Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Римский Пантеон — «храм во имя всех богов». Пантеон интерьер


Пантеон или Храм Всех Богов, Рим (Pantheon, Rome): spratto

Первое здание Пантеона было построено еще в 27 году до н.э консулом Марком Агриппой, а название здания в переводе с древнегреческого языка означает "Храм Всех Богов". В те времена внутри здания были размещены статуи обожествленного Цезаря и наиболее почитаемых римских богов - Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна, которым поклонялись римляне. Во время пожара, произошедшего в 80 г. н. э,. храм был уничтожен огнём. Позже его восстановил император Домициан, но в 110 г. н.э. храм снова сгорел.

Около 118-125 гг. н.э. при императоре Адриане здание Пантеона восстановили, а вернее, отстроили заново, при этом, на удивление, было сохранено имя его первоначального  основателя, о чем свидетельствует надпись на латинском языке - «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э., совершенно не повлиявшая на внешний облик храма.

План древнего Пантеона

Совершенство сооружения предполагает, что величайший архитектор того времени Аполлодор Дамасский, создатель форума Траяна в Риме, принимал участие в его восстановлении, кстати, впоследствии казнённый тем же Адрианом за его критические высказывания в адрес архитектурных проектов самого Адриана. Поклонник греческой культуры, император и сам активно работал как архитектор, не забывая при этом прославлять самого себя триумфальными арками и статуями в построенных им храмах. Не отличаясь особой скромностью, он установил свою статую в достроенном им храме Зевса в Афинах, позолоченную статую в Эпидавре, а в Риме воздвиг гигантский конный монумент (по свидетельству Диона Кассия, сквозь глаз лошади в нем мог пройти человек). Также Адриан построил для себя обширные виллы вокруг Рима и огромную усыпальницу на берегу Тибра, дошедшую до наших дней как знаменитый замок св. Ангела.

Но вернёмся к Пантеону и, прежде чем продолжить его историю, кратко о самом здании. Цилиндрическое здание со стенами в шесть метром толщиной, отлитыми из бетона, венчает огромнейший купол диаметром 43 метра - вершина инженерного искусства и непревзойденный по своим размерам вплоть до XIX-го века. Лишь купол собора Святого Петра имеет почти равный диаметр - 42,6 метра, а знаменитый купол флорентийского собора всего 42 м., да и то, строившийся с большими проблемами в течении 16 лет! Внутренняя поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления предназначены для того, чтобы уменьшить тяжесть свода и обезопасить купол от разрушения. Учёные подсчитали, что приблизительный вес купола составляет около пяти тысяч тонн. С увеличением высоты свода толщина его стен уменьшается и у основания окна, расположенному по центру купола, она составляет всего 1,5 метра.

Потолок Пантеона

Отверстие диаметром 9 метров олицетворяет глаз в небо. Это единственный источник света и воздуха в здании. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым, можно ощутить себя божественным творением, готовым вознестись на небеса. Кстати, обнаружилось, что ровно в полдень мартовского равноденствия солнце освещает вход в римский Пантеон. Подобный эффект наблюдается также 21 апреля, когда древние римляне отмечали годовщину основания города. В это время солнце падает на металлическую решетку над дверным проемом, наполняя светом двор с колоннадой. Построенный по приказу Адриана, большого любителя световых эффектов, солнце как будто приглашало императора войти в Пантеон, подтверждая его божественный статус. Солнечные лучи, проникающие в храм через отверстие в куполе, также отмечали дни и часы.

Наружная стена храма изначально была покрыта мрамором, который, увы, не сохранился. Кое-какие фрагменты мраморного декора можно увдеть в Британском музее.

Вход в Пантеон украшает величественный портик с треугольным фронтоном некогда увенчанный бронзовой квадригой, впоследствии утерянной навсегда.

Пантеон16

Трехрядная колоннада состоит из шестнадцать коринфских колонн из розового и серого гранита охватом полтора метра, высотой 12 метров и весом в 60 тонн. Их высекали в восточных горах Египта, затем 100 км по брёвнам катили к Нилу, и уже через Александрию доставляли в Остию - морской порт Рима. Изначально все передние восемь колонн крыльца были из серое мрамора, и только внутренние четыре из розового. В XVII-м веке три угловые колонны рухнули, их заменили две колонны взятые из терм Нерона и колонна из виллы Домициана. В те давние времена к портику вела короткая лестница со временем ушедшая глубоко под землю.

Пантеон_3

С падением Римской империи судьба у Пантеона оказалась не самой простой. В самом начале V-го века Пантеон был закрыт, заброшен, а затем и вовсе разграблен вестготами.

В 608 году византийский император Фока передаёт здание римскому папе Бонифацию IV-му, и 13 мая 609 года Пантеон был освящён как христианская церковь Святой Девы Марии и Мучеников. Этот же папа повелел собрать с римских кладбищ христианских мучеников и разместить их останки в церкви, отчего у неё появилось такое название. До того времени все христианские церкви находились по окраинам города, и тот факт, что главный языческий храм, расположенный в самом центре города стал христианским, означало доминирующее значение христианской религии в Риме.

Пантеон_1

Последующие годы и века вносили порой негативные коррективы в облик Пантеона. За период с VII-го и по XIV-й век Пантеон многократно страдал и стараниями власть имущими ему было нанесено много вреда. Покрывавшие купол позолоченные бронзовые листы были сняты по приказу византийского императора Константа II-го во время его посещения Рима в 655 году, а корабли, на которых их перевозили в Константинополь, разграбили сарацинские пираты у берегов Сицилии. В 733 году по распоряжению папы Григория III-го купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона была пристроена колокольня в романском стиле, придавшая зданию несуразный вид. На протяжении всех нововведений были утеряны скульптуры, украшавшие фасад здания.

