Финский дизайн интерьера: Финский дизайн интерьера🔨| На что обратить внимание

Содержание

как его понять и потрогать • Текст и иллюстрации эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсФинляндия: визитные карточкиАудиолекции

Где познакомиться с финским дизайном, увидеть, как делают дырявые вазы и гнут фанеру, и узнать секрет, почему все это никогда не выйдет из моды

Автор Артем Дежурко

Когда мне предложили прочитать аудиолекцию о финском дизайне, я испугался: как можно рассказывать о нем и при этом не показывать? А он очень красивый, и на него беско­нечно любуешься. Например, мои университетские лекции о финском дизайне состоят в основном из демон­страции большого количества слайдов, а текстовое сопровождение картинок — это мои ахи и охи по поводу того, как же это красиво. 


Я стал думать, каким образом можно рассказать о финском дизайне, не пока­зывая его, — и придумал. Если я не могу показывать вам вещи и говорить: «Посмотрите, как чудесен этот изгиб!» — пусть это будет рассказ о моем личном опыте, о том, как я погрузился в финский дизайн.  


Итак, представьте, вы идете по улице, а перед вами — многоквартирный дом. Но этот дом похож на средневековый замок, причем не на настоящий, а скорее на сказочный, такой, что рисуют на иллюстрациях детских книг. Там все немного преувеличено: высоченные башни со шпилями и черепичные кровли, мрачные коты и совы, вырезанные на дубовых воротах. 


А теперь представьте, что он не один. Представьте, что вся улица в таких домах — и даже более того, что город по преимуществу состоит из таких зданий. Так выглядит центр Хельсинки: именно чтобы полюбоваться на этот удиви­тельный город, туда и едут туристы со всего мира.


Город вообще довольно молодой. Самые древние части Хельсинки — это время Александра I. Окрестности и ули­цы, названные именем этого импера­тора, выглядят как типичный русский провинциальный город, например Тверь. Сам старинный Хельсинки — это часть центра города. Раньше он был крохотным, а в самые первые годы ХХ века город внезапно увеличился в размере в несколь­ко раз, и в один момент в эпоху национального роман­тизма кварталы, непо­средственно примыкающие к центральным улицам, в первую очередь районы Эйра и Катаянокка, были застроены удивительными, сказочными, очень большими домами. Самым активным бюро, которое застраивало город в этот момент, было бюро Гезеллиуса, Линдгрена и Сааринена.


Элиэль Сааринен более известен, чем его товарищи: после того как Финляндия отделилась от России и стала независимым государством, он в 1920-х эмигри­ровал в Соединенные Штаты, а в 1930-х стал президентом художественного вуза Cranbrook Academy of Art недалеко от Детройта. В то время, когда он был президентом, из этого художественного вуза выпустились некоторые худож­ники, которые чуть позже, в середине ХХ века, станут самыми главными, известными и всеми любимыми американскими дизайнерами. А в середине ХХ века нет дизайна более важного и более интересного, чем американский, даже скандинавский в его тени. И Элиэль Сааринен, таким образом, крестный отец знаменитого великого американского дизайна того времени, так что в истории дизайна он известный человек.


Итак, поговорим о финском дизайне. Я опишу город Хельсинки как своего рода машину, позволяющую постичь финский дизайн. Она предлагает три способа. 


Первая опция: прогуляться по Эспла­наде. Это центральная улица Хельсинки, которая одним своим концом упирается в порт, а другим — в театр. По ней гуляют люди, на нее выходят фасадами магазины важнейших финских марок, которые производят посуду, мебель, одежду. Самых известных не очень много, и их легко перечислить: Artek, Arabia, Iittala, Marimekko Oyj. Iittala — это производитель стекла, Arabia — производитель керамики. Artek — это самый главный и известный произ­водитель мебели. Легендарная фабрика была основана в 1930-е годы архитек­тором Алваром Аалто, и он был ее хозяином и практически единственным дизайнером все то долгое время, пока руководил ей. А Аалто одинаково известен и как гениальный архитектор, и как гениаль­ный дизайнер предметов интерьера.


В Финляндии был еще один известный мебельный дизайнер, Илмари Тапио­ваара, и мне он особенно нравится. Он младше Аалто и начинал немного раньше середины 1940-х годов, но его первые очень известные проекты уже послевоенные. Он сотрудничал с фабрикой Asko, а сейчас те предметы, которые Тапиоваара спроектировал для Asko, также производит и Artek, и их можно найти в магазине на Эспла­наде. Были также Тапио Вирккала и Тимо Сарпанева. Они в основном сотрудничали с Iittala и делали художе­ственное стекло. Вот четыре основных имени. Есть много других, например это Ойва Тойкка, Кай Франк, Лиза Йоханссон-Папе — ключевые дизай­неры 1950-х годов. Об этом времени я буду говорить больше всего, потому что именно это десятилетие считается золотой эпохой финского дизайна. 



Интерьер магазина Iittala на Эспланаде в Хельсинки © MyHelsinki

Прогуливаясь по Эспланаде, вы можете разглядывать те самые знаменитые предметы финского дизайна 1950-х годов, которые производятся до сих пор и с удовольствием покупаются.


И не только предметы. Экспозицию магазинов вообще делают очень талант­ливые современные дизайнеры. Напри­мер, когда я последний раз был в Хельсинки в магазине Iittala, посреди магазина стояла громадная дубовая колода с обугленным отверстием внутри, в которую можно было загля­нуть. Стекольщики задували стекло в эту колоду, и получившаяся ваза приобретала форму полости. Поэтому полость и была обугленной — стекло было горячим. Эта колода использо­валась для изготовления савойских ваз, названных по име­ни ресторана Savoy Алвара Аалто. Алвар Аалто был дизайнером интерьера и самих ваз. Они были спроектированы для другого производителя, но Iittala потом поглотила его и теперь до сих пор по лицензии производит эти вазы.



