Содержание
Стиль ампир в интерьере — основные особенности
Такой торжественный, роскошный и помпезный стиль, как ампир, сейчас не очень часто используется в интерьере обычной квартиры, но, иногда он как нельзя лучше подходит для оформления и на фото в этой статье приведены примеры подобного дизайна. Вся сложность его использования заключается в исключительной дороговизне и необходимости использовать самые качественные материалы, без которых подобное оформление немыслимо.
Особенности
Получивший рождение во Франции времен Наполеона Бонапарта, дизайн интерьера в стиле ампир стал воплощением имперского величия и завоеваний, выраженных в разнообразных элементах, используемых при отделке. Есть и еще несколько важных особенностей этого дизайна, которые необходимо учитывать при оформлении помещений:
- Соблюдение правил симметрии и уравновешенности деталей.
- Монументальность – лишних изгибов и воздушности такое оформление не приемлет.
- Обилие архитектурных элементов, заимствованных у древнего Рима, Египта и Греции.
- Использование военной и гербовой символики.
- Насыщенные цвета отделки.
- Богато украшенная и массивная мебель, изготовленная из дорогих пород дерева.
- Большое количество зеркал.
- Наличие большого количества разнообразного декора.
Помимо обязательного соблюдения всех этих условий, необходимо иметь достаточно большое пространство, которое необходимо декорировать – этот стиль будет выглядеть уместным лишь в очень просторном интерьере. Это обстоятельство также затрудняет использование подобной отделки в стандартных квартирах. Однако, при желании и наличии необходимой суммы, можно осуществить и такой проект.
Отделка стен
При оформлении этой поверхности лучшим материалом станет классическая ткань – шелк или парча. Однако, в современном варианте использование драпировки стен тканями не очень часто применяется и текстиль заменяют фактурными обоями, имитирующими ткань. Украшения стен состоят из разных деталей – барельефов, карнизов, колонн и других подобных деталей. При этом неважно, где конкретно используется стиль ампир — в интерьере кухни, спальни или гостиной – декоративная отделка такого плана присутствует везде.
Потолки
Этой поверхности стоит уделить много внимания. Здесь центральным элементом станет большая люстра из хрусталя, окруженная художественной росписью, декором в виде позолоченной лепнины или объемными узорами из гипса. С учетом всей этой торжественности, стиль ампир лучше всего будет выглядеть в интерьере гостиной. Именно здесь гости смогут по достоинству оценить все богатство оформления потолочной поверхности. Основной фон окрашивается в традиционный белый цвет или оттенок слоновой кости.
Окна
Отделка оконных проемов сама по себе может быть даже современной. Важнее не само окно, а его внешнее оформление. Обязательный элемент украшения оконного проема – портьеры из дорогой ткани, зачастую украшенные ламбрекеном или бахромой, а дополняют все это убранство золотые или других ярких цветов рисунки на ткани штор. Сама ткань чаще всего насыщенного красного, пурпурного или золотого цвета. Если данный стиль используется в интерьере спальни, такое декорирование окон будет как нельзя кстати – можно плотно закрыть оконный проем, погрузив помещение в темноту.
Полы
Как и вся остальная отделка, оформление пола будет дорогим. Лучшие варианты материалов – паркет со сложным рисунком, собранный из дорогого дерева, мраморная мозаика или каменные плиты. Ковры – только самые дорогие, с классическим рисунком. Каменные плиты станут отличным выбором, если стиль ампир было решено использовать в интерьере коммерческого помещения – ресторана, магазина и так далее. Большое количество посетителей не нанесет вреда прочному покрытия и прослужит оно очень долго. Для обычного дома этот вариант подходит хуже и деревянный паркет или мраморная плитка станут более уместным вариантом.
Декор
Заканчивая описание этого яркого и даже помпезного стиля интерьера, нельзя не упомянуть необходимый декор, который придаст оформлению завершенность и целостность. Его нужно много, однако, все детали должны сочетаться друг с другом и с отделкой. Когда стиль ампир используется в интерьере квартиры или дома, чаще всего в ход идут такие детали:
- Шкатулки и подсвечники, нередко позолоченные.
