Фрэнк ллойд райт интерьеры: биография и 5 лучших домов архитектора

Содержание

биография и 5 лучших домов архитектора

Множество реализованных проектов, популяризация органичной архитектуры и собственная философия стиля — именно за это Фрэнка Ллойда Райта называют величайшим американским архитектором

Фото: Shutterstock

О жизни, принципах и главных архитектурных проектах мастера рассказываем в нашей статье.

  • Кто такой
  • Краткая биография
  • Основные принципы
  • Знаменитые здания
  • Комментарий эксперта

Эксперт в этом материале:

  • Айрат Багаутдинов, историк инженерии, руководитель проекта «Москвы глазами инженера»

adv.rbc.ru

Кто такой Фрэнк Ллойд Райт

Фрэнк Ллойд Райт

(Фото: Wikimedia Commons)

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) был последователем и популяризатором органической архитектуры: он считал, что любые здания должны максимально вписываться в ландшафт и гармонировать как с его обитателями, так и с окружающей средой. Его стиль прерий стал основой дизайна гражданской архитектуры XX века в США: он построил около 50 домов с 1900 по 1910 год [1]. Здания отличались плоскими крышами, сплошным ленточным остеклением и искусной мимикрией под пейзаж вокруг. Для строительства Райт также подбирал природные материалы, которые характерны для конкретной местности, и считал, что любое сооружение должно быть целесообразным, а форма отвечать назначению.

Дом Фрэнка Ллойда Райта в Си-Клиффе

(Фото: Wikimedia Commons)

Фрэнк Ллойд Райт спроектировал около 800 зданий, из которых 380 были построены. В 2019 году ЮНЕСКО включила восемь из них в список объектов Всемирного наследия. Он известен как главный практикующий архитектор Школы прерий, среди его знаменитых работ — собственная летняя резиденция Талиесин, отель «Империал», Дом над водопадом, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Краткая биография Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт с японскими учениками

(Фото: Wikimedia Commons)

Фрэнк Ллойд Райт родился в Ричленд-центре, штат Висконсин, 8 июня 1867 года в семье проповедника и музыканта Уильяма Кэри Райта и учительницы Анны Ллойд Джонс. Из-за работы отца семья много переезжала, а в 1885 году после развода родителей 18-летний Фрэнк совмещал работу с учебой в университете. В итоге так и не получив профильного образования, спустя два года он переехал в Чикаго и начал трудиться под руководством известного архитектора Луиса Салливана. Оценив потенциал юного коллеги, Салливан отдавал ему в работу множество проектов по жилой недвижимости. Но из-за того что брал заказы со стороны, Ллойд был уволен. В 1939 году архитектор открыл собственную компанию.

Сотрудничество с родоначальником американского модернизма и основателем Школы прерий Луисом Салливаном очень сильно повлияло на Ллойда. После промышленной революции у архитекторов появилось множество новых материалов, но не было навыков работы с ними. Облику построек того времени не хватало индивидуальных черт, присущих именно США, они так или иначе принадлежали к уже сложившимся до этого архитектурным стилям. Фактически благодаря проектам Ллойда, который стал продолжателем и главным идеологом органической архитектуры, в Америке ярко проявился собственный стиль. Дома прерий, построенные по проектам Фрэнка с 1900 по 1917 год, максимально отражали его взгляды на архитектуру. Они идеально вписывались в окружающий пейзаж и не нарушали его целостность. В этом же формате архитектор построил собственную резиденцию Талиесин, которая стала своеобразным манифестом его архитектурных принципов. Увы, именно здесь произошла одна из главных трагедий его жизни: слуга, который работал у Ллойда, убил его супругу Марту Чейни и ее двоих детей, а затем поджег дом.

Чтобы пережить трагедию, Райт активно взялся за новый проект в Японии: он приехал в страну в 1916 году и остался там на пять лет. Построенный по его чертежам отель «Империал» причислили к достопримечательностям Токио. Но во время Второй мировой войны бомбежки повредили здание, а перестраивать его, в отличие от Талиесина, Фрэнк не стал.

К 30-м годам XX века популярность архитектора пошла на спад, необходимы были новые заказы. В Талиесине он открыл творческую мастерскую, и одним из его учеников стал сын успешного бизнесмена Эдгара Кауфмана. Благодаря этому знакомству Фрэнк Ллойд Райт получил предложение построить для Кауфманов семейную резиденцию. Проект стал инновационным: часть утеса, на котором стоял дом, была вписана в интерьер, водопад на участке также оказался структурным элементом постройки. Он получил название «Дом над водопадом» и стал одной из визитных карточек архитектора. Знаковым проектом для Райта оказался и музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Проектирование и возведение необычного здания заняли около 16 лет. В итоге для посетителей здание открылось уже после смерти архитектора в 1959 году.

Основные архитектурные принципы Фрэнка Ллойда Райта

Модель Дома с водопадом, 1935

(Фото: Wikimedia Commons)

Райт написал много трудов, в которых подробно рассказывал о взглядах на архитектуру и делился собственными концепциями. Фрэнк считал, что ни один вид искусства не может существовать без собственной философии, в том числе архитектура [2].

1. Встроенность в ландшафт

Любая постройка, будь то частный жилой дом или общественное здание, должна быть максимально вписана в ландшафт. Это стало основополагающим принципом в органической архитектуре: каждый проект Райт рассматривал как часть окружающего мира. Дома лучше всего смотрятся, когда они буквально сливаются с местным пейзажем. Поэтому все его проекты уникальны и существуют в контексте, в который их поместил архитектор.

2. Натуральные материалы

По той же причине Фрэнк Ллойд Райт всегда старался использовать материалы, которые характерны для местности, где происходит строительство. Так, по мнению архитектора, он нивелировал вмешательство в природный пейзаж и делал постройку частью ландшафта. При этом Райт избегал слишком большого количества разных фактур.

3. Единообразие внутри и снаружи

Дом Розенбаума в Алабаме

(Фото: Amanderson2/Flickr)

По мнению Райта, по-настоящему органичное здание начиналось с дизайна интерьера и распространялось дальше, на экстерьер. Оно должно находиться в гармонии со временем, местом и обитателями. И рассматривать любую постройку с точки зрения органичности можно, учитывая все эти параметры. Поэтому Фрэнк разрабатывал не только внешнюю часть здания, но и выступал дизайнером мебели, ковров, тканей, художественного стекла, освещения, графики. При этом мебель он часто старался сделать частью самой постройки.

4. Свободная планировка

Дом Гордона в Орегоне

(Фото: Wikimedia Commons)

В частных жилых домах Райт отказывался от деления помещения на разные комнаты. Он считал, что людям необходимо свободное пространство, в котором можно беспрепятственно перемещаться, а отдельные комнаты в его понимании больше походили на клетки, чем на жилые помещения. Разные функциональные зоны он выделял визуально, избегая лишних дверей и перегородок.

5.

Человеческий масштаб

Также архитектор был против несоразмерных человеку площадей как в длину, так и в высоту, поэтому, например, избегал высоких потолков. Он считал, что жилище должно соответствовать размеру его обитателей, быть уютным. По мнению Райта, это помогало ценить пространство в архитектуре.

Знаменитые здания архитектора Фрэнка Ллойда Райта

Многие здания Райта вошли в историю и навсегда изменили американскую стилистику архитектуры.

Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908

Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908

(Фото: Eden, Janine and Jim/Flickr)

В 1905 году, после того как Церковь унитарной общины сгорела в результате удара молнии, начался поиск архитектора, который построил бы новое здание. Из многих кандидатур выбрали Райта. В строительстве нужно было использовать только один материал, поскольку бюджет проекта составлял всего $45 тыс. Самым дешевым был бетон, и архитектор остановил свой выбор на нем.

Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908

(Фото: Wikimedia Commons)

Визуально храм выглядит как массивный и монолитный бетонный куб с небольшим орнаментом на колоннах, укрытый широкой плоской крышей. Внутри он разделен на два пространства: в одном проходят службы, в другом — общественные мероприятия. Друг с другом их соединяет небольшая лоджия. Для того чтобы шум с улицы проникал в помещение как можно меньше, архитектор расположил окна и витражи под крышей. Цветные стекла разных естественных оттенков создают внутри помещения естественное освещение и напоминают о натуральных природных оттенках.

Работа над этим проектом повлияла не только на историю архитектуры, но и на мировоззрение Райта: теперь, по его мнению, сердцем здания должно быть пространство, а не стены. Церковь Единения стала одним из первых памятников модернизма в XX веке.

Дом Роби в Чикаго, 1909

Дом Роби в Чикаго, 1909

(Фото: Wikimedia Commons)

Это один из лучших примеров раннего периода творчества архитектора  в концепции Школы прерий. Райт спроектировал его полностью — начиная от дома и заканчивая интерьером, освещением и мебелью.

Дом Роби сливается с окружающим его ландшафтом: в нем преобладают горизонтальные линии, а само здание составляет сложную композицию — несколько прямоугольных форм, наложенных друг на друга, которые покрывает плоская крыша. Дом ассоциируется с бескрайними просторами прерий благодаря силуэту здания и цвету стен. Они сделаны из красно-оранжевого кирпича, а для того чтобы подчеркнуть горизонтальность каждого в отдельности, швы заполнены раствором кремового и кирпичного цветов.

Внутри дома много свободного пространства, одно помещение перетекает в другое, а центром всей композиции становится камин в гостиной. Узор на окнах-витражах перекликается с узорами на гобеленах внутри дома, а также с воротами и оградой вокруг него. Дом Роби объявлен Национальным историческим памятником, а также внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом «Миниатюра» в Пасадене, штат Калифорния, 1923

Дом «Миниатюра» в Пасадене, штат Калифорния

(Фото: Jeremy Levine/Flickr)

Это творение стало предвестником юсонианского периода Фрэнка Ллойда Райта: спустя 13 лет, в 1936 году, он спроектировал и построил в этом стиле более 50 домов, и все они были похожи друг на друга. Достаточно компактные, в один этаж, они строились для американцев со средним достатком. Именно такие дома архитектор планировал возвести в Бродакр-сити, городе будущего, который он описал в книге «Исчезающий город».

А во время строительства La Miniatura Райт озаботился судьбой бетонного блока — дешевым, но некрасивым материалом, чью репутацию надо было реанимировать. И тогда Фрэнк предложил новый вариант использования: отливать блоки нестандартной кубической формы. Внутри они должны быть полыми, чтобы нанизывать их на арматурные стержни. Позже Райт станет называть их «текстильными»: то ли из-за сходства конструкции с плетеной тканью, то ли благодаря нанесенным на них узорам, похожим на орнаменты индейцев майя, — так архитектор совместил функциональность с эстетизмом. Одной из задач Райта было максимально вписать дом в окружающий ландшафт. Поэтому он выбрал для строительства необычное место в овраге, окруженное эвкалиптами. А в бетонные блоки добавил песок, гравий и минералы, найденные на участке.

Дом над водопадом в Пенсильвании, 1939

Дом над водопадом в Пенсильвании, 1939

(Фото: Shutterstock)

Дом над водопадом расположен в живописном месте Медвежий ручей, и журнал Time назвал его самым красивым проектом Фрэнка Ллойда Райта [3]. Несмотря на многочисленные разногласия с заказчиком, архитектору удалось настоять на своем и вписать сооружение в окружающий ландшафт, разместив его над природным водопадом. Он аргументировал это тем, что владельцы должны жить с водопадом, а не просто смотреть на него. В доме реализовались два важных аспекта творчества Райта: максимальная гармония строений с природой и его увлечение японской архитектурой.

И снова при строительстве архитектор использовал местные материалы с ближайших каменоломен: очаг камина сделан из валунов, выступающих из пола в гостиной, полом послужили отполированные камни. Консольные террасы напоминают выступы скал, дом украшает беспрерывное остекление, а вода поступает из природного источника. Лестница из гостиной ведет на смотровую площадку непосредственно к водопаду. Сама постройка смотрится полностью горизонтальной, в доме достаточно низкие потолки и небольшие изолированные комнаты-спальни — такой интерьер, считал Райт, побуждает людей чаще выходить в общие зоны и проводить больше времени на террасах, любуясь природой. Многие детали интерьера архитектор разрабатывал сам, чтобы все было выполнено в едином стиле. 11 мая 1976 года Дом был объявлен Национальным историческим памятником США.

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1959

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1959

(Фото: Wikimedia Commons)

Хилла фон Ребай, первый директор музея Соломона Гуггенхайма, обратилась к Райту в 1943 году, вдохновившись его книгами. Больших заказов в Нью-Йорке у архитектора еще не было, поэтому он быстро согласился построить необычное здание, в котором будут размещены шедевры современного искусства. Спустя 16 лет работы, более 700 эскизов проекта, смерти заказчицы и самого архитектора музей был построен. И это стало одним из его главных архитектурных манифестов.

По задумке Фрэнка Ллойда Райта, здание, в котором расположена коллекция, должно стать такой же ее частью и продолжением, а не просто местом для хранения. Райт считал, что после завершения строительства соседний «Метрополитен» по сравнению с его проектом будет смотреться как «старый амбар» [4]. Он отказался от традиционного для того времени классического музейного здания. Вместо этого недалеко от Центрального парка появилось белоснежная постройка цилиндрической формы из армированного бетона, устремленная к небу. Она также напоминает ленту, которая расширяется по мере того, как в форме спирали поднимается к стеклянному потолку. Райт хотел добиться ощущения единого музейного пространства, бесконечного этажа: винтовой пандус плавно поднимается от земли к стеклянному куполу наверху, а вдоль него расположены произведения искусства. Такое решение вызвало много критики: его называли «стиральной машиной», «имитацией улья» и даже «гигантским унитазом», а некоторые художники-авангардисты считали, что такая архитектура конкурирует с экспонатами и отнимает у них внимание посетителей [5]. Но, несмотря на это, здание музея было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается одним из величайших творений архитектора.

Комментарий эксперта

Айрат Багаутдинов, историк инженерии, руководитель проекта «Москвы глазами инженера»:

— Фрэнк Ллойд Райт — человек-эпоха, его творческий путь продлился более 60 лет: начался еще в 90-е годы XIX века, а закончился вместе с его смертью в конце 1950-х. За эти годы он создал не 10, не 15, а сотни произведений в разных стилях. Он стал во многом родоначальником ар-деко и очень сильным модернистом. Конечно, в Америке были масштабные архитекторы и прежде, но они часто повторяли европейские тенденции или находили собственный почерк в этих рамках. А Райт стал первым американцем, который действительно создал не просто свой стиль, а несколько разных стилей. Они очень сильно повлияли на то, что происходило после него. Поэтому он не просто великий архитектор, а именно великий американский архитектор, первый грандиозный уроженец своей земли, работавший в сфере архитектуры. Кроме того, в своем творчестве он стремился отразить именно американский пейзаж, культуру, менталитет. Это была одна из главных его забот, начиная с идеи домов-прерий, которые появились еще в нулевые годы, на заре его творчества. У него все крутилось вокруг поиска специфического американского стиля и органичной архитектуры. В целом, если говорить про Райта, я бы все-таки использовал понятие «органичная архитектура». Райт специально поясняет в одной из своих статей, что он имеет в виду архитектуру, которая органична какому-то региону, стране в целом, вмещает в себя ее традиции, оптимальна для ее климата, воплощает строительные традиции, характерные материалы, откликается на рельеф.