Интерьер ресторана Savoy в Хельсинки. 2012 год Wikimedia Commons

А Savoy находится на той же Эспланаде. Это один из немногих полностью сохранившихся интерьеров Аалто, где есть всё то, за что этого архитектора любят. Там потолок из березовой фанеры, там много тех интерьерных приемов, которые очень нравились Аалто: дере­вянные рейки, по которым ползут вьющиеся растения, кирпичная кладка, которая не то чтобы совсем обнажена, но побелена так, что сквозь побелку проступают контуры кирпичей. Там деревянная некрашеная лакиро­ванная мебель; если березовую поверх­ность покрыть лаком, то примерно через полве­ка она начнет выглядеть по-другому: лак потемнеет, станет полупро­зрачным и начнет светиться. Если направить на него яркий свет, он приобретет медовый оттенок. Ресторан занимает верхние этажи большого здания, и, когда светит вечернее солнце, прямые горизон­тальные солнечные лучи, сами по себе теплые, подсвечивают этот чудесный березовый интерьер изнутри, и он заго­рается, как фонарик. Там просто прекрасно. В общем, если однажды вы захо­тите узнать, что такое Алвар Аалто, и войти в его мир, ресторан Savoy — это лучший портал.


Но можно воспользоваться и другим порта­лом. Это дом самого Алвара Аалто, который он сам построил для себя в середине 1930-х годов и который теперь стал музеем. Дом находится вдали от центра Хельсинки, но из цен­тра туда удобно доехать на трамвае. Например, в доме есть детали, которые сразу ассоциативно связываются с дачей. Вокруг дома растет земляника, а еще он спланирован так, что второй этаж чуть побольше по площади, чем нижний, и образуются свесы. Софиты, нижняя поверхность этих свесов, подшиты гофрированным асбесто­цемен­том — тем материалом, который советские колхозники называли шифером. Раньше в поздне­советской и ранней постсоветской деревне им был крыт каждый дом, а сейчас его стесня­ются использовать: материал считается непрестижным, так что в основном его можно встретить на дровяных сараях, курятниках и сортирах. А вот у Аалто он в его собственном доме.


1 / 6

Дом-музей Алвара Аалто. Хельсинки, 2016 год© Ninara / CC BY 2.0

2 / 6

Интерьер дома-музея Алвара Аалто. Хельсинки, 2020 год© Ninara / CC BY 2.0

3 / 6

Интерьер дома-музея Алвара Аалто. Хельсинки, 2020 год© Ninara / CC BY 2.0

4 / 6

Интерьер дома-музея Алвара Аалто. Хельсинки, 2020 год© Ninara / CC BY 2.0

5 / 6

Интерьер дома-музея Алвара Аалто. Хельсинки, 2020 год© Ninara / CC BY 2.0

6 / 6

Интерьер дома-музея Алвара Аалто. Хельсинки, 2020 год© Ninara / CC BY 2.0


 

Собственные дома архитекторов

20 домов, выстроенных архитекторами для себя


Однажды я работал в библиотеке и нашел там довольно редкую книжку. В 1961 году в Москве в ГМИИ имени Пушкина была выставка финской, как это тогда называли, художественной промышленности, а сейчас бы мы сказали — дизайна. Ее куратором был дизайнер Илмари Тапиоваара. Я читал каталог, который выпустили к выставке, и кураторский текст, разумеется, написал сам Тапио­ваара, а кто-то перевел его на русский. В нем он отлично пишет о том, что такое финский дизайн и в чем его суть. Я не помню слова наизусть, но Тапиоваара писал, что они нация хуторян, что у них не очень большая, но довольно просторная страна. Представьте себе: живет человек в своем доме. Перед ним — озеро, позади — лес. Ближайшее жилье далеко, а большую часть предметов, которые его окружают, он сделал своими руками. Это и есть финский дизайн. Правда, до некоторой степени то, о чем он пишет, можно отнести не только к финскому дизайну, а к северному дизайну в принципе. 


Как я говорил, 1950-е годы — это время, когда самое интересное в сфере дизайна творилось в Соединенных Штатах. Но сами американцы, например, обожали скандинавский дизайн, и его любили все не только в Америке, но и в Европе. А финский дизайн воспринимался как часть скандинав­ского, и на то есть много важных причин, в частности исторические.


Финляндия испокон веков была частью Шведского королевства и только в начале XIX века отошла к России. В Финляндии до сих пор живет очень много шведов, а шведский — это второй государственный язык, и на нем дубли­ру­ются дорожные указатели. Финлян­дия всегда ощущала себя частью большого скандинавского мира, до сих пор очень близка к Швеции и тесно связана с ней.


Так обстоят дела с культурой в общем, но есть более узкая тема — прикладное искусство, мир художественной промышленности, мир дизайна. Здесь тоже все очень интересно, потому что феномен под названием скандинавский дизайн обладает некоторым очевидным единством благодаря в первую очередь боль­шим художественно-промышлен­ным международным выставкам. Они почти каждый год проходили в разных скандинавских странах, но чаще всего в Швеции, в Стокгольме.


Выставки были международными, но на них приглашали только северные страны, точнее страны Балтийского региона. В конце XIX века таких стран было всего три: Швеция, которая в это время включала в себя Норвегию, Дания и Россия, в составе которой была и недавно отобранная у Швеции Финляндия, и Прибалтика. 