Пантеон с первой колокольней

С 1378 и по 1417 год, во время проживания пап в Авиньоне, Пантеон выступил в роли крепости в борьбе между могущественными римскими семьями Колонна и Орсини. С возвращением папства в Рим при папе Мартине V-м началось восстановление храма и очищение от прилепленных к нему лачуг. В 1563 году при папе Пии IV-м была восстановлена бронзовая дверь, украденная армией вандалов во время нападения и разграбления Рима в 455 году.

Дверь Пантеона

В XVII-м веке по указу папы Урбана VIII-го Барберини была снесена колокольня, также по его распоряжению были сняты бронзовые покрытия портика, которые пошли на отлив пушек для замка Сант Анджело и изготовление винтовых колонн для балдахина в соборе Св. Петра. Этот акт вандализма отразила поговорка придуманная жителями Рима обыгравшим фамилию папы:  «Quod non Barbari Fecerunt Barberini"  - "Что не сделали варвары, сделал Барберини". Провальный архитектурный проект этого же папы, в виде двух небольших колоколен по краям фронтона Пантеона порученный осуществить Бернини, получил непочтительное название "ослиные уши Бернини". В конце-концов, в 1883 году это нелепое творение было снесено.

Фердинандо Партини. Вид на Пантеон. 1794 г.Впоследствии римский Пантеон превратился в национальный мавзолей Италии. Его последним пристанищем стали такие выдающиеся личности, как архитектор Бальдасаре Перуцци, художник Аннибале Карраччи, короли Виктор Эммануил II-й и Умберто I-й, а также великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти.

Гробница короля Умберта I-го.

Пантеон. Могила Умберто I-го

Известно, что выдающийся художник был похоронен в Пантеоне. 14 сентября 1833 года с разрешения римского папы была вскрыта плита под статуей Мадонны, чтобы удостовериться в факте захоронения. В течение месяца найденные останки Рафаэля были выставлены для обозрения, затем, их поместили в древнеримский саркофаг на крышке которого высекли надпись "Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая Природа боялась быть побежденной, а в момент его смерти — умереть самой". Над гробницей установлена статуя "Мадонна на скале", заказанная при жизни самим Рафаэлем и выполнена Лоренцо Лотто  в 1524 году.

Пантеон. Могила Рафаэля

В отличие от других христианских церквей Рима с их роскошными фасадами, фасад Пантеона не готовит посетителя к красоте его интерьера. Однако, пройдя через гигантскую дверь шириной около 7,50 метров и высотой 12,60 метров, сталкиваешься с поистине впечатляющим великолепием.

Интерьер Пантеона в XVIII-м веке, написанный Джованни Паоло Панини.

Джовани Панини. Интерьер Пантеона

Внутреннее убранство претерпело более значительные изменения - верхняя часть стен была покрыта мраморной инкрустацией, а пол вымощен разноцветными плитами из мрамора, порфира и гранита. На протяжении XV-го - XVII-го веков были добавлены ложные ниши и алтари, украшенные различными реликвиями и произведениями искусства, самое значимое из которых картина Мелоццо да Форли "Благовещение" .

Мелоццо де Форли. Благовещение

И ещё несколько фотографий из интерьера Пантеона.

Пантеон_9Пантеон12

Несмотря на то, что Пантеон уже давно перестал быть лишь местом для общения с богом, в качестве церкви его используют до сих пор, например, во время значимых христианских праздников в нём служат мессы.

Двери Пантеон открыты ежедневно с 9.00 до 19.30, а по воскресеньям – до 19.00. Но лучше всего придти с самого утра, когда площадь пуста и можно спокойно заняться фотографированием. А с начала открытия попасть в Пантеон и тоже без толп пройтись по его залу.

Текст, фото - @ SPRATO

spratto.livejournal.com

Римский Пантеон: история, описание, фото

Адрес: Италия, РимДата постройки: 126 годКоординаты: 41°53'54.8"N 12°28'36.8"E

Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой — зятем императора Октавиана Августа — в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций.

Римский Пантеон Италия

Римский Пантеон с высоты птичьего полёта

Около 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 126 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего. От первоначальной постройки Агриппы (27 г. до н.э.) уцелели лишь передний портик с 16 колоннами и надпись, сделанная на фронтоне: «Марк Агриппа в своё третье консульство соорудил это». Высокое техничное исполнение и гармоничность художественного образа Пантеона заставляют многих учёных предполагать, что храм спроектировал Аполлодор из Дамаска — великий римский архитектор и фаворит императора Траяна.

Римский Пантеон Италия

Общий вид на Пантеон

Римский Пантеон по праву считается выдающимся инженерным достижением античности. Он представляет собой массивное круглое здание, перекрытое грандиозным полусферическим куполом. Купол диаметром свыше 43 метров не подавляет посетителя своей мощью, а торжественно возвышается над головой, подобно небесному своду. Вплоть до конца XIX века ни один купольный храм не мог превзойти по размерам «полусферу» римского Пантеона. Куполом восхищались зодчие Возрождения. Микеланджело изучал его конструкцию, работая над проектированием собора Святого Петра.

Римский Пантеон Италия

Римский Пантеон с тыла

Всевидящее око Пантеона

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света — 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба. По мнению итальянского профессора Джулио Мальи, Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов. Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.

