Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

История группы Мемфис: почему Сотсассу удалось сделать прорыв. Мемфис интерьер


Яркий и нестандартный стиль "Мемфис": основные особенности и черты

Яркий и нестандартный стиль "Мемфис": основные особенности и черты

Добавить в избранное

Как и многое, хорошо забытое старое, дизайн в стиле «Мемфис» переживает новую волну популярности. Как и в начале своей истории, сегодня он отличается революционной смелостью и творчеством. И пусть сейчас это уже не является новаторством, он остается узнаваемым и атмосферным.

Дизайн, основанный в 80-х годах итальянцем Этторе Соттсассом в Милане, в свое время перевернул весь творческий мир. Дизайнер решил создать группу в память о песне Боба Дилана «Memphis Blues Agai». Именно так на свет появилось совершенно новое дизайнерское направление, лишенное страха экспериментов и стандартных решений.

Стоит увидеть всего лишь один пример интерьера в стиле «Мемфис» и сразу же становится понятно, что основным источником вдохновения является китч, арт-деко и поп-арт. К слову, с последним наблюдается явное сходство: тот же отказ от условностей, та же яркость и эффектность.

Если вы человек активный, любящий яркие и нестандартные решения, и не боящийся экспериментов, стиль «Мемфис» вам вполне подходит, ведь он не терпит скуки и безликости. Направление поможет вам раскрыться и создать собственное пространство — инструментов для этого у «Мемфиса» более чем достаточно.

Так что же отличает стиль «Мемфис» от других направлений в дизайне? Во-первых, это активное использование геометрии. Это геометрические формы для создания мебели, цветовое сочетание по принципу «color block» и всевозможные линии принтов.

Это не значит, что в интерьере должны быть только объемы геометрических форм — чем более разнообразное и сложное пространство получится, тем лучше. Приветствуется мебель обтекаемых, плавных форм. Причем, сочетать нужно не только геометрию, но и материалы каждого из элементов.

Вот где раздолье, так это в цветовой гамме. Все должно быть яркое, сочное и жизнерадостное. Используйте самые разные цвета, дополняя их строгой геометрией черного, который придаст необходимого контраста и графичности. Правило здесь только одно — не боятmся сочетаний ярких и насыщенных цветов. Пусть оттенков будет много.

Важную роль в оформлении интерьера имеет декор, имеющий, зачастую, самые замысловатые или даже парадоксальные формы и яркие оттенки. Отличительная черта декора в стиле «Мемфис» — обилие узоров. Часто используются коллажи, комиксы, картины в стиле поп-арт, кадры из культовых фильмов и даже элементы панк-культуры.

Интерьер в стиле «Мемфис» нельзя представить без юмора, ведь используемые в нем «кричащие» оттенки, ассиметричные формы и большое количество разноплановых элементов являются достаточно выразительными приемами, которые сложно представить вместе в традиционном пространстве. Да и немного хаоса не повредит.

Но есть место и более сдержанным и привычным глазу интерьерам. Основное правило его создания: использование более спокойного и светлого фонового оформления (стены, потолок) и характерных стилю более мелких элементов (мебель, декор, текстиль). Ключевым остается принцип игры — игры с цветом, фактурой, материалом.

Отличительная черта стиля «Мемфис», благодаря которому он и сейчас нравится многим, состоит в создании пространства, в котором все время интересно находиться. Здесь нет никаких правил, ограничений и канонов — все балансирует на грани, меняется и удивляет. Такой интерьер никогда не будет скучным.

Автор: Забуранная Светлана

housesdesign.ru

Стиль "Мемфис" в интерьере - фото. Как оформить дом в этом стиле?

Многие направления дизайнерского искусства, популярные в прошлом веке, сейчас вновь обретают былую известность. Сегодня все чаще можно встретить дизайн-проекты, созданные в стиле «Мемфис», который вдохнул новую жизнь в современное оформление интерьеров.

Стиль "Мемфис" в интерьере

Как и 30 лет назад, «Мемфис» сильно отличается от остальных направлений дизайна помещений. Его выделяет особый творческий и даже революционный подход. Да, сегодня такое нестандартное решение не является чем-то особенным, так как в современном мире люди привыкли к тому, что их буквально на каждом шагу может поджидать что-то необычное, новаторское и революционное. Однако особая атмосферность стиля «Мемфис» делает его узнаваемым и привлекательным для многих дизайнеров и людей, мечтающих создать в своей квартире интересный и яркий интерьер.

