Содержание
Полвека «России»: история самой известной советской гостиницы :: Город :: РБК Недвижимость
Как выглядела легендарная советская гостиница, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса
Москва вечерняя. Гостиница «Россия». 1981 год
(Фото: Анатолий Семехин / Фотохроника ТАСС)
Осенью в Москве завершится строительство «Зарядья» — первого крупного парка, созданного в столице за последние полвека. Он будет открыт на месте снесенной в 2006 году гостиницы «Россия», историю которой вспоминает «РБК-Недвижимость».
Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной (восьмой) сталинской высотки в старом московском районе Зарядье, почти полностью уничтоженном в 1940-е годы. 275-метровая башня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, заложенная после войны, должна была стать самым грандиозным зданием в столице (о проекте Дворца Советов к тому времени уже успели забыть), однако осуществить задуманное так и не удалось.
Вид на старый Москворецкий мост и Зарядье. 1900 год
(Фото: Фотохроника ТАСС)
www.adv.rbc.ru
Чечулин был в то время главным архитектором Москвы и работал над проектами сразу двух высоток — на Котельнической набережной и в Зарядье. Он торопился с завершением первой, поскольку хотел целиком сосредоточиться над главным проектом своей жизни — гигантским небоскребом прямо под стенами Кремля. К началу 1953 года уже был возведен фундамент и стальной каркас до восьмого этажа. Однако после смерти Сталина проект был заморожен.
Проект высотки в Зарядье по проекту Дмитрия Чечулина
«Есть различные конспирологические версии, почему так произошло, но в действительности все объясняется просто: на реализацию столь масштабного проекта в стране не хватало ни денег, ни материалов, ни рабочих рук, поскольку все ресурсы были направлены на строительство высотки в Варшаве. Для самого Чечулина это стало огромным ударом, и руководство страны это понимало. Неслучайно спустя 15 лет с архитектором «расплатились», отдав ему строительство Белого дома — к этому времени Чечулин уже не занимал никаких высоких постов и формально имел мало шансов получить столь масштабный проект. Власти просто решили таким образом извиниться за то, что высотка в Зарядье так и не была построена», — говорит историк, профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Юрий Волчок.
Строительство гостиницы «Россия». 1965 год
(Фото: Фотохроника ТАСС)
Спустя десять лет, в начале 1960-х годов, руководство страны задумалось о строительстве рядом с Кремлем большой гостиницы, предназначенной в первую очередь для делегатов Верховного Совета. Во время партийных съездов они по традиции размещались в гостинице «Москва», занимая все этажи, так что даже народным артистам, музыкантам и другим именитым гостям не всегда удавалось заполучить свободный номер. Требовался современный гостиничный комплекс в самом центре столицы, способный разместить не одну тысячу постояльцев. Его проектирование поручили группе архитекторов под руководством все того же Дмитрия Чечулина. Архитектор, до того времени прочно ассоциировавшийся со сталинским ампиром, стал автором одного из самых узнаваемых памятников советского модернизма.
Вид на памятник Минину и Пожарскому, Покровский собор и гостиницу «Россия» с Красной площади. 1969 год
(Фото: Виктор Великжанина / Фотохроника ТАСС)
Строительство гостиницы «Россия» продолжалось пять лет — с 1962 по 1967 год. Возвести здание решили на фундаменте, оставшемся от высотки в Зарядье (металлический каркас к тому времени уже был разобран и использован при строительстве стадиона «Лужники»). «При Сталине Кремль был закрыт для иностранцев, а в Зарядье планировалось построить административное задние МГБ — самого мощного и устрашающего государственного органа СССР. Хрущев же, придя к власти, открыл Кремль, а в двух шагах от него построил гостиницу, как бы приглашая в Москву весь мир. Так что выбор места строительства «России» — очень символический жест», — объясняет историк архитектуры Наталья Самовер.
Двухкомнатный номер в западном корпусе гостиницы «Россия». 1966 год
(Фото: Н.Грановский и А.Стужин / Фотохроника ТАСС)
Изначально здание задумывалось десятиэтажным, однако по личному распоряжению Хрущева высоту сооружения увеличили на три этажа. Благодаря этому вместимость гостиницы выросла почти до 3 тыс. номеров. На высокий гранитный стилобат архитекторы водрузили три 12-этажных корпуса, обращенных к Москворецкой набережной. Помимо номеров, здесь находилась просторная галерея и концертный зал на 2,5 тыс. мест, а в стилобате под ним — двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1,5 тыс. мест. Еще один корпус, выходивший на Варварку, не имел подобного основания и был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем.