Римский Пантеон Италия

Римский Пантеон — храм язычников и католиков

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов — Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна. На алтаре, расположенном точно под куполом, сжигали жертвенных животных. В 609 году император Византии Фока передал здание папе Бонифацию IV, который преобразовал Пантеон в католическую церковь. С пор Пантеон стал «храмом Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Все предметы, связанные с языческим культом, уничтожили, а вместо них в храме появились великолепные фрески на библейские сюжеты и статуи христианских святых. Легенда гласит, что во время освящения храма языческие духи покинули Пантеон и вылетели через купол, пробив в нём отверстие. Именно так и появилось всевидящее око, о назначении которого до сих пор спорят учёные.

Римский Пантеон Италия

Внутренний интерьер Пантеона

Римский Пантеон — национальный мавзолей

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году. На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».

Рейтинг достопримечательности

Список достопримечательностей Рима

Римский Пантеон на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Пантеон в Риме, храм всех богов — Блог Милы

Пантеон в Риме – уникальное архитектурное сооружение Древнего Рима и одно из главных достопримечательностей Рима современного. К нему за время пребывания в Вечном городе мы попадали дважды: во второй день во время обзорной экскурсии нам не удалось попасть внутрь, поэтому дошли сюда еще в четвертый.

Пантеон в Риме

Пантеон в Риме

Фонтан

На площади перед Пантеоном находится фонтан XVI века.

Пантеон в Риме фонтан

фонтан у Пантеона

Древнеегипетский обелиск, который его венчает — это один из двух обелисков, изначально стоявших в храме бога Ра в Гелиополисе.

Пантеон в Риме обелиск

египетский обелиск над фонтаном

Первоначально он был установлен на площади Piazza di San Macuto в 200 метрах восточнее Пантеона (в 1711 перенесен на сегодняшнее место), а второй так и стоит на площади Минервы.

Пантеон в Риме обелиск

вершина обелиска

Работу над фонтаном у Пантеона начал Леонардо Сормани в 1515 году, позже к нему присоединился Джакомо делла Порта и закончил его в 1575 г.

Фонтан украшен забавными масками, дельфинами и гербами.

Пантеон в Риме фонтан

фонтан у Пантеона

Пантеон

Пантеон – громадное сооружение, архитектурный шедевр, построенный в античности. Название греческое и происходит от слов “пантес” – все и “теос” – бог. То есть это храм, который был посвящен сразу всем богам.

Пантеон в Риме

площадь перед Пантеоном

Пантеон знаменит своей ротондой – основной частью в форме цилиндра, увенчанного громадным куполом. Строительство храма относится ко времени императора Адриана. Он воздвиг Пантеон в 126 году н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. На фронтоне есть сокращенная надпись (перенесенная со старого здания), которая расшифровывается примерно так: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

Пантеон в Риме

надпись на фронтоне

Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма. Внушительные монолитные колонны диаметром 1,5 метра и высотой 14 метров высечены из египетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма.

Пантеон в Риме

портик

Войдя внутрь, мы попадаем в ротонду диаметром 43 м.

Пантеон в Риме

вход в Пантеон

Сверху ротонда увенчана куполом в форме правильной полусферы. Высота ротонды рассчитана так, что, если бы в купол вписать сферу, то она покоилась бы точно на полу храма. Диаметр купола, соответственно, равен диаметру ротонды – 43 м. Вплоть до XIX века это был самый большой купол в мире и послужил образцом купольной постройки для всех последующих веков.

Пантеон в Риме

купол Пантеона

Огромный купол, вес которого составляет около 19,7 тыс.тонн, является идеальной полусферой из бетона, опирающейся на прочную кирпично — бетонную кольцевую стену. Для облегчения сооружения, толщина несущих стен поэтапно уменьшается от основания до вершины купола с 6,3 м до 1,2 м. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,3 м. Стена ротонды состоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками. 

Пантеон в Риме

Пантеон в Риме

Пять рядов кессонов на куполе Пантеона облегчают его вес примерно на 1/6 часть, а их перспективное сокращение создает большой эффект высоты. Следует выделить ряд других особенностей в конструкции купола. Во — первых, это обязательное уменьшение толщины оболочки по направлению от основания к световому окну. Например, при толщине основания купола 6,3 м толщина поперечного сечения у светового окна всего 1,2 м. Второе — это уменьшение плотности бетона в зависимости от высоты купола. Таким образом, четко прослеживаются два вида бетона на крупном заполнителе из туфа и пемзы, которые специально для этой цели доставлялись с Везувия.

Пантеон в Риме

внутреннее строение Пантеона

В центре купола находится “окулюс” – отверстие диаметром 9 метров, которое является единственным “окном” храма. Под ним в дожди скапливается довольно внушительная лужа.  Вода стекает через отверстия в полу в канал, вырытый Агриппой и призванный осушать эту часть Марсова поля.

Пантеон в Риме

отверстия для стока воды в Пантеоне

В зависимости от сезона солнце поднимается на разную высоту, его лучи проникают в отверстие в куполе и рисуют солнечный диск, который смешается в течение дня. В полдень солнечный диск достигает входа и переходит на противоположную сторону. В зависимости от сезона диск поднимается на разную высоту над входом. Это позволяет контролировать время и календарь.

В летнее время солнечный диск опускает ниже, в день летнего равноденствия доходит до пола. Кроме этого в различные дни года происходят удивительные световые эффекты: солнечное пятно может подсвечивать вход изнутри (21 апреля), летом появляется огромный солнечный круг на полу. Но самый впечатляющий световой феномен – солнечная арка над входом. Все это говорит о том, что Пантеон был построен на основании точных астрономических расчетов.