Стиль "Мемфис" в интерьере

Основателем данного направления в дизайнерском искусстве является итальянец Этторе Соттсасс. В 80-х годах прошлого столетия он совершил настоящую революцию в мире дизайна. У Соттсасса возникла идея организовать группу под названием «Мемфис». Это имя было выбрано неслучайно, так как в этот вечер итальянский дизайнер и его друзья слушали песню Боба Дилана «Memphis Blues Agai». Именно это стало отправной точкой создания нового стиля в дизайне интерьера. Стиля, ставшего настоящим экспериментом и лишенного даже намека на стандартные решения.

Стиль "Мемфис" в интерьере

Когда смотришь фотографии квартир, оформленных в стиле «Мемфис», сразу понимаешь, что вдохновило его создателей. Во всем можно увидеть следы таких ярких направлений в дизайне, как поп-арт, китч и арт-деко. Особенно ярко прослеживается сходство с первым из них. Ведь поп-арт, как и «Мемфис», отрицает любые стандартные решения, а главные принципы при оформлении интерьера в этом стиле — это эффектность и яркость.

Стиль "Мемфис" в интерьере

Интерьер в стиле «Мемфис» обычно выбирают творческие и активные люди, которые любят окружать себя необычными вещами и проводить интересные эксперименты. Если безликий и скучный дизайн не для вас, и вы хотите сделать квартиру яркой и нестандартной, тогда стиль «Мемфис» станет для вас отличным вариантом. К тому же, одним из главных достоинств данного направления является то, что оно позволяет создать собственное пространство, отражающее индивидуальность хозяина квартиры.

Стиль "Мемфис" в интерьере

Чем же так интересен стиль «Мемфис»? Одна из главных черт, характеризующих его, это активное использование разнообразных геометрических форм и линий в интерьере. Чаще всего необычную геометрию можно увидеть на мебели. Она оформляется по принципу «color block», например, на одном шкафу дверцы могут быть выкрашены в 3, 4 или даже 5 разных цветов. Также в таком интерьере очень часто используются различные линии принтов.

Стиль "Мемфис" в интерьере

Однако геометрические формы не должны быть однообразными. Чем сложнее и многограннее будет оформление пространства в интерьере, тем ярче в нем будет выражен стиль «Мемфис». В таком интерьере отлично будет смотреться мебель с плавными мягкими формами, которая будет сглаживать всю сложность геометрических форм. Особое внимание уделите материалам, они должны сочетаться не только друг с другом, но и с геометрией окружающего пространства.

Стиль "Мемфис" в интерьере

Если говорить о цветовом решении, то здесь вы можете включить всю свою фантазию, так как стиль «Мемфис» позволяет экспериментировать с цветом и приветствует нестандартные решения. Интерьер должен быть оформлен в ярких насыщенных оттенках, быть сочным и поднимать настроение. Чтобы добавить в дизайн контраста и особой графичности, используйте в оформлении строгие геометрические линии и формы черного цвета, которые станут отличным дополнением к ярким оттенкам в интерьере. В стиле «Мемфис» просто не существует правил, которые бы диктовали, как необходимо сочетать цвета и использовать их в интерьере. Экспериментируйте, создавайте невероятные цветовые комбинации, не бойтесь использовать большое количество оттенков.Стиль "Мемфис" в интерьере

Особое внимание следует уделить декору помещения. Для украшения квартиры в стиле «Мемфис» используются предметы и аксессуары самых необычных форм и цветов. Приветствуются красивые и оригинальные узоры, которых может быть много. Также отличным украшением подобного интерьера станут различные интересные картинки и коллажи, произведения искусства в стиле поп-арт, элементы и фотографии их известных фильмов или комиксов.Стиль "Мемфис" в интерьере

Если вы решили оформить свою квартиру в стиле «Мемфис», тогда подходите к созданию интерьера с юмором, ведь без него представить это направления дизайна невозможно. Все эти сочные оттенки, необычную геометрию, нестандартные элементы декора никак нельзя отнести к чему-то обычному и традиционному. В такой интерьер можно даже добавить элементы хаоса, это сделает его только привлекательнее.

