Готика интерьер средневековья: готика в интерьере и архитектуре

готика в интерьере и архитектуре


Молнии пронзают небо над шпилями замка, каменные гаргульи мрачно взирают на заплутавших путников, под сумрачными сводами среди красного бархата и пламени свечей обитают древние вампиры. Этот ассоциативный ряд навязан готическому стилю массовой культурой. На самом деле посыл готической архитектуры полностью противоположен её интерпретации в фильмах и романах ужасов. Что символизировала готика во времена Средневековья и есть ли ей место в современных интерьерах? Рассказываем.


Стиль с варварским названием


Готическая архитектура пришла на смену романской в конце 12 века. Её географической родиной стал парижский пригород Сен-Дени, где настоятель местного монастыря взялся за перестройку церкви. Отступив от канонов романской архитектуры, новатор возвёл два пролёта главного церковного нефа. Сооружение не подразумевалось гнетущим и устрашающим, напротив: аббат хотел наполнить церковь солнечным светом и символизмом.

Зонирование в интерьере: как войти в зону комфорта

Как гласит интернет-мудрость: прежде чем выйти из зоны комфорта, надо сначала в неё войти.


По задумке Сугерия первый в мире готический храм должен был напоминать корабль: мраморные колонны походили на мачты, своды — на раздуваемые ветром паруса. «Корабль»‎ был призван уносить мысли каждого, кто поднимался на его «борт», к высоким материям.


Впечатляющая идея быстро получила широкое распространение в Западной Европе. Новый грандиозный стиль стал идеальным инструментарием для возведения кафедральных соборов, но постепенно перекинулся и на светские постройки Средневековья. 


Собор Рождества Девы Марии в Милане


Название стиля появилось позднее, чем он сам. В эпоху Возрождения постройки с башнями, шпилями и стрельчатыми арками были названы «готическими» в честь варварских северных племен, которых древние римляне именовали готами. Архитекторы и живописцы Возрождения яро осуждали готику за её нерациональность, «испорченность», непохожесть на античную архитектуру, к которой стремился вернуться Ренессанс.  


Но уже на закате эпохи Возрождения готика вновь стала вызывать восторги общественности. Теперь её ставили в один ряд с античной архитектурой, называя национальным достоянием, а вместе эпитета «варварская» присвоили титул «благородная и устремлённая ввысь».



Собор Святого Вита в Праге


В 18 веке архитектурные традиции готики вернулись в западноевропейскую культуру. Популярность вспыхнула среди британских аристократов, которые в то время были склонны романтизировать Средние века с их рыцарством и кафедральными соборами. Начались реконструкции полуразрушенных средневековых зданий, достраивались когда-то заброшенные соборы, возводились новые гибридные постройки, в которых готика, смешиваясь с национальной архитектурой, превратилась в неоготику. 


Стрельчатые арки и мистические витражи


Готику легко узнать по стрельчатым сводам и арками, эти элементы в первую очередь отличают её от романской архитектуры. Заострённые готические арки европейских соборов внезапно напоминают о восточной архитектуре. Внезапно, но не случайно: этот архитектурный элемент европейцы увидели во время крестовых походов и взяли на вооружение.


Стрельчатая арка открыла перед архитекторами новые возможности, позволяя распределять массу каменной кладки не по всему периметру, как это делалось раньше, а на отдельные опоры. Благодаря этому стали использовать особый тип перекрытий, который принято называть крестовым стрельчатым сводом или нервюрным сводом из-за характерных выступающих рёбер (фр. nervure — ребро). Нервюры также были позаимствованы Европой у арабской архитектуры и стали настоящей революцией в строительстве, позволяя возводить высокие, светлые и воздушные храмы.


В отличие от приземистых горизонтальных романских храмов, готика тянулась к небу. Арки. башни, шпили, колонны — всё в готическом здании стремилось ввысь, провозглашая слияние земного и небесного.