Поэтому мне кажется, что в начале ХХ века не просто северный сканди­навский дизайн эпохи национального романтизма сильно повлиял на дизайн русский — об этом известно и об этом много пишут, — но, возможно, чуть раньше, в конце XIX века, искусство Абрамцевского кружка довольно сильно повлия­ло на прикладное искусство Скандинавии. Это вообще интересная тема для исследования.


В ХХ веке между уже независимыми государствами Балтийского региона был очень сильный культурный обмен. Например, мебель той же самой фабрики Artek, которую основал Аалто, экспортировалась в Швецию. А ведь Алвар Аалто знаменит тем, что в 1930-е годы, когда все самые известные архитекторы и дизайнеры-модер­нисты считали, что дерево — это фу, что мир будущего будет состоять из бето­на, стекла и стали, в крайнем случае — из алюминия, говорил, мол, погодите-погодите: дерево — это тоже хорошо.


Как хозяин мебельной фирмы, он систе­­­­матически проектировал и производил именно деревянную, но сделанную по принципиально новой технологии мебель. Он не изобрел эту технологию, но совершенствовал ее. В просторечии она называется гнутая фанера: берется стопка смазанных клеем листов, их прижи­мают друг к другу и одновременно изгибают. Когда клей засыхает, получается изогнутый фанерный лист, кото­рый уже не разогнешь: он зафиксировался в своем изгибе.


Технологию он почерпнул у эстонцев, а сами эстонские архитекторы в 1930-е годы ездили к знаменитому Алвару Аалто на стажировку. Так что к середине ХХ века страны северного Балтийского региона уже многое объеди­няло именно в культурном смысле, объединяло давно. Например, культ рукоделия — они чрезвычайно ценили и любили как раз возможность делать красивые вещи своими руками. Было очень большое уважение к ремеслу, к ручному труду, большое уважение к традиции. Мебель, которую они делали, очень часто восходит к вековым типам крестьянской мебели, но при этом выглядит совершенно по-модернистски.


 

Мебель, которую придумали великие архитекторы

Как из модернизма получился современный дизайн


То, о чем я сейчас говорю, в целом относится к дизайнерам середины ХХ века во всем северном регионе и в равной степени к финнам. Они вполне совре­менны, они открыты всему новому, но не закрыты от прошлого. Радикальный, классический модернизм революционен, он отметает прошлое, он зачерки­вает его. А северный, скандинавский модернизм, как губка, впитывает в себя весь опыт прошлого и преобразует его. Именно поэтому в послевоенные годы, когда в целом стало ясно, что возврата к прошлому нет — ведь даже в Совет­ском Союзе к концу 1950-х годов перестали строить дома с колоннами и капи­телями, — из двух вариантов модернизма многие отдавали предпочтение поэтичному, мягкому, кирпично-деревянному, с латунными вставками, модернизму скандинавских стран. Вторым вариантом был модернизм железо­бетонный, как любили строить в Штатах, во Франции и более-менее во всем мире.


На общем фоне этого традиционного деревянно-ремесленного сканди­навского дизайна интерьера финский дизайн выделяется тем, что в нем нет-нет да и про­глянет эта хитроватая физиономия рукастого хуторянина, несмотря на то что они делали очень изысканные, прекрасные и, даже хочется сказать, культурные вещи.


Например, в 1950-е годы дебютировал Тимо Сарпанева, очень известный дизай­­нер стеклянных ваз. Его самые ранние вазы больше всего напоминают скульптуры — даже не очень понятно, с какой стороны в них вставляется цветок, а в некоторых из них есть сквозные дыры. Он рассказывал, как пришел к мысли делать эти сквозные дыры: когда он был маленьким, он любил взять голыми пальцами ледышку — а в северной стране снега и льда много — и сжи­мать до тех пор, пока не протаивала сквозная дырочка. Затем эту пластическую находку он воплотил в стекле.



Вазы Тимо Сарпанева. 1979 год © Bonhams

Сарпанева, кстати, гордился своим происхождением. Его предки по одной линии были кузнецы, а по другой — ткачи, так что он считал свое занятие дизайном наследственным делом, в сущности не отделяя дизайн от реме­сла. Он много времени проводил в мастерских стеклодувов, работал с ними рука об руку. Думаю, что наверняка он и сам время от времени брал в руки трубку и дул в нее.


Об этом я знаю потому, что был на его выставке. Южнее Эспланады находится район Эйра. Если пройти вглубь этого района, то там находится Музей дизай­на. Это не очень большое здание: там есть маленькая постоянная экспозиция и большое пространство, которое используется для грандиозных и очень классных временных выставок.


Я был в Хельсинки всего три раза, и два раза мне посчастливилось попасть на большие ретроспективы. В одном случае — Илмара Тапиоваара, а в дру­гом случае — Тимо Сарпанева. Поскольку Сарпанева больше работал со стеклом, половина выставки была даже не про форму его ваз, не про дизайн, а про тех­нологию. Например, целая стена была увешана расколотыми на части дубо­выми колодами, куда стеклодувы выдували вазы по его проекту, и подроб­ные экспликации описывали, как именно эти вазы выдували. Было много видео, на которых показывали работу стеклодувов.


На выставке Илмари Тапиоваара, которую я посетил раньше, тоже были видео, и мне запомнилось одно. Самый знаменитый предмет Тапиоваара — это стул с подлокотниками для студенче­ского общежития Domus, который он спроек­ти­ровал в 1946 году. Его изготовление — это довольно сложная технология. Используется не гнутая фанера, а прессованная — там не одинарная, а двойная кривизна. С точки зрения технологии по сравне­нию с мебелью Алвара Аалто это шаг вперед, и это очень передовая вещь для своего времени.



