Интерьер большой театр: Большой театр • О здании

Главный вестибюль Большого театра обрел историческую гамму интерьера

https://ria.ru/20100730/259998231.html

Главный вестибюль Большого театра обрел историческую гамму интерьера

Главный вестибюль Большого театра обрел историческую гамму интерьера — РИА Новости, 30.07.2010

Главный вестибюль Большого театра обрел историческую гамму интерьера

Реставраторам, чтобы восстановить исторический облик главного вестибюля пришлось провести многочисленные архивные изыскания и технологические исследования отделки интерьеров с выявлением первоначальных слоев покраски и зондажом с послойными раскрытиями цветовых решений.

2010-07-30T14:39

2010-07-30T14:39

2010-07-30T14:39

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/25303/36/253033692_0:156:3000:1844_1920x0_80_0_0_b7450ffeb4a4f323afa2ea9b355ea9dc.jpg

москва

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2010

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/25303/36/253033692_167:0:2834:2000_1920x0_80_0_0_8c971e855783f1be7091f2c57f051b8b.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

москва, реконструкция большого театра

Культура, Москва, Реконструкция Большого театра

МОСКВА, 30 июл — РИА Новости. Генеральный подрядчик реконструкции Государственного академического Большого театра в Москве компания «СУИпроект» в рамках реставрационных работ возвратила главному вестибюлю ГАБТ исторические краски интерьера, говорится в пресс-релизе владельца компании — инвестиционной группы «Сумма Капитал».

«Восстановлено объемно-планировочная структура и архитектурно-художественное оформление интерьеров 1856 года», — уточняется в пресс-релизе.

Как выяснили реставраторы в результате своих работ, стены главного вестибюля Большого театра сохранили в себе историю многочисленных реконструкций и реставраций здания.

«В кирпичной кладке были обнаружены фрагменты стен старого Петровского театра 1870 года и Большого Петровского театра 1825 года. В целом Главный вестибюль восстановленного после пожара 1853 года Большого театра сохранился в габаритах первоначальных кирпичных стен. Однако к началу XXI века из-за многочисленных переделок была полностью утрачена историческая колористическая гамма интерьера. Во многом это объясняется событиями ХХ века», — приводятся в пресс-релизе слова директора департамента по связям с общественностью «Суммы Капитал» Михаила Сидорова.

При этом, поясняется в материалах инвестиционной группы, особенно сильно это помещение пострадало в годы Великой Отечественной войны.

«В октябре 1941 года в здание попала фугасная бомба, пробившая фасадную стену и взорвавшаяся в главном вестибюле. Взрывной волной были разрушены все лепные декоративные части главного фасада, обрушилось перекрытие вестибюля, были сорваны дубовые входные двери и почти все оконные заполнения на фасадах», — напоминается в сообщении.

Реставраторам, чтобы восстановить исторический облик главного вестибюля, отмечается в сообщении, пришлось провести многочисленные архивные изыскания и технологические исследования отделки интерьеров с выявлением первоначальных слоев покраски и зондажом с послойными раскрытиями цветовых решений.

«В процессе историко-архивных работ были выявлены текстовые материалы, подтверждающие наличие росписи «под мрамор» в филенках стен. Сейчас эта живопись в плоскости стеновых «зеркал» полностью восстановлена», — подчеркивается в пресс-релизе.

Как добавляется в нем, в главном вестибюле был реставрирован частично утраченный декор на кессонированном полотке, восстановлен гипсовый лепной декор стен, воссоздана по историческим аналогам лестница в коридор партера, а также усилены парадные лестницы в фойе бельэтажа.

Кроме того, уточняется в сообщении, для воссоздания полов в главном вестибюле на фабрике Villeroy&Boch была заказана специальная метлахская плитка ручного прессования — такая же, какую заказывали для Большого театра более ста лет назад.

Масштабная реконструкция Большого театра в центре Москвы, начавшаяся в 2005 году, задумывалась для того, чтобы у театра появилось продолжение основной сцены — арьерсцена, предназначенная для монтажа и быстрой смены декораций. Помимо исторического фойе, дополнительных вестибюлей и буфетов, Большой театр также получит подземную часть, где, в частности, будет располагаться склад декораций, рассчитанный на четыре-пять ближайших спектаклей.

Предполагается, что в результате строительных работ площадь театра увеличится на 50 тысяч квадратных метров.

Реставрация Большого театра

Интерьер одного из символов России — Большого театра — «одет» в сусальное золото ТМ «Раритетъ». В 2012 году завершилась реставрация внутреннего убранства Большого театра, которая стала колоссальным проектом мирового уровня.

История реконструкций и реставраций здания Большого театра началась практически с первых лет его существования. К моменту начала нынешней реконструкции износ здания составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Были предложены различные варианты его восстановления: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, архитекторами, деятелями культуры и т.д. Проект предусматривал проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальную реконструкцию части сценической с углублением подземного пространства. При этом должен был сохраниться исторический облик здания как памятника архитектуры.

