Арне якобсен интерьеры: отец современного датского дизайна • Интерьер+Дизайн

Содержание

отец современного датского дизайна • Интерьер+Дизайн

Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902–1971) — автор знаменитых кресел Swan и Egg, стульев Ant и Series 7. Историю дизайна ХХ века невозможно представить себе без его творений: она была бы другой.

По теме: Коллекционный дизайн: кресло Поула Кьерхольма

Энциклопедии называют его отцом современного датского дизайна и ведущим представителем функционализма в архитектуре. Построенные им здания вошли в список национального наследия страны и в Датский культурный канон. Swan и Egg, Ant и Series 7 были спроектированы еще в 1950-е годы и с тех пор никогда не выходили из моды: датская компания Fritz Hansen продает эти стулья и кресла миллионными тиражами. Их запоминающиеся силуэты можно видеть в рекламных роликах и кинофильмах, в домах селебрити и в интерьерах люксовых отелей. Знаменитые дизайнеры и архитекторы регулярно участвуют в проектах по их реинкарнации: придумывают для них новые обивки, ставят на фантазийные ножки или объединяют парами как инь и ян.

Кресла Swan и Egg, 1958, Fritz Hansen.

Стулья Drop, 1958, Fritz Hansen.

Стулья Series 7, 1955, Fritz Hansen.

По легенде, Якобсен проявил себя как радикальный минималист еще в детстве: викторианские цветочные обои на стенах своей комнаты в родительском доме он закрасил белой краской — так они его раздражали. Он рос в благополучной мелкобуржуазной семье в Копенгагене и рано стал проявлять способности к рисованию, хотел стать художником, но отец настоял на более практичной строительной специализации.

Настенные часы, разработанные для компании LK в 1941 году. Сейчас их выпускает компания Rosendahl.

До поступления в 1924 году на архитектурный факультет Королевской академии изящных искусств Якобсен успел сплавать в Нью-Йорк, нанявшись на корабль матросом, поработать каменщиком в Германии и закончить строительный колледж. В 1925 году он участвует в знаменитой парижской выставке Декоративных искусств, давшей название стилю ар деко, и получает серебряную медаль за кресло из ратанга, которое позже назвал в честь этого события Paris Chair.

Светильники AJ Table, 1960, Louis Poulsen.

В Париже огромное впечатление на Якобсена производит модернистский павильон Ле Корбюзье из стекла и бетона L’Esprit Nouveau. Он хочет быть на волне авангардных течений и едет в Берлин знакомиться с творчеством деятелей немецкого Баухауса Вальтера Гроппиуса и Миса ван дер Роэ. Якобсен как губка впитывает и осмысляет эстетику новой архитектуры и сразу начинает проектировать в этом ключе, счастливо избежав увлечения неоклассицизмом или национальными вариантами «артс-энд-крафтс».

Эскиз Дома будущего для выставки в Копенгагенском форуме, 1929.

В 1929-м вместе со своим соратником-архитектором Флеммингом Лассеном Арне Якобсен победил в конкурсе Датской ассоциации архитекторов и ему поручили строить «Дом будущего» на выставке в Копенгагенском форуме. Это был круглый в плане спиралевидный павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. Там был гараж, в котором стоял Додж-кабриолет, вертолетная площадка на крыше с приземлившимся гирокоптером и эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, была конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и кухня для приготовления полуфабрикатов. Мебель была спроектирована из стальных трубок. Якобсен сразу прославился как ультра-современный архитектор. В следующем году он открывает собственное бюро.

Жилой комплекс Беллависта, 1934.

В 1930-е годы он много строит в Копенгагене и окрестных муниципалитетах. Самым масштабным стал проект «Беллависта» севернее Копенгагена — Якобсен обустроил там пляжный резорт, построил многоквартирный жилой комплекс, футуристичную бензоколонку, театр «Бельвю» и модернизировал старый ипподром. Для резорта он проектировал все: киоски, спасательные вышки, кабинки для переодевания, билеты, афиши и униформу для сотрудников. В основе фирменного стиля были бело-голубые полоски. Вскоре «Беллависта» стала самым популярным местом отдыха копенгагенцев. Рядом вырос белоснежный трех- и двухэтажный престижный жилой комплекс с плоскими крышами и ритмично расположенными балконами, спроектированный так, что почти из каждой квартиры открывался вид на море.

