Дизайн интерьера петергоф: 15 лучших: Дизайн интерьера, частные дизайнеры и дизайн-студии Петергоф, заказать дизайн-проект квартиры и дома.

Из Версаля в Петергоф — Международная Школа Дизайна в Санкт-Петербурге

Ольга Дмитриевна Волкова, главный специалист по ландшафтной архитектуре ГМH «Петергоф», преподаватель на направлении “Ландшафтный дизайн” в Международной Школе Дизайна (Санкт-Петербург) рекомендует всем студентам и выпускникам посетить выставку «Из Версаля в Петергоф», приуроченную к году Франции в России.

Для ознакомления с тематикой, мы публикуем научную статью Ольги Дмитриевны Волковой, которую она любезно предоставила для посетителей официального сайта Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург)

Парки Версаля и Петергофа: закономерности и различия

Природные качества и характерные особенности местности оказывают большое влияние на художественный образ парка. Мастера садово-паркового искусства придавали важное значение выбору перспективных точек, наиболее выгодно показывающих ландшафт. Создатель дворцово-паркового ансамбля Версаля, резиденции Людовика XIV французский архитектор-паркостроитель Андре Ленотр (1613-1700) стремился связать парковую композицию в одно целое со всей местностью, подвергая последнюю необходимым изменениям. Многие зрелищные эффекты Версаля полностью раскрываются только с высокой точки обозрения. Пространство выявляется постепенным переходом от водных зеркал к плоским партерам и дальше, через стриженые боскеты (боскет – участок парка с густо посаженными деревьями или кустами, образующими благодаря декоративной стрижке сплошные зеленые стены) к лесным массивам. По всему парку Ленотр создал перекрестки аллей, лучами рассыпающихся в разные стороны. Перспективность подчеркивалась рядами фонтанов и протяженными осями каналов. Заключительный аккорд ансамбля – Большой канал — кроме художественной функции имел еще и чисто функциональную: туда собирались воды болотистой долины.

Основным приемом пространственного объединения композиции Версаля являются величественные перспективы, при этом Андре Ленотр умело использовал и более мелкие масштабы и пропорции, что ярко проявилось в создании системы боскетов Версальского парка. Перспективы завершались скульптурой и фонтанами, аллеи обрамлялись вазами и гермами, то есть четырехгранными столбами, завершающимися скульптурной головой или бюстом. Сеть мелких дорожек, сформировавших серию малых пространств – боскетов с залами и кабинетами, вертюгаденами, буленгринами (повышенные и пониженные газоны) — привела к созданию контрастных эстетических эффектов, полученных благодаря разнице в высоте и форме стрижки растений, использованию водных устройств и т.д.

Петергофский ансамбль – явление одновременно и европейское, и национально-русское. Свой вклад в решение планировочной задачи внес французский архитектор Жан-Батист Леблон (1679-1719), ученик Андре Ленотра. Для композиционного построения Нижнего Петергофского парка Леблон взял у наставника главный прием перспективности. Основными перспективами Нижнего парка являются Самсоновский канал и Марлинская аллея, дополнительными – «косые» аллеи от Большого каскада на Эрмитаж и Монплезир, а также Малибанская (Морская) и Березовая аллеи, проложенные параллельно берегу залива и склона. В местах пересечения аллей образованы «этуали» («звезды»), усиленные скульптурой и высокими фонтанами. Выражением целостности в организации парковой среды стали динамичная-лучевая (трезубец) и звездчатая системы планировки. В период работы итальянского зодчего Н. Микетти (1675-1759) в Петергофе сформировались основы будущих архитектурно-ландшафтных комплексов, существующих изолированно, но в то же время являющихся неотъемлемыми частями общей композиции Нижнего парка и связанных друг с другом многочисленными аллеями-лучами. К середине XVIII века Нижний сад Петергофа стал образцом для создания усадебных комплексов в России. Сравнительный анализ ансамблей Версаля и Петергофа показывает, что, несмотря на общие закономерности в построении композиции, они обладают индивидуальными особенностями пространственно-планировочной структуры.

Сады Марли

Марли – самый большой по площади участок Нижнего парка (12,5 га) и самый поздний по времени создания (1720-1730-е годы). Своим названием петергофский Марли обязан французскому пригороду Марли-ле-Руа, расположенному на пути из Парижа в Версаль, где останавливался русский император во время посещения Франции.

