Древнеримский интерьер реконструкция: Интерьер древнего рима (55 фото)

Римский стиль в интерьере – шик и роскошь! – УЮТ В ДОМЕ

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы с Вами погрузимся в мир римской роскоши, великолепия и классицизма… Древнеримский стиль произошел из древнегреческого, добавив в последний – изящество и невероятную внешнюю привлекательность. Следует отметить, что шарм рассматриваемого стиля однозначно не оставит равнодушных, кому-то римский стиль покажется излишне вычурным, а кто-то напротив оценит его классическую принадлежность! Какие же отличительные черты данного стиля? Конечно же — итальянские арки, различные купальные и цилиндрические своды, большое количество света, преобладание золотых и белых оттенков, арочно-ордерные ячейки, использование натурального камня, абсолютная симметрия, настенная роспись, всевозможные фрески, мозаики, лепнина и  изящные колонны.

Римский стиль в интерьере фото

Римский стиль в интерьере наиболее выгодно подчеркивает изначальное величие империи. Может быть, Вы знаете о существовании «Золотого дома Нерона», который являлся самой выдающейся и богатейшей резиденцией монарха в Риме. В отделке данного дворца использовались самые прекрасные драгоценные камни и настоящее золото. Кстати, золотым его стали называть после того, как своды дворца украсил объемный позолоченный купол! Именно с тех самых пор в мир ушло выражение «Золотой дом Нерона», подразумевающее огромное состояние, богатство владельца. Возможно, именно данный дворец стал основоположником римского стиля, ведь в нем как нельзя органично сочетались все декоративные элементы – мозаика, колонны, лепнина, изящные арки, скульптуры и т.д. В целом Римский стиль и выражение «Золотой дом Нерона » являются своего рода синонимами, ведь римский стиль является ни чем иным, как представителем богатства и роскоши.

Содержание

  1. Римский стиль в интерьере – отделка. 
  2. Стены в римском стиле.
  3. Пол в римском стиле. 
  4. Потолок в римском стиле.
  5. Римский стиль в интерьере – мебель.
  6. Декор в римском стиле.
  7. Рекомендации профессиональных дизайнеров:
  8. Предлагаю Вам посмотреть примеры декоративной лепнины в интерьере:

Стены в римском стиле.

Стены рассматриваемого стиля должны быть единого цвета. Они традиционно декорируются штукатуркой, а также росписью с имитацией под мрамор. Оттенки чаще применяют светлые, такие как цвет топленного молока, слоновая кость, янтарный, желтый, белый и бежевый, но на этом ограничение палитры не заканчивается… В свое время использовались самые смелые оттенки мрамора, начиная от небесно-голубого и заканчивая насыщенным цветом пламени костра. В целом приветствуется использование натуральной, природной палитры!

Основоположным фактором является создание притягательной атмосферы, дарящей ощущение чистоты, интерьерной дороговизны,  роскоши, величия и преобладания большого количества света. Довольно часто помещение дополняют всевозможными настенными росписями, интересной мозаикой, трафаретными узорами, лепниной и фресками.

Пол в римском стиле. 

Пол – может быть покрыт  самой обычной керамической плиткой, нередко используется натуральный или имитированный мрамор, а также бетон или камень, иногда используют цветную мозаику из природного камня. Кстати мозаичный рисунок обычно выкладывается в виде зодиакальных знаков, звезд и сложных геометрических узоров. В крайнем случае, можно использовать эффектный паркет под дерево. Мягкий ковер укладывают на небольшую площадь пола, чтобы не перебить общий вид интерьера, оставив тем самым привлекательную поверхность пола — открытой.

Потолок в римском стиле.

Потолок – традиционно белый, возможно использование пастельной палитры оттенков, в целом главное, чтобы потолочная поверхность оставалась светлой. Такой прием позволит расширить пространство, создаст ощущение высоких потолочных сводов. Помните правило, если стены окрашены в светлый оттенок, то и потолочную поверхность лучше окрасить в такой же цвет. Довольно часто на потолок наносится геометрический орнамент, иногда даже наносится рисунок, представляющий собой сцены из жизни Древнего Рима. В наши дни, часто можно видеть кессонный потолок (углубления ровной и четкой геометрической формы, созданные определенным пересечением потолочных балок) с крупными ячейками, в который по желанию монтируют замысловатую мозаику.

Римский стиль в интерьере фото

Римский стиль в интерьере – мебель.

Приветствуется присутствие дорогих, эффектных, классических кресел с полукруглой спинкой, форма кровати и стульев также полукруглая. Нельзя забывать про мебель на львиных ножках, это может быть стол с круглой или овальной столешницей, а также кровати, кресла и диваны. Совершено уместно будет выглядеть диван в виде изящной скамьи с резными ножками и подушками в виде «конфет», валиков. В целом мебель должна быть своего рода монументальной, она часто декорируется дорогой парчой, изящными гравировками, резьбой, и даже инкрустируется дорогими металлами. Если говорить об обивке мебели, то она обязательно должна отличаться эффектной яркостью, глубиной цвета и дороговизной расцветки.