Бензоколонка, рядом с Беллавистой, 1934.

Его постройки тогда воспринимались как слишком радикальные. И вызывали протесты не только у обывателей, но и среди критиков. В «Беллависте» местное население не дало построить центральный элемент парка — вышку с вращающимся рестораном наверху. По поводу скромного дома Стеллинга, который Якобсен, как оценивают современные специалисты, идеально вписал в историческую застройку площади Старого рынка в Копенгагене, газеты возмущенно требовали навсегда отнять у него диплом архитектора. А к грандиозному зданию муниципалитета в Орхусе под давлением общественности пришлось пристроить традиционную башню с часами — без нее ратуша напоминала рассерженным горожанам заводской цех. Сегодня муниципалитет в Орхусе вошел в Датский кульутрный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, официально признанных неотъемлемой частью датской культуры. Дом Стеллинга, как и завершенный к 1942 году муниципалитет в Сёллерёде, и многие другие постройки Якобсена, вошел в список зданий, охраняемых государством.

Во время Второй мировой войны Дания была оккупирована. В сентябре 1943-го стало известно, что готовится депортация всех датских евреев в лагеря смерти. За 72 часа датчане спасли почти всех: 7200 человек под покровом темноты были переправлены на рыбацких лодках в Швецию. Такси, кареты скорой помощи свозили людей на берег, где их ждали рыбаки. Среди спасенных был и Якобсен. В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но за всю свою жизнь он никогда не сидел без дела. Он занялся дизайном тканей и обоев. Кроме элегантных геометрических орнаментов Якобсен создавал и живописные цветочные композиции: в них отразилось его увлечение ботаникой. Сегодня обои по некоторым из созданных в годы изгнания эскизам выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.

Обои Trapez, Boras Tapeter.

 

 

Обои Arne, Boras Tapeter.

Обои Ypsilon, Boras Tapeter.

Обои Vertigo, Boras Tapeter.

Вернувшись в 1945-м на родину, Якобсен с головой окунается в работу, по которой соскучился за годы вынужденного простоя. Сначала это незамысловатое многоквартирное жилье — после войны в нем была острая нехватка, строить нужно было быстро и дешево. Но вскоре он уже вновь возвращается к экспериментальным и авангардным формам. Рядом с «Беллавистой» в конце 1940-х, начале 1950-х вырастает комплекс Søholm — необычный ансамбль террасных таунхаусов из желтого кирпича. В одном из них архитектор жил с 1951-го до самой своей смерти в 1971-м. Он пристроил к дому студию, в которой и работал. Чтобы не затенять рабочее пространство, вместо деревьев на участке разбил красивый цветник с более чем 300 видами растений, за которыми ухаживал с наслаждением. Сегодня этот таунхаус, полностью отреставрированный, сдается в аренду с условием, что жильцы будут несколько раз в год пускать внутрь посетителей и показывать им бывшее жилище легендарного архитектора.

Городская ратуша Орхуса, возведена в 1941 году по проекту Арне Якобсена и Эрика Мёллера.

В 1957-м Якобсен построил абсолютно новаторскую для того времени школу Munkegaard в Гентофте. Это был целый комплекс, рассчитанный на тысячу детей, при этом спроектирован он был так, что у преподавателей и учеников сохранялось ощущение уютной камерности классов. Якобсен выстроил гипподамову сетку из вытянутых одноэтажных домиков, образующих квадратные внутренние дворы-патио. Стены, обращенные во дворики, были полностью стеклянными. Между зданиями были стеклянные коридоры-переходы. Площадка для спорта и всеобщих собраний находилась ниже уровня земли. Лабораторные кабинеты и администрация — в отдельных корпусах. Школа — памятник архитектуры, и когда уже в XXI веке встал вопрос ее реконструкции и адаптации под современные учебные процессы, для этого никак не удавалось найти подходящих подрядчиков. Наконец, в 2008-м архитектурное бюро Dorte Mandrup Architects сумело бережно реконструировать и расширить уникальный учебный комплекс.