Нидаросский собор в Норвегии


Новый подход также дал возможность заменить часть стен гигантскими окнами с витражами, превратив их в сияющие красочные картины на религиозные темы. Свет, проникающий сквозь такие окна, действует завораживающее даже на современного зрителя, а во времена средневековья был настоящим мистическим откровением.


Даже у гаргулий, которым готика во многом обязана своей мрачной славой, была задача отгонять злые силы или, по другой версии, символизировать победу добра над злом: покорённые чудища защищают церковь. Была у каменных монстров и практическая функция: гаргульи на крышах соборов —  это водостоки, отводящие воду от каменных стен, чтобы она не разъела раствор. 


Такой символичной готика была в основном в русле церковной архитектуры, тогда как светская просто повторяла декоративные приёмы.


А была ли готика?


В интерьере готики как таковой не существовало, с 12 по 15 века этот стиль  действовал только в русле архитектуры и внутреннего убранства соборов. Светские средневековые интерьеры не стремились к готической возвышенности. В жилые пространства стиль проник по большому счёту только во времена неоготики в усадьбах европейской знати. В это время неоготика даже стала официальным стилем Великобритании. 


Интерьеры того времени стремились походить на рыцарские замки и кафедральные соборы одновременно. Неоготика дожила до наших дней как самостоятельный интерьерный стиль, но увидеть её можно в основном в стилизованных отелях и ресторанах, иногда в интерьерах загородных коттеджей истинных фанатов жанра. В городской квартире неоготике тесно, однако отдельные элементы стиля могут прижиться даже на небольшом метраже.


Говоря о неоготике сегодня, обычно ведут речь о стилизации и атмосфере, причём об атмосфере скорее драматично-кинематографичной, нежели реальной средневековой.


Резные мебельные элементы могут принимать узнаваемые формы готической архитектуры. Готическое настроение пространству сообщают витражи, бронзовые подсвечники, искусственно состаренный металл и кованые люстры. Если хочется больше стилизации, понадобится сундук, камин и гобелен.

Элементарно: как собрать интерьер в английском стиле

Узнаем, как зарождался английский стиль в интерьере и какие метаморфозы он претерпел, дойдя до наших дней.


А вот тёмные стены — совершенно необязательное условие для неоготического интерьера, они для тех, кому по душе больше не сам исторический стиль, а его мрачная художественная интерпретация.

#Стиль

Готический стиль в интерьере – домашнее средневековье

1 ноября 2012

Идеи и советы по дизайну интерьеров

Высокие стрельчатые окна, цветные витражи, причудливые переплетения островерхих орнаментов и арок, винтовые лесенки и ощущение мистики и тайны – вот так можно кратко охарактеризовать готический стиль в архитектуре.

Готика поражает воображение современного человека неповторимой красотой форм, заставляя перенестись его в мир фантазий и средневековья. Высокие стрельчатые окна, цветные витражи, причудливые переплетения островерхих орнаментов и арок, винтовые лесенки и ощущение мистики и тайны – вот так можно кратко охарактеризовать готический стиль в архитектуре. Готика поражает воображение современного человека неповторимой красотой форм, заставляя перенестись его в мир фантазий и средневековья.  

Данный стиль архитектуры возник в период зрелого и позднего средневековья, придя на смену романской эпохе. Довольно интересным фактом является то, что сам термин «готика» обозначал варварское искусство, принесенное племенами готов. Более того, сторонники архитектуры Древнего Рима относились к нему с презрением. Однако как бы сильно ценители романского стиля ни противились появлению готики, вскоре данный стиль захватил всю Европу. И по сей день шедеврами готической архитектуры восхищаются по всему миру. 

