Фрэнк ллойд райт интерьеры: Интерьеры Френка Ллойда Райта: особенности дизайна, история и современная специфика

Содержание

Фрэнк Ллойд Райт — отец органической архитектуры

Фрэнк Ллойд Райт — легендарный американский архитектор, отец органической архитектуры и стиля прерий, которые во многом повлияли на современный подход к архитектуре. На его счету около 500 непохожих друг на друга реализованных проектов, среди которых знаменитые Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Дом над водопадом в Пенсильвании и Дом Эннисов, не раз появлявшийся в кино.

В этой статье вы узнаете:

  • о жизни Фрэнка Ллойда Райта
  • философию архитектора
  • принципы архитектуры Райта
  • о его основных проектах
  • о выдающихся работах Райта в сфере графического дизайна
  • его советы будущему архитектору
  • интересные факты

Портрет Райта, 1956

Биография

Детство

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в штате Висконсин, в небольшом городе Ричленд-Центр. Мать Райта с самого начала мечтала сделать из сына архитектора. Все детство мальчика окружали всевозможные гравюры, книги, рисунки, альбомы. В его биографии есть упоминание о развивающем конструкторе «Дары Фребеля», с которым маленький Райт играл часами. Считается, что именно он и определил призвание будущего архитектора.

Становление мастера

Образование юный Райт получил дома и затем поступил в Висконсинский университет на инженерный факультет. Во время учебы приходилось подрабатывать помощником местного инженера-строителя, чтобы помогать семье. Но в 20-летнем возрасте, не окончив университет, он уезжает в Чикаго с целью устроиться в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. Это первые шаги Райта в качестве «подмастерья» в архитектурной карьере. Через год он переходит в фирму «Адлер и Салливан», к Луису Салливану, одному из самых видных представителей Чикагской школы архитектуры и, как потом напишет Райт в своем эссе, «самому великому архитектору тех времен».

Фрэнк Ллойд Райт в молодости

Впоследствии Салливан сыграл немаловажную роль в архитектурном развитии молодого Райта и стал для него настоящим мастером.  Молодой Райт проработал 6 лет под его началом, ему поручались все работы по строительству жилой недвижимости. Одновременно он брал сторонние заказы, чтобы обеспечить свою семью с первой женой Кэтрин Ли Тобин. Такая работа «на стороне» не слишком понравилась Салливану, и контракт с Райтом был разорван.

Самостоятельная карьера

В 26 лет Райт основывает собственную фирму. Архитектор формирует свой уникальный стиль, начало которому было положено под руководством Салливена. Райт впитал его принципы, естественный, честный и целостный подход к проектированию. Органическая архитектура и стиль прерий начинают проявляться во всех работах молодого архитектора. Как позднее заявлял Райт, Салливан был единственным архитектором, который оказал на него влияние в молодости.

Дома прерий — это архитектурный стиль 1900-1917 гг., созданный Райтом на основе идей органической архитектуры. Зданиям, выдержанным в этом стиле, присущи непрерывные, гладкие, горизонтальные линии. Как правило, такие дома имеют достаточно плоские крыши, широкие и громоздкие карнизы, выпирающие из основной проекции здания. Также им характерны створчатые окна, расположенные горизонтальными рядами. Такие дома обычно могут похвастаться большим количеством остекленных поверхностей, а также открытыми интерьерами, не предусматривающими перегородки между кухней, гостиной и столовой.

Дом Нормана Лайкса в Аризоне к северу от Феникса

Несмотря на все это, дома прерий совсем не выглядят громоздко, а наоборот, полностью вписываются в природу. Горизонтальная протяженность конструкции и параллельные земле плоскости связывали дом в единое целое с землей. В период с 1901-1909 гг. Райт создал около 120 проектов и построил 76 домов прерий. Большинство из них предназначалось для представителей среднего класса и для бизнесменов. Одним из самых лучших примеров «домов прерий» считается дом Роби в Чикаго, построенный в 1907 году.

Связь с Японией

Важными источниками вдохновения для Райта были любовь к природе и тесная связь с Японией, где он открыл свое архитектурное бюро и построил четырнадцать зданий. До наших дней сохранилось только три. Считается, что его стиль прерий и органическая архитектура во многом основаны на японском мировоззрении. Тадао Андо, современный японский архитектор, в своей автобиографии заявил: «Я думаю, Райт изучил самый важный аспект архитектуры — обращение с пространством — на японской архитектуре. Когда я посетил «Дом над водопадом» в Пенсильвании, я обнаружил, что точно так же чувствую это окружающее пространство. Но там были и дополнительные звуки природы, обращенные ко мне».

Отель Imperial в Токио

На протяжении всей жизни Райт коллекционировал японскую печатную графику. Кроме того, среди его ассистентов было несколько японских архитекторов: Камеки и Нобуко Цутиура. Они также работали над отелем Imperial в Токио, который позднее значительно пострадал от землетрясения и был снесен. Он был спроектирован как система разнообразных садов. Это здание связывает ранний и средний периоды Райта как художника, а также западный и восточный дизайн.