Нельзя не упомянуть, что если Вы стремитесь привлечь внимание к мебели, то стены окрасьте в нейтральный фон, и наоборот, хотите акцентировать внимание на отделке помещения, то используйте более яркие и насыщенные цвета пола, стен, потолка.

Декор в римском стиле.

Предметы декора должны подчеркивать роскошность стиля. Такими декоративными элементами послужат колонны, скульптуры (как крупногабаритные, так и небольшие),  в виде атлетов, воинов и гладиаторов. Обязательно следует приобрести крупные античные вазы или их имитацию, нельзя забывать про изделия из ткани — шторы, подушки, ковры. Шторы могут быть легкими из шелка, обшитого золоченой каймой, а также тяжелыми из дорогого бархата. В гостиную великолепно впишутся пышные, объемные шторы с изящными ламбрекенами, в спальню лучше приобрести светлые шторы, украшенные позолотой, кистями и бахромой, на кухне будут уместны римские шторы и жалюзи.

Нельзя забывать про световые приборы, лучше приобрести объемные люстры, имитирующие хрусталь, с рожками под лампочки-свечи. Кроме того можно создать эффект парения отдельных предметов, подсветив скульптуры или отдельную мебель (подсветка в наши дни используется очень часто).  Кроме того интерьер можно смело дополнить бронзовыми статуэтками, дверными ручками-кольцами, подсвечниками в виде мифических существ, а также картинами с изображением сцен из Древнего Рима. Также можно дополнить помещение стеклянными или металлическими кубками, чашами и установить камин.

Рекомендации профессиональных дизайнеров:

✔ Существует два основополагающих направления в выборе потолка. Кессонный – который создает дополнительное ощущение пространства, и многоуровневый – при определенной его высоте, можно создать куполовидную форму, добавить элементы лепнины, что придаст объем и шик  всему помещению.

✔ Подбирая мебель, важно уделить особое внимание формам, она должна быть объемной, роскошной, на изящных ножках, с резными деревянными или кованными бронзовыми элементами. Знайте, мебель, покрытая орнаментом, изображающим  воинские сражения, а также изображениями животных и мифических существ, будет символизировать власть и роскошь.

✔ Интерьер можно дополнить тканями, декорированными позолоченными узорами, тесьмой и бахромой. Часто используют шелк. Кстати, к дивану или кровати можно провести «ковер» из элементов мозаики.

✔ Не забывайте про арки и колонны, лепнину ведь они являются практически основными архитектурными элементами рассматриваемого стиля.  

Предлагаю Вам посмотреть примеры декоративной лепнины в интерьере:

Друзья, если Вы хотите создать действительно эффектный и дорогой интерьер, то древнеримский стиль в интерьере будет идеальным решением, ведь он так удачно совмещает в себе шик, великолепие, благородство и нотки классики.

Уважаемые читатели, Вам понравился римский стиль в интерьере? Жду Ваших отзывов в комментариях, и предлагаю Вам подписаться на получение новостей с сайта «Уют в Доме». До новых встреч!

Показать скрытое содержание

На березе яблоки не растут.

Римский стиль в квартире и стиль дизайна интерьера римского типа

Римский стиль нередко сравнивается с воплощением роскоши, характерной для античности. В этом стиле сочетаются богатство и шик, балансирующие на грани изысканности и рационализма. Гармония стиля обеспечивается логичностью всех конструкций, большими пространствами и симметрией использованных форм.

Этот стиль – идеальное решение для придания самой обычной городской квартире замковой атмосферы величия и роскоши. Римский стиль позволяет сделать дом настоящей крепостью. Римские интерьеры подходят для просторных помещений либо должны создавать иллюзию такого простора. С этой целью широко используется настенная роспись, тяготеющая к перспективе. В качестве сюжетов для росписи отлично подходят пейзажи, колоннады и т. д. Стены можно отделать не только росписью, но и декоративной штукатуркой, фресками.

Для создания атмосферы замка в обычной квартире специалисты используют роскошные материалы и их самые неожиданные сочетания. Это могут быть красивые драпировки, занавеси яркой расцветки. Основу стиля составляют шелковые ткани, материалы с каймой. На заре появления стиля такие ткани подчеркивали знатное происхождение владельцев, ими обтягивали подушки, из них шили покрывала. Подходят для римского интерьера и восточные ткани.

Немаловажной чертой стиля являются пилястры, арки, обрамляющие потолок рельефы и другие элементы, создающие ощущение перспективы.

Отдельно стоит сказать о мебели, используемой в римских интерьерах. Для ее изготовления используется ценная порода древесины (туя, кедр, олива, клен, ясень), мрамор, бронза. Для обивки мебели подходит не только текстиль, но и натуральная кожа. Любой предмет мебели, использованный для создания римского интерьера, является настоящим произведением искусства, приковывая к себе внимание.