Пантеон в Риме

освещение Пантеона

С течением веков многие элементы экстерьера Пантеона были демонтированы и использованы в строительных целях. В потолке портика и на фронтоне было так много бронзы, что Урбану VIII удалось отлить из нее восемьдесят пушек, которые он установил на бастионах замка Святого Ангела, но вот история о том, что ему хватило и на огромный балдахин работы Бернини с витыми колоннами в соборе Святого Петра, не соответствует действительности. Возможно, на него и пошло несколько сотен кг. бронзы Пантеона, но большая часть металла все же поступила из Венеции.

Пантеон в Риме

Пантеон внутри

По всему периметру в толще стен сделаны 6 трапецевидных ниш, отделенных от основного пространства двумя колоннами. А напротив входа полукруглая ниша, она наоборот открыта, и служит главным алтарем храма.

Пантеон в Риме

панорама внутреннего убранства Пантеона

Между нишами храм украшают 8 эдикул — это тоже ниши, но на пьедестале с фронтоном и колоннами. В древнеримской архитектуре в них размещали статуи богов.

скульптуры Пантеона

скульптуры Пантеона

Ниши украшены скульптурами и картинами 18 века. Как в любом католическом храме, посередине стоят скамьи для молящихся.

картины в нишах Пантеона

картины в нишах Пантеона

картины в нишах Пантеона

картины в нишах Пантеона

Как и многие другие языческие храмы, в средние века Пантеон в Риме стал использоваться как христианская церковь. Император Фока подарил здание Пантеона папе Бонифацию IV, он посвятил ее Деве Марии и всем мученикам в 609 г. Так Пантеон стал храмом молитвы об умерших. Таким образом одно из самых замечательных сооружений Рима своим спасением от разрушения было обязано церкви, обратившей это здание в место своих богослужений.

Пантеон в Риме

алтарь Пантеона

Не случись этого, нет сомнения, что великолепный памятник древности был бы превращен в Средние века в укрепленный замок какого-нибудь знатного лица, испытал бы бесконечные осады, подвергался бы разрушению и, подобно мавзолею Адриана, уцелел бы разве только в виде развалин.

Пантеон в Риме алтарь

Сегодня Пантеон не только храм, но и Мавзолей. Вдоль стены расположены алтари и могилы известных людей. Здесь похоронены знаменитые итальянские художники, в том числе Рафаэль. В Пантеоне покоятся представители итальянской королевской династии Виктор Эммануил II, Умберто I и Маргарита Савойская — жена и кузена Умберто I, именем которой названа знаменитая за пределами Италии пицца.

Пантеон в Риме

могила Виктора Эммануила II

Покидаем Пантеон и направляемся к церкви Санта — Мария — Сопра — Минерва. Пантеон предстает перед нами совсем в другом виде: вместо аккуратного, замыкающего картинную площадь фасада видны мощные, будто корнями уходящие в землю стены, покрытые дырами и шрамами. Можно оценить, насколько глубоко ушел храм под землю с течением времени.

Пантеон в Риме

вид Пантеона сбоку и сзади

Посещение Пантеона бесплатно. Открыт 8.30-19.30, по воскресеньям 9.00-18.00, в праздничные дни 9.00-13.00. Закрыт для посещений 1 января, 1 мая, 25 декабря, а также на время месс (в праздники 10.30, по субботам 17.00)

laksena.ru

Итальянские впечатления. Рим. Пантеон

Главная-Блог

Итальянские впечатления. Рим. Пантеон

Римский Пантеон

Путеводители утверждают, что Пантеон – единственное здание Древнего Рима, не превратившееся в руины и сохранившееся в целости до наших дней. Путеводители слегка лукавят: стоит разобраться, что именно сохранилось, потому что даже неискушенному глазу видно, что нынешний Пантеон не похож на древнеримский храм. Как ни странно, самой древней частью пантеона является надпись на фронтоне: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил это», но эта надпись не совсем соответствует действительности. Марк Випсаний Агриппа, друг императора Октавиана Августа, муж его дочери, а главное – самый талантливый полководец Октавиана, действительно построил на этом месте храм, посвященный Марсу и Венере, покровителям древнего рода Юлиев, к которому номинально принадлежали Октавиан и Агриппа; первый - по праву усыновления; второй – по факту женитьбы на дочери первого.

Агриппа и Октавиан Август

Вот ведь как забавно: первые лица государства были людьми не слишком благородного происхождения, грубо говоря – выскочки, и  не вредно им было лишний раз подчеркнуть свою, даже номинальную принадлежность к одному из лучших родов Рима. Кстати, Пантеон был воздвигнут в 27 году до н.э. в ознаменование победы в битве при мысе Акций, то есть разгрома Марка Антония и Клеопатры.

Антоний и Клеопатра

На фронтоне здания и была сделана эта надпись: «Марк Агриппа, сын Луция…», а внутри храма. около входа, стояли статуи Октавиана Августа и Агриппы. Но… Этот храм простоял очень недолго и сгорел в 80 году. Великолепное некогда здание пытались восстановить последовательно несколько римских императоров, но удалось это сделать только Адриану. Люди, поверхностно знакомые с историей Древнего Рима, об императоре Адриане знают только то, что он «был нетрадиционной сексуальной ориентации и весьма благосклонен к своему красавцу-рабу Антиною». Однако, помимо этого, Адриан был хорошим воином, хорошим администратором, страстным путешественником и – главное – тонким интеллектуалом. Из длинного ряда римских императоров, бывших до него и после, Адриан выделяется подлинной и неподдельной страстью к искусству(были конечно, и у него недостатки, но сейчас – не о них речь).

Император Адриан

Здание, построенное при Адриане(125г.) – Пантеон Всех Богов – намного превзошло первоначальную постройку по грандиозности замысла и исполнения; однако император проявил скромность и, нигде не упомянув своего имени, приказал на фронтоне здания снова высечь надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил это».

