Содержание
Мебель Древнего Рима: характерные черты интерьера
Культура любой народности проходит свой определенный путь развития, меняясь на каждом этапе. Нередки случаи, когда финальная стадия совершенно не напоминает свой прообраз. Как правило, все начинается с изготовления самых примитивных предметов, немного улучшающих бытовые условия. В дальнейшем начинается меняться форма, появляются декоративные украшения. Но однажды случается довольно резкий поворот – изменяются стили, формы и т. п. В основном это происходит под влиянием более сильных стран.
Но бывает и наоборот – могущественные государства, захватывая территории других стран с уже устоявшимися направлениями архитектуры, оформления жилых помещений, не насаждают свою культуру, а полностью перенимают стили у порабощенных народов. В лучшем случае минимально изменяется внешнее оформление.
Посмотрим, как такое случилось на примере различных видов мебели Древнего Рима, сумевшего покорить немало государств, создавшего Великую Римскую Империю.
Необычный путь развития культуры Древнего Рима
Из истории нам известно, что римляне были весьма воинствующим народом. Овладев территориями вокруг своего города, они продолжили усиливать армию, чтобы в дальнейшем расширить свои границы до «окраин света».
Что и было успешно воплощено в жизнь. За довольно короткий период были покорены весь Аппенинский полуостров, Карфаген, Греция, все эллинические государства. Даже могучему Египту пришлось оказаться под римской властью – он стал его провинцией. Римская тень простерлась над всем Средиземноморьем.
Как правило, все завоеватели стараются максимально насадить свою веру, культуру среди покоренных народов. У римлян все пошло не по накатанному пути – в начале своих захватнических походов они намного отставали от более развитых стран, например, Греции, Египта. Вероятно, поэтому они в первую очередь переняли у древних греков практически всю культуру, начиная от религии и кончая архитектурой, различными типами мебели.
Конечно, была проведена определенная адаптация под свои основы, но она была минимальна. Разглядывая образец мебели, изготовленный древнеримскими ремесленниками, можно не задумываясь сказать, у какого народа он был позаимствован – Греция, Египет, страны Азии… Влияние греческой культуры становится максимальным после 146 года до н. э. (полное завоевание Греции).
Нельзя утверждать, что в Риме изготавливали точные копии греческой мебели – основа была оставлена, а с течением времени были разработаны собственные стили декоративной обработки, украшения изделий. Наивысшего расцвета производство мебели достигло в период правления императора Августа (31-14 года до н. э.).
Производство мебели в Древнем Риме – материалы, инструменты, технологии
Как и все народности, древнеримские мастера основную часть мебели изготавливали из древесины. Использовались ее различные породы – туя, кедр, ясень, олива, клен. Для интарсии применялись – пальма, самшит, платан, черное дерево. Как и греки, более солидную, дорогостоящую мебель выполняли из камня (в основном, мрамора), отливали бронзовые изделия сложной формы.
Римляне переселяли из Греции мастеров, передающих свои знания местным столярам. В их распоряжении был практически полный набор ручных инструментов – рубанки, стамески, долота. Точеные детали со сложным профилем обрабатывались на токарных станках лучкового типа.
Переняв все основные виды мебели у греческих мастеров, римляне немало потрудились над ее оформлением. Поскольку они старались окружить себя роскошью во всем, начиная с одежды и кончая архитектурой, то и мебель не оставили в стороне. В отличие от греков, предпочитающих в оформлении темы растений и животных, римские мастера намного обогатили существующие стили, добавив лавровые венки, лотосы, играющих амуров и психей.
Для подчеркивания богатства и роскоши многие виды мебели украшались резными узорами, декоративными накладками из серебра, драгоценных камней, слоновой кости, панциря черепахи. Часто такие изделия страдали от излишней перенасыщенности и излишества украшений. Однако, декоративные розетки и подобные накладные элементы помогали скрыть погрешности изготовления.