Наиболее яркими образцами готики в архитектуре являются соборы и замки. Они изобилуют статуями, витражами, анфиладами и мозаиками. Ощущение невесомой хрупкости и сурового величия сочетаются в готике удивительным образом, и волей-неволей созерцающий эту красоту человек начинает ощущать себя в таинственной легенде, немного пугающей, но прекрасной сказке. Одним из самых восхитительных образцов готической архитектуры является Реймский собор во Франции: увидев один раз, его невозможно забыть. Величие, прошедшее сквозь время, таится под сводами узорных арок… 

Для готики характерны вытянутые, изящные формы, словно стремящиеся вверх, а также неведомая до тех пор каркасная сложная система, позволяющая сделать свод больше. Популярен в готике и лиственный орнамент, украшающий колонны, ребра арок и потолков. Окна в готической архитектуре тоже стремятся вверх, они узкие, пестрят витражами удивительной сложности и красоты; иногда в соборах и замках можно увидеть также круглые окошки. Двери, как и окна, имеют стрельчатую, вытянутую форму. Само здание – прямоугольное, с множеством конусообразных деталей, башенок и причудливых статуй, украшающих фасад. Готическая архитектура, несмотря на всю свою ажурность, считается строгой и тяжелой – не каждый человек смог бы долгое время находиться среди такого великолепия. Однако если вам близка атмосфера средневековья и мистики, атмосфера замков и темных анфилад, то данный стиль – для вас. 

Многие люди, решившие оформить интерьер помещения в готическом стиле, задаются вопросом: как уместить всю мощь и величие готики на сравнительно небольшой площади? Не будет ли такой стиль казаться несуразным и неуместным? Прежде всего важно, чтобы хозяину дома или квартиры было комфортно. Недаром говорят ведь: «Мой дом – моя крепость». И если готический стиль в дизайне интерьера близок человеку, то абсолютно неважно, впишется ли такая «средневековая» обстановка в современную городскую обыденность. Личный комфорт – превыше всего! 

Теперь – о более земном. Можно ли оформить квартиру в готическом стиле так, чтобы были соблюдены основные черты и признаки данного направления, однако в более сжатых масштабах? Ответ – можно! Лучше всего для готического интерьера подходят помещения с высокими потолками, поскольку их можно сделать сводчатыми, а ребра каркасных арок – украсить резными элементами. Конечно, не обязательно изощряться со сводами и арками. Вполне достаточно будет сделать акцент на орнамент, пущенный по потолку, или же на обыкновенные деревянные балки с незамысловатой резьбой – просто и со вкусом. Изменять форму окон тоже не обязательно. Если вам хочется, чтобы даже эта деталь соответствовала выбранному стилю, но не хочется возиться, разбирая окна, то можно расписать стекло витражными красками, придав им вид настоящих витражей. Однако следует помнить, что в таком случае необходимо позаботиться о достаточном количестве светильников, подходящих по стилистике квартиры, ведь из-за красок на стекле света будет гораздо меньше.

В помещении лучше всего использовать отделку из дерева: кружевные орнаменты и узоры могут украшать как стены, так и элементы мебели. Иногда в интерьере используются кованые детали: заграждения для каминов, ножки столов и стульев, перила лестниц. Они отличаются все той же вытянутостью, стрельчатостью и изяществом. Важно помнить и то, что в готическом стиле не приветствуются слишком яркие и кричащие цвета. Однако это абсолютно не означает, что помещение будет мрачным: напротив, умело подобранное сочетание теплых и строгих тонов подчеркнет красоту стиля и будет говорить о чувстве вкуса хозяев дома. 

Диваны, кресла, мягкие стулья и кровати должны быть оформлены соответственно: обивку необходимо выбрать красивую, но не вызывающую. Для «яркой» готики подходят алые, синие либо фиолетовые тона с серебряными вставками, для более «мягкой» – бежевые, кремовые, пепельные. Шторы также должны соответствовать всему интерьеру: ткань для них лучше подобрать тяжелую, бархатную. И конечно, нельзя забывать про декор: гобелены, статуэтки, подсвечники, подушки на диванах… Уместно будет и холодное оружие на стенах! Ведь интерьер в готическом стиле переносит присутствующих в средневековье: в высокие замки, в величественные соборы, в легенды и красивые истории…

Дизайн интерьера | Определение, история, стили и факты

Концертный зал Берлинской филармонии

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Роберт Адам
Филипп Старк
Джулио Романо
Луи Комфорт Тиффани
Элси де Вульф
Похожие темы:
мебель
напольное покрытие
обои
формование
занавес

Просмотреть весь связанный контент →

дизайн интерьера , планирование и дизайн искусственных пространств, часть экологического дизайна и тесно связанная с архитектурой. Хотя желание создать приятную обстановку старо, как сама цивилизация, область дизайна интерьера относительно нова.