Дом в Висконсине

(Фото: Wikimedia Commons)

Первый наиболее выдающийся проект, когда еще господствовал модерн, — штаб-квартира компании «Ларкин», сейчас к сожалению утраченная. Можно сказать, что весь XX век вышел из этого здания. Там и предчувствие будущего ар-деко, модернизма, кирпичного экспрессионизма. Потом, конечно, стоит вспомнить дома прерий, особенно в зрелый период, например дом Фредерика Робби 1908–1909 годов, где он нашел квинтэссенцию своего почерка. Это сложная композиция, текучее внутреннее пространство, элементы дизайна в духе ар-деко.

Затем тоже, к сожалению, не сохранившийся отель «Империал» 1915–1920 годов в Токио. Это была крайне фантазийная, совершенно невероятная постройка. Во многом открывающая ар-деко с его любовью к Японии, с фантазийными деталями интерьера. Нужно просто один раз увидеть это здание хотя бы на фото, чтобы понять: оно действительно одно из самых необычных и ярких за весь XX век. Дом Эннисов в Лос-Анджелесе 1923–1924 годов, в котором очень классно воплощаются идеи использования мезоамериканских стилей. Само здание имеет пирамидальную форму, были изобретены очень интересные керамические панели, напоминающие какие-то мезоамериканские орнаменты. Получилось что-то совершенно самобытное, яркое, новая страница в его творчестве, хотя, казалось бы, сколько он уже всего создал до этого.

Конечно, стоит вспомнить Дом над водопадом, это одна из самых известных его построек, такой манифест органичной архитектуры. Опять что-то совершенно новое, непохожее на предыдущие его творения. По форме — модернистское, по философии — восходящее к модерну с его восхищением природой. Музей Гуггенхайма, безусловно, очень трюковая вещь, которая вроде бы считается ярким памятником модернизма, но на самом деле, если посмотреть проектные чертежи, можно увидеть и фирменные черты его стиля ар-деко, бронзовые необычные геометрические рельефы, которые не были в итоге созданы. Конечно, есть более раскрученные здания, есть менее.

Гражданский центр округа Марин в Калифорнии

(Фото: Sswj/Flickr)

Еще бы я хотел обратить внимание на одно менее известное, на мой взгляд, но очень эффектное и важное творение Райта: гражданский центр округа Марин в Калифорнии. Это такая его лебединая песня. Он спроектировал эту вещь и умер через пару лет, достраивали уже без него. Здесь тоже потрясающе сплавились его модернистские и органические взгляды. У здания лаконичные, текучие, аэродинамические формы, в то же самое время есть элементы ар-деко, мезоамериканского стиля в том числе. Очень стильное здание, воспетое совершенно прекрасно в фильме Эндрю Николя «Гата», где оно является одним из главных героев наряду с персонажами.

Еще одна черта гения — он практически не был понят при жизни. И вот эта его известность, которую мы сегодня наблюдаем, скорее всего, посмертная. Прямой быстрой популяризации его органичной архитектуры долгое время не было, это влияние случилось, скорее всего, в постмодернистскую эпоху. Принципы наследования традиций, внимание к локальному, историческому контексту, интерес к вернакуляру, народной архитектуре — это все будет непонятно в модернистскую эпоху с ее преклонением перед прогрессом, движением к будущему. Поэтому он повлиял, скорее, на постмодернистскую архитектуру своими принципами. Не столько даже стилистически, поскольку не будет буквально чего-то похожего, например, на Дом-водопад, но принципы, которые он описывает, действительно будут поняты уже в 1970-е годы, через пару десятилетий после его смерти».

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Фрэнк Ллойд Райт — отец органической архитектуры

Фрэнк Ллойд Райт — легендарный американский архитектор, отец органической архитектуры и стиля прерий, которые во многом повлияли на современный подход к архитектуре. На его счету около 500 непохожих друг на друга реализованных проектов, среди которых знаменитые Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Дом над водопадом в Пенсильвании и Дом Эннисов, не раз появлявшийся в кино.

В этой статье вы узнаете:

  • о жизни Фрэнка Ллойда Райта
  • философию архитектора
  • принципы архитектуры Райта
  • о его основных проектах
  • о выдающихся работах Райта в сфере графического дизайна
  • его советы будущему архитектору
  • интересные факты

Портрет Райта, 1956

Биография

Детство

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в штате Висконсин, в небольшом городе Ричленд-Центр. Мать Райта с самого начала мечтала сделать из сына архитектора. Все детство мальчика окружали всевозможные гравюры, книги, рисунки, альбомы. В его биографии есть упоминание о развивающем конструкторе «Дары Фребеля», с которым маленький Райт играл часами. Считается, что именно он и определил призвание будущего архитектора.

Становление мастера

Образование юный Райт получил дома и затем поступил в Висконсинский университет на инженерный факультет. Во время учебы приходилось подрабатывать помощником местного инженера-строителя, чтобы помогать семье. Но в 20-летнем возрасте, не окончив университет, он уезжает в Чикаго с целью устроиться в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. Это первые шаги Райта в качестве «подмастерья» в архитектурной карьере. Через год он переходит в фирму «Адлер и Салливан», к Луису Салливану, одному из самых видных представителей Чикагской школы архитектуры и, как потом напишет Райт в своем эссе, «самому великому архитектору тех времен».

Фрэнк Ллойд Райт в молодости

Впоследствии Салливан сыграл немаловажную роль в архитектурном развитии молодого Райта и стал для него настоящим мастером.  Молодой Райт проработал 6 лет под его началом, ему поручались все работы по строительству жилой недвижимости. Одновременно он брал сторонние заказы, чтобы обеспечить свою семью с первой женой Кэтрин Ли Тобин. Такая работа «на стороне» не слишком понравилась Салливану, и контракт с Райтом был разорван.

Самостоятельная карьера

В 26 лет Райт основывает собственную фирму. Архитектор формирует свой уникальный стиль, начало которому было положено под руководством Салливена. Райт впитал его принципы, естественный, честный и целостный подход к проектированию. Органическая архитектура и стиль прерий начинают проявляться во всех работах молодого архитектора. Как позднее заявлял Райт, Салливан был единственным архитектором, который оказал на него влияние в молодости.

Дома прерий — это архитектурный стиль 1900-1917 гг., созданный Райтом на основе идей органической архитектуры. Зданиям, выдержанным в этом стиле, присущи непрерывные, гладкие, горизонтальные линии. Как правило, такие дома имеют достаточно плоские крыши, широкие и громоздкие карнизы, выпирающие из основной проекции здания. Также им характерны створчатые окна, расположенные горизонтальными рядами. Такие дома обычно могут похвастаться большим количеством остекленных поверхностей, а также открытыми интерьерами, не предусматривающими перегородки между кухней, гостиной и столовой.