Личность Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт на стройке © franklloydwright. org

Личная жизнь выдающегося архитектора была не менее примечательна, чем его архитектурные работы. Например, в 1909 году Райт оставил жену с шестью детьми и уехал в Европу с женой клиента. Райт был разносторонний, остроумный, прямолинейный и полностью поглощенный своим делом. Драматические события наполняли его повседневность. Не раз друзья порывали с ним отношения из-за его бескомпромиссности и презрения к буржуазным условностям.

«Существует ли для души что-нибудь более приятное, чем чистый лист бумаги? Кропотливое сравнение и выбор из всех возможных текстур, цветов и бумаги?»

Деньги для Райта тоже не представляли препятствий. Постоянные поиски новых конструкций, воплощение интересных идей и неожиданные решения характеризовали Райта как архитектора и человека. Не раз его эксперименты выливались в катастрофическое удорожание строительства. Райт часто полагался больше на свою интуицию, чем на инженерные расчеты, что нередко приводило к переделкам и перестройкам даже за собственный счет.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Райт стал менять стиль органической архитектуры на интернациональный. Он скончался 9 апреля 1959 года в возрасте 91 года, за шесть месяцев до завершения строительства музея Гуггенхайм в Нью-Йорке. Последний проект Райта, дом Нормана Лайкса в Аризоне, достраивал уже его ученик. Фрэнк Ллойд Райт за всю свою жизнь создал более 1100 проектов, 500 из которых удалось реализовать. При этом треть всех работ пришлась на последние десять лет жизни мастера. Со смертью архитектора его дело не прекратилось, и его проекты продолжали реализовываться: например, уже в 1997 году завершилось строительство конференц-центра Monona Terrace.

Философия Фрэнка Ллойда Райта

— Естественность, изначально присущая каждому творению архитектуры, не должна быть утеряна. Райт называл ее «внутренней природой».

— Целостность и органичность. Здание должно производить впечатление целостности, «сделанного из одного куска», а не собранного из разных деталей.

— Форма и функция здания — это стержень органической архитектуры.

— Поэзия и романтика в архитектуре относятся к слову «качество» и жизненно необходимы ей. Согласно Райту, органичная архитектура видит в реальной действительности подлинную романтику человеческого творчества.

— Важна истинность традиций. Имитации и всевозможные подражания тому, что уже копировалось, только разрушают архитектуру. Райт считал, что именно правда и подлинность должны обожествляться в его профессии.

— Орнамент — это неотъемлемая часть архитектуры. Если замысел орнамента хорош, он превращает ее в поэзию. Если нет — то разрушает всю архитектуру.

— В философской концепции органической архитектуры Райт также выделял такое понятие, как «дух». Он считал, что это нечто внутреннее, что никак не является нисходящим свыше, а проявляется изнутри наружу.

— Третье измерение в органичной архитектуре — это не ширина, а глубина, присущая вещи, а не приложенная к ней.

— Пространство — это невидимый источник, из которого исходят все ритмы. Это дыхание произведения искусства.

Основные архитектурные принципы

На базе этих философских идей были сформированы основные принципы Райта, которыми он руководствовался в своем творчестве и которые лежат в основе каждого его проекта.

1. Встроенность в ландшафт и натуральные материалы

Kinney House, Ланкастер, Висконсин, США

У Райта нет одинаковых построек, потому что он считал, что каждый проект уникален и создан для определенного места и конкретных людей и, соответственно, может существовать только в нем. Вырванное из контекста здание — уже не существует. Райт считал, что гармония с окружающей средой — понятие необходимое. Оно легло в основу его «органической архитектуры». По его словам, здание должно не выделяться из окружающей среды, а «вырастать из него подобно растению и гармонично сочетаться с окружением, как если бы сама природа создала его».

Райт всегда подбирал материалы, которые подходят именно для конкретной местности, где строилось здание. Известно, что Райт предпочитал работать с местными каменоломнями и лесопилками для того, чтобы здание было «слеплено» из того же теста, что и окружающий его ландшафт. Также, согласно правилам его философии, он старался не использовать слишком много разного вида материала. Это помогало сохранять гармонию. Райт всегда старался подчеркнуть природную красоту.

2. Человеческий масштаб

Дом, который построил Фрэнк Ллойд Райт для своего сына Дэвида

Необходимыми параметрами жизни Райт считал близость к земле и соразмерный человеческим пропорциям масштаб зданий. Из органической философии Райта вытекает следующее правило: «пропорции здания и мебели должны определяться размерами человеческой фигуры». Он стремился к созданию уютного помещения. Для концепции жилых домов это означало, что он избегал слишком высоких потолков, огромных комнат. В глобальном плане Райт был против концепции застройки городов небоскребами.

В книге «Будущее архитектуры» Райт говорит: «Свободная планировка и исключение бесполезной высоты в новом жилище сделали чудо. Ощущение надлежащей свободы совершенно изменило его вид. Появилось новое чувство ценности пространства в архитектуре. Оно теперь вошло в архитектуру современного мира. Так и должно быть. Здесь и там в зданиях проявляется новое чувство покоя, выражающееся в спокойной обтекаемости, подобную которой мы теперь видим в пароходах, самолетах и автомобилях».

3. Гармония и пространство

Интерьер дома Лорен Поуп

Для Райта было важно осуществление комплексного подхода к своим проектам. Он проектировал не только здания, но и ландшафтные участки, а также занимался интерьером. Райт считал, что всё это должно находиться в гармонии.

