Дамаск в интерьере: Как применить дамасский узор в интерьере

Как применить дамасский узор в интерьере

Сегодня нам бы хотелось рассказать об одном очень красивом и стильном орнаменте — дамаске, который очень популярен в последнее время.  Из названия становится ясно, что корни у это узора из Сирии, города Дамаска. Этот рисунок всегда был присущ дорогим, богатым восточным интерьерам.

Это красивый богатый узор с растительными симметричными мотивами, повторяющимися в определенном ритме завитками и кривыми линиями.

В наше время дамасский узор широко используется в самых разнообразных вариациях, цветовых сочетаниях и прекрасно вписывается в любой стиль интерьера. Как правило, дамаск состоит из одного-двух, реже трех цветов. Где же можно встретить дамаск? Еще со времен Сирии — на текстиле и обоях, сегодня — на мебельной обивке, плитке, посуде, узорах на стекле, абажурах, картинных рамах. На фото ниже представлены несколько разновидностей этого орнамента.

3

Кроме того, помимо своей стилистической универсальности, дамаск подходит для всех помещений. Его можно встретить на обоях в спальне или гостиной, на плитке в ванной или кухне, на шторах кабинета, или же на люстре в офисе. Рассмотрим более подробно сферы применения этого красивого узора.

Обои

Обои — это наиболее распространенная сфера применения орнамента дамаск. Они могут быть бумажными, текстильными, велюровыми или виниловыми — для ванных комнат.  Из-за богатства и роскоши орнамента, было бы перебором оклеить такими обоями все стены. Поэтому, как правило, обоями с дамаском оклеивается одна, так называемая, «акцентная» стена.

Обычно возле акцентной стены с дамасским узором находится кровать, обеденный стол, диван, раковина — главный предмет в комнате, так как эта стена всегда будет на виду.

Но бывают и исключения: когда обои в светлых цветах и нет большого контраста между фоном и рисунком или его видно только, когда непосредственно на него падает свет, тогда можно клеить обои на все стены. Такой пример мы видим на фото ниже. На первом фото вышел красивый, богатый интерьер: вся комната как-будто находится в серебряном свечении за счет глянцевого покрытия обоев.
5

На этом фото, мы получили обратный эффект — спокойная гамма обоев создает уютное светлое помещение в классическом стиле. Это наглядный пример универсальности дамаска — он прекрасно уживается и в ар деко и в классике.
1

Классика применения дамаска — «акцентная» стена и предметы-компаньоны: зеркало, подушки, валики на кушетке. Цвета всех материалов подобраны тон в тон друг другу. Это всегда смотрится стильно, а в нашем случае — еще и дорого и роскошно.
5

Дамаск прекрасно вписывается в классическую  столовую  на «акцентной» стене с зеркалом. Таким образом, он задает общий тон интерьеру и всегда будет в центре внимания.
1

Этот нежный интерьер — воплощение девичьих грез. Розовая зефиринка на золотом блюдечке, а не детская! Главный предмет в детской комнате — кроватка, как и во всех других комнатах, она стоит у главной стены, оклеенной обоями с орнаментом дамаск. Очень нежно и одновременно роскошно смотрится розовый узор на золотом фоне обоев.
1

Очень красиво смотрится дамаск, когда фон матовый, а сам узор глянцевый или металлизированный.
11

Оригинальное решение для рабочего кабинета — «акцентная» стена  в темной гамме, а стены и пол — в светлой, создается такое ощущение, что вся комната подвешена в воздухе. Очень «вкусно» и по идее, и по цветам. Крупный орнамент на обоях не выбивается из общего стиля помещения.
2

Черно-белый дамаск как-будто сошел со страниц старинных книг. Сложный ритмичный узорне утяжеляет общий фон и отлично сочетается со всеми остальными предметами в комнате.

Текстиль

Как мы уже упоминали ранее, текстиль был первым материалом, на котором появился дамаск. В те далекие времена материалы с дамаском были исключительно натуральными — шелка, хлопок, лен. В наше время появилось огромное количество искусственных и синтетических материалов, которые чудесно воссоздают этот орнамент и при этом очень долговечны, приятны на ощупь, легко стираются и чистятся.

Текстиль с дамаском можно часто увидеть на диванах, стульях, это могут быть шторы, подушки, скатерти, салфетки, ковры, постельное белье и накидки на кровати.