Мебель украшается резьбой, инкрустациями из дерева, панциря черепахи, фаянса, слоновой кости и других материалов. Нередко боковые стороны кресел и ножки столов изготавливаются в виде лап зверей или мифических животных, спиралевидных завитков с кружком в центре, получивших название волют. Треугольные фронтоны используются для украшения не только мягкой мебели, но и шкафов, полок и т. д. Хорошо вписываются в этот стиль современные шкафы-купе, заполняющие собой стенные ниши. В нишах можно устанавливать массивные зеркала, столики, на которых размещаются вазы с мифическими мотивами, бюсты. В римский интерьер отлично вписываются целые скульптуры, воссоздающие древнеримские легенды, великую культуру древней империи.

Огромное значение в этом стиле придается деталям, например, канделябрам, треножникам, статуэткам из бронзы и т. д. Добиться гармоничности и легкости позволяют стеклянные изделия, точечные светильники и т. д.

Особенным образом оформляется зона отдыха, в которой размещается мягкая мебель, пространство перед которой устилается мозаичным «ковром». Мозаика широко используется также для отделки стен, с ее помощью воссоздаются сцены римских эпосов. Традиционными элементами являются плитка из натурального камня, мрамора, круглые столики на одной ножке, украшенные традиционными орнаментами.

Для воплощения концепции замка в римском стиле отлично подходят натуральные шкуры животных. Для древних римлян, которые были основоположниками этого стиля, шкура была не только элементом декора, но и практичным предметом, защищающим от холода и выполняющим функции ковра.

Для римского стиля характерно смелое сочетание различных цветов – белого, персикового, красного, золотого, сиреневого. Тем не менее, для стиля характерны достаточно жесткие правила по отношению к цветовой гамме, не позволяющие помещению оставаться красивым и гармоничным. Одним из таких правил является выделение декором или цветом зон отдыха и активности.

Римский стиль – очень красивый. Он обеспечивает эстетику восприятия пространства, но при этом не позволяет теряться его функциональности, практичности, удобству. Воссоздать римский стиль непросто, но профессионалы отлично справляются с этой задачей.

Римская архитектура: 6 прекрасно сохранившихся зданий

Башня Геркулеса, 1-й и 2-й века н.э., Ла-Корунья, Испания, через CIAV Служба посетителей Башни Геркулеса

 

На протяжении веков Рим правил миром. Его хорошо обученные и дисциплинированные армии завоевали обширные территории, способствуя росту огромной империи. Многокультурное и в основном толерантное римское общество привлекало иммигрантов издалека за пределами империи. И пришельцы, и римские граждане — ученые, государственные деятели, художники, инженеры, бюрократы, купцы и солдаты — сыграли свою роль в формировании римского общества, культуры, искусства, законов и экономики. Римская архитектура — самый заметный след, который эта могущественная цивилизация оставила в мире. Спустя столетия после падения Римской империи впечатляющие руины и римские памятники до сих пор стоят как свидетельство былой мощи и славы империи. Однако среди этих внушительных построек немногим посчастливилось дожить более или менее нетронутыми до наших дней.

 

Вот список из 6 прекрасно сохранившихся римских зданий.

 

1. Maison Carrée: римская архитектура и имперский культ

Maison Carrée, построенный ок. 20 г. до н. э., Ним, Франция, через Нимский амфитеатр

 

Один из наиболее хорошо сохранившихся римских памятников стоит в городе Ним на юге Франции. Этот потрясающий римский храм — так называемый Maison Carrée (Квадратный дом) — является хрестоматийным образцом классической римской архитектуры, описанным Витрувием. При длине около 85 футов и ширине 46 футов здание должно было доминировать над форумом древнего города. Внушительный фасад храма, богатое убранство и сложные коринфские колонны, а также внутренняя структура сохранились до наших дней почти нетронутыми.

 

Помимо высокого уровня сохранности, Maison Carrée имеет большое историческое значение. Храм, построенный по заказу Марка Випсания Агриппы в 20 г. до н. э., изначально был посвящен духу-защитнику императора Августа, а также богине Роме. Около 4-7 г. н.э. здание было повторно посвящено сыновьям Агриппы, внукам Августа и приемным наследникам — Гаю и Луцию Цезарям, которые оба умерли молодыми. Таким образом, Maison Carrée является одним из первых примеров римской архитектуры, связанной с зарождающимся имперским культом. После падения Римской империи храм продолжал использоваться, выполняя различные функции; он использовался как часть дворцового комплекса, консульского дома, церкви и музея.

