Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Женский журнал - Секреты здоровья и красоты. Цветовое решение интерьера


Цветовое решение интерьера - эксклюзивно на Our-Interior.com

Когда мы оформляем интерьер помещения, мы влияем на его цветовое решение, а это цветовое решение в свою очередь влияет на нас. Вот почему одно помещение вызывает у нас хорошее, легкое, приподнятое настроение, в другом мы чувствуем – угнетенность, оно подавляет, сдерживает! На самом деле все зависит от цветового решения интерьера. Цвет может оказывать разное психологическое воздействие на человека – то он возбуждает в нас чувство холода, а то теплоты, он может придавать бодрости или наоборот, усталости, легкости или тяжести. Цветовое решение интерьера может визуально, как расширять пространство, так и сужать его, делать меньше, теснее. С помощью цвета можно придавать интерьеру прозрачность и массивность, раскрытость или замкнутость.

Доказано, что грамотно подобранный цвет для помещения цеха, к примеру, повышает производительность труда работающих, а правильно и удачно подобранный цвет интерьера квартиры может влиять на умственную деятельность человека, а также влияет на самочувствие и здоровье.

Умело, грамотно подобранный цвет, с учетом его свойств, для интерьера поможет добиться в нем гармонии и уюта. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно впасть в крайность – сделать дом унылым и невыразительным, или наоборот, излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг.

Классификация цветов

Цвета делятся на группы: теплые и холодные цвета.

К группе теплых оттенков относятся: желтый, красный, желто-оранжевый, красно-оранжевый, а также красно-фиолетовый, и все цвета, производные от них. Если в зеленом цвете больше синего, то он — холодный, если в нем преобладает желтый – его можно назвать теплым. Теплая группа цветов кажется более близкой, поэтому эти цвета называют выступающими, тогда как холодные оттенки визуально воспринимаются дальше, и они называются отступающими.

К холодной группе относятся – фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовые оттенки. Если окна комнаты выходят на южную сторону, использовать в ней лучше холодные цвета, они сделают комнату прохладнее, особенно в жаркие летние дни. Если же комната выходит окнами на север – оформляйте ее в теплых оттенках – в ней будет казаться теплее и уютнее.

Цветовое решение интерьера может быть контрастным или нюансным. При решении интерьера нюансным способом в нем преобладают близкие по тону, мягкие цвета и оттенки. При контрастном оформлении интерьера – гармонично сочетаются разные цвета и оттенки. К примеру, мебель с насыщенной яркой обивкой будет контрастно смотреться на спокойной поверхности пола. Контрастное цветовое решение лучше применять для просторных помещений – для интерьера гостиных, детских комнат. В цветовой палитре одной комнаты лучше пусть будет два-три цвета – не больше. В противном случае, многообразие цвета вызывает порой агрессию, раздражение и в большинстве случаев утомляет.

Можно оформить квартиру или комнату контрастно, то есть повторимся: сочетая цвета резко отличающиеся друг от друга. Принцип контрастного оформления – сопоставление двух цветов контрастных друг к другу – это такие классические решения, как зеленый и красный, синий и оранжевый, коричневый и бирюзовый и так далее. Естественно, это вовсе не означает, что отделка стен, дверей, пола и все предметы в интерьере должны быть только двух выбранных цветов. Цветовая гамма контрастирующих групп может иметь несколько разнообразнейших оттенков – светлее или темнее, теплее – холоднее, но избранные цвета все же должны в интерьере доминировать. К примеру, синий, желтый, красный дают очень сильный, ярко читаемый контраст цвета: стены темно синие, а мебель и текстиль помещения – имеет красно-желтую клеточку, плюс в интерьере детали белого или черного цветов. Белый цвет и черный дают самый сильный, самый читаемый контраст темного и светлого.

Как правило, окрашивать потолок рекомендуется в белый цвет, ведь он создает иллюзию воздуха, простора, в отличие от темных оттенков. Но, если в маленьком помещении, но очень высоком, потолок можно покрасить темными цветами, а стены в светлые, холодные тона, комната при таком решении визуально будет казаться просторнее, но немного ниже, то есть натуральных, нормальных размеров.

Окрашивание потолка в темный цвет оправдано только тогда, когда помещение высокое и узкое, но и в этом случае оттенок нужно подбирать очень и очень осторожно. При недостаточном естественном освещении, особенно в старых домах, используются для оформления теплые светлые оттенки и тона – оранжевый, белый, зеленый, бежевый, серый, голубой. Именно эти цвета отражают в 2 раза больше естественного света, чем другие цвета. В южных городах используют для оформления комнат более темные цвета, и мы уже об этом говорили, ведь они поглощают избыток солнечного света – это голубой, терракотовый, темно-голубой.

Цветовое решение интерьера – психология цвета

Синий цвет, наиболее предпочитаемый в интерьерах цвет, а все благодаря своему спокойному умиротворяющему воздействию. В природе мы наблюдаем сложные постоянно меняющиеся комбинации синего цвета – от нежного голубого до насыщенного черно-фиолетового. Оглянитесь вокруг – воздух, вода, глубина, даль, анодированная поверхность – все это оттенки синего. В помещении простой синий, как правило, выглядит довольно холодно, но если его разложить на сложные тоновые оттенки или соединить с желтым или красным, то воспринимается он совсем по-другому. Сочный насыщенный желтый с ярким синим, дают неожиданную комбинацию солнечного природного окружения, и мрачное сочетание синего и коричневого ассоциируется с небом и землей. Коричневые оттенки, бежевый цвет с синим, уместны для оформления спокойного и стильного помещения – гостиной, рабочего кабинета, детской или спальной комнаты.

Если вы хотите использовать в оформлении своего интерьера голубой цвет, знайте, он придает комнате строгий, немного холодный вид, а еще делает ее просторнее, больше.

Фиолетовый цвет зрительно создает ощущение тяжести помещения, замкнутости, порой вызывает гнетущее, депрессивное настроение. А потому использовать насыщенный фиолетовый цвет в интерьерах без профессиональной поддержки дизайнера нужно очень и очень осторожно.

Хотите, чтобы ваша комната вызывала состояние покоя? Тогда самый лучший цвет – зеленый. Это цвет природы и листвы, это цвет свежести. Зеленый цвет благотворно влияет не только на психику, он снижает давление, а при умственном перенапряжении он влияет очень благотворно на мозги. Зеленый отлично подходит для оформления домашних интерьеров, но помещение, окрашенное или оклеенное обоями разбавленного зеленого, выглядит скучно, бездушно и нежизнеспособно. В зеленый лучше оформлять помещения, предназначенные для расслабления, отдыха. Чтобы избежать перенасыщенности зеленого цвета лучше не использовать его в квартирах с большими широкими окнами, которые выходят к тому же в сторону зеленых парков, массивов.

Использование в интерьере желтого цвета способствует хорошему влиянию на мозг, зрения, желтый также снимает нервное напряжение, создает радостное настроение, солнечную живую атмосферу. Присутствие желтого цвета в интерьере всегда увеличивает пространство помещения, делает его боле легким, просторным. В комбинации с белым – он не утомляет глаза, придает комнате воздушность. Даже самая маленькая, заставленная комната при помощи желтого и белого цветов может превратиться в светлую и просторную. Итак, бесспорно, цветовое решение интерьера играет важную роль, и это мы доказали!

thewalls.ru

Цветовое решение в интерьере квартиры

Цветовое решение является определяющим фактором при создании интерьера квартиры. Определённая цветовая гамма способна повысит деловую активность человека или, наоборот, настроить его на спокойный лирический лад.

цветовое решение в интерьере квартиры

Цвета спектра подразделяются на тёплые и холодные. К тёплым относится первая часть цветового спектра: от красного до жёлтого. Больше подходят для помещений, выходящих окнами на север, для придания пространству более уютного вида. Остальные цвета спектра считаются холодными. Их чаще используют для интерьеров помещений с южной стороны.

Олицетворение каждого цвета

Каждый цвет несёт определённую функциональную и эмоциональную нагрузку.