Стиль "Мемфис" в интерьере - как оформить

Однако не все интерьеры в этом стиле бывают такими «кричащими». Некоторые из них можно назвать сдержанными, не выходящими за рамки обычных представлений о дизайне. Если вам ближе именно этот вариант, тогда просто используйте в оформлении более спокойную цветовую гамму. А яркости в такой интерьер добавят небольшие элементы насыщенных оттенков, например, это может быть мебель, декор или текстиль. Все это не противоречит основному правилу стиля «Мемфис» — экспериментируйте с фактурами, материалами и цветом.Стиль "Мемфис" в интерьере

Многие выбирают стиль «Мемфис», так как такое оформление никогда не бывает скучным. Это направление в дизайне не подчиняется каким-либо строгим правилам. Оно постоянно меняется, трансформируется, превращается в нечто новое и еще более удивительное. Поэтому даже спустя несколько лет вам будет интересно находиться в квартире, оформленной в стиле «Мемфис».

rumpus.ru

Мемфис в интерьере | Prointerior.info

Главная Стили дизайна интерьераМемфис

Стиль мемфис: яркий праздник свободы каждый деньНаправление переживает свою вторую волну. Смелость, максимальное самовыражение, революционность, узнаваемость отличают дизайн интерьера в стиле мемфис.

Он объединил черты постмодернизма, футуризма, китча, поп-арта, арт-деко и отверг их ради борьбы с творческими штампами.

мемфис в интерьере

Исключение из общего правила

Рождение мемфиса сравнимо с появлением на свет ребенка, который не похож на родителей. Италия — колыбель классических стилей — стала родиной анархичного направления искусства. Точные даты в истории дизайна — редкость, но мемфис — исключение. У него есть официальный день и место рождения: 11 декабря 1980 года, город Милан, где знаменитый архитектор, дизайнер-бунтарь Этторе Соттсасс собрал у себя дома коллег. После обсуждения проблем искусства и разговоров на вечные темы творческие люди решили создать группу, чтобы продвигать новое направление.

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

Дилан, Пресли, Древний Египет и США

Название стиля не имеет единой трактовки. В 1977 году в Мемфисе умер Элвис Пресли, чьим поклонником были Соттсасс и его единомышленники. В Египте во времена фараонов существовал город Мемфис. Он объединял и разграничивал две части государства, славился роскошными дворцами, садами, гробницами. Итальянский архитектор увлекался историей. Есть версия, что творческую группу он назвал в честь древнего города. Объединение «Мемфис» просуществовало всего 8 лет. На каждом его собрании звучала песня Боба Дилана «И снова мемфисский блюз». Американский певец-бунтарь подарил миру гимны против войн и дискриминации. Творчество Дилана — микс разных стилей, возвышенных идей, ярких эмоций, юмора, цинизма, сарказма, лирики. Оно впитало и отвергло привычные каноны. Аналогичный путь выбрали для себя создатели мемфиса, которые за 8 лет добились мирового успеха. Распад объединения тоже стал ломкой стереотипов о творческих людях. Художники, архитекторы, дизайнеры расстались тихо, без имущественных споров, скандалов.

Долой правила, ограничения, штампы!

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

Мемфис анархичен, не признает привычных правил. Дизайн интерьера в таком стиле:

— оформляется в любой сочной цветовой гамме;— отличается хаотичными дизайнерскими акцентами;— балансирует на грани абсурда и гениальности;— воплощает идею абсолютной свободы самовыражения;— использует все геометрические формы;— нацелен на применение ламината, пластика, оргстекла, недорогих искусственных, натуральных материалов.Непредсказуемые формы предметов мебели и светильников — отличительная черта анархичного направления. В XXI веке оно получило название «неомемфис». Среди популярных дизайнерских решений первой и второй волны стиля стабильно лидируют контрастные сочетания светлых и темных отделочных материалов.

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

Скучать не придется!

Поклонники неомемфиса — противники традиций, но они широко используют элементы классики и других направлений. Главное при обустройстве интерьера в стиле мемфис:

— сохранить непредсказуемость дизайнерских ходов;— сделать каждый участок помещения интересным;— использовать крупные предметы декора;— не бояться перегружать пространство вазочками, фигурками, декоративными панно, коллажами, картинами, фотографиями, тотемами;— позаботиться о качественном искусственном освещении — разместить в комнатах авангардные люстры, настенные светильники, торшеры;— сделать ставку на красный, желтый, синий цвета;— применять многочисленные аксессуары с пестрыми узорами;— экспериментировать с материалами, которые имитируют крокодилью, змеиную кожу, черепаховый панцирь, шкуры диких животных.

мемфис в интерьере

В мемфисе активно применяется и черная мебель. Она утопает в ярких подушках. Рядом с нею на ковер обычно помещают грубые деревянные табуреты или другие подчеркнуто простые предметы.

