Содержание
Этнический интерьер. Оформления в стиле гжель, хохлома и народные мотивы в современных интерьерах
Этнический интерьер любят многие, ведь этно-стиль в комнате и кухне дома означает живые традиции и отражение национального колорита, культурное наследие родителей – и в любом варианте этнические черты в интерьере служат уюту и теплым отношениям в семье. При согласии всех членов семьи воплотить в своем доме исторические и культурные черточки получается особый душевный интерьер, целебный и необыкновенно красивый. Этнических направлений необыкновенно много, не возбраняется и эклектичный подход, легкое смешение стилей и идей. Но все же при выборе определенного направления учитывают возможности реализации этно-интерьера: подходящую конфигурацию и площадь помещения, наличие и доступность нужных характерных материалов, уместность ярких самобытных декоров и оттеночной палитры.
Многогранность этнического стиля дает возможности реализации и южной экзотики, и африканского размаха, и восточных философий в быту. И все же большинство владельцев предпочитает оформить дом в том историческом стиле, который впитали с детства. Например, яркие и самобытные стили русской хохломы, удивительно ясные и свежие интерьеры стиля гжель, народные дизайны с черточками различных исторических областей, времен и убранств.
Особенно позитивно, легко и смело отображается народный стиль в кухонном пространстве, ведь кухня изначально помещение живое, созданное для домашней работы и общения за семейным столом. Но даже в кухне этнические дизайны лучше воплощать по принципу «лучше — меньше», ведь любой перебор народной эстетики может сделать интерьер грубым и смешным. Тонкость и внимание к деталям помогут создать уютный, сочный и в то же время аккуратный интерьер.
Этнический интерьер кухни
Этнический интерьер кухни может основываться на народных мотивах, и чем глубже знания истории, тем проще создать красивую кухню с душевной атмосферой. Из самых простых узнаваемых направлений и мотивов – гжельские, городецкие и дымковские игрушки в убранстве, хохломская роспись, и все это не только возможно, но и модно для оформления кухни. Фольклорные черты и символизм, сказочность и яркость этнических интерьеров удивляют еще и тем, что общее впечатление от супер-яркого и самобытного народного интерьера – полная уместность этой яркости, прохлада и релаксация, психологический комфорт: очень многое из самых важных сегодня требований к внутреннему убранству дома.
Гжель
Очень необычные, стильные и нежные интерьеры гжель часто имеют мало общего с архетипическим прообразом, той самой «сине-голубой на белом» кобальтовой гжельской росписью. Кухня Гжель действительно может быть решена в нежных синих оттенках, с белоснежным или кремовым теплым фоном, но одна лишь палитра не привязывает чувства ни к историческому правдоподобию, ни даже к определенному этно-направлению. Кухня стиля Гжель может быть удивительно современной.
Сине-белая основа цвета может быть принята как единый фон оформления. Но возможно и пастельное решение с гжельскими мотивами в качестве акцентов, намеков или фоновой отделки. Акцентировать можно и текстильное убранство кухни – шторы и скатерти, украшения, декор ручного изготовления. Лаконичная кухня модного цвета барвинка или в белом исполнении будет так же навевать ощущения гжельской прохлады и напоминать о народных корнях, только без театральности. Достаточно легких акцентов в деталях, вписывающихся в концепцию этнической Гжели.
При всем изяществе сине-белых рисунков Гжели они могут быть слегка холодны, даже на теплом кремовом фоне. Уравновесить сине-белую классику теплыми цветами: оранжевый, бежевый, коричневый, золотисто-желтый и вишневый – не такая уж плохая идея. При этом аутентичность гжельских мотивов не обязательна, современно выглядят декоры с рисунками в гамме гжели, но в формате линейной геометрии, архитектурных фантазий, и даже классика полос, горошка и цветочных принтов.
Кухня в гжельском стиле может включать роспись по плоскостям мебельных фасадов и даже бытовую технику можно интегрировать в Гжель, но главное не антураж, а настроение свежести и света настоящей гжельской росписи. Все это можно реализовать и обоями со светло-синими мотивами, и подчеркнуть светлой мебелью. Стилизация включает один-два пункта оформления, без перебора и крайностей, это могут быть:
- Фасады и полки мебельного гарнитура;
- Занавеси, скатерти, салфетки и полотенца;
- Расписная посуда – декоративная и обиходная;
- Облицовки кухонных фартуков, столешниц, подоконников, рабочих зон;
- Декоративные акценты на нейтрально-голубом или белом фоне.
