Содержание
Из Версаля в Петергоф — Международная Школа Дизайна в Санкт-Петербурге
Ольга Дмитриевна Волкова, главный специалист по ландшафтной архитектуре ГМH «Петергоф», преподаватель на направлении “Ландшафтный дизайн” в Международной Школе Дизайна (Санкт-Петербург) рекомендует всем студентам и выпускникам посетить выставку «Из Версаля в Петергоф», приуроченную к году Франции в России.
Для ознакомления с тематикой, мы публикуем научную статью Ольги Дмитриевны Волковой, которую она любезно предоставила для посетителей официального сайта Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург)
Парки Версаля и Петергофа: закономерности и различия
Природные качества и характерные особенности местности оказывают большое влияние на художественный образ парка. Мастера садово-паркового искусства придавали важное значение выбору перспективных точек, наиболее выгодно показывающих ландшафт. Создатель дворцово-паркового ансамбля Версаля, резиденции Людовика XIV французский архитектор-паркостроитель Андре Ленотр (1613-1700) стремился связать парковую композицию в одно целое со всей местностью, подвергая последнюю необходимым изменениям. Многие зрелищные эффекты Версаля полностью раскрываются только с высокой точки обозрения. Пространство выявляется постепенным переходом от водных зеркал к плоским партерам и дальше, через стриженые боскеты (боскет – участок парка с густо посаженными деревьями или кустами, образующими благодаря декоративной стрижке сплошные зеленые стены) к лесным массивам. По всему парку Ленотр создал перекрестки аллей, лучами рассыпающихся в разные стороны. Перспективность подчеркивалась рядами фонтанов и протяженными осями каналов. Заключительный аккорд ансамбля – Большой канал — кроме художественной функции имел еще и чисто функциональную: туда собирались воды болотистой долины.
Основным приемом пространственного объединения композиции Версаля являются величественные перспективы, при этом Андре Ленотр умело использовал и более мелкие масштабы и пропорции, что ярко проявилось в создании системы боскетов Версальского парка. Перспективы завершались скульптурой и фонтанами, аллеи обрамлялись вазами и гермами, то есть четырехгранными столбами, завершающимися скульптурной головой или бюстом. Сеть мелких дорожек, сформировавших серию малых пространств – боскетов с залами и кабинетами, вертюгаденами, буленгринами (повышенные и пониженные газоны) — привела к созданию контрастных эстетических эффектов, полученных благодаря разнице в высоте и форме стрижки растений, использованию водных устройств и т.д.
Петергофский ансамбль – явление одновременно и европейское, и национально-русское. Свой вклад в решение планировочной задачи внес французский архитектор Жан-Батист Леблон (1679-1719), ученик Андре Ленотра. Для композиционного построения Нижнего Петергофского парка Леблон взял у наставника главный прием перспективности. Основными перспективами Нижнего парка являются Самсоновский канал и Марлинская аллея, дополнительными – «косые» аллеи от Большого каскада на Эрмитаж и Монплезир, а также Малибанская (Морская) и Березовая аллеи, проложенные параллельно берегу залива и склона. В местах пересечения аллей образованы «этуали» («звезды»), усиленные скульптурой и высокими фонтанами. Выражением целостности в организации парковой среды стали динамичная-лучевая (трезубец) и звездчатая системы планировки. В период работы итальянского зодчего Н. Микетти (1675-1759) в Петергофе сформировались основы будущих архитектурно-ландшафтных комплексов, существующих изолированно, но в то же время являющихся неотъемлемыми частями общей композиции Нижнего парка и связанных друг с другом многочисленными аллеями-лучами. К середине XVIII века Нижний сад Петергофа стал образцом для создания усадебных комплексов в России. Сравнительный анализ ансамблей Версаля и Петергофа показывает, что, несмотря на общие закономерности в построении композиции, они обладают индивидуальными особенностями пространственно-планировочной структуры.
Сады Марли
Марли – самый большой по площади участок Нижнего парка (12,5 га) и самый поздний по времени создания (1720-1730-е годы). Своим названием петергофский Марли обязан французскому пригороду Марли-ле-Руа, расположенному на пути из Парижа в Версаль, где останавливался русский император во время посещения Франции.