 

2. Храм Августа: один из наиболее хорошо сохранившихся римских памятников

Храм Августа, ок. 27 BCE-14 CE, Пула, Хорватия, частная коллекция автора

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В прибрежном городе Пула на территории современной Хорватии находится еще один хорошо сохранившийся храм, который до сих пор гордо занимает место на римском форуме. Как и его аналог в Ниме, Храм Августа также был посвящен в честь императора Августа и богини Ромы. Однако в надписи (ныне утерянной) не упоминается обожествленный Август, честь, оказанная императору после его смерти. Из этого можно сделать вывод, что храм был построен при жизни императора, между 27 г. до н.э. и 14 г. н.э.

 

На момент постройки Храм Августа был частью храмового комплекса, воздвигнутого на форуме. В центре стоял самый большой храм, посвященный Капитолийской триаде (Юпитеру, Юноне и Минерве). На самой правой стороне было его двойное здание, посвященное Диане, богине охоты, луны и природы. Части двух ныне исчезнувших храмов были включены в состав средневекового коммунального дворца. В отличие от соседних построек, храм Августа продолжал функционировать и после римского периода как церковь. В более поздний период он играл менее гламурную роль амбара. К 1920 века возведенные на форуме дома почти полностью скрыли храм. Во время авианалета Второй мировой войны храм получил прямое попадание и был почти полностью разрушен. К счастью, здание удалось реконструировать из оставшихся фрагментов, и теперь оно выглядит так же, как и во время открытия.

 

3. Курия Юлии в Риме: центр римского мира

Курия Юлии, построенная в 29 г. до н.э. и реконструированная в 9 г.4 и 238 г. н.э., Рим, Италия, via Parco Archeologico del Colosseo

 

Это скромное здание на Римском форуме в Риме было одним из самых важных образцов римской архитектуры в мире. Курия Юлия, или Сенатский дом, была местом, где размещался римский сенат — правящий класс Рима. Это было третье и последнее здание, выполнявшее столь важную функцию в Риме. Работа над курией началась при Юлии Цезаре и была завершена его приемным сыном и первым императором Рима Августом. Таким образом, Курия Юлии символически ознаменовала конец Римской республики.

 

Здание, которое мы видим сегодня, не совсем оригинальное сооружение. Считается, что курия Юлии, возможно, пострадала от Великого пожара в Риме в 64 г. н.э. во время правления императора Нерона. Здание было восстановлено Домицианом в 94 г. н.э., но снова было уничтожено пожаром 238 г. н.э. Окончательная реконструкция была завершена при императоре Диоклетиане. Это то здание, которое стоит до сих пор. Строение было преобразовано в церковь в 7 веке, и его переход обеспечил его сохранность. В то время как мраморные плиты, покрывающие экстерьер, исчезли, его первоначальный пол из порфира и змеевика, низкие широкие ступени, на которых размещались сиденья сенаторов, и три больших окна все еще являются частью конструкции.

 

4. Башня Геркулеса: Маяк на краю Империи

Башня Геркулеса, построенная между 1 и 2 веками н. э., Ла-Корунья, Испания, через CIAV Служба посетителей Башни Геркулеса

 

Расположенная недалеко от входа в гавань Ла-Корунья, Башня Геркулеса служила маяком с момента ее постройки в I веке н.э. Восстановленная императором Траяном во 2 веке, Башня Геркулеса играла жизненно важную роль в морской навигации для кораблей, идущих к Бискайскому заливу и далее к Ла-Маншу. Помимо своей практической функции, маяк имел сакральное значение. Согласно мифу, место его строительства было местом одного из величайших свершений Геракла — его победы над великаном-тираном Герионом.

 

Исторически здание было построено на фундаменте аналогичного финикийского сооружения. Его дизайн, вероятно, был вдохновлен Фаросом — Великим Александрийским маяком. В средние века маяк пришел в упадок, но в 1788 году, когда активизировалась коммерческая деятельность с Америкой, маяк снова начал действовать. Башню не только отремонтировали, но и пристроили новую историю. В настоящее время башня Геркулеса высотой 180 футов является единственным римским маяком, который все еще используется. Это также самый старый действующий маяк в мире.

 

5. Пантеон в Риме: Римский революционный памятник

Пантеон (нынешнее здание), ок. 113-125 г. н.э., Рим, Италия, через Nat Geo

 

Крупнейший исключительно хорошо сохранившийся образец римской архитектуры, Пантеон, несомненно, является самым известным сооружением в этом списке. Оригинальный римский памятник, ныне утраченный, был заказан Марком Агриппой, чье имя до сих пор можно увидеть на фризе. Когда старое здание сгорело, Пантеон был перестроен императором Адрианом, который придал ему культовый вид. Пантеон произвел революцию в римской архитектуре, так как его массивный круглый купол нарушил традицию прямоугольной планировки, подчеркнув богато украшенный интерьер, а не экстерьер. Купол Пантеона был самым большим в мире до эпохи Возрождения. Кроме того, он и по сей день остается самым большим в мире куполом из неармированного бетона.