Производители облицовок, обоев и мебели недаром предлагают принты и коллекции кафеля в стиле гжель – это говорит о наличии спроса на эти удивительно позитивные и душевные дизайны.
Хохлома
Хохломская роспись и черты данного стиля хороши не только в кухне, но и в детской, гостиной, прихожей. Сложность только одна — подобно стилю Гжель, воплощение требует крайне трезвого подхода к количеству и качеству. Хохлома – исключительно яркий и самобытный стиль, включающий броские росписи и крупно-форматные узоры, а ботанические интерпретации хохломской росписи удивительно сильные и могут стать слишком тяжелым фоном. Хохломской «ботанический модерн» удивителен и узнаваем, его сразу же видят не только специалисты по ремеслам.
Классическая хохломская роспись – это яркая растительно-геометрическая картина на красно-черном фоне, с обилием светлого золота и лака, вкраплениями зелени и причудливо, тонко прорисованными цветочными элементами. Солнечный свет и тепло – ощущения от хохломской посуды и утвари, чувство ручной работы и древности традиций. Все это ни в малой степени не объясняет колорита хохломской росписи – действительно, лучше один раз увидеть, словами описать это чудо невозможно. Впрочем, кто же не видел хоть раз хохломскую посуду или игрушки?
Важный момент: хохлома – это роспись по дереву, и для быта, детских игр и питания все эти предметы возможны и безопасны. Особенно легко хохлома вписывается в кухонные интерьеры – это чайники и разделочные доски, подносы и всяческая утварь, как декоративная, так и ходовая. Хохлома в интерьере кухни может стать изысканным украшением, напоминанием об устоях и уютным фоном. Если кухня достаточно просторна, то возможны и крупноформатные отделки, панно, мебельные фасады с хохломскими орнаментами. В маленькой кухне лучше остановиться на теплом, свежем фоне в желтых, рябиновых, золотистых и бежевых тонах, без обилия черного и золота, зато в качестве акцентного декора в небольших дозах возможна яркость любой степени, насыщенные цвета и вся роскошь этой традиционной росписи.
Декор и цвета еще не все: для этнической кухни показан натуральный материал – дерево для мебели, пола, керамика и изразцы. Стилизация пластика в кухне возможна, но искусственные материалы чаще проигрывают, обедняют и упрощают колорит кухни. Впрочем, яркие желто-красные фасады и глянец очень напоминают цвета хохломы, и достаточно легкого декора – кафельного фартука, текстиля, даже декоративных наклеек в народном стиле, чтобы придать помещению очарование этнического своеобразия.
Хохлома в кухонной отделке – это не только утварь, но и обойные принты с мотивами и оттенками красного и золотого, крупные цветы узнаваемых очертаний и колоритные узоры. Мода на хохломскую роспись не так проявлена, если сравнивать с трендами, но зато постоянна и не зависит от времени. Любители хохломы в наше время при желании могут найти в магазинах даже бытовую технику с хохломской росписью.
Из примет народных интерьеров в эклектичном исполнении многим близки финифть и палехские шкатулочки; вологодское кружево в салфетках и скатертях, городецкая живопись и кировская соломка; старинная резная мебель; берестяные и глиняные посудные изделия, деревянные ложки и многое другое.
Для кухни в народном стиле возможен декор из связок лука и чеснока, вышитые скатерти и расписная посуда, дымковские игрушки и жостовские подносы, медные самовары и плетеные корзины – в той же мере, как и для интерьера кантри, называемого иностранцами «а-ля рюсс». Тонкости уместности применения того или иного декора и аксессуаров в народном стиле могут оценить знатоки и выросшие в этой среде, впитавшие ее с детства люди; но дизайн – это игра без правил, и порой даже «клюква развесистая» служит благой цели: добавляет веселья, живости и красок в дом, делает атмосферу теплее и добрее.
Этнический интерьер спальни
Спальня стиля Гжель может включать текстильное убранство – вышитые подушки, ковры и шторы, а также фоновую отделку обоями расцветки гжель. Главное, как и в кухонном интерьере – не переборщить, ведь декор гжель очень акцентный и стильный.
