Иллюстрации интерьера крестьянской избы: Интерьер крестьянской избы для срисовки

Содержание

Образ русской избы в современном интерьере

Заблудилась дорога за речкой,

Затерялась в лесной стороне.

До свиданья, железная печка,

Согревавшая детство во сне.

Заблудилась дорога за речкой, Затерялась в лесной стороне. До свиданья,
железная печка, Согревавшая детство во сне. Несмотря на то, что изба
существовала уже в IX веке, ее нельзя считать примитивной постройкой. [1,
с.87] Русские крестьянские дома строили из дерева, они были просторными, с
низкими потолками. Параллельные и перпендикулярные линии в застройке делали
их, по словам И. Футуана, скорее современными, нежели примитивными. [2, с.66]
Такой подход отвечает известному определению Роберта Редфилда,
рассматривавшего «крестьянский мир» как переходную стадию от примитивной
общности к современному городу. [3, с.26]

Крестьянский дом постоянно менялся в период с 1880 до 1930 год. Но несмотря на
все эти перемены, он разительно отличался от современного многоквартирного
дома. Обычаи и традиции играли первостепенную роль в сооружении домов.
Безотносительно того, кто строил избу, крестьянин всегда точно знал, какой она
должна быть. Русские крестьяне строили дома в основном из дерева, которое они
«добывали» в окружающих лесах. К 1900 году представление крестьянина о хорошем
доме включало в себя не только избу. Почти повсеместно стали пристраиваться
неотапливаемые сени. Источником тепла была традиционная русская печь. [4, с.9]
В избе старожилы устанавливали одну печь, предназначенную и для обогрева, и
для приготовления пищи, — хлебную, которую располагали в углу избы, слева или
справа от входа.

Это не исключало установки дополнительных печей, но их использовали только для
обогрева. Устье («чело», «цело», «са/я/ло») хлебной печи было обращено к стене
противоположной входу и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к
боковой стене. Между ними оставалось 20–30 см, где хранили кухонную утварь —
ухваты, клюку (кочергу), помело (веник из сосновых лап) и т. п. Между печью и
торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную
планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и
пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать
либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с
подтопком или камельком. Изба старожилов делилась на различные части, имевшие
свои названия и семантическую нагруженность, связанную с назначением и
стоявшим там оборудованием.

Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где
находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была
часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, — «под порог».
Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», старожилы
называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось, в
основном, для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки —
сундук с приданым, взятым из дома родителей.

Возле печи был вход в подполье — «голбец». К печи со стороны входной двери
примыкала небольшая лавочка, называвшаяся «голбчик» [4, с.13]. Многих людей
все больше привлекают традиционные ценности, и желание обустроить жилье в
соответствии с последними модными тенденциями уступает обращению к истокам.
Стиль исконно русской избы напоминает деревенский стиль в интерьере и экостиль
сразу. Он начинается, естественно, с дерева – этот материал заполняет
практически все помещение. Исторически верный вариант – бревенчатые срубы,
также дополняются отделкой досками с эффектом состаренности, на стенах, полу и
потолке. Пластиковые окна заменяются на деревянные рамы, желательно с
распашными ставнями. Полы могут быть устланы домоткаными коврами или
дорожками. Потолок, сделанный из тонких бревнышек или полубревен, появился в
русских избах только в XVIII веке. До этого же пространство внутреннего
помещения избы уходило под самую крышу. При топке печей «по- черному» потолок
просто не был нужен, так как дым только скапливаться бы под ним.

Потолки начали делать только при топке избы «по-белому» (через трубу в печи),
при этом покрытие потолка укладывалось на толстые балки. Стиль интерьера
Русская изба предполагает использование на потолке элементов яркой росписи в
виде растительных орнаментов. Особое место в современном интерьере загородных
домов и даже квартир занимает русская печь. Она становится центральным
элементом зонирующим пространство, а так же привносит в интерьер смысловое и
духовное наполнение. Функционально она так же совмещает в себе печь, лежанки,
камин и декоративность.

Все элементы русской избы могут оставаться в своем исконном варианте либо
трансформироваться, дополняться новыми материалами, текстурами и даже смыслом.
Этно стиль в интерьере хорош тем, что кардинально переделывать пространство
своего дома не обязательно. Можно обойтись подборкой натуральных материалов и
определенных форм, присущих национальному стилю, использовать фольклорные
мотивы в декоре.

Литература:

1. Е.Е. Блумквист. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов
(поселения, жилища и хозяйственные строения)/ Восточнославянский
этнографический сборник. Труды института им. Миклухо-Маклая, новая серия, том
31.М.,1956,с.82.

2. И.В.Маковецкий. Архитектура русского жилища. М.: Изд-во Академии наук
СССР,1962,с.66.