Два стула Domus. Дизайн Илмари Тапиоваара. 1946 год© Bukowski Auktioner AB

На видео показывали, как делают этот стул, и это было прекрасно. Стоит невозмутимый рабочий в белом халате, рядом с ним — жестяное ведро. Он окунает в ведро кисточку и медлен­но, но при этом необъяснимо быстро смазывает стопку фанерных листов, затем складывает их под пресс. Он делает это как-то просто, по-домаш­нему, с таким видом, как, мне кажется, рыбак должен делать что-то давно привычное — конопатить лодку или чинить сеть. Тут и вспоминаешь, что писал автор этого стула, Илмари Тапиоваара, в ката­логе Московской выставки.


игра!

 

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью


Тапиоваара еще близок и интересен мне тем, что имеет некоторую связь с нашей страной. Он приезжал в 1961 году, потому что в Пушкинском музее прохо­дила выставка, которую он курировал, и, конечно, он должен был быть там. А заодно он заехал на Воробьевы горы, на строительную площадку Дворца пионеров. Это архитектурный шедевр, и команда молодых архитек­торов, которая его построила, сразу просла­вилась благодаря этому проекту. Один из этих архитекторов, Феликс Новиков, был там специалистом по обору­дова­нию интерьеров и рассказал мне некоторые подробности того, как в интерь­ерах Дворца пионеров появилась мебель. В основном она была импортной, преимущественно финской. Многие предме­ты сделала фирма Asko, причем некоторые из них были специально модифи­цированы — это была не серийная продукция, а немного измененная под конкретный проект, под московский Дворец пионеров.


Тапиоваара, который был не только куратором выставки, но и представи­телем фирмы Asko, совместил приятное с полезным и сам осмотрел стройпло­щадку здания, для которого фабрика должна была совершить крупную поставку. До некоторой степени его тоже можно считать автором интерь­еров Дворца пионеров. Те са­мые стулья Domus стояли в некоторых залах и кабинетах, и, поскольку эта модель вписана в историю финского, да и мирового дизайна золотыми буквами, я очень бы хотел знать, куда они делись.


Район вокруг Музея дизайна почему-то называется по-английски — Design District  Design District (англ.) — Дизайнерский район.. Это связано с тем, что государственная власть в Финляндии и муни­ципальная власть в Хельсинки вообще воспринимают широко известный в мире и популярный финский дизайн как средство привлечения туристов. В какой-то момент они решили, что часть Эйры и других прилегающих районов станут территорией, где будут открываться концептуальные кафе, магазины интересных молодых марок. Там действительно есть некоторые магазины хороших марок одежды, например малозаметный, но очень важный магазин Vuokko.


Недалеко от Музея дизайна есть другой секонд-хенд, интерьерный. Он зани­мает бó‎льшее пространство: это огромный железобетонный подвал с малень­ким неприметным входом с улицы. Называется этот магазин Fasaani, или «Фазан», и чего там только нет: бесконечные стеллажи со знаме­нитым финским стеклом, бокалы, стаканы, груды серебряных вилок и ложек, целые залы с мебелью 1950–60-х годов. И еще там повышен­ная концентрация японских туристок в широкополых шляпах. Можно встретить американских коллекцио­неров, которые закупают все оптом. Там есть вещи на любой вкус и, главное, на любой кошелек. Даже если денег у вас не очень много, вы всегда можете откопать какую-нибудь чудесную вилку эпохи национального романтизма из серебра.



Интерьер магазина Fasaani в Хельсинки. 2020 год © Foursquare

При желании можно закупиться изрядным количеством того же самого дизайна: стульев, тумбочек и журналь­ных столиков, которые находятся рядом в постоянной экспозиции Музея дизайна.


Вот таким образом можно постигать в Хельсинки финский дизайн: либо как буржуазный потребитель пройтись по Эспланаде, либо как богемный — порыскать по подвалам магазина Fasaani. На самом деле там есть и другие, не столько антикварные, но и винтажные интерьерные мага­зины, но Fasaani — самый известный и самый крупный. А можно постигать как академический человек, пойти в музей, осмотреть выставку и купить ее каталог. Вот три варианта на выбор, которые предоставляет Хельсинки.


Стоит рассказать и о других местах, которые тоже связаны с дизайном, но гео­графически находятся не в Хель­синки, а рядом с ним. Например, Тапиола — когда-то отдельный малень­кий город неподалеку от Хельсинки, а сейчас он приписан к городу Эспоо. Туда надо ехать, потому что Тапиола и находя­щийся рядом район Отаниеми, который отделен от Хельсинки неболь­шим морским заливом, — это места повышенной концентрации модернист­ской архитектуры 1950–60-х го­дов, заповедник времени. Все это стоит в окружении прекрасно пахнущих сосен.


Там есть Музей современного искусства Эспоо. В названии — Эспоо, но нахо­дится музей в Тапиоле. У него хорошая экспозиция, но самый главный экспо­нат — снаружи, во дворе. Это Futuro — знаменитый пластмассовый дом, тоже построен­ный в 1960-е. Это реальный жилой дачный домик, но он выгля­дит как круглая летающая тарелка, и он настолько компактный и легкий, что, в принципе, его можно перевозить с места на место, не разбирая на части, если есть очень крупное средство транспорта. Но можно разобрать и собрать — частей не очень много. Это передвигающаяся жилая капсула.