Эклектичный подход и тут себя оправдывает: возможны альтернативы мебельных обивок в сине-голубой гамме с голландскими мотивами, или сине-белые тона старинных китайских сервизов.
Что касается хохломы, то в современном мире возможно все: ноутбук с хохломской росписью, меблировка и декор гостиной и прихожей.
Дизайн кухни в народном стиле
Контакты
Вы здесь
О кухне все » Интерьер » Дизайн
Гжель и хохлома — древние русские промыслы, которые сохранили популярность и наши дни. Некоторые иностранцы ассоциируют Россию именно с этими дивными узорами.
О том, как обустроить кухню в стиле гжель и хохлома, читайте в нашем материале.
Кухня в стиле гжель
Сразу скажем, гжель – стиль для тех, кто любит синий и белый цвет. Синего и белого на кухне в стиле гжель будет более чем достаточно.
Откуда пришел стиль гжель? Гжель – один из российских центров по производству керамики.
Там белую керамику производили и там же производили её роспись кобальтовой синей краской.
С тех пор сочетание кобальтового синего и белого цветов – отличительная черта стиля гжель.
А как будет выглядеть кухня в стиле гжель, Вы уже сами догадались.
Основной акцент делается на цветовое оформление в сине-белых тонах, начиная с элементов декора и заканчивая мебелью.
кухня в стиле гжель
Элементы стиля гжель на кухне
Декор кухни в стиле гжель: расписные фасады и кафель
Отлично смотрятся фронтальные панели мебели синего цвета в комбинации с белыми горизонтальными поверхностями.
Под гжельскую роспись может попасть все что угодно: холодильник, посуда, люстра, часы и даже занавески вешают ярко синего цвета. Бытовая техника в синем исполнении редкость, но и это можно легко исправить.
Итак, гжель в дизайне можно определить, как стиль цвета и росписи.
Стилизация интерьера кухни под гжель
Идея стиля гжель в интерьере кухни
Синий, голубой и белый цвета — цвета стиля гжель
Кухонный текстиль в стиле гжель
Кухня в стиле хохлома
Еще один исконно русский расписной стиль в дизайне кухонь – хохлома. Хохлома, как и гжель, представляет собой декоративную роспись по дереву.
Среди узоров в основном встречаются элементы живой природы: листья, ветки, цветы, ягоды рябины, реже – звери, птицы или рыбы.
Выполняется такая роспись в черном, зеленом и красном цветах на золотистом фоне. Поэтому, если Вы не любите темных оттенков и тяготеете к светлому, с хохломой на кухне нужно быть осторожнее.
Хохлома на кухне
Фасады расписаны в стиле хохлома
Ручная хохломская роспись на фасадах
Кухня в стиле хохлома — фото
Дизайн кухни при этом не должен быть в стиле хай-тек или прованс.
Всему свое место, а хохломе намного «уютнее» на классической кухне.
Также, не переусердствуйте с элементами под роспись: фартук кухни, текстиль, элементы декора, декоративные наклейки на стену.
Этого будет вполне достаточно, чтобы проверить насколько хохлома подходит именно Вам. Окончательный вариант кухни в стиле хохлома и варианты декорирования можно увидеть на подборке фото.
Интерьер с росписью под хохлому
Богатая роспись на фасадах — это хохлома
Обновление кухни в стиле хохлома
Стиль хохлома — на современной кухне
Хохломская роспись на кухонных фасадах и фартуке
Кухня в русском народном стиле
Натуральная, живая, расписная – так можно коротко охарактеризовать кухню в русском народном стиле.
Почему именно так, можно понять, заглянув на такую кухню и изучив её особенности.
- Натуральные материалы. Не было раньше синтетических искусственных материалов, все было из дерева и камня. Поэтому и на кухне нашей находим деревянную или плетеную мебель. В крайнем случае, используем линолеум «под дерево» и керамическую плитку для зоны газовой плиты.
- Аксессуары. Без них никуда, ведь именно с их помощь можно досконально воссоздать исторический дух эпохи. Используем много, не жалея: тканые половики, расписная посуда и разделочные доски, косы чесночные или луковые, самовар и другое.
- Роспись. Часть аксессуаров или текстиля могут быть расписаны гжелью или хохломой, о которых говорилось ранее.