Марли в Петергофе отличался от версальского своеобразной композицией, напоминающей планировку русских усадеб XVII столетия.

Итальянский архитектор Н. Микетти в 30-е годы XVIII века сумел превратить Марлинский участок в цельный архитектурно-ландшафтный комплекс, планировка которого не менялась на протяжении XVIII -начала XIX веков. Сад на «Елевой горе» по планам 1739 года представлял сложную композицию боскетов геометрически правильных форм, окаймленных невысокими шпалерами (решетчатыми стенками и ширмами, служащими опорами для вьющихся растений или ветвей деревьев) в центре находились фонтаны, декоративные бассейны, скамьи для отдыха. Ближе к границе сада, к Петергофскому ручью, склон превращался в зеленый лиственный массив, куда вела широкая длинная аллея. Постепенно, из-за трудностей, связанных с содержанием сложного регулярного участка, площадь боскетов сократили, а затем, как видно на плане французского архитектора П. де Сент-Илера, и вовсе ликвидировали.

Судьба сада у подножия «Елевой» горы сложилась более благоприятно. Задуманный с самого начала Петром I как «архитектурное гульбище» сад украшали фонтаны, скульптуры, галереи-берсо (сводчатые крытые галереи из деревьев березы, липы, образованные с помощью полукруглых вязаных каркасов), трельяжные беседки. В 1722 году по указанию императора склон Марлинского каскада засадили рядами елей, служившими фоном для декоративного убранства сада. Вдоль склона располагались крытые галереи-берсо, заканчивающиеся легкими, выполненными из тонких реек трельяжными беседками. Композицию дополняли липовые аллеи.

Расположенный у подножия «приморского» вала сад также создавали по законам регулярной планировки. Прямоугольной формы боскеты с фруктовыми деревьями разделялись короткими дорожками. Далее, к западу, находился огород, окруженный высокими шпалерами, с «можжевеловой клумбой». В нишах вала использовали французский прием «пальметту», то есть ветви плодовых деревьев привязывались к трельяжным решеткам, создавая вертикальное декоративное оформление.

Впервые о посадках плодовых растений в нишах указано в документах 1739 года Канцелярия строений домов и садов требовала от садового мастера информацию о вишнях, сливах, абрикосах и прочих фруктовых деревьях для посадки «в нишелях» вала. Полное представление об ассортименте растений всех садов Марли дает опись 1794 года, где помимо плодовых кустарников (смородины, крыжовника) указаны яблони, вишни и сливы. В 1857-1858 годах на склоне вала сделали грядки для посадки клубники, земляники, смородины. Уже с середины XVIII века Марли воспринимался, в основном, как плодово-огородный питомник. Утилитарной функции этого участка способствовал сам вал, защищающий посадки от неблагоприятного воздействия Финского залива, а также ряд теплиц и парников, в которых выращивались экзотические культуры (ананасы, абрикосы, персики, виноград) для царского стола. Плодовый сад и огород прекратили существование в середине XIX века, а разросшиеся деревья на склоне «Елевой горы» и вокруг дворца превратили Марли в место для прогулок верхом и тихого отдыха.

В 70-е годы XX столетия на Марлинском участке провели реставрационные работы, восстановившие планировку садов у вала «Елевой горы».

Интерьер квартиры в Петергофе 100 м² по проекту Марии Пилипенко

Квартиры

Мария Пилипенко оформила квартиру в доме, который стоит по соседству с царской дачей.

Все началось с телефонного звонка. “Мне позвонила девушка, сказала, что они с мужем расселили коммуналку в Петергофе”, — рассказывает Мария Пилипенко. Четырехкомнатную коммуналку надо было превратить в квартиру для семьи из трех человек. Мария приехала в Петергоф, увидела объект, с которым ей предстояло работать, и влюбилась. Не столько в квартиру, сколько в вид из окна.

Гостиная выполняет несколько функций: это и столовая, и библиотека, и телевизионная комната. Диван, Rooma Design; ковер, “Галерея Марка Патлиса”; журнальный стол куплен в салоне Decorum; люстра винтажная из Франции.