Реставрация

Историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию со 2 июля 2005 года.
В первые годы реализации проекта происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов. И только осенью 2009 г. после многочисленных подготовительных работ огромное и сильно изношенное здание Большого театра было перенесено с временных опор на постоянный фундамент, и в театре началась масштабная реставрация. За последовавшие затем два года были выполнены рекордные объемы работы по восстановлению и реконструкции театра. Каждый день в здании работали свыше трех с половиной тысяч профессионалов, из них около тысячи — реставраторов. И еще тысяча специалистов трудилась на благо Большого в реставрационных мастерских за пределами театра.
Другой не менее важной задачей стала необходимость сочетать строго научную реставрацию в исторической зоне и установку самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра.
Благодаря реставрации Большой театр во многом восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 г., когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация по итогам многочисленных архивных и натурных исследований.
В 2010 г. были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Москвичи увидели отреставрированные фасады и обновленный символ Большого театра — знаменитую квадригу Аполлона, созданную скульптором Петром Клодтом.
Зрительный зал вновь обрел свою первоначальную красоту. И теперь каждый зритель Большого театра может ощутить себя театралом XIX века и поразиться его пышному и одновременно «легкому» убранству. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренних помещений лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески, живописный плафон «Аполлон и музы» — все это придает зрительному залу вид сказочного дворца.

Золочение Большого театра

Восстановление декора зрительного зала Большого театра оказалось крайне сложной работой. После расчистки архитектурных украшений от позднейших слоев и неумелых реконструкций мастера реставрационного бюро воссоздали недостающие детали по технологиями 17-19 веков, а затем применили технологию золочения на полимент.
Специалисты реставрационного бюро Веры Бабич начали работы по восстановлению декора зрительного зала Государственного академического Большого театра России в конце 2009 года. Реставраторы восстановили в зрительном зале лепной декор из папье-маше.
В реставрации золотых интерьеров Большого театра было применено сусальное золото ТМ «Раритетъ» — одного из авторитетных производителей сусального золота и серебра на территории СНГ. Реставрация позолоты завершена, и театр принимает посетителей в сияющей золотом атмосфере.

Лепнина Большого театра после золочения

От того, в каком виде восстановить декор, напрямую зависит воссоздание легендарной акустики Большого театра. Папье-маше подобно дереву имеет целлюлозную основу и не лопается от небольших деформаций, которые неизбежны на ограждении ярусов в театре, например, при вибрации от звуков музыкальных инструментов и входящих с ними в резонанс овациями. Реставрация архитектурного декора из папье-маше в большом театре- очень сложная процедура, подразумевающая расчистку и восстановление утраченных частей декора, по технологиями 18-19 веков. Мастерам, работающим над проектом, пришлось снять шесть слоев краски, чтобы добраться до самого первого авторского слоя! После расчистки удалялись реставрационные доделки, искажавшие первоначальный облик лепных украшений. Некоторые утраченные элементы во время предыдущих реставраций были заменены на вставки из гипса, ухудшавшие качество звука. Их аккуратно удалили, чтобы вновь поставить детали из папье-маше.
Каждый ярус Большого театра имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его рельефна декорация, скомпонованная из элементов, присущих архитектуре эпохи Возрождения, стилям Барокко и Рококо.
В оформлении зрительного зала применены античные мотивы акантового листа, рокайли, кртуши, причудливые переплетения византийского орнамента. Кроме того, и каждый раппорт – повторяющийся рисунок декора – отличается своеобразием. И к восстановлению каждого утраченного фрагмента надо было подходить индивидуально, «вспоминая» и применяя секреты ручной техники.
Для восстановления утраченных элементов были изготовлены специальные модели, по которым делали отливки из папье-маше. Для этого с куска авторского лепного декора «снимали» нужную форму и по этому слепку делали гипсовую модель, а затем – плотную «чистовую» форму для отливки элемента декора. В гипсовые формы реставраторы набивали готовый состав из папье-маше и жали, когда детали высохнут, после чего подгоняли восстановленные элементы под исторический декор и дополнительно шлифовали орнаментированную поверхность.

Главная (Историческая) сцена — Большой театр балета и оперы, Москва, Россия

  • In Short
  • Main (Historic) Stage
  • Opening of the Historical Stage
  • Reconstruction
  • History
  • Small Stage
  • Chamber Stage on Nikolskaya Street 17
  • Mission
  • Bolshoi Ballet
  • Bolshoi Opera
  • Bolshoi Оркестр
  • Сувенирный магазин

Проект реконструкции длился с 1 июля 2005 г. по 28 октября 2011 г. В результате этой реконструкции были восстановлены многие утраченные черты исторического здания, и в то же время оно вошло в число наиболее технически оснащенных театральных зданий. в мире.