- Техника с глаз долой. Встраиваемая техника не позволит потерять ощущения деревенского уюта на кухне, останется такой же функциональной, несмотря на свою невидимость.
- Яркий текстиль.
Нарочито русский стиль
Кухня в народном стиле
Кухня в народном стиле – отличный выбор для любителей самого душевного деревенского стиля, мода на который никогда не пропадет.
Народный стиль кантри на кухне
Народный стиль народному стилю рознь. Если речь зашла о русском народном стиле – тут всё понятно, он нам близок с детства.
Если же ближе к душе лежит народный стиль другой страны или эпохи, к примеру, швейцарский шале, то нужно предварительно изучить технику создания стиля, узнать все особенности, чтобы результат оправдал ожидания.
Тогда на Вашей кухне, приехавший гость из Альпийской деревушки, почувствует себя как дома.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Мы Вконтакте
Раскрась как русский
Если изоляция заставляет вас рисовать, как насчет того, чтобы попробовать традиционные русские узоры? Цветы, ягоды и всевозможные лозы, красочные, радостные и достаточно сложные, чтобы выявить вашего спокойного, счастливого внутреннего художника.
Хохлома
Достаточно сказать, что большинство названий традиционных русских живописных стилей происходит от деревень, в которых они возникли. Хохлома не исключение. Вероятно, это один из самых широко признанных традиционных стилей, в котором царственное сочетание красного, золотого и черного цветов. Ягоды и цветы украшают деревянные ложки и другую посуду и мебель. Один из моих любимых предметов — сосуд в виде волшебной птицы с ковшами, свисающими по бокам — идеальное украшение праздничного стола.
Гжель
Этот особый стиль — синяя кобальтовая краска на белом фарфоре. Построенный в начале 19 века, он происходит из города Гжель, известного своей глиной, где ремесленники до сих пор вручную изготавливают и раскрашивают посуду и скульптуры. Следите за отчетливыми цветами, зимними сценами, а также за сюжетами, которые открываются внимательному наблюдателю.
Жостово
Видите черный поднос с пышными яркими цветами? Вспомним Жостово. Традиционными мотивами здесь являются различные виды букетов и цветущих растений. Художники используют металлическую пудру, сусальное золото и перламутр, чтобы придать блеск этим великолепным подносам.
Палех
Забудьте о цветах, ягодах и границах, которые стоит нарисовать. Палехский стиль столь же сложен, сколь и артистичен. Подумайте о лаковых шкатулках, брошках и украшениях со сказочным дизайном. Каждая шкатулка пропитана маслом, загрунтована, законопатлена и окрашена снаружи черным лаком, внутри красной эмалью, затем высушена и декорирована в иконописной технике.
Хотите копнуть глубже? Появился новый цифровой архив русского декоративно-прикладного искусства, включающий старинные узоры, орнаменты и росписи, выполненные из всевозможных материалов. Может быть просто правильным источником вдохновения для ваших собственных художественных начинаний.
Вернуться к началу
Анна Хаддлстон
Журналист
Теги
- Основные
- Искусство
- Делай как русский
- Русские традиции
- Самоизоляция
Люби свой диван как русский
Люблю 8 марта по-русски
Люблю генеральную уборку по-русски
Народное творчество в массы — Стюарт Кинг
Вы здесь: Главная / Статьи / Хохломская посуда: Народное творчество в массы
Практически ни один гость не возвращается из России без расписного деревянного сувенира, отражающего традиционное народное творчество «хохлома». Хохломская посуда имеет очень давние традиции и восходит как к монастырской, так и к крестьянской культуре семнадцатого века. Преобладающим материалом, используемым при изготовлении этих различных украшенных контейнеров и посуды, является береза, липа и клен.
«Северная часть Горьковской области (России) — единый славный простор. Зеленый ковер заливных лугов стелется по нижнему левому берегу Волги, а за ними тянутся бескрайние леса. Осенью эти леса особенно красивы: густые ели подчеркивают желтоватую липу и березу; пышные кленовые кроны становятся багряными и оранжевыми, а солнце окрашивает почтенные дубы в благородную бронзу».
Так проходит калейдоскопическое современное описание территории, включающей Нижегородскую область, издавна славящуюся своими красочными изделиями из дерева.