Колледж St. Catherine, Оксфорд, 1962.

Арне Якобсен почти никогда не ограничивался только архитектурой зданий: он рассматривал свои постройки как единое, не делимое на разрозненные составляющие произведение, в котором автор отвечает за всё: от мелких деталей в декоре интерьера до материалов, которыми облицованы фасады. Он подбирал текстиль, проектировал мебель, светильники, придумывал отделку стен, пола и потолков.

Светильники AJ Wall, 1960, Louis Poulsen.

Мебель, созданная для конкретного проекта, часто оказывалась настолько удачной, что ее рано или поздно запускали в самостоятельное производство. Так, диван Mayor Sofa, спроектированный еще для здания муниципалитета в Сёллерёде, сегодня с успехом выпускает компания &tradition.

Столовые приборы, 1958, Georg Jensen.

Столовые приборы, 1958, Georg Jensen. ​ ​

Посуда Cylinda, 1967, Stelton.

Стулья Mosquito и Tongue из школы Munkegaard делает Howe, а кресла Oxford из колледжа St. Catherine — Fritz Hansen. Пригодился даже типографский шрифт, специально придуманный Якобсеном для табличек в муниципалитете Орхуса: датская студия Design Letters использует его в качестве декора посуды, постельного белья и всевозможных предметов интерьера.

Стулья Series 7, 1955, Fritz Hansen.

Легендарный стул «Муравей» — Ant — из формованной под давлением фанеры в 1951-м был придуман для кафетерия фармацевтической компании Novo Nordisk. Якобсен тогда восхищался опытами с фанерой супругов Имз и пытался «пойти по их стопам», часами и днями ставя эксперименты. Через пару лет он спроектировал еще более успешные стулья «седьмой серии» — Serie 7, которые теперь миллионными тиражами продает Fritz Hansen.

Комната 606 в The Radisson Blu Royal Hotel.

Но больше всего икон дизайна родилось в результате создания отеля SAS Royal Hotel в 1956—1960 гг. (теперь он называется The Radisson Blu Royal Hotel). По сути, это был первый в мире дизайнерский отель, потому что авторским здесь было всё — от архитектуры («две сигаретные пачки, поставленные перпендикулярно друг другу») до дверных ручек, смесителей и пепельниц, которые сразу же появились среди фирменных бортовых сувениров авиакомпании SAS (ей первоначально и принадлежала гостиница). В лобби отеля, где стояли ставшие классикой дизайна кресла Egg, Swan и Drop, можно было зарегистрироваться на рейс, шаттл доставлял постояльцев до аэропорта за 20 минут.

Кресло Egg, 1958, Fritz Hansen.

Знаменитые кресла смотрятся как скульптуры, потому что именно как скульптуры они и создавались: Якобсен лепил многочисленные прототипы из глины, и лишь после того, как идеальная форма была найдена, фабрика Fritz Hansen воссоздавала их из пластика, армированного стекловолокном. Кроме того, для отеля были спроектированы прекрасные в своем лаконизме светильники, которые теперь выпускает Louis Poulsen под названием AJ, и уникальные посеребренные столовые приборы, больше похожие на арт-объекты, чем на приспособления для приема пищи. Неслучайно они сразу попали в коллекцию нью-йоркского музея современного искусства MoMA. Реплику выпускает датская фирма Georg Jensen.

К сожалению, когда отель сменил владельцев и стал сетевым, его подогнали под общие корпоративные стандарты. Всё авторское заменили на обычное. Только номер 606 оставили в том виде, в каком его задумал Арне Якобсен — с деревянными панелями по стенам, встроенной мебелью и креслами Egg и Swan в ярко-голубой обивке. Причем «музейный номер» можно бронировать.

Свой последний проект — Национальный банк Дании — Арне Якобсен начал в 1966-м, но завершить не успел, это за него сделали его ученики, архитекторы бюро Dissing+Weitling. Мраморный холл здания с прекрасной скульптурной лестницей получился торжественным, словно собор, и считается одним из самых красивых общественных интерьеров в Копенгагене.

