Содержание
Урок литературы на тему «Обломов
Сидоренко Ирина
Михайловна,
МБОУ СОШ,
с. Татыр-Узяк,
Хайбуллинский
район, РБ,
учитель русского
языка и литературы.
Урок
литературы в 10 классе.
Тема: «Обломов
– главный герой романа И.А.Гончарова».
(Знакомство
с героем)
Цель:
Формирование навыков выявления художественных приемов создания образа героя.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Сформировать
у учащихся первичное представление о главном герое при анализе 1-4 главы 1 ч.
2. Раскрыть
роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
3. Познакомить
учащихся с понятием символики имени, детали.
II. Развивающие:
1. Совершенствовать
умение формулировать проблемный вопрос.
2. Совершенствовать
навыки анализа эпизода, умение работать в группах.
3. Совершенствовать
навык составления синквейна.
III. Воспитательные:
1. Развитие
творческих способностей учащихся.
2. Развитие
самостоятельности мышления школьника.
3. Развитие
аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над
умением составлять устный ответ.
Оборудование: компьютер,
экран, проектор, презентация, раздаточный материал – таблицы для работы в
группах.
Конспект урока «Обломов – главный герой романа
И.А.Гончарова»
(Знакомство с героем).
1.
Оргмомент. Постановка проблемы урока. Слайд №1, 2. 3
мин.
Ленин
В.И.«Был такой тип русской жизни — Обломов. Он лежал на кровати и
составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три
революции, а все же Обломовы остались… Достаточно посмотреть на нас…, чтобы
сказать, что старый Обломов остался и надо долго мыть, чистить, трепать и
драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть на свое
положение без всяких иллюзий».
И.С. Тургенев: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить
Обломова».
-Опираясь на цитаты Ленина и
Тургенева, сформулируйте и запишите проблему данного урока.
(Кто такой Обломов? Почему
мнения о герое столь противоположны?).
-Исходя из данной проблемы,
давайте определим тему.
(Знакомство с героем романа).
-С чего начинается ваше
знакомство с человеком, из каких деталей складывается первое впечатление о нем?
(учащиеся выдвигают версии,
учитель фиксирует их на доске)
ИМЯ
ПОРТРЕТ
ИНТЕРЬЕР
ОДЕЖДА
ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ
— При знакомстве с Обломовым мы будем опираться на данный план.
Слайд № 3. (гиперссылки)
Цель урока – выявить художественные приемы, необходимые для
создания образа героя.
Слово учителя.
Роман «Обломов» — это
роман-монография. Гончаров имел в виду свой замысел написать историю жизни
одного человека, представить психологическое исследование отдельной биографии.
Илья Ильич Обломов — средоточие идеи романа, в нем «душа» книги. Понять эту
«душу» — значит «разгадать» лучшее создание Гончарова, познать идейную сущность
произведения.
Мы попытаемся разобраться в
этом герое и в этой книге не только на данном уроке, но и на последующих уроках
тоже.
2.Первичное восприятие романа.
2 мин.
Вы прочитали первые 8 глав
романа. Каковы ваши первые впечатления о герое?
Проверка д.з.
сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе Обломова?»
В конце урока мы выясним,
осталось ли мнение о герое таким же или изменилось после анализа образа.
3. Анализ имени героя. Слайд №
4.( Гиперссылка на слайде № 3) — 5 мин.
Анализируя драму Островского
«Гроза», мы уже выяснили, что писатель очень серьезно относится к выбору имен
для своих персонажей. Часто имя символично, отражает характер героя.
— Каковы ваши представления о
фамилии Обломов? Какие ассоциации она вызывает?
(ответы уч-ся)
Слайд № 4.
Облом,
обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать
кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя
определенным образом, подчинив
себе его волю, сломив
упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо;
уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
в современном
жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия;
отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко
В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )
Обломок. Остаток чего-либо
прежде существовавшего, исчезнувшего.
— Как вы думаете, что
обозначает имя Илья?
(ответы уч-ся)
Илья. Древнееврейское
«божья помощь» .
Илья – пророк, взятый
живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало
распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая
царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в
квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились
и перемешались.
Илья Муромец –
богатырь.
Преподобного Илью
Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).
Илья –Илиада .
Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
Как вы думаете, давая своему
герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?
Определите роль имени и
фамилии в создании образа главного героя.
Т.о. противоречия проявляются
уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в
квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает,
крушит личность.
4. Анализ эпизода: портрет и
интерьер. (Гиперссылка на слайде № 3) – 6 мин.
Продолжим знакомство с
главным героем. Слайд 4
Обломов первоначально
раскрывается через портрет и через быт.
Проанализируем 2 эпизода:
Задание для 1 в.:
Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10
ключевых фраз, раскрывающих портрет Обломова. (первые 5 абзацев)
Задание для 2 в.:
Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10
ключевых фраз для характеристики квартиры Обломова. (10-13 абзац)
Проверка.