“Это была четырехкомнатная “сталинка”, с окнами на три стороны. Почти все выходили на потрясающей красоты парк “Александрия” и на готические императорские конюшни из красного кирпича, построенные архитектором Николаем Бенуа для императора Николая I. Была осень, и, несмотря на разруху в квартире, которая не видела ремонта с момента постройки дома, вид из окон завораживал”.

Фрагмент гостиной. Цветовая гамма, по словам дизайнера, сложилась сама собой — в основном это оттенки серого, который круглый год преобладает в петербургском небе. К тому же серый является выигрышным фоном для готических корпусов из красного кирпича за окном.

Фрагмент гостиной. Библиотека и встроенный шкаф выполнены на заказ в столярной мастерской, кресло и столик рядом с ним винтажные. Над креслом картина Инны Бажутиной “Грезы Валентины”.

Заказчица и дизайнер быстро нашли общий язык: обеим было понятно, что квартира должна выглядеть как “сталинка”, но такая, которая помнит о своем соседстве с царской дачей (в императорской семье ее называли “котич” на английский манер).

Столовая группа. Почти все светильники в проекте винтажные, из Франции и Италии.

Столовая группа. Обеденный стол, Crate & Barrel, над ним винтажный телескопический светильник с абажуром от Жени Кудрявцевой. Стулья винтажные, A Table; буфет куплен в комиссионном магазине Петербурга.

Работа над проектом заняла чуть больше года. “Сначала мы пытались сохранить все — паркет, гипсовые карнизы, но все оказалось в плачевном состоянии, — говорит Мария Пилипенко. — Поэтому мы заказали новый паркет, подобный старому, новые гипсовые карнизы и деревянные окна. Единственным сохранившимся раритетом стала чугунная ванна на ножках. Мы почистили ее снаружи от слоев краски и покрыли новой эмалью внутри”.

Кухня небольшая, но при этом имеет два окна. Вытяжка спрятана за металлической конструкцией со стеклом, там же организованы полки для хранения посуды. Мебель, Giulia Novars; высокий стул куплен в салоне “Артефакты”; люстра, “Мастерская Кати Гердт”.

Фрагмент кухни. Шикарный вид из окна делает это место самым любимым у хозяев квартиры. Справа от окна рисунок А. Г. Кольцовой-Бычковой.

Все остальные старинные вещи и вещицы, которые делают эту квартиру такой живой и теплой, были куплены в антикварных и комиссионных магазинах Петербурга. Что-то было найдено и на блошином рынке на станции Удельная. “В поисках мебели на Avito мы побывали в интереснейших квартирах города”, — делится Мария. С хозяйкой квартиры они подружились, и каждая рабочая поездка в Петербург приносила много приятных впечатлений.

Вид из кухни на столовую.

Фрагмент кухни. От верхних ящиков отказались, чтобы не загромождать пространство. На полке мелочи из интернет-магазина винтажа и антикварных вещей “3 Сороки” и картина Валерия Бабина “Лодка, гараж” из цикла “Белые ночи”.

В интерьере все это чувствуется: и нежность, с которой люди, которые его создавали, относятся к пожившим вещам, и соседство с историческим парком и всеми его постройками. Серый цвет стен выбран как идеальный фон для зданий из красного кирпича за окном. Лишь спальня по настоятельной просьбе хозяина дома, бывшего моряка, выкрашена в синий.

Фрагмент спальни. На стене рисунок ню Михаила Тихонова.

По настоянию хозяина квартиры, бывшего моряка, спальню выдержали в синих тонах.

“Интерьер совершенно не модный, — говорит дизайнер, — такие квартиры называют “бабушкиными”, но лично я их обожаю. И очень рада, что для моих заказчиков тоже важны ощущения и эмоции, а не мода”.

Фрагмент спальни. Перегородка и гардеробные шкафы выкрашены в цвет стен.

Гардеробная. Комод куплен в антикварном магазине Петербурга; аксессуары, “Мастерская Маши Гончаровой”; треугольный табурет из интернет-магазина, A Table; картина на стене Инны Бажутиной; встроенные гардеробы выполнены на заказ в столярной мастерской.

Спальня совмещена с гардеробной и условно зонирована стеклянной перегородкой. Кровать, Rooma Design; прикроватные столики, Gremersy Home; антикварные лампы с мраморными основаниями, Vintagtorg; люстра, 20th Century Lamps; текстиль, Artique; постельное белье, AtelierTati.