Реконструкция и капитальный ремонт Исторической сцены Большого театра (2 июля 2015 г.) — колоссальный проект мирового уровня. Здание театра давно считается одним из символов России. Поэтому восстановление театра находилось под постоянным пристальным вниманием со стороны государства. власти и общественность

История реконструкции и ремонта здания Большого театра берет свое начало практически с первых лет его существования. К моменту начала настоящей реконструкции от 50 до 70 процентов здания, по разным оценкам, находилось в аварийном состоянии. Предлагались различные схемы реновации: от капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. Проект, который в итоге был выбран и одобрен труппой театра, архитекторами, общественными деятелями искусства и др. , предусматривал осознанное восстановление общественных пространств театра и кардинальную реконструкцию сцены, а также пристройку нового, подземного пространства. Кроме того, в качестве охраняемого памятника необходимо было сохранить исторический облик здания.

Первые годы проекта были посвящены скрупулезному обследованию самого здания, сканированию его положения в пространстве, состояния стен и фундамента. И только осенью 2009 года, после многочисленных предварительных изысканий, огромное и сильно обветшавшее здание Большого театра было переведено с временных опор на постоянный фундамент, а в самом театре начались масштабные реставрационные работы. В последующие два года были достигнуты рекордные объемы работ по ремонту и реконструкции театра. Ежедневно в театре работало более трех с половиной тысяч специалистов, из них более тысячи реставраторов. И еще тысяча работала в реставрационных мастерских вне театра.

Помимо восстановления исторического облика театра как внутри, так и снаружи, перед проектировщиками стояла задача обустройства его дополнительных рабочих площадей. Это было успешно решено за счет создания дополнительного подземного пространства.

Не менее важной задачей была необходимость сочетания кропотливых реставрационных работ в общественных помещениях театра с установкой современного технологического оборудования в театральной сцене и новых помещениях.

Большой во многом восстановил свой аутентичный исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его залов теперь выглядят так, как они изначально были задуманы архитектором Большого театра Альберто Кавосом. В то время как бывшим императорским фойе вернули декор 1895 года, в этом году они были обновлены к коронации императора Николая II. Каждый воспроизведенный или отреставрированный элемент внутреннего убранства стал объектом специального проекта, для которого была собрана отдельная документация на основе многочисленных архивных и натурных исследований.

В 2010 году реконструирована зрительная анфилада залов: Вестибюль, Главное или Белое фойе, Хоровой, Выставочный, Круглый и Бетховенский залы. Москвичи смогли полюбоваться отреставрированными фасадами и обновленным символом Большого театра — знаменитой квадригой Аполлона, созданной скульптором Петром Клодтом.

Зрительный зал обрел свою первоначальную красоту. И, как театрал 19 века, так и сегодня каждый представитель публики будет ослеплен его экстравагантным и в то же время «легким» декором. Ярко-малиновый цвет с россыпью золота, драпировка внутренностей лож, разные на каждом уровне лепные арабески, плафон Аполлона и Муз — все это способствует захватывающему дух эффекту зрительного зала.

Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики. Международные эксперты провели обширную исследовательскую работу и удостоверились, что все их технические рекомендации были выполнены в точности.

В эстраде установлена ​​современная техника. Историческая сцена Большого театра теперь состоит из семи двухъярусных подъемных и спускающихся площадок. Эти платформы могут легко менять свое положение, поэтому сцена может стать горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Сцена и закулисное пространство могут быть объединены, что создает невероятное по глубине сценическое пространство.

Новое оборудование верхней сцены, дистанционно управляемое компьютером, позволяет максимально использовать световые, звуковые и визуальные эффекты. Были установлены самые современные установки для установки фонарей, аппаратуры для спецэффектов и акустики.

В оркестровой яме предусмотрено дополнительное пространство под авансценой. Это делает его одной из самых больших оркестровых ям в мире, вмещающей до 130 музыкантов, что необходимо для исполнения таких масштабных произведений, как, например, оперы Вагнера.

Установка современного сценического оборудования стала уникальным проектом мирового масштаба. В результате реконструкции общая площадь театра увеличилась вдвое. Благодаря расширению существующих подземных помещений театра (под сценическим залом) и строительству нового подземного пространства под Театральной площадью это было достигнуто без изменения внешнего вида театра.

Таким образом, Театр получил столь необходимое новое помещение, в том числе подземный концертно-репетиционный зал, унаследовавший свое название от Бетховенского зала, под фойе Театра. Этот зал представляет собой многофункциональное пространство, которое можно использовать по-разному. Он состоит из пяти основных площадок: центральная платформа является самой сценой, две платформы справа и слева от нее могут использоваться либо для увеличения размера сцены, либо в качестве зрительного зала. Две оставшиеся площадки образуют основное пространство зрительного зала. Все платформы можно поднять до уровня фойе, чтобы создать пространство для проведения официальных приемов. Помимо этого концертного зала и его подсобных помещений, остальное подземное пространство под Театральной площадью вмещает большое количество технических, служебных и служебных помещений.