Чечулин сознательно заложил в образ здания диалог с Кремлем: белый камень и золотистый металл — колористическая гамма сердца Кремля, его соборов. Такой смысловой мост между новым и старым не был характерен для архитектуры модернизма. Необычным стало и название гостиницы. «До этого десятилетиями слово «Россия» выкорчевывалось из памяти. Страна называлась СССР, а исторические территории ядра Европейской части страны назывались РСФСР. Россия осталась в прошлом. Но именно в хрущевские времена зарождается довольно сильное консервативное православно-почвенническое течение, ориентированное на возрождение духовного и политического наследия дореволюционной России», — поясняет Наталья Самовер.
Гостиница «Россия», где остановились участники V Международного конкурса имени П. И. Чайковского. 1974 год
(Фото: Коньков Александр, Кузьмин Валентин/Фотохроника ТАСС)
«Россия» — первая московская гостиница, которая была открыта городу: здесь располагался концертный зал, кинотеатр, ресторан, библиотека, магазины, доступные всем москвичам, — рассказывает Наталья Самовер. — Словом, это была гостиница, которая соответствовала мировым стандартам качества. Это касается не только технической составляющей, но и дизайна: в интерьерах холлов и номеров активно использовался металл, пластик и другие синтетические материалы, которые, к сожалению, сыграли роковую роль. Во время пожара 1977 года многие люди погибли, отравившись продуктами горения этих передовых материалов».
Вечерние платья удлиненного силуэта из коллекции «Таллин — 72»
(Фото: Альберт Пушкарев и Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС)
«Гостиница «Россия» была адекватна своему времени — если посмотреть, что в те годы проектировали в Берлине, Стокгольме, Копенгагене и других городах, мы увидим, что это та же самая архитектура. К началу 1960-х стало ясно, что нельзя одновременно делать несколько больших проектов, и все силы строительной индустрии были брошены на возведение «России». Именно поэтому здание удалось построить в рекордно сжатые сроки для столь масштабного проекта. В результате гостиница стала не только самой большой в мире, но и самой передовой», — отмечает Юрий Волчок.
Вид на Красную площадь и гостиницу «Россия». 1985 год
(Фото: Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС)
В 1977 году в гостинице вспыхнул разрушительный пожар, в результате которого 42 человека погибли. После этого здание восстановили, заменили коммуникации, однако к концу 1990-х «России» требовался капитальный ремонт. В 2004 году столичные власти решили снести сооружение, чтобы построить на его месте современный гостинично-офисный комплекс. 1 января 2006 года «Россия» была закрыта, а в марте начались работы по разборке здания. Следующие восемь лет здесь был пустырь. В 2012 году Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею Собянину подумать над созданием парка в Зарядье. По итогам международного конкурса победил проект интернационального консорциума во главе с нью-йоркской компанией Diller Scofidio + Renfо. Официальное открытие парка запланировано на день города 2017 года.
Гостиница «Россия» в 1992 году
(Фото: Денисов Роман/Фотохроника ТАСС)
Гостиница «Россия» — dear_madam_p — LiveJournal
Недавно по ТВ шел фильм про гостиницу «Россия», я хоть и невнимательно и не все, но все же смотрела. А все потому, что вспомнилось, как я однажды останавливалась в «России» в начале 2000-х , гостиница тогда произвела на меня впечатление.
Я вообще-то люблю хорошие гостиницы, мне нравится эта атмосфера путешествий, движения, нравятся симпатичные интерьеры номеров, большие вестибюли, вкусные завтраки.
Как я теперь поняла из фильма, перестроечные годы были не самыми лучшими для гостиницы «Россия», элитной она уже не считалась, былого величия уже не было. Но мне не с чем было сравнивать, потому что я раньше здесь не бывала. На тот момент опыт проживания в гостиницах у меня был совсем маленький, а тут знаменитая гостиница в центре Москвы — ну как не восторгаться.