Белый цвет

Олицетворяет чистоту, простор, добавляет в помещении света. Прекрасно вписывается в стили: финский, классический, морской. Дополненный другими цветами придаёт комнате нарядный праздничный вид. Так в морском дизайнерском стиле белый прекрасно сочетается с голубым, создавая ощущения простора и воздушности пространства. В классическом стиле белый фон с золотистыми элементами интерьера создаёт торжественную изысканность. В финском, разбавленный зеленью и красочными этнографическими элементами дизайна – уют и гармонию с природой.

белый цвет

Чёрный цвет

Изысканный и строгий, неплохо сочетается со всеми цветами спектра. Особенно эффектно выглядят сочетания чёрного цвета с красным, жёлтым, зелёным и оранжевым. Такое сочетание цветов характерно для готического стиля, в котором буйство красок подчёркивалось чёрными деталями.

чёрный цвет

Красный цвет

Красный несёт ярко выраженную экспрессивную тональность. Находиться долго в комнате с преобладанием красных элементов интерьера (мебели, стен, ковров, картин, домашнего текстиля) утомительно. Радостное возбуждение постепенно сменяется усталостью и раздражением. Но красные вкрапления в интерьер квартиры выглядят очень эффектно. Особенно выигрышно они смотрятся на белом или чёрном фоне. Красные детали интерьера используются во многих этнографических стилях.

красный цвет

Оранжевый цвет

Тёплый и уютный, ассоциируется с изобилием и праздником. Но так же, как и красный, нуждается в дозированном визуальном восприятии. В сочетании с другими цветами прекрасно подходит для создания уютной обстановки на кухне.

оранжевый цвет

Дизайн узкой кухни — это прежде всего отсутствие ярких агрессивных цветов, стены белого, теплого золотистого, светло-бежевого визуально расширят помещение.

Желтый цвет

Жёлтый – радостный, добавляет в интерьер ощущение чистоты и праздничности, особенно его золотистые тона. Золото с белым цветом – это классический беспроигрышный приём в цветовой гамме для создания богатого изысканного интерьера квартиры.

желтый цвет

Зеленый цвет

Свежий цвет зелёного необходим в каждой комнате для создания лёгкой и уютной обстановки. Оттенков зелёного огромное множество, что позволяет его сочетать с любыми другими цветами. Изысканное сочетание зелёного с серым, свежее зелёного с белым, трогательно пасторального зелёного с жёлтым найдёт достойное место в соответствующем интерьере.

зеленый цвет

В синих тонах

Голубые и синие тона успокаивают, расслабляют, настраивают на философское восприятие жизни. Хорошо подходят для спален. Голубой цвет идеально подходит для маленькой кухни, так как визуально расширяет пространство. Но голубая кухня не так часто встречается в наших квартирах, так как многие думают что холодные тона делают кухню менее уютной.  Смягчат интерьер фасады и столешницы теплых тонов, кухонные аксессуары оливкового и бежевого цвета.

в синих тонах

Фиолетовый цвет

Фиолетовые цвета в большом количестве подавляют, но в малом изысканно выглядят на фоне более тёплых. Способствуют творческому процессу, хорошо дополняют обстановку кабинетов.

фиолетовый цвет

Коричневый и серый цвет

Коричневые тона имеют различные оттенки, что позволяет их использовать в качестве цветового решения в любом интерьере квартиры.

коричневый и серый цвет

Серый цвет универсален. На стенах серого цвета прекрасно смотрятся картины, фотографии, зелёные растения, элементы декора. Сочетается с любыми цветами и оттенками, меняя свою эмоциональную выразительность.

stilnaja.ru

Цветовое решение интерьера. Часть 1

Повышение жизненного уровня, требований к своему жилью создают совершенно новую ситуацию – миллионы людей более не могут быть удовлетворены отделкой интерьеров, сводящейся к оклейке первыми встреченными бумажными обоями и белой окраске потолков. Это вызывает огромный массовый интерес к проблемам и решениям дизайна интерьера, появление новых журналов и сайтов по этой теме. Одна из ключевых составляющих проекта интерьерного дизайна – разработка его цветового решения.

Цветовое решение интерьера оказывается необходимым всегда, вне зависимости – проводится ли минимальный декоративный ремонт или масштабная реконструкция, оформляется ли новое здание, или хозяйка вешает новую штору. Любой элемент интерьера имеет свой цвет и вносит вклад в производимое им впечатление.

Оптимизация цветового решения интерьера – самый общедоступный путь повышения эстетичности интерьера. Для него не нужно проводить перепланировок, заново размещать оборудование, укладывать отделочный камень и дорогую керамическую плитку. Эстетичность интерьера может достигаться всего лишь грамотным применением краски нужного тона и эквивалентных по своей стоимости отделочных материалов.

И, наконец, цвет интерьера оказывает самое ощутимое психологическое и физиологическое действие на человека, на условия жизни людей, облегчая или усложняя их. В зависимости от той или иной окружающей цветовой гаммы, человек может длительно сохранять активный позитивный настрой, либо быстро прийти к нервному расстройству. Кроме того, он может по-разному воспринимать окружающие звуки и температуру. Цветность весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние. Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости. В светлом, цветном и ярком окружении особенно нуждаются дети. Другой крайностью была бы цветовая перегрузка интерьера – хаотичное, беспорядочное, утомительное и неорганизованное многоцветие.

Неисчерпаемость возможностей цвета, с таким успехом используемая во всех видах искусств, порой наталкивает на мысль, что в архитектуре цвет используется еще недостаточно, несмотря на то, что применение цвета в архитектуре имеет давние традиции. История знает множество ярких примеров прямой и наглядной связи цвета с архитектурными решениями, глубокого понимания его художественной роли, удивительной гармонии цветовых сочетаний при создании архитектурных образов. Одним примеров высокопрофессионального, но в тоже время – общедоступного и привычного интерьера являются станции метро. Их создатели сумели превратить узкое, подземное сооружение в светлое, иллюзорно открытое и просторное помещение, где посетители чувствуют себя очень комфортно.

Цвет в композиции интерьера

Интерьер, замкнутое пространство – специфическая светоцветовая среда, не похожая па пленер. В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации. А цветной фон природы всегда гармоничен, здесь возможна чистота тонов, немыслимая в интерьере. Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. «Дисциплинировать» такое многоцветие не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний. Цвет в интерьере рассматривается на близком расстоянии, иногда вплотную. В интерьере необходима эмоциональная насыщенность среды – там источники эстетических переживаний нужно программировать и создавать.

Интерьер не просто окрашивают или оформляют, а задумывают в цвете. Цвет через материал-цветоноситель органически связан с архитектурно-пространственной формой и непосредственно участвует в ее создании.

Цветовые средства композиции

Цвет, в том числе и в интерьере, обладает множеством характеристик, которые по общим признакам можно объединить в две группы. К первой группе относятся основные свойства цвета, вторая включает свойства, обусловливающие его психофизиологическое воздействие.

Цветовой тон – первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света. Именно его называют – красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Создавая нужное впечатление, тона преобразуют, меняя яркость, чистоту, фактуру, насыщенность краски, добавляя иные пигменты и тона.

Яркость. В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого. Белый цвет почти обязательно присутствует в интерьере, как цвет потолка, переплетов, откосов. Осветление интерьера повышает освещенность, выявляет тонкие оттенки. Черный цвет применяется относительно редко – для расстановки акцентов. Серые цвета очень популярны как спокойный, нейтральный фон стен.

Чистота и насыщенность цвета – близость цвета к чистому спектральному, без примесей белого или черного. В красках – процентное содержание чистого хроматического пигмента.

Фактура поверхности. В интерьере нельзя говорить о цвете вообще, безотносительно его материалу. Совершенно по-разному воспринимаются черный полированный камень и черное сукно, красный бархат и красная бумага. Их резко отличает фактура – мера гладкости и отражающих свойств материала. Изменение фактуры полностью меняет вид материала – полировка камня, пропитка паркета мастикой. Различают три вида фактур.