Арне Якобсен: яркость скандинавского дизайна

06.04.2022

584 Просмотра ,
0 Комментариев

Арне Якобсен – датский архитектор и дизайнер. В своих проектах он всегда стремился к совершенству и продумывал каждую деталь. Якобсен считается одним из самых ярких представителей

скандинавского дизайна 20 века.

Творческое становление

Свою профессиональную карьеру Арне начал простым каменщиком. А завершил свое становление в профессии путешествием по Германии. На творческий метод Якобсена повлияли работы выдающихся модернистов.

Во время Второй мировой войны Арне Якобсену и сотрудникам его бюро было запрещено работать. Только в 1945 году он снова смог заниматься дизайном и архитектурой.

Работы Якобсена для своего времени считались слишком радикальными и воспринимались весьма критически. Некоторые проекты ему так и не удалось завершить.

Комплексный подход

В работе дизайнера всегда отмечался комплексный подход. Он создавал проекты от начали и до конца, продумывая каждую деталь от фундамента здания и до предметов сервировки. Абсолютно все должно было подчиняться общей концепции.

Благодаря такому подходу к работе в 1956 году появился первый в мире дизайнерский отель SAS Royal Hotel (сейчас он называется Radisson Blu Royal Hotel). В нем все предметы были созданы мастером. Реализация проекта подарила миру множество вещей, без которых невозможно представить современную индустрию дизайна.

После смены владельца отель стал сетевым, множество предметов было потеряно. Но, к счастью, несколько лет назад в отеле провели реконструкцию и многие дизайнерские задумки были восстановлены.

Нестандартный подход

Создавая свои работы, Арне становился скульптором. Он своими руками лепил из глины первые версии кресла Egg. Мастер создавал прототипы снова и снова, пока не получал нужный идеальный вариант. Технические сложности никогда не останавливали Якобсена, дизайнер всегда искал новые решения воплощения своих идей.

Иконы дизайна

За годы творчества Якобсен создал множество культовых предметов, которые повлияли на развитие дизайна. Арне стал основоположником стиля «датский функционализм». Все проекты удобны в использовании, без лишнего украшательства. Каждая деталь дизайнерских объектов проработана до мелочей.

Предметы, созданные Арне Якобсеном, постоянно используют на съемочных площадках и во время фотосессий. Столовые приборы, изготовленные по проекту Якобсена, можно увидеть в фильме Стэнли Кубрика «2001 год: космическая одиссея».

Популярное
Обсуждаемое

Удобная кухня — это просто

263714 Просмотров
0 Комментариев

Мебель из МДФ или ДСП. Что лучше?

138755 Просмотров
0 Комментариев

«Теплый пол» без горячей воды и электричества в частном доме: секреты наших предков

130930 Просмотров
0 Комментариев

Механизмы трансформации диванов. Какие они бывают и чем отличаются?

94832 Просмотра
0 Комментариев

Ламинат на стене в интерьере

64913 Просмотров
0 Комментариев

Биография — Арне Якобсен Дизайн

Life

Фантастические идеи и бескомпромиссный подход к архитектуре и дизайну характеризуют жизнь и творчество Арне Якобсена.

БИОГРАФИЯ

В течение шести десятилетий Арне Якобсен был в авангарде датской архитектуры и дизайна.

Работая одновременно архитектором, дизайнером мебели, промышленным дизайнером и ландшафтным архитектором, он внес вклад в мир дизайна, который сегодня остается таким же значимым, как и при его жизни.

Немногие датские архитекторы так широко известны и почитаемы как в Дании, так и во всем мире, как Арне Якобсен (1902–1971). За шесть десятилетий он оставил свой след в мире архитектуры и дизайна и заслужил свое место в качестве одной из самых значительных фигур в истории датского дизайна.

В своей работе Арне Якобсен часто опережал свое время. Обладая талантом находить и внедрять новые решения, он неоднократно демонстрировал острую способность предвидеть будущие тенденции и разработки. Со временем его имя стало олицетворением простых, культовых форм и сочетания эстетики и функциональности.