Прихожая получилась светлой и просторной. Масштаб и парадность ей задают большое антикварное зеркало (на снимке его, к сожалению, не видно), а также большой стеклянный портал, ведущий в гостиную. Шкафы для одежды встроены в ниши, фасады шкафов оформлены обоями с ручной росписью. Лавка из магазина “Артефакты”; гравюры, рисунки и декоративные элементы куплены в антикварных лавках и на блошином рынке на платформе Удельная.

Детская дочери хозяев. “Главным украшением комнаты является большой старинный шкаф с зеркальной дверью, который мы с хозяйкой нашли по объявлению и успели купить у людей, покидавших роскошную квартиру в доходном доме в связи с переездом”, — комментирует Мария Пилипенко. У окна организованы рабочая зона и системы хранения. Стол, стеллажи и кровать выполнены в столярной мастерской. Лампа из магазина “Артефакты”; кресло, Repeat Story; ковер куплен в интернет-магазине Danish Store; стул антикварный; люстра, Grаmersy Home; антикварный шкаф куплен по объявлению в Петербурге.

Ванная комната небольшая, но в ней удалось разместить и ванну, и душевую зону. Окно в кухню, типичное для сталинских квартир, решили оставить, поэтому днем в ванной довольно светло. Бра и люстра винтажные, приобретены в шоуруме Lamps of 50–60–70-х.

Чугунная ванна 50-х годов не покидала квартиру с момента постройки дома. “Заказчица очень романтичная натура, поэтому, когда я уговорила ее сохранить старинную чугунную ванну, она решила, что принимать ее будет исключительно при свечах”, — рассказывает дизайнер. Старые рояльные подсвечники над ванной привезены заказчицей из Таллина. Деревянный стул, Repeat Story; фарфоровый старинный кувшин, “Мастерская Маши Гончаровой”; тумба и зеркало выполнены на заказ в столярной мастерской; на полу тиковая доска.

Фото: Сергей Красюк; Стилист: Татьяна Гедике

Петергофский дворец – залы, история, особенности архитектуры – biglifetour.com

Залы дворца

Всего во дворце около 30 залов, включая парадные и служебные. Главный вход во дворец был устроен Бартоломео Растрелли в западной пристройке. Парадные залы дворца все вытянуты один за другим в анфилады комнат. Самая яркая черта всех интерьеров Расстрелли — золоченая резьба по дереву. Парадная лестница богато украшена резными скульптурами из липы, символизирующими времена года. Роспись потолка прославляет императрицу Елизавету, аллегорически изображаемую богиней весны. Стены расписаны в темперной технике растительным орнаментом. Это невероятное мастерство можно увидеть и в первом зале парадной анфилады – Танцевальном зале, или Купеческом зале.

Комната просторная, светлая и праздничная. На южной стене настоящие двойные окна, а на северной — ложные зеркальные окна. Между окнами установлено много зеркал, этот оптический трюк создает иллюзию большего пространства. Паркет производится из ценных пород дерева – клена, ореха, светлого и темного дуба.

Следующий зал выполнен в классическом стиле, любимом Екатериной Великой. Он носит название Чесменский зал. Это мемориальная камера, посвященная Чесменской битве. Чесменское сражение произошло в 1770 году в Эгейском море; Российский флот разгромил турецкий флот. В том же году немецкий художник Дж. П. Хаккерт получил заказ на серию картин, посвященных этой победе. На стенах висят 12 картин, посвященных Чесменскому сражению и русско-турецкому походу в целом.

Тронный зал также датируется Екатериной Великой и оформлен в классическом стиле по проекту архитектора Фельтена. На западной стене мы видим четыре картины Ричарда Петона, изображающие Чесменскую битву. Это была очень важная победа России во времена Екатерины Великой. На противоположной восточной стене большой конный портрет Екатерины Великой работы В. Эриксена. Портрет называется «Шествие к Петергофу». Екатерина изображена в мундире лейб-гвардии Семёновского полка верхом на лошади, ведущей свои верные войска к Петергофу. Изображено историческое событие — государственный переворот, приведший Екатерину на престол Российской империи в 1762 году. Тронное кресло стоит прямо под портретом. Зал украшен портретами других правителей Дома Романовых и членов их семей. Зал предназначался для официальных церемоний, иногда здесь устраивались банкеты и балы.