Обивка  роскошных диванов на этой фотографии подтверждает, что достаточно 1 или 2 предметов с дамаском, и интерьер сразу преображается. На примере этой комнаты видно, что вся мебель и отделка очень простая и спокойная, но благодаря диванам и зеркалу в форме дамаска, появляется особый шарм, уют и задается роскошный стиль всего помещения.

2

Дамасский узор может быть  очень интенсивным, или контрастным, тем самым помогая создавать цветовые акценты и пятна.  Этим можно умело пользоваться, например, брать абсолютно нейтральный фон (светлые стены, пол, шторы) и вводить мягкую мебель с яркими набивными дамасскими узорами. Или тот же светлый фон, но уже вместе со светлыми диванами, и  с ярким дамаском шторы и подушки. Таким образом предметы с дамаском становятся центром всей композиции.

На фото ниже этот прием применен в интерьере белоснежной кухни, где абсолютно неожиданно появились деревянные стулья с черно-белой обивкой с дамаском. Но как мы можем убедиться, это выглядит абсолютно уместно, стильно и красиво.
Благодаря текстилю с дамаском можно добавить вычурности, или же подчеркнуть и без того роскошный интерьер. Лучше всего помпезность придают дамаски в золотой или бронзовой гамме. Они прекрасно сочетаются с мебелью из темных пород дерева или же с декоративными элементами в золоте и бронзе.
1

Постельное белье или покрывала на кроватях с домасскими узорами напоминают о сказках Шахерезады. Кровать с такой накидкой и подушками станет настоящим царским ложе,  на котором будет сладко спать.

Плитка

Мы уже не раз повторяли слова — дорого, роскошного, шикарно. И снова скажем то же самое о плитке с дамаском. Ничего не поделать, таков уж этот узор.

Наш совет — не кладите такую плитку во всей ванной комнате, чтобы не перегружать интерьер. Сделайте вставки из плитки с дамаском — это могут быть горизонтальные или вертикальные ряды или же одна стена целиком.

Как и на обоях, на плитке очень эффектно смотрится сочетание матовой и металлизированной текстуры. Черный с золотом — поистине роскошен.

Не менее интересно, чем цельная плитка с дамаском, смотрится мозаика, выложенная этим узором. Выглядит таакая мозаика так же красиво, но по-новому, более оригинально. При таком подходе может использоваться 2 -3или больше цвето, размер мозаичных плиточек также может быть разным.

1

Декоративные элементы

Помимо обоев и текстиля, очень интересен прием трафаретного украшения стен. Сейчас это доступно, и невероятно просто. Просто покупаете трафарет с дамасским вензелем, выбираете краску, и рисуете. Выйдет очень оригинально, просто, а главное — индивидуально, ведь второй такой орнамент вы точно не найдете. Можно нарисовать несколько небольших мотивов на одной стене, или один крупный. Или же нанести циклический рисунок вдоль всех стен в комнате.
11

Очень интересно применить дамасский орнамент для украшения каких-то предметов интерьера. Можно расписать картинную раму, нанести узор на абажур светильника, или же на зеркало.

На  фото ниже дамасский узор предстал в очень креативной интерпретации. Обычный серый дом, а вход украшают нежно-розовые двери с белым дамаском. Просто розовая дверь смотрелась бы нелепо и не к месту, а вот с крупным рисунком в дамасском стиле — совсем другое дело.
1

Возьмите этот прием на вооружение: чтобы разбавить монохромный или скучный интерьер, добавьте несколько предметов с ярким дамаском, и комната заиграет новыми красками.

Дамаск понравится тем, кто хочет окружить себя элегантной роскошью и даже некой помпезностью. Зеркало в прихожей с рамой в форме дамаска с самого порога заявляет о статусе жилища, а вторит ей кушетка с бархатным растительным орнаментом.
2

Поскольку дамаск — это ритмичный орнамент, он  применяется и в создании резьбы по камню. Бесконечные узоры хорошо будут смотреться рапортом под потолком или же отдельной вставкой на стене, обрамленный рамкой.

Подводя итоги, хотелось бы отметить особенности применения дамаска:

  • этот узор вписывается в  любой стиль и  помещение, более того, он воспроизводится почти на всех возможных  материалах, поэтому возможности его применения очень широки
  • с помощью дамаска можно легко добавить нотки роскоши и украсить любое, даже самое обычное и непримечательное помещение
  • используйте этот орнамент дозировано, так как рисунок очень насыщенный, можно  легко переусердствовать
  • самое удачное применение, когда в комнате есть 1 или 2 группы предметов с дамаском: диван+шторы, шторы+подушки, диван+обои, кровать+шторы и другие вариации сочетаний.
                         Автор

              автор

      Юлия Данилова

Дизайнер интерьеров

Дамасский узор в интерьере

Истоки возникновения узора находятся в раннем Средневековье, а если выражаться точнее — в сирийском городе Дамаске, где изготавливали ткани с красивейшим густым орнаментом.