Одной из характерных черт творчества Арне Якобсена является сочетание архитектуры и дизайна. В таких проектах, как SAS Royal Hotel (1960 г.) и Колледж Святой Екатерины в Оксфорде (1964 г. ), он не только создал архитектуру, но и спроектировал каждую деталь интерьера, сделав каждый проект gesamtkunstwerk , общей работой искусство. Из мастерской Арне Якобсена текла мебель, лампы, узоры, часы, столовые приборы и изделия из стекла, которые были как независимым дизайном, так и частью целостного выражения, к которому стремился Арне Якобсен.

Арне Якобсен за мольбертом.
Фото: Дизайн Арне Якобсена.

Арне и Мари Якобсен. Фото: Дизайн Арне Якобсена.

Молодой Арне Якобсен

В молодости Арне Якобсен мечтал стать художником. Однако, когда его отец выступил против этой идеи, Арне Якобсен вместо этого решил поступить в Королевскую датскую академию изящных искусств, Школу архитектуры в 1924 году. Именно здесь он создал свои первые проекты мебели. На протяжении всей жизни кисть, ручка и фотоаппарат играли важную роль для Арне Якобсена и оставались важными инструментами в его творческом процессе.

В 1927 году Арне Якобсен женился на Мари Йелструп Хольм. Вместе у них родились сыновья Йохан и Нильс. В 1930-е годы Арне и Мари совершили несколько поездок по Европе. В акварелях и экспериментальных фотографиях он придавал своим идеям визуальную форму и запечатлевал впечатления от окружающего мира. Детали новых и старых произведений архитектуры, изобилие и разнообразие природы были для него богатым источником очарования и вдохновения. Вдохновение от дикой природы наиболее заметно в текстильных узорах, которые он создал в 19 веке.40-х годов, но многие из его дизайнов мебели также демонстрируют влияние природы в их свободных, органических формах.

Рисунок Арне Якобсена и Флемминга Лассена «Дом будущего». Во внутреннем дворике плетеное кресло Арне Якобсена. Фото: Королевская датская библиотека – Датская национальная художественная библиотека

Модернист

Интерес Арне Якобсена к миру был важной движущей силой его творческого процесса. В начале своей карьеры он участвовал в распространении модернизма в Дании и формировании особого выражения датского функционализма, которое сочетало новые архитектурные и дизайнерские идеи с датскими ремесленными традициями и пониманием качеств материалов. Около 1930, это проявилось в таких архитектурных произведениях, как «Дом будущего» (совместно с Флеммингом Лассеном, 1929 г.), жилой комплекс «Беллависта» (1934 г.), театр «Бельвю» (1936 г.), корпоративные помещения Ново-терапевтической лаборатории (1937 г.) и малярный цех «Стеллинг». Дом (1937).

Несколько лет спустя, в 1942 году, Арне Якобсен построил не менее двух ратушей: ратушу Орхуса в сотрудничестве с Эриком Мёллером и ратушу Соллерода (сегодня: ратуша Рудерсдала) в сотрудничестве с Флеммингом Лассеном. В обоих зданиях архитекторы создали всеобъемлющий тотальный дизайн интерьера, в котором преобладают мягкие формы с использованием дерева, латуни и кожи в качестве основных материалов. Они разработали всю мебель, светильники, сантехнику и другие детали, вплоть до кнопок лифта и специального шрифта для каждого дома.

Мэрия Орхуса. Фото: Юкио Йошимура.

В начале своей карьеры он участвовал в распространении модернизма в Дании и формировании особого выражения датского функционализма, сочетающего новые архитектурные и дизайнерские идеи с датскими ремесленными традициями и пониманием качества материалов.

Арне и Йонна. Фото: Дизайн Арне Якобсена.

Шведское изгнание

Арне Якобсен познакомился с Йонной Якобсен (урожденная Мёллер) (1908–1995) во время работы над ратушей Соллерода (1942). Как обученный текстильный печатник, она отвечала за производство текстиля для ратуши. Они поженились в 1943 году. Йонна и Арне Якобсен были не просто мужем и женой, но также имели профессиональное и творческое партнерство, поскольку Йонна помогала Арне превратить его ботанические исследования и акварели в дизайн текстильных узоров. Как и многим другим датчанам еврейского происхождения, Арне Якобсену пришлось бежать из Дании в 1943 году и отправиться в изгнание в Швецию. Здесь его текстильные модели были запущены в производство, когда они начали сотрудничество со шведским универмагом Nordiska Kompaniet.