- Зеркала в массивных резных рамах.
- Дорогая посуда из фарфора.
- Бронзовые настольные часы или напольные часы из дерева с инкрустацией.
- Дорогие напольные и настольные вазы.
- Геральдические элементы – щиты, скрещенные мечи и разнообразные другие предметы подобной тематики.
- Мраморные и гипсовые статуэтки или даже ростовые статуи.
- Шкуры животных.
- Картины в богато украшенных позолоченных рамах.
Все это придает отделке и декору необходимую парадность и торжественность. Как выглядит этот дорогой и очень насыщенный разнообразным декором стиль в интерьере частного дома или квартиры, можно увидеть на фото примерах, приведенных ниже.
Классицизм и ампир .
Архитектурные стили
Зачатки классицизма проявились уже в итальянском искусстве второй половины XVI в. в творчестве Виньолы, Палладио, Серлио и Беллори. Однако целостной системой он стал только во Франции XVII в. К XVIII в. он уже доминировал во всей Европе. Немецкий интеллектуал Иоганн Иоахим Винкельманн в 755 г. утверждал, что современная ему культура имеет только один путь развития – следовать античным образцам и идеям. Этот поворот назад воспринимался тогдашним кругом интеллектуалов как обновление, благодаря вере в силу разума. Рациональная античность противостояла хаосу барокко, его многоликости, изменчивости и непредсказуемости. Классицизм базируется на принципах меры и гармонии. В то же время барокко и классицизм роднит идея противостояния природы и человека, индивида и социума. Но беззащитность человека перед реальным миром (вспомним слова Паскаля: «человек – это мыслящий тростник») в классицизме воплотилась иначе. Новая архитектура символизировала не только порядок, но и мощь государства. Отчасти она успокаивала, отчасти подавляла. От ее безукоризненных форм веяло холодом, и не случайно классицизм был столь любим тиранами – Наполеоном, Гитлером, Сталиным.
В современной науке принято выделять классицизм XVII в., классицизм XVIII и классицизм XIX века (неоклассицизм).
Основоположником классицизма считается французский художник Никола Пуссен. В живописи классицизма XVII в. получил развитие «идеальный пейзаж» (Н. Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о «золотом веке» человечества. Во французской архитектуре классицизм связан с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. Среди образцов зрелого классицизма в архитектуре этого века – восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. В связи с этими мастерами мы можем говорить о чистоте стиля, позже французский классицизм вбирает в себя элементы архитектуры барокко и становится гибридом.
В эпоху классицизма появляются новые города, парки, курорты. Их характерные черты – логичность планировки, геометричность форм и объемов. Основой архитектуры классицизма становится ордер, близкий к античным образцам. Архитектура, скульптура и живопись эпохи классицизма исповедуют ясность, четкую разграниченность планов, сглаженность форм. В живописи полотно предстает как сцена, на которой разворачивается действие.
Поскольку эстетика классицизма основана на идеях рационализма, близких к воззрениям Декарта, она превозносит разум и логику. С точки зрения классицизма, ценно только то, что неподвластно времени. Эмоции должны подчиняться разуму, каприз – чувству долга. В классицизме существует четкая иерархия жанров. Чувственные жанры: натюрморт, портрет, пейзаж – относятся к «низким», так же как комедия, сатира или же басня. «Высокие» жанры – ода, трагедия, эпопея в литературе, эпические полотна в живописи – неминуемо должны обращаться к мифологии, истории, религии. Классицистская доктрина оформилась благодаря французским королевским академиям в Париже – живописи (основана в 648 г. ) и архитектуры (основана в 67 г.).