 

Традиционно ученые считали Пантеон храмом всех римских богов. Однако более поздние исследования показывают, что вместо традиционного храма здание было династическим святилищем, связанным с императором Августом и его семьей. Более поздние императоры продолжали использовать здание, чтобы еще больше узаконить свое право на управление империей. Какова бы ни была его первоначальная цель, Пантеон стал в первую очередь ассоциироваться с властью императоров и их божественной властью. Как и большинство римских архитектурных шедевров, Пантеон пережил постримский период благодаря превращению его в церковь. За исключением нескольких незначительных изменений, здание сохранило свой первоначальный вид до наших дней. Его уникальный дизайн стал источником вдохновения для многих подобных зданий, построенных по всему миру.

 

6. Аула Палатина: позднеримская архитектура

Aula Palatina (Konstantinbasilika), фотография LaMiaFotografia, ок. 310 CE, Трир, Германия, через Reisemagazin-online.com

 

Aula Palatina, образец позднеримской архитектуры, также известный как базилика Константина, является наиболее хорошо сохранившимся римским дворцовым зданием. Построенный около 310 г. н.э., Аула Палатина изначально был неотъемлемой частью гораздо более крупного дворцового комплекса — резиденции императора Константина Великого во время его пребывания в Трире. К его первоначальной форме было пристроено несколько небольших зданий, и он мог функционировать как императорский зал для аудиенций. Имея длину 220 футов и ширину 85 футов, Aula Palatina является крупнейшим сохранившимся однокомнатным строением древности.

 

Яркий пример дворцовой римской архитектуры, Аула Палатина имела систему обогрева пола и стен — гипокауста . В то время как остальная часть комплекса не пережила последствий римского правления, Аула Палатина была перепрофилирована и служила резиденцией епископа Трира. Эту функцию римский памятник сохранял до XIX века. В этот период Аула Палатина была возвращена в свое первоначальное состояние, став протестантской церковью в 1856 году. Однако во время Второй мировой войны здание сильно пострадало во время авианалета. 19Внутреннее убранство 19-го века никогда не ремонтировалось после войны, оставив кирпичные стены видимыми изнутри. Сегодня здание напоминает о былой имперской славе и продолжает функционировать как христианская базилика.

Пантеон (Рим) – Smarthistory

Пантеон имеет одно из самых совершенных внутренних пространств, когда-либо построенных, и с тех пор его копируют.

 

Пантеон, Рим, ок. 125

Восьмое чудо света

Пантеон в Риме – настоящее архитектурное чудо. Описанный как «сфинкс Марсова поля» — имея в виду загадки, связанные с его внешним видом и историей, а также с местом в Риме, где он был построен, — посетить его сегодня — значит почти перенестись обратно в саму Римскую империю. Римский Пантеон, вероятно, не входит в популярные шорт-листы мировых архитектурных икон, но должен: это одно из самых имитируемых зданий в истории. В качестве хорошего примера посмотрите на библиотеку Томаса Джефферсона, разработанную для Университета Вирджинии.

Пантеон, Рим, ок. 125 (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

Хотя важность Пантеона неоспорима, многое остается неизвестным. С новыми доказательствами и свежими интерпретациями, появившимися в последние годы, вопросы, которые когда-то считались решенными, вновь открылись. Большинство учебников и веб-сайтов уверенно датируют здание правлением императора Адриана и описывают его назначение как храм всех богов (от греческого pan = все, theos = боги), но некоторые ученые теперь утверждают, что эти детали неверны и что наши знания о других аспектах происхождения, конструкции и значения здания менее надежны, чем мы думали.

Возвышение Пантеона

Чей Пантеон? — проблема надписи

Археологи и искусствоведы ценят надписи на древних памятниках, потому что они могут предоставить информацию о покровительстве, датировке и цели, которую трудно получить иначе. Однако в случае с Пантеоном надпись на фризе — рельефными бронзовыми буквами (современные замены) — легко обманывает, как это было на протяжении многих веков. В нем на сокращенной латыни в качестве покровителя указывается римский генерал и консул (высшее выборное должностное лицо Римской республики) Марк Агриппа (живший в I в. до н. э.): «М[арк] Агриппа Л[укий] Ф[илий ] Co[n]s[ul] Tertium Fecit» («Это построил Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул»). Надпись принималась за чистую монету до 189 г.2, когда хорошо задокументированная интерпретация штампованных кирпичей, найденных внутри и вокруг здания, показала, что Пантеон, стоящий сегодня, был перестройкой более ранней структуры и что он был продуктом покровительства императора Адриана (который правил в 117–138 гг. Н. Э.). , построенный примерно между 118 и 128 годами. Таким образом, Агриппа не мог быть покровителем нынешнего здания. Почему же тогда его имя так известно?