По крайней мере, с середины 20-го века термин «декоратор интерьеров» применялся настолько свободно, что стал почти бессмысленным, в результате чего стали использоваться другие, более описательные термины. Термин дизайн интерьера указывает на более широкую сферу деятельности и в то же время предполагает его статус серьезной профессии. В некоторых европейских странах, где эта профессия хорошо известна, она известна как внутренняя архитектура. Люди, которых интересуют многие элементы, формирующие искусственную среду, стали называть поле в целом средовым дизайном.

Важно подчеркнуть, что дизайн интерьера является специализированной отраслью архитектуры или дизайна окружающей среды; не менее важно помнить, что ни одна специализированная ветвь в какой-либо области не будет иметь большого значения, если будет применяться вне контекста. Лучшие здания и лучшие интерьеры — это те, в которых нет явного несоответствия между многими элементами, составляющими совокупность. К этим элементам относятся структурные аспекты здания, планировка территории, ландшафтный дизайн, мебель и архитектурная графика (вывески), а также детали интерьера. Действительно, есть много примеров выдающихся зданий и интерьеров, которые были созданы и согласованы одной руководящей рукой.

Из-за технологической сложности современного планирования и строительства один архитектор или дизайнер больше не может быть экспертом во всех аспектах, составляющих современное здание. Однако важно, чтобы многие специалисты, составляющие команду, могли общаться друг с другом и обладали достаточными базовыми знаниями для достижения своих общих целей. В то время как архитектор обычно занимается общим дизайном зданий, дизайнер интерьеров занимается более интимными аспектами дизайна, конкретными эстетическими, функциональными и психологическими вопросами, а также индивидуальным характером пространств.

Хотя дизайн интерьера все еще является развивающейся профессией без четкого определения ее границ, эту область можно рассматривать с точки зрения двух основных категорий: жилых и нежилых помещений. Последнее часто называют дизайном по контракту из-за способа, которым дизайнер получает свое вознаграждение ( т. е. соглашение о вознаграждении по договору), в отличие от комиссионного или процентного соглашения, преобладающего среди декораторов жилых интерьеров. Несмотря на то, что объем деловой активности в области жилых интерьеров продолжает расти, кажется, что в профессиональном дизайнере меньше потребности и меньше проблем, в результате чего все больше и больше квалифицированных специалистов привлекаются к нежилым работам.

В области дизайна интерьеров уже существует ряд специализированных направлений. Одной из новых областей является «пространственное планирование» — т. е. анализ потребности в пространстве, распределение пространства и взаимосвязь функций внутри коммерческих фирм. Помимо этих предварительных соображений, такие дизайнерские фирмы обычно специализируются на офисном дизайне.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Многие дизайнерские фирмы стали специализироваться в таких областях, как проектирование отелей, магазинов, промышленных парков или торговых центров. Другие работают в основном над крупными проектами колледжей или школ, а третьи могут быть специалистами по проектированию больниц, клиник и домов престарелых. Дизайнерские фирмы, занимающиеся нежилыми помещениями, варьируются от небольших групп сотрудников до организаций, состоящих из 50–100 сотрудников. В состав большинства крупных фирм входят архитекторы, промышленные дизайнеры и графические дизайнеры. Напротив, дизайнеры интерьера, которые берутся за жилые заказы, скорее всего, будут работать индивидуально или, возможно, с двумя или тремя помощниками. Размер фирм, занимающихся проектированием нежилых помещений, ясно указывает на относительную сложность крупных комиссионных. Помимо того, что проектирование жилых домов менее сложное, это другой вид деятельности. Жилой интерьер обычно является очень личным заявлением как для владельца, так и для дизайнера, каждый из которых занимается всеми аспектами дизайна; маловероятно, что клиент, желающий воспользоваться услугами дизайнера интерьера для своего дома, будет доволен организованным системным подходом.