В середине XVIII в. классицизм под влиянием эстетики Просвещения несколько изменился. В моде был Руссо с его концепцией «естественного человека». Новая архитектура требовала, чтобы ордерные элементы композиции были конструктивно оправданы, а в интерьере нуждалась в гибкой планировке комфортабельного жилища. Идеальным окружением дома стала пейзажная среда «английского» парка. Если «французский» парк прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчеркивал контроль человека над природой, то английский утверждал наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.
В архитектуре появились новые типы зданий: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.
Накануне Великой французской революции (789–794 гг.) архитектура продемонстрировала стремление к суровой простоте. Смелые поиски геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Леке) стали отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира.
Ампир (от фр. empire – империя) возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Еще одно название ампира – неоримский стиль. Наполеон мечтал о славе римских императоров, и если классицизм ориентировался на демократические Афины Перикла, то художники Французской империи использовали формы искусства Древнего Рима. Поэтому светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменил парадный пафос «стиля Первой империи». И все же холодный, жесткий и помпезный ампир был отчасти романтичен, как и сам император. Наполеон был в восторге от «эпоса Оссиана[22]», и картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (80 г.), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, имела шумный успех в Париже. После египетского похода Наполеона (798–799 гг.) в Париже появилась мода на египетское. В 802—83 гг. были изданы двадцать четыре тома «Путешествия по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам барона Д. -В. Денона. В 809—83 гг. вышло «Описание Египта» Ф. Жомара, тоже иллюстрированное рисунками Денона. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали пособием для декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков и ювелиров. Однако основными декоративными мотивами ампира были все те же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров.
Родоначальником нового стиля принято считать живописца Ж.-Л. Давида. Этот художник накануне революции прославил героические эпизоды из истории Рима в картинах «Клятва Горациев» (784 г.) и «Брут» (789 г.). Работая над картинами, Давид заказал мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки, срисованные им с ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера и стал даже диктовать моду в одежде. Так, в 800 г. он написал портрет красавицы мадам Рекамье в античной тунике. Кушетка, на которой лежала мадам Рекамье, а также торшер у изголовья были выполнены в древнеримской манере. Стиль «рекамье» вскоре стал очень популярным. Спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон походила на палатку римского воина.
Придворными архитекторами Наполеона стали Ш. Персье и П. Фонтен, получившие образование в Риме. Именно они оформили интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (806–808 гг.). В 806–836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Вершину Вандомской колонны украсила статуя Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге (скульптор А.-Д. Шодэ).
В 82 г. Персье и Фонтен издали «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». В комментариях они писали о том, что римский стиль можно сочетать с иными, любыми, которые придутся по вкусу. Ампир без проблем переварил сочетание римских и египетских мотивов. Красное дерево соседствовало не только с золоченой бронзой, но и с бронзой матово-черной (патинированной), которая имитировала традиционный для Египта базальт. В особняке пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, построенном в 804–806 гг., интерьеры оформлены в самых разных стилях: здесь можно увидеть египетские, римские и даже турецкие мотивы (знаменитый Турецкий будуар).
Если для классицизма типичными были мягкие и сложные красочные гармонии, то ампир оперирует яркими красками – красной, синей, белой (это цвета наполеоновского флага). Стены обивали ярким шелком, в орнаментах преобладали круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.
Несмотря на эклектичность и готовность наследовать декор иных эпох, ампир не распространился по всему миру. Зато, казалось бы, излишне строгий классицизм прижился в Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), в архитектуре Англии (К. Рен), Италии (Пьемарини), Испании (де Вильянуэва), США (Джефферсон). Здания в этом стиле мы можем увидеть повсюду – в Восточной Европе, в Латинской Америке, в Скандинавии. А вот ампир остался «наполеоновским» стилем, и несмотря на то, что насаждался в завоеванных странах, развитие получил только в России – лишь победители приняли его добровольно. Еще до войны 82 г. архитекторы Персье и Фонтен посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала французской моде. В 84 г. русский император встретился с П. Фонтеном в Париже и получил альбомы с проектами оформления интерьеров и мебели. Эти рисунки способствовали появлению так называемого «русского ампира». Его корифеем считается К. Росси. Именно благодаря ему на русской почве ампир приобрел мягкость и пластичность.