Проект реконструкции Большого театра включал также реконструкцию Дома Хомякова, охраняемого памятника архитектуры первой половины XIX века, расположенного сразу за Большим театром, который был преобразован в служебный флигель. В результате многочисленных перестроек ХХ века исторические интерьеры дома Хомякова полностью утрачены. Несмотря на то, что его основные стены были сохранены, внутренняя планировка была переработана в соответствии с современными требованиями театра. Таким образом, дом Хомайкова, связанный с главным зданием Большого театра подземным туннелем, является ключевым элементом гигантского комплекса Большого театра.

Ремонт главной сцены страны стал знаковым событием в жизни большой слаженной команды профессионалов высочайшего уровня. В проекте приняли участие специалисты уникальной квалификации, чей трудовой подвиг принесет им немеркнущую благодарность современной публики Большого театра.

Большой театр – символ России на все времена. Этой чести он удостоен за большой вклад в историю русского исполнительского искусства. Эта история продолжается, и сегодня артисты Большого театра продолжают вносить в нее много ярких страниц.

Театр Большой.

• О здании

О нас

Театральная площадь, 1

Свой нынешний вид историческое здание Большого театра приобрело после масштабной реконструкции, проведенной в период с 2005 по 2011 год.

У него было несколько целей. Требовалось отремонтировать пришедшее в негодность здание, причем, по оценкам, с момента начала работ от пятидесяти до семидесяти процентов находилось в ветхом состоянии; расширить закулисье и обеспечить разросшуюся с годами труппу необходимыми репетиционными помещениями и зелеными комнатами; установить самое современное технологическое оборудование в сценической зоне и новых театральных пространствах. При этом хотелось не только сохранить исторический облик здания как признанного памятника архитектуры, но и максимально воссоздать те черты, которые были утрачены в советский период.

Непременным условием, предусмотренным в проекте научной реставрации, была полная аутентичность материалов: тканей, красок, позолоты и т.п. Все они были сделаны по старинным технологиям. Росписи на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина воссозданы до мельчайших деталей. Для этого было проведено тщательное изучение всех имеющихся документов, касающихся внешнего вида здания, строительных и отделочных материалов, использовавшихся в XIX веке.

Зрительный зал после ремонта.

Фото Дамира Юсупова.

2005

2 июля Историческая сцена закрыта на ремонт.

Фасад

В ходе реконструкции фасад Большого театра был окрашен в песочный оттенок золота. Исследования, проведенные реставраторами, подтвердили правильность выбора цвета. Известняковые колонны сильно пострадали от грунтовых вод за 200 лет и утратили свой первоначальный оттенок слоновой кости, который был возвращен благодаря особому способу деминерализации камня. Статуи муз, разрушенные бомбежками в 1941, вернулся в углубления фасада. Лишь через год гипсовые статуи были воссозданы, однако их внешний вид значительно отличался от оригинала. Чтобы воссоздать образ муз, который был бы ближе к статуям эпохи Кавоса, пришлось провести кропотливые исследования.

80000 КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ

В результате реконструкции площадь театра увеличилась почти вдвое – с 40 000 м2 до 80 000 м2, за счет создания дополнительных подземных пространств, в том числе нового концертного зала и служебных помещений.

Последним штрихом, без которого было бы нарушено впечатление целостной картины обновленного фасада, стала замена гербов на фронтоне. Устаревший советский герб был окончательно демонтирован и заменен имперским, с двуглавым орлом, по решению президентской геральдической комиссии.

Квадрига Аполлона

Реставрация статуи Петра Клодта, украшающей фронтон, вызвала большие трудности. Ввиду риска повреждения тонкого слоя бронзы, покрывающего всю поверхность, было решено не снимать его, а провести реставрационные работы наверху, соорудив специальные леса. Скульптуру покрыли специальным составом для защиты от непогоды, поверх которого была нанесена оливково-зеленая краска, воспроизводящая цвет бронзы, покрытой патиной. Аполлону вернули пряжку от ремня, фиговый листок и гирлянду, которую бог искусств держал в руке.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Павла Рычкова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Главное фойе

Главное фойе, известное в советское время как «Белое фойе», стало предметом гордости реставраторов, работавших над проектом. Фойе практически вернуло вид, что 19публика 19-го века, плавающая и слоняющаяся вокруг, должна была знать.

До начала ремонтных работ его состояние было поистине плачевным: стены потрескались, штукатурка отвалилась чешуйками. Фреска, украшающая фойе, имела многочисленные недостатки. Многие оригинальные элементы декора XIX века сохранились, однако многие из них, значительные, например, гипсовые вазы в балюстрадах, отсутствовали. Усилиями реставраторов воссоздана красота Главного фойе, включая детали с имперской символикой.