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

Где брать нестандартные идеи?

Стиль предлагает профессиональным дизайнерам и любителям свой ответ на вечный вопрос. Анархичное направление — это всегда мощные театральные эффекты. Как попробовать свои творческие силы в мемфисе? Войдите в роль автора и режиссера-постановщика абсурдной пьесы, где все перемешано, нет единого творческого замысла, понятных сюжетных линий.

Играйте цветами, формами, мебелью, аксессуарами, материалами!

мемфис в интерьере

мемфис в интерьере

 

 

Так же Вас может заинтересовать:

скандинавский стиль в интерьерескандинавскийконтемпорари в интерьереконтемпорарисуперматизм в интерьересуперматизм

 

prointerior.info

Группа Мемфис

Светильник Super от Мартина Бедина, 1981

В конце семидесятых годов прошлого столетия представители итальянского авангарда находились в активном поиске альтернативных концепций дизайна. 11 декабря 1980 года знаменитый Этторе Соттсасс пригласил к себе домой художников, проникнутых идеей разработки новых методов дизайна. Среди гостей Этторе Соттсасса были Микеле Де Лукки, Марко Дзанини, Альдо Чибик, Мартин Бедин, Барбара Радиче, Маттео Тун. Собрание оказалось плодотворным – было принято решение о создании нового творческого объединения дизайнеров.

Интерьер от группы «Мемфис»

 

Название этого объединения, «Мемфис», отвечало сразу нескольким критериям. Во-первых, на встрече звучала песня Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again" («И снова мемфисский блюз»). Впоследствии эту песню ставили на каждом собрании группы, что стало своеобразной традицией.

 

Во-вторых, название «Мемфис» имело отношение к культурной столице Древнего Египта, а в-третьих, в американском городе Мемфис (штат Теннесси) родился Элвис Пресли.

11 февраля 1981 года состоялось второе собрание группы, к которой присоединились Натали дю Паскье и Джордж Соуден. За прошедшие два месяца члены группы выполнили свыше ста всевозможных рисунков и чертежей предметов быта. В них они высмеивали рациональный подход к дизайну и упор на функциональность изделий – всё то, что принято называть «хорошим дизайном». Вдохновением для художников послужили как декоративные стили прошлых лет (включая китч и арт-деко), так и футуристические темы.

Настольная лампа Bay, дизайнер – Этторе Соттсасс, 1983

 

Затем художники и дизайнеры «Мемфиса» стали претворять свой проект в жизнь. Они разрабатывали и выпускали рекламные материалы, искали производителей мебели и керамики, которым предлагали образцы изделий для производства небольшими партиями. У руля творческой группы встал Эрнесто Гизмонди, возглавлявший знаменитый бренд Artemide.

 

Первая выставка работ группы состоялась 18 сентября 1981 года в миланском выставочном центре «Арка 74». Продукция «Мемфиса» была признана сенсацией международного масштаба: вскоре после выставки вышла в свет книга «Мемфис. Новый международный стиль», ставшая настоящим средством пропаганды так называемого антидизайна. Это неудивительно – во многих крупных проектах «Мемфис» использовал пластик всевозможных цветов, поскольку в нём, по мнению дизайнеров, напрочь отсутствовала культура. Несмотря на то, что свою энергию и формы орнамента «Мемфис» почерпнул из модернизма, вся продукция группы была его полным отрицанием. Всё это, в совокупности с недюжинным чувством юмора художников «Мемфиса», сыграло огромную роль в повсеместном распространении постмодернизма. Группа создавала мебель и предметы домашнего обихода, монументальные и красочные проекты в стиле «нео-поп», высмеивая понятие «хорошего вкуса» посредством использования пластиковых ламинатов, украшенных смелыми узорами.

Настольные лампы Tahiti (Этторе Соттсасс, 1981) и Oceanic (Микеле Де Лукки, 1981)

 

За всё время существования, с 1981 по 1988 годы, «Мемфис» организовывал выставки по всему миру. Признанные столицы дизайна, Париж, Лондон, Ганновер, Женева, Стокгольм, Токио, Нью-Йорк и множество других городов мира радостно приветствовали креативщиков «Мемфиса». На протяжении всего творческого пути группы её бессменным исполнительным директором оставалась известный журналист Барбара Радиче. Однако в 1988 году популярность группы пошла на убыль. Этторе Соттсасс принял решение распустить «Мемфис». Расставание было лёгким – как участники группы, так и сам Этторе Соттсасс относились к ней легко, признавая «Мемфис» не более чем капризом моды.