Дом Нормана Лайкса в Аризоне к северу от Феникса

Несмотря на все это, дома прерий совсем не выглядят громоздко, а наоборот, полностью вписываются в природу. Горизонтальная протяженность конструкции и параллельные земле плоскости связывали дом в единое целое с землей. В период с 1901-1909 гг. Райт создал около 120 проектов и построил 76 домов прерий. Большинство из них предназначалось для представителей среднего класса и для бизнесменов. Одним из самых лучших примеров «домов прерий» считается дом Роби в Чикаго, построенный в 1907 году.

Связь с Японией

Важными источниками вдохновения для Райта были любовь к природе и тесная связь с Японией, где он открыл свое архитектурное бюро и построил четырнадцать зданий. До наших дней сохранилось только три. Считается, что его стиль прерий и органическая архитектура во многом основаны на японском мировоззрении. Тадао Андо, современный японский архитектор, в своей автобиографии заявил: «Я думаю, Райт изучил самый важный аспект архитектуры — обращение с пространством — на японской архитектуре. Когда я посетил «Дом над водопадом» в Пенсильвании, я обнаружил, что точно так же чувствую это окружающее пространство. Но там были и дополнительные звуки природы, обращенные ко мне».

Отель Imperial в Токио

На протяжении всей жизни Райт коллекционировал японскую печатную графику. Кроме того, среди его ассистентов было несколько японских архитекторов: Камеки и Нобуко Цутиура. Они также работали над отелем Imperial в Токио, который позднее значительно пострадал от землетрясения и был снесен. Он был спроектирован как система разнообразных садов. Это здание связывает ранний и средний периоды Райта как художника, а также западный и восточный дизайн.

Личность Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт на стройке © franklloydwright. org

Личная жизнь выдающегося архитектора была не менее примечательна, чем его архитектурные работы. Например, в 1909 году Райт оставил жену с шестью детьми и уехал в Европу с женой клиента. Райт был разносторонний, остроумный, прямолинейный и полностью поглощенный своим делом. Драматические события наполняли его повседневность. Не раз друзья порывали с ним отношения из-за его бескомпромиссности и презрения к буржуазным условностям.

«Существует ли для души что-нибудь более приятное, чем чистый лист бумаги? Кропотливое сравнение и выбор из всех возможных текстур, цветов и бумаги?»

Деньги для Райта тоже не представляли препятствий. Постоянные поиски новых конструкций, воплощение интересных идей и неожиданные решения характеризовали Райта как архитектора и человека. Не раз его эксперименты выливались в катастрофическое удорожание строительства. Райт часто полагался больше на свою интуицию, чем на инженерные расчеты, что нередко приводило к переделкам и перестройкам даже за собственный счет.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Райт стал менять стиль органической архитектуры на интернациональный. Он скончался 9 апреля 1959 года в возрасте 91 года, за шесть месяцев до завершения строительства музея Гуггенхайм в Нью-Йорке. Последний проект Райта, дом Нормана Лайкса в Аризоне, достраивал уже его ученик. Фрэнк Ллойд Райт за всю свою жизнь создал более 1100 проектов, 500 из которых удалось реализовать. При этом треть всех работ пришлась на последние десять лет жизни мастера. Со смертью архитектора его дело не прекратилось, и его проекты продолжали реализовываться: например, уже в 1997 году завершилось строительство конференц-центра Monona Terrace.

Философия Фрэнка Ллойда Райта

— Естественность, изначально присущая каждому творению архитектуры, не должна быть утеряна. Райт называл ее «внутренней природой».

— Целостность и органичность. Здание должно производить впечатление целостности, «сделанного из одного куска», а не собранного из разных деталей.

— Форма и функция здания — это стержень органической архитектуры.

— Поэзия и романтика в архитектуре относятся к слову «качество» и жизненно необходимы ей. Согласно Райту, органичная архитектура видит в реальной действительности подлинную романтику человеческого творчества.

— Важна истинность традиций. Имитации и всевозможные подражания тому, что уже копировалось, только разрушают архитектуру. Райт считал, что именно правда и подлинность должны обожествляться в его профессии.

— Орнамент — это неотъемлемая часть архитектуры. Если замысел орнамента хорош, он превращает ее в поэзию. Если нет — то разрушает всю архитектуру.

— В философской концепции органической архитектуры Райт также выделял такое понятие, как «дух». Он считал, что это нечто внутреннее, что никак не является нисходящим свыше, а проявляется изнутри наружу.

— Третье измерение в органичной архитектуре — это не ширина, а глубина, присущая вещи, а не приложенная к ней.

— Пространство — это невидимый источник, из которого исходят все ритмы. Это дыхание произведения искусства.

Основные архитектурные принципы

На базе этих философских идей были сформированы основные принципы Райта, которыми он руководствовался в своем творчестве и которые лежат в основе каждого его проекта.

1. Встроенность в ландшафт и натуральные материалы

Kinney House, Ланкастер, Висконсин, США

У Райта нет одинаковых построек, потому что он считал, что каждый проект уникален и создан для определенного места и конкретных людей и, соответственно, может существовать только в нем. Вырванное из контекста здание — уже не существует. Райт считал, что гармония с окружающей средой — понятие необходимое. Оно легло в основу его «органической архитектуры». По его словам, здание должно не выделяться из окружающей среды, а «вырастать из него подобно растению и гармонично сочетаться с окружением, как если бы сама природа создала его».

Райт всегда подбирал материалы, которые подходят именно для конкретной местности, где строилось здание. Известно, что Райт предпочитал работать с местными каменоломнями и лесопилками для того, чтобы здание было «слеплено» из того же теста, что и окружающий его ландшафт. Также, согласно правилам его философии, он старался не использовать слишком много разного вида материала. Это помогало сохранять гармонию. Райт всегда старался подчеркнуть природную красоту.

2. Человеческий масштаб

Дом, который построил Фрэнк Ллойд Райт для своего сына Дэвида

Необходимыми параметрами жизни Райт считал близость к земле и соразмерный человеческим пропорциям масштаб зданий. Из органической философии Райта вытекает следующее правило: «пропорции здания и мебели должны определяться размерами человеческой фигуры». Он стремился к созданию уютного помещения. Для концепции жилых домов это означало, что он избегал слишком высоких потолков, огромных комнат. В глобальном плане Райт был против концепции застройки городов небоскребами.

В книге «Будущее архитектуры» Райт говорит: «Свободная планировка и исключение бесполезной высоты в новом жилище сделали чудо. Ощущение надлежащей свободы совершенно изменило его вид. Появилось новое чувство ценности пространства в архитектуре. Оно теперь вошло в архитектуру современного мира. Так и должно быть. Здесь и там в зданиях проявляется новое чувство покоя, выражающееся в спокойной обтекаемости, подобную которой мы теперь видим в пароходах, самолетах и автомобилях».

3. Гармония и пространство

Интерьер дома Лорен Поуп

Для Райта было важно осуществление комплексного подхода к своим проектам. Он проектировал не только здания, но и ландшафтные участки, а также занимался интерьером. Райт считал, что всё это должно находиться в гармонии.

«Дом — это не стены с крышей. Это пространство внутри них». Так утверждал Райт, когда проектировал помещения, плавно перетекающие друг в друга. Он старался избегать понятия дома — «жизнь в четырех стенах». Им он предпочитал ниши, перегородки в японском стиле, перепады уровней. Это приближало его творения к природе, где нет неожиданных поворотов, глухих стен и дверей. Райт часто прибегал к террасам и ленточным окнам как к связующим между внутренним и внешним миром.