Какие новые технологии освоили римляне? Их мастера владели гравировкой, позолотой, инкрустацией, мозаикой, более богатой резьбой по дереву, камню. Из совершенно новых технологий – металлическая пластика, изготовление плетеной мебели для сидения (практически не изменившаяся до нашего времени). Недорогие плетеные кресла были совершенны как по конструкции, так и по изготовлению.
Различные виды мебели в Древнем Риме
Культура и искусство Древнего Рима достигли наивысшего расцвета в период императорской власти, были сложнее и многограннее по сравнению с греческими. Судя по описаниям, рисункам, археологическим находкам римский дом был богато оформлен от мозаичного пола до кессонных потолков.
Соответственно, такие помещения и должны были быть обставлены на высоком уровне. Римляне великолепно справлялись с этой задачей – вся мебель была изготовлена на высоком уровне, богато оформлена. Нередки случаи, когда перенасыщенность украшений придавала некую аляпистость изделию, но на это предпочитали закрывать глаза. Тем более, что в производстве мебели участвовали покоренные греки и рабы – желание господина для них было законом и за эстетическую сторону они не несли ответственность.
Всю древнеримскую мебель можно условно разделить на две крупные группы:
· мебель, изготовленная их дерева, украшенная резьбой, инкрустацией, позолотой, декоративными накладками из различных ценных материалов;
· мебель декоративная, неподвижная. Она изготавливалась из мрамора (белого и цветного), украшалась мозаикой.
Также существовала бронзовая мебель, она стоит ближе к первому типу. Мебель всех групп имеет общие пропорции и стили декоративных украшений.
Обратите внимание: вся древнеримская деревянная мебель повторила судьбу греческой – ни один ее образец не сохранился до нашего времени. На фотографиях изображена мебель, восстановленная современными мастерами по описаниям, рисункам.
Рассмотрим, какая мебель была в обиходе у римлян, какие у нее были отличия от древнегреческих образцов.
Мебель для сидения
Римляне использовали несколько видов мебели для сидения. Все они имели общее название «селла» (sella) и разделялись на три категории:
· табуреты;
· стулья;
· кресла.
Табуреты без спинки (sella, scamnum, subsellium) изготавливали из бронзы, древесины с точеными ножками, плоским сиденьем. Одним из самых распространенных видов табуретов были почетные курульные или парадные (sella curulis), он предназначался для чиновников высшего ранга – консулов, преторов. Изначально он изготавливался, как и его дальний египетский родственник, в складном варианте – Х-образные ножки и мягкое сидение. Более поздние варианты сохранили только форму, их выполняли уже без возможности складывания.
Почетные курульные стулья для глав семейств – solium располагались в храмах, купальнях, таблиниумах, имели свое постоянное место. Их часто выполняли из мрамора с рельефными узорами, ножками в виде звериных лап. Для удобства рядом располагалась скамеечка для ног (scabellum).
Солидным изделием было sella imperatoris – курульное императорское кресло, сидеть на нем имел право только император. Оно имело высокую спинку, подлокотники в виде грифонов, сфинксов, львов и т. д. Все кресло было богато украшено различными узорами, драгоценными камнями.
На базе греческого клисмоса был создан более массивный cathedra с полукруглой спинкой. В отличие от Греции, им пользовались как женщины, так и мужчины.
Также были широко распространены особые скамьи – bisellium, двухместная парадная скамья, сидеть на которой имел право только один человек. Этим подчеркивалась честь, оказанная ему за особые заслуги.
Кровати, ложа
Большую часть времени римляне проводили в положении полулежа. Как и греки, они не только принимали пищу, но и решали множество вопросов, возлегая на ложе – читали, писали, заключали различные сделки.
Ложе для принятия пищи (lectus tricliniaris) изготавливали по типу древнегреческого – высокие точеные или резные ножки, плетеное основание, на которое укладывали матрасы, подушки.
Для проведения обеда и последующих бесед три ложа располагали в П-образном порядке вокруг прямоугольного стола.