Слайд № 5, 8 (Гиперссылка на слайде № 3)
Портрет Обломова
(выступление учащейся).
Что можно сказать о
характере Обломова по его портрету? Работа с текстовыделителем на экране.
Подчеркни самые главные для характеристики слова.
(портрет
противоречив. С одной стороны — доброта, мягкость, душа, с другой — апатия,
лень, отсутствие деятельности)
Вслед за портретом Ильи
Ильича описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи,
его окружающие.
Интерьер (выступление
учащейся).
Что можно сказать о
характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?
Работа с текстовыделителем на
экране. Подчеркни самые главные для характеристики слова. (лень, запустение,
отсутствие действия, желание соблюсти видимость приличий).
Прием знакомства с характером
героя через портрет и интерьер использован в творчестве многих писателей,
Гончаров через имя, портрет, интерьер помогает увидеть читателю
противоречивость характера своего главного героя.
5. Работа с символикой детали.
Слайд № 6, 7. (Гиперссылка на слайде № 6) 5 мин.
Гончаров в первой главе
создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно
используется Гончаровым.
В гардеробе мужчины 19 века
имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее
время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые,
одеваемые поверх ночной сорочки.
Прочитайте описание халата.
Как он характеризует своего владельца?
(гл 1 , 6-7 абзац)
(автор намеренно остановился
на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем
основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью
Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат
шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня
за ненадобностью).
Восходит эта тема к
стихотворению Вяземского П.А. «Ода халату». Поэт Вяземский, получив назначение
в варшавскую канцелярию, расставаясь со своей беспечной московской жизнью,
написал прощальную оду своему халату. Халат для Вяземского олицетворяет личную
независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, является противопоставлением
придворной ливрее – символу лицемерия и бездуховности придворной жизни, и
становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают его покинуть это одеяние.
Прослушайте
стихотворение Вяземского П.А.
(чтение подготовленным учащимся)
Жизнь наша в старости — изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом
брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.
Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;
В них отпрыски пера, которому во дни
Мы светлой радости иль облачной печали
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.
На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.
В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
Сердечной памятью еще живет в утрате,
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.
Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее ущербами и грустным поворотом,
И, как боец свой плащ, простреленный в бою,
Я холю свой халат с любовью и почетом
Как эта ода халату
комментирует этапы жизни Обломова?
(ответы учащихся)
Слайд № 7
Каков символический
смысл имеет халат в романе?
(символ покоя, лени,
но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе
окружающей действительности).
6. Промежуточный вывод. 3 мин.
Мы проанализировали
портрет, интерьер, одежду героя. Обсудите друг с другом и сделайте вывод,
какие противоречия в характере Обломова можно отметить после анализа первой
главы?
Обсуждение в паре и
ответ.
Слайд № 9
7. Работа в группах по таблице.
Анализ эпизода: Обломов и его гости. Слайды № 10-14 (гиперссылка слайд № 3) 10
мин.
Парад гостей во второй
главе — еще один из приемов раскрытия характера Обломова.
Слайд № 10
Этот парад искусствен:
гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними
построены по единому плану. Но для Гончарова правдоподобная мотивировка
появления гостей не обязательна: гости заменяют собой необходимое описание
среды, в которой живет Обломов. Что же это за среда?
Проанализируем детали,
характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова. Почему
Обломов считает каждого несчастным? Работаем со 2 главой 1 части.
1
группа. Визитер Волков ( выпишите ключевые слова,
характеризующие героя)_________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы |
| Цитаты |
1) О |
|
|
2) Зачем Обломову гости |
|
|
3) Как |
|
|
4) Поднимается |
|
|
5) Каким |
|
|
Проверка. Слайд № 11(Гиперссылка на
слайде № 10)Первым появляется у Обломова Волков – франт, светский лев, в
курсе всех событий. Гончаров отмечает светский блеск при помощи следующих
деталей: «блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял
свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа»
,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом».
Волков бывает там, где
весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем
говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У
него все дни заняты, все расписано , даже любовь с Лидинькой.
Почему Обломов считает
Волкова несчастным?
«В десять мест в один
день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?
2
группа. Визитер Судьбинский ( по таблице, аналогичной 1)
Проверка.
Слайд № 12 (Гиперссылка на слайде № 10) Второй посетитель это
Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен
государственной службой, стремлением сделать карьеру. Снова Гончаров прибегает
к художественной детали: «с сильно потертым лицом» ,«с утружденным, но покойно
сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой»
«сколько дела — ужас»,«меня
очень ценят». Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой
деятельности, называемой общественной. Каковы результаты такого титанического
труда? «В письмах отменили писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и
двух чиновников особых поручений» ,«представление о возведении при зданиях,
принадлежащих…ведомству, собачьих конур» .
Почему Обломов считает
Судьбинского несчастным?
«И слеп, и глух, и нем
для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли,
чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое,
многое… Несчастный!»