Пространство, или «текучесть пространства», а также понятия свободный план Райт считал своими нововведениями в архитектуре. Об этом он говорит в книге «Будущее архитектур»: «Высший порядок — это ощущение освещенного солнцем пространства и легкости сооружения, подобной легкости паутины».

Архитектурные проекты

Дом Роби

Создание: 1909 г.
Начало строительства: 1908 г.
Назначение: жилой дом
Местоположение: Чикаго (США)

Один из самых известных домов прерий. Он отличается респектабельным обликом и пространственной композицией, которые присущи этому стилю. В этот период Райт строил дома со свободной планировкой, где центре обязательно должен был быть камин — неотъемлемая часть всего строения. Подчеркнутый горизонтальный силуэт дома Роби намекает на бескрайние просторы Среднего Запада.

В основе лежит идея летящей, распластанной композиции, согласно которой были спроектированы другие элементы здания: широкие навесы крыши, плоская форма, невысокие этажи. Дом состоит из наложенных друг на друга двух горизонтальных прямоугольных объемов. Бетон и кирпич прекрасно сочетаются с полированным вручную деревом и цветными витражами.

Дом «Миниатюра», La Miniatura

Создание: 1923 г.
Начало строительства: 1923 г.
Назначение: жилой дом, вилла
Местоположение: Пасадена, Калифорния

Дом Миниатюра — один из первых текстильных блоков, построенных Райтом. Заказчица — Элис Миллард, коллекционер антиквариата и редких книг. Место для строительства выбрано удивительное — это овраг с живописными эвкалиптами. Этот дом в текстильно-блочном исполнении считается одним из главных шедевров Фрэнка Ллойда Райта. Почему же Райт называл свои блоки текстильными?

Долгие годы бетон был ненужным дешевым материалом на строительном рынке. Райт же решил переосмыслить его и превратить в эстетическое заявление. Он предложил делать нестандартные бетонные блоки кубической формы полыми внутри и нанизывать их на арматурные стержни, словно бусины на нитку. Поэтому их стали называть «текстильными». Поверхность блока покрывалась орнаментом, в данном случае напоминающим искусство индейцев майя. Органическая архитектура этого проекта заключалась также в том, что в состав бетона добавлялся песок и гравий со строительной площадки.

Церковь единения в Оак-Парке

Создание: 1908 г.
Начало строительства: 1905 г.
Назначение: церковь
Местоположение: Оак парк, Иллинойс

Достаточно революционный проект для своей эпохи: новая церковь для унитарианской общины была построена в 1908 году. Она была признана не только проектом, определившим стиль самого Райта, но и одним из первых памятников модернизма ХХ века. Позднее Райт заявлял: Душа здания — это пространство, а не его стены». Поэтому дизайн был лаконичный, но полностью отвечающий требованиям прихожан.

Здесь бетон выбран в качестве основного материала, к нему был добавлен орнамент. Пространство церкви разделено на две части: первая часть служит для богослужений, а вторая — для общественных мероприятий. Потолочное освещение и стекла натуральных желтых, зеленых и коричневых оттенков создают ощущение самой природы внутри помещения.

Дом над водопадом

Создание: 1939 г.
Начало строительства: 1935 г.
Назначение: загородный дом
Местоположение: Пенсильвания

Будучи Национальным историческим памятником США, а также эталоном органической архитектуры Фрэнка Ллойда Райта дом был изначально построен для семейства Кауфманн в 1935 г. Считается одним из самых главных архитектурных зданий ХХ в., а также лучшей работой Райта (наравне с музеем Гуггенхайма). В 1991 г. члены Американского института архитекторов отозвались о нем, как о «лучшем и непревзойденном произведении национальной архитектуры».

Райт стремился воспеть природу этого места. Камни для возведения стен добывались в том же районе, а консольные террасы были выполнены из местного песчаника, гармонично дополняющего натуральный камень. Особое расположение создает впечатление, будто они парят над бурлящим водопадом. Архитектор стремился к тому, чтобы будущий дом стал частью местного ландшафта и чтобы не было срублено ни одного дерева при строительстве дома.

В этом проекте Райт сделал акцент на взаимопроникающих пространствах дома, которые символизируют гармонию человека с природой. Общая цветовая гамма имеет светлые тона. Как и в других своих проектах, Райт избегал глухих стен и установил прозрачные ширмы, благодаря которым из любой точки дома открывается живописный вид на местные красоты. Кроме того, Райт избавился от штукатурки внутри дома, и чтобы скрыть каменные стены и железобетон, применил обшивку из дерева.

Тем не менее Райт допустил ошибку в техническом расчете несущих конструкций. Кауфманны наняли инженерную фирму для проверки, и выяснилось, что если не увеличить количество металла в бетонных конструкциях, то дом скоро будет лежать в реке. Конфликт между заказчиками и Райтом удалось погасить не сразу, но в итоге бетонную консоль террасы все же армировали по совету инженеров.

Дом Эннисов

Создание: 1924 г.
Начало строительства: 1923 г.
Назначение: дом, особняк
Местоположение: Лос-Анджелес

Самый крупный и последний особняк в «текстильном стиле» с самым сложным асимметричным орнаментом на поверхности блоков. Это очень масштабный проект, позволивший Райту развернуться и применить множество своих идей. К тому же заказчик, Эннис, миллионер, сделавший состояние на сети универмагов, очень интересовался культурой майя. Общность вкусов и бюджет вылились в грандиозное здание из бетонных блоков с особым орнаментом.

Снаружи дом, скорее, напоминает храм, а орнамент часто заставляет относить работы Райта к декоративным решениям, а не конструктивным. Тем не менее внутри это впечатление немного сглаживается. В проекте Райт предпочел точную планировку, отказавшись от свободных переходов, и сам спроектировал интерьер. Гостиная с балконом имеют прекрасный вид на Лос-Анджелес, далее идут симметричная столовая, бассейн и спальни. Здесь Райт уделил особое внимание масштабу каждого помещения, пустые пространства он разбил перепадом высот в две-три ступеньки, ширмами, перегородками, мозаикой над камином и другими деликатными деталями.

Последующие конфликты с заказчиком заставили Райта отказаться от орнаментальных бетонных блоков в новых проектах. Тем не менее хозяевам полюбился построенный для них неординарный дом. В 1968 году он был куплен Августусом Брауном и позднее в 80-х годах передан в Общество по сохранению культурного наследия. К сожалению, землетрясение 1994 года и сильные дожди в 2004 году сильно повредили дом. До сих пор он находится на реставрации.

Музей Гуггенхайма

Создание: 1959 г.
Начало строительства: 1943 г.
Назначение: музей
Местоположение: Нью-Йорк

Здание, не раз подвергавшееся суровой критике, тем не менее считается вершиной творчества Фрэнка Ллойда Райта. Для этого здания Райт подготовил примерно 700 эскизов и потратил 15 лет своей жизни. К сожалению, ни Райту, ни Соломону Гуггенхайму не довелось дожить до открытия музея. Но здание по праву считается одним из величайших достижений современной архитектуры.

Контраст этого проекта с «текстильными домами», а также другими произведениями Райта сразу бросается в глаза. Хотя поначалу Райт скептично смотрел на предложение покровительницы коллекции Гуггенхайма Хиллы фон Ребай о строительстве своего рода «храма» для обширной коллекции современного искусства Гуггенхайма.