 

Настольная лампа «Тукан-пеликан», дизайнер – Этторе Соттсасс, 1985

designbd.ru

что это и при чем здесь Боб Дилан: pine_and_apple

Продолжаю тему небанальных и даже "странных", но запоминающихся и эффектных решений в интерьере. В прошлых постах — говорили о цвете и декоре. Сегодня для тех, кому хочется нестандартного и яркого — немного о стиле мемфис. 

Сразу оговорюсь: эти интерьеры — точно не для жизни (хотя уверена, найдутся и те, кто сможет в них комфортно существовать). Скорее, они для того, чтобы полюбоваться (или удивиться и даже ужаснуться) и взять на заметку отдельные идеи и приемы. 

Лично мне нравятся в нем две черты: чистые цвета (пастельные или яркие) и такие же чистые, четкие формы и линии. Оторваться от этих картинок сложно. Но вообще-то мемфис — не столько об эстетике, сколько о философии (как и все направления в искусстве). Об этом — ниже.

Почему философия и откуда вообще такое название? Это что, что-то из Древнего Египта? А вот и нет. "Мемфис" ( Memphis) — это группа дизайнеров-постмодернистов, объединившихся 11 декабря 1980 года, чтобы взглянуть на дизайн как на смелый эксперимент. 

В нее вошли Этторе Сотсасс, Андреа Бранци и Микеле Де Лукки. А название группе дала песня Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again" — ее друзья слушали в тот вечер, сидя дома у Этторе. Как и все постмодернисты, члены группы "Мемфис" стремились уйти от общепринятых стандартов и противопоставляли себя "хорошему вкусу" в его традиционном понимании.

С помощью чего они это делали? Эксперименты! Эксперименты с чем угодно: формой, цветом, материалом, фактурой. Но кое-что все-таки объединяло все эти предметы и интерьеры (конечно, ведь иначе и стиля бы не существовало): формы — геометрические, цвета — яркие, материалы — высокотехнологичные, орнаменты — контрастные и пестрые. А еще использование так называемых "тотемов" — вот таких конструкций:

"Мемфис" просуществовал до 1988 года. За эти 8 лет дизайнеры успели создать несколько предметов, ставших культовыми: кресло Bel Air...

... кровать в виде боксерского ринга Tawaraya Ring...

... и стул First.

И еще несколько примеров:

(Все фото — с Pinterest, если вы правообладатель, свяжитесь со мной, я укажу ваше авторство).

pine-and-apple.livejournal.com

Незабываемые 80-е и группа Memphis. Они собрались в декабре...

На волне популярности 1980-е. В итальянском дизайне — это прежде всего авангардная группа Memphis и творчество ее идеолога Этторе Соттсасса. Столетие Соттсасса широко отмечали в 2017 году.

По теме: Этторе Соттсасс и Мартино Гампер: второе включение

Они собрались в декабре 1980 и, как группа, просуществовали до 1988-го. Помимо Соттсасса в Memphis входили архитекторы, дизайнеры и художники: Андреа Бранци, Микеле де Лукки, Маттео Тун и др. Отрицая «хороший вкус», буржуазность и консьюмеризм, ориентируясь на повседневность, авторы «Мемфиса» использовали недорогие материалы (ламинат из баров и кафе), увлекались комиксами, коллажами, асимметричными формами, открытым цветом. Большинство объектов «Мемфис» напоминает игрушки: веселая игра, свобода, анархия — тема их антидизайна — алогичного, антимодернистского, оригинального.

Для мемфицистов форма не должна была следовать функции. Они выставляли прототипы, что стало обычным для дизайнерских показов благодаря «Мемфис». Раньше каждый предлагаемый предмет мебели должен был быть готов к массовому производству, поэтому производители мало рисковали ради нового.

По теме: Широ Курамата: дизайн — это желание

Первым преданным поклонником группы считается Карл Лагерфельд: свою тогдашнюю квартиру в Монте-Карло он обставил исключительно произведениями мемфицистов. После 2007 года, когда Соттсасс умер, «Мемфис» начал «ползти» обратно в мир дизайна. В 2014 году американский бренд American Apparel попросил Натали дю Паскье создать для него коллекцию. В том же году София Коппола призналась, что была одержима «Мемфисом» в молодости. В ноябре 2017 семья Дэвида Боуи продала его коллекцию произведений искусства на Sotheby's, где выяснилось, что Боуи собрал более 400 произведений мемфицистов, после того, как познакомился с Соттсассом в 80-х.