В XXI веке насыщенный узор, состоящий из сплетающихся плавных линий, образующих вертикальные, симметрично расположенные цветочные мотивы, используют уже в самых разных материалах и поверхностях. Теперь «дамаск», или просто дамасский узор, весьма популярен, символизирует роскошь и элегантный вкус владельцев дома, в котором его используют.

Нужно заметить, что дамаск сегодня — это орнамент с большими возможностями применения в разных стилях: от классики до современности. Поэтому в интерьер его вовлечь может каждый желающий привнести жилью особый шарм и лоск.

 

Особенности узора дамаск

Мы уже выяснили, что орнамент представляет собой нечто, подобное витиеватому цветку, или рисунку из густых листьев, обрамленных такими же плавными элементами. Примечательной деталью является использование всегда только двух цветов: для фона и для узора.

Контрастный дамаск

Можно выбрать, к примеру, черно-белый, красно-синий, сине-зеленый дамасский узор, или же остановиться на контрасте фактур орнамента. То есть, украсить интерьер матовым узором на блестящем фоне, или наоборот.

Явный контраст цветов дамасского рисунка, чаще всего используют в украшении конкретных зон и локальных объектов в современных стилях интерьеров. Так как использование большого его количества в одном помещении, скорее всего, будет выглядеть аляповато.

1

Нейтральный дамаск

Таким можно назвать узор, в котором отличие в цвете лиственного мотива и фона совсем незначительное: белый и бежевый, серый и серебристый стальной. Этот вариант дамаска хорош в обильном применении на больших участках стен и в обивке комплектов мягкой мебели.

2

 

Узор на текстиле

В изготовлении тканей для текстильного оформления интерьера, дамаск проявляется очень часто и, будучи особенно популярным среди почитателей выдержанной элегантности, используется как узор штор, покрывал, подушек, скатертей и даже банных полотенец.

И в этом нет ничего удивительного, ведь одноименный орнамент всегда смотрится изысканно, но не кричаще, актуально и вне времени.

1

2

 

В обивке мебели

Дамасский узор в обивочной ткани – еще один удачный способ применения его в интерьере. Использовать рисунок на мебели можно в дополнение к портьерам или римским шторам, выбирая ткани-компаньоны. В этом случае уместнее будет остановить выбор на нейтральных цветах орнамента и на окнах, и в обивке дивана.

1

Эффектный двухцветный узор в мебели лучше использовать, когда основное оформление выдержано в нейтральной гамме, а также, отсутствуют дополнительные, броские объекты.

Так, ничего не помешает применить яркий дамаск, скажем, на комплекте мягкой мебели, состоящей из нескольких предметов: дивана, кресел и стульев; кресел и оттоманки. Стильным акцентом всей обстановки комнаты может стать даже один предмет (мини-диван, банкетка), обивка которого будет содержать красивый симметричный орнамент дамаск.

1

 

Во фрагментах керамической плитки

Дамасский узор поистине вездесущ, поскольку использовать его можно в любом помещении, не зависимо от назначения или микроклимата. Так, в кухне и ванной рисунок используйте на поверхности стен или пола, выложенных керамической плиткой. Найти подобную теперь можно в обыкновенном строительном гипермаркете, а покупка ее, к тому же, будет отличаться большой практичностью, ведь почистить плиточную поверхность легко в любой ситуации.

Если помещение небольшое — выбирайте плитку именно с нейтральным  светлым дамаском для всей поверхности пола, или одной из стен. Но когда площадь комнаты позволяет, вы вправе использовать узор более дерзко: в виде контрастного фрагмента для выделения душевой, умывальной или зоны, в которой установлена ванна. Хорошо, когда при этом цветовое решение комнаты весьма сдержанное.

2
3

 

В большом количестве на стенах

Обои – это первое, о чем думают, когда собираются оформить узором дамаск большую площадь стен. Именно здесь очень важно не переусердствовать, используя рисунок вдумчиво и очень аккуратно.