Кейсеркроне (Императорская корона), ок. 1948 г. Фото: Дизайн Арне Якобсена.

Вдохновение от дикой природы наиболее заметно в узорах на текстиле, которые он создавал в 1940-х годах, но многие из его дизайнов мебели также демонстрируют влияние природы в их свободных, органических формах.

Арне Якобсен фотографирует в своем саду. Фото: Aage Strüwing © Jørgen Strüwing.

Страсть к ботанике

Арне Якобсен всю жизнь страстно увлекался ботаникой, а его частный сад служил и убежищем, и лабораторией. В Strandvejen 413, где он жил и имел свою мастерскую с 1951, он создал густонаселенный ботанический сад с более чем 300 различными видами растений. Здесь он провел бессчетное количество часов, ухаживая за растениями и изучая их внешний вид. Его исследования растений были важным источником вдохновения, и он часто брал с собой ручку и кисть или камеру, чтобы документировать цвета, текстуры, формы и узоры.

Выраженная чувствительность Арне Якобсена к окружающему ландшафту отразилась в его архитектурных произведениях. Для частных клиентов он создал подробные планы садов, а некоторые из его крупных общественных проектов также включали художественные садовые и ландшафтные дизайны. Такие проекты, как школа Мункегора (1957) и Колледж Святой Екатерины в Оксфорде ясно отражают стремление Арне Якобсена обрамить богатое разнообразие природы всеобъемлющими линиями, фигурами и узорами и создать тесное взаимодействие архитектуры и природы.

Собственные фотографии Арне Якобсена из сада по адресу Strandvejen 413 в жилом комплексе Søholm.
Фото: Арне Якобсен. Оригинал находится в Датской королевской библиотеке — Датской национальной художественной библиотеке.

Жилой комплекс Søholm в Strandvejen к северу от Копенгагена, где сам Арне Якобсен жил с 1951. Фото: Андерс Суне Берг / Realdania By & Byg.

Международный прорыв

После Второй мировой войны Арне Якобсен сделал себе имя как в Дании, так и во всем мире, во многом благодаря таким проектам, как жилой комплекс Søholm (1951) и школа Munkegaard с их желтыми кирпичная кладка, косые линии и инновационные планы земли. С ратушей Родовре (1955 г.) и отелем SAS Royal Hotel Арне Якобсен представил архитектуру, более ориентированную на международный уровень, для которой характерны такие материалы, как сталь, стекло и алюминий. Сочетая новую рациональную эстетику с классическими живыми материалами, его архитектура сохранила человечность, несмотря на ее строгое выражение. В ратуше Родовре он сочетал светлые стеклянные фасады с торцевыми стенами, облицованными натуральным мрамором Solvåg, а интерьеры отеля SAS Royal Hotel приветствовали своих гостей богатством материалов, форм и цветов, которые смягчили напряженную строгость архитектуры.

В 1964 году Арне Якобсен завершил свой первый крупный проект за границей: Колледж Святой Екатерины в Оксфорде. Успешное воплощение Арне Якобсеном исторических традиций Оксфордских колледжей — английской университетской среды, сочетающей лекционные залы и студенческие классы, некоторые из которых со зданиями, построенными в 13 веке, — в архитектурном решении, основанном на современных идеалах, и кропотливо выполненной комплексной программе проектирования делает Колледж Святой Екатерины одним из главных произведений Арне Якобсена.

Отель SAS Royal, 1960 год. Фото: Aage Strüwing © Jørgen Strüwing.

Сочетая новую рациональную эстетику с классическими живыми материалами, его архитектура сохранила человеческое ощущение, несмотря на ее строгое выражение.

Комната в отеле SAS Royal перед открытием в 1960 году. Фото: Арне Якобсен. Оригинал находится в Датской королевской библиотеке — Датской национальной художественной библиотеке.