Большинство крупных архитектурных фирм создали собственные отделы дизайна интерьеров, а небольшие фирмы имеют по крайней мере одного специалиста в этой области. Нет четких границ ни для профессии дизайнера интерьеров, ни, по сути, ни для одной из дизайнерских профессий. Дизайн мебели, например, осуществляется промышленными дизайнерами и дизайнерами мебели, а также архитекторами и дизайнерами интерьеров. Как правило, мебель, предназначенная для массового производства, проектируется промышленными дизайнерами или дизайнерами мебели; дизайнер интерьеров или архитектор обычно проектирует те специальные предметы, которые не всегда доступны на рынке или которые должны соответствовать конкретным потребностям для конкретной работы. Эти потребности могут быть функциональными или эстетическими, и часто специальный стул или стол, предназначенные для конкретной работы, оказываются настолько успешными, что производитель включает их в свою обычную линию. Та же основная ситуация в целом верна в дизайне тканей, осветительных приборов, напольных покрытий и всех предметов домашнего обихода. Все виды деятельности в области дизайна в основном схожи, даже несмотря на то, что обучение и образование в различных областях дизайна различаются по акценту. Талантливый и хорошо обученный дизайнер может без труда перейти из одной специализированной области в другую.

При обсуждении общих аспектов дизайна важно отметить важное различие между искусством и дизайном. Дизайнер в основном занимается решением поставленных перед ним задач (будь то функциональные, эстетические или психологические). Художника больше волнуют эмоциональные или экспрессивные идеи и решение проблем, которые он сам ставит. По-настоящему великий или красивый интерьер действительно можно назвать произведением искусства, но некоторые предпочли бы назвать такой интерьер «великим дизайном».

Перенос Средневековья в XXI век

Готическая архитектура долгое время была самой популярной. Обычно мы недооцениваем, как долго длилось средневековье. Этот стиль возник в период высокого и позднего средневековья и с тех пор остается популярным выбором для зданий.

Даже если он немного вышел из употребления из-за более чистых, дешевых и, возможно, более простых архитектурных стилей, он все еще имеет своих поклонников. Мало того, что готическая субкультура укоренилась в музыке, она также проникла в архитектурный стиль!

Готическая архитектура какое-то время оставалась популярной и в какой-то степени до сих пор остается. Мы наблюдаем внезапный всплеск популярности движения возрождения готики, которое, кажется, сочетает современную архитектуру со старым стилем. Он также возродился, когда дело доходит до дизайна интерьера, особенно в элитных домах.

Но как архитектурный стиль, возникший много веков назад, до сих пор влияет на современных архитекторов и дизайнеров? Чтобы разобраться в этом, нам сначала нужно немного углубиться в историю.

Взлет и падение готической архитектуры

Готический архитектурный стиль развился из романской архитектуры и был основным продуктом Европы в течение значительного периода средневековья. Позже его сменило движение Возрождения, которое также имеет значительное влияние и по сей день.

Этот архитектурный стиль разделился на несколько разных стилей, которые отличаются несколькими деталями. Хотя все эти стили имеют свои особенности и определяющие черты, все они следуют предустановке, которую предоставил оригинальный ранний готический стиль.

Эта форма архитектуры находит свое воплощение и по сей день в виде христианских церквей. Католическая церковь по-прежнему предпочитает этот стиль и использует его по сей день. Большинство известных соборов по всему миру спроектированы и спроектированы в этом стиле, наиболее заметным из которых является Собор Парижской Богоматери.

Готическая архитектура вышла из употребления в конце 16 века и была заменена множеством различных течений и стилей. Но он никогда не умирал, в отличие от большинства других архитектурных стилей. Его сложность делает его одним из самых востребованных методов для элитных зданий.