«Дом — это не стены с крышей. Это пространство внутри них». Так утверждал Райт, когда проектировал помещения, плавно перетекающие друг в друга. Он старался избегать понятия дома — «жизнь в четырех стенах». Им он предпочитал ниши, перегородки в японском стиле, перепады уровней. Это приближало его творения к природе, где нет неожиданных поворотов, глухих стен и дверей. Райт часто прибегал к террасам и ленточным окнам как к связующим между внутренним и внешним миром.

Пространство, или «текучесть пространства», а также понятия свободный план Райт считал своими нововведениями в архитектуре. Об этом он говорит в книге «Будущее архитектур»: «Высший порядок — это ощущение освещенного солнцем пространства и легкости сооружения, подобной легкости паутины».

Архитектурные проекты

Дом Роби

Создание: 1909 г.
Начало строительства: 1908 г.
Назначение: жилой дом
Местоположение: Чикаго (США)

Один из самых известных домов прерий. Он отличается респектабельным обликом и пространственной композицией, которые присущи этому стилю. В этот период Райт строил дома со свободной планировкой, где центре обязательно должен был быть камин — неотъемлемая часть всего строения. Подчеркнутый горизонтальный силуэт дома Роби намекает на бескрайние просторы Среднего Запада.

В основе лежит идея летящей, распластанной композиции, согласно которой были спроектированы другие элементы здания: широкие навесы крыши, плоская форма, невысокие этажи. Дом состоит из наложенных друг на друга двух горизонтальных прямоугольных объемов. Бетон и кирпич прекрасно сочетаются с полированным вручную деревом и цветными витражами.

Дом «Миниатюра», La Miniatura

Создание: 1923 г.
Начало строительства: 1923 г.
Назначение: жилой дом, вилла
Местоположение: Пасадена, Калифорния

Дом Миниатюра — один из первых текстильных блоков, построенных Райтом. Заказчица — Элис Миллард, коллекционер антиквариата и редких книг. Место для строительства выбрано удивительное — это овраг с живописными эвкалиптами. Этот дом в текстильно-блочном исполнении считается одним из главных шедевров Фрэнка Ллойда Райта. Почему же Райт называл свои блоки текстильными?

Долгие годы бетон был ненужным дешевым материалом на строительном рынке. Райт же решил переосмыслить его и превратить в эстетическое заявление. Он предложил делать нестандартные бетонные блоки кубической формы полыми внутри и нанизывать их на арматурные стержни, словно бусины на нитку. Поэтому их стали называть «текстильными». Поверхность блока покрывалась орнаментом, в данном случае напоминающим искусство индейцев майя. Органическая архитектура этого проекта заключалась также в том, что в состав бетона добавлялся песок и гравий со строительной площадки.

Церковь единения в Оак-Парке

Создание: 1908 г.
Начало строительства: 1905 г.
Назначение: церковь
Местоположение: Оак парк, Иллинойс

Достаточно революционный проект для своей эпохи: новая церковь для унитарианской общины была построена в 1908 году. Она была признана не только проектом, определившим стиль самого Райта, но и одним из первых памятников модернизма ХХ века. Позднее Райт заявлял: Душа здания — это пространство, а не его стены». Поэтому дизайн был лаконичный, но полностью отвечающий требованиям прихожан.

Здесь бетон выбран в качестве основного материала, к нему был добавлен орнамент. Пространство церкви разделено на две части: первая часть служит для богослужений, а вторая — для общественных мероприятий. Потолочное освещение и стекла натуральных желтых, зеленых и коричневых оттенков создают ощущение самой природы внутри помещения.

Дом над водопадом

Создание: 1939 г.
Начало строительства: 1935 г.
Назначение: загородный дом
Местоположение: Пенсильвания

Будучи Национальным историческим памятником США, а также эталоном органической архитектуры Фрэнка Ллойда Райта дом был изначально построен для семейства Кауфманн в 1935 г. Считается одним из самых главных архитектурных зданий ХХ в., а также лучшей работой Райта (наравне с музеем Гуггенхайма). В 1991 г. члены Американского института архитекторов отозвались о нем, как о «лучшем и непревзойденном произведении национальной архитектуры».

Райт стремился воспеть природу этого места. Камни для возведения стен добывались в том же районе, а консольные террасы были выполнены из местного песчаника, гармонично дополняющего натуральный камень. Особое расположение создает впечатление, будто они парят над бурлящим водопадом. Архитектор стремился к тому, чтобы будущий дом стал частью местного ландшафта и чтобы не было срублено ни одного дерева при строительстве дома.

В этом проекте Райт сделал акцент на взаимопроникающих пространствах дома, которые символизируют гармонию человека с природой. Общая цветовая гамма имеет светлые тона. Как и в других своих проектах, Райт избегал глухих стен и установил прозрачные ширмы, благодаря которым из любой точки дома открывается живописный вид на местные красоты. Кроме того, Райт избавился от штукатурки внутри дома, и чтобы скрыть каменные стены и железобетон, применил обшивку из дерева.