Марли в Петергофе отличался от версальского своеобразной композицией, напоминающей планировку русских усадеб XVII столетия.
Итальянский архитектор Н. Микетти в 30-е годы XVIII века сумел превратить Марлинский участок в цельный архитектурно-ландшафтный комплекс, планировка которого не менялась на протяжении XVIII -начала XIX веков. Сад на «Елевой горе» по планам 1739 года представлял сложную композицию боскетов геометрически правильных форм, окаймленных невысокими шпалерами (решетчатыми стенками и ширмами, служащими опорами для вьющихся растений или ветвей деревьев) в центре находились фонтаны, декоративные бассейны, скамьи для отдыха. Ближе к границе сада, к Петергофскому ручью, склон превращался в зеленый лиственный массив, куда вела широкая длинная аллея. Постепенно, из-за трудностей, связанных с содержанием сложного регулярного участка, площадь боскетов сократили, а затем, как видно на плане французского архитектора П. де Сент-Илера, и вовсе ликвидировали.
Судьба сада у подножия «Елевой» горы сложилась более благоприятно. Задуманный с самого начала Петром I как «архитектурное гульбище» сад украшали фонтаны, скульптуры, галереи-берсо (сводчатые крытые галереи из деревьев березы, липы, образованные с помощью полукруглых вязаных каркасов), трельяжные беседки. В 1722 году по указанию императора склон Марлинского каскада засадили рядами елей, служившими фоном для декоративного убранства сада. Вдоль склона располагались крытые галереи-берсо, заканчивающиеся легкими, выполненными из тонких реек трельяжными беседками. Композицию дополняли липовые аллеи.
Расположенный у подножия «приморского» вала сад также создавали по законам регулярной планировки. Прямоугольной формы боскеты с фруктовыми деревьями разделялись короткими дорожками. Далее, к западу, находился огород, окруженный высокими шпалерами, с «можжевеловой клумбой». В нишах вала использовали французский прием «пальметту», то есть ветви плодовых деревьев привязывались к трельяжным решеткам, создавая вертикальное декоративное оформление.
Впервые о посадках плодовых растений в нишах указано в документах 1739 года Канцелярия строений домов и садов требовала от садового мастера информацию о вишнях, сливах, абрикосах и прочих фруктовых деревьях для посадки «в нишелях» вала. Полное представление об ассортименте растений всех садов Марли дает опись 1794 года, где помимо плодовых кустарников (смородины, крыжовника) указаны яблони, вишни и сливы. В 1857-1858 годах на склоне вала сделали грядки для посадки клубники, земляники, смородины. Уже с середины XVIII века Марли воспринимался, в основном, как плодово-огородный питомник. Утилитарной функции этого участка способствовал сам вал, защищающий посадки от неблагоприятного воздействия Финского залива, а также ряд теплиц и парников, в которых выращивались экзотические культуры (ананасы, абрикосы, персики, виноград) для царского стола. Плодовый сад и огород прекратили существование в середине XIX века, а разросшиеся деревья на склоне «Елевой горы» и вокруг дворца превратили Марли в место для прогулок верхом и тихого отдыха.
В 70-е годы XX столетия на Марлинском участке провели реставрационные работы, восстановившие планировку садов у вала «Елевой горы».
Двухэтажная вилла в Петергофе | Inscale
Проект монолитного загородного дома в современном стиле. По заданию от заказчиков нам надо было спроектировать двухэтажный дом для молодой семьи. В доме надо было предусмотреть: гараж на два машиноместа, кухню-столовую, гостиную, камин, гостевую комнату, спальню с гардеробной и с ванной и две детские комнаты с ванной комнатой.
Автор проекта
Роман Коротков
Стиль
Современный
Площадь участка
1200 м2
Площадь застройки
297 м2
Общая площадь
317 м2
Жилая площадь
84 м2
Площадь балконов и террас
43 м2
Строительный объем
1757 м3
Высота потолка
3.3-3.7
Год реализации
2021 г.
Длительность проектирования
3 месяца
Чертежи проекта
Проект небольшого загородного дома мы разработали для молодой семейной пары. Участок для проектирования дома располагается в Петергофе. Главной особенностью участка является наличие вековых дубов, которые необходимо было сохранить.