  • Матовая поверхность – мелкопористая, шероховатая, равномерно рассеивающая свет. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т.д.
  • Глянцевая, бликующая поверхность. Это фактура эмали, лака, линолеума, пластмассы, кафеля. Ей присущ и своеобразный шелковый блеск.
  • Блестящая поверхность – отражающая окружающие предметы. Это фактура стекла, зеркала, полированного камня и металла.

Присутствие в интерьере больших блестящих поверхностей придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует его. Необходимый минимум цветовых впечатлений в спокойном интерьере офиса может реализоваться введением цветовых элементов, живописных полотен.

Свойства цветов

Цвет иллюзорен при его зрительном восприятии, безгранично изменчив в зависимости от окружающей обстановки, от освещения, соседства других цветов, местоположения, фактуры, величины окрашенной площади, расстояния до наблюдателя, времени воздействия на него. Изменяясь сам, цвет меняет и восприятие среды – зрительно сокращает или удлиняет помещение, подчеркивает или скрадывает объемность форм, выделяет или скрадывает, вызывает ощущение теплоты, сухости, холода или влаги.

Многочисленные исследования психологов показали, что одни и те же цвета и их сочетания вызывают у людей близкие, объективно действующие эмоциональные реакции. Восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим характером, вызываемыми ассоциациями и общепринятой символикой.

Главная характеристика цветов – их активность. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь – красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Описание психологического действия цветов, их символики приведено в отдельной статье. При этом нужно учитывать, что воздействие цвета отчасти субъективно и зависит от окружения (черный цвет стен ассоциируется с трауром, черный цвет автомашины – с благородством). Кратко основные психологические свойства цветов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Характе-ристика цветов по ассоциации / Цвета теплые холод-ные легкие тяже-лые отсту-пающие высту-пающие возбуж-дающие угнета-ющие успокаи-вающие
Спектральные:
красный +     +   + +    
оранжевый +         + +    
желтый +   +     + +    
желто-зеленый +   +           +
зеленый   +     +       +
зелено-голубой   + +   +       +
голубой   + +   +       +
синий   +   + +        
фиолетовый   +   + +     +  
пурпурный +     +   + +    
Ахроматические
белый     +            
светло-серый     +            
темно-серый       +       +  
черный       +       +  

Среди ахроматических выступают как более броские белый и черный. Отступают серые. Иллюзорное расположение цветных поверхностей, связанное с их пространственными свойствами, может быть изменено заменой фактур. Всегда, когда в композиции используются пространственные свойства цветов, необходимо учитывать взаимозависимость всех характеристик – броскости, фактурности, весомости, взаимного местоположения в пространстве.

Цветовые закономерности композиции

Придать стройность и порядок хаосу цветов и предметов, соответственно задаче управлять ими можно, лишь опираясь на цветовые закономерности композиции. При этом отбор используемых средств сугубо индивидуален.

В интерьере цвета воспринимаются не сами по себе, а как свойства реальных предметов. Однако существуют и природные закономерности абстрактных цветосочетаний. Реализуя проект, их нужно рассматривать, в первую очередь, переходя от цвета и цветосочетании, цвета и света, цвета и объёмных форм, к цвету и материалу, цвету и функции. В целом цветовая композиция занимает свое место, как часть архитектурной композиции с ее закономерностями – отношениями и пропорциями, ритмом, контрастом, нюансом, масштабностью, соразмерностью и соподчиненностью.

Структурные закономерности сочетаний цвета

Главное условие гармонии – упорядоченный, целостный характер сочетания цветов, определяемый их структурными закономерностями.

Как правило, в интерьере главное соотношение цветов – цвета ограждающих поверхностей, иные – дополнительные и соподчиненные. Возможны простые и сложные соотношения, где мера сложности зависит от количества сочетаемых цветов, их характеристик, управляющих ими закономерностей. Важна также форма сопоставления цветных поверхностей:

  1. Непосредственное касание локальных цветов на четко различимой границе
  2. Сопряжение с размытой границей как радуга, многоцветность неба и моря, градации цвета, обусловленные рассеянным освещением.
  3. Соприкасание с разделяющим контуром, как в цветных витражах.
  4. Сопоставление фигуры и фона с четкой или размытой границей (самый распространенный случай). В интерьере такие сопоставления наиболее важны практически.
  5. Загораживание друг друга цветными плоскостями, не имеющими общей границы (анфилада помещений, видимая сквозь дверные проемы).
  6. Сопоставление цветов, не имеющих общей границы, но воспринимаемых одновременно.
  7. Сопоставление цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих одновременно в поле зрения.
  8. Особые случаи – смешение цветовых точек, полос, переплетение сеток.

Поиск системы гармоничных соотношений цвета опирается на свойства композиции и закономерности цветосочетаний – контраст цветов; гармонию рядов; условия объединения и расчленения цветов; цветовую гамму и тональность; особенности восприятия цветосочетаний.

В достижении целостного и гармоничного соотношения цветов по их основным свойствам большую роль играют общие закономерности архитектурной композиции: тождество, подобие, метр, ритм, симметрия, асимметрическое равновесие, контраст, нюанс. Они управляют соотношениями цветовых тонов, светлоты, чистоты, насыщенности, фактурности, пространственными, весовыми и температурными свойствами, а также взаимным местоположением цветных элементов.

Участок сетчатки быстро привыкает к интенсивному цвету, так что цвет этот как бы сереет. Поэтому интерьеры оформляют в средне и малонасыщенных цветах; при использовании для основных поверхностей насыщенных цветов их сочетают с дополнительными цветами, восстанавливающими чувствительность сетчатки. Самым утомительным является фиолетовый цвет, за ним – синий и красный, самый благоприятный – зеленый. Явление привыкания зрения к интенсивному цвету создает эффект последовательного контраста (в отличие от одновременного при непосредственном взаимодействии цветов). Контрасты – очень эффективный инструмент, позволяющий обогащать композицию, используя цвет в разном соседстве. Последовательным контрастом можно повысить активность малонасыщенных цветов в помещениях, воспринимаемых последовательно. Для этого достаточно соседствующие интерьеры решить в дополнительных или близких к ним цветовых тонах. Решая два или несколько соседствующих помещений в одинаковых или близких цветовых тонях, можно понизить активность насыщенных цветов.

Равноступенный ряд по цветовому тону, яркости, чистоте и насыщенности – это простейшая закономерность, основанная изменении одной из характеристик цвета. Ряд из цветовых тонов, плавно переходящих друг в друга, расположенных строго последовательно в порядке спектра и замкнутый в виде круга – называют цветовым кругом. Он признается всеми исследователями как первооснова и даже символ цветовой гармонии, служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины контрастов, нюансных и контрастных гармоний, делению цветов по «температурному» и «весовому» признаку.

При смешении двух дополнительных тонов (т.е. расположенных противоположно в круге и при смешении создающих серый цвет) образовываются дна ряда: однотональный по чистоте и насыщенности с переходом от цветового тона к серому; двухтональный переходом от одного дополнительного цветового тона до другого, через серый промежуточный. Ряд между двумя не дополнительными тонами будет, соответственно, трехтональным. Ряд, образованный цветовыми тонами разной яркости, лежит перпендикулярно цветовому кругу.

Объединение цветов – первый шаг к поиску гармонии. Цвета могут объединяться, обладая общими признаками: размещением, близостью характеристик, подобием тонов, чистоты, насыщенности, фактуры, ассоциаций и воздействия. При сочетании одни будут восприниматься как фигура, другие – как фон. Иногда цвета объединяются по одному свойству и одновременно расчленяются по другому.

Эстетика цвета требует, прежде всего, выразительности цветовых контрастов, их значимости в композиции. Контраст может создаваться:

  • по яркости тона – между светлым и темным;
  • по цветовому тону – между цветом и его дополнительным;
  • по насыщенности – насыщенный хроматический и ахроматический цвет;
  • по чистоте – от чистого цветового тона к темно-серому;
  • по фактурности – между матовым и блестящим; по ассоциациям:
  • пространственным – выступающие / отступающие цвета;
  • температурным – теплые / холодные цвета;
  • весовым – легкие / тяжелые цвета; по активности воздействия – активные / пассивные, возбуждающие / угнетающие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрастов по другим характеристикам, причем общая степень контрастности соотношения цветов определяется суммарным значением всех видов контрастов. В зависимости от различия характеристик возможны большой, средний и малый контрасты. Величина цветового контраста исчисляется расстоянием между тонами по цветовому кругу, так большой контраст соответствует углам 110 до 180 градусов круга.