Тем не менее Райт допустил ошибку в техническом расчете несущих конструкций. Кауфманны наняли инженерную фирму для проверки, и выяснилось, что если не увеличить количество металла в бетонных конструкциях, то дом скоро будет лежать в реке. Конфликт между заказчиками и Райтом удалось погасить не сразу, но в итоге бетонную консоль террасы все же армировали по совету инженеров.

Дом Эннисов

Создание: 1924 г.
Начало строительства: 1923 г.
Назначение: дом, особняк
Местоположение: Лос-Анджелес

Самый крупный и последний особняк в «текстильном стиле» с самым сложным асимметричным орнаментом на поверхности блоков. Это очень масштабный проект, позволивший Райту развернуться и применить множество своих идей. К тому же заказчик, Эннис, миллионер, сделавший состояние на сети универмагов, очень интересовался культурой майя. Общность вкусов и бюджет вылились в грандиозное здание из бетонных блоков с особым орнаментом.

Снаружи дом, скорее, напоминает храм, а орнамент часто заставляет относить работы Райта к декоративным решениям, а не конструктивным. Тем не менее внутри это впечатление немного сглаживается. В проекте Райт предпочел точную планировку, отказавшись от свободных переходов, и сам спроектировал интерьер. Гостиная с балконом имеют прекрасный вид на Лос-Анджелес, далее идут симметричная столовая, бассейн и спальни. Здесь Райт уделил особое внимание масштабу каждого помещения, пустые пространства он разбил перепадом высот в две-три ступеньки, ширмами, перегородками, мозаикой над камином и другими деликатными деталями.

Последующие конфликты с заказчиком заставили Райта отказаться от орнаментальных бетонных блоков в новых проектах. Тем не менее хозяевам полюбился построенный для них неординарный дом. В 1968 году он был куплен Августусом Брауном и позднее в 80-х годах передан в Общество по сохранению культурного наследия. К сожалению, землетрясение 1994 года и сильные дожди в 2004 году сильно повредили дом. До сих пор он находится на реставрации.

Музей Гуггенхайма

Создание: 1959 г.
Начало строительства: 1943 г.
Назначение: музей
Местоположение: Нью-Йорк

Здание, не раз подвергавшееся суровой критике, тем не менее считается вершиной творчества Фрэнка Ллойда Райта. Для этого здания Райт подготовил примерно 700 эскизов и потратил 15 лет своей жизни. К сожалению, ни Райту, ни Соломону Гуггенхайму не довелось дожить до открытия музея. Но здание по праву считается одним из величайших достижений современной архитектуры.

Контраст этого проекта с «текстильными домами», а также другими произведениями Райта сразу бросается в глаза. Хотя поначалу Райт скептично смотрел на предложение покровительницы коллекции Гуггенхайма Хиллы фон Ребай о строительстве своего рода «храма» для обширной коллекции современного искусства Гуггенхайма.

Пластичность органических форм передана очень успешно. Снаружи здание производит впечатление ступенчатой пирамиды вавилонского происхождения, а внутри похоже на раковину. Можно подняться на самый верх и спуститься от стеклянного потолка по спиральной лестнице, наслаждаясь при этом богатой коллекцией современного искусства.

Талиесин

Создание: 1911 г.
Начало строительства: 1911 г.
Назначение: резиденция, студия
Местоположение: Висконсин

Невозможно, описывая проекты Фрэнка Ллойда Райта, не упомянуть Талиесин — самый длительный проект архитектора. Речь идет о резиденции самого Райта, названной в честь поэта VI века в память о валлийских корнях своей матери. Буквально название переводится как «сияющий лоб». Это название отразило желание архитектора построить свою резиденцию «на лбу» холма, а не на пике, в полном соответствии стилю прерий. Широкие окна, консольные крыши, материалы из близлежащей каменоломни, полностью сливающийся с местным пейзажем дом, открытая планировка — во всем этом читается настоящий Фрэнк Ллойд Райт.

Судьба дома достаточно драматична. Не менее двух раз он пострадал от пожаров (1924 и 1925 гг.), но был восстановлен и полностью соответствовал прежнему виду, меняя лишь имя на Талиесин II и Талиесин III. Позднее дом стал архитектурной школой и местом проведения программы стажировок Фрэнка Ллойда Райта.

Графический дизайн Фрэнка Ллойда Райта: язык орнамента

Воздушные шары и пустыня — рисунки для журнала Liberty, 1926

Имя Райта хорошо известно в мировой архитектуре, но его вклад в графический дизайн для многих остается неизведанным. Его интерес к печатной графике начался еще в юношеские годы, когда в своем подвале Райт постигал основы типографской печати. Это увлечение привело его к серьезной работе в сфере графического двумерного дизайна. На протяжении всей карьеры Райт занимался леттерингом, разрабатывал необычные надписи для книг, создавал плакаты, иллюстрации, обложки журналов, брошюры, архитектурные украшения и витражи.

Стоит упомянуть остроумные и смелые графические работы Райта для обложки журнала Liberty. Некоторые из них носили настолько необычный характер, что журнал отказался их использовать. Известно, что Райт создал 12 графических рисунков карандашом, но ни один из них не был напечатан. Его дизайн был построен на основах игры «Дары Фребеля» — это прямые линии и геометрические структуры.