Оцените габариты комнаты, стилистическое направление и количество предметов мебели в ней. Так, просторное светлое помещение в современном минималистском стиле станет интереснее, благодаря использованию акцентной стены с декоративным дамаском насыщенного цвета.

В интерьерах классических комнат должна присутствовать добротная мебель с фигурными элементами, а значит, яркий дамасский узор будет с ними соперничать. Поэтому, уместнее оклеить стены обоями с приглушенным оттенком в рисунке.

Иногда обильное применение дамаска на значительной поверхности стен может компенсировать отсутствие других декораторских приемов. К тому же, вы поступите верно, если выберете достаточно интенсивный цвет узора, если комната не загружена лишними предметами, а в оформлении присутствует белый цвет.

1
2

 

В сочетании с другими узорам

Природа дамасского узора — это извилистые растительные элементы, характерные плавностью линий и форм. Но даже столь неоднозначный сложный орнамент способен, все же, уживаться с другими рисунками. В работе над сочетанием дамаска с другим узором упор следует сделать на геометрии. То есть, лучшими компаньонами для него будут полосы, клетка, ромбы, окружности, имеющие простой силуэт.

Строгих ограничений нет, действуйте на свое усмотрение, комбинируя яркий дамаск с нейтральной клеткой, и наоборот, используя сдержанный орнамент с броской полоской. Но при этом, помните о гармонии цветовых сочетаний.

 

На полу или потолке

Недавно, в одной из статей мы говорили о необычных способах оформления напольного покрытия, среди которых был упомянут вариант, когда на существующее покрытие (ламинат, достки или паркет) наносят рисунок с помощью краски и трафарета. Следовательно, нам кажется отличной идея использования мотивов дамасского узора для украшения темного или светлого пола.

Ковер с красивым ажурным переплетением в рисунке – стильная деталь современного интерьера в квартире-студио. А вот использовать роскошный дамаск в оформлении потолка очень просто, если предстоит монтаж натяжной конструкции.

 

В виде панно

Дамасские узорчатые мотивы хороши как на объемных поверхностях, так и примененные по частям, в виде фрагментов. Поскольку рисунок обладает собственным неповторимым характером, даже небольшое его внедрение в обстановку способно преобразить интерьер любой комнаты, из скучной и обыденной в элегантное и невероятно стильное.

Фрагмент дамаска, заключенный в раму или нишу, служит креативным акцентов зоны домашнего рабочего кабинета, туалетного столика в спальне, изголовьем кровати, фартуком за варочной поверхностью в кухне.

1

В современном дизайне интерьеров дамасский узор стал своего рода классикой декоративного оформления и, если в погоне за новыми трендами, вы упустили его из виду, наша статья красноречиво напомнит об одном из самых красивых орнаментов.

Комната Дамаска | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

В этом старинном зале воссоздана жилая приемная ( qa’a ), типичная для позднего османского периода в Дамаске, Сирия. Изюминкой комнаты являются великолепно украшенные деревянные изделия на потолке и стенах (1970.170). Почти все эти деревянные элементы изначально были из одной комнаты. Однако точное место жительства, которому принадлежала эта комната, неизвестно. Тем не менее, сами панели раскрывают много информации об их первоначальном контексте. Надпись датирует изделия из дерева 1119 годом хиджры./1707 г. н.э., и лишь несколько сменных панелей были добавлены позднее. Масштабы помещения и изысканность его убранства позволяют предположить, что оно принадлежало дому знатной и богатой семьи.

В то время, когда эта комната была украшена, Дамаск близился к своему второму столетию османского владычества. С населением 80–90 000 человек он служил провинциальной столицей административного региона на юге Сирии, в который входили части современного Израиля, Палестины и Иордании. В то время как Стамбул осуществлял военный и административный контроль над городом, его социальное и культурное присутствие было более тонким. На протяжении веков Дамаск функционировал как международный узел, куда люди приезжали, чтобы учиться в его знаменитых медресе и поклоняться в его знаменитых святилищах. Город также служил одним из основных мест сбора хадж караванов в Мекку, ежегодно там собирается около 20 000 паломников. Это был один из самых процветающих коммерческих центров империи, поддерживаемый в основном местным сельским хозяйством и его ролью регионального рынка. В соответствии с тенденцией к глобализации того времени, богатые жители Дамаска, интересующиеся последней модой, смотрели не только в Стамбул, но и за его пределы: они перенимали избранные европейские стили и собирали импорт из Европы и Восточной Азии. Таким образом, Дамаск восемнадцатого века отражал космополитический дух времени на фоне, прочно укоренившемся в традициях.