Такое окружение определило объёмно-планировочное решение при проектировании коттеджа. Загородный дом мы запроектировали в два этажа. Первый этаж состоит из двух частей: квадратного объема гаража на два машиноместа и прямоугольного объема жилого здания. Эти объемы между собой соединены террасой в уровне первого этажа, а сверху объединены перекинутым параллелепипедом, в котором располагается блок жилых помещений.
На первом этаже мы разместили группу помещений для сосредоточения всей семьи: гостиную, кухню-столовую, каминную зону, кроме того, здесь же разместили гостевую комнату, котельную и санузел.
Второй этаж мы спланировали, как приватную территорию. Здесь мы разместили спальню хозяев с ванной и с гардеробной и две детские комнаты с ванной комнатой.
Одним из пожеланий заказчиков, было сделать проект коттеджа в современном стиле, что нашло выражение в лаконичной композиции объемов дома и в применении различных отделочных материалов.
В целом проект загородного дома с гаражом навеян мотивами дореволюционной русской архитектуры в современном прочтении. Так, в отделке фасадов мы применили сочетание разных материалов и фактур: природный камень, как отсылка к загородным усадьбам, глянцевые латунные панели, как отсылка к церковным куполам и облицовочный кирпич, как отсылка к доходным домам.
Хотите для себя проект современного коттеджа с гаражом? Тогда звоните нам по телефону: +7 (921) 995 3923 или пишите на [email protected] с пометкой «Консультация».
Похожие работы
Вилла в стиле Модернизм
вид работ: Проектирование коттеджей
Современная вилла в Коломягах
вид работ: Проектирование коттеджей
Открыть калькулятор
Калькулятор
Связь с нами
Хотите заказать проект или не нашли на сайте необходимую информацию?
Любые вопросы вы можете задать лично архитектору или дизайнеру, позвонив по телефону:
8 (921) 995 3923
Либо написав нам на электронную почту:
indesign-spb@ya. ru с пометкой «Консультация».
Или воспользоваться формой обратной связи.
Залы и залы Большого Петергофского дворца
Большой дворец вместе с большим каскадом фонтанов перед ним является главной достопримечательностью Петергофа и архитектурной доминантой всего дворцово-паркового комплекса. В XVII–XIX веках Большой Петергофский дворец был главной парадной резиденцией русских царей, в которой проходили важные мероприятия и торжества, приемы, балы и маскарады. В этом монументальном здании около 30 комнат.
Парадная лестница
Гостевой вход был устроен в западной части здания и включал Парадную лестницу, созданную Бартоломео Растрелли в 1751 году. выполнены в стиле рококо) картуши. Лестница ведет гостей к анфиладе, представляющей собой ряд парадных залов для официальных целей.
• Чесменский зал – зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, где официальные лица ожидали начала приема. Картины немецкого художника Якоба Хаккерта служат главным украшением зала. На них изображены наиболее драматичные эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым разгромил турецкий флот.
• Тронный зал – самый просторный, предназначенный для приемов, балов и концертов, общей площадью 330 кв.м. Первоначально этот зал блистал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена был оформлен в классическом и более скромном стиле.
• Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы Петровны. Проект был выполнен Растрелли и стал одним из лучших произведений архитектора.
«По преданию, Елизавета приказала Растрелли использовать в оформлении комнаты как можно больше золота, потому что квартира использовалась для приема представителей знатных купцов, которые, по мнению императрицы, преклонялись перед золотом»
• В восемнадцатом веке Танцевальный зал был известен как Купеческий зал и его просторная площадь 270 кв.м. занимала большую часть западной половины Большого Петергофского дворца. Окна расположены здесь в два яруса, а в качестве украшений использованы многочисленные зеркала и картины. Паркет выполнен из темного и светлого дуба, клена и ореха. Согласно легенде, Елизавета приказала Растрелли использовать в оформлении комнаты как можно больше золота, так как квартира использовалась для приема представителей знатных купцов, которые, по мнению императрицы, преклонялись перед золотом.