Обложка для журнала Town and Country © www.brainpickings.org

Одна из самых знаменитых графических работ Райта — это рисунок американского флага. Изначально дизайн флага был выполнен Райтом для журнала Liberty, но позднее его опубликовал журнал Town&Country в 1937 г. Это единственный рисунок Райта, предназначенный для Liberty, который когда-либо был напечатан. Райт также был очарован японскими гравюрами и книгой Оуэна Джонса «Грамматика Орнамента» (1856 г.). Книга раскрывала универсальные законы украшения и орнамента.

Напутствия будущему архитектору

В 1931 году в Чикаго Райт прочитал известную лекцию «Молодому архитектору». Многие ее тезисы цитируются и по сей день, особенно советы, оставленные мэтром будущему поколению архитекторов:

— Если вы не понимаете того, что все архитекторы мира были хороши в своем роде и в свое время, то забудьте о них.

— Архитектуре нужно быть верным. Не вступайте в архитектуру для того, чтобы зарабатывать на жизнь, если вы не любите ее как живой принцип, если вы не любите ее ради нее.

— Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.

— Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

— Срочно начинайте вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что нравится или не нравится.

— Нужно учиться отличать любопытное от красивого. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным. Каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке.

— Приобретите привычку анализировать. Постепенно способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.

— Мой учитель говорил: «Мыслите простыми категориями». Имелось в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

— Отбросьте как можно скорее американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

— Не спешите заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

— Уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.

— Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Отвлекаясь от финансовых вопросов, величина проекта мало значит в искусстве. В действительный расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

Интересные факты

— Жизнь Райта отчасти легла в основу романа-бестселлера Айн Рэнд «Источник» (1943). По нему в 1949 году в США сделали экранизацию с Гэри Купером в главной роли.

— Известно, что Дэвид Линч так отозвался об архитектуре Райта: «Войти в Дом Эннисов — все равно что попасть в рай».

— Дом Эннисов вообще пользуется симпатией режиссеров. Всего его снимали в 20 фильмах, например в «Женщине» (1933) или «Бегущему по лезвию бритвы» (1982).

— Дом Эннисов появляется и в музыкальных видеоклипах: в Vuelve на песню Рики Мартина и Bad Day американской рок-группы Fuel.

— Музей Соломона Гуггенхайма не отстает: его снимали в фильмах «Люди в черном», «Три дня Кондора» и «Пингвины мистера Поппера».

— Дом над водопадом принес немало бед своим хозяевам: из-за ошибки строителей пришлось устанавливать подпорки, а из-за близости воды постоянно появлялась плесень. В итоге сын владельцев дома передал его штату.

— Резиденция Фрэнка Райта — Талиесин — горела дважды. Первый раз ее поджег слуга после убийства любовницы архитектора Марты Босвик и ее детей.


Также Losko писал биографии и о других архитекторах:

— Ле Корбюзье — гениальный новатор в современной архитектуре;

— Людвиг Мис ван дер Роэ — гений свободной планировки;

— Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма;

— Алвар Аалто — эталон скандинавской архитектуры;

— Заха Хадид — первая женщина, получившая Притцкеровскую премию.

— Ренцо Пиано — основатель стиля хай-тек в архитектуре и самый обаятельный архитектор.

— Норман Фостер — его называют «зелёным архитектором».

А также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomag, Instagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.

Как выглядят нереализованные проекты Фрэнка Ллойда Райта

Архитектура

Визуализация часовни Святой Троицы и эскиз Фрэнка Ллойда Райта.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

«Мы постоянно пользуемся инструментами визуализации, такими как Autocad, 3ds Max и Photoshop, чтобы показать то, чего еще пока нет. И я задумался: почему бы с их помощью не постараться увидеть то, чего никогда не было или уже исчезло», — рассказывает архитектор Давид Ромеро (David Romero) о том, как появилась идея проекта Hooked On The Past.

Визуализация Gordon Strong Automobile Objective — здания, по задумке, объединяющего функции планетария, парковки и ресторана, — и работа над ней.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Ее главным героем стал культовый архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), половина работ которого — 660 из 1171 (!) — так никогда и не была реализована, а часть навсегда исчезла. «С самого начала я старался, чтобы мои визуализации стали своеобразной машиной времени: мы словно переносимся в первую половину XX века, чтобы увидеть эти здания такими, какими их видели бы современники. Создание этих изображений — мое хобби, которому я уделяю много времени. Общаюсь на форумах, изучаю отклики и прислушиваюсь к конструктивной критике.  Ее хватает: визуализации выглядят немного иначе по сравнению с рисунками Райта, но на самом деле чертежи редко полностью совпадают с уже построенным зданием. С помощью плагинов, передающих текстуру досок или текстиля, эффектов неба и окружающей среды, изображений ретроавтомобилей и других примет того времени, „прифотошопленных“ следов износа от дождя и грязи я стремлюсь показать, как выглядит великая архитектура с точки зрения обычного человека».

Дом сестер Роуз и Гертруды Паусон

Терраса в доме сестер Роуз и Гертруды Паусон. Детали интерьера Давид Ромеро позаимствовал из редких уцелевших фотографий.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Дом сестер Роуз и Гертруды Паусон в разное время суток.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

В основном в работе приходится ориентироваться только на чертежи и рисунки Райта, иногда везет больше — скажем, сохранились фото интерьера дома сестер Роуз и Гертруды Паусон. Построенное в 1940 году здание с видом на пустыню Мохаве сгорело всего через 2 года — скорее всего, уголек из камина поджег шторы, дизайн которых также разрабатывал Фрэнк Ллойд Райт и воспроизвел в своей визуализации Ромеро.