По теме: Игры в LEGO Бьярке Ингельса

Одной из главных и самых молодых участниц Memphis была француженка Мартин Бедан. В интервью она ответила на вопросы Алина Ковалёвой: «Мы встретились в парижской квартире Мартин, — рассказывает Алина. — Идеалист, занимающийся только своим любимым делом, она производит впечатление человека независимого и живущего в согласии с самой собой. Ее отличают легкость и юношеское восприятие мира, но так же сила характера вместе с категоричностью суждений.

Дизайнер Мартин Бедан. Алина КовалёваАлина Ковалёвагалерист, блогер

Искусствовед, куратор, основатель галереи «Палисандр». Специализация — послевоенный дизайн и абстрактная живопись второй половины ХХ века.

«Мартин Бедан носит в себе непрекращающийся невинный кураж, который в конечном итоге становится символом свободы, светящейся и прозрачной». Этторе Соттсасс.

Рульмана наших дней не существует? Думаю, что есть прекрасные мастера, очень сконцентрированные на работе, делающие исключительную мебель. Мартин Секели, например. Эпоха большой спекуляции в дизайне закончилась — Заха Хадид умерла. Когда продавали вещи «Мемфиса» из коллекции Дэвида Боуи — ясное дело, что покупали прежде всего царапины Боуи на предметах, а не сами предметы.

По теме: Дэвид Боуи: мебель Memphis из коллекции музыканта

«Мемфис» — протест против элитарности? Нет, ведь если мы считаем себя интеллектуалами, мы автоматически становимся частью элиты. Это был протест против рынка, генерирующего потребление. Маленькая группа людей всех возрастов: Натали дю Паскье и мне было по 20, Соттсассу за 60, мы объединились с целью создания дизайна в некой манере «сопротивления» идеям маркетинга и моды. Объекты радикальных дизайнеров близки по духу искусству Марселя Дюшана. Нефункциональные безумства, вроде лампы в виде подушки для иголок. Но проблема в том, что «Мемфис» стал ультрамодным. Наш протест вдруг создал вещи-иконы. Они никогда не были сверх-коммерческими, но все пошло вразрез с нашей первоначальной идеей... Мы так же были очень близки концептуализму: к примеру, Алессандро Мендини рисовал стулья из соломы, которые надо было поджечь, прежде чем сесть.

Как же мы можем «радикализироваться» в наше время? Ничего не покупать (смеется).

Ковер Riveria, Натали дю Паскье. Эстимейт 800 –1 200 ф. ст. Продан за 27 500 ф. ст. Sotheby's. Коллекция Дэвида Боуи.

«Думаю, эпоха большой спекуляции в дизайне закончилась — Заха Хадид умерла.»

Скажите, как случаются такие  «группировки»? Как это соотносится с индивидуализмом, присущим всем творческим личностям? Тогда в Милане было четыре-пять крупных дизайнеров. Джо Понти был еще жив, я была знакома с ним, но он уже почти не работал. Был Акилле Кастильони, был Соттсасс (который тогда, в основном, работал для Olivetti). Были Маджистретти и Манджаротти, более молодой Андреа Бранци, Алессандро Мендини — интеллектуал, издававший журналы Casabella и потом Domus. И была молодежь, вроде меня. Я уехала изучать архитектуру во Флоренцию в 18 лет и примкнула к радикальному движению Superstudio еще до «Мемфиса». Тогда уже существовали «Архизум» в Италии, «Архиграм» в Англии — очень европейские явления, бунт против тоталитаризма индустрии, маркетинга, потребления. Почти все члены «Мемфиса» знали друг друга. Микеле де Лукки, как и я, например, тоже учился во Флоренции.

Стулья Riviera, диз. Микеле де Лукки. Эстимейт 500–700. ф. ст. Проданы за 8 125 ф. ст. Sotheby's. Коллекция Дэвида Боуи.

Нас пригласили выставиться в миланском Триеннале в 1977 году. Там я и познакомилась с Соттсассом. И тогда же нарисовала лампу Super, сделав макет из картона, поскольку на большее не было денег. Соттсасс спросил меня: «Tu qui sei?» («А ты кто такая?»), на что я ответила: «Я — никто, а ты кто?». Вот так я, в 20 лет, студенткой, как и другие молодые дизайнеры, отправилась в Милан работать с Сотсассом. Денег у него не было — нам не платили. Питались сосисками и развлекались. К тому же у многих были дополнительные занятия — я вот, к примеру, писала для французских изданий. Можно сказать, что это была группа «выживающей» молодежи вокруг Соттсасса. Мы были очень счастливы вместе с ним.