В ходе работ общая цветовая гамма была изменена: преобладающим цветом стал пастельно-розовый, как это было в середине 19 века. Возвращенные встроенные зеркала придают залу ощущение дополнительного пространства и света, как это изначально было задумано Альберто Кавосом. Когда-то фойе освещала одна люстра, а теперь три большие хрустальные люстры.

Главное фойе после ремонта.

Фото Дамира Юсупова.

Императорское фойе

Круглый зал или Малое Императорское фойе еще во времена Империи использовалось для балов и приемов, которые часто проходили в здании театра. Зал или ротонда был украшен зеркалами и освещен примерно сорока двумя люстрами. Воссоздан и первоначальный декор этого зала. Его гербы пришлось воссоздавать по архивным документам, хранящимся в музее Большого театра. Зал получил название Круглый из-за потолка в форме ротонды. Особенностью этого зала является акустика. Самый тихий звук, который там издается, многократно усиливается резонансом стен и пола. Такая «акустическая оболочка», вероятно, была сооружена для размещения оркестра, играющего на придворных балах, которые когда-то здесь проводились.

Большое Императорское фойе, получившее название Бетховенского зала в 1920 году в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, в советское время принимало концерты.

В конце XIX века к коронации Николая II стены фойе были покрыты атласом «фирменного» Большого театра цвета «каленое железо» и, кроме того, украшены шелковыми панелями, расшитыми шерстяными нитками в стиле Людовика XV. С годами материал сгнил: его небрежно реставрировали и чистили неподходящими химикатами. Вышивка, изображающая имперские символы, была просто вырезана ножницами и заменена цветными заплатками. К началу реставрации было утрачено около сорока процентов оригинальной ткани для облицовки стен. Оставшуюся часть очистили с помощью специальных приспособлений, а остальные фрагменты сшили обратно в единственной в России мастерской, изготовляющей уникальные узорчатые шелковые ткани по музейным образцам XVIII-XIX вв. вв. Восстановлена ​​и позолоченная лепнина стены, в том числе вензель Николая II и бусы с розетками.

Выставочный и Хоровой залы

Как выяснилось в ходе исследований, фрески были написаны в 1950-х годах. Под внешними слоями краски искали оригинальные фрески, сравнивая их с описанием в архивных документах. В результате он был полностью отреставрирован, как и тимпан на стене между Выставочным и Хоровым залами. Сейчас в этих залах экспонируются предметы из музея Большого театра.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Зрительный зал

Реставраторы приложили немало усилий, чтобы зал выглядел очень эффектно, но не перегружен помпезным убранством. Театральные залы, построенные Альберто Кавосом, отличались идеальной акустикой. Зрительный зал Большого не стал исключением. По творческой задумке архитектора, зал представлял собой своеобразную «скрипку», в которой полы, стеновые панели и потолок работают как резонаторы, несущие звук. Поэтому в отделке использовалась только резонансная сосна. Это специальный материал, улучшающий качество и прохождение звука. Даже потолок был сделан из дерева вместо обычного тогда железа, чтобы избежать чрезмерного резонанса.

4,5 КИЛОГРАММА

Для обновления позолоты в зрительном зале потребовалось 4,5 кг золота – 2812 листов сусального золота 960 пробы.

Однако в 2005 году от этого золотого наследия прошлого остались одни воспоминания. Во время ремонтных работ, проводившихся в 1960-х и 1970-х годах, пол был залит бетоном, а деревянные панели заменены шпоном. Зал снова был обшит акустически резонансными сосновыми панелями. Ткани, используемые для обивки мебели и стен, также имеют особую структуру и обработку, не нарушающие акустические характеристики зала. Так была восстановлена ​​легендарная акустика Большого театра.

Парадный занавес дома (так называемый «золотой») с надписью «Россия» создан по эскизам Федора Федоровского и переработан Сергеем Бархиным. Перед художниками была поставлена ​​задача создать гобелен с золотой нитью на дамасской подкладке и несколькими слоями для лучшего звукоизоляционного эффекта. Ткань имитирует натуральный шелк, а также является современным пожаробезопасным материалом. Каждая нить объединена металлической фольгой с золотым покрытием. Он придает изображению эффект глубины и придает ткани парадный вид. Арлекин, статичный занавес над сценой, был выполнен по эскизу Федора Федоровского в начале 19 века.50-х годов и обновлялся в соответствии с требованиями времени. Место советского герба заняла лира – символ чистого искусства и старинная эмблема императорских театров. На смену флагштоку пришли трубы, которые непременно заиграют торжествующую мелодию «Виват!». Михаила Глинки, партитура которого реализована на арлекине.

Вид на зрительный зал и сцену из центральной ложи.

Фото Дамира Юсупова.

24 000 ШТ.