Кровати для отдыха (lectus cubicularis, lectus genialis) имела мягкую обивку и богатую драпировку. Ножки выполнялись точеными или резными сложной формы. Высота таких кроватей была значительно ниже, чем у ложа. Уровню знатности владельца соответствовали богатые и сложные украшения из серебра, золота, инкрустации слоновой костью, панцирем черепахи.
На базе кроватей этого типа возникли носилки, используемые знатными римлянами для передвижения по городу.
Столы
Разновидностей столов было немного, но практически все они представляли собой произведения искусств. Круглые столы опирались на три ножки, выполненные в виде сильно изогнутых звериных лап с богатым украшением.
Прямоугольные столы не имели отдельных ножек и опирались на две параллельные плиты. Они всегда были украшены рельефными узорами.
Столовые доски выполнялись гладкими, но иногда покрывались мозаикой или инкрустацией из различных камней.
Более всего ценились столешницы, выполненные из африканской туи (римляне называли его «citrus»). В зависимости от рисунка древесины менялась ее стоимость. Менее состоятельные римляне заказывали фанерованные столовые доски.
Обеденные столы изготавливались небольшой высоты. Как и греки, после трапезы римляне помещали столы под ложа.
Шкафы, сундуки
Шкафы не пользовались популярностью у древних римлян. По описанию известно, что их применяли только в крупных лавках для хранения товаров.
В домах устанавливали сундуки различных размеров для хранения одежды, различных ценных вещей. К сожалению, о сундуках до нас дошло очень мало информации. Известно, что самый крупный из них назывался арка (arca), имел постоянное место в артрии, никогда не передвигался. Для прочности снаружи обивался листами железа – своеобразный античный сейф.
Заключение
Древний Рим, пройдя довольно интересный путь развития культуры, сумел, переняв у Древней Греции практически все виды мебели, превратить их в мебель собственного «римского» стиля. Главное, что они внедрили – это нигде не повторяемые способы декорирования поверхностей. Резьба и рельефные украшения стали намного богаче, появились позолоченные детали, металлическая пластика (чеканка).
Одним из главных признаков римской мебели являлось частое перенасыщение узорами, придающее иногда аляпистость изделию. Однако, трудно утверждать, являлось ли это минусом в императорские времена.
Римское искусство является заключительной стадией всего античного искусства. Но оно не пропало бесследно, к римскому стилю постоянно обращались дизайнеры, создав, например, романский стиль.
«Наполеоновский» стиль (ампир) стал практически точной копией стиля Древнего Рима.
Римский жилой интерьер • Студия интерьерного дизайна Dom Interior
В Риме существовали самые разные типы жилых построек.
Дворцы:
- виллы — городская вилла, загородная вилла;
- одно-двухэтажные особняки, небогатые коттеджи;
- таберны — хижины бедняков;
- инсулы — многоэтажные доходные дома.
Римляне установили иерархическую систему типов жилой архитектуры, сохранившуюся и до наших дней. В городе основной архитектурной ячейкой был дворец или просто дом, в котором протекала деловая жизнь и который служил местом отдыха от работы.
В деревне эталоном богатой домашней жизни была вилла со всеми прелестями сельского уединения: виноградниками, рекой неподалеку от дома — для купания и рыбной ловли. Хотя у богатых римлян в городе были роскошные дворцы, летом они предпочитали отдыхать на виллах.
Вкусы римских богачей менялись очень быстро, и убранство вилл очень скоро выходило из моды. К примеру, Плиний пишет, что в 78 г. до н. э. дом Аепида в Риме считался лучшим ддя своего времени, а уже 30 лет спустя он даже не входил в первую сотню модных владений. Один стиль очень быстро сменялся другим. Особенно явственно проявлялась смена стилей в настенных росписях.
В инсулах размещались бедные обитатели Рима. Чаще всего эти здания были плохо построены и отличались полным отсутствием удобств, санитарных условий и обособленности. Но кроме них также существовали роскошные обустроенные квартиры.
