Это эстетическое кредо, четко выраженное в его письме, проявилось уже в его первых московских работах.
1 Е.В.Пастон, «Абрамцево. Искусство и жизнь». М., 2003, с.38 — 39.
2 Е.В.Сахарова, «Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников» (Василий Поленов. Елена Поленова. Семейная хроника художников). Москва, 1964.
. С. 230-231.
3 Там же, с. 237.
4 Там же, с. 248. Поленов провел год в резиденции Н. Л. Баумгантен на углу Дурновского переулка (ныне Композиторская ул., 17) и Трубниковского переулка. Художник покинул этот дом в июле 1878 года.
5 Там же, с. 733.
6 Государственная Третьяковская галерея приобрела эту картину в 1929 году из Остроуховского музея. Скорее всего, благодаря коллекционеру она стала называться «Московский двор», как и картина Поленова 1878 года.
7 Алфавитный указатель к карте столичного града Москвы, составленной А. Хотиевым. Москва, 1852-1853, с. 62. Всего в Москве в 1852-1853 гг. было 11 283 «имения, принадлежавшие частным владельцам и различным ведомствам».
8 Справочник улиц и домов столичного града Москвы, составленный генерал-майором Козловым. Москва, 1882, с. 196.
9 Кн. Г.Е.Львов, «Воспоминания». Составители Н.В.Вырубов и Е.Ю.Львова, предисловие Н.В.Вырубов. Москва, 2002, с. 132. Ко времени нашего рассказа князь Георгий Евгеньевич Львов (1861-1925), видный общественный и политический деятель, а впоследствии первый председатель Временного правительства (1917), был еще воспитанником Поливановской Гим-назии ( Средняя школа).
10 В 1913 году княгиня Вера Лобанова-Ростовская продала часть усадьбы, выходящую на Спасопесковский переулок, миллионеру Н.А.Второву. В 1913-1914 здесь был построен особняк Нового Ампира по проекту архитекторов Владимира Адамовича и Владимира Маят. Сегодня он известен как Спасо-Хаус и является резиденцией американского посла.
11 Сахарова, 1964, стр. 264-265.
12 Там же, с. 270.
13 Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург. Собрание сочинений в 10 т., т. 6. Москва, 1964, с. 273.
14 Там же, с. 275, 276.
15 Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания. Москва, 1950, с. 448.
16 «В.Д.Поленов». К 150-летию со дня рождения. Каталог выставки»
(Василий Поленов: Каталог выставки к 150-летию). Москва, 1994, с. 20.
17 Сахарова, 1964, с. 393.
Назад
Теги:
Интерьер крестьянской дачи Репродукция
Сопутствующие товары
Выберите параметры
Интерьер Успенского собора Василия Поленова
Василий Поленов
В настоящее время:
€23,86
Качественные репродукции нашего музея жикле используют архивные пигментные чернила, устойчивые к выцветанию, и позволяют изображениям сохранять тональности и оттенки оригинальной картины. Нет водяного знака или…
Выберите параметры
Интерьер собора Василия Поленова
Василий Поленов
В настоящее время:
€23,86
Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA. Гарантия возврата денег: Мы предлагаем 15-дневную гарантию возврата денег. Музейное качество: все произведения искусства напечатаны на холсте из хлопка/полиэтилена плотностью 330 г/м² с использованием архивных…
Выберите параметры
Дом Поленова Василия Поленова
Василий Поленов
В настоящее время:
€23,86
Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA. Гарантия возврата денег: Мы предлагаем 15-дневную гарантию возврата денег. Музейное качество: все произведения искусства напечатаны на холсте из хлопка/полиэтилена плотностью 330 г/м² с использованием архивных…
Выберите параметры
Дом Василия Поленова Василия Поленова
Василий Поленов
В настоящее время:
€23,86
Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA. Гарантия возврата денег: Мы предлагаем 15-дневную гарантию возврата денег. Музейное качество: все произведения искусства напечатаны на холсте из хлопка/полиэтилена плотностью 330 г/м² с использованием архивных…
Клиенты также просмотрели
Выберите параметры
В оранжерее Деннис Миллер Бункер
Деннис Миллер Бункер
В настоящее время:
€23,86
Качественные репродукции нашего музея жикле используют архивные пигментные чернила, устойчивые к выцветанию, и позволяют изображениям сохранять тональности и оттенки оригинальной картины. Нет водяного знака или…
Выберите параметры
Французский Пейзаж Деннис Миллер Бункер
Деннис Миллер Бункер
В настоящее время:
€23,86
Качественные репродукции нашего музея жикле используют архивные пигментные чернила, устойчивые к выцветанию, и позволяют изображениям сохранять тональности и оттенки оригинальной картины. Нет водяного знака или…
Выберите параметры
Никогда не поздно исправляться Грейс Дрейтон
Грейс Дрейтон
В настоящее время:
€23,86
Для произведений искусства без рамы и в рамке — бескислотные архивные чернила, напечатанные на бумаге музейного качества. Бумага музейного качества известна как архивная, а это значит, что она может храниться длительное время, не желтея…
Выберите параметры
Галоп рысью Грейс Дж. Дрейтон
Грейс Дрейтон
В настоящее время:
€23,86
Для произведений искусства без рамы и в рамке — бескислотные архивные чернила, напечатанные на бумаге музейного качества. Бумага музейного качества известна как архивная, а это значит, что она может храниться длительное время, не желтея…
Выберите параметры
Il Barroccio Джованни Фаттори
Джованни Фаттори
В настоящее время:
€32,37
Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA. Гарантия возврата денег: Мы предлагаем 15-дневную гарантию возврата денег. Музейное качество: все произведения искусства напечатаны на холсте из хлопка/полиэтилена плотностью 330 г/м² с использованием архивных…
Выберите параметры
Василий Поленов, «Воззванный слезной радостью».
Василий Поленов
В настоящее время:
€23,86
Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA. Гарантия возврата денег: Мы предлагаем 15-дневную гарантию возврата денег. Музейное качество: все произведения искусства напечатаны на холсте из хлопка/полиэтилена плотностью 330 г/м² с использованием архивных…
Выберите параметры
Василий Поленов Воскрешение дочери Иаира
Василий Поленов
В настоящее время:
€23,86
Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA. Гарантия возврата денег: Мы предлагаем 15-дневную гарантию возврата денег. Музейное качество: все произведения искусства напечатаны на холсте из хлопка/полиэтилена плотностью 330 г/м² с использованием архивных…
Выберите параметры
Василий Поленов Воскрешение дочери Иаира 1
Василий Поленов
В настоящее время:
€23,86
Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA. Гарантия возврата денег: Мы предлагаем 15-дневную гарантию возврата денег. Музейное качество: все произведения искусства напечатаны на холсте из хлопка/полиэтилена плотностью 330 г/м² с использованием архивных…
Выберите параметры
Женщина, идущая по лесной тропе, Василий Поленов
Василий Поленов
В настоящее время:
€23,86
Все произведения искусства отправляются по всему миру через UPS Ground, 2ND, NDA.