В Англии ампир не получил распространения, но «английским ампиром» иногда условно называют стиль Георга IV (820–830 гг.), а «вторым английским ампиром» – стиль викторианской эпохи 830—890-х годов.
Категория:Интерьеры в стиле ампир — Wikimedia Commons
Взято из Викисклада, бесплатного репозитория медиафайлов
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Интерьеры в стиле ампир .
Подкатегории
Эта категория имеет следующие 19 подкатегорий из 19.
Мебель в стиле ампир (7 C, 1 P, 163 F)
Интерьеры дворцов в стиле ампир (1 C)
E
Опочивальня императора, Шато-де-Компьень (29 этаж)
Императорская столовая, Château de Compiègne (34 F)
Спальня императрицы, Шато-де-Компьень (44 F)
Столовая императрицы, Château de Compiègne (29 F)
Спальня императрицы в Большом Трианоне (2 C)
L
Библиотека Château de Compiègne (40 F)
9001 4 Р
Комнаты Наполеона (4 С)
Интерьеры в стиле ампир в России (4 C)
S
Salon Bleu, Château de Compiègne (18 F)
Salon de Famille, Château de Compiègne (22 F)
Салон почетных дам, Château de Compiègne (31 F)
Salon des fleurs, Château de Compiègne (23 F)
Салон семьи Луи-Филипп в Большом Трианоне (16 F)
Зеркальный салон в Большом Трианоне (11 F)
Медиа в категории «Интерьеры в стиле ампир»
Следующие 23 файла находятся в этой категории, всего 23.
Версаль-Большой Трианон-Салон семьи Луи-Филиппа.jpg
9999 × 4785; 47,81 МБШато компьень031.jpg
3072 × 2304; 1,81 МБСалон зеркал в Большом Трианоне 001.jpg
3216 × 2136; 2,89МБСалон Empire de l’Hôtel de Bourvallais 007.JPG
2522 × 4232; 3,5 МБКомпьень (60), дворец, салон музыки 2.jpg
3648 × 2736; 2,06 МБCompiègne (60), palais, салон des Dames d’Honneur 1.jpg
3648 × 2736; 1,94 МБCompiègne (60), palais, салон des Dames d’Honneur 3.jpg
3648 × 2736; 2,07 МБЗамок Компьень 02.jpg
3264 × 2448; 3,86 МБКомпьень Шато 16.jpg
3264 × 2448; 3,99 МБКомпьень Шато 22.jpg
2448 × 3264; 3,97 МБЭффельн — Св. Мария Магдалена — Hauptaltar.jpg
3568 × 4320; 5,25 МБЭффельн — Святая Мария Магдалена — Kanzel. jpg
3256 × 4712; 6,12 МБЭффельн — Святая Мария Магдалина — Orgel.jpg
3304 × 3760; 5,36 МБHerregården, Larvik — no-nb digifoto 20151012 00126 NB MIT FNR 05302.jpg
6990 × 5040; 1,76 МБInterieur rechter voorkamer — Gasthuis — 20075464 — RCE.jpg
1200 × 948; 211 КБInterieur rechter voorkamer — Gasthuis — 20376882 — RCE.jpg
943 × 1200; 228 КБДворец Броньяр dsc07986.jpg
1296 × 972; 241 КБПикардия Компьень3 tango7174.jpg
1000 × 571; 397 КБСала Амарилья дель Гранд Трианон.JPG
2048 × 1536; 681 КБСалон зеркал в Большом Трианоне 004.jpg
1980 × 3162; 3,33 МБSchloss Ratibor — Musikzimmer 1.jpg
3808 × 2772; 4,8 МБSchloss Ratibor — Musikzimmer 2.jpg
2623 × 3839; 5,59 МБSchloss Ratibor — Musikzimmer 3.jpg
3572 × 2096; 5,35 МБ
Cattelan Italia
Изделия
Качественные материалы, внимание к деталям, итальянский дизайн и функциональность находят свое выражение в уникальных формах наших изделий. 100% сделано в Италии. Столы, стулья, кровати, буфеты, книжные полки, осветительные приборы и другие аксессуары для вашего дома.
ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ КОЛЛЕКЦИЮ
В качестве доказательства
PREMIER Keramik Drive
Широкий ассортимент Premier обеденные столы изготовлены с использованием эксклюзивных технологий и качественных материалов. Обширная коллекция современного дизайна, разработанная Паоло Каттеланом , включает 6 вариантов, каждый из которых представляет собой мебельное решение, придающее эксклюзивную эстетику вашей современной гостиной .
Индивидуализация — это ключ к удовлетворению многих потребностей дизайна. Вы можете выбрать между: Premier Crystalart и Premier Crystalart Drive стеклянные столы , украшенные художественной полиграфией, последняя представляет собой раздвижной стеклянный стол ; Premier Keramik с изысканной керамической столешницей, также доступен в версии с раздвижным столом Keramik Drive ; Premier Wood и Premier Wood Drive , первый с неровными краями, второй с наклонными ровными краями. Дизайнерские столы Premier отдают дань уважения лучшим материалам итальянского производства и отмечают праздничную атмосферу даже в ограниченном пространстве.
Самые изысканные древесные эссенции были выбраны, чтобы подчеркнуть ценность раздвижной деревянный стол и многочисленные варианты декоративной печати для стеклянной столешницы .
продолжить
SKORPIO
Модель Skorpio представила новую концепцию дизайнерского обеденного стола , ставшего символом современной гостиной . Этот продукт постоянно развивается, широкая линейка проектировочных столов была расширена до 9 версий.
Расширение ассортимента, выражающее творческую силу коллекции Skorpio с помощью современный дизайн , который в дополнение к стеклянной столешнице теперь также может похвастаться вариантами Wood с деревянной столешницей, Keramik с керамической столешницей и ее вариантами с толстым краем, обработанным вручную Keramik Premium , или с деревянная столешница и керамическая вставка Ker-Wood Round . Все вышеперечисленные варианты отделки также доступны в варианте Round , который представляет собой привлекательные круглые дизайнерские столы .
Для тех, кто хочет стол с высокой декоративной ценностью, есть также Модель Skorpio CrystalArt
со стеклянной столешницей и художественным принтом разных цветов.
В результате получается гармоничная геометрия световых дорожек и волшебного оригами.
продолжить
SKORPIO Keramik
Модель Skorpio положила начало новой концепции дизайнерского обеденного стола , ставшего символом современной гостиной . Этот продукт постоянно развивается, широкие дизайнерские таблицы 9Модельный ряд 0235 расширен до 9 версий.
Расширение ассортимента, выражающее творческую силу коллекции Skorpio благодаря современному дизайну , который в дополнение к стеклянной столешнице теперь также может похвастаться вариантами Wood с деревянной столешницей, Keramik с керамической столешницей и ее вариации с толстой кромкой Keramik Premium , обработанной вручную, или с деревянной столешницей и керамической вставкой Ker-Wood Round . Все вышеперечисленные отделки также доступны в Круглый вариант , привлекательный круглый дизайнерский стол .
Для тех, кто хочет стол с яркой декоративной ценностью, есть также модель Skorpio CrystalArt
со стеклянной столешницей и художественной печатью разных цветов.
В результате получается гармоничная геометрия световых дорожек и волшебного оригами.
продолжить
STRATOS Keramik Premium
Коллекция дизайнерских столов Stratos от Paolo Cattelan и Studio Kronos предлагает уникальные решения для современной гостиной . Современный дизайн основания в сочетании с настраиваемой столешницей дает жизнь многим необычным дизайнерским столам: Stratos Wood, Stratos Keramik, Stratos Keramik Premium и Stratos Crystalart. Эксклюзивная отделка чествует лучшие итальянские материалы производства с широким предложением столешниц, включая изысканные древесные эссенции, изысканную стеклянную столешницу с декоративным художественным принтом разных цветов и многочисленные эксклюзивные керамические нюансы.