О жилых домах этрусков можно судить по терракотовым урнам этрусского периода, которые воспроизводят форму хижины. Самые древние — круглые в плане с высокой кровлей, покрытой соломой, — освещались через двери. Позже появился прямоугольный в плане жилой дом, в центре которого главное помещение — атриум — освещалось через отверстие в крыше — комплювий.
Во время дождя через комплювий вода стекала в специальный бассейн в полу под комплювием — имплювий.
Известно пять видов атриумов (по Витрувию).
Тосканский — кровля держится на двух парах горизонтальных балок, в месте пересечения балок находится прямоугольное отверстие комплювия.
Четырехколонный — по углам комплювия поставлены четыре колонны, которые поддерживают балки перекрытия.
Коринфский — в нем колонн больше, они находятся не только по углам, а еще по сторонам комплювия. Коринфский атриум представляет собой промежуточный вид между атрием и перистилем.
Дождеотводящий — устраивается по принципу тосканского, но скаты кровли направлены не внутрь, а наружу.
Крытый — атрий без комплювия (если над ним еще один этаж).
Атриумный дом — этрусский, италийский тип жилища, в котором могло быть несколько разных атриев или же только один. Очаг в таком доме располагали в атриуме недалеко от имплювия, чтобы дым вытягивался через отверстие в кровле. Важное место отводили ткацкому станку хозяйки, помещавшемуся также в атрии. Вокруг атрия группировались остальные комнаты, не имеющие входов с улицы. Входная комната на одной оси с атриумом- вестибул (вестибюль). Напротив вестибула, с другой стороны от атрия, находилась хозяйская спальня, справа и слева от нее — столовая, кладовая и т. п.
Наиболее ценные памятники, дошедшие от этрусков, — гробницы в Черветери, Тарквинии и Кьюзи. Благодаря находкам в этих гробницах можно понять, как выглядела система декора у этрусков.
В «Гробнице Львиц» в Тарквинии на стенных росписях изображены живые сцены — пиры, танцы, борьба. Все эти изображения тянутся одним продолжающимся фризом и выполнены оттенками синего и коричневого цветов. В росписях использованы растительные и цветочные мотивы и изображения зверей и птиц.
В гробницах города Черветери (недалеко от Рима) можно проследить изменения этрусской архитектуры жилых зданий с VII по V в. до н. э., т. е. периода процветания этрусской цивилизации. Этруски испытали сильное влияние и восточной культуры, и греческой. В «Гробнице Капителей и Рельефов» в Черветери сохранились каннелированные пилястры, капители с восточными мотивами, лепные фризы с изображением воинского оружия, шлемов, ваз и чаш, а также животных.
Потолки украшены резьбой, которая имитирует балочные перекрытия и декоративный узор между балками. В гробнице V в. до н. э. в Кьюзи сохранились массивные каменные двери, вытесанные из цельного блока. Как и греки, этруски любили возлежать на ложах во время трапез. Их домашние интерьеры были ярко расцвечены отчасти в восточном, отчасти в греческом вкусе.
Базилики — важный тип общественных зданий в Древнем Риме. Они представляли собой крытые залы ддя торговых сделок, судебных заседаний, политических собраний и пр. Подобные постройки встречались уже в Древней Греции. Римские базилики, как и греческие, были сначала светскими зданиями. Позже ранние христиане приспособили их под храмы.
Общая черта базиликальных построек — вытянутый план, членение на три или пять нефов. В интерьере базилики был второй этаж, на котором располагались галереи для прогулок. При строительстве базилик применялся прием, получивший название базиликальный разрез, — приподнятость центрального нефа над боковыми для устройства светопро- емов. Перекрытия в ранних базиликах — балки, своды. Входы в светские римские базилики находились как с длинной, так и с короткой стороны здания.
Базилика Максенция — одно из последних по времени сооружений Древнего Рима. В ней использованы крестовые своды — предвосхищение средневековых конструкций. Входы в базилику Максенция располагаются и на длинной, и на короткой стороне, напротив каждого входа расположена абсида.
Каким был интерьер в римскую эпоху?