Зал для приемов сохранил оригинальный декор Расстрелли. Причудливая резьба по золоту, фарфоровые статуэтки в стиле рококо, зеркала и двойные окна. Комната предназначалась для небольших приемов.

Белая столовая украшена в 1774-1775 годах Фельтеном. Интерьер выполнен в строгом классическом стиле, основной цвет – белый. Один из самых знаменитых музейных экспонатов, представленных в зале, — обеденный сервиз Husk работы Wedgwood. Он был заказан Екатериной Великой и первоначально насчитывал 1500 предметов. Торжественные обеды были важной частью придворной жизни. Эта комната — последняя большая парадная комната во дворце — остальные были построены якобы для частной жизни государей.

Во дворце есть два Китайских кабинета. Западные и восточные китайские кабинеты – это экзотические интерьеры, украшенные предметами китайского фарфора, лакированной мебелью и деревянными панелями. В каждом шкафу выставлены дипломатические подарки и предметы шинуазри, сделанные в Европе восемнадцатого века.

Китайские кабинеты примыкают к Картинному залу, бывшему центральной точкой небольшого дворца Петра Великого. Его украшают полотна П. Ротаря. Плафон прославляет Петра Великого в образе Марса – бога войны.

Дубовый Кабинет (или Дубовый Кабинет) — тоже интерьер времен Петра Великого. Здесь мы находим резные панели из выдержанного дуба, обрамляющие стены. На резьбе изображены военно-морская и военная символика, музыкальные инструменты, барельефные портреты Петра Великого и его супруги Екатерины. Дубовая Кабинет содержит штандарты русской армии и шведского оружия, относящиеся ко времени русско-шведской войны 1700-1721 гг.

Залы и залы Большого Петергофского дворца

Большой дворец вместе с большим каскадом фонтанов перед ним является главной достопримечательностью Петергофа и архитектурной доминантой всего дворцово-паркового комплекса. В XVII–XIX веках Большой Петергофский дворец был главной парадной резиденцией русских царей, где проходили важные торжества и торжества, приемы, балы и маскарады. В этом монументальном здании около 30 комнат.

Парадная лестница

Гостевой вход был устроен в западной части здания и включал Парадную лестницу, созданную Бартоломео Растрелли в 1751 году. выполненный в стиле рококо) картуши. Лестница ведет гостей к анфиладе, представляющей собой ряд парадных залов для официальных целей.

• Чесменский зал – зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, где официальные лица ожидали начала приема. Картины немецкого художника Якоба Хаккерта служат главным украшением зала. На них изображены наиболее драматичные эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым разгромил турецкий флот.

• Тронный зал – самый просторный, предназначенный для приемов, балов и концертов, общей площадью 330 кв.м. Первоначально этот зал блистал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена был оформлен в классическом и более скромном стиле.

• Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы Петровны. Проект был выполнен Растрелли и стал одним из лучших произведений архитектора.

«По преданию, Елизавета приказала Растрелли использовать в оформлении комнаты как можно больше золота, потому что квартира использовалась для приема представителей знатных купцов, которые, по мнению императрицы, преклонялись перед золотом»

• В восемнадцатом веке Танцевальный зал был известен как Купеческий зал и его просторная площадь 270 кв. м. занимала большую часть западной половины Большого Петергофского дворца. Окна расположены здесь в два яруса, а в качестве украшений использованы многочисленные зеркала и картины. Паркет выполнен из темного и светлого дуба, клена и ореха. Согласно легенде, Елизавета приказала Растрелли использовать в оформлении комнаты как можно больше золота, так как квартира использовалась для приема представителей знатных купцов, которые, по мнению императрицы, преклонялись перед золотом.

• Белая столовая предназначалась для праздничных трапез и изначально была спроектирована Бартоломео Растрелли. В 1774 – 1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал – новый стиль был полной противоположностью предыдущему. Вместо золотого блеска интерьер был оформлен в строгих классических канонах. В центре зала огромный стол, покрытый белой скатертью, и фарфоровый сервиз на 30 персон, созданный известным английским мастером Джосайей Веджвудом.

• Живописный зал — самый старый: он был спроектирован еще при жизни Петра I.