Всемирно известная люстра в зрительном зале состоит из 24 000 штук, более половины из которых пришлось изготовить заново по оригинальным эскизам.

Ткани, украсившие интерьер зрительного зала, воссозданы вручную по технологии изготовления XIX века в Мастерской старинных тканей Новоспасского монастыря. В день можно было изготовить не более шести сантиметров ткани, а значит, на выполнение работы ушло целых пять лет. Центральная ложа (бывшая Королевская ложа), как и весь зрительный зал, оформлена в красно-золотых тонах. Красные бархатные шторы отделаны золотой бахромой с крупными кистями в первозданном виде. Каждая кисточка была собрана вручную из более чем сотни тонких частей, покрытых шелком, сутажем и кружевом.

1740 МЕСТ

По историческим данным вместимость зала составляла 1 740 мест. Однако в советское время театр часто использовался для политических митингов, поэтому количество мест было увеличено до 2 185 за счет установки более узких кресел. Было решено вернуться к исторической мощности.

Как и на фасаде, все советские символы внутри зрительного зала уступили место гербам разных исторических эпох. Над центральной ложей можно увидеть герб Российской империи 1856 года. Над Особой зоной (бывшая «площадь» царской семьи) восстановлен герб Романовых. Герб Москвы расположен над Директорской ложей (бывшая ложа министра императорского двора).

Реставрация позолоты, щедро украшающей зрительный зал, потребовала большого объема работ. Лепные украшения из папье-маше золотили вручную, для чего мастеров по золочению собирали буквально со всей страны. Техника золочения вручную была почти полностью утеряна в советский период и должна была быть восстановлена. Однако начать его пришлось со снятия предыдущих слоев, накопившихся за годы, и с выяснения подлинного состава позолоты. Толщина каждого сусального золота, используемого позолотчиками, составляла 0,12 микрона. Общая площадь позолоченного убранства в зале 89 кв.м.3 квадратных метра. Каждый ярус имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем плотнее орнамент и каждый рисунок на кружочках и коробочках однозначно индивидуален. На полную реставрацию одного элемента декора ушло около месяца работы: от изготовления пасты для папье-маше до придания блеска позолоте.

Люстра.

Фото Дамира Юсупова.

Трехъярусная люстра зрительного зала высотой восемь с половиной метров и диаметром шесть с половиной метров. Первоначально в нем были свечи, затем масляные и газовые лампы и, наконец, в 189 году он стал электрическим.0 с. За долгое время своего существования он потерял множество крошечных хрустальных деталей, а другие были отколоты или разбиты. Позолота тоже была в неудовлетворительном состоянии. Утраченные хрустальные, латунные и латунные элементы были воссозданы по сохранившимся образцам. Старые хрустальные подвески со сколами не заменялись, а тщательно шлифовались и полировались во избежание нарушения их подлинных граней. Благодаря кропотливой работе мастеров были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. В общей сложности около половины хрустальных элементов пришлось изготовить с нуля (около тринадцати тысяч из двадцати четырех тысяч).

Серьезной реставрации требовал плафон «Аполлон и музы», выполненный в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика Алексея Титова. Из-за дыма от многочисленных свечей, а позже масляных и газовых ламп, а также скопления влаги на потолке плафон быстро пришел в негодность и подвергался постоянной реставрации. В 1950-е годы была установлена ​​система кондиционирования, однако она изменила микроклимат зала, и, как следствие, картина продолжала страдать. Холстовая сторона была очищена от старых слоев клея и шпаклевки, швы между досками, к которым будет приклеиваться произведение искусства, зашлифованы и загерметизированы. При этом мастера укрепили красочный слой плафона и убрали наплывы и надрывы полотна. Затем отреставрированную роспись плафона покрыли несколькими слоями защитного лака с воском для влагостойкости.

Сцена

Сцена полностью модернизирована. Ведь современные постановки невозможно поставить без использования сложных конструкций и техники. Обновлялось устаревшее техническое оборудование, в основном изготовленное в начале прошлого века. Заменено верхнее и нижнее сценическое оборудование, а также освещение. Установлены двухъярусные ступенчатые механизмы. С ними сцена Большого театра теперь может быть горизонтальной, наклонной и ступенчатой. Семь многофункциональных площадок позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: уровне сцены и ниже. В сочетании с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами и элементами верхней механизации это позволяет придать сцене любую форму. Кроме того, в двадцати метрах ниже сцены была установлена ​​самая большая в Европе гидравлическая платформа. Он управляет подъемными элементами механизма театра и точно контролирует плавность и скорость движения декораций.

2013

Новый орган Glatter-Götz был представлен на концерте-презентации 14 мая.

Благодаря современному оборудованию оркестровая яма превратилась в многофункциональный комплекс, состоящий из трех подъемных площадок. Оркестр теперь можно разместить на разных уровнях по отношению к сцене. Во время концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднять до уровня пола, чтобы создать дополнительные места для зрителей.