4 минуты
Эпоха Римской империи породила ряд интересных тенденций в декорировании, которые использовали ряд инновационных ресурсов для создания формального, но привлекательного стиля.
Последнее обновление: 06 сентября 2019 г.
Эпоха Римской империи была временем большого развития городов . Дома стали более удобными и изысканными, и у людей появился новый вкус к изобразительному искусству. Но знаете ли вы, каким был внутренний декор в римскую эпоху?
Излишне говорить, что с тех пор города изменились до неузнаваемости. Но примерно в это же время люди разработали многие архитектурные приемы, которые мы используем до сих пор, в том числе такие вещи, как планировка.
Древние римляне были особенно склонны к эстетике. У них были огромные приемные для гостей, где они устраивали банкеты и обсуждали деловые вопросы. Таким образом, дом стал основным ориентиром для дизайна интерьера .
Исторический контекст
Прежде чем мы более подробно рассмотрим внутреннее убранство, нам, вероятно, следует начать с краткого исторического обзора этого увлекательного периода. Хотя Римская империя была основана еще в 1 веке до нашей эры, только в 3 веке до нашей эры архитектурный декор интерьера начал развиваться по-настоящему.
Они начали строить великие города, заполняя их зданиями, известными как insulae . В этих многоквартирных домах проживала большая часть городского населения среднего класса. Археологи, изучающие остатки этих островков , обнаружили доказательства важности внутреннего декора даже здесь .
Однако самые большие успехи в дизайне интерьеров были достигнуты в римских дворцах и виллах, где богатые украшали предметы роскоши. Они даже расписали свои стены искусными фресками, хотя это не вошло в моду до 1 века нашей эры.
Римская империя оставила после себя уникальное историческое и художественное наследие.
Строительный декор в римскую эпоху
Древнеримский дизайн интерьера был чрезвычайно разнообразен. Стиль и эстетика каждого дома полностью зависели от вкуса владельца, хотя ответственность за украшение часто ложилась на женщин .
- Комнаты обычно были большими и просторными, поэтому требовалось множество различных декоративных элементов.
- Римляне часто расписывали свои стены замысловатыми узорами, изображая все, что угодно, от геометрических узоров до сцен из римской мифологии. Все это мы знаем благодаря фрагментам стен, извлеченным из-под развалин древнеримского города Помпеи . Красный также был популярным выбором для стен.
- Римские полы были настоящими произведениями искусства, часто украшенными сложной мозаикой. Они использовали цветные плитки для создания различных сцен, от животных и людей до геометрических узоров и символов.
- Крыши, как правило, были деревянными, хотя эксперты не отвергли версию о том, что они могли также использовать сводчатые потолки . Они использовали ряд открытых балок, которые часто окрашивали и украшали.
Мебель римской эпохи
Когда дело дошло до мебели, предпочтение отдавалось дереву. Древние римляне были мастерами резьбы по дереву, используя передовые методы, которые позволяли им создавать оригинальную и высококачественную деревянную мебель.
- Сундуки и платяные шкафы были обычным явлением в римских домах.
- Триклиний был одним из самых популярных предметов мебели во времена Древнего Рима. Обычно встречается в спальнях и конференц-залах.0018 триклиниум был похож на современный шезлонг. Они обычно были обставлены яркими подушками, давая людям место, где они могли прилечь и расслабиться.
- Масляные лампы: обычно сделанные из позолоченного металла, масляные лампы предназначались для освещения и украшения римских домов. Использование ярких тонов, таких как золото и серебро , было популярной тенденцией в Древнем Риме.
- scriptorium был типом исследования с простой таблицей, где патронус мог делать свою работу. Они часто украшали скрипторий такими элементами, как амулеты, статуэтки и канделябры.
Дополнительные декоративные элементы
Римляне использовали ряд других декоративных элементов, чтобы придать своим домам более привлекательный и «имперский» вид . Поскольку их дома были такими большими и просторными, они использовали эти элементы повсюду, от спален до коридоров.