Пластичность органических форм передана очень успешно. Снаружи здание производит впечатление ступенчатой пирамиды вавилонского происхождения, а внутри похоже на раковину. Можно подняться на самый верх и спуститься от стеклянного потолка по спиральной лестнице, наслаждаясь при этом богатой коллекцией современного искусства.

Талиесин

Создание: 1911 г.
Начало строительства: 1911 г.
Назначение: резиденция, студия
Местоположение: Висконсин

Невозможно, описывая проекты Фрэнка Ллойда Райта, не упомянуть Талиесин — самый длительный проект архитектора. Речь идет о резиденции самого Райта, названной в честь поэта VI века в память о валлийских корнях своей матери. Буквально название переводится как «сияющий лоб». Это название отразило желание архитектора построить свою резиденцию «на лбу» холма, а не на пике, в полном соответствии стилю прерий. Широкие окна, консольные крыши, материалы из близлежащей каменоломни, полностью сливающийся с местным пейзажем дом, открытая планировка — во всем этом читается настоящий Фрэнк Ллойд Райт.

Судьба дома достаточно драматична. Не менее двух раз он пострадал от пожаров (1924 и 1925 гг.), но был восстановлен и полностью соответствовал прежнему виду, меняя лишь имя на Талиесин II и Талиесин III. Позднее дом стал архитектурной школой и местом проведения программы стажировок Фрэнка Ллойда Райта.

Графический дизайн Фрэнка Ллойда Райта: язык орнамента

Воздушные шары и пустыня — рисунки для журнала Liberty, 1926

Имя Райта хорошо известно в мировой архитектуре, но его вклад в графический дизайн для многих остается неизведанным. Его интерес к печатной графике начался еще в юношеские годы, когда в своем подвале Райт постигал основы типографской печати. Это увлечение привело его к серьезной работе в сфере графического двумерного дизайна. На протяжении всей карьеры Райт занимался леттерингом, разрабатывал необычные надписи для книг, создавал плакаты, иллюстрации, обложки журналов, брошюры, архитектурные украшения и витражи.

Стоит упомянуть остроумные и смелые графические работы Райта для обложки журнала Liberty. Некоторые из них носили настолько необычный характер, что журнал отказался их использовать. Известно, что Райт создал 12 графических рисунков карандашом, но ни один из них не был напечатан. Его дизайн был построен на основах игры «Дары Фребеля» — это прямые линии и геометрические структуры.

Обложка для журнала Town and Country © www.brainpickings.org

Одна из самых знаменитых графических работ Райта — это рисунок американского флага. Изначально дизайн флага был выполнен Райтом для журнала Liberty, но позднее его опубликовал журнал Town&Country в 1937 г. Это единственный рисунок Райта, предназначенный для Liberty, который когда-либо был напечатан. Райт также был очарован японскими гравюрами и книгой Оуэна Джонса «Грамматика Орнамента» (1856 г.). Книга раскрывала универсальные законы украшения и орнамента.

Напутствия будущему архитектору

В 1931 году в Чикаго Райт прочитал известную лекцию «Молодому архитектору». Многие ее тезисы цитируются и по сей день, особенно советы, оставленные мэтром будущему поколению архитекторов:

— Если вы не понимаете того, что все архитекторы мира были хороши в своем роде и в свое время, то забудьте о них.

— Архитектуре нужно быть верным. Не вступайте в архитектуру для того, чтобы зарабатывать на жизнь, если вы не любите ее как живой принцип, если вы не любите ее ради нее.

— Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.

— Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

— Срочно начинайте вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что нравится или не нравится.

— Нужно учиться отличать любопытное от красивого. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным. Каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке.

— Приобретите привычку анализировать. Постепенно способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.

— Мой учитель говорил: «Мыслите простыми категориями». Имелось в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

— Отбросьте как можно скорее американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

— Не спешите заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

— Уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.

— Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Отвлекаясь от финансовых вопросов, величина проекта мало значит в искусстве. В действительный расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

Интересные факты

— Жизнь Райта отчасти легла в основу романа-бестселлера Айн Рэнд «Источник» (1943). По нему в 1949 году в США сделали экранизацию с Гэри Купером в главной роли.

— Известно, что Дэвид Линч так отозвался об архитектуре Райта: «Войти в Дом Эннисов — все равно что попасть в рай».

— Дом Эннисов вообще пользуется симпатией режиссеров. Всего его снимали в 20 фильмах, например в «Женщине» (1933) или «Бегущему по лезвию бритвы» (1982).

— Дом Эннисов появляется и в музыкальных видеоклипах: в Vuelve на песню Рики Мартина и Bad Day американской рок-группы Fuel.

— Музей Соломона Гуггенхайма не отстает: его снимали в фильмах «Люди в черном», «Три дня Кондора» и «Пингвины мистера Поппера».

— Дом над водопадом принес немало бед своим хозяевам: из-за ошибки строителей пришлось устанавливать подпорки, а из-за близости воды постоянно появлялась плесень. В итоге сын владельцев дома передал его штату.

— Резиденция Фрэнка Райта — Талиесин — горела дважды. Первый раз ее поджег слуга после убийства любовницы архитектора Марты Босвик и ее детей.


Также Losko писал биографии и о других архитекторах:

— Ле Корбюзье — гениальный новатор в современной архитектуре;

— Людвиг Мис ван дер Роэ — гений свободной планировки;

— Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма;

— Алвар Аалто — эталон скандинавской архитектуры;

— Заха Хадид — первая женщина, получившая Притцкеровскую премию.

— Ренцо Пиано — основатель стиля хай-тек в архитектуре и самый обаятельный архитектор.

— Норман Фостер — его называют «зелёным архитектором».

А также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomagazine, Instagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.

Великие дизайнеры интерьеров: Фрэнк Ллойд Райт

Мы смотрим на необыкновенную историю жизни «величайшего американского архитектора всех времен» и отмечаем его постоянное влияние на здания, дизайн интерьера, мебель и, конечно же, освещение…

Фрэнк Ллойд Райт был одной из выдающихся фигур 20-го века. архитектуры, но, как и многие великие дизайнеры, он был большим эрудитом и применял свои таланты ко всему. Его творчество длилось 70 лет, охватывая не только архитектуру и дизайн (интерьеры, мебель и освещение), но также писательство и образование.

У него была прочная вера в «органическую» архитектуру — проектирование в гармонии с человеческим жилищем и природной средой, с повторяющимися материалами, характерными мотивами и принципами упорядочения. Fallingwater, дом в Пенсильвании, который он спроектировал в 1935 году, многими считается лучшим образцом американской архитектуры, а в 1991 году Американский институт архитекторов признал Ллойда Райта «величайшим американским архитектором всех времен».

И, насколько нам известно, он единственный архитектор, увековеченный в классической поп-песне.

Fallingwater, Pennsylvania (1935) – через Creative Commons

Так как же человек, родившийся в бедной, несчастливой семье, рано бросивший университет и чья жизнь была не лишена трагедий, достиг таких высот?

Ранние годы 

Фрэнк Ллойд Райт родился в Рачленд-центре, штат Висконсин, в 1867 году. Он был сыном и первым ребенком бывшего баптиста, позднее унитария, священника и композитора Уильяма Кэри Райта и Анны Ллойд Джонс, чьи родители эмигрировал из Уэльса.