Римский Пантеон

Сейчас путеводители часто указывают, что внешний вид Пантеона не оправдывает ожиданий людей, которые его видят в первый раз: слишком скромен и неприметен. Якобы, Пантеон – это «вещь в себе», которую оценить можно только изнутри. Это не соответствует действительности: построенный во времена Адриана храм был великолепен и снаружи. Он гордо возвышался на открытом месте, к его входу поднималась широкая величественная лестница, и весь он сиял бронзовыми позолоченными деталями украшений. За прошедшие века поднялся уровень земли, и храм оказался на одном уровне с окружающими его домами, коих настроили столько, что Пантеон оказался зажат между ними так плотно, что, выйдя на площадь, буквально упираешься в него носом. Какое уж тут величие!

Римский Пантеон

Кроме того, позолоченная бронза украшений Пантеона обладала большой ценностью и постепенно была разграблена. Первым приложил руку к разграблению Пантеона византийский император Констант II: по его приказу с храма была снята позолоченная бронзовая черепица. Неизвестно, кто и когда снял украшавшую фронтон бронзовую квадригу; был снят барельеф, изображавший битву богов с титанами; пропал гигантский бронзовый орел в короне; и, наконец, уже в 17 веке по приказу папы римского Урбана VIII были сняты бронзовые стропила и бронзовый декоративный потолок. Интересно, что следы награбленной в Пантеоне бронзы всегда теряются: корабли Константа II были захвачены сарацинскими пиратами; бронза, снятая Урбаном VIII, неизвестно, то ли была использована на колоссальный бронзовый киворий в Соборе Святого Петра, то ли перелита на пушки для форта Святого Ангела; квадрига вдруг выплывала из мусора и снова пропадала…

Римский Пантеон

Не только внешний вид Пантеона – интерьер его также изменился за прошедшие два тысячелетия. С одной стороны, Пантеону повезло: его не разграбили полностью, потому что он всегда был действующим храмом – сначала римским, затем христианским. Но с другой стороны… В 609 г. византийский император Фока передал Пантеон папе римскому Бонифацию IV; папа освятил храм, и стех пор он стал католической церковью»Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Но звание христианской церкви обязывает: из Пантеона выбросили статуи языческих божеств и все, что напоминало о поклонении им; вместо этого появились росписи на евангельские сюжеты и статуи христианских святых.

Римский Пантеон

Римский Пантеон

Римский Пантеон

Римский Пантеон

Поскольку христианской церкви положена колокольня, то ее пристроили когда-то к Пантеону; а когда она обветшала, по заказу того же папы римского Урбана VIII Бернини пристроил Пантеону две небольших колоколенки.

Римский Пантеон

Сейчас принято имя Бернини произносить не иначе, как с придыханием; в тихом восторге восклицать: «Великий гений барокко!» Но римляне 17 века оценили его произведение иначе: в народе за колокольнями закрепилось стойкое прозвище «ослиные уши». «Уши» эти существовали до конца 19 века, пока их, наконец, не убрали, вернув Пантеону прежний строгий римский облик.

Римский Пантеон

Что же осталось от древнеримского Пантеона? Стены, колонны и купол. И даже это не сохранилось полностью: мраморная облицовка стен частично была переделана, частично затем реставрирована; пара колонн куда-то пропала… Бронзовые позолоченные входные двери тоже затерялись в веках; нынешние, тоже достаточно древние, существуют с 15 века.

Римский Пантеон

Единственная часть Пантеона, на которую не замахнулась ничья кощунственная рука, которая неизменно существует с начала 2 века нашей эры – это купол. Диаметр купола – 43,3 метра; это чудо инженерного гения древних смогли повторить строители Европы только через 13 столетий. Купол Пантеона – единственный в своем роде еще и потому, что это – самое большое в мире сооружение из НЕАРМИРОВАННОГО бетона. Армированных, то есть с металлическим каркасом внутри, который и держит на себе вес сооружения – таких сколько угодно, а вот неармированных, да еще такого размера, больше в мире нет.

Римский Пантеон

Нетронутым осталось и «око» Пантеона – девятиметровое отверстие в куполе, единственный источник освещения храма(в Пантеоне не темно: для человеческого глаза освещения вполне достаточно; но фотоаппарат уже начинает капризничать и выдает снимки не очень хорошего качества). Через это отверстие в Пантеон проникает солнечный свет, дождь, а также потоки космических энергий, которые, как говорят, связывают Пантеон с ноосферой Земли и всем космосом. У купола Пантеона есть еще одна интересная особенность: если полусферу купола мысленно продолжить, создав полную сферу, то нижняя точка этой сферы будет расположена на полу точно в центре Пантеона.  Представьте, что вы стоите: на полу, но полностью внутри этой сферы, и льются на вас потоки космической энергии, божественное благоволение… и вы слышите песнопения ангелов… или музыку сфер – кому что по вкусу. Примерно так...

Римский Пантеон

Не помню точно, знала ли я об этой  особенности во время посещения Пантеона, но вдруг у меня появилось желание найти центр здания и постоять там. Найти нелегко: здание огромно, внимание рассеивается обилием ниш, скульптур… Может быть, это – центр?

Римский Пантеон

Нет, еще немного пройти вперед… Вот это, наконец - центр.

Римский Пантеон

Постояла. Ничего не ощутила. Или время неподходящее, или центр неправильно вычислила. А сейчас – то, с чего, может быть, следовало начинать. Пантеон – само это слово в нашем современном понимании обозначает место захоронения известнейших людей, цвета нации. И больше, пожалуй, известен этим Парижский Пантеон; построен он был, в подражание Римскому Пантеону, значительно позже, но французы за 3 столетия захоронили там множество выдающихся личностей. Римскому Пантеону повезло меньше: из сколько-нибудь знакомых нам, неитальянцам,  знаменитостей, похороненных в Пантеоне, можно назвать только Рафаэля Санти и смутно знакомое имя Перуцци.