Рисунок штор воспроизведен по фото. Именно они стали причиной пожара, из-за которого дом не сохранился.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Часовня Святой Троицы

Фрэнк Ллойд Райт не разрабатывал интерьер часовни — работа над проектом закончилась раньше.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Кафедра и витражи — переосмысление Давидом Ромеро наследия архитектора.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Иногда работа прерывалась на начальных этапах. Такова история часовни Святой Троицы для Университета Оклахомы в Нормане — сразу после демонстрации чертежей заказчик отказался от проекта: по его мнению, часовня должна была быть присоединена к историческому зданию университета, а архитектор настаивал на отдельно стоящем здании. Давид Ромеро признается, что витражи и кафедра часовни, оставшейся на бумаге, — его личная фантазия на тему, однако максимально соответствующая эстетическим взглядам Райта и технологическим возможностям тех лет.

Винтажные автомобили на визуализациях — излюбленный прием Ромеро.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Штаб-квартира «Ларкин»

С помощью плагинов можно точно передать фактуру материала и даже следы времени.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Другая потеря — штаб-квартира мыловаренного завода «Ларкин». Здание просуществовало почти полвека — с 1904-го по 1950 год — и было снесено после того, как компания разорилась, а землю выкупили под стоянку грузовиков. Впрочем, стоянку так и не построили — но шедевр Фрэнка Ллойда Райта уже был уничтожен.

Штаб-квартира «Ларкин» в разное время суток.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Интерьер был восстановлен по сохранившимся фотографиям и эскизам.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

«Мост бабочек»

Фрэнк Ллойд Райт считал мосты со стальными конструкциями устаревшими, поэтому предложил железобетонный вариант.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Butterfly Bridge должен был стать вторым через залив в Сан-Франциско. В 1957 году 5-метровая модель железобетонной конструкции органической формы привела в восторг и администрацию города, и его жителей. По воспоминаниям, павильон, где Райт представлял свой проект, был переполнен. Однако реализация оказалась слишком дорогой, а затем более привлекательной стала идея построенного в 1974 году железнодорожного тоннеля.

Дом Смитов

Визуализация дома Смитов.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Эскиз Фрэнка Ллойда Райта и работа над визуализацией дома Смитов.

Фото
Давид Ромеро (David Romero)

Дом в соснах — еще один проект, оставшийся только на бумаге. Его заказчиками было семейство Смитов, однако по неизвестной причине строительство в лесах Калифорнии так и не началось.

Давид Ромеро продолжает свой проект, скрупулезно воссоздавая по рисункам проекты Фрэнка Ллойда Райта. «В процессе работы над моделями меня иногда посещает своеобразное чувство — почти священный трепет, когда на экране монитора появляются шедевры архитектуры, которых никто не видел. Я искренне надеюсь, что все поклонники творчества Райта тоже смогут это почувствовать».

лучших уроков дизайна интерьера Фрэнка Ллойда Райта

лучших уроков дизайна интерьера Фрэнка Ллойда Райта — Фонд Фрэнка Ллойда Райта

Райт спроектировал здания как единое целое внутри и снаружи. Его смелые принципы так же актуальны и прекрасны и сегодня

 

«Он считал, что произведения архитектуры должны быть законченными произведениями искусства».

Ключевые уроки дизайна Фрэнка Ллойда Райта можно извлечь из его основной концепции дизайна, которая сосредоточена на целостном процессе проектирования, направленном на проектирование изнутри наружу.

«Его целью было спроектировать полные здания… в результате целое было гораздо больше, чем сумма частей», — говорит Марго Стайп, директор и куратор коллекций Фонда Фрэнка Ллойда Райта. «Он считал, что произведения архитектуры должны быть законченными произведениями искусства».

Чтобы реализовать это цельное видение, Райт контролировал все аспекты дизайна. «Это включало и ориентацию здания на участке, и выбор строительных материалов, и все внутреннее убранство — мебель, освещение, художественное стекло, ковры и даже предметы искусства — при условии полного единства, а значит, желаемой гармонии и покой должен был быть достигнут», — говорит Стайп.

Вот, Стайп, который написал две книги о Райте — одна из них посвящена его менее известной страсти к дизайну интерьеров: убедительные и провокационные мантры дизайна интерьера.

1. Привлеките внимание на природу

При правильном подходе плавная интеграция внутреннего пространства с внешним пространством может способствовать благополучию и творчеству. Например, в зимнем доме Райта Талиесин-Уэст в Скоттсдейле, штат Аризона, дизайн стирает границы между внутренней и наружной жизнью, а виды пустынного ландшафта в рамке отмечаются повсюду.

Исследуйте целостный дизайн Taliesin West — совершите экскурсию по лаборатории Райта в пустыне.

2. Дизайн в человеческом масштабе

Человеческий масштаб – это настоящий масштаб здания. Врожденное чувство комфорта возникает из-за приведения пропорций здания к человеческому масштабу. Эта ключевая концепция проявляется в Талиесине, обширной лаборатории Райта органической архитектуры в Висконсине, где исследование дерева и камня, открывающееся наружу, взывает к человеческим чувствам.