Цветовая гамма и тональность

Цветовая гамма – это совокупность цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. В любом интерьере, прежде всего, важна цветовая гамма основных поверхностей. В целом цветовая тональность композиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности. Тональное объединение цветов создает целостность сочетания, исключает хаотичность и пестроту. На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Общая тональность гаммы достигается: – составлением гаммы оттенков одного цветового тона разной яркости и насыщенности; – близостью по цветовому тону всех цветов гаммы; – решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по площади, количеству цвета, насыщенности и чистоте; – количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.; – оптическим смешением различных цветовых тонов, в том числе и полярных; – созданием гармоничной системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов.

Психологическое воздействия сочетаний цвета

Ранее упоминалось психологическое восприятие отдельных цветов. Однако фактически человек всегда воспринимает сложную цветовую среду, не отдельные цвета, а их сочетания. Воздействие контрастов на человека может быть столь значительно, что иногда его приходится нормировать. Большие контрасты вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. При их избытке возникает ощущение пестроты, крикливости или резкости сочетаний.

Малые контрасты образуют спокойные, малоактивные, целостные сочетания, вызывающие чувство единства. Близость характеристик сочетаемых цветов действует объединяюще. Малый контраст по светлоте делает менее заметными членения поверхности и границы плоскостей, усложняет восприятие объемности формы.

Сочетание двух не дополнительных цветов при среднем и малом контрасте по цветовому тону имеет свои особенности. Например, сочетание светло-зеленого и синего вызывает чувство пассивности и холода; желтого и красного – радости; красного с золотым – торжественности, значимости; красного и синего – динамичности; красного и фиолетового – беспокойства; красного и желто-зеленого – активности; желтого и желтовато-зеленого – свежести; желтого и сине-зеленого – успокоенности.

Очень активно воспринимаются сочетания цветных тонов с ахроматическим (черно-серо-белым) тоном. Сочетание красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строго; красного и белого – дисгармонично; желтого и черного – броско; желтого и белого – вяло, мягко, неброско; синего и черного – мертвенно; синего и белого – прохладно, чисто; синего и серого – строго.

Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый цвет рядом с холодным кажется еще теплей. Холодный цвет в сопоставлении с более холодным теплеет, а с менее холодным становится еще холодней. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, а, располагаясь над легким, вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.

Цвет и свет

Свет и цвет нераздельны, сам интерьер – пространство, ограниченное освещенными цветными поверхностями и их свойства – цветовой тон, светлота, насыщенность, чистота, фактурность, психологическое воздействие цвета и интерьера в целом полностью зависят от освещения. Свет определяет восприятие цвета и цветосочетаний, но и цвет влияет на освещенность. Эстетические упущения в организации освещения могут зрительно деформировать или полностью разрушить архитектурную форму, исказить цветовое решение.

Основной естественный источник белого света – прямые солнечные лучи и атмосфера (диффузное освещение). Главная особенность белого света – непостоянство спектра и яркости.

Проходящие через окна прямые солнечные лучи создают в интерьере определенный психологический тонус, приподнятое, радостное настроение, разнообразят цветовую среду помещения, вызывают живописную игру оттенков, света и тени, яркие блики и цветные рефлексы. Вносят веселый беспорядок в цветовую гармонию и искажают в силу сильных световых контрастов восприятие соотношения цветов, образовывают резкие светотени, чрезмерно подчеркивающие объемность предметов. Этот постоянно меняющийся, трудно управляемый мир зависит от движения солнца в течение светового дня по часам и минутам, времени года, географической широты, климатических особенностей погоды и множества причин. Рассеянный дневной свет имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не создает густых теней, выявляя подлинную форму пространства.

Главное преимущество искусственного белого света (от ламп накаливания и газоразрядных ламп) – стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения интерьера. Недостаток ламп накаливания – преобладание в их спектре желтых лучей.

Обычно при свете ламп накаливания теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) – светлеют; тепло-зеленые не изменяются; холодные (зеленые, голубые, синие и фиолетовые) – темнеют; темно-синие становятся трудноотличимы от черных, светло-желтые – от белых. Неразличимы также сочетания светло-желтого с белым, холодного зеленого с голубым. Сочетание желтого с голубым может выглядеть как сочетание желтого с зеленым.

Однако и само естественное освещение в разных условиях различно по спектральному составу и, следовательно, обладает различным оттенком белого цвета – у прямого солнечного света теплый оттенок, а у света, отраженного от северной полусферы неба, – холодный. Свет заходящего солнца – желто-оранжевый, а при определенном состоянии атмосферы огненно-красный. Это необходимо учитывать, подбирая цветовую гамму интерьера.

Мера освещенности – важнейший фактор восприятия интерьера. Впечатление парадности, праздничности, торжественной приподнятости создает освещенность в 150–200 лк. Освещенность в 20–30 лк при любом цветовом решении – угнетающая (как бы ни были прекрасны залы пещер, в темноте там неуютно).

На восприятие цвета очень сильно влияет положение локального светильника, создающего тени и массу градаций освещенности.

Первичный отражатель прямых солнечных лучей или рассеянного света – пол. Поэтому его цветовой тон, светлота, насыщенность и фактура активно воспринимаются, хорошо различимы, играют большую роль в общей освещенности помещения. Темный пол гасит избыток света, светлый – делает свет раздражающим или повышает освещенность при недостаточном ее уровне.

Цветной свет открывает возможности создания интересных цветовых эффектов, совершенно недоступных цвету материалов, пигментов и красящих составов. Назовем некоторые такие эффекты: яркая светоцветовая картина интерьера, воспринимаемая в вечернее время через прозрачный витраж извне, световые подцветки архитектурных форм, струй фонтанов, светоцветовое сопровождение при исполнении музыки, цветные блики и т.д.

Очень важная особенность света-цветоносителя – возможность вариантности при сохранении стабильности, динамической смены, в частности, по специально разработанному режиссерскому плану.

Связь цвета и формы

Выбор цвета для каждой формы, как уже говорилось, многосторонне обусловлен, но кроме этого, цвет может активно содействовать выявлению характерных особенностей формы, либо по необходимости цветом маскировать, изменять, иллюзорно исправлять форму. В частности, цветовое и световое решение интерьера может:

  • особенности и своеобразие пространственной структуры интерьера и его величину;
  • плоскостной или выпукло-вогнутый характер очертания стен, пола и покрытия;
  • степень объемности колонн, простенков, проемов, ниш, мебели и оборудования;
  • линейную форму карнизов, тяг, поручней, обрамлений проемов;
  • членение пространства, ограждающих поверхностей и объемных форм;
  • пластику и выразительность линий сопряжения стен с полом и потолком;
  • соучастие цвета каждой из плоских, линейных и объемных форм в выявлении особенностей пространства.

Цвет и линия

Интерьер полон длинномерных линейных элементов: это плинтусы, поручни, наличники, стыки облицовок, бордюры, переплеты и т.п., некоторые, как филенки и рамки создаются одним только цветом. Многие из них обладают большой эстетической ценностью как самостоятельный элемент и как специфическое средство выражения различных свойств других форм. Таковы – элементы светильников (люстр, бра, торшеров), рисунок барьерных и лестничных поручней, усиленный чистым, насыщенным, сильно контрастным к окружению цветом, с неожиданными сочетаниями прямых и изогнутых, горизонтальных и наклонных линий, образующих энергичные изгибы и пересечения, – воплощение пространственной пластики, выраженной языком линий и обогащенной языком цвета. В этом смысле чрезвычайно характерны винтовые лестницы с их объемно-пространственным ритмическим характером, зубчатой или уступчатой линией торцов марша, веерообразным разворотом ступеней и спиралью поручней. Этот рисунок динамичен, и постоянно изменяется по мере движения человека.