Дом Futuro в Музее современного искусства Эспоо. 2012 годWikimedia Commons

Домик спроектировал архитектор Матти Сууронен. Сууронен не дизайнер, но поскольку этот маленький пласт­массовый дом серийно производится, его можно считать и произведением дизайна. 1960-е годы — это эпоха пластмас­сового бума, эпоха, когда во многих странах изобретали всё новые и новые предметы, новые формы вещей, новые способы взаимодействия с вещами. И как правило, все было завязано на новых технологиях и новых синтетических материалах.


В эпоху нового авангарда, в самом конце 1960-х и начале 1970-х, дизайнеры очень многих стран мира придумали изрядное количество удивительных, прорывных вещей. В этой маленькой революции финны принимали заметное участие. В то время на авансцену мирового дизайна выходит новое поколение финнов, таких как Антти Нурмесниеми, муж Вуокко Нурмесниеми, основа­тельницы марки одежды Vuokko, или Ирьё Куккапуро, или Ээро Аарнио, самый известный из них, автор разных типов пластмассовой мебели.


1 / 3

Ээро Аарнио. Стул. 1960–70-е годы© Bukowski Auktioner AB

2 / 3

Ирьё Куккапуро. Кресло «Карусель». 1965 год© Designmuseo, Helsinki

3 / 3

Алвар Аалто. Табурет Stool 60. 1933 год© Alvar Aalto -säätiö


Ирьё Куккапуро известен тем, что придумал странное, но очень эффектное кресло с пластиковой основой под названием «Карусель» (Karuselli). Оно считается едва ли не самым удобным креслом за всю историю человечества или одним из самых удобных. Но вот в чем суть: притом что это якобы самое удобное кресло, какое только можно найти в Финляндии, я не слышал, чтобы оно часто встречалось в финских домах. А вот, например, знаменитый круглый табурет — обычно он на трех ногах, но бывает и на четырех — 60-й модели (Stool 60) фабрики Artek, который в 1930-е годы спроектировал Алвар Аалто, как мне рассказывали, встреча­ется чуть ли не в каждом втором финском доме и во многих шведских домах — даже чаще, чем скопированная с него табуретка из «Икеи» в московских.


читайте также

 

Рубрика «Дизайн дня»

Откуда взялись самые знакомые бытовые предметы и как они изменили мир

 

10 предметов, изменивших историю дизайна

Кто придумал бутылку для соуса Kikkoman, лампу с заставки Pixar и тележку из супермаркета

Расшифровка




Радио ArzamasНовая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Валерий Шубинский — о Платонове, Хармсе, Зощенко, Бабеле, Олеше, Мандельштаме, Пастернаке и других писателях, создававших советскую литературу, их главных темах и героях

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

26 минут

1/6

Финский дизайн: как его понять и потрогать

Где познакомиться с финским дизайном, увидеть, как делают дырявые вазы и гнут фанеру, и узнать секрет, почему все это никогда не выйдет из моды

Читает Артем Дежурко

Где познакомиться с финским дизайном, увидеть, как делают дырявые вазы и гнут фанеру, и узнать секрет, почему все это никогда не выйдет из моды

25 минут

2/6

Финская архитектура: как строить дома для людей

От национального романтизма и зданий Алвара Аалто до современных школ, библиотек и церквей

Читает Вадим Басс

От национального романтизма и зданий Алвара Аалто до современных школ, библиотек и церквей

41 минута

3/6

Финская музыка: почему Сибелиус — главный композитор Финляндии

Как Сибелиус прославился сначала в Финляндии, а потом в мире и как он привил финнам любовь к музыке

Читает Надежда Маркарян

Как Сибелиус прославился сначала в Финляндии, а потом в мире и как он привил финнам любовь к музыке

41 минута

4/6

Финское кино: от прибытия парохода до Аки Каурисмяки

Как у финнов получается снимать национальное кино, которое интересно смотреть не только в Финляндии

Читает Василий Степанов

Как у финнов получается снимать национальное кино, которое интересно смотреть не только в Финляндии

25 минут

5/6

Финская литература: не только Туве Янссон

Как в Финляндии всего за 200 лет появилась своя литературная традиция — от эпоса до комиксов

Читает Любовь Шалыгина

Как в Финляндии всего за 200 лет появилась своя литературная традиция — от эпоса до комиксов

34 минуты

6/6

Как устроена жизнь в самой счастливой стране мира

Как Финляндия стала страной советов, откуда взялась идея ходить с лыжными палками и чем так знамениты финские школы

Читает Ольга Миловидова

Как Финляндия стала страной советов, откуда взялась идея ходить с лыжными палками и чем так знамениты финские школы

Материалы

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Финский дизайн: 12 выдающихся достижений

Представляем наш собственный список 12 самых выдающихся достижений финского дизайна, которые значительно повысили качество жизни людей по всему миру, способствовали их физическому, интеллектуальному и эмоциональному благополучию, сделав повседневную жизнь более легкой и приятной.

1. Сауна

Фото: VisitFinland

Забудьте о дорогих спа-салонах и фитнес-клубах. Финская сауна — вот где можно по-настоящему расслабиться, отдохнуть душой и телом. Здесь можно не только помыться, но и снять стресс, избавиться от всех неприятностей и выйти из клубов пара обновленным и умиротворенным. Существуют городские варианты саун для жителей многоквартирных домов и гостей отелей, но лучше всего — сауна на берегу озера или моря, окруженная финским лесом.