3. Сельское жилище/под ред. А.Н. Сысина,М.,1928,с 26.

4. У.К. Брумфильд и Блер Рубл. Жилище в России: век XX Архитектура и
социальная история. М. 2002, с.9.

ЖУРНАЛ: SCIENCE TIME 2015. № 5 (17). С. 483-485.

Автор: Удалова Надежда Николаевна член Союза дизайнеров России

Всем добра, бобра и уютных изб 

Интерьер и внутреннее убранства крестьянской избы

Похожие презентации:

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Наурыз Праздник

Русская культура во второй половине XIX века

British traditions and customs

Массовая культура

Русская национальная кухня

Традиции Узбекистана

Культура и искусство в 20-30-е гг. XX века. (11 класс)

Ренессанс. Эпоха возрождения

Культура и традиции Казахстана

1. Интерьер и внутреннее убранства крестьянской избы избы.

5 класс

2. ИЗБА

•Много сил и умения
вкладывали наши предки в
строительство.
•Но сруб так и останется
срубом, каким бы богатым
орнаментом его ни
украшали. Домом он станет
только тогда, когда его
согреет тепло очага.
•Главной частью любого
крестьянского дома была
комната с печью. Она-то и
дала название всей
постройке – «изба».
•«Догадлив крестьянин, на
печи избу поставил» — гласит
русская пословица.
Действительно, печь – душа
крестьянского дома. Она и
кормилица, и поилица, и
тела согревательница. Без
печи нет избы. Само слово
«изба» произошло от
древнего «истба»,
«истопка». Изначально
избой называлась
отапливаемая часть дома.
•Русская печь со временем
приобрела массу удобных
приспособлений. Например,
шесток-полочку перед устьем
(отверстием) печи, на котором
хозяйка могла держать в тепле
приготовленную пищу. На
шестке в сторонку сгребали
раскалённые угли для следующей
растопки. В боковой стене печи
делали неглубокие нишкипечурки, где обычно сушили
мокрые рукавицы, лучину.
•В тёплом опечье в зимнее время
держали домашнюю птицу.

5. Предания и обычаи

• С печью связано немало
любопытных преданий и
народных обычаев.
Считалось, что за печью
живёт домовой – хранитель
домашнего очага. Во время
сватовства за печью по
традиции прятали невесту.
• В русских народных сказках
печь часто упоминается и, как
правило, неотъемлемо
связана с главным героем.
Давайте вспомним эти сказки.

6. «По щучьему велению»

7. «Колобок»

8. «Гуси – лебеди»

9. «Волк и семеро козлят»

10. «Ивашка из Дворца пионеров»

11. «Царевна –лягушка»

12. Рабочее место хозяйки

•Расположение печи
определяло планировку
избы. Её обычно ставили в
углу справа или слева от
входа. Угол напротив устья
печи считался рабочим
местом хозяйки. Всё здесь
было приспособлено для
приготовления пищи. У печи
стояла кочерга, ухват,
помело, деревянная лопата.
Рядом – ступа с пестом и
ручная мельница.
•Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник –
глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под
ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль
стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши,
чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам
хозяин дома.
•Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари –
корзин, лукошек, коробов.

14. Красный угол

•Почётное место в избе – «красный
угол» — находилось по диагонали от
печи. Здесь на специальной полке
стояли иконы, горела лампада. Все
крестьяне в старину были верующими.
Само слово «крестьянин» произошло
от «христианин».
•Важный гость, входивший в избу, у
порога первым делом находил
красный угол, снимал шапку, трижды
осенял себя крестным знамением и
низко кланялся образам, а уже потом
только здоровался с хозяевами. В
красный угол сажали самых дорогих
гостей, а во время свадьбы – молодых.
•В обычные дни здесь, за обеденным
столом, сидел глава семьи.

15. Рабочее место хозяина

•Угол напротив печи,
слева или справа от
двери, был рабочим
местом хозяина дома.
Здесь же стояла лавка, на
которой он спал. Под
ней, в ящике, хранился
инструмент. Здесь
крестьянин занимался
поделками
•и мелким ремонтом.
•Мебели в избе было
немного, да и разнообразием
она не отличалась – стол,
лавки, сундуки, посудные
полки – вот, пожалуй, и всё.
(Привычные для нас шкафы,
стулья, кровати появились в
деревне только в XIX в.)
•Главным предметом мебели
в избе считался обеденный
стол. Он стоял в красном
углу. Каждый день в
определённый час за столом
собиралась обедать вся
крестьянская семья.

17. Скамьи и лавки

•Вдоль стен стояли
широкие лавки. На них и
сидели, и спали. А
знаете, чем они
отличались от скамьи?
•Лавки намертво
прикреплялись к стенам,
а скамьи можно было
свободно переносить с
места на место

18.