Недавний русский писатель так описывает свое народное творчество: «Мотивы хохломской росписи одновременно просты и поэтичны, состоят из цветочных и простых геометрических узоров. Цветы и гроздья ягод, переплетающиеся с размашистыми травами и золотыми побегами, мягко изгибаются над деревянными поверхностями. Некоторые из этих композиций сдержанны, другие роскошны; но все они отражают любовь русских людей к природе и стремление к прекрасному. Свой яркий, праздничный характер хохломская посуда получает благодаря характерному сочетанию алого, черного, серебра и золота. Это достойное и блестящее сочетание придает деревянной посуде особую ценность. Тем более примечательно, что хохломское «золото» не настоящее, а гениальное изобретение русских мастеров».
Добиться золотого эффекта на дереве далеко не просто. Сначала неокрашенные изделия грунтуют и покрывают олифой. Затем они полируются алюминиевой пудрой (раньше использовалось порошковое олово и, реже, серебро). Затем «посеребренные» изделия окрашивают термостойкими красками, покрывают лаком и обжигают в печах. Под воздействием тепла лак становится желтым, «серебро — золотом», а яркий узор приобретает ровный золотистый оттенок». по крайней мере семнадцатого века. В грамоте своему приказчику некий боярин Морозов издал приказ в 1659 г.для следующего. «Сто расписных тарелок, отполированных оловянным порошком, больших и средних, таких же, какими мы обладали прежде, не забывая о двадцати больших расписных винных чашах, двадцати средних и двадцати несколько меньших».
К восемнадцатому веку расписная посуда производилась по всей России, но многие считали оригинальную хохломскую посуду сложной задачей, даже сегодня лучшие работы происходят из традиционных регионов. Большая часть хохломской посуды точеная и изначально предназначена для употребления. Более простые предметы использовались каждый день, даже крестьянской общиной. Самые изысканные, богато украшенные изделия доставались только для особых случаев.
Наблюдения придворного врача Г. Ремана во время посещения крупнейшей в России Маркарьевской ярмарки в 1805 г. дают нам некоторое представление о том, что производилось в тот период». большие чаши диаметром до полутора аршинов (равные 107 сантиметрам), выточенные из дерева, не имевшего ни малейших признаков растрескивания, несмотря на палящий зной и сильное отражение солнечных лучей от песка где они лежат. Были миски поменьше, чем эти, с крышками, которые вмещали до сорока меньших, помещенных одна в другую». Реманн завершил свои наблюдения словами: «Это настоящие образцы искусства токарной обработки».
Популярность хохломской посуды была такова, что производство расширилось в другие регионы, чтобы удовлетворить спрос, и привело к высокой организации производства. «Нижегородские губернские известия» писали в 1855 г.; «В Хохломском районе наблюдается замечательная деятельность, одна деревня делает деревянные чурбаки, из которых другая выделывает миски, а третья деревня их раскрашивает». Только в Семеновском уезде располагалось более пятисот столярных мастерских. Это интересное разделение труда и необычный пример массового производства по всей большой сельской местности, как бы я хотел быть там, чтобы заснять этот процесс!
Утверждается, что многие токарные станки, приводимые в движение водой, были установлены в мастерских по берегам небольших, но быстрых рек Кержнец, Линда и Узол, также существовали «ручные» токарные станки и другие станки, приводимые в движение лошадьми.
Продукцию этих токарных мастерских охотно покупали крестьяне-красильщики Хохломы. Эти ремесленники жили аккуратными, дружными общинами, и помещение их было безошибочно узнаваемо: в красильне сильно пахло краской и горелой олифой, а подъезд всегда был заставлен корзинами с готовыми изделиями. Крестьянин побогаче имел бы большую красильню, оборудованную двумя огромными печами, многочисленными сушильными полками и просторным подвалом, где могли работать десять человек». В грунтовке, покрытии олифой и окончательной отделке участвовали мужчины, женщины и дети.
Удивительно, что то, что зародилось как настоящая народная традиция более 300 лет назад, до сих пор процветает и остается верным своим корням, хотя и в более организованном масштабе. Помимо хохломской посуды, у большинства приезжающих в Россию в багаже есть хотя бы один комплект матрешек. Эти куклы внутри кукол уже давно вызывают восхищение. Снятие основной куклы, чтобы почти до бесконечности обнажить другие куклы, всегда вызывало восхищение и признательность за искусство токаря по дереву.