Внутри городских стен османский Дамаск был плотно застроен. Роскошные резиденции соседствовали с более скромными жилищами, банями, мавзолеями, школами и храмами, и все это было в сетке оживленных рыночных улиц, узких переулков и тупиков. Обычно внешние фасады этих зданий примыкали к примыкающим к ним. В Дамаске постройки состояли из первого этажа каменной кладки, увенчанного верхними этажами из дерева и обожженного на солнце кирпича, покрытого штукатуркой и побелкой, в отличие от многих других городов в регионе, где основным строительным материалом был камень. С улицы даже самые элегантные резиденции в Дамаске времен Османской империи выглядели непритязательно.

В дамасский дворовый дом входили через простую дверь на улице в узкий проход, часто за угол. Такое расположение изогнутого коридора ( dihliz ) обеспечивало конфиденциальность, не позволяя прохожим на улице видеть внутреннюю часть дома. Проход вел во внутренний открытый двор, окруженный жилыми помещениями, обычно занимающими два этажа и покрытыми плоскими крышами. У большинства зажиточных жителей было как минимум два двора: внешний двор, именуемый в исторических источниках 9-м двором.0003 баррани и внутренний двор, известный как джаввани . В особенно большом доме могло быть до четырех дворов, один из которых предназначался для помещений для прислуги или определялся по функции как кухонный двор. В этих дворовых домах традиционно проживала большая семья, часто состоящая из трех поколений, а также домашняя прислуга владельца. Чтобы разместить растущее домашнее хозяйство, владелец мог увеличить дом, присоединив соседний двор; в скудные времена можно было продать лишний двор, сократив площадь дома.

Почти во всех дворах был фонтан, питаемый сетью подземных каналов, орошавших город с древних времен. Традиционно они были засажены фруктовыми деревьями и кустами роз, и часто населены певчими птицами в клетках. Внутреннее расположение этих дворов изолировало их от пыли и шума улицы снаружи, а брызги воды внутри охлаждали воздух и создавали приятный звук. Характерная полихромная кладка стен первого этажа и мостовой двора, иногда дополненная панелями мраморной облицовки или красочными лепными узорами, выложенными в камне, создавала живой контраст с лаконичным фасадом здания. Остекление дамасских дворовых домов также было направлено вовнутрь: очень немногие окна открывались в сторону улицы; скорее, окна, а иногда и балконы устраивались вокруг стен двора (93.26.3). Переход от относительно строгого уличного фасада через темный и узкий проход к залитому солнцем и пышно засаженному двору производил впечатление на тех иностранных гостей, которым посчастливилось получить доступ к частным домам — один европейский посетитель XIX века метко описал сопоставление как «золотое зернышко в глиняной шелухе».

Дворы дамасских домов обычно содержали два типа помещений для приемов: iwan и qa‘a . В летние месяцы гостей приглашали в iwan , трехсторонний зал, выходящий во двор. Обычно этот зал достигал двойной высоты с арочным профилем на дворовом фасаде и располагался на южной стороне двора, обращенной на север, где он оставался относительно затененным. В зимнее время гостей принимали в qa’a , внутренней комнате, обычно сооруженной на северной стороне двора, где она согревалась южным выходом.

Судя по расположению деревянных элементов, помещение музея функционировало как qa’a . Как и большинство qa’as s османского периода в Дамаске, комната разделена на две зоны: небольшую прихожую ( ‘ataba ) и приподнятую квадратную зону отдыха ( tazar ). По комнате распределены и встроены в стеновые панели несколько ниш с полками, шкафами, оконными проемами со ставнями, пара входных дверей и большая декорированная ниша ( masab ), все увенчаны вогнутым карнизом. Обстановка в этих комнатах, как правило, была скудной: возвышение обычно было покрыто коврами и застлано низким диваном и подушками. При посещении такого помещения оставляли обувь в прихожей, а затем поднимались по ступенькам под аркой в ​​приемную. На диване сидели слуги, несущие подносы с кофе и другими закусками, водопроводные трубы, курильницы для благовоний или жаровни, предметы, которые обычно хранились на полках в прихожей. Как правило, на полках приподнятой части размещались ценные вещи владельца, такие как керамика, стеклянные предметы или книги, а в шкафах традиционно находились текстиль и подушки.