Опять возникает вопрос:
«Где же здесь человек? Ум, воля, чувства?»
3
группа. Визитер Пенкин. ( по таблице)
Проверка.
Слайд № 13 (Гиперссылка на слайде № 10) Вслед за Судьбинским к
Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное
направление в литературе. Он пытается показать, что им движет « кипучая злость
– желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком»
Но темы для творчества
– пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне
творчества «Любовь взяточника к падшей женщине». Мастер художественной детали
Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного человека, который
также, по мнению Обломова, несчастен. Почему?
«Да писать-то все,
тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и
воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать
покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же
остановиться и отдохнуть? Несчастный!»
И вновь в этой
деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую
суету.
Волков, Судьбинский,
Пенкин – своего рода персонификация «духовных» увлечений «пошлого человека» –
светский успех, карьера, «игра в обличительство».
Высказывание Обломова о
гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного,
функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие
серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за
взаимное недоброжелательство , прикрытое взаимной любезностью.
Вслед за первыми тремя
посетителями появляются еще два героя, Алексеев и Тарантьев , которые названы
пародией Обломова, его обезображенными двойниками?
4
группа. Визитер Алексеев ( по таблице)
Проверка.
Слайд № 14 (Гиперссылка на слайде № 10)
5
группа. Визитер Тарантьев ( по таблице)
Почему их можно назвать
двойниками главного героя?
Неспособность
Обломова к самостоятельному действию повторена в Алексееве
и в Тарантьеве.
Итак, вот эта среда,
которая окружает Обломова.
Где можно было
встретить людей этого круга?
( В театре, на
службе и т.д.)
Можно
ли сейчас в нашем обществе встретить Обломовых? Затрагивают ли данную
проблему современные писатели? Вспомним произведение Сергея Довлатова «
Заповедник», экскурсовода Митрофанова.
Как
ведет себя он? Похож ли он на Обломова? Если да, то чем?
( Ответы учащихся. В школьные годы Митрофанов славился так называемой
«зеркальной памятью». С легкостью заучивал наизусть целые главы из учебников.
Его демонстрировали как чудо-ребенка. Мало того, Бог одарил его неутолимой
жаждой знаний. В нем сочетались безграничная любознательность и феноменальная
память. Его ожидала блестящая научная карьера.
Первая же его курсовая
работа осталась незавершенной Митрофанов вырос фантастическим лентяем, если
можно назвать лентяем человека, прочитавшего десять тысяч книг.
Митрофанов не умывался,
не брился, не посещал ленинских субботников. Не возвращал долгов и не
зашнуровывал ботинок. Надевать кепку он ленился. Он просто клал ее на голову.
Из университета Митрофанова отчислили. Работать он тоже не хотел.
Типичный современный Обломов. Раз еще есть такие люди в обществе, то проблема
остается актуальной и по сей день)
8.
Самооценивание работы в группах.
Слайд
№ 15
Вы согласны с
утверждением, что Обломов более значителен, чем его гости? Чем? Об этом мы
будем говорить на следующих уроках, посвященных роману Гончарова.
Если Обломова
обозначить точкой, а среду, в которой он жил (в Петербурге) — окружностью. Где
по отношению к реальному миру находится Обломов?
(рядом, вне среды)
Как же происходит связь
с миром? Почему к лежащему на диване Обломову так тянутся окружающие?
(Связь с миром
происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала
душу Обломова и начинала его любить – значит, для нее, для этой души, неважно
физическое состояние Обломова).
9. Подведение итогов урока.
Рефлексия. Слайд № 16
Вы познакомились с
главным героем романа, с художественными приемами создания образа главного
героя. Изменилось ли ваше мнение об Обломове?
Напишите
синквейн об Обломове, отражающий ваше впечатление от первых глав.
Описание: Это
стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к
проблеме:
1
строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка –
два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола,
показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором
отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно
существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации,
связанные с понятием.
Составление
синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем
классом.
Работа учеников.
Обломов
добрый ленивый
лежит спит мечтает
«Изменит
ли его любовь?»
вопрос
9. Дифференцированное домашнее
задание. Слайд № 17
Обязательная часть.
Перечитать ч. I гл. 9
романа «Обломов»,
учебник Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература 19в». с.187- 189
.
Задание
по выбору
ТВОРЧЕСКОЕ: (письменное)
Сочинение-миниатюра
«Сон Обломова» или развернутый план «День Обломова».
Задание по выбору
АНАЛИТИЧЕСКОЕ:
(письменное)
1.Учебник Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература 19в с.190 (анализ
гл 8 по вопросам)
или (устное) 2. Проанализировать гл.5-6 ч. ч. I
. Рассказать о формировании характера Обломова.
Использованные источники:
1. Гончаров И.А. Обломов: роман. – Екатеринбург:
У-Фактория, 2002.