Этот архитектурный стиль определяется ребристым сводом и контрфорсом. Это позволило уравновесить вес крыши за пределами здания, сделав его невероятно высоким и просторным. Еще одна отличительная черта – витражи.

Эта функция особенно заметна, когда речь идет о местах отправления культа или религиозных сооружениях в целом. Последний пункт, который вкладывает в себя готическая архитектура, — это использование в оформлении реалистичных статуй. Использование фигур внутри зданий и строительных комплексов существовало еще в архитектуре, но этот стиль перенес их в само здание.

Здания часто украшают множеством различных замысловатых форм и статуй, чтобы усилить их театральный вид. Некоторые из наиболее известных зданий и построек, спроектированных в этом стиле, — это аббатство Сен-Дени, Нойонский собор, Лаонский собор, Нотр-Дам де Пари, Шартрский собор, Буржский собор и Амьенский собор.

Сохранение и возрождение готической архитектуры

Несмотря на то, что готический архитектурный стиль вышел из моды к концу 16 века, он оставался в нем довольно долго. Он также известен своей прочностью, и, поскольку в основном он использовался в местах отправления культа, его стойкость неудивительна.

Одна вещь, в которой католическая церковь не особо разбирается, это снос своих церквей. Это является одной из причин того, что этот стиль сохраняется на протяжении многих лет. Церкви, соборы и здания стояли веками и продолжают стоять по сей день.

Они послужили источником вдохновения для многих архитекторов, что привело к возрождению стиля. Готическое возрождение или неоготика поднялись в 18. Века, они распространяют архитектурный стиль на множество новых вещей.

Хотя первоначальный стиль в основном применялся в религиозных местах, неоготическое движение не ограничивалось им. Хотя есть соборы и церкви, стилизованные таким образом, неоготическое движение было настолько широко распространено, что его влияние заметно и по сей день.

Здания, которые были оформлены в новой версии стиля, были университетами, улицами, зданиями парламента и даже жилыми домами для состоятельных людей. Когда дело доходит до самой техники, она просто продолжилась там, где остановилась готическая архитектура.

Определяющие черты неоготической архитектуры такие же, как и у классической готической архитектуры, только незначительные детали определяют движение. Этими определяющими чертами являются арабески, орнамент и добавление цвета в интерьер самих зданий. Не то чтобы в классических готических зданиях не было цвета, просто в то время он был менее доступен. Думайте о неоготике как об адаптации старого стиля к нынешнему времени.

Влияние готики на современные здания

Вышеупомянутое направление неоготики никогда не выпадало из моды и до некоторой степени используется до сих пор. Его сильно затмевает гораздо более прямолинейный современный архитектурный стиль, который определяется простотой, непрозрачностью и симметрией.

Но, даже если старый стиль и близко не реализован так, как раньше, это не значит, что влияние исчезло — совсем нет. Влияние этой формы архитектуры на современное здание гораздо значительнее, чем многие думают.

Современные церкви все еще строятся в оригинальном готическом архитектурном стиле, и жилые дома имеют на них довольно большое влияние. Если вы когда-либо видели что-либо, изобилующее замысловатыми орнаментами, то, скорее всего, оно вдохновлено этим стилем.

Этот стиль возник на музыкальной сцене и был одним из определяющих жанров на протяжении более четырех десятилетий. Из-за этого эксперименты с этой архитектурой и стилем проводились уже некоторое время.

К сожалению, парламентские здания и университеты больше не оформлены таким образом, как бы нам этого не хотелось. Проблемы, которые есть у готического стиля, в основном связаны с ценой. Несмотря на то, что форма экстравагантна, утонченна и великолепна, ее выполнение требует больших затрат и труда.

По этой причине современный готический архитектурный стиль в основном предназначен для жилых особняков. Частные особняки, особенно элитные, находятся под сильным влиянием средневековой архитектуры. Поскольку стиль дорогой и экстравагантный, люди склонны воспринимать его как символ статуса.