Обычно окна, выходящие во двор, были с решетками, как здесь, но не со стеклом. Ставни, плотно установленные в оконной нише, можно было отрегулировать, чтобы контролировать солнечный свет и поток воздуха. Верхняя оштукатуренная стена пронизана декоративными фонарями из гипса с витражами. По углам деревянные мукарны сужают переход от зоны штукатурки к потолку. Потолок ‘ataba состоит из балок и кессонов и обрамлен мукарнас карниз. От потолка tazar его отделяет широкая арка, состоящая из центральной диагональной сетки, окруженной рядом бордюров и обрамленной вогнутым карнизом.

В декоративной технике, очень характерной для Османской Сирии, известной как ‘ajami , изделия из дерева покрываются сложными узорами, которые не только имеют плотный узор, но и имеют богатую текстуру. Некоторые элементы дизайна были выполнены рельефно, путем нанесения на дерево толстого левкаса. В некоторых местах контуры этой рельефной работы были выделены нанесением оловянного листа, на который были нанесены тонированные глазури, что привело к красочному и сияющему свечению. Для других элементов было применено сусальное золото, создав еще более блестящие переходы. Напротив, некоторые части декора были выполнены яичной темперной краской по дереву, в результате чего поверхность стала матовой. Характер этих поверхностей постоянно менялся в зависимости от движения света: днем, проникающего из окон двора и просачивающегося через витражи наверху, а ночью мерцающего от свечей или ламп.

Декоративная программа рисунков, изображенных в этой технике ‘ajami , точно отражает моду, популярную в стамбульских интерьерах восемнадцатого века, с акцентом на такие мотивы, как наполненные цветами вазы и переполненные вазы для фруктов. Вдоль стеновых панелей, их карниза и потолочного карниза tazar на видном месте расположены каллиграфические панели. На этих панно написаны стихи, основанные на расширенной метафоре сада, особенно уместной в сочетании с окружающими цветочными образами, которые ведут к восхвалению пророка Мухаммеда, силы дома и добродетелей его анонимного владельца и завершаются надписью. панель над масаб , содержащий дату изготовления изделий из дерева.

Хотя большинство элементов деревянных изделий относятся к началу восемнадцатого века, некоторые элементы отражают изменения с течением времени в их первоначальном историческом контексте, а также адаптацию к музейной обстановке. Самым драматическим изменением стало потемнение слоев лака, которые периодически наносились в то время, когда помещение находилось на месте , которые теперь затемняют блеск исходной палитры и нюансы декора. У богатых дамасских домовладельцев было принято периодически ремонтировать важные приемные, а некоторые части комнаты относятся к реставрации конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, отражая меняющиеся вкусы дамасского внутреннего убранства: например, дверцы шкафов на южная стена тазар украшен архитектурными виньетками в стиле «турецкого рококо», а также мотивами рога изобилия и крупными, сильно позолоченными каллиграфическими медальонами.

Другие элементы в комнате связаны с стилизацией музейной инсталляции. Квадратные мраморные панели с красными и белыми геометрическими узорами на полу tazar , а также подступенок opus sectile ступени, ведущей к зоне отдыха, на самом деле происходят из другой резиденции в Дамаске и датируются концом восемнадцатого или девятнадцатого века. . С другой стороны, 9Фонтан 0003 ‘атаба может предшествовать изделиям из дерева, и неясно, был ли он из той же приемной, что и изделия из дерева. Плитка на задней стороне ниши masab была выбрана из музейной коллекции и включена в инсталляцию комнаты 1970-х годов. В 2008 году зал был демонтирован с прежнего места у входа в галереи исламского искусства, чтобы его можно было переустановить в зоне в составе новых галерей, посвященных османскому искусству. Демонтаж предоставил возможность для глубокого изучения и консервации его элементов. 19Инсталляция 70-х годов была известна как комната «Нур ад-Дин», потому что это название фигурировало в некоторых документах, связанных с ее продажей. Исследования показывают, что «Нур ад-Дин», вероятно, относится не к бывшему владельцу, а к зданию рядом с домом, названному в честь знаменитого правителя двенадцатого века Нур ад-Дин Зенги, или к его могиле. Это название было заменено на «Комната Дамаска» — название, которое лучше отражает неустановленное происхождение комнаты.


Цитата

Кенни, Эллен. «Комната Дамаска». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/dama/hd_dama.htm (октябрь 2011 г. )

Дополнительное чтение

Бернс, Росс. Дамаск: История . Лондон: Рутледж, 2007.