В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень активным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по световому и цветовому тону. В композиционном отношении линейная форма, усиленная цветом во взаимодействии с тусклым фоном, может активно выявлять структуру пространства, фиксировать внимание на структурных элементах, формирующих интерьер, для направления зрительного движения членить поверхности подчеркивать ритм и масштаб. Выбор ее цвета определяется самим характером линейной формы, тем, что она выражает, ее значением в композиции.

Узкие, но ярко окрашенные выступы дверных коробок, обрамляющие полотна многочисленных дверей в коридорах, создают эффект цветовой новизны и подчеркивают ритм их размещения.

Весьма впечатляющи тонкие оконные переплеты из анодированного черного и золотистого металла в сочетании с большими нерасчлененными плоскостями полированного стекла.

Тонкая цветовая или черная линия может использоваться для членения цвета. Черный контур хорошо подчеркивает очертание цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкасании и одновременно облегчает их гармонизацию; препятствует взаимному контрастному окрашиванию; в роли контурной сетки придает композиции плоскостной характер; допускает любые сочетания цветов подобно витражу.

Выбирая цвет в соответствии с особенностями геометрического вида формы, в каждом конкретном случае нужно учитывать свойства материала, функцию и общее композиционное решение, отдавая предпочтение главному в данном случае фактору.

Так, поручень лестницы должен выглядеть теплым и гладким. Если он выполнен из дерева, его нельзя окрашивать в слишком насыщенные или несвойственные дереву цвета, скажем, в зеленый или синий.

Цвет в интерьере часто играет и серьезную функциональную роль. Например, ступени и особенно их кромки необходимо окрашивать в хорошо различимые цвета, чтобы пользующиеся лестницей люди не спотыкались. Цвет плинтусов и цоколей должен быть обязательно увязан с цветом пола и т п.

Часть 2.

По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.

library.stroit.ru

Цветовое решение гостиной | Школа Studyas.com

Категория: Цвет в интерьере

Здравствуйте уважаемые посетители школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я расскажу вам о цветовом решении гостиной. Вы узнаете основные правила цветового оформления гостиной и по каким законам происходит подбор того или иного цветового решения для этой комнаты.

Не устану повторять вам вновь и вновь, что цветовое решение гостиной разрабатывается последовательно, и только после предварительно проведённой планировки гостиной, исходя из наиболее рациональной последовательности этапов дизайна интерьера.

Цветовое решение гостиной

При организации цветового решения гостиной необходимо учесть целый ряд факторов, влияющих на выбор цвета интерьера этой комнаты. В первую очередь, необходимо учесть ориентацию гостиной на сторону света, затем габариты помещения гостиной и, наконец, её стиль.

Итак, начните с определения ориентации своей гостиной на сторону света, и у вас уже появится первая подсказка, какие цвета нужно использовать в цветовом решении гостиной. В комнатах, которые выходят на северную сторону не рекомендуется использовать холодные цвета: синий, фиолетовый, зелёный и их оттенки. Так как помещения на северной стороне не имеют солнечного света и приобретают и без того холодный, синий оттенок. Также, по этим соображениям, не рекомендуется в таких комнатах использовать и чистый белый цвет. Для помещений с северной ориентацией хорошо подойдут тёплые цвета: жёлтый, красный, оранжевый и их оттенки.

Тёплая цветовая гамма интерьера

Подойдёт и белый цвет с добавлением (подмешиванием) в него тёплых цветов и оттенков, а также бежевый или коричневый цвет.

Бежевая цветовая гамма интерьера гостиной

Если вам всё же захочется использовать в комнате с северной ориентацией холодные оттенки цветов, то используйте эти цвета в деталях, это позволит вам внести необходимые цветовые акценты и значительно обогатят цветовое решение интерьера вашей гостиной в целом.

Цветовые акценты в интерьере гостиной

Для комнат с южной ориентацией используйте наоборот холодные оттенки цветов.

Сереневый цвет в интерьере гостиной

Этот приём позволит "охладить" это помещение, избалованное лишним солнечным светом. В комнате с восточной или западной ориентацией можно использовать любые оттенки цветов.

С другой стороны, при выборе цвета и разработке цветового решения для гостиной необходимо учесть ещё одно не менее важное свойство цвета: цвета интерьера имеют свойства зрительно трансформировать пространство комнаты. Например, холодные цвета и оттенки зрительно удаляют предметы, окрашенные в них, тёплые цвета и оттенки, наоборот – приближают.

Это свойство цвета профессиональные архитекторы и дизайнеры всегда используют в своих работах. Также поступайте и вы, если вы выбираете цвета для своей гостиной, то учитывайте их свойства, описанные чуть выше, и не применяйте, например, теплые цвета в очень маленькой комнате, чтобы избежать её, ещё большего, зрительного уменьшения.

Как известно, цвета также способны влиять и на эмоциональное состояние людей. Яркие тёплые цвета придают бодрость; их выгодно применять в комнате для активных занятий.

Яркая цветовая гамма в интерьере гостиной

Холодные цвета придают комнате спокойствие и умиротворённость.

Холодная цветовая гамма интерьера гостиной

В любом случае, ограничьте себя в выборе только тремя цветами (правило трёх цветов). При этом используйте один цвет в качестве основного, два других в качестве деталей. Выбрав основной цвет с учётом ориентации помещения на сторону света и габаритов комнаты, подберите цвета для пола, мебели и аксессуаров.

Чтобы правильно подобрать гармоничные друг к другу цвета, используйте для этой цели гармонизаторы "цветовой круг" и "цветовой квадрат". Выбранные цвета и составят цветовую гамму интерьера вашей гостиной. Вы можете использовать контрастную или

Контрастная цветовая гамма интерьера гостиной

 нюансную цветовую гамму интерьера гостиной.

Нюансная цветовая гамма интерьера гостиной

На этом наш урок по правилам цветового решения гостиной подошёл к концу. Если у вас возникли какие-либо вопросы, касающиеся темы сегодняшнего урока, можете задать их в своих комментариях к этой статье. До скорых встреч на следующих уроках нашей школы studyas.com. 

Поделитесь со своими друзьями:

Добавить комментарий

studyas.com

Цветовое решение интерьера. Часть 1

Повышение жизненного уровня, требований к своему жилью создают совершенно новую ситуацию – миллионы людей более не могут быть удовлетворены отделкой интерьеров, сводящейся к оклейке первыми встреченными бумажными обоями и белой окраске потолков. Это вызывает огромный массовый интерес к проблемам и решениям дизайна интерьера, появление новых журналов и сайтов по этой теме. Одна из ключевых составляющих проекта интерьерного дизайна – разработка его цветового решения.

Цветовое решение интерьера оказывается необходимым всегда, вне зависимости – проводится ли минимальный декоративный ремонт или масштабная реконструкция, оформляется ли новое здание, или хозяйка вешает новую штору. Любой элемент интерьера имеет свой цвет и вносит вклад в производимое им впечатление.

Оптимизация цветового решения интерьера – самый общедоступный путь повышения эстетичности интерьера. Для него не нужно проводить перепланировок, заново размещать оборудование, укладывать отделочный камень и дорогую керамическую плитку. Эстетичность интерьера может достигаться всего лишь грамотным применением краски нужного тона и эквивалентных по своей стоимости отделочных материалов.

И, наконец, цвет интерьера оказывает самое ощутимое психологическое и физиологическое действие на человека, на условия жизни людей, облегчая или усложняя их. В зависимости от той или иной окружающей цветовой гаммы, человек может длительно сохранять активный позитивный настрой, либо быстро прийти к нервному расстройству. Кроме того, он может по-разному воспринимать окружающие звуки и температуру. Цветность весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние. Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости. В светлом, цветном и ярком окружении особенно нуждаются дети. Другой крайностью была бы цветовая перегрузка интерьера – хаотичное, беспорядочное, утомительное и неорганизованное многоцветие.