Прежде всего, гостиница поражала своими масштабами. Не просто большая, а огромная! У нее было несколько входов, назывались они в соответствии со сторонами света. Думаю, если войти не в свой вход, пришлось бы долго искать номер. Входы были со стеклянными фасадами, вестибюли огромными, много света.
Мы останавливались в «России» на время командировки в составе 4 мужчины и я. Мужчины жили в двухместных номерах, окна которых выходили во внутренний двор, было как-то темновато в их номерах. Не очень уютно выглядел и двор, помню, что там были какие-то технические то ли строения, то ли просто что-то было сложено в кучу.
А вот мне мужчины уступили роскошный номер, не помню одноместный он был или двухместный и какой он был категории, но он очень отличался от тех, где жили коллеги.
Во-первых, интерьер был гораздо симпатичнее, все как-то поуютнее. Но главное — номер был с эркером, окнами во всю стену до пола, и вид из них был роскошным, в том числе был боковой вид на Кремль! Это было так здорово, что мне не хотелось из номера уходить.
Особенно красиво было вечером! Коллеги приходили ко мне в гости, мы устраивались за столиком у окна, любовались панорамным видом и общались.
Вот, нашла в интернете
Утром мы обнаружили небольшое кафе на одном из этажей, а может это был буфет, там можно было вкусно позавтракать, но главное, чем нам там нравилось — из этого буфета был еще более роскошный вид, прямой вид на Кремль. Припоминаю, что в то время была какая-то телевизионная программа, которую снимали именно в этой гостинице с точно таким же видом на Кремль.
А еще запомнилось, что по приезду мне нужно было погладить одежду, в номере утюга не было, нужно было идти в специальную «гладильную» комнату (очень по-советски).
И я пошла…
О, это было долгое путешествие!)
Коридоры гостиницы казались бесконечными. Оказывается, протяженность коридоров составляла 8 км, вот и получается , что я шла в одну сторону километр, и потом столько же с поглаженными вещами обратно. Очень неудобно.
А вот о том, что в гостинице когда-то был пожар я даже и не слышала. Страшно, уж очень она громадная, выбраться из нее не просто.
Перед самым сносом здания я еще раз побывала в гостинице «Россия» в кинотеатре «Зарядье», это тоже была командировка. К тому моменту вид у гостиницы был уже совершенно запущенный, кинотеатр был пустой, всего несколько человек в огромном зале. Сиденья испорченные, изрезанные, очень неприятное впечатление, даже немножко страшно было сидеть в этом большом пустом зале. Но тогда всюду было так… Зато был буфет с вкусными бутербродами, и еще продавали ликеры в розлив.)) Ликер наливали в одноразовые крошечные пластиковые стаканчики. А вот столиков не было. Мы выразили свое недоумение, а буфетчица сказала: берите все с собой в зал. Мы так и сделали, купили еды, напитков, ликер, и азартно перекусывали прямо в зале и смотрели фильм. )
И все же я не очень понимаю, почему эту гостиницу снесли, а не отреставрировали. Такая громадина была, культовое место, но и 45 лет не «прожила», для здания не большой ведь возраст. Теперь и следа не осталось. А главное, так спешили снести, и ведь лет десять ничем не застраивали. Пустырь в центре Москвы не меньший парадокс чем эта гостиница.
С другой стороны, архитектура здания не отличалась красотой, типичная советская эстетика.
Парк Зарядье, появившийся на месте гостиницы спустя годы я еще не видела, но судя по отзывам, он нравится посетителям.
Что ж, хоть и долго думали, очень неплохо придумали использовать это место, на мой взгляд.
А фильм про гостиницу «Россия» мне не понравился, снят слабовато, все-таки сериалы наши я не люблю, об их качестве не заморачиваются. Но смотреть на моду того времени, интерьеры, черно-белые документальные кадры из 70-х было так интересно и забавно!
Топ-7 дизайн-отелей России • Дизайн отелей
https://hoteldesigns. net/wp-content/uploads/2018/07/36211143494_b0247d9179_k-800×600.jpg 800 600 Хэмиш Килберн Хэмиш Килберн https://secure.gravatar.com /avatar/2EDCAD40930314DCA244A6A9D0589916? S = 96 & D = MM & R = G