Диван Lido, диз. Микеле де Лукки. Эстимейт 1,5–2000. ф. ст. Продан за 16 260 ф. ст. Sotheby's. Коллекция Дэвида Боуи.

Как-то раз все поехали на Корсику в мой семейный дом. Вооруженные тетрадками мы много рисовали — объекты, мебель. Однажды разложили на полу рисунки, а Соттсасс сказал: «Надо что-то с этим делать!». Вернувшись с рисунками в Милан мы, под песню Боба Дилана Stuck Inside of Mobile With The Memphis Blues Again, выбрали название «Мемфис»… Наше сообщество было очень закрытым. Я тогда жила вместе с Микеле де Лукки, Натали (дю Паскье) — с Джорджем Соуденом. Это было что-то вроде киббуца.

Чайник Colorado, диз. Марко Занини. Эстимейт 300–500 ф.ст. Продан за 10 625 ф. ст. Sotheby's. Коллекция Дэвида Боуи.

В 1990 я покинула Милан, но мы всегда оставались на связи. И до сих пор это так. Микеле (Микеле де Луки 12 лет был мужем Мартин Бедан) и сейчас может меня спросить «Нет ли новостей от Натали? Три месяца ее не видел». С Барбарой (Барбара Радиче, жена Этторе Соттсасса, журналист и «летописец» объединения) мы тоже постоянно общаемся.

Книжный шкаф Adesso Pero, диз. Этторе Соттcасс. Эстимейт 5–7 тыс. ф. ст. Sotheby's. Коллекция Дэвида Боуи.

Почему в группе были только две женщины (если не считать Барбару Радиче)? Группа была очень закрытой. Паола Навоне вначале тоже была с нами. Мы жили в одном районе, работали в одном подвале, вместе мерзли в офисе Этторе. Это была семейная история и, конечно, это был чистый авангард. Как поезд: если он мчиться без остановок, никто не может в него впрыгнуть или сойти. Многие хотели присоединиться, присылали рисунки. И никто не говорил «нет», просто то, что присылали, было копированием «Мемфиса»… Мы решили прекратить, когда начали повторять сами себя — концепция размылась и это уже не было авангардом.

Обеденный стол Madras, диз. Натали дю Паскье. Эстимейт 1–1,5 тыс. ф. ст. Sotheby's. Коллекция Дэвида Боуи.

Какая была обстановка в группе? Были ли те, с кем вам было легче работать, и наоборот? Мы были вроде рок-группы: много развлекались, устраивали вечеринки. Каждый рисовал что-то в своем углу, потом мы показывали друг другу. Соттсасс был интеллектуальным центром, дирижером. Очень организованным, сильным духовно. Экстраординарным. В то же время закрытым — не особо любил знакомиться с новыми людьми.

Вазы Orinoco, диз. Масанори Умеда. Эстимейт 400-600 ф. ст. Проданы за 6250 ф.ст. Sotheby's. Коллекция Дэвида Боуи.

А японцы тоже были «рокерами»? Трудно представить. Расскажите о них. Умеда прислал Соттсассу телеграмму со словами: «Я студент из Японии, хочу работать с вами. Приеду после лета». Соттсасс тогда не понял, зачем так долго тянуть, ведь на дворе был только февраль. Но Умеда пояснил, что приплывет на корабле, а зимой это небезопасно, поэтому сядет он корабль в июне, а будет у нас только в сентябре. Он был очень забавным. Стеснительным. Арата Исодзаки не жил с нами — он периодически высылал свои рисунки. А вот Широ Курамата стал близким  другом, частью моей семьи, он приезжал в Милан. Был таким же как мы — любил выпивать, танцевать. С ним отношения были особо глубокие.

Светильник Super, диз. Мартин Бедан. Эстимейт 250–350 ф. ст. Продан 11 250 ф. ст. Sotheby's. Коллекция Дэвида Боуи.