Надгробие Рафаэля в Пантеоне

Бюст Рафаэля в Пантеоне

Римский Пантеон

В конце 19 века казалось, что это положение изменится: там был захоронен первый король объединенной Италии Витторио Эммануэле II ,

Римский Пантеон

Римский Пантеон

его сын, тоже король, Умберто I ,

Римский Пантеон

Римский Пантеон

жена Умберто Маргарита Савойская. На этом традиция захоронения в Пантеоне августейших особ прервалась. Секрет этого прост: Виктор-Эммануил II был неплохим человеком и неплохим королем; Умберто I уже сумел ввязаться в колониальные войны в Эфиопии и Сомали, не послужившие славе Италии и сделавшие его непопулярным. А Витторио Эммануэль III после захвата Муссолини власти в Италии, не возражая, принял положение «карманного короля» и «друга дома» дуче; подарки, которые ему Муссолини щедро дарил, принимал: титул Императора Эфиопии; титул Короля Албании; звание Первого Маршала Империи; и молчал… молчал… молчал… К концу Второй мировой войны  оказался в Эфиопии и там умер в 1947 году, не возвращаясь в Италию. Его сын, Умберто II, прозванный «майским королем», вообще царствовал один месяц, а затем итальянский народ на референдуме отменил монархию и провозгласил Италию республикой. Ясно, что двух последних королей в Пантеоне уже не хоронили – не заслужили.

Римский Пантеон

Во время пребывания в Пантеоне я обратила внимание, что время от времени кто-то подходит к известному ему месту, достает какую-то книгу – очевидно, книгу посетителей, и делает запись. Вечером спросила об этой книге у гида; она ответила: «И Вы могли сделать запись в этой книге». Я не сожалею, что не отметилась в книге посетителей: мое имя ничего не добавило бы к славе Пантеона. Не знаю, о чем пишут эти люди: о своем преклонении перед инженерным гением древних римлян, построивших Пантеон; о восхищении результатами труда Рафаэля и других мастеров Возрождения, превративших Пантеон в величественный христианский храм; или же, наконец, они выражают свою благодарность королю-объединителю Италии «отцу отечества» Витторио Эммануэле II. Кто знает…

Римский Пантеон

В разделе "Блог" также можно прочитать

Итальянские впечатления. Нечто вроде пролога

Озеро Гарда

Итальянские впечатления. Вечерний Рим

Вечерний Рим

Остров Родос.

Путевые и домашние заметки.

Колосс Родосский.

Колосс Родосский

Госпитальеры. Часть 1.

Крестоносцы

Госпитальеры. Часть 2.

Госпитальер

Госпитальеры. Часть 3.

Госпитальер

Госпитальеры. Часть 4.

Осада Родоса Сулейманом

Госпитальеры. Часть5.

де ла Валетт

Заключение "Сошлите меня на Родос!"

Елена Прекрасная

Эйлатские тайны

Часть 1.

Минотавр

Часть 2.

Несси

Часть 3.

Зевс

Часть 4.

Оборотень

Часть 5.

Закат

panizosya.com

ИТАЛИЯ, Рим. ПАНТЕОН - ФотоПутешествия с Паулем )

После парижского Пантеона, я ожидал увидеть что то необычайно классическое и стройное, но римский Пантеон превзошел все ожидания. На небольшой площади Ротонда, обрамленной паутиной маленьких улочек и переулков находилось практически идеально круглый, но очень большой Барабан с куполом, который впрочем внешне ничем особым не выделяется, но все самое интересное внутри.

Снаружи Пантеон представляет собой глухое кольцо цилиндра. Стены были отделаны дорогими мраморам и камнями, пол выложен мозаикой. Стена очень мощная, ее толщина до шести метров.  Бетонный купол весом 46 тонн, ради которого такие могучие стены и лишний ярус снаружи, был облегчен пятью рядами кессонов и действительно парил.  Пантеон - (греч.)  - «Храм всех Богов» является единственным античным архитектурным творением, дошедшим до нас практически неразрушимым.

Пантеон был построен в 27 г до н.э. императором Марком Агриппой, но 2 века спустя сгорел. Здание было полностью перестроено во 2 веке нашей эры императором Адрианом, задумавшим создать такой Храм, в котором человек бы чувствовал себя в самом центре вселенной. И императору Адриану  это удалось, потому, что Пантеон поражает свой монументальной величественностью - шестнадцать 12-метровых колонн,  взятых от предыдущей постройки Агриппы,  бронзовые двери по 20 тонн каждая, огромный круглый зал, грандиозный полусферический купол высотой 43,5 метра, в центре которого зияет отверстие диаметром 9 метров. В храме нет окон, поэтому дневной свет сюда попадает только через «око», что создает эффект  того, что свет снисходит в Храм с самых небес.

Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».Поскольку никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнялось землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Землей заполнили все пространство внутри храма, и плюс еще с горкой, на которую укладывался бетон будущего купола. Когда работы были закончены Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе - и в скорости внутри храма было пусто и чисто. Впрочем, легенду эту могли пустить в оборот архитекторы Ренессанса, проводившие недели напролет за измерениями в надежде постигнуть секрет купола.

В центре площади Ротонды - фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском. Этот фонтан, состоит из больших масок, дельфинов и герба. Выражение масок с каждой стороны разное. Обелиск перевез в Рим Домициан для того, чтобы украсить храм Исиды. Перед Пантеоном обелиск появился в 1711 году по указу папы Клемента XI.