.

Даскалакис-Мэтьюз, Энни-Кристин. «Комната« великолепия и щедрости »из Османского Дамаска». Журнал Метрополитен-музея 32 (1997), стр. 111–39. См. на MetPublications

Грехан, Джеймс. Повседневная жизнь и культура потребления в Дамаске XVIII века . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 2007.

.

Мехтильд Баумейстер, Бет Эдельштейн, Адриана Риццо, Арианна Гамбирази, Тимоти Хейс, Роос Кепплер и Джулия Шульц. «Великолепный прием в« Доме похвалы, славных дел и великодушия », в препринтах Конгресса IIC по охране природы и Восточного Средиземноморья [2010], стр. 126–133.

Вебер, Стефан. Османская современность и городская трансформация (1808–1918 гг.) . 2 тт. Орхус: Издательство Орхусского университета, 2009.

.

В Дамаске вывернутый наизнанку взгляд на войну в Сирии: Parallels: NPR

Мечеть Омейидов в Дамаске была мечетью около 1400 лет. Он находится в центре города, где многие люди борются за нормальную жизнь в условиях войны.

Стив Инскип/NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Стив Инскип/NPR

Мечеть Омейидов в Дамаске была мечетью около 1400 лет. Он находится в центре города, где многие люди борются за нормальную жизнь в условиях войны.

Стив Инскип/NPR

Много лет назад президент Сирии Хафез аль-Асад одобрил строительство новой президентской резиденции на склоне горы над Дамаском.

Асад никогда не занимал здание, говоря, что его должен занять его преемник. Когда его сын Башар Асад стал преемником, он тоже не переехал в дом. Он предпочитал резиденцию ниже по склону.

Но на вершине горы есть еще президентский комплекс, с балкона которого открывается вид на раскинувшийся внизу город. Если президент Сирии решит бездельничать на этом балконе в любой день на этой неделе, Асад-младший увидит черный дым от артиллерийских ударов, пока его армия сражается за контроль над пригородами против повстанцев, которые хотят его свергнуть.

Путешествие в Дамаск позволяет увидеть войну в Сирии, вывернутую наизнанку. Международное сообщество может считать Асада изгоем, но в столице он по-прежнему президент, и его лицо красуется на билбордах и плакатах. То, что некоторым посторонним может показаться плохими новостями, воспринимается здесь как хорошие новости, а хорошие новости — плохие. Даже люди, которые признают недостатки Асада, часто мрачно надеются, что повстанцы уйдут: они верят тому, что правительство описывает повстанцев как террористов и иностранцев, стремящихся уничтожить страну.

Мы прибыли в Сирию в те же выходные, когда правительство «в принципе» согласилось на мирные переговоры с повстанцами, но в столице нет никаких признаков мира. Дорога в Дамаск, усаженная пурпурными цветами, также усеяна солдатами: мы останавливались на одном военном блокпосту за другим на коротком пути из Ливана.

В одной из будок охраны был плакат с изображением Асада и этикетка, описывающая его как создателя сюрпризов и преодолевающего кризисы.

Сейчас кризис выживания его режима. Тысячи вооруженных людей патрулируют безопасную зону в центре города. Некоторые из них — солдаты регулярной армии в военной форме; другие — соседские подростки в футболках и с автоматами Калашникова. Правительство Асада вооружило многих ветеранов вооруженных сил и других лиц, пополнив личный состав вооруженных сил, которым он не полностью доверял.

Многие из этих рекрутов набраны из религиозных меньшинств — мусульман-шиитов, христиан, друзов и особенно секты алавитов самого Асада. Боевики шиитской группировки «Хизбалла» также прибыли из Ливана. Они выступают против восстания, в котором участвуют многие мусульмане-сунниты.

Восстание, начавшееся как стремление свергнуть Асада, привело к опасениям межконфессиональной войны.

Страх и разочарование

В центре этого древнего города находится многовековая мечеть; он почти так же стар, как и сам ислам, а за столетия до этого был христианской церковью и языческим храмом римской эпохи. Но Дамаск больше известен торговлей, чем религией. Вокруг мечети мы прошлись по мощеным улочкам древнего базара.

Дела идут плохо, как мы узнали в магазине у продавца тканей. Валюта Сирии упала в цене. Это повышает цены на импортные товары, которые он продает. Почти каждый день цена меняется, говорит он.