- Скульптуры : это, несомненно, одна из самых популярных художественных техник римской эпохи. Состоятельные дворяне часто приобретали свои бюсты, чтобы выставить их в своем доме. Их также украшали скульптурами богов и императоров.
- Миски, вазы и тарелки : многие из этих предметов были доступны на местных рынках, а другие были привезены из чужих земель (обычно завоеванных римлянами).
- Фонтаны : вода имела большое значение для древних римлян, и у них часто были фонтаны в их домах.
Это может вас заинтересовать…
Бьянки-Бандинелли, Р.; Torelli, M.: El arte de la antigüedad clásica , Akal, 2000.
Дженкинс, Ян: La vida cotidiana en Grecia y Roma , Akal, 1997.
Как создать римский интерьер | Главная Путеводители
Дрю Тиббитс
Многое из того, что мы знаем о римских интерьерах, получено из раскопок города Помпеи, веками сохранившегося под вулканическим пеплом. Удивительная детализация домов, застывших во времени, свидетельствовала о том, что римский декор был образцом контрастов. Богатые, роскошные ткани в сочетании с твердостью мрамора и бетона; формальная обстановка, которая также располагала к отдыху и разговору; и мягкие землистые тона с элементами драматического цвета. Воссоздайте этот образ с помощью сочетания краски, мебели и аутентичных деталей.
Цвет
Многие цвета, выбранные римлянами для оформления интерьера, отражали их благоговение перед природой. Чтобы добиться такого эффекта, нейтральные тона коричневых и зеленых цветов должны составлять основную часть цвета в вашей комнате. Добавьте цвет в комнату с помощью мягкой мебели, окрашенных стен и обработки пола. Римляне любили смелые цвета, такие как кобальтово-синий, киноварь и ярко-желтый. Сильные цветовые контрасты занимали видное место в древнеримских домах, особенно популярным было сочетание черного и ярко-красного.
Стены
Несколько видов отделки стен имитируют древнеримские интерьеры. Римляне любили раскрашивать стены либо реалистичными изображениями, либо крупными цветными блоками. Реалистичная сцена, нарисованная на участке стены, а затем отшлифованная наждачной бумагой, будет выглядеть как старая, обветренная фреска. Большие цветовые блоки по всей комнате могут быть слишком большими для современных домов, но вы все равно можете имитировать эффект, рисуя большие цветные блоки ниже уровня обшивки. Если вы предпочитаете более сдержанный эффект, нанесите глину для гипсокартона с помощью техники скользящего шпателя, чтобы стены выглядели как готовый бетон, или даже просто покрасьте их губкой в искусственный бетон. Если полная переделка стен невозможна, повесьте длинные прозрачные шторы, чтобы занять часть пространства на стене.
Мебель
Избегайте беспорядка и ненужной мебели в комнатах, чтобы следовать примеру римлян, чтобы жилые помещения были скудно обставлены. В те древние времена в большинстве комнат были только диваны, стулья, столы и иногда сундуки. Одной из их повторяющихся тем было размещение трех кушеток на трех смежных стенах с низким столом, чтобы закрепить группу. Диваны были низкие, с резными ножками и без спинок. Римляне часто использовали мягкие подушки вдоль спинок этих кушеток, а также в качестве дополнительных сидений на полу. Стулья были разных стилей, от складных табуретов до мягких сидений и плетеных стульев. Используйте мебель из тех же материалов, что и в Древнем Риме, таких как дерево, бронза и мрамор.
Детали
После того, как вы закончили стены и выбрали мебель, добавьте декоративные акценты, которые объединят комнату. Заполните пустое место в комнате высоким растением в большой урне или даже статуей из искусственного бетона. Если у вас нет места для полной статуи, подумайте о бюсте меньшего размера. Херувимы были популярной темой украшения в Древнем Риме. Включите эти ангельские фигуры в свою комнату с помощью небольших статуэток херувимов, настенных подсвечников херувимов или резных оснований стола в виде херувимов.