2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные
разработки по Русской литературе 19в. 10 класс. – М.:ВАКО, 2002
3. Роман Гончарова И. А. «Обломов» в русской
критике: Сб. статей/сост. Отрадин М.В. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991
4.Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19в. Учебник для 10
класса. – М.: Дрофа, 2006
Портрет Обломова Цитаты — Афоризмо.ru
1. Гончарова главным персонажем является молодая девушка по имени Ольга Ильинская.
2. Тот самый Мюнхгаузен 1 серия (комедия, реж. Марк Захаров, 1979 г.)
Если Вам понравилось видео — поделитесь с друзьями:
3. Будучи отпрыском немца, укоренившегося в России, Ивана Штольца, Андрей Иванович.
4. Обломов Илья Ильич — главный герой романа, молодой человек «лет тридцати двух — трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми.
5. Место и роль образа Захара в романе Гончарова «Обломов» – Сочинение Приступая к ответу на вопрос, обратите внимание на то, что следует вести речь о конкретном герое в системе персонажей романа И.
6. Детство Обломова в романе «Обломов» Гончарова Ивана Александровича: опека родных, резвость и любознательность, привычки, образование.
7. Презентація на тему Роман
8. Дом Гончарова в Твиттере:
9. Презентація на тему Роман
10.
11. Иван Гончаров очень точно и подробно сумел описать портрет главного героя: его внешность, одежду, поведение, характер, отношение к.
12. Образ Обломова стал последним в классической русской литературе отображением «лишнего человека".
13. ; Цель: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.
14. «Обло́мов» — роман, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 год.
15. 1С:Аудиокниги. И.А. Гончаров. Обломов (Jewel) 1С-Паблишинг 3
16. Роман «Обломов», который написал Иван Гончаров, стал одним из ключевых в литературе XIX века, и такое понятие, как «обломовщина», великолепно раскрытое Гончаровым в романе, отразило как нельзя.
17. Портрет Ильи Обломова в романе.
18. Документ — «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой,.
19. Com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с учебой, обмениваются знаниями, опытом и взглядами.
20. Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет уловить основные черты характера героя: внутреннюю мягкость,.
21. Курсовая работа по литературе на тему: Комическое и поэтическое начало в образе И.
22. В доме все идет без участия в этом Обломова, даже старый слуга Захар, который воспитывал его с детства и живет с ним до сих пор, не следит за порядком.
23. Иван Гончаров очень точно и подробно сумел описать портрет главного героя: его внешность, одежду, поведение, характер, отношение.
24. Сочинения по русской литературе, школьные сочинения, готовые домашние задания, гдз, решебники, русская литература, все для школьника, абитуриенту, биографии писателей, биографии поэтов, афоризмы.
25. Русский и литература 865: Вопросы и задания по первой части
26. Характеристика одной из главных героинь романа.
27. Портрет ильи обломова, портрет ильи обломова роман обломов, портрет обломова цитаты, портрет обломова характер.
28. Сборник цитат, статусов, поздравлений, тостов, анекдотов и картинок.
29. В цитатах, которые вы должны были анализировать, необходимо цветом выделять сравниваемые позиции — отношение к учебе, размышление о любви и пр.
30. Петербуржцы примут участие в ролевой игре
31. Кто такой Илья Ильич Обломов (портрет , квартира , интерьер , проблемы,которые вывели героя из душевного.
32. Внешность Обломова не просто подробно описана Иваном Александровичем Гончаровым в его романе.
33. Муниципальное казенное образовательное учреждение Вагинская
34. Презентація на тему Роман
35. RU ::Портреты и интерьеры в романе Гончарова «Обломов» Обломов Гончаров И.
36. Внешность и портрет Обломова в романе «Обломов» Гончарова — Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением русской литературы.
37. Каков исход жизни А. Штольца, героя романа
38. Портрет Андрея Штольца — Портреты героев романа И.
39. Цитатный портрет Ильи Обломова представленный ниже более детально раскроет характер персонажа.
40. У Ильи довольно приятная внешность, на вид он нежен и хрупок.
41. Образ Штольца в романе «Обломов» Гончарова – второй центральный мужской персонаж романа, являющийся по своему характеру антиподом Иль.
42. Поэтический язык Гончарова и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича позволили роману «Обломов» стать одним из шедевров мировой классики.
43. Портрет Обломова говорит о многом в его характере: “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно.
44. Презентация
45. Цитатный портрет Ильи Обломова из рубрики Цитаты.
46. Описании Ильи Ильича, когда Гончаров дает подробный портрет своего героя, нас настораживает потрясающая беспечность, полная безмятежность Обломова.
47. Обломова — Портреты героев романа И.