Денег было мало, а брак был несчастливым. Его родители разошлись, когда Фрэнку было 14 лет, в конце концов развелись, а Райт-старший полностью исчез из жизни сына в 1885 году. большие здания. Она купила Фрэнку набор подарков Фребеля, когда ему было девять, и он без конца играл с ними; эти блоки геометрической формы можно было использовать для создания сложных двух- и трехмерных фигур, и они вдохновляли Фрэнка на протяжении всей его жизни.

 Репродукция набора подарков Фрёбеля – через Creative Commons

В подростковом возрасте Фрэнк решил, что хочет стать архитектором, и поступил в Университет Висконсин-Мэдисон, где изучал гражданское строительство, но так и не окончил его. . Он нашел работу чертежником в Чикаго, большая часть которого была уничтожена пожаром в 1871 году и поэтому созрела для реконструкции.

Но работа чертежника всего за 8 долларов в неделю никогда не удовлетворяла его, и вскоре он перешел на работу архитектурным дизайнером. В 1888 году он присоединился к чикагской фирме Adler & Sullivan, где соучредитель Луи Салливан («отец модернизма») быстро стал наставником — и еще одним пожизненным влиянием, хотя он перестал разговаривать с Райтом в течение 12 лет после того, как обнаружил, что его протеже работал независимо над частными заказами.

Фирма не проектировала и не строила дома, поэтому Фрэнк в свободное время работал над девятью домами, большинство из которых можно увидеть и сегодня. Эти ранние дома включали в себя некоторые элементы дизайна, такие как геометрическая масса и полосы горизонтальных окон, которые стали отличительной чертой его работ.

Walter Gale House, Oak Park, Illinois (1893) – через Creative Commons

Branching out

Интерьер, Robie House, Чикаго, Иллинойс (1910) – через Creative Commons

В 1893 году Фрэнк открыл собственную практику в центре Чикаго, работая в тесном сотрудничестве с группой молодых архитекторов, вдохновленных движением «Искусства и ремесла» и философией дизайна Салливана, чтобы создать «Школу прерий». Его ранние заказы отличались простой геометрией и горизонтальными линиями, вдохновленными древними зданиями майя, и деталями, вдохновленными Салливаном, а также более традиционным дизайном для клиентов с консервативными вкусами.

В то же время Франк, женившийся на Кэтрин (Китти) Тобин в 1889 г., был отцом растущей семьи (всего шестеро) и решил переместить свою студию в свой дом в Оук-Парке, построенный, когда пара поженилась, для лучшего баланса между работой и личной жизнью. Этот шаг был решающим в его развитии. Это означало изменение планировки и строительство пристройки к студии, и именно здесь он мог экспериментировать с инновационными конструкциями, включая подвесной балкон.

Работа над домами прерий на территории вокруг Чикаго продолжалась. Среди них драматический дом Роби с консольной крышей и большой гостиной и столовой открытой планировки. Были и крупные общественные работы, такие как Храм Единства в Оук-Парке, для его собственной местной унитарной общины.

Интерьер, Храм Единства, Оук-Парк, Иллинойс (1908 г. ) – Creative Commons

В то же время личная жизнь семьи Фрэнка рушилась. В 1903 году он встретил и влюбился в Мама Бортвик Чейни, жену клиента; пара бросила своих супругов и детей и сбежала в Италию. Вернувшись в США в 1910 году, Райт начал работу над своим новым домом, названным Талиесин в честь своих валлийских корней. Но всего четыре года спустя произошла ужасная трагедия, когда семейный слуга поджег жилые помещения, а затем убил семь человек, в том числе Мама и двоих ее детей, когда имущество сгорело.

  

Японское влияние

Вестибюль и вестибюль отеля Imperial, Токио (1923 г.) – воссозданы в Музее Мэйдзи-мура. Фото Insho Impression через Creative Commons. оставил значительное архитектурное наследие. Imperial Hotel в Токио, строительство которого было завершено в 1923, имел настолько прочный фундамент, что пережил сильное землетрясение в том же году и остался почти невредимым. Поскольку японский дизайн оказал большое влияние на Райта, Райт, в свою очередь, оказал большое влияние на японских архитекторов.

Но вдали от работы исключительно бурная личная жизнь Фрэнка продолжала крутиться и крутиться. К тому времени, когда он вернулся в США в 1922 году, его первая жена Китти наконец согласилась на развод, и Райт женился на своей тогдашней любовнице Мириам Ноэль. Но этот брак продлился меньше года и в 1927, также закончилось разводом.

Тем временем Франк познакомился и жил в Талиесине с Ольгиванной Гинценбург, ученицей армянского мистического гуру Гурджиева. Но судьба не благоволила к этому, казалось бы, проклятому имуществу: в 1925 году снова случился пожар, и бунгало Талиесин, в котором они жили, было уничтожено, как и драгоценная коллекция японских гравюр Франка (которая сегодня стоила бы около 8 миллионов долларов).

Однако на этот раз ему больше повезло в браке, и союз Фрэнка и Ольгиванны продлился до его смерти в 1959. И, несмотря на явно пеструю историю Талиесина, Фрэнк перестроил жилые помещения, которые стали Талиесином III, и он и Ольгиванна основали Братство, своего рода школу, объединяющую навыки пары, чтобы студенты могли изучать архитектуру, преследуя духовное развитие.

 

Усонские дома и поздние работы

Гостиная, Джейкобс 1, Мэдисон, Висконсин (1937 г.), первый усонский дом Райта – через Creative Commons

В 19В 30-е годы Фрэнк работал над загородным комплексом Broadacre City, также известным как Usonia. Усонские дома были естественным развитием прерийных домов с учетом радикальных изменений в американской домашней жизни с исчезновением домашней прислуги. В 1937 году он завершил Fallingwater, построенный из серии консольных балконов и террас над 30-футовым водопадом, который слился с природным окружением и максимально использовал его.

Спальня Ольгиванны, Талиесин-Уэст, Скоттсдейл, Аризона (1937) — через Creative Commons

В Скоттсдейле, штат Аризона, он построил Taliesin West в качестве зимнего дома и студии, а с 1943 по 1959 год он был сосредоточен на Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, который обычно считается его шедевром. .

Интерьер, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк (1943–1959) – через Creative Commons

Это также было его последним архитектурным наследием. 9 апреля 1959 года Фрэнк умер после операции в возрасте 91 года. 

 

Интерьеры, мебель, освещение и декоративно-прикладное искусство

Интерьер, Дом Роби, Чикаго, Иллинойс (1910 г.). Фото через Creative Commons

На протяжении всей своей жизни Фрэнк Ллойд Райт опирался на влияния, которые всегда поддерживали его: Подарки Фребеля, Луи Салливан и японское искусство, гравюры и здания, к которым мы должны добавить природу, в частности формы, формы, цвета и узоры растительной жизни и музыки, особенно Бетховена.

Как и Чарльз Ренни Макинтош, Райт считал, что каждый элемент здания должен работать как часть единого целого. Его ранняя дубовая мебель и обстановка отражают солидность и простоту, которые мы ассоциируем с движением искусств и ремесел, с прямыми линиями и прямолинейными формами.

  Спальня, Дом Поуп-Ли, Маунт-Вернон, Вирджиния (1940 г. ) – через Creative Commons

Тем не менее, он был пионером в области строительных материалов, таких как сборные железобетонные кирпичи и стеклянные кирпичи. Схемы дизайна часто включают фрески и скульптуры, и он широко использовал стекло, чтобы максимально использовать естественное освещение.

Он был одним из первых архитекторов, разработавших на заказ электрические осветительные приборы, в том числе торшеры и сферические стеклянные абажуры. Были также настенные бра из свинцового стекла, дуба и бронзы, а также встроенные светильники, спрятанные в потолке за рисовой бумагой.