Общепринятое понимание Пантеона

Традиционный прямоугольный храм, впервые построенный Агриппой

Традиционное понимание генезиса Пантеона, существовавшее с 1892 года до недавнего времени, выглядит примерно так. Агриппа построил первоначальный Пантеон в честь своей и Августа военной победы в битве при Акциуме в 31 г. до н. э. — одном из решающих моментов в создании Римской империи (Август впоследствии стал первым императором Рима). Считалось, что Пантеон Агриппы был небольшим и обычным: храм в греческом стиле, прямоугольный в плане. Письменные источники предполагают, что здание было повреждено пожаром около 80 г. н.э. и до некоторой степени восстановлено по приказу императора Домициана (правил в 81–89 гг.).6 н. э.).

Пантеон, Рим, ок. 125 (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

Когда в 110 г. н. э. здание снова сильно пострадало от пожара, император Траян решил восстановить его, но перед его смертью были выполнены лишь частичные земляные работы. Преемник Траяна Адриан — великий покровитель архитектуры и почитаемый как один из самых влиятельных римских императоров — задумал и, возможно, даже спроектировал новое здание с помощью преданных своему делу архитекторов. Это должно было стать триумфальным проявлением его воли и благодеяний. Считалось, что он отказался от идеи простой реконструкции храма Агриппы, решив вместо этого создать гораздо более крупную и впечатляющую структуру. И в акте благочестивого смирения, призванного расположить его к милости богов и почтить его прославленных предшественников, Адриан установил ложную надпись, приписывающую новое здание давно умершему Агриппе.

Новое свидетельство — храм Агриппы вообще не был прямоугольным

Сегодня мы знаем, что многие части этой истории либо маловероятны, либо заведомо ложны. В настоящее время из археологических исследований ясно, что первоначальное здание Агриппы не было небольшим прямоугольным храмом, а содержало отличительные признаки нынешнего здания: портик с высокими колоннами и фронтоном и ротонду (круглый зал) за ним, размеры которых аналогичны первоначальным. текущее здание.

Джованни Паоло Панини, Интерьер Пантеона, Рим . в. 1734 г., холст, масло, 128 х 99 см (Национальная художественная галерея)

И храм может быть Траяна (не Адриана)

Более поразительно, переосмысление свидетельств использования кирпичей в строительстве здания — некоторые из которых были проштампованы опознавательные знаки, которые можно использовать для установления даты изготовления, — показывает, что почти все они датируются 110-ми годами, во времена Траяна. Вместо великого триумфа адриановского замысла Пантеон правильнее рассматривать как последнюю архитектурную славу правления императора Траяна: основательно спроектированный и перестроенный примерно в 114 г., с некоторыми подготовительными работами на строительной площадке, возможно, начавшимися сразу после пожара 110 г. и закончил при Адриане где-то между 125 и 128 гг.

Лиза Хетланд, археолог, впервые выдвинувшая этот аргумент в 2007 году (опираясь на более раннюю атрибуцию Траяна Вольфом-Дитером Хейлмейером), пишет, что давние попытки сделать вещественные доказательства полностью подходящими для датировки во времена Адриана показывают: « нелогичность иногда почти хирургически четкого представления римских зданий в соответствии с последовательностью императоров». Случай с Пантеоном подтверждает общий урок истории искусства: категории стиля и исторические периодизации (другими словами, наше понимание стиля архитектуры во время правления конкретного императора) следует рассматривать как удобство, подчиненное приоритету доказательств.

План Пантеона

Что это было — храм? Династическое святилище?

В настоящее время остается открытым вопрос, было ли это здание когда-либо храмом всех богов, как давно предполагали толкователи из его традиционного названия. Пантеон, или Пантеум на латыни, был скорее прозвищем, чем официальным названием. Одним из основных письменных источников о происхождении здания является «Римская история » Кассия Диона, историка конца II — начала III века, который дважды был римским консулом. К его отчету, написанному через столетие после завершения строительства Пантеона, следует относиться скептически. Тем не менее, он предоставляет важные доказательства о назначении здания. Он написал,

Он [Агриппа] завершил строительство под названием Пантеон. Он носит такое название, возможно, потому, что среди украшавших его изображений он получил статуи многих богов, в том числе Марса и Венеры; но мое собственное мнение о названии таково, что из-за своей сводчатой ​​крыши оно напоминает небеса. Агриппа, со своей стороны, хотел поставить там статую Августа и оказать ему честь назвать строение своим именем; но когда Август не принял ни той, ни другой чести, он [Агриппа] поставил в самом храме статую бывшего [Юлия] Цезаря, а в передней — статуи Августа и его самого. Это было сделано не из соперничества или амбиций со стороны Агриппы сравняться с Августом, а из его сердечной преданности ему и его постоянного рвения к общественному благу.