Как появилась лампа Super? Во время учебы во Флоренции я начала придумывать объекты. Поняла, что они должны быть «другими», как некие вирусы: помещаешь вещь в пространство, и она «заряжает» его собой. Мой отец был инженером-проектировщиком. Я обожала все связанное с технологией, механикой, лампочками и пр. Кроме того, я всегда путешествовала, жила в постоянных перемещениях… Вот мне и пришла в голову идея светильника, который можно взять с собой. Моя большая лампа с «маленьким» названием Lampe de Poche (карманный фонарик) появилась на бумаге во времена «Мемфиса», но была впервые издана тиражом шесть экземпляров только недавно. Название выбирала не я. Когда мы делали первую выставку «Мемфиса», было голосование. Не помню, чья это была идея, но мы решили давать своим творениям имена отелей, в которых останавливались. Я помню этот отель Super в Нью-Дели. Оттуда же Сarlton (знаменитая этажерка Соттсасса, — прим. ред.) и т.д. И да, если вы хотите найти аутентичный, первый вариант моей лампы, 1981 или 1982 года, то корпус был металлический, не пластиковый.

Стеллаж Carlton, диз. Этторе Соттcасс. Эстимейт 5–7 тыс. ф. ст.

Какие у вас любимые предметы «Мемфис»? У меня есть две вещи — стол Кураматы из терраццо и еще один маленький столик Этторе. Есть и другие объекты Этторе, но не времени «Мемфис».

Стол Kyoto, диз. Широ Курамато. Memphis. Терраццо.

У коллекционеров есть интерес к оригинальным предметам «Мемфис». Как их отличить? На объектах «Мемфис» 1981 года есть лейблы, прикрученные двумя маленькими шурупами. Понятно, что они уже очень потрепаны. Если же таблички новые — это не раннее издание. И еще одна очень важная деталь для идентификации первых вещей — при ближайшем рассмотрении поверхности видны... заламинированные комары. Мы делали эти вещи летом недалеко от Турина и там были полчища комаров (смеется). Но помните, главное в предмете — это не лейбл, а мысль дизайнера. 

www.interior.ru

Стиль «Мемфис»: что такое стиль «Мемфис»?

Анархичный стиль, преследовал цели свободного самовыражения.

На фото: модель Faituttotu от фабрики Serralunga, дизайн Sottsass Associati.

Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) по инициативе Соттсасса. Ее названием стало слово из названия песни Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again", которую слушали у Соттсасса в тот вечер. Группа просуществовала до 1988 года.

Стиль «Мемфис» был анархичен и преследовал в основном цели свободного самовыражения дизайнера. Следуя одному из основных постулатов постмодернизма, он активно противопоставлял себя «хорошему вкусу», пропагандируемому стилями модернистского направления. Вместе с тем он привлекателен и остроумен.

На фото:

Экспериментируя с материалами, формами и цветами, дизайнеры создавали качественные и функциональные предметы, пользующиеся спросом у потребителя. Для этого стиля характерны броские геометрические формы, яркие цвета, использование высокотехнологических материалов (например, ламинированного пластика), а также прямое цитирование элементов исторических и авангардных стилей. Изделия, как правило, выпускались ограниченными сериями при обязательной рекламной поддержке.

На фото:

В оформлении интерьеров использовались практичные, недорогие материалы, чаще всего ламинат вызывающе ярких расцветок, с рисунком «под змеиную кожу», «под шкуру леопарда», «под черепаху» или с геометрическими мотивами. Приветствовалось контрастное сочетание цветов (черные стены — белый потолок — пол в яркую клетку с узорами из геометрических фигур внутри каждой). Стены могли быть украшены коллажами, построенными по принципу хаоса.

На фото: модель Callimaco от фабрики Artemide, дизайн Sottsass Ettore.

Отличительные черты мебели этого стиля — пестрота, причудливость и непредсказуемость формы, парадоксальное смешение недорогих материалов (обивка из искусственной кожи, пластмассовые ножки и т.д.). Яркими во всех смыслах примерами могут служить кресло Oberoi (1981) от Джорджа Соудена (George Sowden) с красной обивкой и ярко-желтыми ножками, а также рабочий кабинет Beverly (1981) от Соттсасса с желтыми ламинированными дверцами «под змеиную кожу», полками «под черепаху» и красной лампой или его же рабочий шкаф Casablanca из пластика с полками причудливой формы, украшенными узором «под змеиную кожу» на красном и желтом фоне.

На фото: модель Matrix от фабрики Meritalia, дизайн Rashid Karim.

Основные мотивы:

  • естественные: узоры «под черепаху», «под змеиную кожу», «под шкуру леопарда»;
  • геометрические: квадраты, ромбы, овалы, прямоугольники, круги, полоски, решетки, кресты.

www.4living.ru


ремонт квартиры