Неисчерпаемость возможностей цвета, с таким успехом используемая во всех видах искусств, порой наталкивает на мысль, что в архитектуре цвет используется еще недостаточно, несмотря на то, что применение цвета в архитектуре имеет давние традиции. История знает множество ярких примеров прямой и наглядной связи цвета с архитектурными решениями, глубокого понимания его художественной роли, удивительной гармонии цветовых сочетаний при создании архитектурных образов. Одним примеров высокопрофессионального, но в тоже время – общедоступного и привычного интерьера являются станции метро. Их создатели сумели превратить узкое, подземное сооружение в светлое, иллюзорно открытое и просторное помещение, где посетители чувствуют себя очень комфортно.

Цвет в композиции интерьера

Интерьер, замкнутое пространство – специфическая светоцветовая среда, не похожая па пленер. В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации. А цветной фон природы всегда гармоничен, здесь возможна чистота тонов, немыслимая в интерьере. Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. «Дисциплинировать» такое многоцветие не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний. Цвет в интерьере рассматривается на близком расстоянии, иногда вплотную. В интерьере необходима эмоциональная насыщенность среды – там источники эстетических переживаний нужно программировать и создавать.

Интерьер не просто окрашивают или оформляют, а задумывают в цвете. Цвет через материал-цветоноситель органически связан с архитектурно-пространственной формой и непосредственно участвует в ее создании.

Цветовые средства композиции

Цвет, в том числе и в интерьере, обладает множеством характеристик, которые по общим признакам можно объединить в две группы. К первой группе относятся основные свойства цвета, вторая включает свойства, обусловливающие его психофизиологическое воздействие.

Цветовой тон – первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света. Именно его называют – красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Создавая нужное впечатление, тона преобразуют, меняя яркость, чистоту, фактуру, насыщенность краски, добавляя иные пигменты и тона.

Яркость. В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого. Белый цвет почти обязательно присутствует в интерьере, как цвет потолка, переплетов, откосов. Осветление интерьера повышает освещенность, выявляет тонкие оттенки. Черный цвет применяется относительно редко – для расстановки акцентов. Серые цвета очень популярны как спокойный, нейтральный фон стен.

Чистота и насыщенность цвета – близость цвета к чистому спектральному, без примесей белого или черного. В красках – процентное содержание чистого хроматического пигмента.

Фактура поверхности. В интерьере нельзя говорить о цвете вообще, безотносительно его материалу. Совершенно по-разному воспринимаются черный полированный камень и черное сукно, красный бархат и красная бумага. Их резко отличает фактура – мера гладкости и отражающих свойств материала. Изменение фактуры полностью меняет вид материала – полировка камня, пропитка паркета мастикой. Различают три вида фактур.

  • Матовая поверхность – мелкопористая, шероховатая, равномерно рассеивающая свет. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т.д.
  • Глянцевая, бликующая поверхность. Это фактура эмали, лака, линолеума, пластмассы, кафеля. Ей присущ и своеобразный шелковый блеск.
  • Блестящая поверхность – отражающая окружающие предметы. Это фактура стекла, зеркала, полированного камня и металла.

Присутствие в интерьере больших блестящих поверхностей придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует его. Необходимый минимум цветовых впечатлений в спокойном интерьере офиса может реализоваться введением цветовых элементов, живописных полотен.

Свойства цветов

Цвет иллюзорен при его зрительном восприятии, безгранично изменчив в зависимости от окружающей обстановки, от освещения, соседства других цветов, местоположения, фактуры, величины окрашенной площади, расстояния до наблюдателя, времени воздействия на него. Изменяясь сам, цвет меняет и восприятие среды – зрительно сокращает или удлиняет помещение, подчеркивает или скрадывает объемность форм, выделяет или скрадывает, вызывает ощущение теплоты, сухости, холода или влаги.

Многочисленные исследования психологов показали, что одни и те же цвета и их сочетания вызывают у людей близкие, объективно действующие эмоциональные реакции. Восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим характером, вызываемыми ассоциациями и общепринятой символикой.

Главная характеристика цветов – их активность. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь – красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Описание психологического действия цветов, их символики приведено в отдельной статье. При этом нужно учитывать, что воздействие цвета отчасти субъективно и зависит от окружения (черный цвет стен ассоциируется с трауром, черный цвет автомашины – с благородством). Кратко основные психологические свойства цветов сведены в таблицу 1.

Таблица 1
Характе-ристика цветов по ассоциации / Цвета теплые холод-ные легкие тяже-лые отсту-пающие высту-пающие возбуж-дающие угнета-ющие успокаи-вающие
Спектральные:
красный + + + +
оранжевый + + +
желтый + + + +
желто-зеленый + + +
зеленый + + +
зелено-голубой + + + +
голубой + + + +
синий + + +
фиолетовый + + + +
пурпурный + + + +
Ахроматические
белый +
светло-серый +
темно-серый + +
черный + +

Среди ахроматических выступают как более броские белый и черный. Отступают серые. Иллюзорное расположение цветных поверхностей, связанное с их пространственными свойствами, может быть изменено заменой фактур. Всегда, когда в композиции используются пространственные свойства цветов, необходимо учитывать взаимозависимость всех характеристик – броскости, фактурности, весомости, взаимного местоположения в пространстве.

Цветовые закономерности композиции

Придать стройность и порядок хаосу цветов и предметов, соответственно задаче управлять ими можно, лишь опираясь на цветовые закономерности композиции. При этом отбор используемых средств сугубо индивидуален.

В интерьере цвета воспринимаются не сами по себе, а как свойства реальных предметов. Однако существуют и природные закономерности абстрактных цветосочетаний. Реализуя проект, их нужно рассматривать, в первую очередь, переходя от цвета и цветосочетании, цвета и света, цвета и объёмных форм, к цвету и материалу, цвету и функции. В целом цветовая композиция занимает свое место, как часть архитектурной композиции с ее закономерностями – отношениями и пропорциями, ритмом, контрастом, нюансом, масштабностью, соразмерностью и соподчиненностью.

Структурные закономерности сочетаний цвета

Главное условие гармонии – упорядоченный, целостный характер сочетания цветов, определяемый их структурными закономерностями.

Как правило, в интерьере главное соотношение цветов – цвета ограждающих поверхностей, иные – дополнительные и соподчиненные. Возможны простые и сложные соотношения, где мера сложности зависит от количества сочетаемых цветов, их характеристик, управляющих ими закономерностей. Важна также форма сопоставления цветных поверхностей:

  1. Непосредственное касание локальных цветов на четко различимой границе
  2. Сопряжение с размытой границей как радуга, многоцветность неба и моря, градации цвета, обусловленные рассеянным освещением.
  3. Соприкасание с разделяющим контуром, как в цветных витражах.
  4. Сопоставление фигуры и фона с четкой или размытой границей (самый распространенный случай). В интерьере такие сопоставления наиболее важны практически.
  5. Загораживание друг друга цветными плоскостями, не имеющими общей границы (анфилада помещений, видимая сквозь дверные проемы).
  6. Сопоставление цветов, не имеющих общей границы, но воспринимаемых одновременно.
  7. Сопоставление цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих одновременно в поле зрения.
  8. Особые случаи – смешение цветовых точек, полос, переплетение сеток.

Поиск системы гармоничных соотношений цвета опирается на свойства композиции и закономерности цветосочетаний – контраст цветов; гармонию рядов; условия объединения и расчленения цветов; цветовую гамму и тональность; особенности восприятия цветосочетаний.

В достижении целостного и гармоничного соотношения цветов по их основным свойствам большую роль играют общие закономерности архитектурной композиции: тождество, подобие, метр, ритм, симметрия, асимметрическое равновесие, контраст, нюанс. Они управляют соотношениями цветовых тонов, светлоты, чистоты, насыщенности, фактурности, пространственными, весовыми и температурными свойствами, а также взаимным местоположением цветных элементов.