критических очерков Обломова — eNotes.com
Начать бесплатную пробную версию
Скачать PDF
Цитата страницы
Цитировать
Поделиться ссылкой
Делиться
Последнее обновление: 6 мая 2015 г., редакция eNotes. Количество слов: 1009
«Сон Обломова», который Иван Гончаров назвал увертюрой к полному роману «Обломов », был опубликован в 1849 году. Писателю понадобилось еще десять лет, чтобы закончить всю книгу. Когда он появился в 1859 г., за три года до освобождения крепостных, Обломов имел немедленный и шумный успех. Это был период роста политической активности в феодальной России. Прогрессивные демократические силы проповедовали пробуждение от инерции и застоя, выражали общую надежду на реформы. Хотя Гончаров не преследовал никаких политических целей, его реалистическое изображение русской жизни примерно четырех десятилетий первой половины XIX века открывало глаза тем, кто не хотел видеть опасностей крепостного права и необходимости кардинальных перемен. Гончаров показал, как и почему русское дворянство постепенно приходит в упадок, и доказал необходимость сильных, деятельных вождей, чтобы подняться и принести новую эпоху, в которой будут преодолены лень и косность.
Илья Ильич Обломов, главный герой романа, — продукт и жертва распавшейся русской культуры и примитивного натурального хозяйства. Его жизнь представляет собой страшный процесс духовно-нравственной деградации. Любопытный и подвижный мальчик, он становится жертвой чар Обломовки, своего родового поместья, где работа и скука являются синонимами, а еда и сон имеют значение. Ему не нужно проявлять никакой инициативы, так как сотни слуг всегда на его зове.
К тридцати двум годам он представляет собой инертное и апатичное существо, закутанное в халат и приклеенное к кушетке. Он удаляется от мира и оправдывает свое безделье тем, что готовится к жизни. Его приготовления — не что иное, как суетные мечты, в которых мирное и счастливое детство перемешано с несбыточным будущим без страстей, конфликтов, бурь и требований. Ленивый, некомпетентный, неуклюжий и ни на что не годный Захар дополняет своего хозяина и разделяет его ностальгию по Обломовке. Капризы и образ жизни Обломова нисколько не ненормальны для Захара; они вызывают его уважение и восхищение. Хозяин и его камердинер не могут существовать друг без друга и полностью зависят друг от друга.
Ничто и никто не может разбудить Обломова и привести его к активной и нормальной жизни. Его друг Андрей Штольц не жалеет сил, чтобы Обломов жил во всем лучшем и реализовывал себя как личность. Штольц знакомит Обломова с красивой и жизнерадостной Ольгой Ильинской, которая вносит свежесть и цель в жизнь Обломова. Первоначально увлеченный любовью, Обломов не хочет ни страдать от этого чувства, ни брать на себя какую-либо ответственность за другого человека. Страх изменить свой жизненный уклад побеждает чувство любви и приводит к разлуке. Любовь к Ольге и дружба со Штольцем — испытание способности Обломова вернуться к жизни, но Обломов не выдерживает этого испытания, потому что тиски его лени и меланхолии слишком сильны. В отношениях и характерах Обломова и Штольца Гончаров показывает различия и коллизии старой патриархальной России и новой европейской России. Умный и практичный, Штольц — один из лучших представителей капиталистического течения, которого, по мнению Гончарова, России уже не избежать. Поджарый и мускулистый, Штольц — полная противоположность круглому, мягкому Обломову; Штольц олицетворяет энергию, активность, деловые начинания и прогресс.
В романе нет сложных интриг. В центре внимания оказывается психология человека, постепенно впадающего в апатию, и условия, которые приводят его к такому существованию. Действия в романе тоже мало. Даже природа безмятежна и тиха. Бездеятельность природы сочетается с царящим повсюду бездействием и застоем. Предельно простой сюжет, тематически основанный на бездействии, развивается медленно. Это позволяет читателю отметить детали, которые в противном случае могли бы ускользнуть от внимания. Гончаров мастерски использует каждую деталь, движение, жест и позу, чтобы досконально изобразить всех персонажей. Истинный реалист в своих портретах, Гончаров сочетает конкретные телесные детали с биографическими фактами и описанием внутреннего мира своих персонажей. Гончаров проявляет большой талант укладывать каждого персонажа и каждую сцену в одну вполне развернутую, законченную картину. Монологи, диалоги и многочисленные комические ситуации привносят в роман красочность и легкость.
Между жизнью Гончарова и его творчеством существует тесная связь. Гончаров и его герой Обломов провели детство в провинциальной усадьбе; оба учились в Московском университете; оба работали на госслужбе, и оба пережили разочарование в любви. Гончаров открыто сочувствует своему герою и жалеет его. Он показывает Обломова как порядочного, милого человека, ослабленного неподвластными ему силами. Обломов, при всех его недостатках, умный, честный, правдивый и верный человек, умеющий вызывать любовь и преданность. Он понимает свой личный упадок и его причины, но не имеет ни силы, ни мужества, чтобы что-то с этим поделать. Замену своей Обломовке он находит в доме Пшеницыной, где и проводит всю свою жизнь под материнским оком Агафьи Матвеевны, своей квартирной хозяйки, а затем и жены. Конфликты между мечтой и реальностью, застоем и стремлением, традицией и модернизацией, деревней и городом, настоящей любовью и чувственной терпимостью подкрепляют главную тему романа — пустоту и инертность русского дворянства.