В рамках генеральной модернизации театра усовершенствованы его звонница и орган. Колокольня Большого театра – единственная в мире, построенная в XIX в.20 с. В него вошли тридцать пять колоколов московских церквей, спасенных от переплавки. Звонница для театра не излишество: многие русские оперы немыслимы без звона колоколов, вплетенных в партитуру. Колокола старые, но орган совершенно новый. (этот инструмент часто с большим эффектом используется в операх).

Орган изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических свойств здания. Такого инструмента в Большом никогда не было. Орган оснащен 1 819металлических труб, сто деревянных труб, тридцать один упор и две клавиатуры. Его общий вес, включая корпус и меха, составляет восемь тонн. Естественно, самое пристальное внимание было уделено звучанию инструмента. Техническое задание, переданное бельгийским мастерам, разрабатывалось совместно с акустическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова и зарубежных специалистов. Эту сложную задачу акустики и дизайнеры решили вместе. Орган, находящийся в верхней части сценического пространства, и оркестр должны звучать как единое целое. Основное механическое руководство (Spieltisch) органа встроено в сам инструмент. Второе, электронное руководство, позволяющее музыканту играть удаленно, установлено в оркестровой яме.

28 октября 2011 года в отреставрированном историческом здании Большого театра состоялся торжественный гала-концерт с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Павла Рычкова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Бетховенский зал

Театральная площадь, 1, подъезд 13

Одним из самых ярких и неожиданных решений в проекте реконструкции стало строительство подземного концертно-репетиционного зала, унаследовавшего имя Бетховена от Большого Императорского фойе. . Последний получил это название в 1920 году, в честь 150-летия со дня рождения композитора, пользовавшегося уважением советской власти. Фойе служило площадкой для камерных концертов на протяжении всего советского времени.

Зал вместимостью триста тридцать мест расположен ниже фойе и представляет собой многофункциональное помещение со специальным механическим оборудованием. Его можно настроить по-разному и использовать для разных целей. Пространство подземного концертного зала создано с помощью пяти основных и трех вспомогательных площадок (весом более двадцати тонн). Центральная платформа — это сама сцена; две площадки, справа и слева от нее, могут либо увеличивать сцену, либо становиться частью зрительного пространства, в зависимости от необходимости. Две другие платформы образуют основное пространство зрительного зала. Все платформы можно поднять до уровня фойе, чтобы создать пространство для официальных приемов. Установка кресла занимает всего несколько минут. Сиденья «складываются» в шестнадцать специальных капсул, весом примерно в одну тонну, которые одним нажатием кнопки превращаются в несколько рядов сидений.

При проектировании зала архитекторы стремились достичь стилистического единства с историческими залами Большого театра. Инкрустационный паркет холла повторяет узор мраморного пола в фойе, стены и потолок оформлены в гармонии с холлами выше. Элементы декора имитируют состаренный мрамор, а его стиль намекает на старину.

Бетховенский зал, вторая сцена Большого в его историческом здании, уже прочно вошёл в концертную жизнь Москвы. Его интересный и богатый репертуар, а также мастерство музыкантов оркестра неизменно вызывают теплую реакцию публики, среди которой есть и завсегдатаи этого зала.

Бетховенский зал.

Фото Дамира Юсупова.

Новая сцена

Большая Дмитровка 4/2

В начале 21 века на одной из красивейших площадей Москвы, Театральной площади, к трем театрам, которые там давно расположены — Большой, Малый, а теперь и ТЮЗ, добавилась четвертая: Новая сцена Большого театра. Здание построено в классическом стиле, с четырехколонным портиком, большой террасой у парадного входа и широкой лестницей, ведущей к нему, прекрасно вписывающейся в окружающую архитектуру. Хотя его главный фасад выходит на площадь, у него есть собственный адрес: Большая Дмитровка, дом 4/2. Он построен на месте старого квартала, жители которого имели прямое отношение к театру, в том числе известный балетмейстер Большого театра Александр Горский. Этот факт отмечен мемориальной доской на одной из стен Новой сцены.

Первый филиал Большого театра был создан еще в конце XIX века. Театр, в котором постоянно рос сценический фонд и расширялась труппа, отчаянно нуждался в дополнительном пространстве. Филиалами в разные годы служили различные здания. Однако с 1960-х Большой работал только в собственном здании. Между тем потребность в филиале только возрастала и уже определялась рядом факторов. Большому нужно было пространство для экспериментов. Для многих посещение Большого театра казалось беспочвенной мечтой. Открытие нового здания увеличит число зрителей.

1993

Постановлением Правительства России установлена ​​необходимость строительства Новой сцены.

Филиал должен был стать местом проживания и работы театра во время реставрации его исторического здания. Фундамент был размыт водами подземной реки Неглинки, поэтому в колоннах и даже в фасаде появились трещины. В конце концов стало ясно, что косметического ремонта, который довольно часто происходил в советское время, будет недостаточно.