• Белая столовая предназначалась для праздничных трапез и изначально была спроектирована Бартоломео Растрелли. В 1774 – 1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал – новый стиль был полной противоположностью предыдущему. Вместо золотого блеска интерьер был оформлен в строгих классических канонах. В центре комнаты стоит огромный стол, покрытый белой скатертью, и фарфоровый сервиз на 30 персон, созданный известным английским мастером Джосайей Веджвудом.
• Живописный зал — самый старый: он был спроектирован при жизни Петра I. Его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. Первоначально в создании дизайна зала принимали участие Николо Микетти и Жан-Батист Леблон, но позже, в середине XVIII века, зал был изменен по проекту Растрелли.
Тронный зал
За церемониальными залами следуют комнаты приватной половины, доступной только для круга приближенных. В нем располагались спальни, личные кабинеты и салоны, спроектированные снова Бартоломео Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписи, подвесные симметричные арки с плафонной росписью и паркет из ценных пород дерева – все эти детали создают праздничную атмосферу.
В настоящее время Большой Петергофский дворец представляет собой уникальный историко-художественный музей, в котором собрано около трех с половиной тысяч экспонатов, среди которых картины и фарфор, ткани, уникальная мебель и личные вещи российских правителей.
Большой дворец, Петергоф, Санкт-Петербург
Большой дворец в Петергофе был задуман как центральная часть «Русского Версаля» Петра Великого. Примерно в 1720 году царь отказался от попыток основать свой двор в Стрельне, главным образом потому, что заболоченная местность оказалась совершенно непригодной для каналов и фонтанов, которые он предполагал. Переместив свое внимание дальше на запад, в Петергоф, царь начал составлять свои собственные планы территории и дворца. Работа над скромным дворцом, спроектированным Жаном-Батистом Ле Блоном, уже началась в 1714 году, и это здание было завершено в 1721 году.0003
Большой дворец в Петергофе
Вид на Большой дворец из Верхнего сада в Петергофе.
Убранство Большого дворца в Петергофе.
Между тем, воодушевленные неутомимым энтузиазмом Петра, вокруг дворца была завершена огромная работа, включая благоустройство Нижнего парка, рытье Морского канала, строительство Монплезира, дворца Марли и большей части Эрмитаж. Первоначальный Высший дворец был несколько неадекватным окружающему великолепию, и Петр поручил Ле Блону и его ученику Иоганну Браунштейну расширить здание.
Работы были остановлены после смерти Петра в 1725 году, и Петргоф был почти заброшен, пока в 1740 году на престол не вступила дочь Петра Елизавета. Елизавета поручила Бартоломео Растрелли, уже завершившему Летний дворец в Санкт-Петербурге, построить поистине царский дворец . Растрелли решил сохранить оригинальное здание в своем дизайне, и в результате получился в высшей степени элегантный и удивительно сдержанный. Длинный узкий дворец, построенный в последнее десятилетие до того, как барокко уступило место неоклассицизму, имеет минимальное убранство, а главным стилистическим украшением Растрелли являются два белых павильона с позолоченными куполами на концах флигелей. Бело-бежевый дворец величественен, но не подавляющ, и служит прекрасным фоном как для элегантно формального Верхнего сада, так и для впечатляющего Большого каскада.
Внутри Большой дворец гораздо более роскошен, и тот факт, что интерьеры пришлось почти полностью реконструировать после Второй мировой войны, ничуть не умаляет их величия. Интерьеры представляют собой сочетание оригинальных замыслов Растрелли и реконструкций Юрия Фельтена и Валлена де ламота в царствование Екатерины Великой. Дальнейшие изменения были внесены в середине 19 -го -го века, но тем не менее роскошные интерьеры дворца сохранили поразительную стилистическую однородность.
Бальный зал Большого дворца в Петергофе
Тронный зал Большого дворца в Петергофе
Белая столовая в Большом дворце
Портретный зал Большого дворца в Петергофе.
Гардеробная в Большом дворце в Петергофе
Дубовый кабинет Петра Великого в Большом дворце
Голубая гостиная в Большом дворце
Чесменский зал Большого дворца в Петергофе
Посетители, входящие во дворец, сталкиваются с невероятно богато украшенной Парадной лестницей Растрелли, которая задает тон грядущему великолепной фреской Авроры и Гения и множеством позолоченных статуй.