Ряд ученых теперь предположили, что первоначальный Пантеон не был храмом в обычном понимании места обитания бога. Вместо этого он мог быть задуман как династическое святилище, часть культа правителя, возникшего вокруг Августа, с первоначальным посвящением Юлию Цезарю, прародителю семейной линии Августа и Агриппы и почитаемому предку, который был первым римлянином. обожествлен Сенатом. Правдоподобности этой точки зрения добавляет тот факт, что у этого места были священные ассоциации — традиция, утверждающая, что это было место апофеоза или вознесения на небеса Ромула, мифического основателя Рима. Более того, Пантеон также был выровнен по оси через длинный участок открытых полей, называемых Марсовым полем, с мавзолеем Августа, построенным всего за несколько лет до Пантеона. Таким образом, здание Агриппы благоухало намеками на союз богов и правителей Рима в то время, когда формировались новые религиозные представления о культах правителей.

Реконструкция Лаборатории Института цифровых медиаискусств Государственного университета Болла, интерьер Пантеона, Рим, ок. 125 г. н. э. (Руководитель проекта: Джон Филуолк, консультанты проекта: д-р Роберт Ханна и д-р Бернард Фришер)

Купол и божественная власть императоров

К четвертому веку н. э., когда историк Аммиан Марцеллин упомянул Пантеон в его истории имперского Рима, статуи римских императоров занимали ниши ротонды. В Пантеоне Агриппы эти места были заполнены статуями богов. Мы также знаем, что Адриан держал суд в Пантеоне. Какими бы ни были его первоначальные цели, Пантеон ко времени Траяна и Адриана в первую очередь ассоциировался с властью императоров и их божественной властью.

Купол Пантеона (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

Символика большого купола придает вес этой интерпретации. Кессоны купола (вкладные панели) разделены на 28 секций, что соответствует количеству больших колонн внизу. 28 — «совершенное число», целое число, сумма делителей которого равна ему (таким образом, 1 + 2 + 4 + 7 + 14 = 28). В древности были известны только четыре совершенных числа (6, 28, 496 и 8128), и иногда им придавалось — например, Пифагором и его последователями — мистическое, религиозное значение в связи с космосом. Кроме того, окулус (открытое окно) в верхней части купола был единственным источником прямого света внутри. Солнечный луч, струящийся через окулус, очерчивал постоянно меняющийся ежедневный путь по стене и полу ротонды. Возможно, солнечный луч отмечал солнечные и лунные события или просто время. Эта идея хорошо согласуется с пониманием Дионом купола как небесного свода и, в более широком смысле, самой ротонды как микрокосма римского мира под звездным небом, с императором, возглавляющим все это, обеспечивая правильный порядок. мир.

Пантеон, Рим, ок. 125 (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

Как он был спроектирован и построен?

Базовая конструкция Пантеона проста и мощна. К куполообразной ротонде примыкает портик с отдельно стоящими колоннами. Между ними, чтобы помочь переходу между прямолинейным портиком и круглой ротондой, находится элемент, обычно называемый на английском языке промежуточным блоком. Эта часть сама по себе интересна тем, что на ее лицевой стороне над фронтоном портика виден еще один неглубокий фронтон. Это может быть свидетельством того, что портик должен был быть выше, чем он есть (50 римских футов вместо фактических 40 футов). Возможно, более высокие колонны, предположительно заказанные в каменоломне в Египте, так и не добрались до строительной площадки (по неизвестным причинам), что потребовало замены колонн меньшего размера, что уменьшило высоту портика.

Пантеон, Рим, ок. 125 г. н. э. (фото: Даррен Патток, CC BY-NC-ND 2.0)

Великолепное внутреннее зрелище Пантеона — его огромные масштабы, геометрическая четкость узора мостовой в виде круга в квадрате и полусферы купола, а также движущаяся диск света — тем более захватывает дух от того, как вы перемещаетесь от шумной площади (пьяцца, по-итальянски) снаружи в величие внутри.

К Пантеону можно подойти через портик с его высокими монолитными коринфскими колоннами из египетского гранита. Первоначально подход должен был быть обрамлен и направлен длинными стенами внутреннего двора или переднего двора перед зданием и лестницей, теперь утопленной под площадью, ведущей к портику. Проходя под гигантскими колоннами, внешний свет начинает тускнеть. Проходя через огромный портал с бронзовыми дверями, вы попадаете в ротонду, где ваш взгляд устремлен вверх к окулусу.

Реконструкция Лаборатории Института цифровых медиаискусств Государственного университета Болла, внешний вид Пантеона, Рим, ок. 125 г. н.э. (Директор проекта: Джон Филуолк, консультанты проекта: д-р Роберт Ханна и д-р Бернард Фришер)

Само сооружение является важным примером передовой римской инженерии. Его стены сделаны из облицованного кирпичом бетона — новшества, широко используемого в основных зданиях и инфраструктуре Рима, таких как акведуки, — и облегчены за счет облегчения арок и сводов, встроенных в массив стены. Бетон легко позволял вырезать пространства из толщины стены — например, ниши по периметру ротонды и большую апсиду прямо напротив входа (где Адриан сидел, чтобы вершить суд). Кроме того, бетон купола разделен на шесть слоев со смесью шлака, легкой вулканической породы низкой плотности, наверху. Сверху донизу структура Пантеона была доработана, чтобы быть структурно эффективной и обеспечивать гибкость дизайна.