« Обломов » — один из лучших реалистических романов русской литературы и вершина литературной деятельности Гончарова. Это вызвало много споров и вызвало противоречивые интерпретации всех крупных русских литературных критиков. Одни обвиняли Гончарова в злостной клевете на русское дворянство; другие хвалили его за искренность и достоверность. Первую и наиболее известную трактовку Обломова дал Николай Александрович Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» Статья была опубликована в 1859 г., сразу после публикации романа. Добролюбов дает блестящий анализ книги, показывая ее значение как подлинного изображения распада России. «Обломовщина» сразу же вошла в русский язык, обозначая пассивность, праздность, апатию, разгильдяйство, инертность, недисциплинированность.
Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Обломов — Критическая оценка» Критический обзор литературы для студентов
Эд. Лоуренс В. Маццено. eNotes.com, Inc.
2010 eNotes.com
24 ноября 2022 г.
Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.
- Если есть три даты, первая дата является датой оригинала
публикация в традиционной печати. Второе – это дата
публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня
date — дата, когда вы цитируете материал. - Если указаны две даты, дата публикации и появления
онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня
date — дата, когда вы цитируете материал.
См. eNotes без рекламы
Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.
Получите 48 часов бесплатного доступа
Уже зарегистрированы?
Войдите здесь.
Исследовать учебные пособия
мечты
Лэнгстон Хьюз
Тем не менее я встаю
Майя Энджелоу
Удивляться
Р. Дж. Паласио
Декларация Независимости
Томас Джефферсон
выселен
Мэтью Десмонд
Возвращение домой
Яа Гьяси
Между миром и мной
Та-Нехиси Коутс
Я Малала
Малала Юсуфзай
Готов первый игрок
Эрнест Клайн
Рожденный преступлением
Тревор Ноа
Анита Брукнер, автор книги Hotel du Lac
Тайлер Скотт | 1 июля 2022 г. | Обновлено 16 августа 2022 г. | Комментарии (0)
Вы знаете кого-нибудь, кто написал двадцать шесть романов после успешной карьеры профессора и искусствоведа? Или кто получил престижную Букеровскую премию за свой четвертый роман? Все, что верно в отношении британской писательницы Аниты Брукнер (16 июля 19 г. 28 — 10 марта 2016 г.), поэтому мне так нравятся ее книги — она не только обучает, но и развлекает.
Красиво написанные рассказы Брукнер я сравниваю с тонкой вышивкой, и недавно я начала собирать ее книги, так как знаю, что буду перечитывать их с годами.
Удивлен Букеровской премией; плодотворная карьера
Я открыл для себя Аниту Брукнер в 1984 году, когда она получила Букеровскую премию за Hotel du Lac, историю писательницы романов, которая совершает неосторожность и направляется в Швейцарию, чтобы разобраться в себе.
При изучении жизни Брукнер одним из любимых моментов был просмотр клипа BBC с церемонии награждения, где она сидела за столом с другими номинантами, включая Дж.Г. Баллард (чья книга «: Империя Солнца » была одобрена) и Джулиан Барнс.
Когда объявили имя Брукнер, она казалась совершенно ошеломленной, произнесла короткую благодарственную речь и снова села. Многие критики сочли ее книгу недостойной; однако судьи сочли ее прозу звездной, а сюжет ироничным и остроумным. В целом роман был признан «произведением совершенного искусства».
Для того, кто родился в то время, когда о женщинах судили по тому, за кого они вышли замуж и какими матерями они были, она оставила другой след. Брукнер был выдающимся искусствоведом и профессором, который также написал три уважаемых тома о художниках Грезе, Ватто и Давиде.
К этому списку Брукнер добавила более двух десятков романов (примерно римлян и ключ ), многочисленные статьи и электронную книгу, написанную ближе к концу ее жизни.
Она выпускала по роману в год в течение двух десятилетий, получила множество наград, в том числе кавалер Ордена Британской империи (на один уровень ниже рыцарского), и была номинирована на вторую Букеровскую премию за свой роман Следующая большая вещь (2002). (Пожилой мужчина пытается определиться с последними главами своей жизни — стоит ли ему путешествовать? Следует ли ему жениться?)
. . . . . . . . . .
Фото: Тайлер Скотт
. . . . . . . . . .
Молодость и образование
Анита Брукнер родилась в Херн-Хилле, пригороде Лондона, в семье польских еврейских эмигрантов в 1928 году. Семейная фамилия ее родителей, Ньюсон и Мод, изначально была Брукнер. Ее отец решил, что не хочет носить германское имя в эпоху Первой мировой войны, отсюда и изменение.
Ее мать, Мод, была профессиональной классической певицей. Ее отец воевал в Первой мировой войне за Британию. После войны он начал собственное дело, ни одно из которых не увенчалось успехом; в итоге он работал на своего богатого тестя, который владел табачной фабрикой.