Зайдя внутрь Пантеона сразу же глаза невольно подымаются наверх. Диаметр полусферического купола, который перекрывает весь периметр Пантеона, 43 метра.Это первое в истории архитектуры перекрытие таких размеров, сооруженное без подпорок.

Сквозь 9-метровое отверстие в Пантеон льется воздушный свет.  Это единственное естественное освещение. Говорят в полдень, можно наблюдать совершенно мистическую картину, из отверстия внутрь проникает столб ровного дневного света. Отверстие совершено открыто - и не защищает от природных явлений, будь то дождь или снег....

Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. 

напротив центрального входа можно видеть апсиду с алтарем и Иконой на стене в серебряном окладе...

Это икона Божьей Матери с Младенцем, написана по преданию самим Лукой  - Евангелистом. Пытался найти подробности об этом в Инете - но результатов ноль, если кто поделиться инфой буду признателен.

Вот так выглядит икона под окладом....

1 ноября 609 года храм был переосвещен в церковь всех мучеников. Именно с этого времени все католики мира празднуют 1 ноября, как день всех святых.  (гораздо позже, по моему в Америке в ночь перед днем всех святых стали отмечать Хелуин, как говориться праздник празднику рознь...)

После Пантеон  стал местом захоронения великих итальянцев - там покоятся останки великого Рафаэля, Надпись на могиле Рафаэля в Римском Пантеоне: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. А после его смерти она боялась умереть».   королей Виктора-Эммануила II и Умберта I королевы Маргариты, и других великих итальянских деятелей.

Сегодня Пантеон одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире, поражающая своим величием и возрастом - более 19 веков.

Пантеон до сих пор ныне действующий храм, в котором проводятся все католические церемонии . Единовременно в Пантеоне могут находиться около 2000 человек.

Пантеон поражает своим контрастом. Снаружи он серый и неприветливый, а внутри сама роскошь - пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора - цветовая гамма камня различна - черный, зеленый, желтый, розовый. 

не обошлось и без Ангелов, при выходи увидел большую мозаику, вспомнил одноименную книгу и наверное этот Ангел "говорил" главному герою, что он ошибается и показывает направление в сторону Пьяца Навона....

platpaul.livejournal.com

Пантеон уникальный памятник в Риме

Пантеон является уникальным архитектурным памятником. Это одно из немногих строений, времен античности, которое сохранилось полностью. Еще одной особенностью был наибольший диаметр купола, среди все сооружений мировой архитектуры. Эти позиции Пантеон сохранял вплоть до XIX века.

История создания

Пантеон является величайшим памятником центрическо-купольного стиля в архитектуре. Его название переводится с греческого языка, как “Храм, посвященный всем богам”. Он был построено во II в. н.э. по приказу императора Адриана. На этом месте ранее располагался храм, воздвигнутый консулом Марком Агрипой. Тем не менее, по императорскому указу, на его месте появилось новое сооружение. Причины этого заключаются в пожаре, который почти разрушил это строение. Тем не менее, первоначальный замысел его создателя был увековечен тем, что на фронтоне храма была сделана надпись, указывающая на его возведение Марком Агриппой.

Очевидно, при Адриане имели место веские причины для перестройки этого колоссального сооружения. Его личный биограф упоминает, что при Адриане проводились масштабные реставрационно-восстановительные работы. При этом, имена первоначальных создателей сохранялись. Спустя 80 лет Пантеон подвергся реставрации и некоторым незначительным дополнениям, при императоре Септимии Севере. Была обновлена мраморная отделка, облицовка, а так же некоторые мелкие детали.

Особенности конструкции

Пантеон существенно отличается от классических прямоугольных храмов, которые мы можем наблюдать в Риме и Греции. В его архитектурных формах чувствуется явное преобладание центризма, которым отличались древние хижины и святилища Рима. Раскрывает сооружение себя во всей своей красоте именно изнутри.

Panteon-day

Ротонда и колоссальный купол являются живыми доказательствами архитектурного гения зодчих Рима. Купол создан из цельного бетона и лишь у основания укреплен кирпичными вставками. Ротонда поделена на восемь ниш, что было сделано для придания конструкции легкости. Одной из главных чудес Пантеона является окулус. Специальный, обрамленный бронзой иллюминатор, 9 м. в диаметре создан для пропуска солнечного света. В полдень луч света проникает под прямым углом и выглядит как гигантский столб. Это восхитительно красивое зрелище и поныне приводит в восторг посетителей. Будучи в Риме, обязательно посетите храм в полдень.

Ротонда Пантеона в основе состоит из кирпича, с мраморной облицовкой. В символической форме, ее геометрия отражает представления об астрологическом строении вселенной, которые господствовали в эпоху Древнего Рима. Окулус в центре символизирует солнечный диск. Он является единственным источником, благодаря которому внутрь сооружения поступает свет. Храмовый комплекс воздвигнут на 16 колоннах из гранита, которые принадлежат к коринфскому ордену. Они состоят из гранита, а их капители построены из белого мрамора.

Pantheon-panorama

Удивительно, но архитекторы Древнего Рима достигли значительных высот в подборе материала. Состав бетона, из которого сделан купол неравномерный и меняется в зависимости от его высоты. Нижние уровни заполнены твердой травертиновой крошкой, в то время как верхние состоят из пемзы и туфы. Возвышается купол над ротондой на 22 м. Высота сооружения составляет почти 50 м. Пол, а так же облицовка стен выполнена из разноцветного мрамора, ввиду чего внутренний интерьер поражает своей роскошью.