Откройте для себя лабораторию органической архитектуры Райта, Талиесин, совершив экскурсию.

Фото: Эндрю Пилаж

3. Отредактируйте ненужное

Одним из важнейших принципов дизайна является устранение ненужного. Как говорит Стайп, нужно знать, «что убрать, а что добавить». Успешное решение этой задачи приводит к простоте и покою. Ни то, ни другое не достигается легко. В Талиесине Райт построил дом в стиле прерий на своем обширном сельскохозяйственном участке площадью 800 акров, отличающемся утонченной простотой.

Фото: Джон Льюис Маршалл

4. Сохраните первоначальное видение

Строя с нуля, обязательно поймите, что привлекло вас на этом месте, что вас в нем очаровало, а затем стройте так, чтобы вы могли все еще вижу эти элементы. Например, в Taliesin West естественный свет через множество окон и светящиеся брезентовые крыши играют важную роль в дизайне, который прославляет одну из любимых характеристик пустыни Райта: яркий солнечный свет.

 


 

«Райт актуален, потому что он никогда не отказывался от вневременного», — говорит Стайп. «Он считал, что красота, искусство и общение с природой жизненно важны для благополучия людей. Благодаря воссоединению интерьера человеческого убежища с окружающей природой снаружи создаются новые впечатления и модели, пробуждается человеческий дух и обогащается повседневная жизнь».

Считая природу «основным источником новых идей и новых форм», Райт наслаждался ее красотой, вдохновлялся ее разнообразием и прислушивался к ее урокам простоты и экономии. «Речь никогда не шла о том, чтобы иметь больше, — говорит Стайп. «Это всегда было больше».

Откройте для себя непреходящее наследие Фрэнка Ллойда Райта

Присоединяйтесь к нашей новой серии динамиков Taliesin Next в Taliesin West в Скоттсдейле, штат Аризона, где множество идей будет представлено с разных точек зрения, столь же разнообразных, как и многогранное наследие великого архитектора. .

Как отремонтировать дом, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом

Архитектура и дизайн

Тед и Деби Мунц взялись за грандиозный проект — капитальный ремонт поместья Ловнесс в Миннесоте

Студия Lovness Estate в Стиллуотере, Миннесота.

Когда Фрэнк Ллойд Райт называет комнату для гостей в своем частном доме в вашу честь, вы знаете, что произвели на него впечатление. Так было с харизматичной Вирджинией Ловнесс и ее мужем Доном. Как художница, Ловнесс всегда мечтала иметь собственную студию, и когда родственник познакомил ее с архитектором в 1950-х годов она представила ему свои идеи конструкции. Райт, в восторге от Ловнесс, быстро разработал для нее весь проект — разумеется, по его спецификациям. Результатом стала студия, которая сегодня стоит в поместье Ловнесс площадью 20 акров на берегу озера в Стилуотере, штат Миннесота, которую пара построила сама по замыслу Райта. Архитектор также продал им планы другого строения, названного Коттеджем, которое изначально было спроектировано для другого участка, но в итоге было построено Ловнесами из Стиллуотера. В более поздние годы Ловнесс перечислила свой дом, но она не хотела продавать свою любимую собственность, отказывая всем заинтересованным сторонам, пока не встретила Теда и Деби Мунц.

Фрэнк Ллойд Райт спроектировал студию, показанную здесь, а также второе здание в поместье.

Коренные жители Айовы познакомились с Райтом через парк Игл-Пойнт в их родном городе Дубьюк, в котором были здания, вдохновленные стилем архитектора. Позже они включили элементы Райта в дом, который построили в Сент-Майкле, штат Миннесота, в 1994 году. Фрэнк Ллойд Райт , и когда Ловнесс выставила на продажу свой дом в 2007 году, они знали, что хотят его.

«Когда я спросил их, как они подошли к покупке недвижимости, Тед сказал:« Вы имеете в виду, когда я начал ухаживать за Вирджинией Ловнесс? », — рассказывает дизайнер интерьеров Талла Скогмо, которая руководила ремонтом интерьеров. Время в 2007 году было не совсем подходящим для Мунцев, и в конце концов дом был снят с продажи. Но несколько лет спустя они написали Ловнесс письмо, в котором спрашивали, продала ли она дом или все еще заинтересована в его продаже. Хозяйка дома Ловнесс, которая сохранила свое имение, пригласила Мунцев в гости.

Отремонтированная гостиная.

«Процесс был долгим — около двух лет с момента моего первоначального письма», — рассказывает г-н Мунц AD. «Было видно, что Вирджиния, не найдя подходящего покупателя, решила дожить свои годы в Коттедже». В то время как большинство потенциальных покупателей заявили о своем желании переместить здания, чтобы извлечь выгоду из собственности на берегу озера, Мунцы хотели сохранить наследие поместья. «Со временем мы смогли убедить Вирджинию в том, что мы покупатели, которые не только сохранят площадь собственности, но и перенесут ее в 21 век, что было необходимо для ее долговечности», — говорит г-н Мунц. Пара приобрела поместье у Ловнесса в 2013 году при условии, что она все еще сможет жить в коттедже.