Брукнеры жили на вилле с разными родственниками, а также с беженцами, которых они взяли на работу в качестве прислуги. Анита была единственным ребенком. Брак ее родителей был непростым — ее мать считала, что она вышла замуж ниже ее — возможно, поэтому пропущенные сигналы, тоска между полами и статус чужака иностранцев занимают столь видное место в каноне Брукнера.
Несмотря на свои проблемы с бизнесом, ее отец какое-то время держал абонементную библиотеку, знакомя свою маленькую дочь с классическими авторами, такими как Чарльз Диккенс и Герберт Уэллс. С юных лет Анита понимала радость и силу письменного слова.
Анита посещала школу для девочек в Далвиче, затем получила степень бакалавра истории в Королевском колледже Лондона. Ей не нравилось большинство ее курсов, она посещала лекции в соседней Национальной галерее и была в восторге. Лектор заметил ее интерес и предложил ей переключиться на историю искусства, к большому огорчению ее семьи.
Помните, что все это происходило в то время, когда целью женщины было найти подходящего мужа. Но у Аниты Брукнер были другие идеи. Она сменила учебу на историю искусств и несколько лет работала над докторской диссертацией в Сорбонне. Реакция ее родителей на их независимую дочь заключалась в том, чтобы отрезать ее.
Выдающаяся карьера преподавателя истории искусства
Неустрашимая, она продолжила. К 1959 году Брукнер преподавал историю искусств в Редингском университете. В 19В 64 года она поступила в штат Института искусств Курто, где считалась авторитетом в области искусства 18 го и 19 го века. Брукнер, которой очень восхищались ее ученики, стала первой женщиной-профессором искусств Slade в Кембридже.
Когда Брукнер перевалило за пятьдесят, она поняла, что ее жизнь изменилась, без мужа, без детей, и много времени тратила на заботу о своих стареющих родителях. Когда она начала писать художественную литературу в возрасте пятидесяти трех лет, она описала это так, как будто это произошло «в момент печали и отчаяния».
«Моя жизнь, казалось, текла по предсказуемому руслу, и я хотела знать, чем я заслужила такую судьбу», — цитирует ее слова в своем некрологе New York Times . «Я подумал, что если бы я мог написать об этом, то смог бы структурировать свой опыт. Это дало мне ощущение, что я, по крайней мере, контролирую ситуацию. Это было упражнение в самоанализе, и я старался сделать его максимально объективным — никакой жалости к себе и никакого самооправдания. Но что интересно в самоанализе, так это то, что он никуда не ведет — это сама по себе форма искусства».
. . . . . . . . . .
Фото: Тайлер Скотт
. . . . . . . . . .
Известные романы и темы
Ее первый роман Начало жизни, , главным героем которого является одинокий ученый, ищущий новую точку в жизни , , был опубликован в 1981 году. В течение трех лет она получила Букеровскую премию, самую престижную премию Англии в области художественной литературы.
Брукер пишет о женщинах, в основном сильных и интересных, но невезучих в любви. Они все равно продвигаются вперед; обычно объект их привязанностей ниже их, так что, возможно, им будет лучше.
Темы
Брукнера охватывают окопы жизни, pas de deux между полами и внутреннюю жизнь одиночества. У нее не было уютных домашних романов, но ее сравнивали с Джейн Остин и Барбарой Пим (помимо Генри Джеймса).
Джонатан Ярдли, бывший книжный критик журнала The Washington Post (и лауреат Пулитцеровской премии), писал: «Романы Аниты Брукнер — это миниатюры, содержащие в своем коротком пространстве миры чувств, мудрости и сострадания, не говоря уже о тихом, сдержанном остроумии и цельном проза. »
В своей книге «Второе чтение . Возвращение к известным и забытым книгам » (2011) Ярдли говорит, что роман Брукнера « Посмотри на меня » был одним из лучших романов, написанных за последние 25 лет.
Один из отрывков, которые он цитирует в этой книге, описывает одинокого библиотекаря-справочника, работающего в медицинской исследовательской лаборатории. Она дружит с гламурной парой в ущерб себе:
«Меня интересовала… их близость как супружеской пары. Я чувствовал, что именно в этом отношении они находили мое общество необходимым: они выставляли напоказ свой брак со мной, а делились им только друг с другом. Вскоре я научился сохранять на лице приятную уклончивую улыбку, когда они смотрели друг другу в глаза или ласкали друг друга; Я чувствовал себя одиноким и взволнованным. Я был там, потому что какой-то элемент в этом браке был недостаточен, потому что ритуальные демонстрации были необходимы для поддержания уровня возбуждения, который они были слишком самодовольны, возможно, слишком избалованы, даже слишком ленивы, чтобы обеспечить себя, из собственного воображения. Я был нищим на их пиру, убеждая их одним своим присутствием, что они богаче меня. Или на самом деле когда-либо мог надеяться быть им.