Студия Фрэнка Ллойда Райта, Оук-Парк, Иллинойс (1889 и 1898) – через Creative Commons

Освещение в стиле Фрэнка Ллойда Райта склонность к подвесным светильникам интересных геометрических форм, как квадратные, так и сферические.

Наша люстра Hunza выполнена в стиле Wrightish и состоит из 14 граней призматического стекла в неглубоких пирамидах, заключенных в массивную латунную раму. Это сложный, но визуальный эффект приятной простоты, идеально подходящий для того, чтобы парить над кухонным островом или над обеденным столом…

Люстра Hunza

В нашем простом фонаре Carrington нет ничего обманчивого: стеклянная подвеска с старинный латунный каркас, ни больше, ни меньше, но полный удара.

Фонарь Carrington

Райт часто использовал цвет в освещении, а Pooky’s Cookie в зеленом цвете милитари (с каменным интерьером) является прямым потомком подвесного стиля, который можно увидеть в интерьерах Райта. Повесьте его одиночно или рядами.

 Cookie цвета Military Green (с каменной внутренней частью)

Мы упомянули о любви Райта к бетону как к материалу, и наш более крупный Soprano — это первое предприятие Pooky в области освещения из бетона, форма которого просто прекрасно работает.

Сопрано в бетоне

Наконец, мы должны включить сферы: наш обычный Espere представляет собой купол из дутого стекла, увенчанный латунной галереей. У нас есть Esperes в различных формах стекла, от прозрачного до вафельного, но опаловая форма, пожалуй, больше всего похожа на Франка; он излучает тонкий, пятнистый свет.

Espere в опаловом стекле

Спасибо, и пока, Фрэнк Ллойд Райт…

Если мы разожгли ваш аппетит ко всему, что касается Фрэнка Ллойда Уайта, вы можете узнать больше о его жизни и работе в Frank Lloyd Райт Траст и Фонд Фрэнка Ллойда Райта.

Изображение вверху: Фрэнк Ллойд Райт, 1867-1959 гг. – через Creative Commons 180 История дизайна настольных ламп — ар-деко 
Классические стили дизайна интерьера и способы их освещения — ар-деко 

Архитектура интерьера — Международное искусство и художники

Резюме

Спецификации

Расписание туров

Выставочные материалы

Эта выставка высококачественных репродукций рисунков интерьеров, мебели и предметов быта предлагает взглянуть на творческую концепцию Фрэнка Ллойда Райта внутренних пространств его домов. В проектах домов Райта структура и орнамент составляют одно целое. Каждая черта дома — от общей конструкции до интерьера, вплоть до мельчайших деталей и предметов — с самого начала задумывалась Райтом как единая идея.

Подход Райта к визуальному обогащению как к «органическому орнаменту» вырос из его убеждения, что визуальный характер формы — будь то целый дом или абажур — является неотъемлемой частью структуры объекта. Исследуя отличительные визуальные, сенсорные и выразительные качества интерьеров Райта, Фрэнк Ллойд Райт: Архитектура интерьера  показывает, как характерные абстрактные и геометрические структуры архитектора проникают в пространство и объекты внутри.

Идеально подходит для мест с ограниченной безопасностью, таких как небольшие музеи и библиотеки, эта выставка репродукций работ и фотографий позволяет получить доступ к творческому процессу архитектора, не повреждая светочувствительные оригинальные рисунки.

Пожалуйста, свяжитесь с TravelingExhibitions@ArtsandArtists. org для получения дополнительной информации.

Количество работ: 28 работ в рамах: 20 репродукций рисунков, 8 фотографий и 4 цифровых файла для настенных росписей

AZ

Куратор: Вирджиния Терри Бойд, профессор дизайна, Университет Висконсин-Мэдисон

Приблизительный размер: 125–150 погонных футов

Безопасность: Ограниченная безопасность

Участие   Плата: Запросите, пожалуйста,

Доставка: Экспоненты оплачивают отправку за выставку в континентальной части США

Период бронирования: 90 208 12 недель

Тур: Январь 2014 – Декабрь 2020

Контактное лицо: [email protected]

Публичная библиотека Канзас-Сити, Канзас-Сити, Миссури
1 сентября 2012 г. – 28 октября 2012 г.

Hearst Center for the Arts, Cedar Falls, IA
27 ноября 2012 г. – 22 января 2013 г.

Музей и галерея AE Backus, Fort Pierce, FL
15 марта 2013 г. – 9 мая 2013 г.

Rahr-West Art Museum, Manitowoc, WI
9 июня 2013 г. – 4 августа 2013 г.

Музей Грейс Хадсон и Дом Солнца, Юкайа, Калифорния
2 ноября 2013 г. – 5 января 2014 г.

Ирвинг Артс Center, Irving, TX
1 февраля 2014 г. – 30 марта 2014 г.

Публичный музей Рединга, Рединг, Пенсильвания
31 мая 2014 г. – 27 июля 2014 г.

Художественный музей Академии, Истон, Мэриленд
12 сентября 2014 г. – 4 января 2015 г. 90 005

Музей Миртл-Бич, SC
5 января 2016 г. – 7 апреля 2016 г.

Центр искусств Марии В. Ховард в Имперском центре, Роки-Маунт, Северная Каролина
17 июня 2016 г. – 28 августа 2016 г.

Fore мужская галерея, Хартвик-колледж, Онеонта, Нью-Йорк
15 сентября 2016 г. – 28 октября 2016 г.

Университетские художественные галереи, Техасский университет A & M, College Station, TX
19 января 2017 г. – 12 марта 2017 г.

Музей Вест-Батон-Руж, Порт-Аллен, Луизиана 90 208
2 апреля 2017 г. – 3 июня 2017 г.

Музей Бауэрс, Санта-Ана, Калифорния
24 июня 2017 г. – 20 августа 2017 г.

Художественный музей Эль-Пасо, Эль-Пасо, Техас
15 ноября 2017 г. – 11 февраля 2018 г.

Президентская библиотека и музей Мак-Кинли, Кантон, Огайо
2 марта 2018 г. – 29 апреля 2018 г.

Музей долины Каламазу, Каламазу, Мичиган
8 сентября 2018 г. – 9 декабря 2018 г.

Музей Чендлера, Чандлер, AZ
11 января 2019 г. – 16 марта , 2019

Музей Юго-Запада, Мидленд, Техас
19 апреля 2019 г. – 9 июня 2019 г.

Американский институт архитекторов, Вашингтон, округ Колумбия
10 июля 2019 г. – 6 сентября , 2019

Юта Центр культурных праздников, Уэст-Вэлли-Сити, Юта,
14 ноября 2019 г. – 6 января 2020 г.

Центр архитектуры Сарасоты, Сарасота, Флорида
7 февраля 2020 г. – 21 марта 2020 г.

Художественный музей Чарльза Х. Макнидера, Ма Сон Сити, ИА
июнь 19 октября 2020 г. – 29 августа 2020 г.

Музей истории Элмхерста, Элмхерст, Иллинойс
23 октября 2020 г. – 20 декабря 2020 г.

Обзор выставки

9000 4 Проспект выставки (стр.) (полный разворот)

Пожалуйста, свяжитесь с [email protected] для контрольного списка выставки.

Выставка Фрэнка Ллойда Райта открывается в Окружном архитектурном центре
Curbed DC, Эндрю Гламброне, 10 июля 2019 г.