В 1987 г. вышло Постановление Совета Министров СССР о необходимости реконструкции и реставрации Большого театра, обновления его сценического оборудования и парадного зала. Однако здание, в котором театр мог бы «пересидеть» ремонт и продолжать давать спектакли и размещать свою труппу, в итоге так и не нашлось. Вопрос остался открытым. Его «закрыли» решением о строительстве филиала: в 1993 году постановлением Правительства России была установлена ​​необходимость не только скорейшего восстановления главного здания Большого театра, но и строительства нового на улице Пушкинской ( ныне Большая Дмитровка).

Строительство и открытие Новой сцены

2002

Открытие Новой сцены.

25 сентября 1995 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент нового здания. Закончить строительство в том веке не смогли: оно длилось семь лет и было завершено в 21 веке. Новая сцена открылась 29 ноября 2002 года премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Верный себе, Большой выбрал жемчужину русского оперного репертуара. Однако постановка сразу продемонстрировала все технические возможности новой площадки, ее технологические «чудеса» и экспериментальный «дух».

Общая площадь здания 25 тысяч квадратных метров. Зрительный зал рассчитан на 879 мест. Оркестровая яма легко трансформируется. Сцена снабжена двадцатью подвижными платформами и двадцатью дверями-ловушками, а это значит, что любой персонаж может в мгновение ока исчезнуть со сцены и внезапно появиться снова.

Люстра в зрительном зале соответствует знаменитой люстре, украшающей историческое здание. На расписном потолке хоровод балетных персонажей русских сезонов по эскизам Льва Бакста, одного из постоянных художников дягилевской антрепризы. Этот дизайн подчеркивает стремление Новой сцены творить новое: в начале ХХ века в «сфере» балета и оперы не было ничего более новаторского и грандиозного, чем спектакли «Русских сезонов». Поднимающийся и опускающийся парадный занавес — признание другого известного театрального художника, некоторое время сотрудничавшего с Дягилевым: он создан по модели Александра Головина к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки. Роспись декоративного потолка, зрительного зала и занавеса выполнялась в мастерской художника Зураба Церетели.

В ходе реконструкции исторического здания практически все постановки Большого театра были успешно адаптированы для Новой сцены. Кроме того, именно здесь начинали свой путь многие настоящие шлягеры 21 века репертуара Большого театра: балеты «Светлый ручей», «Укрощение строптивой», «Герой нашего времени» и другие.

Фото Николая Рахманова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Николая Рахманова.

Фото Николая Рахманова.

Фото Дамира Юсупова.

Камерная сцена

Никольская 17/1

Камерный музыкальный театр был основан Борисом Покровским, тогда главным режиссером Большого театра, в 1972 г. В течение двух лет молодая труппа выступала на различных театральных и концертных площадках Москвы. . Но в 1974 году он получил постоянное пристанище, полуподвальное помещение «На Соколе». Именно здесь он прославился как «лаборатория современной оперы» и первооткрыватель редко исполняемых оперных раритетов.

Пожары продолжали играть роковую роль в существовании театров даже в 20 веке. Здание гостиничного комплекса «Славянский базар» отремонтировано под Камерный театр. Он был построен в 19 веке на Никольской улице, 17. В 1993 году произошел сильный пожар, повредивший будущее здание театра и почти полностью уничтоживший самую известную часть этого комплекса, в которой находился ресторан «Славянский базар». Однако в год своего двадцатипятилетия театр не только получил звание академического, но и переехал в отреставрированное здание. Церемония открытия состоялась 3 сентября 19 года.97 в присутствии Президента Российской Федерации Бориса Ельцина и его супруги.

Борис Покровский

Выдающийся режиссер и основатель Камерного театра

Камерный театр продолжил театральную историю этой локации. Сразу после революции здесь выступали оперетта и кукольный театр. В 1965 году (тогда улица называлась 25 лет Октября, что означает «25 лет Октябрьской революции») здесь открылся Детский музыкальный театр Натальи Сац, и в дальнейшем он будет давать там новые представления. Но самое главное, ровно сто лет назад в цветущем ресторане «Славянский базар» состоялась историческая встреча Станиславского и Немировича-Данченко, ставшая отправной точкой для создания МХТ.

Фойе.

Фото из архива театра.

1997

Состоялось торжественное открытие Камерной сцены

В 2018 году ансамбль Камерного театра вошел в состав труппы Большого театра и продолжил выступления на собственной сцене, которая была переименована в Камерную сцену Большого театра. Он также сохранил имя Б.А. Покровского, переданного Камерному театру в 2009 году, после смерти мастера. В 2020 году Минкультуры РФ подготовило проект постановления о выделении из федерального бюджета 7,48 млрд рублей на реконструкцию Камерной сцены.