Ярдли добавил: «Стиль повествования Брукнер — вдумчивый, размеренный, объяснительный — в ее руках совершенно правильный; одна только ее проза совершенно проста, изысканна. Я почти безоговорочно дорожу ее романами и больше всего дорожу Look at Me ».
Романист, которого часто неправильно понимают
Джулиан Барнс , писатель и друг Брукнера, считает, что критики и пресса, в основном мужчины, неправильно поняли ее работу.
Назвав ее «Скромной Анитой», они решили заклеймить ее как одинокую старую деву, у которой не сложилась жизнь и которая утешала себя тем, что раз в год писала романы в качестве регулярного акта утешения. Они также склонны игнорировать ее блестящую карьеру искусствоведа.
«В ее творчестве часто встречается моральная антитеза, — заметил Барнс, — противопоставление добродетельных, правдивых, благородных и стильных тем, кто богат, честен и небрежен». Он также задавался вопросом, не была бы пресса добрее к Брукнер, если бы она публиковала романы каждые два года, а не каждый год.
По словам Барнса, Брукнер отказался жить жизнью литературной знаменитости. Она не была агрессивной саморекламой; если она шла на раздачу автографов, она была более склонна подписывать несколько экземпляров, а затем уходить до того, как появится слишком много людей.
Ее романы, как правило, короткие, обычно около двухсот страниц. Они вовлекают читателя с первых строк. Мошенничество (1992) начинается так: «Когда Анна Дюррант исчезает, проходят месяцы, прежде чем кто-либо замечает. . . “) И все же ее сюжеты не шаблонны и не депрессивны. Некоторые из ее романов написаны с мужской точки зрения.
. . . . . . . . .
. . . . . . . . .
Наследие Аниты Брукнер
Анита Брукнер была талантливой писательницей, памятником трудолюбию и дисциплине. Она много курила, читала по пять газет в день, писала от руки, а ее любимым романом был « Обломов» Ивана Гончарова, сатирическая повесть о непутевом дворянине.
Ни к какой религии она не принадлежала; она выросла в светской еврейской семье в то время, когда быть еврейкой в Европе было опасно. Стоик, она держала свою личную жизнь при себе. Она призналась, что на протяжении многих лет были предложения руки и сердца, но не самые правильные. Она всегда жалела, что у нее нет детей.
Однажды она сказала о писательстве: «Мне не очень нравится писать художественную литературу; это как быть на конце плохой телефонной линии, но это вызывает привыкание».
Отрывок из Hotel du Lac , возможно, самой известной ее работы:
«Вы ошибаетесь, если думаете, что не можете жить без любви. Я не могу жить без него. Я не имею в виду, что я впадаю в упадок, у меня появляются странные симптомы, я становлюсь карикатурой. Я имею в виду, что я не могу нормально жить без него. Я не могу ни думать, ни действовать, ни говорить, ни писать, ни даже мечтать с какой-либо энергией в отсутствие любви. Я чувствую себя исключенным из мира живых. Я становлюсь холодным, рыбьим, неподвижным. Я взрываюсь. Мое представление об абсолютном счастье состоит в том, чтобы сидеть в жарком саду весь день, читая или пишу, в полной безопасности, зная, что человек, которого я люблю, вернется ко мне домой целым и невредимым вечером. Каждый вечер.»
Чтобы читать Брукнера и получать удовольствие, нужно быть начеку: не читайте ее, когда устали; вам нужно обратить внимание. Предложения составлены мастерски, и она пишет для умных читателей, которым, возможно, еще придется поискать случайное слово в словаре. Ее персонажи могут читать Пруста, думать о Стендале, интересоваться Фрейдом или залезать в постель с Великий Гэтсби . Если персонаж окажется в Париже, он может даже добавить несколько простых французских фраз.
На протяжении многих лет Брукнер называли «повелительницей рока», и однажды ее спросили, любит ли она меланхолию. Она ответила: «Я не думаю, что это меланхолия. Я думаю, это серьезность. Я думаю, что есть разница. Я думаю, что люди боятся серьезности».
Анита Брукнер мирно скончалась во сне весной 2016 года в возрасте восьмидесяти семи лет. Она оставила деньги и картины своим друзьям (у нее даже был эскиз Мане) и поручила своему агенту сохранить все книги, письма и рукописи, законченные или незаконченные, а остальное уничтожить. Она оставила большую часть своего состояния «Врачам без границ», и ее последним желанием после того, как она пожертвовала свое тело науке и кремации, было не устраивать похороны.
Предоставлено Тайлером Скоттом , , который с начала 1980-х пишет эссе и статьи для различных журналов и газет. В 2014 году она опубликовала свой роман «Отличный совет нескольких известных художников ». Она живет в Блэкстоуне, штат Вирджиния, где они с мужем отремонтировали дом эпохи Возрождения королевы Анны и наслаждаются жизнью маленького городка. Ее веб-сайт: Тайлер Скотт | Налейте кофе, пора писать.