Сундук

•Одежду крестьяне хранили в
сундуках. Чем больше достаток в
семье, те и сундуков в избе
больше. Мастерили их из дерева,
обивали для прочности
железными полосами. Нередко на
сундуках делали хитроумные
врезные замки.
•Если в крестьянской семье росла
девочка, то с малых лет в
отдельном сундуке ей собирали
приданое. Вместе с этим
сундуком она и переезжала после
•свадьбы в дом мужа.
Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку.
Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца
под напевную песнь крестьянки.
По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки.
Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.
Во многих северных деревнях сохранились дома с расписными
интерьерами. Иногда кажется, что весь мир вместился в старинном
доме: деревья и травы, птицы и животные, земное и небесное,
видимое и невидимое.

21. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Используя иллюстрации к
сказкам и материалы
презентации
придумайте свою
композицию интерьера
избы.

English    
Русский
Правила

Интерьер крестьянской хижины, Бенджамин Герритс Кайп, ок. 1645 — 1652

Интерьер крестьянской хижины, Бенджамин Герритс Кайп, ок. 1645 — 1652

масло на панели, высота 51,5см × ширина 67см
Запись в каталоге

Код цвета: #634821

Код цвета: #462D19Код цвета: #846427

Код цвета: #997D3A

Код цвета: #AB904C

Код цвета: #281D13

Скачать изображение

gebruiksvoorwerpen ten tijden van…

Тимбудевинс

23 мая 2023 г. — 462 работы

1527
9

Ворбург Гоуден Эув

Рууд Босшер

24 июня 2023 г. — 46 работ

376
0

Создавайте собственные творения с помощью этой работы

Сделайте принт любимой детали

Скачайте эту работу и сделайте свое собственное творение

Заказать готовый постер этого произведения

Запись в каталоге

Идентификация

Название(я)

Интерьер крестьянской хижины

Тип объекта

  • живопись

Номер объекта

СК-А-3297

Надписи/знаки

  • подпись справа внизу на табурете: «Б куйп»

Описание

Interieur van herberg met links een man met een kruik en glas, rechts steekt een man zijn pijp aan. Tussen hen speelt een man op zijn viool, rechts enkele figueren bij de haard.

Создание

Художник

  • художник: Benjamin Gerritsz Cuyp (упоминается на объекте)

Знакомство

г. 1645 — 1652

Материалы и техника

Физические характеристики

Масло на панели

Материал

  • Панель
  • масляная краска (краска)

Размеры

подставка: высота 51,5 см × ширина 67 см
внешний размер: глубина 5,5 см (подставка с рамой)

Субъект

What

  • гостиница, кофейня, трактир и т. д.
  • пить

Приобретение и права

Кредитная линия

  • Дар мистера и миссис Кесслер-Хюльсманн, Kapelle op den Bosch

Приобретение

Дар, март 1940 г.

Авторское право

Общественное достояние

Происхождение

…; Коллекция Доминика Антония Иосифа Кесслера (1855-1919 гг. )39) и миссис А.К.М.Х. Кесслер-Хюльсманн (1868-1947), Капелла-оп-ден-Бош, недалеко от Мехелена; {Примечание RMA.} подарена г-жой А.К.М.Х. Кесслера-Хюльсмана в музей, с 83 другими предметами, 1940

Библиография и список сокращений для происхождения (pdf)

Примечания

Пожалуйста, обратите внимание, что это происхождение было сформулировано с особым вниманием к исследованиям происхождения за годы 1933- 45 и поэтому может быть неполным. В музее может быть больше (в основном более ранней) информации о происхождении.
В случае, если этот предмет имеет неопределенное или неполное происхождение за 19 лет33-45, Государственный музей приветствует информацию и помощь в расследовании и выяснении происхождения всех произведений той эпохи.

Документация

Постоянный URL-адрес

Чтобы обратиться к этому объекту, используйте следующий постоянный URL-адрес:
http://hdl.handle.net/10934/RM0001.COLLECT.8197

Есть вопросы?

У вас есть замечание или дополнительная информация по этому объекту? Пожалуйста дай нам знать!

Интерьер крестьянской хижины, ок.

1882 г. Создатель: Йозеф Исраэлс. № 2976873

Вернуться к эскизам

Интерьер крестьянской хижины, ок. 1882 г. Создатель: Йозеф Исраэлс.

2-976-873 — Искусство наследия/изображения наследия

Интерьер крестьянской хижины, ок. 1882 г.


Детали изображения


Информация о людях
  1. Йозеф Исраэлс, приписывается : Голландский: Художник, живописец

  1. Масло
  2. Холст, масло

    9003 7 Живопись
  1. Портрет

Мир