 

2. Кухонный шкаф с сушилкой для посуды

Фото: Kaisa Siren/Lehtikuva

Кухонный шкаф с сушилкой для посуды был придуман в середине 1940-х годов Майю Гебхард для Финской ассоциации по повышению эффективности труда, чтобы избавиться от необходимости вытирать посуду вручную. Это изобретение оказалось невероятно практичным. Шкаф, подвешенный над раковиной, позволяет ткже сэкономить место и служит прекрасным примером того, как форма соответствует своему назначению. Кроме того, он отвечает всем современным требованиям защиты окружающей среды: для сушки посуды не нужны ни нефть, ни электричество, ни батареи.

3. Ножницы Fiskars с оранжевыми ручками

Фото: Fiskars

Запатентованные еще в 1967 году ножницы Fiskars до сих пор не утратили своей актуальности: на данный момент продано свыше миллиарда экземпляров. Многим финским семьям эти ножницы безупречно служат по 40 лет.

4. Табурет Artek Stool 60, созданный Алваром Аалто

Фото: Tuomas Uusheimo/Artek

Этот табурет на трех ножках, отмечающий в 2013 году свое 80-летие, является классикой современного дизайна. Его конструкцию неоднократно копировали и воспроизводили с различными вариациями. Его можно приукрасить или использовать самый простой вариант, можно составить табуреты один на другой и убрать в угол, чтобы освободить место, а можно использовать один из табуретов как журнальный столик, книжную полку или прикроватную тумбочку.

6. Чистая вода

Фото: Tea Karvinen/VisitFinland

Где еще в мире есть такие чистые озера? В них можно не только купаться, из них можно пить. А еще в Финляндии можно пить воду прямо из-под крана, не используя фильтры, потому что вода и так чистая и вкусная. В Финляндии почти 200 000 озер. Загрязненные озера начали очищать совместными усилиями еще 50 лет назад. Сегодня Финляндия является мировым лидером в области научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в области использования и очистки воды. Даже в этой области есть работа для дизайнера.

6. Муми-тролли

Фото: Moomin Characters Ltd

Эти милые и необычные персонажи, созданные писательницей и художницей Туве Янссон, появились в 1940-х годах и сразу завоевали любовь читателей всех возрастов. Вскоре они уже были повсюду: в детских книжках, комиксах и мультфильмах, они превратились в мягкие игрушки, и даже стали появляться на контейнерах для еды. Книги о муми-троллях стали мировыми бестселлерами, а сами герои не теряют своей популярности и по сей день.

7. Linux

Фото: Ari-Pekka Sinikoski/TAF

Самая популярная бесплатная операционная система с открытым кодом была разработана Линусом Торвальдсом в 1991 году, еще до того, как стало очевидно, что в мире будущего станет невозможно обойтись без сотрудничества и свободного обмена информацией.

8. Marimekko 

Фото: VisitFinland

Для многих название компании Marimekko стало синонимом слова «дизайн». Яркие разноцветные рисунки, которые компания продемонстрировала во время своего дебюта в 1951 году и выпускает до сих пор, отразили совершенно новое, оригинальное направление в области одежды и декора. Компания Marimekko продолжает открывать все новые и новые магазины по всему миру и сотрудничает с многими международными брендами.

9. Бумага для полиграфии

Фото: UPM

Финляндия — мировой лидер по производству бумаги для полиграфии. Вполне возможно, что бумага для глянцевых журналов или брошюр, которые вы читаете, для этикеток или упаковок товаров, которые вы покупаете (например, упаковок шампанского Veuve Cliquot или энергетического напитка Red Bull), была произведена одной их финских компаний в соответствии с принципами экологически ответственного лесопользования и производства.

10. Светоотражатели

Фото: Jussi Nukari/Lehtikuva

Светоотражатели впервые появились в 1955 году, когда Арви Лехти купил машину для литья пластмассы под давлением и начал выпускать различные товары, в том числе светоотражатели для гужевых повозок и телег, чтобы их было лучше видно в темноте. Сегодня светоотражатели для пешеходов — это изделия, в которых находят воплощение самые смелые дизайнерские идеи и которые пользуются большой популярностью, особенно зимой в странах Северной Европы. Их можно носить в виде браслета, прикреплять на куртки, рюкзаки или детские коляски. Есть даже ошейники со светоотражателями для домашних животных.

11. Angry Birds

© Rovio

Видеоигра Angry Birds компании Rovio Entertainment стала одним из самых популярных в мире приложений для мобильных устройств. Она совместима со всеми платформами, ее скачали уже более миллиарда пользователей, и в нее с удовольствием играют дети самых разных возрастов. (Кстати, не исключено, что игра Clash of Clans другой финской компании Supercell сможет превзойти успех Angry Birds. )

12. Мобильные телефоны Nokia

Фото: Vesa Moilanen/Lehtikuva

Несмотря на некоторые трудности, телефоны Nokia до последнего времени считались самыми современными и передовыми. Компания долгое время была несомненным лидером отрасли, например, выпускала в 1996–2007 годах одни из первых карманных компьютеров — серию устройств Communicator. Компания Nokia сделала Финляндию заметной на международном рынке. Сейчас бывшие сотрудники компании открывают многочисленные новые фирмы, например Jolla, которые продолжают конкурентную борьбу на рынке мобильных устройств (см. фото).

Текст: Катя Пантцар, январь 2013 г.

Катя Пантцар — писатель и редактор. Она живет в Хельсинки и пишет книгу о стиле жизни жителей стран Северной Европы.