продолжить
TYRON Дерево
Tyron — это семейство дизайнерских столов , разработанных Паоло Каттеланом и открывающих новое видение современной гостиной .
Игра стилей между культовым основанием и настраиваемой столешницей делает каждую версию необычным произведением современного дизайна . Wood , Keramik и Keramik Premium являются вариантами для современная гостиная , в которой использованы лучшие материалы итальянского производства.
Кроме того, изысканные эссенции украшают столешницу Masterwood, уникальный образец обработки дерева на рынке, чья эксклюзивная технология производства делает каждый стол уникальным в своем роде! Для тех, кто любит веселье даже в условиях ограниченного пространства, доступны две версии Drive с возможностью расширения: одна для изысканной стеклянной столешницы с декоративным принтом CrystalArt разных цветов, а другая для керамической столешницы Marmi в цвете несколько эксклюзивных оттенков, чтобы сделать каждую обстановку особенной. Коллекция завершена Модель Signature , декорированная вручную коллективом ремесленников. Каждый стол уникален и неповторим, как произведение искусства.
продолжить
COCOON Leather
Согласованная и дополняющая друг друга по дизайну и универсальности коллекция Cocoon, разработанная Паоло Каттеланом, элегантна и многофункциональна. Их компактный объем позволяет использовать эти консольные столы в качестве домашних офисных станций , туалетных столиков или уголки для чтения и для размещения в небольших помещениях. Благодаря закругленному нижнему профилю и рифленому подносу они могут использоваться также в качестве столов для прихожей .
Косметическая консоль Cocoon Trousse оснащена зеркалом, светодиодной подсветкой, боковыми опорами и полками того же цвета. Эксклюзивные отделки Brushed Bronze или Brushed Grey придают поистине волшебный вид. Верх доступен в нескольких оттенках изысканной керамики Marmi или во многих цветах кожи.
продолжить
ТЕРМИНАЛ Keramik Premium
Дизайнерские консоли Terminal подходят для различных пространств и жизненных потребностей. Их можно разместить как мебель для прихожей или в любой комнате дома как функциональный, но декоративный предмет мебели. Консоли Terminal отличаются тщательно подобранным дизайном, качеством и ассортиментом исходных материалов.
Коллекция включает в себя две линии современных деревянных консолей : со столешницей из обожженного или натурального дуба и неровными краями из массива дерева и Версия Wood-c из ореха Canaletto или вяза, окрашенного в матовый черный цвет с открытыми порами, с закругленным лакированным нижним профилем, соответственно цвета Brushed Grey или Brushed Bronze.
Terminal Keramik Premium и Terminal Keramik Drive — это дань уважения мраморной столешнице , доступной во многих эксклюзивных оттенках. Первый дополняется элегантной рамой цвета матовой бронзы или матового серого цвета. В то время как второй — это раздвижной консольный стол , который достигает 2 метров в длину благодаря хитроумному механизму выдвижения и опор, превращаясь в великолепный стол, готовый встречать гостей.
продолжить
ITALIA
Обеденный стул Italia отличается лаконичным и изысканным дизайном. Эта модель гладкая и удобная благодаря мягкой подушке, которая слегка упирается в спинку. Строгость и простота выражаются через ножки и сиденье, конструкция выполнена из стали, полностью обтянутой тканью, мягкой кожей или синтетической кожей. Кожаное кресло Italia Couture 9Модель 0235 дополнительно украшена пошивом на задней стороне спинки: красивая ромбовидная прострочка, которая не только обогащает коллекцию, но и делает эту версию универсальной, подходящей для гостиной с дизайном как из жилых проектов , так и проекты дизайна рабочего пространства .