Столовая.

Самые популярные

Для реконструкции Мунцы привлекли архитектора Келли Дэвис, в то время работавшую в SALA Architects Inc., миннесотца, лично связанного с Lovness Estate. «Ровно 50 лет назад, будучи 16-летним подростком с новыми водительскими правами, я ездил по местным проселочным дорогам в поисках дома», — вспоминает Дэвис. «Когда я увидел почтовый ящик, спроектированный Райтом, я нагло — и без приглашения — проехал по подъездной дорожке и столкнулся с доберманом-пинчером с пеной у рта, имя которого, как я впоследствии узнал, было Люцифер. Вирджиния Ловнесс позволила мне потерпеть несколько минут, прежде чем выйти посмотреть, что происходит».

Узнав о его интересе к архитектуре ее дома, она провела ему полную экскурсию, и пути новообретенных друзей продолжали пересекаться десятилетиями. Хотя Дэвис был готов уйти в отставку, когда к нему обратились Мунцы, он согласился присоединиться к проекту. «Когда Тед и Деби взяли на себя управление имуществом и обратились к нам за помощью, я решил, что это будет идеальный последний проект: замкнутый круг».

Гостиная.

Хотя она очень дорожила своим домом, Ловнесс с возрастом не могла содержать студию. «Когда мы туда попали, все было в очень тяжелом состоянии, — говорит Скогмо. «Таким образом, почти весь дом был снесен, за исключением всего, что еще могло удерживать крышу. И камни!» Начав заново, Дэвис старался оставаться максимально верным видению Райта, все время приводя системы в соответствие с современными стандартами. «Каждый раз, когда вы имеете дело со знаковым дизайном Райта, это превращается в деликатный танец с точки зрения того, какие элементы можно подделать, не влияя на общий дух дизайна», — говорит Дэвис. «Наша цель всегда заключалась в том, чтобы сделать нашу работу и сделать ее неразрывной с оригиналом, чтобы посетители дома не могли сказать, что он был каким-либо образом изменен».

Самые популярные

Кухня.

Однако Дэвис переделал некоторые элементы дома, чтобы сделать его более пригодным для жизни местом для Мунцев, которым было ясно, что это должен быть их дом, а не музей. Например, он изменил планировку кухни и ванных комнат, которые, согласно типичному замыслу Райта, были не самыми практичными помещениями. говорит архитектор. «Чтобы сохранить некоторую преемственность, мы сделали все возможное, чтобы соединить старые элементы с новыми, но если есть что-то, что я узнал о сообществе Райт, половина будет любить это (домовладельцы и некоторые архитекторы), а половина будет ненавидеть это (академики). и другие архитекторы).

Когда Скогмо пришла делать интерьер, она столкнулась с загадкой: дом был заполнен мебелью, разработанной Райтом, и хотя она и Мунцы хотели сохранить ее эстетику, они также хотели использовать предметы, которые были очень удобно — Райт не обязательно делал комфорт приоритетом в своих работах. Не говоря уже о том, что мистер Мунц довольно высокий, а мебель Райта часто проектировалась для гораздо меньшего размера (архитектор утверждал, что его рост пять футов восемь с половиной дюймов, хотя многие считают, что он преувеличивал).

Ванна.

Самые популярные

Поэтому Скогмо искал удобную, но все же мебель в стиле Райта, которая дополняла бы пространство архитектора, находя такие предметы, как парижское кресло для двоих и клубный стул Томаса Фазана для Baker Furniture. Она также сохранила часть оригинальной мебели Райта, например, скамейку из коттеджа, которую она перетянула, чтобы сделать ее более удобной; деревянные светильники Райта; и оригинальный обеденный стол. Этот стол также вызвал некоторые проблемы — он был слишком низким для большинства современных стульев. Затем, когда Ского нашла идеальный продукт, дизайн Марка Гетца для Cabot Wrenn, она обнаружила, что они были специально разработаны для Института Пратта в Нью-Йорке и не были доступны для покупки. К счастью, ей удалось договориться и приобрести набор стульев для студии, а это теперь единственное место, где их можно найти за пределами университета.

Ремонт был завершен в прошлом году, и Мунцы, конечно же, в восторге от своего дома. «У нас расслабляющий и успокаивающий образ жизни, когда мы спим под пение койотов и просыпаемся под пение гагар. Дикая природа смотрит на нас так же, как мы смотрим на них». — говорит миссис Мунц. Ее муж соглашается. «Он живет природой, но обрамлен линиями архитектуры», — говорит он.

И хотя это прекрасно, что новые домовладельцы наслаждаются Студией, успех реконструкции стал немного слаще благодаря одобрению Вирджинии Ловнесс, которая смогла наблюдать за проектом от начала до конца, прежде чем она скончалась в феврале этого года. год.

Тед и Деби Мунц с Вирджинией Ловнесс.

«В последний раз я видел Вирджинию в ноябре 2017 года, когда были сделаны последние фотографии проекта, — говорит Дэвис. «Она была довольна тем, что увидела, довольна тем, чего добились Тед и Деби, дав дому новую жизнь; и в 92 года, с бокалом шампанского в руке, она снова в своей неподражаемой и восхитительной манере полностью заняла комнату, которую они с Доном построили».