Финская архитектура и дизайн | Журнал Дезин

Результаты поиска:

Уточните параметры поиска:

  • В финском музее открывается цилиндрическая арт-сауна, основанная на природе

    Посетители Музея современного искусства Гёста Серлакиуса в Мянття, Финляндия, могут расслабиться в этой сауне и лаундж-комплексе на берегу озера, спроектированном Mendoza Partida и BAX Studio. Подробнее

    Элин Гриффитс |

    |
    Оставить комментарий

  • White Arkitekter и K2S Architects приступили к реконструкции набережной Макасииранта в Хельсинки

    Studios White Arkitekter и K2S Architects намерены превратить малоиспользуемый район рядом с портом Хельсинки в культурную зону, включающую несколько исторических зданий. Подробнее

    Рима Сабина Ауф |

    |
    Оставить комментарий

  • Магазин финского дизайна создает логистический центр в лесу, чтобы обеспечить «более устойчивое будущее»

    Avanto Architects и Joanna Laajisto спроектировали логистический центр для розничной сети «Finish Design Shop», в котором есть теплая древесина, ресторан для сотрудников и посетителей и вид на окружающий лес. Еще

    Рима Сабина Ауф |

    |
    Оставить комментарий

  • «Общая философия дизайна» Антти и Вуокко Нурмесниеми представлена ​​на ретроспективе Хельсинкского музея дизайна

    Ярко-оранжевое сиденье в метро Хельсинки и культовый деревянный табурет для сауны представлены на этой выставке работ дизайнерского дуэта Антти и Вуокко Нурмесниеми. Подробнее

    Джейн Энглфилд |

    |
    Оставить комментарий

  • Studio Puisto создает сауну и ресторан на берегу озера в Финляндии

    Деревянные формы, окрашенные в черный цвет, укрывают большие террасы с видом на пейзаж курорта Pistohiekka Resort, созданного хельсинкской студией Puisto на берегу озера Сайма в Финляндии. Подробнее

    Джон Эстбери |

    |
    Оставить комментарий

  • Архитекторы JKMM и ILO расширяют кабельный завод в Хельсинки за счет металлического танцевального центра

    Большой облицованный сталью куб окружает Дом танца в Хельсинки, который местные архитектурные студии JKMM и архитекторы ILO создали путем преобразования и расширения части бывшего кабельного завода. Еще

    Джон Эстбери |

    |
    Оставить комментарий

  • Майю Суоми и Элина Койвисто проектируют «отель насекомых» в павильоне Алуста в Хельсинки

    Прочная глина формирует стены этого павильона в Финляндии, спроектированного архитекторами Майю Суоми и Элиной Койвисто, целью которого является создание городской среды обитания для опылителей. Павильон был представлен в рамках Недели дизайна в Хельсинки. Подробнее

    Джейн Энглфилд |

    |
    Оставить комментарий

  • Fluff Stuff — текстильный наполнитель на растительной основе, который не просто «служит хиппи»

    Fluff Stuff — это текстильный наполнитель, созданный из растений, выращенных на повторно заболоченных торфяниках в Финляндии, который был разработан студентами Университета Аалто и был представлен в рамках Недели дизайна в Хельсинки. Подробнее

    Джейн Энглфилд |

    |
    Оставить комментарий

  • Маленькая Финляндия в Хельсинки — это модульное конференц-зал, поддерживаемый соснами

    Девяносто пять сосен с сохранившимися ветвями поддерживают крышу Little Finlandia, центра мероприятий в Хельсинки, спроектированного недавно получившим диплом архитектором Яакко Торвиненом. Еще

    Нат Баркер |

    |
    Оставить комментарий

  • Fyra воспевает богемную историю хельсинкского отеля Torni в современной реконструкции

    Финская студия интерьеров Fyra создала в этом отеле в Хельсинки «богемную атмосферу», сочетая разные стили, цвета и исторические отсылки в общественных местах. Подробнее

    Али Моррис |

    |
    Оставить комментарий

  • Formafantasma и выставка Artek Cambio исследуют связь финского дизайна с лесным хозяйством

    Дизайнерский дуэт Formafantasma сотрудничал с мебельным брендом Artek, чтобы исследовать отношения между деревообрабатывающей и дизайнерской промышленностью в Финляндии посредством выставки в Хельсинкском музее дизайна. Подробнее

    Джейн Энглфилд |

    |
    Оставить комментарий

  • Необычные цветовые сочетания украшают шоу-рум Durat в Хельсинки

    Финский дизайнер интерьеров Линда Бергрот придумала неожиданные цветовые сочетания для выставочного зала Durat в Хельсинки, который заполнен материалом, напоминающим терраццо, изготовленным из пластиковых отходов. Еще

    Рима Сабина Ауф |

    |
    Оставить комментарий

  • Финская «песчаная батарея» предлагает решение для хранения возобновляемой энергии

    Финские компании Polar Night Energy и Vatajankoski построили первую в мире действующую «песчаную батарею», которая обеспечивает недорогой способ хранения возобновляемой энергии с низким уровнем выбросов. Подробнее

    Рима Сабина Ауф |

    |
    Оставить комментарий

  • Ятофу использует «честные» материалы для реконструкции чайной Teemaa в Хельсинки

    Дизайн-студия Yatofu украсила интерьеры чайханы в центре Хельсинки элементами из кирпича, дуба и оксидированной стали. Подробнее

    Наташа Леви |

    |
    Оставить комментарий

  • VALO Hotel & Work предлагает гостиничные номера, которые также могут быть офисами

    На окраине Хельсинки открылся отель с номерами, которые днем ​​могут быть рабочими, а ночью спальнями. Подробнее