Участок сетчатки быстро привыкает к интенсивному цвету, так что цвет этот как бы сереет. Поэтому интерьеры оформляют в средне и малонасыщенных цветах; при использовании для основных поверхностей насыщенных цветов их сочетают с дополнительными цветами, восстанавливающими чувствительность сетчатки. Самым утомительным является фиолетовый цвет, за ним – синий и красный, самый благоприятный – зеленый. Явление привыкания зрения к интенсивному цвету создает эффект последовательного контраста (в отличие от одновременного при непосредственном взаимодействии цветов). Контрасты – очень эффективный инструмент, позволяющий обогащать композицию, используя цвет в разном соседстве. Последовательным контрастом можно повысить активность малонасыщенных цветов в помещениях, воспринимаемых последовательно. Для этого достаточно соседствующие интерьеры решить в дополнительных или близких к ним цветовых тонах. Решая два или несколько соседствующих помещений в одинаковых или близких цветовых тонях, можно понизить активность насыщенных цветов.

Равноступенный ряд по цветовому тону, яркости, чистоте и насыщенности – это простейшая закономерность, основанная изменении одной из характеристик цвета. Ряд из цветовых тонов, плавно переходящих друг в друга, расположенных строго последовательно в порядке спектра и замкнутый в виде круга – называют цветовым кругом. Он признается всеми исследователями как первооснова и даже символ цветовой гармонии, служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины контрастов, нюансных и контрастных гармоний, делению цветов по «температурному» и «весовому» признаку.

При смешении двух дополнительных тонов (т.е. расположенных противоположно в круге и при смешении создающих серый цвет) образовываются дна ряда: однотональный по чистоте и насыщенности с переходом от цветового тона к серому; двухтональный переходом от одного дополнительного цветового тона до другого, через серый промежуточный. Ряд между двумя не дополнительными тонами будет, соответственно, трехтональным. Ряд, образованный цветовыми тонами разной яркости, лежит перпендикулярно цветовому кругу.

Объединение цветов – первый шаг к поиску гармонии. Цвета могут объединяться, обладая общими признаками: размещением, близостью характеристик, подобием тонов, чистоты, насыщенности, фактуры, ассоциаций и воздействия. При сочетании одни будут восприниматься как фигура, другие – как фон. Иногда цвета объединяются по одному свойству и одновременно расчленяются по другому.

Эстетика цвета требует, прежде всего, выразительности цветовых контрастов, их значимости в композиции. Контраст может создаваться:

  • по яркости тона – между светлым и темным;
  • по цветовому тону – между цветом и его дополнительным;
  • по насыщенности – насыщенный хроматический и ахроматический цвет;
  • по чистоте – от чистого цветового тона к темно-серому;
  • по фактурности – между матовым и блестящим; по ассоциациям:
  • пространственным – выступающие / отступающие цвета;
  • температурным – теплые / холодные цвета;
  • весовым – легкие / тяжелые цвета; по активности воздействия – активные / пассивные, возбуждающие / угнетающие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрастов по другим характеристикам, причем общая степень контрастности соотношения цветов определяется суммарным значением всех видов контрастов. В зависимости от различия характеристик возможны большой, средний и малый контрасты. Величина цветового контраста исчисляется расстоянием между тонами по цветовому кругу, так большой контраст соответствует углам 110 до 180 градусов круга.

Цветовая гамма и тональность

Цветовая гамма – это совокупность цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. В любом интерьере, прежде всего, важна цветовая гамма основных поверхностей. В целом цветовая тональность композиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности. Тональное объединение цветов создает целостность сочетания, исключает хаотичность и пестроту. На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Общая тональность гаммы достигается:– составлением гаммы оттенков одного цветового тона разной яркости и насыщенности;– близостью по цветовому тону всех цветов гаммы;– решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по площади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;– количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;– оптическим смешением различных цветовых тонов, в том числе и полярных;– созданием гармоничной системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов.

Психологическое воздействия сочетаний цвета

Ранее упоминалось психологическое восприятие отдельных цветов. Однако фактически человек всегда воспринимает сложную цветовую среду, не отдельные цвета, а их сочетания. Воздействие контрастов на человека может быть столь значительно, что иногда его приходится нормировать. Большие контрасты вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. При их избытке возникает ощущение пестроты, крикливости или резкости сочетаний.

Малые контрасты образуют спокойные, малоактивные, целостные сочетания, вызывающие чувство единства. Близость характеристик сочетаемых цветов действует объединяюще. Малый контраст по светлоте делает менее заметными членения поверхности и границы плоскостей, усложняет восприятие объемности формы.

Сочетание двух не дополнительных цветов при среднем и малом контрасте по цветовому тону имеет свои особенности. Например, сочетание светло-зеленого и синего вызывает чувство пассивности и холода; желтого и красного – радости; красного с золотым – торжественности, значимости; красного и синего – динамичности; красного и фиолетового – беспокойства; красного и желто-зеленого – активности; желтого и желтовато-зеленого – свежести; желтого и сине-зеленого – успокоенности.

Очень активно воспринимаются сочетания цветных тонов с ахроматическим (черно-серо-белым) тоном. Сочетание красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строго; красного и белого – дисгармонично; желтого и черного – броско; желтого и белого – вяло, мягко, неброско; синего и черного – мертвенно; синего и белого – прохладно, чисто; синего и серого – строго.

Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый цвет рядом с холодным кажется еще теплей. Холодный цвет в сопоставлении с более холодным теплеет, а с менее холодным становится еще холодней. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, а, располагаясь над легким, вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.

Цвет и свет

Свет и цвет нераздельны, сам интерьер – пространство, ограниченное освещенными цветными поверхностями и их свойства – цветовой тон, светлота, насыщенность, чистота, фактурность, психологическое воздействие цвета и интерьера в целом полностью зависят от освещения. Свет определяет восприятие цвета и цветосочетаний, но и цвет влияет на освещенность. Эстетические упущения в организации освещения могут зрительно деформировать или полностью разрушить архитектурную форму, исказить цветовое решение.

Основной естественный источник белого света – прямые солнечные лучи и атмосфера (диффузное освещение). Главная особенность белого света – непостоянство спектра и яркости.

Проходящие через окна прямые солнечные лучи создают в интерьере определенный психологический тонус, приподнятое, радостное настроение, разнообразят цветовую среду помещения, вызывают живописную игру оттенков, света и тени, яркие блики и цветные рефлексы. Вносят веселый беспорядок в цветовую гармонию и искажают в силу сильных световых контрастов восприятие соотношения цветов, образовывают резкие светотени, чрезмерно подчеркивающие объемность предметов. Этот постоянно меняющийся, трудно управляемый мир зависит от движения солнца в течение светового дня по часам и минутам, времени года, географической широты, климатических особенностей погоды и множества причин. Рассеянный дневной свет имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не создает густых теней, выявляя подлинную форму пространства.

Главное преимущество искусственного белого света (от ламп накаливания и газоразрядных ламп) – стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения интерьера. Недостаток ламп накаливания – преобладание в их спектре желтых лучей.

Обычно при свете ламп накаливания теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) – светлеют; тепло-зеленые не изменяются; холодные (зеленые, голубые, синие и фиолетовые) – темнеют; темно-синие становятся трудноотличимы от черных, светло-желтые – от белых. Неразличимы также сочетания светло-желтого с белым, холодного зеленого с голубым. Сочетание желтого с голубым может выглядеть как сочетание желтого с зеленым.

Однако и само естественное освещение в разных условиях различно по спектральному составу и, следовательно, обладает различным оттенком белого цвета – у прямого солнечного света теплый оттенок, а у света, отраженного от северной полусферы неба, – холодный. Свет заходящего солнца – желто-оранжевый, а при определенном состоянии атмосферы огненно-красный. Это необходимо учитывать, подбирая цветовую гамму интерьера.

Мера освещенности – важнейший фактор восприятия интерьера. Впечатление парадности, праздничности, торжественной приподнятости создает освещенность в 150–200 лк. Освещенность в 20–30 лк при любом цветовом решении – угнетающая (как бы ни были прекрасны залы пещер, в темноте там неуютно).

На восприятие цвета очень сильно влияет положение локального светильника, создающего тени и массу градаций освещенности.