Внутренний интерьер

Вход в здание осуществляет через колоссальные ворота из бронзы, которые достигают более 7 метров в высоту. При входе, посетитель сразу же попадает в вестибюль, который соединяется с ротондой в северной части. Наружные части стен выполнены либо целиком из мрамора, либо покрыты облицовочным мрамором. Ранее купол храма покрывала позолоченная бронза.

Pantheon-inside

Отличительной чертой внутреннего убранства Пантеона, является характерная для архитектуры Древнего Рима целостность, строгость и ясность композиции, которая сочетается с роскошью и большим вниманием к мелким деталям. Благодаря превращению в 609 году н.э. в христианский храм святой Марии, он сохранился в отличном состоянии.

Пантеон как культурный элемент

Отличительной особенностью данного сооружения является его превосходная сохранность. Это одно из немногочисленных строений, доставшееся нам со времен Древнего Рима, которое в наши дни не только не подверглось разрушению, но и сохранило в прекрасном состоянии даже самые мельчайшие элементы. Несомненно, это один из славнейших памятников этой знаменитой эпохи.

Pantheon-evening

За все время своего существования, это колоссальное сооружение являлось объектом пристального внимания жителей Рима и туристов. Естественно, он манил и людей искусства. Во времена эпохи Возрождения, которое в целом характеризуется воскрешением интереса к античному наследию, он стал объектом для восхищения художников, архитекторов и скульпторов. Микеланджело называл его не иначе как ангельским творением. Рафаэль мечтал, чтобы быть похороненным в этом храме. Его современники воплотили мечту гениального творца в жизнь. С тех пор, Пантеон стал местом захоронения, честь погребения в котором принадлежала великим людям, оставившим свой след в истории.

Здесь так же были погребены Рафаэль, король Умберто I, а так же первый король объединенного королевства Эммануил II. Одним словом, не было того, кто остался бы равнодушен к этому, вне всякого сомнения, гениальному сооружению.

Посещение Пантеона

Как бы удивительно это не звучало, но бесплатно эту величайшую достопримечательность можно обозревать не только снаружи, но и внутри. Вход абсолютно бесплатный, а открыто для посещения оно каждый день. Время его работы с 9 до 19 часов. В утренние часы здесь наблюдается наименьшее число посетителей. Поэтому, тем кто хочет наиболее подробно ознакомиться с Пантеоном, без лишней суеты рекомендуется его посещения с 9 утра до 11.

Первого числа января и мая место закрыто для посещения. Это единственные праздничные дни, когда эта достопримечательность недоступна.

mirprivet.ru

Пантеон в Париже - описание, адрес, часы работы, фото

Пантеон в переводе с греческого означает “храм всех богов”. Вы найдете здания с именем “пантеон” в разных городах мира. Одним из более известных является Пантеон в Париже. Как и многие здания под именем “пантеон”, парижский Пантеон известен сегодня за его религиозную историю.

Описание Пантеона в Париже

Интерьер Пантеона в Париже

Само здание было построено в конце 1750-х годов, после того, как король Людовик XV приказал построить церковь Св. Женевьевы (парижской покровительницы). Если фасад вам выглядит знакомо, то это потому, что он был сделан по образцу пантеона в Риме, построенного в 1 веке нашей эры. Им долго любовались, как архитектурным и инженерным чудом. Купол выполнен в стиле собора Святого Павла в Лондоне. Помимо этих подобий, парижский Пантеон имеет свою структуру.

Строительство было завершено в 1789 году, незадолго до французской революции. Его первоначальная цель состояла в том, чтобы церковь Сент-Женевьев была немедленно преобразована революционным правительством в мавзолей, в котором будут похоронены великие французские люди. Начиная с 1789 года, Пантеон в Париже служил церкви в двух различных точках, но это было недолговечно и вскоре здание вернулось к своей первоначальной миссии.

Главные его достопримечательности включают в себя могилы, которые находятся в его склепе. Среди погребенных имен, здесь находятся некоторые из самых известных людей, которых похоронили в Париже, в том числе: Вольтер, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Жан Жак Руссо, Луи Брайля, Пьер Кюри, Мари Кюри, Дюма. Также здесь был похоронен Жак-Жермен Суффло. Для многих его имя не является известным, но он был архитектором, который спроектировал здание, где он теперь и похоронен.

Маятник Фуко

Маятник Фуко в парижском Пантеоне

Еще одна интересная изюминка Пантеона – это огромный маятник Фуко, который был построен в 1851 году. Его придумал физик-астроном Леон Фуко. Он был построен внутри пантеона для того, чтобы продемонстрировать вращение земли вокруг своей оси. Затем его представили в национальной консерватории искусств и ремесел (музей науки в Париже). Оригинальный маятник был перемещен обратно в пантеон в 1946 году.

Если вы заинтересованы в получении отличного вида на Париж с купола пантеона, то вам необходимо найти гида. Сделать это не сложно, так, как это является абсолютно бесплатно (по правилам музея не разрешено подниматься без сопровождения).

Как добраться и часы работы

Парижский Пантеон вечером

Расположение: Пятый округ. Латинский квартал: Площадь Пантеон, 75005.

Как добраться: На метро – остановка Cardinal Lemoine. Автобусные линии под номерами 84, 89.

Часы работы: С конца марта по начало октября: 10 утра-6:30 вечера.

С начала октября по конец марта: 10 утра-6 вечера.

Последний вход за 50 мин. до закрытия.

Выходные дни: 1 Января, 1 Мая, 25 Декабря. Вход: €7 для взрослых, €4.50 в возрасте 18-25 лет (до 17 лет бесплатно).

Более подробная информация: тел 01-44-32-18-00

my-france.club


ремонт квартиры