    Эми Фрирсон |

    |
    Оставить комментарий

  • Хижина кинорежиссера — «мистическая» черная хижина с видом на финское озеро

    Деревянная черепица, покрытая смолой, покрывает стены и крышу этой небольшой хижины, которую архитектурное бюро Pirinen & Salo спроектировало как студию для кинорежиссера в лесистой местности на берегу озера Поровеси в Финляндии. Подробнее

    Джон Эстбери |

    |
    Оставить комментарий

  • «Мы строим туннели, а не стены», — говорит соучредитель Angry Birds, стоящий за планом связать Хельсинки и Таллинн через подводный туннель

    По словам генерального директора Питера Вестербака, проект стоимостью 15 миллиардов евро, который свяжет столицы Финляндии и Эстонии через туннель под Балтийским морем, создаст мегаполис для технологических стартапов «гораздо лучше», чем Силиконовая долина. Подробнее

    Маркус Фэйрс |

    |
    Оставить комментарий

  • Verstas Architects воссоздает островные пейзажи в павильоне Хельсинкской биеннале

    Финская компания Verstas Architects создала круглый деревянный павильон в южной гавани Хельсинки, соединяющий город с близлежащим островом Валлисаари. Еще

    Рима Сабина Ауф |

    |
    Оставить комментарий

  • Virkkunen & Co проектирует скульптурную подстанцию ​​и опоры в Финляндии

    Финская компания Virkkunen & Co завершила серию скульптур электроэнергетической инфраструктуры в Иматре, Финляндия, которая вошла в шорт-лист премии Dezeen Awards 2021 в категории бизнес-строительства. Подробнее

    Джон Эстбери |

    |
    Оставить комментарий

  • Магазин красок Cover Story без пластика предлагает посетителям поиграть с цветом

    Финская компания по производству красок без использования пластика Cover Story открыла свой первый магазин: «малярную студию», оборудованную дизайнером интерьеров Линдой Бергрот, чтобы предложить покупателям различные способы изучения цвета. Подробнее

    Рима Сабина Ауф |

    |
    Оставить комментарий

Саудовская Аравия представляет гигантский сверхвысокий небоскреб в форме куба в центре Эр-Рияда

Фаррелл Уильямс назначен креативным директором мужской линии Louis Vuitton

Все, что вам нужно знать о саудовском мегапроекте Neom

Британский политик нападает на 15-минутную концепцию города в парламенте

Architektura использует «детскую непосредственность» для детского сада Ветрник в Чешской Республике

Десять зданий, втянутых в судебные баталии

Автомобильный лифт позволяет жильцам въезжать во все квартиры небоскреба Bentley в Майами-Бич

«Землетрясения не убивают людей, убивают плохие здания»

Руководство по мероприятиям Dezeen

Дезин Джобс

{{категория}}

{{carousel_title}}

Что такое финский стиль в дизайне интерьера?

Финский стиль в интерьере характеризуется использованием органических, гуманистичных форм и легких открытых форм.

Из чего сделан финский стиль?

Мебель часто изготавливается из гнутой и клееной древесины, а также из трубчатой ​​стали, с которой впервые экспериментировали в Финляндии. Этот стиль включает в себя уютный минимализм, который подчеркивает комфорт и экологичность. В цветовой палитре используются теплые землистые тона, а также натуральные материалы, такие как дерево, шерсть и камень.

Природа оказывает огромное влияние на финский дизайн, и этот стиль часто отражает простые и чистые линии природы. Мягкие текстуры также используются для создания уютной атмосферы, способствующей расслаблению и хорошему самочувствию. Этот стиль побуждает вас к творчеству, использованию устойчивых материалов для внесения уникальных и индивидуальных штрихов в дизайн вашего интерьера. Сочетая традиционные материалы с современными элементами, вы можете создать уютное и вневременное пространство. Финский стиль в интерьере действительно подчеркивает радость жизни в гармонии с природой.

Финский стиль в интерьере – отличный способ создать красивую и уютную атмосферу в доме. Принимая естественные элементы природы и сочетая их с современными штрихами, вы можете создавать уникальные пространства, отражающие ваш индивидуальный стиль. Благодаря своим гуманистическим формам и легким открытым формам дизайн интерьера в финском стиле приносит комфорт, экологичность и расслабление в ваш дом.

Какие существуют 4 типа дизайна интерьера?

Четыре основных типа дизайна интерьера: современный, переходный, эклектичный и традиционный. Современный дизайн подчеркивает минимализм и чистые линии, в то время как переходные стили сочетают в себе современные и традиционные элементы. Эклектичный дизайн имеет тенденцию быть более игривым и использовать яркие цвета, узоры, текстуры и уникальные детали. Традиционные интерьеры отличаются классической отделкой, такой как деревянные панели или ковры. Каждый из этих стилей может быть включен в финский стиль в дизайне интерьера, чтобы создать уникальный и уютный дом.

Как украшают в Финляндии?

Жители Финляндии часто украшают свои дома органическими и гуманистическими формами, а также легкими открытыми формами. Что касается цветовой палитры, они обычно используют теплые землистые тона, такие как коричневые, бежевые и серо-коричневые. Натуральные элементы, такие как дерево, шерсть и камень, также используются для создания уютной атмосферы.

Что такое скандинавский дизайн интерьера?

Скандинавский дизайн интерьера известен своим минималистским и уютным стилем, часто с использованием природных элементов, таких как дерево и камень. Он подчеркивает чистые линии, нейтральные цвета, мягкие текстуры и простые формы. Этот стиль часто использует светлое дерево и многослойный текстиль, чтобы создать ощущение тепла в пространстве.

Как называются различные стили дизайна интерьера?

Различные стили дизайна интерьера включают современный, современный, модерн середины века, традиционный, скандинавский и индустриальный.