Пантеон, Рим, ок. 125 г. н. э. (фото: Питер, CC BY-NC-ND 2.0)

Кто спроектировал Пантеон?

Мы не знаем, кто спроектировал Пантеон, но Аполлодор из Дамаска, любимый строитель Траяна, является вероятным кандидатом или, возможно, кем-то, кто тесно связан с Аполлодором. Он спроектировал Форум Траяна и по крайней мере два других крупных проекта в Риме, что, вероятно, сделало его человеком в столице с самыми глубокими знаниями о сложной архитектуре и технике в 110-х годах. На этом основании, а также при некотором сходстве стиля и дизайна между Пантеоном и его известными проектами, авторство здания Аполлодора является весьма вероятным.

Когда считалось, что Адриан полностью руководил проектированием Пантеона, была поставлена ​​под сомнение возможность роли Аполлодора, поскольку, по словам Диона, Адриан изгнал, а затем казнил архитектора за плохое высказывание о талантах императора. Многие историки теперь сомневаются в версии Диона. Хотя доказательства являются косвенными, ряд препятствий для авторства Аполлодора был устранен недавним развитием нашего понимания генезиса Пантеона. В конце концов, однако, мы не можем точно сказать, кто спроектировал Пантеон.

Почему он выжил?

Мы очень мало знаем о том, что произошло с Пантеоном между временами императора Константина в начале четвертого века и началом седьмого века — период, когда значение города Рима исчезло, а Римская империя распалась. Предположительно, это было время, когда большая часть окрестностей Пантеона — передний двор и все прилегающие здания — пришли в серьезную негодность и были снесены и заменены. Как и почему возник Пантеон из тех непростых веков, сказать трудно. Liber Pontificalis — средневековая рукопись, содержащая не всегда достоверные биографии пап, — сообщает нам, что в VII веке папа Бонифаций IV «попросил [византийского] императора Фоку о храме, называемом Пантеоном, и в нем он соорудил храм приснодевы Марии и всех мучеников». Продолжаются споры о том, когда произошло христианское освящение Пантеона; сегодня баланс свидетельств указывает на 13 мая 613 года. В более поздние века здание было известно как Sanctae Mariae Rotundae (Святая Мария из Ротонды). Какой бы ни была точная дата его освящения, тот факт, что Пантеон стал церковью, а точнее станционной церковью, где папа проводил особые мессы во время Великого поста, периода, предшествующего Пасхе, означал, что он постоянно использовался, обеспечивая его выживание.

Sanctae Mariae Rotundae (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

Тем не менее, как и другие древние руины в Риме, Пантеон на протяжении веков был источником материалов для новых зданий и других целей, включая изготовление пушки и оружие. Помимо потери первоначальной отделки, скульптуры и всех бронзовых элементов, с четвертого века до наших дней в здание было внесено множество других изменений. Среди наиболее важных: три самые восточные колонны портика были заменены в семнадцатом веке после того, как столетия назад они были повреждены и укреплены кирпичной стеной; двери и ступени, ведущие вниз в портик, были возведены после того, как уровень окружающей площади со временем повысился; внутри ротонды колонны из имперского красного порфира — редкого и дорогого камня из Египта — были заменены на гранитные версии; а черепица и другие элементы периодически удалялись или заменялись. Несмотря на все утраты и переделки, на все оставшиеся без ответа и сложные вопросы, Пантеон — непревзойденный артефакт римской древности.


Дополнительные ресурсы

Виртуальный римский пантеон.

Мэри Т. Боутрайт, «Адриан и надпись Агриппы в Пантеоне», в Адриан: искусство, политика и экономика , под редакцией Торстена Оппера (Лондон: Британский музей, 2013), стр. 19–30.

Пол Годфри и Дэвид Хемсолл. «Пантеон: храм или ротонда?» в Языческие боги и святыни Римской империи под редакцией Мартина Хенига и Энтони Кинга (Оксфорд: Комитет археологии Оксфордского университета, 1986), стр. 195–209.

Герд Грасхофф, Майкл Хайнцельманн и Маркус Вефлер, редакторы, Пантеон в Риме: материалы (Берн: Бернские исследования истории и философии науки, 2009 г.).

Роберт Ханна и Джулио Магли. «Роль Солнца в дизайне и значении Пантеона», Numen 58 (2011), стр. 486–513.

Лиз М. Хетланд, «Датировка Пантеона», Журнал римской археологии 20 (2007), стр. 95–112.

Марк Уилсон Джонс, 9 лет0160 Принципы римской архитектуры (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 2000).

Тод А. Мардер и Марк Уилсон Джонс, редакторы, Пантеон от древности до наших дней (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2015).

Джин Уодделл, Создание пантеона: дизайн, материалы и конструкция (Рим: L’Erma di Bretschneider, 2008).