Дизайнер мебели

В 1950-х годах Арне Якобсен добился большого успеха в качестве дизайнера мебели. Вместе с производителем мебели Фрицем Хансеном в 1952 он разработал Ant, складной стул с сиденьем и спинкой, отформованными из цельного листа фанеры. Стул ознаменовал собой технический и стилистический прорыв. Арне Якобсен использовал глину и гипс при разработке уникальной формы, и техническим специалистам Фрица Хансена понадобился год, чтобы преодолеть технические трудности. Стулья Swan и Egg были представлены в 1958 году, за два года до того, как они стали известны как часть интерьера отеля SAS Royal. Здесь Арне Якобсен также использовал современные технологии для создания совершенно нового типа стула, сформированного в ходе свободного художественного процесса.

Арне Якобсен в яйце. Фото: Эрик Петерсен / Ritzau Scanpix

Используя потенциал сборного и серийного производства, он решил создать функциональный, красивый и более доступный дизайн.

Последние годы

Арне Якобсен никогда не переставал развиваться. Используя потенциал сборного и серийного производства, он решил создать функциональный, красивый и более доступный дизайн. Создавая свою серию посуды Cylinda Line (1967), Арне Якобсен первоначально использовал стандартные стальные трубы, пытаясь разработать серию, которая могла бы конкурировать с более традиционной, но очень дорогой полой серебряной посудой. В течение 1960-х годов он создал несколько дизайнов, основанных на понятии идентичных, часто геометрических базовых модулей, которые можно было комбинировать различными способами и, таким образом, адаптировать к индивидуальному пользователю. Примеры включают стандартный дом Kubeflex (1970 г.) и серию кранов и аксессуаров VOLA (1969 г.). В 1960-х годах это была новая концепция, которую Арне Якобсен, к сожалению, не смог полностью реализовать перед своей смертью в возрасте 69 лет. , 24 марта 1971 года в своем доме на Страндвеен 413. 

На момент своей смерти Арне Якобсен работал над рядом крупных проектов как в Дании, так и за рубежом. Арне Якобсен смог увидеть завершение первой очереди Национального банка Дании в 1971 году, а в течение 1970-х годов его партнеры Ханс Диссинг (1926-1998) и Отто Вейтлинг (р. 1930) реализовали ряд запланированных проектов. который продолжил фирму Арне Якобсена под названием Dissing+Weitling.

Национальный банк Дании. Фото: Dissing+Weitling.

Сочетание функциональности, мастерства и эстетического качества, которое характеризует работы Арне Якобсена, продолжает влиять на нашу повседневную жизнь и проявляется во всем обществе: в городском пространстве, на рабочем месте и в наших домах.

Арне Якобсен поместил Данию на карту мира. Его вклад в архитектуру, дизайн и искусство оказал огромное влияние на его собственное время, и его влияние на последующие поколения остается не менее значительным. Сочетание функциональности, мастерства и эстетического качества, которое характеризует работу Арне Якобсена, продолжает влиять на нашу повседневную жизнь и проявляется во всем обществе: в городском пространстве, на рабочем месте и в наших домах. Повсюду мы продолжаем сталкиваться с архитектурой и дизайном, которые являются наследием Арне Якобсена для будущих поколений.

 

Источники: Архив дизайна Арне Якобсена. / Рисунки Арне Якобсена. Собрание архитектурных рисунков, Королевская библиотека – Датская художественная библиотека. / Альбомы Арне Якобсена. Королевская библиотека – Датская художественная библиотека. / Шеридан, М. (2003). Комната 606: Дом SAS и работа Арне Якобсена. Лондон: Phaidon Press / Стенум Поулсен, К., Скааруп Ларсен, А., и Стаунзагер, С. (2020). Арне Якобсен – Проектирование Дании. Колдинг: Трафолт. / Тау, К., и Виндум, К. (1998). Арне Якобсен. Копенгаген: Датская архитектурная пресса. / Тойнер, П. Э., и Виндум, К. (1994). Арне Якобсен: архитектор и дизайнер. Копенгаген: Датский центр дизайна.

Арне Якобсен фотографирует в Бельвю к северу от Копенгагена. Фото: Тейт Вейландт.

ВРЕМЕННАЯ ЛИНИЯ

См. временную шкалу

См. временную шкалу

АРНЕ ЯКОБСЕН

1902-1971
Провидец дизайна и создатель стульев Egg™, Swan™, Series 7™ и Drop™, а также других культовых предметов мебели.