Первичный отражатель прямых солнечных лучей или рассеянного света – пол. Поэтому его цветовой тон, светлота, насыщенность и фактура активно воспринимаются, хорошо различимы, играют большую роль в общей освещенности помещения. Темный пол гасит избыток света, светлый – делает свет раздражающим или повышает освещенность при недостаточном ее уровне.

Цветной свет открывает возможности создания интересных цветовых эффектов, совершенно недоступных цвету материалов, пигментов и красящих составов. Назовем некоторые такие эффекты: яркая светоцветовая картина интерьера, воспринимаемая в вечернее время через прозрачный витраж извне, световые подцветки архитектурных форм, струй фонтанов, светоцветовое сопровождение при исполнении музыки, цветные блики и т.д.

Очень важная особенность света-цветоносителя – возможность вариантности при сохранении стабильности, динамической смены, в частности, по специально разработанному режиссерскому плану.

Связь цвета и формы

Выбор цвета для каждой формы, как уже говорилось, многосторонне обусловлен, но кроме этого, цвет может активно содействовать выявлению характерных особенностей формы, либо по необходимости цветом маскировать, изменять, иллюзорно исправлять форму. В частности, цветовое и световое решение интерьера может:

  • особенности и своеобразие пространственной структуры интерьера и его величину;
  • плоскостной или выпукло-вогнутый характер очертания стен, пола и покрытия;
  • степень объемности колонн, простенков, проемов, ниш, мебели и оборудования;
  • линейную форму карнизов, тяг, поручней, обрамлений проемов;
  • членение пространства, ограждающих поверхностей и объемных форм;
  • пластику и выразительность линий сопряжения стен с полом и потолком;
  • соучастие цвета каждой из плоских, линейных и объемных форм в выявлении особенностей пространства.

Цвет и линия

Интерьер полон длинномерных линейных элементов: это плинтусы, поручни, наличники, стыки облицовок, бордюры, переплеты и т.п., некоторые, как филенки и рамки создаются одним только цветом. Многие из них обладают большой эстетической ценностью как самостоятельный элемент и как специфическое средство выражения различных свойств других форм. Таковы – элементы светильников (люстр, бра, торшеров), рисунок барьерных и лестничных поручней, усиленный чистым, насыщенным, сильно контрастным к окружению цветом, с неожиданными сочетаниями прямых и изогнутых, горизонтальных и наклонных линий, образующих энергичные изгибы и пересечения, – воплощение пространственной пластики, выраженной языком линий и обогащенной языком цвета. В этом смысле чрезвычайно характерны винтовые лестницы с их объемно-пространственным ритмическим характером, зубчатой или уступчатой линией торцов марша, веерообразным разворотом ступеней и спиралью поручней. Этот рисунок динамичен, и постоянно изменяется по мере движения человека.

В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень активным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по световому и цветовому тону. В композиционном отношении линейная форма, усиленная цветом во взаимодействии с тусклым фоном, может активно выявлять структуру пространства, фиксировать внимание на структурных элементах, формирующих интерьер, для направления зрительного движения членить поверхности подчеркивать ритм и масштаб. Выбор ее цвета определяется самим характером линейной формы, тем, что она выражает, ее значением в композиции.

Узкие, но ярко окрашенные выступы дверных коробок, обрамляющие полотна многочисленных дверей в коридорах, создают эффект цветовой новизны и подчеркивают ритм их размещения.

Весьма впечатляющи тонкие оконные переплеты из анодированного черного и золотистого металла в сочетании с большими нерасчлененными плоскостями полированного стекла.

Тонкая цветовая или черная линия может использоваться для членения цвета. Черный контур хорошо подчеркивает очертание цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкасании и одновременно облегчает их гармонизацию; препятствует взаимному контрастному окрашиванию; в роли контурной сетки придает композиции плоскостной характер; допускает любые сочетания цветов подобно витражу.

Выбирая цвет в соответствии с особенностями геометрического вида формы, в каждом конкретном случае нужно учитывать свойства материала, функцию и общее композиционное решение, отдавая предпочтение главному в данном случае фактору.

Так, поручень лестницы должен выглядеть теплым и гладким. Если он выполнен из дерева, его нельзя окрашивать в слишком насыщенные или несвойственные дереву цвета, скажем, в зеленый или синий.

Цвет в интерьере часто играет и серьезную функциональную роль. Например, ступени и особенно их кромки необходимо окрашивать в хорошо различимые цвета, чтобы пользующиеся лестницей люди не спотыкались. Цвет плинтусов и цоколей должен быть обязательно увязан с цветом пола и т п.

Часть 2.

По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.

www.mdou34.ru

Цветовое решение интерьера

Поделиться с друзьями: Размер текста: Цветовое решение интерьера

Цвет стен сильно влияет на настроение человека, проводящего в помещении значительное время – считают психологи. А по мнению экспертов, правильно выбранные обои или краска могут сделать уютной практически любую комнату. Секрет достаточно прост: плохо освещенное помещение лучше оформить в ярких и теплых цветах, а для слишком светлой комнаты, наоборот, подойдут холодные цвета.

Цвет - одно из мощных средств воздействия на психическое и эмоциональное состояние человека. От древности до наших дней человек воспринимает цвет как символическую информацию. Даже у разных народов в древности были общие цветовые ассоциации: так синий - это цвет неба, желтый - солнца, а красный - это цвет пламени. А еще не так давно психологи провели интересное наблюдение. Оказалось, что жители Средиземноморья предпочитают яркие, сочные цвета и украшают дома так же ярко, смело, сочетая сочный зеленый с ярко-красным и желтым. Северяне же, привыкшие к приглушенным краскам темной хвои, белого снега и неярких полевых цветов склонны к пастельным интерьерам. Но стремительный темп нашей жизни постепенно стирает эти национальные особенности, и сейчас по цветовым пристрастиям бывает очень трудно определить национальность человека или место, где он живет.

Итак, некоторые правила работы с цветом. Перегруженность окружающего пространства цветовыми пятнами рождает усталость и раздражительность, тем более, если в такой обстановке человеку приходится находиться длительное время. Поэтому, правило первое, создавая дома яркий интерьер, стоит тщательно выбирать и сочеать цвета.

Также очень важно оценить, насколько комфортно вам будет в окружении определенного цвета: ведь выбирая, например, цвет для стен, мы видим небольшой по размеру образец, и надо обладать богатым воображением, чтобы мысленно \"окрасить\" в такой тон все стены. Поэтому, если вы не настолько уверены в собственном воображении, доверьте это тонкое дело специалисту-дизайнеру.

Но если вам все-таки очень хочется украсить дом ярким и модным цветом, можно повесить на стену большой постер, а если хотите остаться в тенденциях моды, то лучше его поставить на пол, к слову, ставить картины сейчас актуальнее, чем развешивать по стенам. Когда цвет вам надоест - постер можно убрать без ущерба для обстановки.

А еще сейчас очень популярен стиль \"маракеш\" – это своеобразное смешение традиционного стиля жилищ коренных жителей Марокко и художественных фантазий европейцев. Для этого стиля характерно буйство ярких красок, а также отделка стен, мебели и других деталей интерьера тонким и сложным цветным орнаментом и арабесками. Но, пожалуй, самый простой и одновременно беспроигрышный стилевой вариант - смесь скандинавской сдержанности и простоты с отдельными яркими деталями. Например, на фоне белых стен - яркая мебель. И, наоборот, на фоне стен яркого цвета светлая или даже белая мебель.

Важную роль в работе над цветом интерьера играет текстиль. Первенство в реализации этой идеи принадлежит англичанам. Именно они, живя в довольно скудной на яркие краски природной среде, придумали способ расцвечивать свою жизнь с помощью яркого текстиля с цветочными мотивами. Светлые шторы с крупными яркими букетами закрывают туман и мелкий дождик за окном, а кресло с красными розами, напоминает ухоженный цветник. Кстати, простой совет: если вы не хотите полностью менять обстановку в доме, можно просто повесить новые шторы на окно, их яркие краски способны сделать привычную обстановку нарядной, что создаст иллюзию новизны.

beauty-women.ru


ремонт квартиры