Покупатель может заказать ткань по определенной цене. «Полчаса спустя, — говорит мужчина, — я звоню и узнаю [] последнее изменение обменного курса», и он обнаруживает, что ввоз ткани обойдется ему дороже, чем он заработает на продаже.

Как и многие люди в Дамаске, этот человек отказался назвать свое имя и ничего не сказал против правительства Башара Асада. Бизнес-группы всех сект были среди основных сторонников Асада. Тем не менее, продавец тканей явно разочарован войной.

«Я хотел бы кричать всем, — говорит он, — не идите путем сектантских разделений».

Бои уже выгнали его из загородного дома на ничейную территорию между армией и повстанцами.

Он один из многих людей, которые борются за нормальную жизнь в городе, где жизнь совсем не нормальная.

Пригородная зона военных действий

В нашу первую ночь в Дамаске мы поужинали в ресторане на крыше. Это было в старом городе-крепости. Официанты подали впечатляющий поток блюд, включая киббе и кебаб. Тем не менее, мы шли по улице от христианской церкви, чьи епископы были похищены. А из ресторана открывался прекрасный вид на то, что казалось трассирующими снарядами, проносящимися по небу.

Наши товарищи по обеду сказали нам, что повстанцы уже несколько месяцев сражаются с армией в восточных пригородах. Мы могли слышать взрывы. Когда рассвело, обстрел продолжился, и мы поехали на взрывы.

Вскоре мы проехали через поле боя: миля за милей щебня; здания, которые были полуразрушены, полностью разрушены; дома с пробитыми в них дырами.

Мы миновали то, что когда-то было гигантской полосой пригородных автосалонов, подобных тем, что можно увидеть в Америке. Сейчас машин нет, кроме тех, что сгорели на дороге.

Я сделал несколько аудиозаписей, говоря в диктофон: «На улице остались гусеницы танка… на дороге остались груды фруктов, как будто грузовик с фруктами рассыпал свой груз. Дилерский центр Volvo закрыт…»

Ребенок играет в пыльном дворе недостроенных многоквартирных домов, в которых сейчас проживают беженцы, в пригороде Дамаска. Комплекс считается безопасным, потому что артиллерия приземлилась через улицу, но еще не здесь.

Стив Инскип/NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Стив Инскип/NPR

Ребенок играет в пыльном дворе недостроенных многоквартирных домов, в которых сейчас проживают беженцы, в пригороде Дамаска. Комплекс считается безопасным, потому что артиллерия приземлилась через улицу, но еще не здесь.

Стив Инскип/NPR

Над автосалоном Honda поднялся черный дым, по-видимому, взорванный незадолго до нашего прибытия.

Правительственные СМИ Сирии сообщают, что армия уничтожает иностранных террористов в этом пригороде под названием Дума.

Сирийские повстанцы рассылают видео мужчин, женщин и детей, которые, по их словам, являются мирными жителями, убитыми в результате артиллерийского обстрела.

В другом пригороде Дамаска на этой неделе повстанцы утверждают, что они подверглись нападению с применением химического оружия.

«Здесь нормально»

Чуть дальше зоны боевых действий мы встретили ряд жилых домов, которые все еще были заняты. Некоторые здания до войны были достроены лишь частично, а их бетонные оболочки стали убежищем для беженцев из зоны, которую мы только что прошли.

Мы поднялись по неровным ступеням одного здания с человеком, которого назовем Валид. Сейчас он живет здесь со своей сестрой, ее дочерью и ее 14-месячным внуком.

Когда они бежали из дома в Думе, семья спасла богато украшенные деревянные настенные часы, но не мебель. Мы сидели под этими часами и разговаривали, сидя на циновках на полу.

Семья сказала, что они чувствовали себя в достаточной безопасности — случайные артиллерийские снаряды попали в поле через улицу, но не с этой стороны.

Сестра Валида сказала, что семья оставалась в городе после нескольких месяцев обстрелов, но в конце концов бежала в тот день, когда взрывы стали «невыносимыми». Они погрузили семью в чужую машину и поехали, пока не нашли это пустое здание.

Здесь живут многие беженцы со своими семьями. Мы спросили, привыкли ли многочисленные дети в комплексе к стрельбе. Сестра ответила: «Я достаточно взрослая, и мне все еще страшно, так что вы думаете о детях?»

Семья подает кофе по-турецки в богато украшенных фарфоровых чашках, но в окнах нет стекол.