Мятежник АРНЕ ЯКОБСЕН

Говорят, что в детстве, выросшем в Копенгагене, Арне Якобсен закрасил викторианские обои в своей спальне. Но юный Арне не покрывал свои стены типичными детскими рисунками и не красил богато украшенные обои в мальчишеский синий цвет. Вместо этого он решил покрасить свою комнату полностью в белый цвет. Его решение сегодня может показаться банальным, но в начале ХХ века белые стены еще не были в моде. С самого начала Арне Якобсен опередил свое время.

На протяжении более половины 20-го века идеи Арне Якобсена формировали ландшафт датского дизайна, распространяясь из Скандинавии и оказывая влияние на архитекторов и дизайнеров по всему миру. Он руководил проектами, начиная от сложных зданий, таких как Национальный банк Дании, и заканчивая скромными начинаниями, включая разработку чайной ложки для своего набора столовых приборов.

Работая с относительно небольшим штатом студии, движимым неутолимым желанием творить, Якобсен сосредоточился на своем творческом процессе, уделяя особое внимание деталям. Он воплотил свои идеи в жизнь с помощью тщательно нарисованных вручную акварельных эскизов. В любой год Якобсену удавалось спроектировать то, что другие могли бы произвести за пять.

МУЖЧИНА

Арне Якобсен был известным трудным человеком, саркастичным и требовательным, и даже требовал, чтобы его собственные сотрудники работали круглосуточно, а не заботились о своих семьях. Дома он расставлял чашки и стаканы аккуратными рядами и следил за тем, чтобы детские игрушки не попадались на глаза. Во время ремонта он велел своей семье часами держать рамки для фотографий, чтобы убедиться, что окончательная композиция была правильной.

Тем не менее, несмотря на свои особенности, Якобсен был разносторонним человеком, который любил рисовать, изучать природу и ухаживать за саженцами. У него было теплое, самоуничижительное чувство юмора, которое проявлялось в его нарисованных от руки рождественских открытках близким друзьям или в его тщательно обдуманных заявлениях на темы, близкие его сердцу. В детстве он любил играть в клоуна и во взрослой жизни продолжал свои детские выходки — однажды надел выдолбленную дыню вместо шляпы.

Часто Якобсен пытался сбежать от того, что он помог создать: «Я задыхаюсь от эстетики», — говорил он наедине, когда даже пирожные, которые он ел, должны были выглядеть так же хорошо, как и на вкус. Поэтому неудивительно, что он часто искал радости и утешения там, где правили антидизайн и антиэстетика. Его наследие — как новаторского и бескомпромиссного дизайнера-модерниста и любящего природу, приветливого семьянина — отражает его сложный характер.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Арне Якобсен не считался интеллектуалом или аналитиком в традиционном смысле этого слова. Его дизайнерский язык стал легендарным в отрасли благодаря таким выражениям, как «как можно тоньше и никогда не посередине» и «сегодня мы должны сделать действительно низкий/круглый проект». Якобсен также спрашивал, как объекты «вели себя» — олицетворяя созданные им произведения.

THE EGG™, 1958

Арне Якобсен спроектировал кресло Egg для вестибюля и приемных отеля SAS Royal в Копенгагене.

БЕЛЛА ВИСТА, 1934

Жилой комплекс Белла Виста был построен Арне Якобсеном между 1931 и 1934 годами. Название связано с виллой, которая ранее стояла на этом месте.

ПРАКТИКА ЯКОБСЕНА

Арне Якобсен редко знал, куда его идеи приведут. Его, казалось бы, легкий подход к дизайну в сочетании с его острым чувством меры и редким талантом к форме привели его к созданию предметов непреходящей красоты. Тем не менее, его интуитивный процесс заставлял других воспринимать его как неуверенного и неуверенного в себе человека. Вместо этого он работал органично, раздвигая границы возможного по мере развития своих идей.

НЕПРЕРЫВНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Якобсен неустанно работал над своими проектами. Форма, технология и материалы тщательно продумывались на каждом этапе и давали ему основу, на которой он мог развивать свои идеи.